Эклектика сообщение. Стиль эклектика. Интерьер в стиле эклектика. Проекты в стиле эклектика. Знаменитые архитектурные сооружения Эклектики и Историзма

Появление Эклектики:

Эклектика (эклектизм, историзм) в архитектуре - направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Эклектика прошла два этапа в развитии - 1830-е-1860-е гг. и 1870-е-1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры.

Особенности Эклектики в архитектуре:

Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV-XVIII веков, а с другой - в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

Крупнейшие мастера эклектики в российской архитектуре:
Первый этап:
Михаил Дормидонтович Быковский, Константин Андреевич Тон, Андрей Иванович Штакеншнейдер
Второй этап
Александр Степанович Каминский, Михаил Дормидонтович Быковский, Роман Иванович Клейн, Альфред Александрович Парланд, Александр Никанорович Померанцев, Дмитрий Николаевич Чичагов.

Примеры Эклектики в архитектуре:

Музей декоративно-прикладного искусства

при Высшем художественном училище им. В.И. Мухиной. (Мухи).

арх. М.Е.Месмахер, 1885-1895.

Храм Алексия человека Божия, Быковский М.Д., 1853г. Москва, Россия.

Большой кремлевский дворец, К.А.Тон

Источник публикации - журнал об архитектуре и дизайне worlds-interior.ru

«Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену…»

Н. В. Гоголь, «Об архитектуре нынешнего времени», 1831

Эклектика возникает на рубеже между двумя преобладающими стилями, когда один уходит в прошлое, а другой еще только зарождается. Так, в 19 веке на смену барокко и классицизму, пришла эклектика, господствовавшая до появления модерна. И, в такое своеобразное стилевое межсезонье, проявляется свобода архитектуры, сочетающая в себе все то лучшее и актуальное, что было предложено в истории архитектуры.

Развивается российский капитализм, развивается общество, развивается архитектура. Гражданская архитектура выходит на первый план, а храмовое строительство несколько уступает свои позиции.

В эклектике форма и стиль здания прежде всего привязаны к его функциям. Эклектика – это гибкий стиль, он сочетает в себе решения разных стилевых школ, применяя их в зависимости от назначения здания – будь то общественные здания, частные дома, фабрики или храмы. Важную роль в облике зданий играют средства заказчика – богатый заказчик – богатый декор, заказчик победнее - краснокирпичная архитектура.

Москва преображается просто на глазах, город развивается столь динамично, что удивляет обывателей и приезжих масштабами своего строительства. Увеличиваются размеры, этажность зданий. Реконструируется старинный исторический центр Москвы, рядами, словно грибы после дождя, выстраиваются административные здания, несущие новейшую, необычайно актуальную функцию – банки, пассажи, конторские здания, здание московской биржи.

История московской эклектики

В архитектуре России различают два этапа развития эклектики «николаевский», относимый к 1830-1860 годах и более поздний «александровский» 1870-1890 – их разделяла, прежде всего, важнейшая реформа той эпохи - отмена крепостного права в России.

«Николаевская» эклектика представляла собой отголоски предшествующих ей стилей – барокко и рококо, а «александровская» предопределяла живой, изящный с природно-растительными нотками стиль модерн.

С течением времени в эклектики Москвы стали различаться три направления-ветви:

  • Русско-византийская: ярчайшим примером служат фасады Большого Кремлевского Дворца, построенного по проекту архитектора Константина Андреевича Тона, объединившего элементы древнерусской и византийской архитектуры;
  • Русского деревенского декора, использовавшего приемы русских орнаментов, вышивок и прикладного искусства. Например, здание Московского политехнического музея на Новой площади по проекту архитекторов Ипполита Монигетти и Николая Шохина;
  • Перекликающийся с архитектурой Москвы 17 века, но при этом достаточно сухой стиль; ярким представителем которого служит Исторический музей на Красной площади, архитекторы Владимир Шервуд и Анатолий Семенов.

Эклектика современной Москвы

Прогуляемся по современной Москве, полюбуемся какие здания в стиле эклектика сохранились и до наших дней. На ряду с Большим Кремлевским дворцом, Московским политехническим музеем и Историческим музеем и по сей день радуют наш глаз следующие здания.

Москвоский политехнический музей на Новой площади по проекту архитекторов Ипполита Монигетти и Николая Шохина

Оригинал Храма Христа Спасителя , построенного по проекту архитектора Константина Тона. Храм был заложен в 1839 году, строительство его продолжалось 44 года. Во времена Сталина здание храма было разрушено, а в 1997 году отстроено вновь неподалеку от первоначального места.

Храм Христа Спасителя, архитектор К.А.Тон

Здание Торгово-промышленной палаты России – когда-то в 19 веке было зданием московской биржи. Располагается в районе Китай-город, оно построено архитектором Александром Каминским в 1873-1875 в стиле поздней эклектики на месте постройки архитектора Михаила Быковского. Первое здание биржи было возведено Михаилом Дормидонтовичем Быковским еще в 1836-1839 годах, оказалось неудобным с точки зрения работы биржевых маклеров - они никак не хотели заходить в торговый зал, а вели свою деятельность на открытой террасе. Вследствие чего для улучшений условий работы биржи был выкуплен смежный участок, а здание расширено и перестроено.

Здание Торгово-промышленной палаты России – когда-то в 19 веке было зданием московской биржи. Изначально возведено М.Д.Быковским, перестроено А.С.Каминским

А.Каминский был одним из самых плодовитых архитекторов девятнадцатого века и в течение всей жизни являлся семейным архитектором Третьякова. Каминский - автор первого здания Третьяковской галереи и Третьяковского проезда, а также множества административных и частных домов в Москве. Каминскому принадлежит работа над домом С.М.Третьякова на Гоголевском бульваре, Доходным домом Третьяковых на Кузнецком мосту и многие другие, всего несколько десятков работ.

Доходным домом Третьяковых на Кузнецком мосту, архитектор А.Каминский

Дом Третьякова на Гоголевском бульваре, архитектор А.Каминский

Роман Иванович Клейн, один из самых востребованных архитекторов конца девятнадцатого века – начала двадцатого, подарил Москве здания Музея изобразительных искусств имени Пушкина (ранее Музей изящных искусств, Клейн работал над ним двадцать лет), ЦУМа (ранее Мюр и Мерилиз) и Бородинский мост , возведенный как память к 100-летней годовщине победы в отечественной войне 1812 года.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина, ранее Музей изящных искусств

Музей изобразительных искусств имени Пушкина, ранее Музей изящных искусств, архитектор Р.И.Клейн

ЦУМ, ранее Мюр и Мерилиз, архитектор Р.И.Клейн

Бородинский мост, архитектор Р.И.Клейн

Здание Центрального банка на Неглинной улице, выстроенное по проекту архитекторов Константина Михайловича Быковского и Богдана Михайловича Нилуса в 1894 году. Отличается большим количеством лепнины, колонн и очень высокими потолками.

Здание Центрального банка на Неглинной улице, выстроенное по проекту архитекторов К.М. Быковского и Богдана Михайловича Нилуса в 1894 году

Старое здание Московской городской думы , построенное архитектором Д.Н.Чичаговым в 1890-1892 годах, теремного типа в псевдорусском стиле, определившее облик площади Революции в центре Москвы. С 1936 года в нем располагался музей им.Ленина, а сейчас хранилище Государственного Исторического Музея.

Старое здание Московской городской думы, построенное архитектором Д.Н.Чичаговым. С 1936 года в нем располагался музей им.Ленина, а сейчас хранилище Государственного Исторического Музея

Здание нынешней штаб-квартиры нефтяной компании «Роснефть» на Софийской набережной Москвы-реки, а первоначально «Дом бесплатных квартир для многодетных вдов и бедных курсисток на Софийской набережной», построено в 1894 г по проекту академика архитектуры Фомы Осиповича Богдановича. Дом был построен и содержался на деньги братьев Бахрушиных, входивших в пятерку богатейших людей страны конца 19 века. К началу 20 века в доме проживало более 2000 человек.

Штаб-квартира нефтяной компании «Роснефть» на Софийской набережной Москвы-реки, первоначально «Дом бесплатных квартир для многодетных вдов и бедных курсисток на Софийской набережной», архитектор Ф.О.Богданович

Подмосковная усадьба Марфино расположилась на высоком берегу реки Уча. Свой псевдоготический облик получила благодаря стараниям архитектора М.Быковского и её последней владелице графине С.В.Паниной. Сегодня в усадьбе расположился Марфинский центральный военный клинический санаторий.

Петропавловская церковь в Марфино, М.Быковский

Усадьба Марфино, архитектор М.Быковский

Не только Москва, но и Санкт-Петербург, а также многие другие города России украшены архитектурой 19 века в стиле эклектика. Но это уже тема отдельной истории.

Эклектика в переводе с греческого означает «избранный». В архитектуре же это стало ведущим направлением европейского и русского искусства в 19 веке. Зарубежная этимология дает свое собственное название этому явлению – романтизм (во второй четверти 19 века), боз-ар (вторая половина 19 века) и историзм – в теперешней жизни. Отличается комбинацией разных «исторических» стилей, в частности неоренессанс, необарокко, неоготика, и другие. История возникновения берет свое начало с того периода, когда авангардисты в поисках нового, необычного, постоянно сталкивались с проблемой того, что всё уже создали и придумали до них. Все пришли к общему выводу о том, что при совмещении уже ранее существовавших вещей и добавления чего-то своего, можно получить интересный результат. Нынешний арт-дизайн комбинирует западное и восточное, старое и новое – арт-деко, хай-тек и этно, это говорит о том, что интерьеры нашего тысячелетия по своему стилистическому наполнению несут в себе чрезвычайно много компонентов. Именно это и называется Эклектика (по-другому - историзм) Форма, а также стиль здания в эклектике очень зависит от его предназначения. Эклектика «разностильна» в том плане, что строения одного и того же периода формируются на основе различных стилевых школах, всё зависит от функции зданий (собор, фабрика, жилой дом, общественный комплекс) и от финансовых возможностей заказчика (это может быть либо шикарный декор многоэтажных построек, либо же архитектурное решение будет достаточно «скромным» и демократичным). Это довольно сильно отличает эклектику от ампира, где принципиально важным было соблюдение единого стиля. Если говорить в целом, то сама по себе эклектика не значит обособленный стиль в искусстве, так как ее идейная основа как раз таки заключается в синтезе многих стилевых разновидностей. Довольно часто в кругу мастеров архитектурного творчества название эклектика является негативной оценкой, как направление, которое не соблюдает четких рамок. С другой стороны, следует учесть, что порой сочетание некоторых стилей, качественно воплощенных в реальность, могут сотворить неповторимые и уникальные произведения архитектуры. Эклектика характеризуется тесным переплетением технических аспектов с художественными при постройке сооружения, а также своей монументальностью и большим количеством декоративных элементов. На сегодняшний день элементы из эклектики пользуются популярностью в интерьерных оформлениях. Эклектика в интерьере подразумевает совмещение нескольких похожих стилей, например – барокко, классицизм, ампир. Это направление будет идеально подходить для тех, кто привозит множество сувениров и интерьерных объектов из различных стран. Тогда эклектика словно соединяет всё это воедино и создает единую стилевую волну в оформлении. А еще данное интерьерное решение прекрасно справится с «проблемой поколений» и позволит создать уютный уголок для каждого члена семьи, вне зависимости от вкусовых предпочтений. Важно сказать о том, что всё-таки эклектика, несмотря на то, что заимствует абсолютно разные элементы, умело их сочетает и не создает ощущение противоречивости. Этот же принцип усматривается и в гармоничности сочетания материалов, цветов и фактур. Для эклектики вполне привычно использование изобильного количества текстиля, легких изогнутых форм, этнические мотивы. Наиболее выдающимися архитекторами и дизайнерами историзма являются Жан Луи Шарль Гарнье (французский архитектор), а также Джон Нэш (британский мастер архитектурной деятельности), из отечественных – Василь Григорович Кричевский и Константин Андреевич Тон.

Отборный. Так с греческого переводится слово «эклектика». Отборной она стала, поскольку вобрала все лучшее, от разных направлений , живописи, литературы, дизайна.

Направление сформировано в начале прошлого столетия авангардистами. В стремлении создать новое, они отказывались от старого. Однако, вскоре выяснялось, что это «новое» уже использовалось кем-то и когда-то, к примеру, тысячелетия назад в , Месопотамии, или .

Тогда, творцы решили сделать новое на основе всего лучшего из старого. Компоновка разноплановых, но отборных элементов дала эклектику. Переработали не только окружение предметов, но и их материалы.

Так, софа в стиле барокко может быть сделана из нержавеющей стали и синтетических тканей. Но, раз уж речь зашла об эклектическом , с него и начнем .

Стиль эклектика в интерьере

От простого нагромождения стиль эклектика отличается использованием родственных стилей. , к примеру, близок классике, но более строг с позиции форм, геометрии.

Плавные линии модерна перекликаются с завитками барокко. Можно добавить 3-ий стиль, но не более того. К тому же, квартира в стиле эклектика объединена цветовой палитрой и используемыми текстурами.

Интерьер в стиле эклектика

Объединение стилей проводится, в основном, через текстиль и мелкие элементы декора. Соответственно, дом в стиле эклектика всегда полон вазочками, подушечками, картинами.

Общее впечатление от подобной мелочевки – уют, тепло. Ощущение пропитанности интерьера солнцем поддерживают, так же, золоченные рамы, ручки дверей и комодов.

Позолота – особенность стиля эклектика . К его изюминкам относят, так же, красочные покрытия для пола, в частности, ковры. Они, зачастую, и привносят в интерьер этническую, деревенскую «нотки».

Деревенские мотивы в эклектике сочетаются с паркетными полами и . Мебель отличается стеганной обивкой и фигурными ножками, не важно делается ли гостиная в стиле эклектика , или ванная комната.

Сделать их завершенными помогут портьеры. От слова «шторы» отказались намеренно. «Портьеры» словари определяют, как тяжелые занавески для окон. В эклектике нет воздушных тюлей. Зато, портьеры можно сочетать с плетеными моделями в стиле.

Тяжелые шторы и обилие декоративных элементов загромождают пространство. При этом, кухня в стиле эклектика или прочие помещения радуют простором. В чем секрет? Секретов несколько. Во-первых, прибегают к многоуровневым потолкам.

Они раздвигают пространство. Характерно добавление лепнины. Второй секрет эклектического простора – встроенная мебель и раздвижные двери. Если они экономят пространство, то обилие зеркал зрительно расширяет его. Глубины интерьерам придают, так же, камины. Они – желанные «гости» эклектических интерьеров.

Стиль эклектика в архитектуре

Архитектурный стиль эклектика принято называть историзмом. Современные здания, как правило, придерживаются одной стилистики. Дома со сложными фасадами и обилием декора – фишка 18-го, 19-го столетий.

Достаточно вспомнить госбанк в . Он стоит на улице Неглинной. В здания в стиле эклектика включены и Сандуновские бани на Кузнецком мосту и Международный торговый банк на нем же. Эти дома входят в список строений с приставкой «нео», то есть «новый». Под этой приставкой и скрывается архитектурная эклектика.

Неореализм, неоромантизм, неоготика, неогрек, необарокко являются модификациями уже сформированных раньше стилей. Преобразование подразумевает внесение чего-то нового. Берут его, как правило, из других направлений. Архитекторы, подобно художникам-авангардистам, редко придумывают что-то абсолютно неизвестное ранее.

Здания в стиле эклектика признаны демонстрацией роскоши и власти. Позволить себе дома сложных форм, с массой декоративных деталей могли лишь сильные мира сего. Именно поэтому здания в стиле эклектика сосредоточены в центре Москвы.

Правящая верхушка и элита знати проживала именно здесь, здесь же вела бизнес. Подобные эклектические кварталы есть и в ряде городов Америке, к примеру, в Нью-Йорке. Достаточно вспомнить местный небоскреб «Вулворт».

В особенности стиля эклектика архитектурного, как и интерьерного, входит «игра» с назначением предметов, материалами из которых они сделаны. Так, ордер в Древней Греции – часть акрополей.

Неоготика и неогрек позволили себе использовать композиции из вертикальных колонн в зданиях общественного назначения, дворцах и частных домах. Прием «работает» по сей день.

Только, в современных строениях проектировщики, как правило, не нагружают те же колонны. Из несущих элементов конструкций они переведены в декоративные элементы.

Раз нет нагрузки – нет нужды делать элементы из каменных блоков, монолитов. Сандрики, розетки, колонны, карнизы, пилястры делают из , порой даже гипсокартона и прочих бюджетных материалов.

В 21-ом веке эклектика в архитектуре, в основном, решает задачи, ставящиеся при реконструкции зданий. Стоял, к примеру, в центре Нижнего Новгорода склад при ярмарочном комплексе прошлых столетий.

Комплекс этот выполнен в эклектическом стиле, как и большинство зданий исторического района. Вот архитекторы и надстроили склад, используя полуциркульные окна, теремные кровли, ширинки. Последний термин в архитектуре означает прямоугольные углубления в стенах. Все это можно рассмотреть на фото.

Эклектика – стиль , примененный при реставрации склада в центре Новгорода в 2003-ем году. К 2017-му многие стали забывать, что здание на Совнаркомовской улице выглядело когда-то иначе.

Кажется, что дом строился в былые . Поэтому-то стиль эклектика в архитектуре и именуют историзмом. Точкой опоры всегда являются направления былых времен.

Стиль эклектика в одежде

Кто взял героиню статьи в подиумный дизайн? Стиль эклектика привел сюда Жан Поль Готье. Кутюрье перемешал в одежде не только стили, религии, культуры, но и пола, предложив женщинам, а мужчинам – . Наряды получились эксцентричными, чем и «взяли» публику.

Поняв успех сочетания в одном образе старого и нового, бюджетного и дорогостоящего, натурального меха и , Готье стали вторить прочие дизайнеры. Один из них Пол Смит. Кутюрье из Британии взялся сочетать традиционные, материалы и новые формы, крой одежд.

Сочетанием разных текстур и фактур занялись Доменико Дольче и Стефано Габбано. Донна Каран нашла баланс между разностилевыми и нарядами. Обратился к эклектике и Марк Джейкобс.

В коллекциях последних 3-ех сезонов лучшие примеры стиля критики нашли именно у него. Кутюрье явил миру образы с экстравагантными шляпами, дополняющими костюмы простого кроя и многослойные, разнофактурные ансамбли. По этому пути пошел и Майкл Корс. Однако, в его коллекциях «краски» сглажены, эклектика – лишь мотив, а не основа.

Как и в архитектуре, интерьере, прочих направлениях искусства, дизайн выдвигает эклектике стилистические . Больше 3-ех направлений моды тоже не мешают. Разноплановые предметы гардероба «бьются» меж собой цветом, похожими фактурами, текстурами, декоративными элементами, принтами.

Если в мир высокой моды эклектику ввел Готье, то в народе стиль сформировали хиппи. Соответственно в одежде направление стало выражаться в 70-е годы прошлого века.

Хиппи, как и художники авангардисты, бунтовали против правил, хотели выделиться. Хотя, даже их идея перевернуть устои оказалась не нова. Напоследок, краткий экскурс в историю живописи.

Стиль эклектика в живописи

Эклектические картины можно найти в шедеврах времен манерьизма. Так именуют время потери гармонии между духовным и телесным, свойственной для времен ренессанса. Они предшествовали 16-му веку, когда творил Франческо Сальвиати.

Ища новую опору искусства, он начал смешивать стили. Позже, этим занялся и Джованни Баттиста. Он, к примеру, начал соединять современную живопись с фрагментами картин времен античности.

Как видно, эклектика рождается, когда отживают идеи прошлого. Общество оставляет себе лишь их фрагменты, полюбившиеся и не достойные забвения. Пустое пространство нужно заполнять.

Если не появляется новое, притягивают фрагменты, оставшиеся от прочих успешных когда-то течений. В философии тенденция начала наблюдаться еще во времена античности. Так что, началась эклектика с мысли, лишь потом вылившись в форму.

Стиль Эклектика, архитектурный стиль Эклектика (конец XIX в.)

Стиль эклектика (от греческого ekiektikos - способный выбирать, выбирающий) - соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в периоды упадка искусства. Одновременно с неоренессансом в архитектуре второй половины XIX в. развивалась тенденция широкого использования форм различных стилей прошлого, начиная с романского и кончая стилем барокко. Возникший таким образом стиль эклектика кроме всего прочего выполнял основное требование общества конца XIX в., заключавшееся в стремлении к максимальной, даже показной парадности общественных зданий, в которых над классическими строительными материалами и способами решения интерьеров начинают преобладать их имитации, богатые лепные украшения и другие декоративные формы. Постройки такого рода, только иногда достигавшие высокого художественного уровня, стали характерны для целых архитектурных комплексов и новых жилых кварталов, которые с необычайной быстротой возникали в конце XIX в. во всех крупных городах Европы.

Элементы эклектизма заметны, например, в позднем древне-римском искусстве, комбинировавшем формы, заимствованные из искусства Греции, Египта, Передней Азии и др. К эклектизму тяготели представители болонской школы, которые полагали, что смогут достичь совершенства, соединяя лучшие, по их мнению, стороны творчества великих мастеров Возрождения.

В истории искусства наиболее заметное место занимает эклектизм архитектуры середины-2-й половины 19 в., чрезвычайно широко и зачастую некритически использовавшей формы различных исторических стилей (готики, ренессанса, барокко, рококо и др.); характерно, однако, что этот архитектурный и оформительский эклектизм с его "свободой выбора" архитектурных и орнаментальных мотивов оказал значительное влияние на становление целостного в своей сущности, но питающегося из самых разнообразных источников стиля "модерн".

В сфере изобразительного искусства эклектизм наиболее типичен для салонного искусства. Широкое расппостранение эклектических тенденции получили в западно-европейской и американской культуре с середины 20 в. в связи со становлением постмодернизма и модой на "ретроспективизм" художественного оформления, копирующий те или иные стилистические направления прошлого (в том числе и эклектизм 19 в.).

Конец XIX в., характеризуемый эклектизмом, одновременно был периодом интенсивного развития металлических конструкций и их использования в архитектуре. В этом важную роль сыграла так называемая Чикагская школа, которая заложила основы использования металлического каркаса в многоэтажных торговых и административных зданиях. Возникновение Чикагской школы, которая была в конце XIX в. единственным центром прогрессивных идей в бездушном эклектическом подражательстве, характерном для американской архитектуры, было стимулировано интенсивным строительным бумом, наступившим в 1870 г. в Чикаго после Великого пожара. Основателем школы был Уильям ле Барон Дженней, который запроектировал первый небоскреб - здание страховой компании «Хоум Иншуренс Компани» (1883 - 1885). Первым небоскребом с металлическим каркасом считается постройка, осуществленная Л. С. Буффингтоном (1880), хотя каркас и остался спрятанным за массивным каменным фасадом. Прогрессивный характер носила другая постройка Дженнея, получившая название «Лейтер» (1889), которая сдержанностью форм и конструктивным растром на фасаде выразила основные архитектурные принципы Чикагской школы. Своей вершины они достигли в работах Д. Рута, а особенно Л. Салливена, автора 12 - этажного универсального магазина «Карсон, Пири и Скотт» (1899), главным архитектурным элементом которого стало горизонтальное трехстворчатое окно. Регулярно расположенные, такие окна придают фасадам характер решетки. Вызывающая удивление «современность» архитектурного облика чикагских небоскребов порождена главным образом необходимостью получить хорошо освещенные интерьеры, освободить внутреннее пространство от массивных конструктивных элементов и тем добиться функциональной универсальности планировки.

Влияние Чикагской школы на дальнейшее развитие американской архитектуры было подавлено новой вспышкой историзма и академизма, поддержанных в архитектурных решениях Всемирной выставки в Чикаго в 1893 г. Принципы Чикагской школы еще изредка находили отражение в работах ее учеников.

Характерные черты стиля эклектика

Сдвинулись границы между различными видами творчества. Архитектура стала ближе скульптуре, а скульптура переняла тектонические принципы архитектуры. На смену простому соединению архитектуры и изобразительного искусства снова пришел их синтез, который за неполных два десятилетия своего существования обозначил образ наступающей эпохи. Архитектура необычайно ярко выразила ощущения времени - мира развитой техники и уходящего исторического романтизма. Она стала предвестником интеграции искусства техники и функции на более высоком уровне их развития, поэтому в ней так тесно переплелись технические и функциональные аспекты с художественными.

Переход к современной архитектуре характеризовался богатством ее внутренней дифференциации, в процессе которой можно выделить два этапа, которые органически переплелись и не имеют точной границы ни в архитектуре отдельной страны, ни в произведениях отдельного архитектора. Для первого этапа развития было особенно характерно идейное расхождение с историзмом, последствия которого сказались на архитектуре XX в. Случаи периодического возврата к принципам свободного творчества показывают, что архитекторы всеми возможными способами стараются добиться убедительности образа своих произведений. Второй этап был представлен уже стремлением однозначно ориентироваться на функциональную логику архитектуры, что означало коренное изменение ее конструктивных и художественных принципов.

Несмотря на «многостилье», стиль эклектика тяготел к созданию больших городских ансамблей в «русском» или «европейском» стилях (Красная и Лубянская площади, застройка Китай-города). Современный облик исторической части Москвы во многом сформирован эклектикой, основные принципы которой соответствовали требованиям укрупнившегося масштаба застройки. «Фасадная» архитектура стиля эклектика, несмотря на некоторую дробность и монотонную повторяемость деталей, придала фронтальной поверхности зданий большую рельефность и живописность. Большое внимание уделялось градостроительной роли крупных зданий, выразительности их силуэта, который заканчивался эффектными, издалека заметными куполами или островерхими покрытиями с гребнями. Характерной особенностью застройки Москвы 1870-90-х гг. стало появление монументальных, представительных, нередко перегруженных декором, иногда причудливых и вычурных по своим формам зданий, тем не менее достаточно органично «вошедших» в структуру города (Государственный банк на Неглинной улице, архитектор К.М. Быковский, 1893-95; Международный торговый банк на Кузнецком мосту, архитектор С.С. Эйбушитц, 1898; Сандуновские бани, архитектор Б.В. Фрейденберг, 1894-95). Для общественных зданий и особняков эклектики характерна отделка интерьеров в различных «исторических стилях» (классицизм, неоготическом, «мавританском» и др.).

Стиль эклектика становится стилем в интерьере, если он спроектирован по принципу сочетания не более двух-трех стилистических типов, объединенных цветом, текстурой, архитектурным решением, разнородными, принадлежащими разным стилям мотивами, в едином стилистическом подходе. Талант дизайнера объединяет их в цветовом, архитектурном решении. Используются комбинации предметов, мебели различного времени и происхождения.