Полезные обитатели сада. Ежи. Полезные обитатели садов

Прежде всего к экосистеме сада относятся специально поса-женные человеком деревья и кусты . Наиболее распространен-ными фруктовыми деревьями являются яблоня, гру-ша, черешня, вишня, слива, абрикос; кустами — смородина, ма-лина, крыжовник. Крымские яблоки, мелитопольские черешни известны далеко за пределами Украины. Рядом с плодовыми де-ревьями растут различные сорняки. Их следует уничтожать для того, чтобы они не забирали из почвы необходимые саду пита-тельные вещества.

Среди животных организмов чаще всего посещают сад пчелы и другие насекомые, принимающие участие в опылении (рис. 75).

Есть у сада и свои вредители , например тля, яблоневая плодожорка, мыши, зайцы. Тля питается соком растений. Несмотря на небольшие размеры, она очень ненасытная. Большое скопление тли на одном дереве приводит к тому, что листья скручиваются и усыхают. А растение небольших размеров (саженец) может и вовсе погибнуть, если вовремя не уничтожить вредителя.

От гусеницы бабочки яблоневой плодожорки страдает, прежде всего, урожай плодов. Весной самка бабочки откладывает яйца на завязь цветка. Плод развивается, а внутри кого растет и развивается гусеница, которая питается его мякотью. Пока она не прогрызет наружу отверстие, никому и в голову не придет, что красивое снаружи яблоко внутри «червивое». За лето одна гусеница способна испортить несколько яблок.

Зимой зайцы обгрызают кору молодых побегов, причиняя саду вред.

Однако не все насекомые вредят растениям сада. Пчелам-труженицам не уступают в трудолюбии и полезности симпатичные божьи коровки. Их серые с оранжевыми пятнышками небольшие, зато быстрые личинки уничтожают тлю. Одна такая личинка за день съедает несколько десятков тли. От многих вредителей растения избавляют муравьи, жуки жужелицы с металлическим отливом крыльев, большие неуклюжие жабы. Поэтому, увидев этих животных, не прогоняйте и не уничтожайте их. Они ваши надежные помощники по уходу за садом.

А еще в саду много птиц. Для некоторых садовые деревья явля-ются домом, другие прилетают, чтобы поживиться гусеницами и жуками. Конечно, летом, ког-да созреет сладкая черешня или вишня, некоторые из пернатых могут полакомиться их мякотью. Но в целом помощь птиц саду бес-ценна, ведь они уничтожают много насекомых и их личинок.

В экосистеме сада растения и животные объединены цепями питания, например: слива -> тля -> божья коровка; яб-лоня -> гусеница -> птица.

Чтобы сад длительное время приносил щедрые урожаи ягод и фруктов, за ним следует ухаживать. Материал с сайта

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»

Урок окружающего мира во 2-а классе УМК «Начальная школа XXI века»

Учитель: Царенко Г.Е. Дата проведения: 22.04.2013г.

Тема: «Сад и его обитатели» Первый урок

Тип урока : урок открытия нового знания

Цель: познакомить учащихся с разновидностями фруктовых деревьев;

дать первичное понятие о классификации плодовых растений;

познакомить учащихся со способами размножений садовых растений

научить обобщать жизненный опыт;

развивать речь учащихся, логическое мышление, внимание;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование, обеспечение:

компьютер, мультимедийный проектор, набор «садовые плоды», задания для групп, гербарии

учебник «Окружающий мир» II часть Н.Ф. Виноградова

рабочая тетрадь «Окружающий мир» II часть Н.Ф. Виноградова

Планируемые результаты:

Личностные:
проявление чувства любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе.
Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
овладеют начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;
научатся использовать готовые модели для объяснения явлений;
получат первоначальные навыки планирования и проведения несложных наблюдений.

Овладение умений работать в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
Предметные:
получат первоначальные навыки наблюдения, исследования явлений окружающего мира;
получат первоначальные навыки проведения наблюдений явлений природы
овладеют начальными формами логических действий сравнения неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
установят причинно-следственные связи в окружающем мире.

Этап урока

I .Организационный момент

Цель: организовать учащихся для работы. Создать мотивационный настрой.

Обратите внимание на оформление доски и догадайтесь, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.

Тема урока: (природные сообщества)

Листы самооценивания и взаимооценивания

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: Повторить уже усвоенные знания о природных сообществах.

Опрос

Что такое природное сообщество?

Какие природные сообщества существуют?

Какие образуются связи в природных сообществах?

Мы знаем, что человек часто вмешивается в жизнь природного сообщества. К чему это может привести?

Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие?

Групповая работа

Напоминаю вам, что работа в группах – это не соревнование, а прежде всего сотрудничество. Надеюсь, что каждый из вас внесёт посильный вклад в общее дело.

а). КЛЭВАГОАРЭШВГУЛН
МЕЖЯГЕУТЖАУАЛИГК
ПРЛАНПЮРАТУИНУК

КОРШУН
МЯТЛИК
ЛЮТИК

} - ЭТО ЛУГ.

б). РУКЯЕКБПУИЫНЕПЫА
ВПРСАЯСНБПВЧАИНК
ФВГАКРВОАУЗФКДЬО

РЯБИНА
РЯБЧИК
ГРУЗДЬ

} - ЭТО ЛЕС.

в). КЕСТАПСМЕРЫТПРШ
ТЭШРАКТЛШОРДИЕАЯКИ
ПДУЕТБДСУКОЕАТРБОЬ

КАМЫШ
ЭЛОДЕЯ
ПЕСКАРЬ

}- ЭТО ВОДОЁМ.

г). ИПЯРТЧИАПМУЕТНРЬАУ
НТХРАОЖАТМЖРЯНК
ОКАПВТАСРПЮКТГР

ЯЧМЕНЬ.
ХОМЯК.
ОВСЮГ

} - ЭТО ПОЛЕ.

Проверка:

Тест Презентация

II. Работа над новым материалом.

Цель: дать первичное понятие о классификации плодовых растений;

Цель: побуждение к поиску дополнительной информации.

III . Физминутка под музыку.

Тема урока:

Угадайте, о каком природном сообществе мы будем говорить сегодня?

Зреют яблоки и груши,

Поспевает виноград.

И сюда со всей округи

Люди разные спешат.

Кто с корзиной, кто с бидоном

Урожай собрать хотят.

Что за место это …? (Сад).

Кто догадался, какая тема нашего урока?

Какую цель мы поставим себе на уроке?

Вводная беседа:

У кого из вас есть сад?

Какие там растут растения?

То, что на них созревает, как назвать одним словом? (плоды)

Объяснение нового:

Все плодовые культуры можно разделить на несколько видов, так как они имеют схожие признаки.

1 группа - СЕМЕЧКОВЫЕ

Угадайте, что это за культура?

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко ).

Плоды яблок созревают на яблонях. Яблонь насчитывают более 6 тысяч сортов. Это самая распространённая культура наших садов, т.к. для яблонь наиболее подходят природные условия территории нашей страны.

Эта плодовая культура тоже вам известна. По форме плода она похожа на лампочку. Что это? (Груша ).

А это растение в наших садах редко встретишь. Кто знает, как оно называется? (Айва ).

Скажите, почему все эти культуры называются семечковыми?

В эту группу входят плодовые культуры у которых более10 семян.

2 группа - ЦИТРУСОВЫЕ

Угадайте что это?

Сочен, вкусен и душист

Этот рыжий мячик.

Кожей толстою покрыт

Аромат в себе таит. (Апельсин ).

Апельсиновые сады можно увидеть в южных районах нашей страны. Эти фрукты очень хорошо хранятся, поэтому мы можем покупать их круглый год.

Этот фрукт- кладезь витамина С, поэтому часто, когда мы болеем, пьём чай с добавлением дольки…(лимона ).

А эта культура- «младший брат» апельсина. Его можно вырастить в домашних условиях. Без него и Новый год не праздник. (Мандарин ).

В группу цитрусовых входят вечнозелёные растения. Этот плод состоит из долек, заполненных соком.

3 группа - КОСТОЧКОВЫЕ

Какое слово спряталось в этом ребусе?

А , ИСТ БРИ КОС , ТЬ (Абрикос ).

Кругла как шар,

Красна как кровь,

Сладка как мёд. (Вишня ).

Вишни часто сажают в садах, т.к. она достаточно неприхотлива к условиям обитания и необычайно вкусна.

Синий мундир, белая подкладка

А в середине сладко. (Слива )

Очень похож на абрикос, но крупнее, слаще (персик)

Как вы думаете, почему этот вид называется косточковыми ? (Эти сочные плоды имеют твёрдую косточку ).

4 вид - ЯГОДНЫЕ

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина ).

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина ).

Низок да колюч,

Сладок да пахуч,

Ягодысорвёшь-

Всю руку обдерёшь. (Крыжовник )

Все перечисленные культуры широко распространены на территории нашей страны.

Почему этот вид называется ягодными? (Имеют сочные ягодообразные плоды, которые быстро портятся).

Подумайте к каким плодовым культурам можно отнести орех, ананас, хурму, манго?

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно.

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно.

IV . Закрепление.

Цель: определить, какие изменения происходят с растениями сада в течении года.

V . Итог урока.

Цель: Проанализировать полученные на уроке знания.

VI . Рефлексия

Цель: Самостоятельно оценить усвоение материала.

Работа по учебнику с.137-138.

Экскурсия по саду Презентация «Сад в разные времена года»

Вывод: Плодовый сад – участок земли, занятый плодовыми культурами.

Какие сезонные работы проводят люди?

Практическая работа с гербарием.

Из набора растений надо выбрать растения принадлежавших к сообществу «сад».

Работа по рабочей тетради

Рисуем и раскрашиваем стр. 42

Разгадываем кроссворд стр.43

Вернёмся к теме нашего урока: «Сад и его обитатели». Мы сегодня должны были узнать:

(что растёт в саду)

Так, что растёт в саду? (плодовые культуры)

Какие плодовые культуры вы узнали? (семечковые, цитрусовые, косточковые, ягодные)

А как можно сделать так, чтобы растений в саду было больше? (размножать их черенками)

Посмотрите на листы взаимооценивания и самооцениванивания. Осталась последняя строчка. Разукрасьте квадратик в цвет соответствующий вашему впечатлению об уроке:

Зелёный – урок прошёл отлично

Красный – что-то было непонятно

Чёрный – урок прошёл для вас плохо

Используемая литература: Урок «Сад и его обитатели» Коробцова Ю.Ю.

Урок «Растительный и животный мир леса, водоёма, луга и поля» Дерябо М.Н.

Загадки: Пособие для учителя/Сост.М.Т.Карпенко.-М.:Просвещение,1988.-80с.

Физминутка: Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.-М.: ВАКО.2007. -208 с.

Хоть на первый взгляд эти насекомые, пресноводные и пресмыкающиеся животные весьма неприятны и могут вызывать, если приметишь их в саду и на огороде, одно желание – поскорее их удалить со своего земельного участка, но они могут оказаться очень полезными для сохранения урожая до его сбора. Вот такие обитатели сада и огорода относятся биологами к весьма полезным.

Божья коровка

Милое насекомое чудесной расцветки. Вот уж на кого рука не поднимется, чтобы согнать веником с цветка или с растущей рассады на огороде. И правильно сделаете, если не сгоните ее с огорода.

Есть разумные огородники и садоводы, которые специально находят места зимовки божьих коровок (обычно они зимуют в лесном насте, найти их места «лежки» можно в апреле) и переносят их к себе на огород, как личинок, так и более взрослых особей. На коре деревьев в мае также можно заметить желтые яйца личинок божьей коровки. Не уничтожайте их. Божья коровка еще отплатит с лихвой за доброту садовода. И жуки и личинки поедают паутинного клеща, тлю, яйца и вылупившихся мелких гусениц.

Златоглазка

Еще одну ошибку совершают те огородники, которые в начале лета уничтожают, только завидев, свисающие с листьев деревьев в саду на тончайших нитях яйца. Это расплодилось насекомое златоглазка. Из яичек вскоре вылупятся личинки, которые затем превратятся в насекомых. Они, в свою очередь, будут поедать в течение лета на вашем огороде тлю, клеща, щитовку, гусениц. Причем уничтожают тлю, как личинки насекомого, так и взрослые особи.

Златоглазку вы без труда отличите от других летающих насекомых – у нее на крылышках множество прожилок, а также блестящие золотые глазки, за эту особенность внешности ее так и прозвали.

Жужелица

Увы, но и этому насекомому приходится туго, если садовод, завидев ее на растениях в саду, спешит устранить, обработать ее личинок химикатами, а растения обрызгать спешно, чтобы оно его не поедало или чем-нибудь не заразило. На самом деле это жужелица обыкновенная – жук со спинкой, отливающей металлом. Очень шустрый, надо сказать.


Личинки у него, если обнаружите в почве, похожи на червячков, у которых на груди сложены несколько длинных ножек. Не уничтожайте ни тех, ни других, так как личинки и взрослые особи охотятся на массу вредных насекомых, обитающих в саду, а также на улиток и слизней. Это ночной жук, потому ночью его охота очень удачна. Ведь многие насекомые, на которых он охотится, также расслабленно выходят на охоту, чтобы подъедать и портить ваш будущий урожай.

Пауки садовые


Не будем говорить здесь о ядовитых и опасных для садовода пауках, которые также распространены в некоторых зонах огромной России. Скажем о том, что обыкновенные садовые паучки, разворачивающие свою паутину по вашему саду и огороду, ловят в нее сотни вредных насекомых в сутки. Потому не спешите ее удалять ни с растений на огороде, ни развешанные паучьи сети с забора сада.

Муха-журчалка


Их еще называют сирфидами. Эти мухи поедают полчища мелких гусениц и тлю. А вот невзлюбили их за то, что похожи они, увы, на ос. На небольшую такую осу, но точно с осиной раскраской на спине в ярко желтую и черную полоски. Больше всего серфиды любят присаживаться и там же охотиться на ароматный укроп в летнем саду.

Муравьи садовые

А к этим «гражданам» у огородников разговор особый. До сих пор не принято единого решения, удалять их с огорода или же оставить на нем плодиться и помогать справляться с огородными проблемами.


Здесь, конечно, решать уничтожать садовых муравьев или даровать им жизнь нужно самому огороднику. Из плюсов – муравьи на огороде поедают множество вредных насекомых на нем, также полевые мыши стараются не посещать такие участки сада, где проживают муравьиные семьи.

Из минусов – присутствие множества муравьев на огороде помогает плодиться тле. Также они могут вредить плодам, ягодам, листьям деревьев. Деревья от ползания по нему муравьев можно защитить рассыпанием под ними золы из печки или тертого мела. Грядки от муравьев можно посыпать смесью опилок и торфа, в которую добавлен креолин.

Лягушки, жабы, ящерицы

Очень полезные животные, если они обитают в саду или рядом с ним. Опытные садоводы, если поблизости от вашего сада нет пруда или водоема, рекомендуют завести такой водоем, и чтобы в нем плодились лягушки или жабы.


Все три вида перечисленных в данном заголовке животных уничтожают даже тех вредителей, которых не трогают птицы, например, ящерицы поедают колорадских жуков, обитающих на картофеле и томатах. Изумрудные и степной окраски ящерки поедают медведку, жука, мух и других вредных насекомых. Лягушки и жабы обожают охотиться на садовых улиток, слизней, гусениц.

Вообще-то естественное место обитания ежей - сухие лиственные леса с густым подлеском или су­хие еловые и сосновые леса. Но если в вашем саду есть уго­лок нетронутой растительности, куда не ступает нога чело­века, например заросли вокруг живых изгородей, то вы мо­жете однажды обнаружить, что там появилась ежиная се­мья. Ежи не очень боятся человека, хотя при встрече на вся­кий случай сворачиваются в клубок.

Если еж поселился в вашем саду, считайте, что вам по­везло. Ведь еж - насекомоядное животное. Главную его пищу составляют насекомые и среди них многие виды вредителей. Например, в рацион ежей входят слизни, черви, жуки, ли­чинки жуков, в том числе проволочники, листоеды, мухи, гусеницы. Всего еж использует в пищу около 250 видов насе­комых.

Однако он не брезгует и более крупной дичью. Если еж сумеет поймать мышь, лягушку, птенца или змею, то его крепкие челюсти без труда справятся с этой добычей, да так, что и косточек не останется.

Еж выглядит довольно неуклю­жим и нерасторопным, но во время охоты проявляет удиви­тельное проворство. Видит он неважно, главный орган чувств, помогающий в охоте, это обоняние. Соответственно и в мозгу ежа больше всего развит отдел, связанный с обонянием, ос­тальные же отделы мозга не свидетельствуют о его высоких интеллектуальных способностях, и хотя еж поддается дрес­сировке и его даже можно научить по команде сворачи­ваться и разворачиваться, для этого требуется много време­ни и ангельское терпение. Зато для охоты и добывания про­питания ежу ума вполне хватает. Если он почувствует при­сутствие мыши, затаившейся в норке неглубоко под землей, то стремительно разрывает лапками землю и юркой мыши не всегда удается уйти от него. В деревнях ежей иногда за­пускают в погреб, чтобы они выловили там мышей.

Благодаря рассказам многих очевидцев, ежи приобрели славу пожирателей змей. Говорят, будто ежи питают особую ненависть к змеям, и стоит ежу увидеть змею, как он кида­ется на нее с быстротой молнии, перегрызает хребет и затем с наслаждением пожирает извивающееся тело. Если ему по­падется гадюка, то он съедает ее вместе с ядовитыми желе­зами - ежи мало чувствительны к ядам, это установлено экспериментально.

Они без всякого вреда выносят смертель­ные для человека дозы сулемы, мышьяка и некоторых дру­гих ядов. Поэтому еж может есть ядовитых змей и ядовитых насекомых, которых кроме него никто не отважится тро­нуть. Но вот если извивающаяся гадюка ухитрится ужалить его в мордочку, то для него это не всегда кончается благо­получно.

В рацион ежа входит также и растительный корм: пло­ды, семена, ягоды, но все же основная пища - насекомые.

Еж отличается большой прожорливостью. Он ведет ноч­ной образ жизни. Днем спит, а ночь напролет рыщет в поис­ках еды, которую находит на поверхности почвы и неглубоко под землей. Охотничье угодье ежа достигает в радиусе порой 300 м. Одна из главных причин прожорливости ежа - необ­ходимость накопить за лето жир, который даст ему возмож­ность благополучно пережить зиму.

Зима для ежей - достаточно суровое испытание, кото­рое выдерживают далеко не все. Зимой еж впадает в спячку, продолжающуюся около 4,5 месяца. Осенью в конце сентяб­ря - начале октября он находит себе надежное укрытие под кучей опавшей листвы или хвороста либо под корнями деревьев, делает неглубокое гнездо, выстилает его листьями и травой. На этой мягкой подстилке еж сворачивается в клу­бок и засыпает.

Сердце еле бьется, дыхание еле теплится, все процессы обмена веществ заторможены и температура тела падает до 5-6°С. Но все же он жив. Хотя и в сильно замедленном темпе, но жизненные процессы идут в этом не­подвижном тельце и требуют питания. Питанием служит на­копленный за лето жир, который к осени составляет до 30% веса тела. Если еж не сможет накопить необходимый запас жира, то израсходует свои резервы слишком рано и про­снется раньше времени, когда его обычная пища отсутству­ет. В этом случае ему грозит гибель от голода. Если еж весит к осени меньше 700 г, то вряд ли он сможет пережить зиму. Довольно точный показатель способности ежей к перезимов­ке - это форма тела. Еж, накопивший достаточно жира для перезимовки, если посмотреть на него сверху, имеет груше­видную форму, т. е. задняя половина его тела сильно расширена. Еж, который плохо питался, имеет, образно говоря, форму сардельки, т. е. ширина его тела всюду одинакова.

Весной, как правило, в середине апреля, когда солнце начинает пригревать и всякая мелкая живность вылезает из укрытий, благополучно перезимовавший еж просыпается.

Почти сразу же после рождения иглы начинают топорщиться, а потом постепенно выпадают и заменяются на постоянные темные острые иглы. Через две недели глаза открываются и ежата начинают вылезать из гнезда. Ежиха кормит их сначала одним молоком, потом начинает носить им насекомых, а затем учит их охотиться и находить нужную пищу. Через 1,5 месяца ежата покидают родное гнездо и на­чинают жить самостоятельно.

У ежей не очень много врагов. Колючки на спине - хо­рошая защита. Вся спина ежа покрыта сильными кольцеоб­разными мышцами, позволяющими при опасности сворачи­ваться в шар, растопырив иглы. Однако этим защита ежа не ограничивается. Если собака или лиса начинает его обнюхи­вать, ища уязвимое место, еж может подпрыгнуть и ударить колючками по носу, причем часть колючек обламывается и остается торчать в носу неосторожного животного. Из сказок все знают, на какие уловки идет лиса, чтобы полакомиться ежом: лапой она подкатывает его к воде и спихивает в воду. А когда еж разворачивается, чтобы выплыть, хватает его зу­бами за незащищенное брюшко. Еж вообще не любит воды.

Но гораздо опаснее, чем лисы, для ежа хищные птицы с их мощными, покрытыми жесткой чешуей когтистыми лапами, которым не страшны ежиные иглы.

Совы, филины - глав­ные враги ежей.

Однако иглы - не только защита ежа, но и причина больших неудобств, поскольку среди них на коже ежа находит удобное убежище большое количество парази­тов: вшей, клещей, ежиных блох. У дикобраза есть специаль­ный длинный коготь, которым он может почесаться или выг­нать докучливых насекомых. У ежа такого когтя нет и он вы­нужден терпеть незваных гостей, которые находят на его спине и стол, и дом, и место для размножения.

Еж - желанный обитатель экологически чистого сада. Для привлечения ежей надо создать им подходящие условия обитания. В саду следует оставить достаточно большой эко­логический уголок, где никогда не проводится уборка, где почва никогда не подвергается обработке. Чаще всего - это полоса вокруг сада, занятая живой изгородью. В этих запу­щенных укромных местах ежиха может найти тихое место, где она сделает свое гнездо и выкормит ежат. Но имейте в виду, что, если вы обнаружите гнездо и неосторожно рас­кроете его, ежиха может убежать и не вернуться, и тогда маленькие ежата обречены на гибель.

Ежи нуждаются также в условиях для перезимовки. Если в вашем саду поселились ежи, то надо позаботиться, чтобы они благополучно перенесли тяжелое время зимовки. Еж по­могает вам, а вы помогите ежу. От вас зависит, останутся ли ежи на зиму в вашему саду или уйдут. Ежи охотно устраива­ют свои зимние квартиры под штабелями досок, под низко нависшими ветвями кустарников, под кучами дерна. Вы мо­жете облегчить ежу жизнь, если сделаете для него зимнее убежище. Это может быть невысокий навес, под который сметают опавшую листву, или неплотно сложенная куча хвороста, покрытая слоем листвы. Важно только, чтобы эти места до весны никто не тревожил, и хорошо бы натянуть вокруг них проволоку для защиты от собак.

Подкормка нужна не только взрослым, но и особенно молодым ежатам. Если еж к осени не добрал веса и проснулся раньше времени, то спасти его может только подкормка. Так что с середины февраля, когда солнце начинает пригревать, надо оставлять для ежей корм и воду. Это лучше, чем заби­рать ежей для перезимовки в дом, где для них слишком вы­сока температура и где они нуждаются в регулярной кор­межке.

Итак, что должен сделать садовод, чтобы в его саду по­селились ежи:

Оставить заросший травой и необработанный участок;

Создать доступный для ежей источник воды;

В живых изгородях предусмотреть кусты с висящими до земли ветвями, где еж может найти укромное место для гнезда;

Осенью до конца октября и весной с середины февраля давать ежам подкормку;

Создать укрытия для перезимовки.

Я часто приезжаю на дачу к моим дедушке и бабушке. На даче есть сад и огород.

Растения обитатели сада Доклад

В саду растут деревья: яблони, груши, вишни, сливы, айва. И кустарники: смородина, крыжовник, малина, черноплодная рябина, облепиха, шиповник. Еще в саду есть клубника. Сейчас, в мае, все деревья и кустарники цветут. Выглядит это очень красиво.

Но я больше люблю, когда в саду поспевают ягоды. Мои любимые ягоды: клубника и малина. Клубника поспевает в июне, а малина в июле.

В огороде бабушка посадила редиску, лук, чеснок, огурцы, помидоры, капусту, картошку, морковь, укроп и петрушку. Сейчас на грядках взошли зеленые росточки. А редиску, зеленый лук, укроп и петрушку в этом году я уже попробовал.

Кроме растений в саду живет много разных животных

В нашем саду обитают ящерицы. Днем они любят вылезать на камушки и греться на солнышке. Этот вид называется: Прыткая или обыкновенная ящерица. Они могут достигать длинны 25 и даже 35см. Но я не видел таких крупных, наши ящерицы длинной 10- 15 см. Они бывают разного цвета: от ярко зеленого до очень темного, почти черного. На спине у них есть полосы, а низ - светлый. Они очень шустрые. Мы с папой пробовали их ловить, но ни разу не поймали. Один раз у папы в руках остался хвост - отбрасывая хвост ящерица защищается от опасности. Но от этого она страдает - становится не такой проворной, лишается запаса питательных веществ — поэтому ради забавы нельзя дергать ящерицу за хвост.

Над крышей сарая на большом колышке дедушка повесил скворечник. Но вместо скворцов там поселились 2 воробья. Сейчас весной они собирают всякие перышки и травинки и носят в скворечник, строят себе гнездо. Когда мы бываем на даче - угощаем их хлебными крошками.

На грядках и даже посреди сарая я видел большие кучи земли. Оказывается это кроты, когда роют свои норы делают эти кучи.

Когда на грядках еще нет травы, только черная свежевскопанная земля - всегда прилетают птички: трясогузки. У них серая спинка, белое брюшко, черная голова и клюв и длинный черный хвост. Они ловят насекомых, при этом бегают по земле и трясут своим хвостом — отсюда их название.

Еще у нас в саду живут насекомые

Полезные: муравьи, пчелы, бабочки. И вредные: жуки кузнечики и саранча - это такие огромные кузнечики до 10 см в длину - они едят траву и листья.. Особенно много колорадских жуков, которые едят картошку. С ними мы боремся.

Скоро начнутся каникулы и я буду часто ездить на дачу за урожаем.