Форма выполнения повинности барщина: что это такое. Налоги средневековой и древней Руси — барщина и оброк: это сколько и чем отличаются

Современная молодежь до конца не понимает ценность свободы и личного времени. Девушки и парни, просыпаясь утром, думают, как выпить чашечку кофе и просмотреть на страницах интернет-порталов последние новости.

А несколько сотен лет тому назад молодые люди не принадлежали себе, увядая и тратя свою жизнь на работу на чужих полях. Уже давно позабылось, что такое оброк и барщина. А это всегда нужно помнить, чтобы ценить свое настоящее.

Вконтакте

Что называлось оброком

Какие повинности крестьян назывались оброком? В средние века крепостные обязаны были отдать определенную дань барину . Оброчная система предполагала выплаты как продуктами (натуральный оброк), так и денежными средствами (денежный оброк). Его изъятие происходило после выполнения работы, как говорилось «из излишков производства».

Этим термином также могли называть аренду земельных участков, полей, лугов и лесов . Это понятие имело название «отдачей в оброк». В лесах можно было охотиться, в реках — рыбачить, а на свободных землях — высаживать культурные растения. На участки на определенное время предполагались государственные льготы. А крестьян освобождали от повинностей, требуя только уплату договорной ренты .

Какие еще повинности крестьян входили в это понятие? Для городов было характерно отдавать в денежную повинность торговые лавки. При этом люди добровольно выплачивали определенную сумму денег за пользование местом. Следовательно, оброк в средние века был иногда добровольным , а не только принудительным. Сами бедняки были относительно свободными. Им требовалось платить за аренду земли, на которой они проживали и занимались сельскохозяйственными или ремесленными делами.

Натуральный оброк предполагал дань не только продуктами, но и изделиями ремесленников. Это была самая удобная форма эксплуатации крепостных, когда они отдавали плоды своего труда.

В период расцвета феодализма такой вид повинности на местах совмещался с барщиной . Во время его распада снова вернулись к оброку, но преимущественно денежному.

С начала 16 века оброк несколько изменил структуру : крестьяне платили феодалу, а он пополнял царскую казну. Исключение было только для помещиков, которые выкупили земли у государства.

Со временем это стало причиной появления сложных экономических проблем , и поэтому оброк решили заменить другим видом повинности. Рассмотрим подробнее, что такое представляет собой барщина.

Что собой представляет барщина

Барщина — это труд крестьян во благо феодала в счет уплаты денежных средств за использование земли.

Такая форма политической и экономической зависимости крестьян пришла в 16 веке на смену оброку , что не оправдал надежд феодалов. Бедные крестьяне и их семьи еле сводили концы с концами, и денег выплачивать дань у них совершенно не было. Они могли и сами голодать, не имея излишков, чтобы продавать продукты сельскохозяйственной деятельности. Этот аспект касался тех земель, которые не отличались плодородием и высокими урожаями.

Барщинное хозяйство характеризуется отдачей земли крестьянам в пользование без платы за нее. Но долги надо было отдавать. И каждый это делал, как мог. Одни люди трудились на полях феодалов, другие — рыбачили и охотились на их землях, а некоторые ухаживали за их поместьями и прислуживали. Каждый делал свой вклад и приносил пользу помещику , на чьей земле проживал.

Барщина предполагала следующие принципы:

  1. Только физическая деятельность . Феодалы даже не взирали на возраст крестьян, заставляя трудиться как стариков, так и детей. Им было главное, получить выгоду от своих крепостных.
  2. Трудовая деятельность на землях феодала была полностью бесплатной . Целый день люди трудились, а домой возвращались ни с чем.
  3. От барщины никто не имел освобождения. По факту — это особая форма трудовой повинности с самого рождения, выполнение которой было беспрекословным .

Важно! Иногда барщина и оброк накладывались одновременно. И выполнение обеих повинностей приводило людей в отчаяние.

Отличия

Чтобы разобраться, чем отличается оброк от второй рассматриваемой обязанности крепостных, приведем сравнительную характеристику понятий.

  • Крепостные крестьяне отрабатывали барщину совершенно бесплатно , используя личные инструменты и приспособления.
  • Беднякам приходилось трудиться не только во благо феодала, но и церковных учреждений, монастырей, школ.
  • В основном повинность основывалась на сельскохозяйственной деятельности крестьян. Хотя они могли работать в доме феодала, прислуживая ему за столом, делая уборку, готовя пищу.
  • Барщина считалась более выгодной для феодалов , проживающих в селах. Поскольку у них была возможность самостоятельно устанавливать размер отработок.
  • Повинность делала крепостных крестьян полностью зависимыми от феодала . Они практические не имели прав, и хоть считались в теории свободными, на самом деле люди не могли изменить ситуацию, зачастую погибая под тяжким ярмом феодализма.
  • Крестьянам приходилось возвращать феодалу часть собранного урожая или вырученных денежных средств от его реализации.
  • Дань распространялась не на всех . Очень бедные крестьяне не имели возможности платить денежный оброк.
  • Предоставлялась возможность заниматься не только сельскохозяйственной деятельностью, но и другого рода промыслами.
  • Феодал имел право потребовать уплату дани наперед .
  • Повинность была более характерна для дворян, проживавших в городах.
  • В теории крестьяне считались свободными , тогда как на практике «ярмо феодализма» крепко их удерживало.

Отмена повинностей

Несмотря на то, что они являлись кошмаром для множества крестьян, эти повинности действовали вплоть до 19 века.

Люди пытались бороться с системой, местами поднимая восстания. Но результата действия не давали и для бедняков все чаще всего заканчивалось бедой.

Первым шагом на пути к полному освобождению крестьян от повинностей стал указ о трехдневной барщине . Он на законодательном уровне ограничивал использование труда крестьян в пользу феодалов и царского двора.

Кризис крепостного хозяйства

В $XVIII$ в. крепостная система компенсировала влияние тяжелых природных условий на экономику России. До определенного момента традиционное сельское хозяйство с трудом крепостных отвечало потребностям общества, экономика, построенная на крепостном труде помогала содержать хорошую армию и флот. В конце $XVIII$ в. Российская империя была мощной европейской державой.

Принятие и переосмысление элитой российского общества европейских ценностей, идей Просвещения, несмотря на последовавшую реакционную политику дало свои плоды, и позволило задуматься о существующей в России социальной системе критически.

Так, «просвещенная императрица» Екатерина II свернула свои либеральные и гуманистические идеи и начала откровенно реакционную политику под занавес своего правления, увидев, во что вылились идеи Просвещения.

Замечание 2

В дальнейшем, император Александр I позиционировал себя как продолжателя либеральных идей своей бабки Екатерины II, однако практических результатов достигнуто не было. При этом, в крепостной системе назревал кризис, т.к. она не могла эволюционировать.

Кроме того, особый урон нанесло участие в наполеоновских войнах, в особенности, Отечественная война $1812$ г. Казна была опустошена, фактически Россия оказалась на грани банкротства, а Европейская территория подверглась разорению.

Помимо этих факторов, отметим также начало промышленного переворота, несмотря на запоздалость в сравнении с другими европейскими странами тот процесс так же привел к кризису сложившейся социально-экономической системы.

Оброк

Кризис крепостнической системы ярче всего проявился в тех районах, где помещики занимались товарным производством зерна. Проявилось это в увеличении доли барской запашки, работ на барщине, а крестьянские наделы наоборот, уменьшались. Объяснение найти довольно просто: помещики-предприниматели стремились извлечь как можно больше выгоды, т.е. продать как можно больше зерна. Таким образом, товарно-денежные отношения разрушали натуральное крепостное хозяйство.

В $XIX$ в. практически все помещики отказались от натурального оброка, зато денежный собирали активно и постоянно его повышали. При этом, крестьяне должны были еще трудиться на барщинных работах.

Оброк был доведен до максимума, т.к. в тех районах, где он был высоким уже в $XVIII$ в. дальнейшие его изменения незначительны. В регионах нечерноземных почв крестьяне в большинстве своем ($2/3$, а местами уже и $90$%), жили на оброке и занимались отходничеством. Так, практически вся страна знала ярославских офень, которые торговали разными мелочами, галантереей.

Определение 1

Офеня – название бродячих торговцев мелким товаром (галантерея, мануфактурные изделия, книги, лубочные картинки); продавали свой товар в сельской местности. Название «офеня» относится к выходцам из Центральной России, в частности, Владимирской губернии.

Повышением оброка помещики еще сильнее расшатали крепостную систему, т.к. крестьяне из нужды стали мобильны и «вольны». Отметим, что в связи с падением ценности бумажных денег, размер оброка периодически взмывал в $5$, в $7$ раз, что вызывало законное возмущение.

Барщина

Таким образом, в нечерноземных регионах помещикам был выгоден оброк. Но по стране в целом, росло количество барщинных крестьян. Так, в начале $XIX$ в. их было $56$%. Фактически это означает, что помещики вынуждали крестьян бросать заработки для того, чтобы повысить товарность помещичьего хозяйства.

Многие помещики не соблюдали закон о $3$ днях барщины, заставляя работать по $5$ дней в неделю и больше. Нередки были и вопиющие случаи оставления крестьян на месячине, т.е. крестьянин не имел ничего, кроме фиксированного количества хлеба в месяц. Таким образом, то напоминало возврат в Средневековье к рабам. Эти методы не давали желаемых результатов помещикам, но загоняли крестьян в невыносимые условия жизни.

Современное общество избаловано благами цивилизации. Молодые люди, просыпаясь утром, выпивают чашечку кофе, включают ноутбук, чтобы ознакомиться с последними новостями, ответить на письма друзей, затем неспеша собираются на учебу или работу. А задумывался ли кто-нибудь, как начиналось утро 100, 200, 300 лет тому назад у таких же девушек и юношей? Сегодня далеко не каждый сможет правильно ответить на вопрос о том, что такое оброк и барщина, а ведь еще каких-нибудь два века назад люди отрабатывали повинность, не принадлежали сами себе, гробили свое здоровье на чужих полях.

Что такое оброк?

На протяжении веков появлялось несколько определений этого понятия. Оброк впервые возник в начале становления Древней Руси, когда только вводились налоги. Тогда князья с подчиненных собирали дань в виде продуктов, денег, товаров. Позже этот вид повинности предстал как обязанность крестьян отдавать феодалам часть денег или продуктов. Реформа 1861 года отменила продуктовый оброк, а денежный сохранялся еще два года.

Во времена феодализма крестьяне считались чьей-то собственностью, поэтому феодалы могли отдавать в пользование не только конкретных людей, но и целые деревни. Оброк можно сравнить с арендой, то есть дворянин предоставлял другому дворянину свои владения в пользование. В XVI веке появилась государственная подать, повинности уплачивали землевладельцы в казну. В то же время оброк распространялся и на крестьян, только они платили его не государству, а владельцу угодий, на которых они жили и использовали для выращивания продуктов. Люди могли расплатиться с барином деньгами, товаром или собственным трудом.

Что такое барщина?

На протяжении трех столетий (XVI-XIX вв.) просуществовала барщина. Определение этого понятия весьма простое - крестьянин оплачивал аренду земельного участка, принадлежавшего феодалу, собственным трудом. Это не что иное, как одна из форм отработной системы. Барщина и оброк, по сути, очень похожи. Поскольку бедняки не всегда могли отдать феодалу дань в виде денег или продуктов, потому что сами оставались ни с чем, то богачи позволяли им отдавать долг трудом.

Что такое оброк и барщина по своей сути? Это своеобразные формы выплаты ренты за землю. Барщина взымалась только физическим трудом, но он мог быть разнообразным: земледелие, охота, рыболовство, садоводство, скотоводство и т. д. От этой дани никто не освобождался, работа была абсолютно бесплатной, барин за нее ничего не платил.

Размеры повинностей

Во времена феодализма действовали местные «Положения», которые детально расшифровывали, что такое оброк и барщина, а также в каких размерах они взымаются. Сумма, уплачиваемая за землю, варьировалась в зависимости от ее расположения. Например, крестьяне, жившие под Петербургом, платили 12 рублей, а вот московские и ярославские отдавали всего 10 рублей. Наименьшую сумму — 9 рублей — уплачивали бедняки Курской и Воронежской губерний. Отдав дань, крестьянин не только мог пользоваться землей помещика, но и свободно распоряжаться своей рабочей силой.

Барщина - это физическая работа, которую выполняли временнообязанные и крепостные крестьяне для барина. Размер повинности высчитывался исходя из душевого надела человека. За один земельный участок женщины отрабатывали месяц, а мужчины 40 дней. При этом феодал не предоставлял инструментов, бедняки должны были приходить со своими тяпками, плугами, лопатами, удочками и т. д. Женщины попадали под барщину в возрасте с 17 до 50 лет, а мужчины - с 18 до 55 лет.

Что такое оброк и барщина? В чем разница?

Барщина :

  • Крестьяне с личными инструментами бесплатно батрачили на угодьях помещиков.
  • Бедняки могли работать не только на барина, но и на монастырь, церковь, учебное учреждение.
  • Повинность основывалась на работе с сельским хозяйством.
  • Барщина выгодна для помещиков, живших в деревнях, поскольку они сами могли устанавливать размер отработок.
  • Повинность закабаляла крестьян, обрела широкое распространение на Руси.

Оброк :


Отмена повинностей

На Руси как-то очень хорошо прижились оброк и барщина. Отличия между этими двумя повинностями хоть и существовали, но все же они обе делали крестьян рабами, душили их, не позволяли развиваться. С феодализмом пыталась бороться интеллигенция, но все было безрезультатно, помещики, словно пиявки, высасывали силы из бедняков, эксплуатируя их в своих целях. Крепостное право было отменено в 1861 году, в 1863 году отменили и оброк. Тем не менее, понадобилось еще несколько десятилетий, чтобы полностью изменить сознание людей, перестроить экономику на новый лад и разрушить феодализм.

Оброк

У этого понятия существует несколько определений. Впервые этот термин упоминается в связи с взиманием налогов еще в самый ранний период Древней Руси. Под оброком тогда понималась практически любая дань, взимаемая князьями с подчиненных им людей в виде денег, продуктов или товаров. Позднее под оброком стали понимать вид повинности крестьян перед феодалами, заключающийся в выплате дани помещику продуктами или деньгами. Денежный оброк сохранялся на Руси до 1863 г., а продуктовый был отменен реформой 1861 г.

Понятие «оброк» древние понимали так же, как сегодня мы воспринимаем слово «аренда», то есть срочное или бессрочное право пользования имуществом, которое вытекает из договора найма. Поскольку крестьяне во времена рассвета феодализма считались фактически вещью, собственностью феодала, было нормальным отдать кому-нибудь «в аренду», то есть в оброк, целые деревни вместе с живущими там людьми.

Начиная с 16-го в. «оброк» употребляется в значении государственной подати, которую уплачивали в государственную казну владельцы земель. Оброк также выплачивали крестьяне своему землевладельцу за то, что он давал им право жить и работать на его земле, а также выращивать овощи и кормиться. Уплачивался оброк деньгами или товаром, можно было также отрабатывать оброк трудом. Позднее из этой традиции начала формироваться барщина.

Барщина

Барщина — это труд крепостного крестьянина в пользу феодала на его земле в счет уплаты аренды участка, на котором крестьянин работает, чтобы прокормить свою семью.

Широкое распространение барщина получила в 16-м в. и просуществовала вплоть до 19-го в., а на некоторых территориях и до 20-го в. — как одна из форм отработанной системы после отмены крепостного права.

Барщина пришла на смену оброку. Крестьяне, которые получали определенные наделы от феодала и могли там жить и выращивать себе овощи для пропитания, не всегда были способны отдать феодалу оброк товаром или деньгами, иначе им самим было бы нечем прокормиться. В связи с этим все чаще феодалы разрешали своим крепостным отрабатывать оброк трудом.

У барщины было несколько основных принципов. Во-первых, барщина взималась исключительно физическим трудом, а не товаром. Труд этот мог быть самым разнообразным: работа на земле, рыболовство, охота и многое другое. Во-вторых, барщина была обязательной, от нее не освобождался никто, и она служила своеобразной формой выплаты ренты за землю. В-третьих, это был абсолютно бесплатный труд в пользу феодала: крестьянин мог работать на земле своего хозяина несколько недель, но не получить за это ничего.

Барщина, в отличие от оброка, оказалась более живучей системой и просуществовала достаточно долго. Зачастую эти два вида повинности совмещались.

Конец барщины и оброка

Барщина и оброк на Руси, хотя с ними пытались активно бороться и считали их пережитком феодализма, просуществовали достаточно долго, вплоть до 19-го в. Этому способствовало экономическое состояние страны: феодализм не позволял экономике регионов развиваться нужным образом, у крестьян не было денег, поэтому они вынуждены были находиться в зависимости от более богатых людей, выплачивая тем ренту либо товаром, либо работой. Несмотря на отмену крепостного права, понадобилось несколько десятков лет, чтобы окончательно разрушить феодальную систему и перестроить экономику.

БА́РЩИНА, отработочная рента, одна из форм феодальной земельной ренты, даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Принуждение крестьянина к барщине требовало наибольшего (по сравнению с другими формами феодальной ренты) ограничения его личной свободы. Производительность барщинного труда была невелика, производительные силы при господстве барщины развивались медленно. Барщина могла включать полевые работы, извозную повинность, строительные и ремесленные работы, рубку леса. Размеры и экономическая роль барщины на разных стадиях феодализма и в разных странах были неодинаковыми.
В странах Востока, где помещики обычно не вели своего хозяйства, барщина не получила широкого распространения, но крестьян активно привлекали к государственным работам по строительству ирригационных сооружений, дорог, мостов, дворцов. Различные формы принудительного труда, приближающиеся к барщине, сохранялись и в Новое время и Новейшее время, что связано с пережитками феодальных отношений, безземельем и малоземельем крестьянства, распространенностью кабальных форм крестьянской аренды.
В Западной Европе барщина распространилась с 8-9 веков; в ряде крупных вотчин она была господствующей формой ренты и ее продолжительность у крестьян некоторых категорий составляла 2-4 дня в неделю. С 12-13 веков в связи с сокращением господского хозяйства и раздачей домена в держания началось вытеснение барщины оброками. Хотя в некоторых районах в разное время наблюдалось временное возвращение к барщине, она к 14-15 веку сходит на нет, сохраняясь до 17-18 века лишь в виде небольших отработок (несколько дней в году) в страдную пору.
В большинстве стран Центральной и особенно Восточной Европы барщина в Средневековье не играла значительной роли, но в 16-17 веках с развитием предпринимательского помещичьего хозяйства, барщина становится господствующим типом сельскохозяйственного производства и создает основу для «второго издания крепостничества». Барщина возрастает для большинства крестьян до 4-5 и даже 6 дней в неделю. Постепенное сокращение барщины начинается лишь со второй половины 18 века, но отдельные ее пережитки (главным образом в виде отработок при крестьянской аренде земли) сохранялись вплоть до конца Второй мировой войны.
Возникновение барщины в России относят к временам Киевской Руси. Вначале использовался преимущественно труд холопов, а в 13-15 веках, наряду с использованием холопов в крупных светских вотчинах, на монастырских землях стал применяться труд крестьян. Помимо барщины, на Руси в 13-15 веках значительное распространение получил натуральный оброк. В конце 15-16 веке с ростом товарно-денежных отношений барщина получает более широкое распространение, охватывая почти все типы хозяйства и категории зависимого крестьянства (особенно в связи с хозяйственным кризисом 1560-1580-х гг.). Крестьяне на барщине выполняли несколько видов работ: возделывали господскую пашню, несли подводную повинность, убирали сено, строили дома, хозяйственные постройки. Барщина способствовала созданию в России общегосударственной системы крепостного права.
Решающее значение в распространении барщины принадлежало товарно-денежным отношениям. В условиях развивающегося товарного производства, когда спрос на рынке и цены на сельскохозяйственные продукты непрерывно росли, увеличилась заинтересованность помещиков в расширении своего хозяйства, и они стали усиленно переводить крестьян на барщину. Таким образом, барщина обслуживала уже не натуральное замкнутое хозяйство, а товарно-денежное хозяйство, приобретая тем самым новое экономическое содержание.
В 17 - первой половине 18 века барщина и натуральный оброк были основными формами эксплуатации помещичьих, церковных, дворцовых крестьян. Одновременно происходила географическая дифференциация различных форм ренты. Барщина начинала преобладать в центрально-черноземных районах страны, а также в уездах, примыкавших к Москве. На севере и востоке страны наблюдался переход к денежному оброку. Барщина составляла 2-4 дня в неделю. В 17 веке появился новый вид барщины - работа на помещичьих предприятиях (поташных, суконных, полотняных). Во второй половине 18 века четко определились районы распространения барщины. В семи губерниях Черноземья (Орловская, Тульская, Рязанская, Пензенская, Тамбовская, Курская, Воронежская) на барщине находилось 74% помещичьих крестьян. В тринадцати губерниях Нечерноземья (Олонецкая, Петербургская, Московская, Новгородская, Смоленская, Тверская, Ярославская, Костромская, Вологодская, Владимирская, Псковская, Калужская, Нижегородская) барщина охватывала 45% крепостных крестьян. Барщина преобладала в Прибалтике, Белоруссии и на Украине. В виде десятинной пашни барщина сохранилась среди государственных крестьян Сибири. Дворцовые (впоследствии удельные) и большая часть государственных крестьян России находились на денежном оброке.
Размеры барщины не регулировались законом. В 1797 году был издан указ о трехдневной барщине, но он носил рекомендательный характер и игнорировался помещиками. На практике барщина в отдельных районах России достигла 3-4 и даже 6 дней в неделю. Новый момент в развитии барщины состоял в переводе крестьян на месячину, при которой они, получая ежемесячно от помещика продовольствие, должны были ходить на барщину ежедневно. Усиление барщины вело к разорению крестьянского хозяйства, обезземеливанию крестьян.
После отмены крепостного права в России (1861) барщина не была ликвидирована и под названием «издольной повинности» сохранялась для временнообязанных крестьян. В 1882 году с введением обязательного выкупа барщина юридически была отменена, но по существу продолжала существовать в виде отработочной системы. В конце 19 века она преобладала над капиталистическими методами ведения хозяйства в 12 черноземных и в 5 нечерноземных губерниях. В семи губерниях обе системы занимали приблизительно одинаковое положение.

Барщина и оброк - виды политической и экономической зависимости крестьян от феодалов, существовавшие на Руси с самых ранних времен и во время расцвета феодализма.

Основное отличие оброка от барщины заключается в том, что оброк - это уплата налога деньгами или товарами, а барщина - это уплата налога собственным трудом на землях феодала.

С развитием на Руси феодализма установились довольно тесные отношения между владельцами земли (феодалами) и людьми, которые на этой земле проживали (крестьянами). Те, кто не мог купить собственную землю, вынужден был работать на земле, которая принадлежала феодалу, и, следовательно, за эту землю необходимо было как-то платить. Схожая ситуация складывалась у князей с захваченными ими племенами и общинами, которые вынуждены были выплачивать дань в государственную казну за право дальше проживать на собственных землях. Попавшие в зависимость от своего хозяина (феодала или князя) люди должны были постоянно предоставлять определенный откуп, налог. Дань взималась изначально в виде товаров или продуктов, которые шли на барский стол или продавались на рынке, а затем и в денежной форме.

С развитием государственности налог приобрел другую форму - барщина, то есть отработка, физический труд в пользу хозяина вместо уплаты денежной или продовольственной дани. Сначала барщина была сокращена до трех дней (указ 1797 г.), чтобы феодалы не могли использовать крестьян в качестве бесплатной рабочей силы, а уже только потом отменена.

Оброк

У этого понятия существует несколько определений. Впервые этот термин упоминается в связи с взиманием налогов еще в самый ранний период Древней Руси. Под оброком тогда понималась практически любая дань, взимаемая князьями с подчиненных им людей в виде денег, продуктов или товаров. Позднее под оброком стали понимать вид повинности крестьян перед феодалами, заключающийся в выплате дани помещику продуктами или деньгами. Денежный оброк сохранялся на Руси до 1863 г., а продуктовый был отменен реформой 1861 г.

Понятие «оброк» древние понимали так же, как сегодня мы воспринимаем слово «аренда», то есть срочное или бессрочное право пользования имуществом, которое вытекает из договора найма. Поскольку крестьяне во времена рассвета феодализма считались фактически вещью, собственностью феодала, было нормальным отдать кому-нибудь «в аренду», то есть в оброк, целые деревни вместе с живущими там людьми.

Начиная с 16-го в. «оброк» употребляется в значении государственной подати, которую уплачивали в государственную казну владельцы земель. Оброк также выплачивали крестьяне своему землевладельцу за то, что он давал им право жить и работать на его земле, а также выращивать овощи и кормиться. Уплачивался оброк деньгами или товаром, можно было также отрабатывать оброк трудом. Позднее из этой традиции начала формироваться барщина.

Барщина

Барщина - это труд крепостного крестьянина в пользу феодала на его земле в счет уплаты аренды участка, на котором крестьянин работает, чтобы прокормить свою семью.

Широкое распространение барщина получила в 16-м в. и просуществовала вплоть до 19-го в., а на некоторых территориях и до 20-го в. - как одна из форм отработанной системы после отмены крепостного права.

Барщина пришла на смену оброку. Крестьяне, которые получали определенные наделы от феодала и могли там жить и выращивать себе овощи для пропитания, не всегда были способны отдать феодалу оброк товаром или деньгами, иначе им самим было бы нечем прокормиться. В связи с этим все чаще феодалы разрешали своим крепостным отрабатывать оброк трудом.

У барщины было несколько основных принципов. Во-первых, барщина взималась исключительно физическим трудом, а не товаром. Труд этот мог быть самым разнообразным: работа на земле, рыболовство, охота и многое другое. Во-вторых, барщина была обязательной, от нее не освобождался никто, и она служила своеобразной формой выплаты ренты за землю. В-третьих, это был абсолютно бесплатный труд в пользу феодала: крестьянин мог работать на земле своего хозяина несколько недель, но не получить за это ничего.

Барщина, в отличие от оброка, оказалась более живучей системой и просуществовала достаточно долго. Зачастую эти два вида повинности совмещались.

Конец барщины и оброка

Барщина и оброк на Руси, хотя с ними пытались активно бороться и считали их пережитком феодализма, просуществовали достаточно долго, вплоть до 19-го в. Этому способствовало экономическое состояние страны: феодализм не позволял экономике регионов развиваться нужным образом, у крестьян не было денег, поэтому они вынуждены были находиться в зависимости от более богатых людей, выплачивая тем ренту либо товаром, либо работой. Несмотря на отмену крепостного права , понадобилось несколько десятков лет, чтобы окончательно разрушить феодальную систему и перестроить экономику.

Современное общество избаловано благами цивилизации. Молодые люди, просыпаясь утром, выпивают чашечку кофе, включают ноутбук, чтобы ознакомиться с последними новостями, ответить на письма друзей, затем неспеша собираются на учебу или работу. А задумывался ли кто-нибудь, как начиналось утро 100, 200, 300 лет тому назад у таких же девушек и юношей? Сегодня далеко не каждый сможет правильно ответить на вопрос о том, что такое оброк и барщина, а ведь еще каких-нибудь два века назад люди отрабатывали повинность, не принадлежали сами себе, гробили свое здоровье на чужих полях.

Что такое оброк?

На протяжении веков появлялось несколько определений этого понятия. Оброк впервые возник в начале становления Древней Руси, когда только вводились налоги. Тогда князья с подчиненных собирали дань в виде продуктов, денег, товаров. Позже этот вид повинности предстал как обязанность крестьян отдавать феодалам часть денег или продуктов. Реформа 1861 года отменила продуктовый оброк, а денежный сохранялся еще два года.

Во времена феодализма крестьяне считались чьей-то собственностью, поэтому феодалы могли отдавать в пользование не только конкретных людей, но и целые деревни. Оброк можно сравнить с арендой, то есть дворянин предоставлял другому дворянину свои владения в пользование. В XVI веке появилась государственная подать, повинности уплачивали землевладельцы в казну. В то же время оброк распространялся и на крестьян, только они платили его не государству, а владельцу угодий, на которых они жили и использовали для выращивания продуктов. Люди могли расплатиться с барином деньгами, товаром или собственным трудом.

Что такое барщина?

На протяжении трех столетий (XVI-XIX вв.) просуществовала барщина. понятия весьма простое - крестьянин оплачивал аренду земельного участка, принадлежавшего феодалу, собственным трудом. Это не что иное, как одна из форм отработной системы. Барщина и оброк, по сути, очень похожи. Поскольку бедняки не всегда могли отдать феодалу дань в виде денег или продуктов, потому что сами оставались ни с чем, то богачи позволяли им отдавать долг трудом.

Что такое оброк и барщина по своей сути? Это своеобразные формы выплаты ренты за землю. Барщина взымалась только физическим трудом, но он мог быть разнообразным: земледелие, охота, рыболовство, садоводство, скотоводство и т. д. От этой дани никто не освобождался, работа была абсолютно бесплатной, барин за нее ничего не платил.

Размеры повинностей

Во времена феодализма действовали местные «Положения», которые детально расшифровывали, что такое оброк и барщина, а также в каких размерах они взымаются. Сумма, уплачиваемая за землю, варьировалась в зависимости от ее расположения. Например, крестьяне, жившие под Петербургом, платили 12 рублей, а вот московские и ярославские отдавали всего 10 рублей. Наименьшую сумму - 9 рублей - уплачивали бедняки Курской и Отдав дань, крестьянин не только мог пользоваться землей помещика, но и свободно распоряжаться своей рабочей силой.

Барщина - это физическая работа, которую выполняли временнообязанные и крепостные крестьяне для барина. Размер повинности высчитывался исходя из душевого надела человека. За один земельный участок женщины отрабатывали месяц, а мужчины 40 дней. При не предоставлял инструментов, бедняки должны были приходить со своими тяпками, плугами, лопатами, удочками и т. д. Женщины попадали под барщину в возрасте с 17 до 50 лет, а мужчины - с 18 до 55 лет.

Что такое оброк и барщина? В чем разница?

Барщина :

  • Крестьяне с личными инструментами бесплатно батрачили на угодьях помещиков.
  • Бедняки могли работать не только на барина, но и на монастырь, церковь, учебное учреждение.
  • Повинность основывалась на работе с сельским хозяйством.
  • Барщина выгодна для помещиков, живших в деревнях, поскольку они сами могли устанавливать размер отработок.
  • Повинность закабаляла крестьян, обрела широкое распространение на Руси.

Оброк :


Отмена повинностей

На Руси как-то очень хорошо прижились оброк и барщина. Отличия между этими двумя повинностями хоть и существовали, но все же они обе делали крестьян рабами, душили их, не позволяли развиваться. С феодализмом пыталась бороться интеллигенция, но все было безрезультатно, помещики, словно пиявки, высасывали силы из бедняков, эксплуатируя их в своих целях. Крепостное право было отменено в 1861 году, в 1863 году отменили и оброк. Тем не менее, понадобилось еще несколько десятилетий, чтобы полностью изменить сознание людей, перестроить экономику на новый лад и разрушить феодализм.