Протяженность стены. История грандиозного сооружения Китая. Легенды, связанные с нею

Строительство первых участков этого грандиозного объекта началось еще в период Воюющих царств в III веке до н. э. Великая китайская стена должна была охранять подданных Империи от кочующих племен, которые часто нападали на населенные пункты, развивающиеся в центре Китая. Еще одна функция этого грандиозного объекта состояла в том, чтобы четко зафиксировать границы китайского государства и способствовать созданию единой империи, которая перед этими событиями была составлена из множества завоеванных царств.

Строительство Великой китайской стены

Построена Великая китайская стена была достаточно быстро – в течение 10 лет. Во многом этому способствовала жестокость правившего в то время Цинь Ши-хуанди. Для ее строительства были задействованы почти полмиллиона человек, большинство из которых умерло у подножий этого объекта от тяжелого труда и истощения. В основном это были солдаты, рабы и землевладельцы.

В результате строительства Великая китайская стена протянулась на 4000 км и через каждые 200 метров на ней были установлены сторожевые башни. Спустя два века стена была расширена на запад, а также в глубь пустыни, чтобы защитить от кочевников торговые караваны.

Со временем это сооружение утратило свое стратегическое назначение, стеной перестали заниматься, что способствовало ее разрушению. Вторую жизнь Великой китайской стене подарили правители династии Мин, находившиеся у власти с 1368 по 1644 год. Именно в их времена снова начались грандиозные строительные работы по реставрации и расширению Великой .

В результате она протянулась от Ляодунского залива в пустыню Гоби. Ее длина стала составлять 8852 км, включая все ответвления. Средняя высота в те времена достигала 9 метров, а ширина варьировалась от 4 до 5 метров.

Современное состояние Великой китайской стены

Сегодня только около 8% Великой китайской стены сохранили свой первоначальный облик, который был придан им во время правления династии Мин. Их высота достигает 7-8 метров. Многие участки так и не смогли сохраниться до наших дней, а большая часть оставшейся стены разрушается из-за погодных условий, актов вандализма, строительства различных дорог и других объектов. Некоторые участки подвергаются активной эрозии из-за неправильного ведения сельского хозяйства в 50-90-ых годах прошлого века.

Тем не менее, с 1984 года стартовала программа по реставрации этого важного культурного и исторического сооружения высочайшего уровня. Ведь Великая китайская стена до сих поря является архитектурным памятником и местом массового паломничества туристов со всего мира.

Великая Китайская стена — грандиозный архитектурный памятник и самая известная достопримечательность Китая, одно из Новых семи чудес света и объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Длина Великой Китайской стены

Великая Китайская стена протянулась по северным регионам Китайской Народной Республики, через территории 17 провинций: от Ляонина до Цинхая.

С учетом всех ответвлений, измеренных в 2008 году, длина Великой Китайской стены в современном состоянии достигает 8850 — 8851,9 км (5500 миль).

Согласно археологическим исследованиям, результаты которых были обнародованы в 2012 году, историческая длина Великой Китайской стены равна 21196 км (13170,7 мили).

Измерение памятника осложняется тем, что некоторые исторические участки имеют сложную форму, разделены естественными ландшафтными барьерами или оказались частично или полностью размытыми, разобранными местными жителями.

История строительства Великой Китайской стены

Начало строительству Великой Китайской стены было положено в III веке до н. э. — в период Сражающихся (Воюющих) царств (475-221 гг. до н. э.) для защиты от кочевников. При этом технология возведения укреплений применялась и раньше — в VIII-V веках до н. э.

В возведении северных оборонительных стен участвовало население царств Цинь, Вэй, Янь, Чжао, суммарно в работах оказалось задействовано около миллиона человек. Первые построенные участки были глинобитными и даже землебитными — прессовались местные материалы. Для создания общей стены объединены и ранние защитные участки между царствами.

В первом централизованном государстве при императоре Цинь Шихуанди (с 221 г. до н. э.) ранние участки укреплены, достроены, единая стена удлинена, а стены между бывшими царствами снесены: все силы направлены на создание непрерывного укрепления вдоль горной цепи Иньшань для защиты от набегов. В то время общее количество мобилизованных строителей стены достигло почти 2 млн, из-за суровых условий труда и низкой инфраструктуры росла смертность. Строители того времени продолжали использовать примитивные прессованные материалы и высушенные на солнце кирпичи. На отдельных редких участках, по большей части на востоке, впервые начали укладывать и каменные плиты.

Высота стены при столь неоднородном ландшафте местности тоже отличалась на разных ее отрезках. В среднем укрепления возвышались на 7,5 м, с учетом прямоугольных зубцов — около 9 м, ширина составляла 5,5 м внизу и 4,5 м сверху. Составной частью стены стали башни — построенные в то же время на дальности стрелы друг от друга (около 200 метров) и ранние, включенные в стену в случайном порядке. В грандиозной крепостной стене также были предусмотрены сигнальные вышки, башни с бойницами и 12 ворот.

При династии Хань (206 г. до н. э. — III век н. э.) Великая Китайская стена продолжена на запад до Дуньхуана. По оценкам археологов, в этот период было восстановлено и построено около 10000 км укреплений, в которые вошли и новые сторожевые башни на участке пустыни, где требовалась защита торговых караванов от кочевников.

Следующий описанный в исторических источниках период строительства стены — XII век, правящая династия — Цзинь. Однако построенные в это время участки в основном располагались к северу от ранней стены, в пределах китайской провинции Внутренняя Монголия и на территории современной тстраны Монголии.

Сохранившаяся Великая Китайская стена по большей части построена при династии Мин (1368-1644). Для возведения укреплений использовались долговечные каменные блоки и кирпичи, в качестве связующего состава — смесь рисовой каши с гашеной известью. За продолжительное время правления Мин крепостная стена протянулась с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского залива до заставы Юймэньгуань, расположенной на современной границе провинции Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского АО. Эти опорные пункты от моря до пустыни и сейчас обозначаются как начало и конец Великой Китайской стены.

Интересные факты о Великой Китайской стене

  • Туристический участок Бадалин с 1957 года успели посетить более 300 государственных деятелей из разных стран мира. Первым из иностранцев был революционер Клим Ворошилов.
  • С 1999 года ежегодным стал марафон The Great Wall Marathon по оборудованному участку стены. В нем участвует 2500 спортсменов из более чем 60 стран мира.
  • Зрительное различение Великой Китайской стены из космоса — распространенный миф. В настоящее время опровергнуто заблуждение, что стену можно увидеть с Луны невооруженным взглядом. Видимость с земной орбиты до сих пор не подтверждена, фотографии Великой Китайской стены из космоса не могут быть служить доказательствами, так как разрешение используемых камер выше, чем возможности зрительной системы человека.

Участки Великой Китайской стены

Для туристов оборудована и на постоянной основе доступна лишь небольшая часть Великой Китайской стены. На массовый туризм рассчитаны отреставрированные участки вблизи Пекина .

Бадалин

Участок Бадалин построен при династии Мин, комплексно отреставрирован при Мао Цзэдуне. Это первый участок Великой Китайской стены, открытый для свободного посещения. Протяженность — около 50 км. Таким образом, туризм на Бадалине развивается с 1957 года, и сейчас это известный и самый посещаемый участок, в том числе и благодаря своему расположению — всего в 70 км от Пекина, соединен со столицей автобусными и железнодорожными экспрессами.

Входная плата: 45 CNY в период с апреля по октябрь, 40 CNY — с ноября по март.

Часы работы: с 6:40 до 18:30.

Мутяньюй

Это второй приближенный к Пекину (около 80 км от центра города) и тоже весьма популярный участок Великой Китайской стены, длина — 2,2 км. Мутяньюй располагается за районом Хуайжоу, связан с Jiankou на западе и Lianhuachi на востоке. Фундамент этого участка старше Бадалина: первая стена построена еще в VI веке при Северной Ци, на сохранившейся основе строилась стена династии Мин. В 1569 Мутяньюй восстановили, участок отлично сохранился до наших дней, находится в живописном окружении лесов и ручьев. Еще одна особенность Мутяньюй — большое количество лестничных участков.

Стоимость входа — 40 CNY, для пожилых людей от 60 лет и детей ростом 1,2-1,4 м — 20 CNY. Детям ниже 1,2 м — бесплатно.

Режим работы: вторая половина марта — середина ноября с 7:30 до 18:00 (в выходные — до 18:30), остальные дни года — с 8:00 до 17:00.

Симатай

Участок Симатай длиной 5,4 км располагается в 145 км от центра Пекина. В западной части этого отрезка хорошо сохранились 20 сторожевых башен. Восточная стена отличается крутым уклоном, что обусловлено пересеченной местностью со скалами. Общее количество башен в Симатае — 35.

На Симатае меньше реставрационного новодела, но и маршрут сложнее. Особый интерес представляют башни; Небесный мост — участок шириной до 40 см; Небесная Лестница — подъем под углом 85 градусов. Самые экстремальные участки закрыты для туристов.

Входная плата — 40 CNY для взрослого, 20 CNY для ребенка ростом 1,2 — 1,5 м. Бесплатно — детям ниже 1,2 м.

Часы работы (дневные и вечерние смены): апрель—октябрь — с 8:00 до 18:00 и с 18:00 до 22:00; ноябрь — март — с 8:00 до 17:30 и с 17:30 до 21:00 (в выходные — до 21:30).

Губейкоу

В основном «дикий» и не восстановленный отрезок стены в районе Губейкоу в 146-150 км от Пекина. Построен при династии Мин на фундаменте древней стены VI века, с XVI века больше не перестраивался, сохранил аутентичный облик, хотя и не столь впечатляющий, как на Симатае и Джиншалине.

Городом Губейкоу стена в этом районе разделена на две части — Wohushan (4,8 км, главная достопримечательность — «Башни-сестры») и Panlongshan (около 5 км, примечательна «24-глазая башня» — с 24 наблюдательными отверстиями).

Входная плата — 25 CNY.

Часы работы: с 8:10 до 18:00.

Джиншалин

Располагается в горном районе уезда Луаньпин, в 156 км от центра Пекина по автодорогам. Джиншалин связан с Симатаем на востоке и Мутяньюем на западе.

Длина стены Джиншалина — 10,5 километров, она включает 67 башен и 3 сигнальные вышки.

Начальный участок стены отреставрирован, но ее общее состояние близко к естественному, постепенно ухудшается.

Плата за вход: с апреля по октябрь — 65 CNY, с ноября по март — 55 CNY.

Хуанхуачен

Хуанхуачен — единственная приозерная часть Великой Китайской стены в окрестностях Пекина. Расстояние от центра города — около 80 км. Это интересный хайкинговый маршрут, особенно живописный летом. Стена у озера Хаоминь строилась с 1404 года на протяжении 188 лет. Сейчас этот отрезок достигает 12,4 км, местами сегменты каменной кладки стены погружены в воду.

Плата за вход — 45 CNY. Детям до 1,2 м — бесплатно.

Часы работы: с апреля по октябрь в будни — с 8:30 до 17:00; в выходные 1 — 7 мая и 1 — 7 октября — с 8:00 до 18:00; с ноября по март — с 8:30 до 16:30.

Перевал Хуанья

Хуаньягуан, или перевал Хуанья, построен вдоль гор, протянулся на 42 км от General Pass в Пекине до Malan Pass в Хэбэе, изначально включал 52 сторожевые башни и 14 сигнальных вышек. Однако из-за отсутствия ремонта большая часть этой стены разрушена. С 2014 года удалось отреставрировать около 3 км сооружения и 20 башен. В числе достопримечательностей — Вдовья башня, древняя часть стены эпохи династии Северная Ци в конце лестницы Ханья Скай, а также Музей Великой Стены.

Расстояние до Хуаньягана от центра Пекина — около 120 км.

Входная плата — 50 CNY. Детям до 1,2 м — бесплатно.

Открыто для туристов с 7:30 до 18:30.

Шаньхайгуань

Знаковая часть стены: именно здесь находится один из ее концов — «Голова дракона», уходящая в Желтое море. Располагается в 15 км от Циньхуандао и в 305 км от Пекина.

План крепости Шаньхайгуань имеет форму квадрата периметром около 7 км (4,5 мили) с воротами на каждой стороне. Восточная стена была главной линией обороны перевала, известна как «Первый проход под небом».

Вход в Старый город в крепости, музей Великой Китайской стены — бесплатно. «Первый проход под небом» — 40 CNY летом, 15 CNY зимой.

Режим работы — с 7:00 до 18:00 в период май — октябрь, с 7:30 до 17:00 с ноября по апрель. Музей работает с 8:00 до 17:00.

Участки стены из фиолетового мрамора

Крепостные сооружения из фиолетового мрамора в составе Великой Китайской стены считаются самыми прочными и красивыми. Они возведены из мрамора, добытого на местных месторождениях. Два участка находится близ города Цзянъань, еще один — в горах Янышан. Проверить информацию на практике едва ли получится: перечисленные стены закрыты для массового туризма.

Как добраться до Великой Китайской стены

Самый доступный в транспортном отношении участок — Бадалин. Однако самостоятельно можно добраться и до других сохранившихся частей Великой Китайской стены.

Как добраться до Великой Китайской стены из Пекина

Из Пекина в Бадалин доехать получится на транспорте:

  • автобусах № 877 (экспресс от остановки Deshengmen, 12 CNY);
  • общественном автобус № 919 (едет дольше, с остановками, нужно уточнять, довезет ли до Бадалина;
  • на поезде S2 от станции Huangtudian, затем на бесплатном автобусе до станции канатной дороги Бадалина;
  • на специальных туристических автобусах: от остановок Qianmen, East Bridge, Xizhimen Gate, ж/д вокзала Пекина .

Из аэропорта Пекина до Великой Китайской стены (Бадалина) добраться получится с пересадкой (метро/автобус + автобус либо метро/автобус + поезд) либо воспользовавшись трансфером — подобных предложений достаточно как для групп, так и для индивидуальных путешественников.

Транспорт до стены Мутяньюй из Пекина (с пересадкой):

  • от станции Dongzhimen на автобусе № 916 (экспресс либо обычный) до Huairou North Avenue (Huairou Beidajie);
  • пересесть на трансферный автобус h23, h24, h35, или h36 до Мутяньюй.

Транспорт из Пекина до стены Симатай (с 1 пересадкой):

  • автобус № 980 / 980 Экспресс (соответственно 15 / 17 CNY) от Dongzhimen до автобусной станции Miyun;
  • далее — на автобусе Mi 37, Mi 50 или Mi 51 (8 CNY) до деревни Симатай.

Чтобы доехать до Губейкоу из Пекина, нужно сесть на автобус-экспресс № 980 от Dongzhimen до автостанции Miyun, затем добираться на автобусе Mi 25 до пункта назначения.

Джиншалин из Пекина:

  • на метро (линия 13 либо 15) до West Wangjing, затем на туристическом автобусе до места назначения (отправляется в 8:00 и возвращается в 15:00, проезд 32 CNY); актуально только в сезон с апреля по 15 ноября;
  • от Dongzhimen на автобусе № 980 до Miyun County, затем самостоятельно (с попутчиком, на прокатном авто, такси) до Джиншалина.

Хуаньягуан из Пекина:

  • на междугороднем автобусе до Цзичжоу (30-40 CNY), затем на местном чартерном микроавтобусе до Ханьягуана (25-30 CNY);
  • поезд до Цзичжоу от Восточного ж/д вокзала Пекина (14,5 CNY), затем на чартерном микроавтобусе.

Транспорт из Пекина до Великой Китайской стены на участке Хуанхуачен :

  • от Dongzhimen на специальном экскурсионном автобусе, курсирующем в пиковый сезон с апреля по октябрь (в выходные и праздничные дни). Приобретать нужно билет туда-обратно — Huanghuacheng Lakeside Great Wall за 80 CNY;
  • от Dongzhimen на автобусе 916 или 916 экспресс до автовокзала Хуайжоу, затем на автобусе H21 до Small West Lake.

Чтобы добраться до участка Великой Китайской стены Шаньхайгуань из Пекина, нужно сесть на поезд до станции Shanhaiguan, затем пройти пешком. Расписание поездов — на сайте .

Трансфер, такси из Пекина

До близких и самых популярных участков стены удобно будет заказать трансфер:

Поиск трансферов из Пекина

Показать трансферы в Пекин Мутяньюй

Видео «Великая Китайская стена HD»

Восток - дело тонкое. Так сказал Верещагин в легендарном «Белом солнце пустыни». И он оказался, как никогда, прав. Тонкая грань между реальностью и загадочностью китайской культуры побуждает туристов отправляться в Поднебесную, дабы разгадать тайны.

На севере Китая, вдоль извилистых горных троп, возвышается Великая Китайская стена - одно из самых известных и необычайных архитектурных сооружений мира. Хотя бы раз каждый из мало-мальски заинтересованных в истории людей искал, как выглядит Великая Китайская стена на карте, и так ли она величественна.

Начало Великой Китайской стены - у города Шаньхайгуань провинции Хэбэй. Длина Великой Китайской стены, с учетом «веток», достигает 8851, 9 км, но если измерить по прямой, то протяжённость составит около 2500 км. Ширина колеблется по разным подсчётам от 5 до 8 метров. Учёные утверждают, что строилась она с расчётом, дабы патруль из 5 конников с лёгкостью мог проехать по ней. Поднимаясь в высоту до 10 метров, защищённая смотровыми башнями и бойницами, стена ограждала восточную державу от нападений кочевых народов. Конец Великой Китайской стены, минующей даже окрестности Пекина, расположился в близи города Цзяюйгуань провинции Ганьсу.

Строительство Великой Китайской стены - исторический подход

Историки всего мира сошлись во мнении, что Великую Китайскую стену начали строить приблизительно в III веке до нашей эры. В силу военных исторических событий, глобальная стройка прерывалась и меняла руководителей, архитекторов и подход к ней в целом. На этой почве до сих пор ведутся споры на тему: кто построил Великую Китайскую Стену?

Архивы и исследования дают повод считать, что Великая Китайская стена начала создаваться по инициативе императора Цинь Ши-хуанди. К столь кардинальному решению правителя подтолкнул период Воюющих царств, когда в ходе длительных сражений 150 государств Поднебесной Империи сократились в 10 раз. Повышенная опасность кочующих варваров и захватчиков пугала Императора Циня, и он поручил полководцу Мэн Тяну возглавить масштабное строительство века.

Не взирая на плохие горные дороги, ухабы и ущелья, первые 500 рабочих направились к северной части Китая. Голод, недостаток воды и тяжёлый физический труд изматывали строителей. Но, по всей восточной строгости, несогласных жестоко наказывали. Со временем количество рабов, крестьян и солдат, которые строили Великую Китайскую стену, увеличилось до миллиона человек. Все они трудились сутками напролёт, выполняя указание Императора.

В ходе строительства использовались прутья и тростник, скрепляемые глиной и даже рисовой кашей. Местами попросту трамбовалась земля или создавались насыпи из гальки. Пиком строительного достижения того периода стали глиняные кирпичи, которые тут же высушивались на солнце и выкладывались ряд за рядом.

После смены власти, начинания Циня продолжила династия Хань. Благодаря их содействию, в 206-220 г. до н.э., стена протянулась еще на 10 000 км, а на определённых участках появились сторожевые башни. Система была такова, что с одной подобной «вышки» можно было увидеть две стоящие рядом. Таким образом и осуществлялась коммуникация между стражниками.

Видео - История строительства Великой Китайской стены

Вступившая на трон династия Мин, начиная с 1368 года, заменила часть износившихся и не особо крепких стройматериалов на прочный кирпич и массивные каменные блоки. Так же, при их содействии, в районе нынешнего города Цзяньань стена была отреставрирована фиолетовым мрамором. Это изменение коснулось и отрезка вблизи Яньшань.

Но не все правители Китая поддерживали эту задумку. Династия Цин, придя к власти, попросту забросила строительство. Императорская семья не видела целесообразности в каменной глыбе на окраине государства. Единственная часть, о которой беспокоились - возведённые ворота вблизи Пекина. Их использовали по прямому назначению.

Лишь спустя десятки лет, в 1984 году, власти Китая решили восстановить Великую Китайскую стену. С мира по нитке - и строительство закипело вновь. На деньги, собранные от неравнодушных спонсоров и меценатов всего мира, заменили разрушенные каменные блоки в нескольких участках стены.

Что нужно знать туристу?

Начитавшись учебников истории и насмотревшись фотографий, вы можете ощутить непреодолимое желание поехать и, испытав себя, забраться на Великую Китайскую стену. Но прежде чем воображать себя Императором на вершине каменного массива, нужно учесть несколько моментов.

Во-первых, не так просто. Загвоздка не только в объёме бумажной волокиты. Вам придется сдать копии обоих паспортов, анкету, фотографии, копии билетов в оба конца и копию брони из гостиницы. Также, в у вас затребуют справку с места работы, где ваша заработная плата не должна быть ниже 5000 гривен. Если же вы безработный, у вас должна быть справка из банка о состоянии личного счёта. Обратите внимание - на нём должно быть не меньше 1500-2000 долларов. Если же вы собрали все необходимые бланки, копии и фотокарточки, то вам предоставят визу сроком до 30 дней без возможности продления.

Во-вторых, планировать визит на Великую Китайскую стену желательно заранее. Стоит определиться, до чуда архитектуры и как проводить там время. Можно поехать из гостиницы к стене самостоятельно. Но лучше заказать спланированную экскурсию и действовать по плану, предоставленному гидом.

Самые популярные экскурсии, которые предлагают в Китае, доставят вас к нескольким открытым для посещения участкам стены.

Первый вариант - участок Бадалин. За экскурсию придётся заплатить около 350 юаней (1355 гривен). За эти деньги вы не только осмотрите стену и поднимитесь на высоты, но и посетите гробницы той самой династии Мин.

Второй вариант - участок Мутяньюй. Здесь цена достигает 450 юаней (1740 гривен), за которую после посещения стены вас отвезут в Запретный город, величайший дворцовый комплекс династии Мин.

Также, есть масса разовых и сокращенных экскурсий, в контексте которых вы можете либо пешком пройти по сотням ступенек Великой Китайской стены, либо прокатиться на фуникулёре, либо попросту полюбоваться на живописный вид с вершин башен.

Что еще интересного стоит знать о Великой Китайской стене?

Великая Китайская стена, как впрочем всё в Поднебесной, окутана легендами, поверьями и загадками.

Среди китайского народа ходит легенда, что ещё в начале возведения стены влюблённая Мэн Цзянуй проводила новоиспечённого мужа на строительство. Однако, прождав его три года, она не выдержала разлуки и отправилась к стене, дабы повидаться с любимым и передать ему теплую одежду. Вот только пройдя сложный путь, у стены она узнала, что супруг умер от голода и тяжёлого труда. Сокрушённая горем, Мэн упала на колени и зарыдала, от чего часть стены осыпалась вниз, а из-под камней показалось тело погибшего супруга.

Такие легенды местные жители подкрепляют поверьями. Они верят, что, приложив ухо к камням стены, можно услышать стоны и плач тех рабочих, которых похоронили во время строительства Великой Китайской стены.

Видео - Завораживающая Великая Китайская стена

Другие рассказчики уверяют, что массовые захоронения рабов-строителей - дань высшим силам. Поскольку, как только император Цинь повелел возвести оборонительное сооружение, к нему пришел придворный маг. Он поведал императору, что Великая стена будет закончена лишь тогда, когда под валунами будут похоронены 10 000 жителей Поднебесной, а китаец по имени Ван будет мёртв. Воодушевлённый речами колдуна, император приказал найти подданного с таким именем, убить его и замуровать в стенах.

Есть и более приземленная история, которая большинству кажется только мифом. Дело в том, что в 2006 году В. Семейко опубликовал статью в одном из научных журналов. В ней он предположил, что авторами и строителями каменной границы были не китайцы, а русы. Свою мысль автор подкрепляет тем фактом, что башни направлены в сторону Китая, будто наблюдая за восточным государством. Да и факт того, что общий стиль постройки более присущ русским оборонительным стенам, якобы безоговорочно свидетельствует о славянских корнях архитектурного явления.

Правда это или лишь мистификация - останется тайной на века. Но туристы с радостью приезжают в Китай, дабы пройтись по ступеням одного из семи Новых чудес света. Постоять у башни и помахать рукой в небо в надежде, что где-то на орбите кто-то их непременно увидит. Вот только теория о том, что Великую Китайскую стену видно с орбиты - ложь. Единственные небесные снимки, которыми может похвастаться стена - это фотографии спутниковых камер. Но и этот факт придает стене особое величие.
И, как бы то ни было, Великая Китайская стена со всей неоднозначностью и загадочностью - лучший символ массивности, силы и величия Поднебесной Империи. Её возвышенности и удачного симбиоза новаторства и мистики.

НЕКОТОРЫЕ российские исследователи (президент Академии фундаментальных наук А.А. Тюняев и его единомышленник почётный доктор Брюссельского университета В.И. Семейко) высказывают сомнение в общепринятой версии происхождения защитного сооружения на северных рубежах государства династии Цинь. В ноябре 2006 года в одной из публикаций Андрей Тюняев так сформулировал свои соображения на эту тему: «Как известно, к северу от территории современного Китая существовала другая, гораздо более древняя цивилизация. Это неоднократно подтверждено археологическими открытиями, сделанными, в частности, на территории Восточной Сибири. Впечатляющие свидетельства этой цивилизации, сопоставимой с Аркаимом на Урале, не только до сих пор не изучены и не осмыслены мировой исторической наукой, но даже и не получили должной оценки в самой России».

Что же касается так называемой «китайской» стены, то говорить о ней как о достижении древней китайской цивилизации не совсем правомерно. Здесь для подтверждения нашей научной правоты достаточно привести только один факт. БОЙНИЦЫ на значительной части стены НАПРАВЛЕНЫ НЕ НА СЕВЕР, А НА ЮГ! И это отчётливо видно не только на наиболее древних, не реконструированных участках стены, но даже и на недавних фотографиях и в произведениях китайского рисунка.

Принято считать, что её стали возводить ещё в III веке до н.э. для защиты государства династии Цинь от набегов «северных варваров» - кочевого народа хунну. В III веке н.э., во времена династии Хань, строительство стены возобновили, и она была расширена в западном направлении.

Со временем стена стала разрушаться, но при династии Мин (1368—1644), как утверждают китайские историки, стену восстановили и укрепили. Те её участки, что сохранились до нашего времени, были построены в основном в XV - XVI веках.

За три столетия правления маньчжурской династии Цин (с 1644 года) защитное сооружение обветшало и почти всё разрушилось, так как новые правители Поднебесной не нуждались в защите с севера. Только в наше время, в середине 1980-х годов, началась реставрация участков стены как материального свидетельства древнего происхождения государственности на землях Северо-Восточной Азии.

Ранее самими китайцами было сделано открытие о принадлежности древней китайской письменности другому народу. Есть уже опубликованные работы, доказывающие, что этим народом были Славяне Арии.
В 2008 году на Первом международном конгрессе «Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура» в Ленинградском государственном университете имени А.С. Пушкина Тюняев сделал доклад «Китай - младший брат Руси», в ходе которого представил фрагменты неолитической керамики с территории
восточной части Северного Китая. Изображённые на керамике знаки не были похожи на китайские иероглифы, но продемонстрировали практически полное совпадение с древнерусской руницей - до 80 процентов.

Исследователь на основании новейших археологических данных высказывает мнение, что в период неолита и бронзы население западной части Северного Китая было европеоидным. Действительно, по всей Сибири, вплоть до Китая, обнаруживаются мумии европеоидов. Согласно данным генетики это население имело древнерусскую гаплогруппу R1a1.

В пользу этой версии говорит и мифология древних славян, повествующая о перемещении древних русов в восточном направлении - их возглавляли Богумир, Славуня и их сын Скиф. Эти события отражены, в частности, в Велесовой книге, которую, оговоримся, не признают академические историки.

Тюняев и его сторонники обращают внимание на то, что Великая Китайская стена была сооружена аналогично европейским и русским средневековым стенам, основное предназначение которых - защита от огнестрельных орудий. Строить подобные сооружения начали не ранее XV века, когда на полях сражений появились пушки и другие осада орудия. Ранее XV века у так называемых северных кочевников артиллерии не было.

Обратите внимание с какой стороны светит солнце.

НА ОСНОВЕ этих данных Тюняев высказывает мнение, что стена на востоке Азии была построена как оборонительное сооружение, обозначающее границу между двумя средневековыми государствами. Её воздвигли после того, как достигли договорённости о разграничении территорий. И это, как считает Тюняев, подтверждается картой того
времени, когда граница между Российской империей и Цинской империей проходила именно по стене.

Речь идёт о карте Цинской империи второй половины XVII-XVIII века, представленной в академической 10-томной «Всемирной истории». На той карте подробно изображена стена, проходящая точно по границе между Российской империей и империей маньчжурской династии (Цинской империей).

Существуют и другие варианты перевода с французского словосочетания«Muraille de la Chine» - «стена от Китая», «стена, отграничивающая от Китая». Ведь в квартире или в доме мы называем ту стену, которая отделяет нас от соседей, соседской стеной, а ту стену, которая отделяет нас от улицы, - наружной стеной. То же самое мы имеем и при названии границ: финская граница, украинская граница... В этом случае прилагательные указывают только на географическое расположение российских границ.
Примечательно, что в средневековой Руси существовало слово «кита» - вязка жердей, которые применялись при постройке укреплений. Так, название района Москвы Китай-город дано в XVI веке по тем же соображениям - постройка состояла из каменной стены с 13 башнями и 6 воротами...

По мнению же, закреплённому в официальной версии истории, Великую Китайскую стену начали строить в 246 году до н.э. при императоре Ши-хуанди, её высота составляла от 6 до 7 метров, цель строительства - защита от северных кочевников.

Российский историк Л.Н. Гумилёв писал: «Стена протянулась на 4 тысячи км. Высота её достигала 10 метров, и через каждые 60- 100 метров высились сторожевые башни». Он же отмечал: «Когда работы были закончены, оказалось, что всех вооружённых сил Китая не хватит, чтобы организовать эффективную оборону на стене. В самом деле если на каждую башню поставить небольшой отряд, то неприятель уничтожит его раньше, чем соседи успеют собраться и подать помощь. Если же расставить пореже большие отряды, то образуются промежутки, через которые враг легко и незаметно проникнет в глубь страны. Крепость без защитников - не крепость».

Более того,башни бойницы находятся с Южной стороны,как бы защищающиеся отражали атаки с СЕВЕРА????
Андрей Тюняев предлагает сравнить две башни - из Китайской стены и из Новгородского кремля. Форма башен одинакова: прямоугольник, слегка зауженный кверху. Со стены внутрь и той и другой башни ведёт вход, перекрытый круглой аркой, выложенной из того же кирпича, что и стена с башней. Каждая из башен имеет два верхних «рабочих» этажа. В первом этаже и той и другой башни сделаны круглоарочные окна. Количество окон первого этажа и у той и у другой башни - 3 на одной стороне и 4 на другой. Высота окон примерно одинаковая - около 130-160 сантиметров.
А что говорит сравнение сохранившихся башен китайского города Пекина со средневековыми башнями Европы? Крепостные стены испанского города Авилы и Пекина весьма сходны между собой, особенно в том, что башни расположены очень часто и практически не имеют архитектурных приспособлений для военных нужд. Пекинские башни имеют только верхнюю палубу с бойницами, причём выложены в одну высоту со всей остальной стеной.
Ни испанские ни пекинские башни, не обнаруживают столь высокого сходства с оборонительными башнями Китайской стены, как это проявляют башни русских кремлей и крепостных стен. И это повод для размышлений историкам.

Великая Китайская стена - один из крупнейших и древнейших памятников архитектуры в мире. Общая её протяженность составляет 8851,8 км, на одном из участков проходит вблизи Пекина. Процесс строительства этого сооружения потрясает своими масштабами. Мы расскажем Вам о самых интересных фактах и событиях из истории Стены

Для начала немного углубимся в историю великого сооружения. Трудно себе представить, сколько времени и человеческих ресурсов требуется, чтобы построить сооружение такого масштаба. Вряд ли где-то еще в мире найдется сооружение с такой долгой, великой и в то же время трагической историей. Строительство Великой Китайской стены началось еще в III веке до нашей эры во времена правления императора Цинь Ши-хуанди из династии Цинь, в период Воюющих царств (475-221 гг. до н. э.). В те времена государство крайне нуждалось в защите от набегов врагов, в частности кочевого народа хунну. К работам была привлечена пятая часть населения Китая, в то время это было около миллиона человек

Стена должна была стать крайней северной точкой планируемой экспансии китайцев, а также защищать подданных «Поднебесной» от вовлечения в полукочевой образ жизни, и ассимиляции с варварами. Планировалось четко обозначить границы великой китайской цивилизации, содействовать объединению империи в единое целое, так как Китай только начинал формироваться из множества завоеванных государств. Вот границы Китайской стены на карте:


В период власти династии Хань (206 - 220 год до н. э.) сооружение расширили к западу до Дуньхуана. Построили множество сторожевых башен для защиты торговых караванов от нападения враждующих кочевников. Практически все участки Великой Стены, дошедшие до наших времён, были сооружены при династии Мин (1368-1644 года). В этот период строили в основном из кирпича и блоков, благодаря чему конструкция стала более крепкой и надежной. За это время Стена пролегла с востока на запад от Шаньхайгуань на берегу Жёлтого моря до заставы Юймэньгуань на границе провинций Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района

Династия Цин из Манчжурии (1644-1911) преломила сопротивление защитников Стены из-за предательства У Саньгуя. В этот период к сооружению относились с большим пренебрежением. За три столетия пребывания Цин у власти Великая стена была практически разрушена под влиянием времени. Только маленький её участок, проходящий близ Пекина - Бадалин - сохранялся в порядке - его использовали, как «ворота в столицу». В наше время этот участок стены является самым популярным среди туристов - он был самым первым открыт для посещения еще в 1957 году, а также служил финишной точкой велосипедной гонки на Олимпиаде 2008 в Пекине. Его посещал президент США Никсон В 1899 году газеты в США написали о том, что стена будет разобрана, а на её месте проложено шоссе

В 1984 году по инициативе Дэн Сяопина была организована программа по восстановлению Китайской стены , была привлечена финансовая помощь китайских и иностранных компаний. Также был проведен сбор среди частных лиц, каждый желающий мог пожертвовать любую сумму

Общая длина Великой Китайской стены составляет 8 тысяч 851 километр и 800 метров. Только вдумайтесь в эту цифру, правда впечатляет?



В наше время 60-километровый участок стены в области Шаньси на северо-западе Китая подвергается активной эрозии. Главной причиной тому интенсивные методы ведения сельского хозяйства в стране, когда начиная с 1950-х годов постепенно иссякали подземные воды, и регион стал эпицентром зарождения крайне сильных песчаных штормов. Более 40 километров стены уже разрушено, и лишь 10 км пока еще находятся на своем месте, но высота стены частично уменьшилась с пяти до двух метров



Великая стена была включена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1987 году, как одна из величайших китайских исторических достопримечательностей. Ко всему прочему, это одна из самых посещаемых достопримечательностей в мире - ежегодно здесь бывает около 40 миллионов туристов


Вокруг такого масштабного сооружения бродит множество мифов и легенд. Например то, что это цельная, непрерывная стена, построенная за один подход - самый настоящий миф. В действительности стена - прерывистая сеть отдельных сегментов, построенных различными династиями, чтобы защитить северную границу Китая



Во время строительства Великую Китайскую стену прозвали самым длинным кладбищем на планете, так как большое количество людей погибло на стройке. По примерным расчетам возведение стены стоило жизней более чем одному миллиону человек


Логично, что такая громандина побила и до сих пор удерживает множество рекордов. Самый значимый из них - это самое длинное сооружение из когда-либо построенных человеком

Как я уже написал выше, Великая стена строилась как множество отдельных элементов в разные времена. Каждая провинция строила свою собственную стену и постепенно они объединялись в единое целое. В те времена защитные сооружения были просто необходимы, и строились повсеместно. В общей сложности за последние 2000 лет в Китае было возведено более 50 000 километров оборонительных стен



Поскольку Китайская стена в некоторых местах прерывалась, для монгольских захватчиков во главе с Чингисханом не составляло особого труда совершать набеги на Китай, и они впоследствии завоевали северную часть страны, в период между 1211 и 1223 годами. Монголы правили Китаем до 1368 года, пока не были изгнаны династией Мин, о которой рассказано выше


Вопреки распространенному убеждению, Великая Китайская стена не может быть видна из космоса. Этот распространяющийся миф родился в 1893 в американском журнале The Century и затем повторно обсуждался в 1932, в шоу Роберт Рипли, который утверждал что стена видна с луны - это при том, что до первого полета в космос было еще очень далеко. В наше время доказано, что невооруженным глазом заметить стену из космоса довольно таки сложно. Вот снимок НАСА из космоса, убедитесь сами


Еще одна легенда гласит, что субстанция, используемая для скрепления камней была замешана на порошке из человеческих костей, и что погибших на стройке хоронили прямо в самой стене, чтоб сделать конструкцию прочнее. Но это неправда, раствор был сделан из обычной рисовой муки - и никаких костей и погибших в конструкции стены нет

По понятным причинам это чудо не было включено в 7 древних чудес света, но Великая Китайская стена вполне обоснованно входит в список 7 новых чудес света . Еще одна легенда гласит, что большой огненный дракон прокладывал путь для рабочих, указывая, где нужно строить стену. Строители впоследствии следовали за его следами

Раз уж мы заговорили о легендах, то одна из наиболее популярных - о женщине по имени Менг Джинг Ню, жене фермера, работающего на возведении Великой стены. Когда она узнала, что ее муж погиб на работе, она пришла к стене и плакала на ней до тех пор, пока та не разрушилась, показав кости ее любимого, и жена смогла похоронить их

Существовала целая традиция погребения тех, кто погиб на строительстве стены. Члены семьи погибшего несли гроб, на котором была клетка с белым петухом. Крики петуха, как полагалось, не давали уснуть духу мертвого человека, пока процессия не перечет Великую стену. В противном случае, дух будет вечно блуждать вдоль стены

Во время правления династии Мин более одного миллиона солдат были призваны защищать границы страны от врагов на Великой стене. Что касается строителей, то они привлекались из тех же защитников в мирное время, крестьян, просто безработных и преступников. Существовало специальное наказание для всех осужденных и вердикт был один - на строительство стены!

Специально для этой стройки китайцы изобрели тачку и использовали ее повсеместно в строительстве Великой стены. Некоторые, особо опасные части Великой стены были окружены защитными рвами, которые были или заполнены водой или оставлены как канавы. Китайцы использовали продвинутое оружие для обороны, такое как топоры, молоты, копья, арбалеты, алебарды, и китайское изобретение: порох

Смотровые вышки были построены вдоль всей Великой стены на равномерных участках и могли быть до 40 футов высотой. Они использовались для наблюдения за территорией, а так же в качестве крепостей и гарнизонов для войск. В них находились запасы необходимых продуктов и воды. В случае опасности с вышки подавался сигнал, зажигались факелы, специальные маяки или просто флаги. Западная секция Великой стены, с длинной цепью смотровых вышек, служила для защиты караванов, которые двигались по Великому шелковому пути, знаменитому торговому маршруту

Последний бой у стены состоялся в 1938 году во время китайско-японской войны. В стене осталось множество следов от пуль тех времен. Самая высокая точка Великой Китайской стены находится на высоте 1534 метра, неподалеку от Пекина, в то время как самая низкая точка находится на уровне моря близ Лаолонгту. Средняя высота стены составляет 7 метров, а ширина в некоторых местах достигает 8 метров, но в целом колеблется от 5 до 7 метров


Великая Китайская стена - символ национальной гордости, многовековой борьбы, и величия. Правительство страны тратит колоссальные деньги на сохранение этого памятника архитектуры, исчисляемые миллиардами долларов США в год, надеясь сохранить стену для будущих поколений