Армения Древняя: история, даты, культура. Армянский язык

История Древней Армении насчитывает не одну тысячу лет, а сами армяне жили задолго до возникновения наций современной Европы. Они существовали и до появления античных народов - римлян и эллинов.

Первые упоминания

В клинописях персидских правителей встречается название «Арминия». Также Геродот упоминает «армен» в своих трудах. По одной из версий, это был индоевропейский народ, переселившийся из Европы в XII в. до н. э.

Другая гипотеза утверждает, что праармянские племенные союзы возникли впервые на к 4-3 тысячелетию до н.э. Именно они, как утверждают некоторые ученые, встречаются в поэме «Илиада» Гомера под названием «аримы».

Одно из названий Древней Армении - Хай, - по предложениям ученых, происходит от названия народа "хайасы". Это название упоминается на глиняной хеттских таблицах во II тысячелетии до н. э., обнаруженных при археологических раскопках Хаттушаши - древней столицы хеттов.

Есть сведения, что ассирийцы называли эту территорию страной рек - Наири. По одной из гипотез, в нее входили 60 различных народов.

В начале IX в. до н. э. возникло мощное царство Урарту со столицей Ван. Считается, что это древнейшее государство на территории Советского Союза. Цивилизация Урарту, преемниками которой стали армяне, была довольно развитой. Существовала письменность, основанная на вавилоно-ассирийской клинописи, земледелие, скотоводство, металлургия.

Урарту славилась технологией возведения неприступных крепостей. На территории современного Еревана находились две из них. Первая - Еребуни, была построена одним из первых царей Аргишти. Именно она дала название современной столицы Армении. Вторая - Тейшебаини, основана царем Руса II (685-645 гг. до н. э.). Это был последний правителель Урарту. Государство не смогло противостоять мощной Ассирии и навсегда погибло от ее оружия.

На ее смену пришло новое государство. Первые цари Древней Армении - Еруанд и Тигран. Не нужно путать последнего со знаменитым правителем Тиграном Великим, который позже будет наводить ужас на Римскую империю и создаст великую империю на Востоке. Появился новый народ, образовавшийся в результате ассимиляции индоевропейцев с местными древними племенами хайами и урарту. Отсюда пошло новое государство - Армения Древняя со своей культурой, языком.

Вассалы персов

В свое время Персия являлась мощным государством. Все народы, жившие в Малой Азии, подчинились им. Эта участь постигла и Армянское царство. Господство над ними персов длилось более двух веков (550-330 гг. до н. э.).

Греческие историки об Армении времен персов

Армения - древняя цивилизация. Это подтверждают и многие историки античности, например, Ксенофонт в V в до н. э. В качестве участника событий автор «Анабасиса» описал отступление 10 тысяч греков к Черному морю через страну, которая носит название Армения Древняя. Греки увидели развитую хозяйственную деятельность, а также быт армян. Они повсюду находили в этих краях пшеницу, ячмень, ароматные вина, свиное сало, различные масла - фисташковое, кунжутное, миндальное. Древние эллины также увидели здесь изюм, стручковые плоды. Помимо продуктов растениеводства, армяне разводили домашних животных: коз, коров, свиней, кур, лошадей. Данные Ксенофонта говорят потомкам, что народ, проживающий на этом месте, был развит в экономическом плане. Обилие различных продуктов бросается в глаза. Армяне не только сами производили продукты питания, но и активно занимались торговлей с соседними землями. Конечно, Ксенофонт про это ничего не говорил, однако он перечислил некоторые продукты, которые не произрастают на данной территории.

Страбон в I в. н. э. сообщает, что Армения древняя имела очень хорошие пастбища для лошадей. Страна не уступала Мидии в этом плане и поставляла лошадей ежегодно для персов. Упоминает Страбон об обязанности армянских сатрапов, административных губернаторов времен правления персов, об обязанности поставлять в честь знаменитого празднества Митры около двух тысяч молодых жеребят.

Армянские войны в древности

Историк Геродот (V в. до н.э.) описал армянских воинов той эпохи, их вооружение. Солдаты носили небольшие щиты, имели короткие копья, мечи, дротики. На головах - плетеные шлемы, обуты они были в высокие башмаки.

Завоевание Армении Александром Македонским

Эпоха Александра Македонского перекроила всю карту и Средиземноморья. Все земли огромной персидской империи вошли в состав нового политического объединения под властью Македонии.

После смерти Александра Великого государство распадается. На востоке образуется Селевкидское государство. Некогда единая территория единого народа разделилась на три отдельных области в составе новой страны: Великая Армения, находящаяся на Араратской равнине, Софена - между Евфратом и верхним течением Тигра и Малая Армения - между Евфратом и верхним течением Ликоса.

История древней Армении хоть и говорит о постоянной зависимости от других государств, однако показывает, что она касалась только вопросов внешней политики, что благотворно сказалось на развитии будущего государства. Это был своеобразный прообраз автономной республики в составе сменяющих друг друга империй.

Часто называли базилевсами, т.е. царями. Они сохраняли лишь формальную зависимость, посылая в центр дань и войско в военное время. Никаких попыток проникнуть во внутреннюю структуру армян не предпринимали ни персы, ни эллинистическое государство Селевкидов. Если первые так управляли практически всеми своими отдаленными территориями, то правопреемники греков всегда изменяли внутренний уклад покоренных народов, навязывая им «демократические ценности» и особый порядок.

Распад государства Селевкидов, объединение Армении

После поражение Селевкидов от Рима армяне получили временную независимость. Рим еще был не готов после войны с эллинами приступить к новым завоеваниям народов. Этим и воспользовался некогда единый народ. Начались попытки восстановления единого государства, что звалось "Армения древняя".

Властитель Арташес объявил себя независимым царем Арташесом I. Он объединил все земли, которые говорили на одном языке, включая Малую Армению. Последняя область Софена вошла в состав нового государства позже, через 70 лет, при знаменитом правителе Тигране Великом.

Окончательное формирование армянской национальности

Считается, что при новой династии Арташесидов и произошло великое историческое событие - формирование национальности армян со своим языком и культурой. Большое влияние на них оказывало соседство с развитыми эллинистическими народами. Чеканка собственных монет с греческими надписями говорила о сильном влиянии соседей на культуру и торговлю.

Арташат - столица древнего государства Великая Армения

В эпоху правления династии Арташесидов появляются первые крупные города. Среди них - город Арташат, который стал первой столицей нового государства. В переводе с греческого он означал «радость Артаксия».

Новая столица имела выгодное географическое положение в ту эпоху. Она располагалась на магистральном пути к портам Черного моря. Время появления города совпало с налаживанием сухопутных торговых связей Азии с Индией и Китаем. Арташат стал приобретать статус крупного торгового и политического центра. Плутарх высоко оценивал роль этого города. Он дал ему статус «Карфагена Армении», что в переводе на современный язык означал город, который объединяет все близлежащие земли. О красоте и роскоши Арташата знали все средиземноморские державы.

Расцвет Армянского царства

История Армении с древнейших времен содержит яркие моменты могущества этого государства. Золотой век приходится на время правления Тиграна Великого (95-55 гг.) - внука основателя знаменитой династии Арташеса I. Столицей государства стал Тигранакерт. Этот город стал одним из ведущих центров науки, литературы и искусства всего Античного мира. Лучшие греческие актеры выступали в местном театре, знаменитые ученые и историки являлись частыми гостями Тиграна Великого. Один из них - философ Метродор, который являлся ярым противником разрастающейся Римской империи.

Армения стала частью эллинистического мира. Греческий язык проник в аристократическую верхушку.

Армения - уникальная часть эллинистической культуры

Армения в I в до н. э. - развитое передовое государство мира. Она взяла все лучшее, что было в мире - культуру, науку, искусство. Тигран Великий развивал театры, школы. Армения являлась не только культурным центром эллинизма, но и сильным в экономическом плане государством. Росла торговля, промышленность, ремесла. Отличительной чертой государства являлось то, что оно не взяло систему рабства, которую применяли греки и римляне. Все земли обрабатывали крестьянские общины, члены которых были свободными.

Армения Тиграна Великого раскинулась на обширные территории. Эта была империя, которая охватывала огромную часть от Каспийского до Средиземного морей. Ее вассалами сделались множество народов и государств: на севере - Цибания, Иберия, на юго-востоке - Парфия и арабские племена.

Завоевание Римом, конец Армянской империи

Возвышение Армении совпало с расцветом еще одного восточного государства на территории бывшего СССР - Понта во главе с Митридатом. После долгих войн с Римом Понт также потерял свою независимость. Армения была в добрососедских отношениях с Митридатом. После его поражения она осталась один на один с могущественным Римом.

После продолжительных войн единая Армянская империя в 69-66 гг. до н. э. распалась. Под властью Тиграна осталась лишь Великая Армения, которая была объявлена «другом и союзником» Рима. Так называли все покоренные государства. Фактически страна превратилась в очередную провинцию.

После вхождения в Римскую империю начинается античный этап государственности. Страна распалась, ее земли присваивали другие государства, а местное население постоянно конфликтовало друг с другом.

Армянский алфавит

В древнейшие времена армяне пользовались письменностью на основе вавилоно-ассирийской клинописи. В эпоху расцвета Армении, во времена Тиграна Великого, страна полностью переходит на греческий язык в деловом обороте. На монетах археологи находят греческую письменность.

Армянский алфавит создан Месропом Маштоцем относительно поздно - в 405 году. Первоначально он состоял из 36 букв: 7 гласных и 29 согласных.

Основные 4 графических формы армянского письма - еркатагир, болоргир, шхагир и нотргир - развиваются только в Средние века.

Альтернативные названия - Айастан, Айканан.

Происхождение названия

Словом «Армения» определяется «историческая» территория Армении, Армянское нагорье, карта Армении американского Госдепартамента 1918-1920 гг. и существующая в настоящее время Республика .

Сами армяне называют себя «хай», а свою родину – не Арменией, а Айастаном. Истоки этих слов восходят к хеттскому языку, в сохранившихся документах которых есть отсылки на слово Хайаса. Согласно Библии, к Армении относилась область Арарат, которую ассирийцы называли Урарту.

Армяне также идентифицируют себя как народ Арарата/Урарту и Наири. Еще армяне называют себя Торгомян и потомками Хейга/Айка.

Образование страны

Во время археологических раскопок в Армении было обнаружено множество доисторических поселений, свидетельствующих о существовании цивилизации с передовыми для того времени знаниями о сельском хозяйстве, металлургии, промышленном производстве.

История армян является горячим предметом обсуждений историков, лингвистов и археологов. В 1980-х годах лингвисты обратили внимание на многие сходства между индоевропейскими и семитскими языками. Единственное объяснение этого сходство между совершенно разными языковыми группами заключалось в «движении» индоевропейских языков на восток, к Армянскому нагорью.

Нагорье часто подвергалась нападкам и вторжениям. Армяне стали свидетелями великой экспедиции Александра на восток. Они воевали против римских легионов и персидских войск. Им удалось остановить арабскую экспансию в сторону севера.

Они потеряли свои земли в 11 веке во времена вторжения татар и сельджуков, но создали новое государство южнее и западнее, в Киликии – оно процветало до 1375 года. На протяжении двух столетий Армению терзали войны между двумя империями – иранской и османской.

В конце 18 века Россия, закрепив свое положение в Кавказских горах, победила иранцев и турков в серии сражений. Таким образом, Армянское нагорье подчиняли себе три империи.

В начале 20 века территория Армении была поделена между Россией и Османской империей. В 1890-х годах власти Турции организовали массовые убийства армян, которые вылились в настоящий геноцид в 1915-1923 гг. Младотурки, пришедшие к власти в Османской империи в 1908 году, воспользовались Первой мировой войной, чтобы физически истребить армянское население.

Они желали построить новое турецкое национальное государство (Туран) на основе моноэтнического и монотеистического общества, в границах от Стамбула до озера Байкал (Центральная Азия). В то время все армяне были под властью турков. Оставшиеся в живых после первого документированного геноцида 20 века поселились в разных уголках мира.

По оценкам, количество убитых варьируется от 600 тысяч до 2 миллионов человек. Согласно докладу комиссии ООН по правам человека, жертвами геноцида стали не менее 1 миллиона людей.

В конце 1917 года рухнула Российская империя, ее армия отступила из Кавказского фронта. Восточная часть Армении осталась без защита, и к весне 1918 года на нее уже наступали турецкие войска – их целью были нефтяные месторождения в городе , рядом с Каспийским морем.

Благодаря отчаянным усилиям армянских солдат территорию удалось отстоять. После череды победоносных сражений в Сардарапате и Баш-Апаране турки отступили. 28 мая 1918 года в Армении была провозглашена независимость.

Однако это длилось недолго. В связи с увеличением давления турков с одной стороны и большевиков с другой, была вынуждена подписать договор, согласно которому она потеряла часть своей территории и вошла в состав СССР. Советская власть длилась 70 лет.

В начале 1990-х годов последний советский лидер Михаил Горбачев провел ряд реформ, ознаменовавших собой эпоху гласности. В феврале 1988 года в Ереване и Степанакерте (столица Нагорного Карабаха, армянского анклава в Азербайджане) прошли демонстрации, требованием которых было воссоединение Карабаха с Арменией. 29 мая 1988 впервые за историю Советского Союза в Армении отмечали 70-летие независимости.

Летом 1988 года продолжились демонстрации, которые позже переросли в забастовки. В ноябре этого же года в Азербайджане начали преследовать и убивать армян, что привело к потоку беженцев. В обеих республиках были приняты чрезвычайные меры.

Землетрясение 7 декабря 1988 года добавило армянам еще и экономических проблем. 12 января 1989 года под контролем Москвы была создана специальная комиссия для управления Карабахом. 28 мая 1989 года советское правительство Армении признало 28 мая официальным праздником. Летом 1989 года Армянское общенациональное движение приобрело юридический статус.

Первый съезд был проведен в ноябре 1989 года. В январе 1990 года были зарегистрированы убийства армян в и Кировбаде. Во время весенних парламентских выборов к власти пришли члены Карабахского комитета, советские диссиденты. Республика Армения обрела независимость 21 сентября 1991 года.

Национальная идентичность и этнические отношения

Армянская идентичность сформировалась по культурному признаку. В ней сохранены фундаментальные исторические элементы, обеспечивающие единство всех представителей, несмотря на то, что они волей судеб разбросаны по всему миру.

Носители армянской культуры демонстрируют сильное чувство национальной идентичности даже в условиях современной концепции государственного развития. Эта идентичность сформировалась на основе богатого исторического опыта.

Такие события, как принятие христианства в качестве государственной религии в 301 году нашей эры, изобретение армянского алфавита в 406 году, чрезмерно жестокое обращение со стороны завоевателей оказали большое влияние на армян.

Республике удалось избежать этнических потрясений, характеризующих жизнь в постсоветских республиках. Права меньшинств охраняются законом.

Большинство знаковых достопримечательностей Армении можно подразделить на следующие группы:

  • объекты культуры;
  • памятники древнего зодчества;
  • природные объекты (курорты, заказники, живописные места).

Знакомиться с прошлым страны и искать корни национального менталитета лучше в столичных музеях. Например, в музее истории на улице Аргишти, где собраны самые древние археологические находки Армении. Только здесь вы найдете топор, которому 100 000 лет и, благодаря миниатюрным макетам, составите представление о внешнем виде древнего Еревана .


На проспекте Месропа Маштоца находится еще одно интересное заведение – Матенадаран. Фонды хранилища древних манускриптов и первопечатных книг насчитывают около 17 000 ценных рукописей и более 100 000 важных исторических документов.




Если останется время, можно заскочить в музей Сергея Параджанова, что на улице Дзогарюх. Кстати, музей открыт близким другом известного режиссера. Не грех заглянуть и в Национальную картинную галерею, где, помимо древних фресок, миниатюр и образцов современного армянского изобразительного искусства, можно увидеть полотна легендарного мариниста Айвазовского.

Гнетущее впечатление оставляет экскурсия по музею геноцида армян. Внутренние помещения объекта уходят под землю, символизируя вход в загробный мир. Пусто здесь никогда не бывает, но тишина в музее стоит пронзительная: тут не принято громко разговаривать, чтобы не оскорбить память зверски замученных соотечественников.

Диаметрально противоположная атмосфера царит в музее «Мегерян», расположенного на улице Мадоян. Оказавшись в этом царстве ковров и гобеленов, невозможно удержаться от восхищенных возгласов. Не пожалейте денег на полноценную экскурсию, которая познакомит вас с основными этапами создания этих прекрасных изделий.

Армения – государство, одним из первых принявшее христианство, так что, если вас тянет в странствия по святым местам, считайте, что оказались в нужном месте. В окрестностях местечка Алаверди находится два очень интересных объекта, занесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: монастыри Ахпат и Санаин. Построенные в X веке, эти массивные каменные здания выдержали не одно землетрясение.

Обязательно посетите поющие фонтаны на площади Республики . Прозрачные водные струи поднимаются вверх и опускаются, под завораживающие классические, поп- и рок-композиции, образуя причудливые каскады. Каждое представление сопровождается световой инсталляцией (в темное время суток) и завершается под легендарный хит Шарля Азнавура «Вечная любовь».



Выдающихся памятников, которые можно считать символами армянской столицы, в Ереване всего два: монумент «Мать-Армения», изображающий суровую женщину с мечом наперевес, и скульптура Давида Сасунци – героя народного эпоса, непобедимого богатыря. Последний пользуется всеобщей любовью и на протяжении длительного времени являлся официальной эмблемой киностудии «Армянфильм». Если традиционные монументы кажутся слишком правильными и скучными, можно вернуться к Каскаду и поглазеть на авангардистское творение Жауме Пленса – «Человека из букв». Визуально определить местонахождение памятника несложно: возле него всегда тусуются группы туристов с фототехникой. Тут же, у подножия главной лестницы Еревана , есть и другие, полные экспрессии монументы. Некоторые из них выглядят несколько эпатажно, чем и привлекают к себе внимание.

Все достопримечательности Армении

Традиции и национальный колорит


Народ в Армении импульсивный, общительный и отзывчивый. Несмотря на то, что государственный язык в стране – армянский, русский здесь прекрасно понимают, так что в случае, когда требуется уточнить маршрут, можно спокойно обращаться к местным жителям. Не исключено, что вам не только покажут более удобный путь, но и вызовутся проводить.

Курение в общественных местах в Армении не приветствуется. И хотя в большинстве точек местного общепита на зажженную сигарету смотрят сквозь пальцы (как правило, в городских кафе отсутствуют зоны для некурящих посетителей), то закурив за рулем, турист рискует быть оштрафованным.

Не чуждо армянам и такое чувство, как национальная гордость. Покритиковать другие кавказские народы и выпятить собственную значимость здесь отлично умеют. Зато и историю своей нации в Армении чтут свято.



Ну и конечно, какой же армянин откажется от возможности слегка надуть незадачливого туриста. Так что, отправляясь на местные рынки, не стесняйтесь торговаться: причем, чем эмоциональнее вы это делаете, тем больше у вас шансов завоевать расположение продавца.

А вот злоупотреблять симпатиями местных не стоит: если в столице кое-какие вольности иностранному гостю простят, то в провинции неуместные действия могут разжечь неприятный конфликт. Особенно осторожно следует вести себя в церковных и монастырских помещениях. Не любят здесь и праздные беседы на тему армянского геноцида и нагорно-карабахского конфликта, поэтому постарайтесь не углубляться в политику. Ну и конечно, ни в коем случае не загорайте топлесс на местных пляжах, если не хотите вызвать открытое осуждение окружающих: Армения хоть и смотрит в сторону Европы, в душе продолжает оставаться сугубо кавказским государством.

Кухня Армении

Ничто так не обижает армян, как отождествление их национальных блюд с грузинскими и азербайджанскими аналогами. Здесь, например, вполне искренне считают, что долма – исконно армянское изобретение, которое другие народы Закавказья бессовестно позаимствовали. Что интересно: помимо традиционной долмы с начинкой из мяса, лука и пряностей, в Армении существует ее постный аналог, который фаршируют горохом, фасолью или чечевицей. Едят такое кушанье в канун Нового года.

Хоровац (шашлык) здесь подают на каждом шагу. Главная фишка местного рецепта – суточное маринование мяса перед обжаркой. Для вегетарианцев отличной заменой животному продукту станет «летний хоровац» – запеченные на мангале овощи (перец, картофель, помидоры). И не вздумайте вооружаться вилкой, будьте проще: настоящий хоровац едят исключительно при помощи рук.

Разбавить обилие мясной пищи в желудке можно спасом – супчиком на основе кисломолочного продукта мацони с добавлением пшеничных зерен, яиц и зелени. Любителям крепких и сытных бульонов лучше остановить свой выбор на хаше – супе, сваренном из говяжьих или свиных ножек. Блюдо символическое, поэтому, если армянские знакомые пригласили вас на хаш, можете считать тест на на безоговорочное доверие пройденным. Заедают хаш толченым чесноком, который намазывают на хрустящий лаваш. Кстати, о лаваше: выпекаются плоские лепешки в тандыре и полностью заменяют армянам хлеб. В лаваш можно заворачивать все, что душе угодно: шашлык, сезонные овощи, рубленую зелень.


По осени вся Армения объедается хапамой, представляющей собой тыкву, фаршированную рисом, миндалем и сухофруктами. На сладенькое можно взять гату – гибрид булочки и слоеного пирога с начинкой из сахара и сливочного масла. В каждом районе страны придерживаются своих рецептов, так что не удивляйтесь тому, что ереванская и караклисская гата могут существенно отличаться по вкусовым характеристикам.

Для неисправимых сладкоежек существует суджух (шароц), который несведущие часто путают с чурчхелой. Начиненные ореховыми ядрышкам колбаски из виноградного сока отличаются от грузинского варианта сладости насыщенным вкусом специй и мягкостью консистенции. Популярные виды армянских лакомств традиционно орехово-фруктовые: политые медом и начиненные орехами персики, вяленые абрикосы, засахаренный миндаль.

Что касается напитков, то выбрать есть из чего. Даже обычная вода из-под крана в Армении чище и вкуснее, чем где бы то ни было. Ценителям крепкого алкоголя не стоит уезжать, не попробовав ереванского коньяка, который тут производят уже более 125 лет. Отличного качества и местная винная продукция. Брать ее лучше в магазинах, поскольку на подделку в них нарваться неимоверно сложно. При случае можно опрокинуть стопочку абрикосовой или тутовой водки.

Не жалующим алкогольные напитки туристам стоит обратить свой взгляд в сторону кисломолочных продуктов: тана и мацони. Чай в Армении не очень популярен, его повсеместно заменяет ароматный крепчайший кофе, в котором тут знают толк.

Транспорт


Перемещаться между регионами страны можно либо на автобусе, либо на поезде. Правда, претендовать на высокий уровень комфорта не стоит: транспортные средства в Армении, как правило, видавшие виды и не привязанные к таким благам цивилизации, как кондиционеры. Большинство автобусов, следующих в крупные города (Ванадзор, Гюмри , Севан), отходит от центрального вокзала Еревана . Отсюда же можно отправиться в увлекательный шоппинг-тур по Грузии или Турции . Чтобы доехать до Арарата , Ерасхавана и Аташата, необходимо сначала добраться до вокзала «Сасунци Давид», откуда и отправляются вышеупомянутые маршруты.

Вариант путешествия на поезде обычно оказывается более комфортным уже потому, что машинисты четко придерживаются расписания (в отличие от водителей ереванских автобусов).

Традиционный общественный транспорт столицы – это метро, автобусы, маршрутки и такси. Первое охватывает не все районы города, поэтому местные предпочитают пользоваться наземными видами транспорта. Кстати, вместо кондукторов и турникетов здесь все еще в ходу оплата «из рук в руки».



Если вы приехали в Ереван впервые и не в курсе, куда податься в первую очередь, берите такси, не забыв намекнуть водителю о собственной неосведомленности. В 99 случаях из 100 вас ждет увлекательная экскурсия по столичным улочкам, перемежающаяся эмоциональными историями от таксиста.

Аренда авто в Армении не самое дешевое удовольствие, но, если вам отчаянно захотелось порулить, российские права здесь вполне подойдут. И не забывайте, что в ситуациях на дороге пресловутое кавказское гостеприимство не работает. Подрезать, обгонять и нарушать все существующие правила здесь обожают. Кстати, парковки в Ереване в основном платные.

Деньги


Ереванские магазины принимают единственную денежную единицу – армянский драм (AMD). 1 драм равен 0,14 руб.

Пунктов обмена в столице достаточное количество, но при желании деньги можно обменять и у частных лиц (владельцы магазинов, уличные торговцы). Обычно они предлагают обмен по более приятному курсу, чем банк. Самый невыгодный вариант обмена денег – столичный аэропорт. Крупные сетевые магазины принимают оплату картой, кроме того, в любом городе Армении обязательно отыщется банкомат для обналичивания средств.


Шоппинг

Туристам, любящим привозить из путешествий покупки с непременным национальным колоритом, в Армении есть где разгуляться. Сувениры и изделия ручной работы лучше всего искать на «Вернисаже» – открытом рынке. Серебряные украшения, народные музыкальные инструменты, глиняная посуда, поделки из камня и дерева, ковры ручной работы – выбор национальных атрибутов здесь, как на восточном базаре из сказок «1000 и одной ночи». Приходить на «Вернисаж» лучше в выходные, так как в эти дни работают все палатки и лотки.

Блошиный рынок "Вернисаж" в Ереване

Представительницам прекрасной половины человечества стоит совершить набег на магазины косметики в поисках продукции местного органического бренда Nairian. Косметика не из дешевых, но разве можно устоять перед многообещающей маркировкой «натуральный продукт».

Обязательно запаситесь местными деликатесами: сыр, мед, кофе (он здесь на порядок лучше того, что продается в наших кофейных бутиках), суджух, шоколадные конфеты производства ереванской кондитерской фабрики Grand Candy. Ну и конечно, прихватите с собой мешочек с пряностями и хотя бы бутылочку армянского коньяка.


Если ваша страсть – национальные украшения, не стесняйтесь заглядывать в ювелирные отделы. Цены на драгоценности в Армении вполне вменяемые. Неплохо здесь выделывают и кожу, поэтому на рынках можно частенько встретить приличную кожгалантерею.

Информация для туристов

    Шумеры примерно в 2800 г. до н.э. называли Армению Аратта, а бога армян - Хайя, а аккадцы, сменившие шумеров во второй половине третьего тысячелетия до нашей эры, – Армани или Арманум.

    Хетты, появившиеся во втором тысячелетии до нашей эры, применяли для обозначения Армении название Хайаса и Арматана, а ассирийцы, возникшие во второй половине второго тысячелетия до нашей эры, – Уруатри или Урарту и Арми (Арарат в Библии). Персы называли Арминия, а Эламите - Харминуя, египтяне - Эрменен.

    Хеттские надписи, расшифрованные в 1920 году швейцарским ученым Эмилем Форер, немецким археологом и историком Гуго Винклером и чешским востоковедом и лингвистом Бедржихом Грозным, свидетельствуют о существовании горной страны Хайаса (Hayasa), раскинувшейся вокруг озера Ван на Армянском нагорье.

    Частичка СА в названии Хайа-са является суффиксом и соответствует окончанию СТАН современного названия Армении Хайа-стан (Hayastan). Греки знали об этой стране (Хайаса) и их авторы писали об армянах или hayer.

    Армянский народ связывает свое самоназвание с именем Божества ХАЙ(а) /HAY(a), который почитался как Творец Космоса.

    По мнению ряда ученых имя ХАЙ (HAY) происходит от изначального корня АЙ (AY) или АЙА (AYA), восходящего к эпохе неолита и раннего почитания культа Богини-Матери, которая передала свое имя более позднему мужскому Божеству ХАЙ(а)/HAY (а).

    Бог ХАЙА-EA почитался также по всей Месопотамии. Самые ранние письменные упоминания Бога ХАЙ(А)/HAY(А), именуемого также «Богом Мудрости» и «Богом Космической воды», можно найти в шумерских надписях, датируемых около 2800 до н.э.

    Бог ЭA-ХАЙ(А) позднее почитался также аккадцами, которые знали его под именем ЭНКИ. В надписях города Эблаик (древний город в Сирии), датируемых около 2600 до н.э., также отмечены как Божество, так и люди по имени «АЙ», жившие на Армянском нагорье.
    Название «Ай» использовалось также хеттами для обозначения Армении и армянского народа.

    Хеттские надписи, датируемые примерно 1500 годом до н.э., представляют в записях историю царства Хайаса (с корнем Хайa и хеттским окончанием «са», означающим место), расположенным на Армянском нагорье.

    Название Хай/Hay заключено также в имени Айк, традиционно считающимся патриархом армянского народа, что было отражено в записях ряда средневековых историков. Айк рассматривался армянским народом как божественный потомок изначального Бога всего сущнего ХАЙ(A)/HAY(A).

    Армянин – Armenian

    Название Армянин – Armenian содержит священный корень «Ар» (Арарич/Создатель/Солнце) с добавлением корня «мен» (что в прото-индо-европейском означает просто человек или люди), и окончание «ян» – «ian», что обозначает «из/от».

    По мнению ряда ученых Ар было сокращенным вариантом Ара или Арар(ич), Творца. Поклонение Ар было широко распространено среди древних армян, которые поклонялись этому божеству и просто называли его Творцом (Ара или Арарич).

    Многие географические названия, такие как Эребан-Эреван (Ереван)-Ариван содержат священный корень Ар, который является корнем многих других слов, таких, например, как Ари (мужественный).

    ИЕ слово Man – Человек по-прежнему используется в английском языке для обозначения людей, народов. Например, Туркмен – Turkmen используется для обозначения тюркских племен Центральной Азии, современных жителей Туркменистана.

    Есть много и других примеров, где Ман/Мен (Человек) используется в английском для обозначения различных народов, таких как Frenchman – Француз, Chinaman – Китаец, Englishman – Англичанин и т. д.

    У нас есть еще армянское архаичное слово Ман(ук) [младенец], которое несет первоначальный смысл Человек (множественное числе которого, конечно, Люди).
    Окончание «ян» в слове Armenian означает «потомство» или просто «из/от».

    Это окончание «ян» (которое в английском передается двояко – как yan или ian) сохранилось во многих индоевропейских языках и может быть обнаружено в терминах, описывающих нации и даже понятия с той же смысловой нагрузкой «из». Например, мы видим это в окончаниях названий различных народов, таких как норвежцы – Norweg(ianS), румыны – Roman(ianS), бельгийцы – Belg(ianS) и т.д.

    В английском мы также используем окончание «ян» для обозначения смысла принадлежности, происхождения «из/от». Например, Jefferson (of Jefferson) America – Америка Джефферсона, или Clinton (of Clinton) faction – фракция Клинтона и т.д.

    Армянские фамилии по-прежнему сохраняют архаическое окончание Ян / Ян, (yan/ian) которое означает «из/от» (например, Араян, что означает «от Ара», или «потомок Ара» или Наапетян - «от Наапета» или «потомок Наапета» и т.д.).

    На котором разговаривает около 6.7 миллионов человек, преимущественно в Армении и Нагорном Карабахе (в действительности непризнанной независимой республике в Нагорно-Карабахском регионе в Закавказье). Кроме того, носители армянского языка проживают во многих других странах, среди них – Россия, Грузия, Украина, Турция, Иран, Кипр, Польша и Румыния. Армянский эквивалент названия языка — Hayeren . Многие слова в армянском языке произошли от похожих слов древнеперсидского языка, что указывает на их общее индоевропейское происхождение.

    Армянский язык является государственным языком Армении и Нагорного Карабаха, а также имеет статус официального языка этнического меньшинства в Кипре, Польше и Румынии. До начала 1990-х гг. обучение в школах Армении проводилось на армянском и , но после распада СССР армянский язык стал основным языком преподавания, и русскоязычные школы были закрыты. В 2010 году обучение на русском языке в Армении возобновилось.

    Краткая история армянского языка

    Немногое известно об армянском языке до того, как он впервые появился в письменном виде в Vв. Тем не менее, упоминания об армянском народе встречались в записях, датируемых VIв. до н. э.

    Тип армянского языка, который использовался в разговорной и письменной форме в Vв., называется классическим армянским языком, или գրաբար (грабар — «письменный»). Он содержит множество заимствованных слов из парфянского языка, а также греческого, сирийского, латинского, урартского и других языков. Грабар использовался в качестве литературного языка до конца XIX в.

    Армянский язык, который использовался в период XI-XVвв., называется среднеармянским, или միջինհայերեն (mijinhayeren), и содержит много заимствованных слов из арабского, турецкого, персидского и латинского языков.

    Две основные современные формы армянского языка появились на протяжении XIXв., когда территория Армении была поделена между Российской и Османской империями. Западный вариант армянского языка использовался армянами, которые переехали в Константинополь, а на восточном варианте армянского языка разговаривали армяне, живущие в Тбилиси (Грузия). Оба диалекта использовались в газетах и для преподавания в школах. В результате этого, повысился уровень грамотности, и в литературе современный армянский язык стал использоваться чаще, чем классический.

    Армянский алфавит

    В конце IVв. царь Армении Врамшапух попросил Месропа Маштоца, выдающегося ученого, создать новый алфавит для армянского языка. До этого для письма на армянском языке использовали «клинопись», которая, по мнению армянского духовенства, не подходила для написания трудов по религии.

    Маштоц отправился в Александрию, где изучил основы письма и пришел к выводу, что греческий алфавит был лучшим в то время, поскольку в нем было почти однозначное соответствие между звуками и буквами. Он использовал греческий алфавит как образец для нового алфавита и показал его царю в 405 г., когда вернулся в Армению. Новый алфавит получил признание, и в 405 г. был напечатан новый перевод Библии на армянском языке. Вскоре после этого появились другие литературные произведения.

    Существует две общепринятые формы армянского языка: восточный армянский язык, который используется преимущественно в Армении, Нагорном Карабахе, Грузии и Иране; и западный армянский язык, на котором разговаривает армянская диаспора во многих странах. Они более-менее похожи между собой.

    Особенности:

    • Тип письменности: алфавит
    • Направление письма: слева направо, горизонтально
    • В основных диалектах армянского языка (западном и восточном) есть незначительная разница в произношении букв
    • У большинства букв есть также цифровое значение
    • Сколько букв в армянском алфавите: изначально алфавит состоял из 36 букв, а в ХII веке добавились еще две буквы Օ и Ֆ