Проект "мир семян" для старшей группы. Познавательно — исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Все начинается с семени

Антонина Ивановна Куланина
Познавательно - исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Все начинается с семени»

МБДОУ № 22

Познавательно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста .

Тема : «Все начинается с семени »

Подготовила : воспитатель

А. И. Куланина

Г. Липецк

2012-2013 учебный год

Актуальность темы проекта : проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях Липецкой области, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проекту проходила в соответствии с требованиями предусмотренными программой, разработанной на основе ФГТ.

Цель проекта : создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности , раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений Липецкой области.

Задачи :

1. Формировать умение правильно ухаживать за растениями.

2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

3. Развивать познавательные и творческие способности детей .

4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

Проектная идея : создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай зелени, рассады томатов и перца для последующей высадки на огород, выращенных самими дошкольниками .

Принципы :

Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Липецкой области.

Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Для реализации проекта был разработан план :

1. Выбор актуальной темы.

2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.

3. Привлечь специалистов для реализации разделов проекта .

4. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.

5. Включение в план – схему НОД, игр и других видов деятельности.

6. Разработка домашних заданий.

7. Итог проекта – создание в группе центра «Весёлый огород» для детей и взрослых .

Прогнозируемый результат :

А) Закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях Липецкой области, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.

Б) Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.

В) Расширение связей специалистов в ДОУ.

Г) Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Способы оценки успешности : наблюдения, беседы, практикумы.

Участники проекта : дети старшей группы «Колокольчик» МБДОУ № 22 г. Липецка, родители и педагогический коллектив учреждения.

Сроки реализации проекта : март 2013 года

I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1. С помощью родителей собрали коллекцию семян.

Подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда.

2. Изготовили алгоритмы ухода за растениями.

3. Сделали подборку дидактических игр «Слова, что растут в огороде» , «Огородная игротека» , «Что можно приготовить» , «Советы маленькой хозяйке» -алгоритмы приготовления блюд для сюжетно-ролевой игры «Дом» .

4. Подобрали муляжи овощей.

II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

Дети под руководством воспитателей посадили семена томатов , перца, лука, для наблюдений высадили срезанные верхушки моркови, свеклы, поставили ветки разных видов деревьев и кустарников : березы, тополя, сирени

Были проведены следующие опыты :

Наблюдения за ростом корневой системы лука в воде;

Наблюдение за появлением растений из срезанных верхушек моркови и свеклы.

Проращивание семян овса через ткань «Травянчик» ;

Появление листочков из сломанных ветром веток деревьев.

Дети наблюдали за ростом растений, вели дневник, где делали зарисовки.

В процессе выращивания дети познакомились с загадками , поговорками, пословицами, играми на данную тему.

Проводились коррекционно – развивающие НОДы, беседы по данной теме.

III. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Воспитатели с детьми оформили огород на подоконнике в колорите Липецкой деревни (бревенчатый дом, пугало, пруд, хозяйственный двор) .

Обогатили знания детей о быте в нашем регионе и труде деревенских жителей.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Коллектив группы (взрослые и дети) собрали урожай лука, вырастили рассаду перца и томатов. Дети с большим удовольствием попробовали зелень, выращенную своими руками.

Все этапы проекта фотографировались и в результате мы оформили вместе с родителями альбом.

Была организована выставка детских работ.

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ :

Провести родительское собрание.

Предложить родителям собрать коллекцию семян огородных растений распространенных в нашем регионе.

Задание на лето : сделать «огородный» фоторепортаж о выращенных овощах (прополка, полив, рыхление, консервирование) .

ПЛАН ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

Беседа : «Узнаем какая земля»

Цель : Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)

Материалы, оборудование : земля в контейнере.

Беседа : «Вода и растения»

Цель : Выявить насколько вода необходима для растений.

Материалы, оборудование (один проросток поливают, другой нет) .

Беседа : «Солнце и растения»

Цель : Определить роль солнечного света в жизни растений.

Материалы, оборудование : 2кантейнера с землей и проростками растений. (один проросток получает солнечный свет, другой закрыт коробкой) .

Беседа : «Человек и растение»

Цель : Выяснить насколько растение нуждается в уходе.

Материалы, оборудование : 2 кантейнера с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет) .

Фотоотчет о проекте «Все начинается с семени »

Каждому знакомые
Мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома,
Всему он голова

1. Полное название проекта «Упадет в поле зёрнышко»
2. Автор: Симакова Лидия Михайловна
3. Руководитель проекта:
4. Кадры: воспитатель группы «Солнышко» Симакова Л.М.
дети группы «Солнышко» 24 человека

Скачать проект
5. Район, город, представивший проект: Самарская область
6. Адрес организации: Самарская область, г. Новокуйбышевск
7. Телефон: ___________________
8. Вид проекта: групповой, практично-ориентированный, долгосрочный
9. Цель, направление деятельности проекта: обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях
10. Краткое содержание проекта:
План реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
- сбор художественной литературы: стихи, загадки, поговорки, пословицы, рассказы, сказки о хлебе;
- родительское собрание;
- приобретение необходимого оборудования;
- разбивка огорода на подоконнике;
- изготовление табличек, указателей с названиями растений.
2. Исследовательский этап.
- рассмотрение семян;
- опытно-исследовательская деятельность (строение растений)
«Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост растений»;
- ведение календаря наблюдений за ростом и развитием растений в течение всего проекта;
- занятия с детьми «В мире растений», «Все начинается с семечки», «Посев семян», «Первые всходы»;
- Д/и «Узнай на ощупь», «От зёрнышка до булочки» ;
- разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок;
- рассмотрение иллюстрации;
- беседы, как выращивается хлеб, как хлеб на стол пришел, из каких зерновых культур делают муку?, кто знает, сколько стоит хлеб?, как человек должен относиться к хлебу? Почему?
3. Заключительный этап.
- проведение итогов реализации проекта;
- оформление выставки рисунков детей (от семечки к росту);
- выставка «Испекли мы каравай»
-«Рецепты с бабушкиного сундучка»
- праздник «Будет хлеб - будет песня»
- конкурс: «Вкусные блюда из теста» - фотоконкурс с родителями;
- проведение конкурса «Угадай название злакового»
- видеофильм «Огород на окне»
- проект «Огород на окне»
-принять участие в конкурсе «Разговор о правильном питании»- презентация, совместно с родителями и детьми.
11. Место проведения: группа
12. Сроки проведения: сентябрь-март
13. Количество участников проекта: 24
14. Участники проекта: дети подготовительных групп «Солнышко», родители и воспитатели групп;
15. Возраст детей: 6-7 лет
16. Форма проведения:
Групповое обсуждение
Познавательные беседы
Рассматривание наглядного, иллюстрированного материала (фотографии, слайды, открытки, папки, панно)
Трудовая деятельность
Консультации с воспитателем
Самостоятельная работа ребенка
Экспериментирование
Другие формы работы:
Дидактические игры: Хлебный магазин
Развлечение «От зёрнышка до булочки»
Праздник «Будет хлеб – будет песня»
Занятия по изобразительной деятельности – лепка изделий, поделок из соленого теста,
Форма проведения презентации:
Выставка поделок из соленого теста;
Фотоконкурс «Хлеб всему голова»
Работа с родителями:
- провести родительское собрание, участие в проекте;
- предложить родителям приобрести для проведения проекта контейнеры, землю, семена для посадки;
- домашнее задание – с детьми выполнить рисунки о хлебе и их описание, подбор материала, оформление папок о хлебе;
- принять участие в конкурсе «Разговор о правильном питании»-презентация.
Критерии оценки выполнения проекта:
Интерес детей
Умение использовать полученную в ходе экспериментирования информацию в практической деятельности
Умение планировать свою деятельность и достигать поставленной цели
Умение отражать собственные замыслы в реальной жизни.
Ожидаемые результаты:
- дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться познавать красоту растительного мира, бережно относиться к хлебу;
- у детей сформируются знания о росте злаковых в комнатных условиях;
- желание участвовать в совместной трудовой деятельности, стремление быть полезным окружающим, добиваться результата.
Анализ проблемы
Разрабатывая данный модифицированный проект, мы исходим из того, что экологическое воспитание старших дошкольников возможно при определенных условиях: формирование элементарных экологических представлений о природе (в частности о злаковых культурах) и выполнение с детьми определенных норм поведения в природе.
Проблема:
Для детей характерно неустойчивое отношение к растениям. Дети, наряду с отдельными позитивными действиями, могут проявлять к объектам небрежность. При этом действуют неосознанно, механически. Дети, в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред. У детей сложились некоторые существенные представления о живом. К живому относят преимущественно животных, у конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (у животных в основном движение, питание; у растений – рост). Тем не менее, растения способны изменяться, и данный объект природы доступен непосредственному восприятию детей. Познание природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам поможет экологический проект. Реализация проекта, осуществляется поэтапно в течение месяца, в процессе как повседневного обучения с детьми, так и на специальных занятиях.
Реализация проекта способствует не только формированию экологического мировоззрения, но и развитию ребенка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетического развития), оказывает оздоровительное влияние.
Проект может быть использован воспитателями массовых групп и направлен на выполнение государственного стандарта по дошкольнику образованию по развитию естественнонаучных и экологических представлений детей.
Тип проекта: Практично-ориентированный, долгосрочный, групповой
Цель:
Сформировать представление детей о выращивании хлеба от зерна до колоска.
Задачи:
1. Обобщить и уточнить знания детей о хлебе, труде людей.
2. Формировать представление о выращивание хлеба от зерна до колоска
3. Уточнить знания детей о процессе приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека.
4. Воспитывать бережное отношение к своему труду.
Методы:
1. Практический
2. Игровой
3. Наглядный
4. Слуховой
5. Словесный
Приёмы:
1. Погружение в игровую ситуацию
2. Групповая (коллективная) работа
3. Беседы, загадывание загадок
4. Голосовая и эмоциональная модуляция
Предварительная работа: просмотр мультимедиа:
1. Презентация с беседами о хлебе, как выращивают хлеб
2. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Хлеб всему голова»
3. Составление рассказов по картинкам. Расширение словарного запаса.
4. Проведение дидактических игр.
5. Проведение подвижных игр.
6. Игровые ситуации о правильном обращении с хлебом.
Здоровьесберегающие технологии:
1. Дыхательная гимнастика «Запах поля, леса деревни»
2. Гимнастика для глаз «Крошка Енот»
3. Физминутка: Я колобок, колобок,»
4. Игровые упражнения с релаксацией «Ветерок», «Дождик», «Вырос колосок»
5. Аутотренинги «Мы друзья природы»
Ресурсы:
1. Справочная и художественная литература
2. Наглядный, иллюстрированный материал (фотографии, слайды, открытки, панно)
3. Модель «Календарь наблюдений за ростом и развитием растений»
4. Таблички-указатели с названиями растений
5. Контейнеры для рассады
6. Рассада растений, семена, садово-огородный инвентарь
7. Материалы для изобразительной деятельности.

Программное содержание

Образовательные задачи: продолжать развивать у детей умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия. З акрепить знания о взаимодействии живой и неживой природы. Формировать представления о том, что человек часть природы, и что он должен беречь, охранять и защищать её.

Развивающие: развивать память, внимание, мышление, речь. Совершенствовать диалогическую форму речи.

Воспитательные: воспитывать культуру трудовой деятельности.

Словарная работа: бархатцы, петуния, семянка,прорастить, рассада,агроном.

Материалы и оборудование: фартуки, контейнеры с землей, лейки с водой, картинки с изображением бархатцев и петунии, семена растений на 2х пластиковых тарелочках, разрезная картинка с частями растения, опорная схема посадки семян.

Ход деятельности.

Организационный момент.

Психогимнастика «Цветы»

(Проводится под музыку Чайковского)

Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки, вот они распрямились, и все вокруг увидели прекрасный весенний цветок.

В: Сегодня мы с вами превратимся в ученых – агрономов. Кто-нибудь из вас знает кто такой агроном? Агроном- специалист по выращиванию растений. Какие вы знаете растения? (ответы детей) Что нужно растениям для быстрого роста? (ответы детей) Как вы думаете, растения- живые или нет (ответы детей) Правильно, растения- живые. Они растут, дышат, питаются. Какие вы знаете растения, растущие на клумбах? (ответы детей).

Отгадайте загадки:

На стебле зеленом
Рос красный бокал,
Нектаром он бабочек
Всех угощал. (тюльпан)

Что за чудо на поляне
В дивном белом сарафане
И зелёная рубашка
С жёлтым пятнышком. (ромашка)

Этот бархатный ковёр

Будет ярок до тех пор,

Пока осень, холода

Не нагрянут к нам сюда.

Ярко-рыжие головки

Лето всё без остановки

Так цветут, что во садах -

Красотища - просто "ах". (бархатцы)

В нашем парке есть газоны,
Расцвели там...патефоны!
Пурпурный, белый, цвета вишни...
Вот только музыки не слышно. (петуния)

Д/И: части растения.

Дети показывают с помощью картинок (корень, стебель, листья, бутон, цветок.) макет растения.

Послушайте, что я вам расскажу о растениях, семена которых мы будем сегодня сажать.

У бархатцев лепестки нежные, похожие на бархат.А ещё мало кто знает, что это лекарственное растение, например отвар из цветков лечит простуду, а ванны с цветками бархатцев имеют успокаивающее свойство.

Цветы петунии напоминают воронку. По размеру и форме их делят на мелко- и крупноцветные, махровые и простые. Спектр расцветок очень широк – от чисто белого, светлых тонов жёлтого, розового до насыщенных красных, синих и фиолетовых. Часто встречаются разновидности петуний сочетающих различные оттенки и имеющие пёстрый рисунок цветов. Края лепестков могут быть гладкими и бахромчатыми.

Д/И: части цветка.

Дети показывают с помощью картинок (лепестки, пестик, тычинки.).

В: Кто знает из чего вырастают бархатцы и петуния? (ответы детей)

Рассматривание и посев семян бархатцев.

Ребята, сегодня мы посеем семена растений в землю, будем ухаживать за ними и наблюдать.

Рассмотрите, какие семена бархатцев. Возьмите лупы и рассмотрите семена, положив их на белые полоски бумаги (дети рассматривают семена). Семена бархатцев - э то сильно сплюснутая, продолговатая семянка. Цвет плодов чёрный или коричневатый, нижний конец почти белый.

А теперь рассмотрим семена петунии. Семена петуниималенькие и круглые. Чем они отличаются (бархатцы – тонкие, продолговатые, темно-коричневые, маленькие; петуния - круглые, коричневые и маленькие.) А чем похожи семена? (в каждом семени прячется будущее растение). Воспитатель рассказывает детям что, перед посевом лучше отобрать семена, которые не пригодны для проращивания (проверяют). Для этого берём ёмкость с водой и бросаем туда немножко семян. Полновесные тонут, легковесные всплывают и отбраковываются.

Упражнение для глаз «Глазки»

(снятие зрительного напряжения)

Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы.

Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и всё сначала.

Быстро, быстро поморгай –

Отдых глазкам своим дай!

Чтобы зоркими нам быть –

Нужно глазками крутить. (Вращать глазами по кругу.)

Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле. (Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.)

Дети вместе с воспитателем проводят опыт, выбирают семена для посева.

Воспитатель спрашивает детей, что нужно для посева семян.(ответы детей).

С помощью воспитателя, дети на дно укладывают дренаж – мелкие камушки (это обеспечит сток воды). Затем дети вместе с воспитателем заполняют контейнер землёй.

Контейнер заполняется землёй так, чтобы до края оставалось немного места. В этом случае вода при поливе не будет выливаться из контейнера.

Посев семян.

В: Мы будем сажать цветочные семена, из них вырастет рассада, которую мы потом рассадим в каждый стаканчик и они у нас зацветут, если, конечно, сажать их будете с любовью. Как вы думаете, что значит с любовью?

Ответы детей: аккуратно брать семя, слегка присыпать землёй, можно сказать ему что-нибудь ласковое.

В: Правильно, а какие ласковые слова вы будете говорить? (Ответы детей).

В: Ребята, а что вырастет из семян, кто знает?

Ответы детей: рассада.

Показать детям опорную схему посадки семян и вместе обсудить последовательность действий.

В: Семена надо разложить на поверхности подготовленной почвы на небольшом расстоянии друг от друга, а затем засыпать их мелко просеянной землёй и полить.

Воспитатель предлагает детям подумать, куда можно поставить контейнеры с посадками. Дети называют разные места в группе (шкаф, батарея, подоконник, стол). Их предложения обсуждаются, выявляется, насколько это место соответствует оптимальным условиям для роста семян. В результате приходят к единому выводу, что лучшее место – подоконник, рядом с батареей, где есть свет, тепло и постоянно свежий воздух.

Воспитатель показывает рисунок, на котором нарисован поникший цветок.

Дети, как вы думаете, что могло случиться с этим прекрасным цветком?

(ответы детей: не было дождей, забыли полить, сильно пекло солнце.)

Что необходимо для цветка, чтобы он нормально рос и развивался? (ответы детей: почва, вода, воздух, свет, тепло).

А почему цветы красивые и приятно пахнут? (воспитатель подводит детей к ответу: привлекать насекомых, которые пьют у них нектар, и опыляют растения)

Физминутка «Бабочка».

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.

Игра «Какого растения не стало?»

На стол выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

В: Ну, что ж, будем ждать, когда прорастут семена. Зато потом, какие красивые будут наши цветы на подоконниках. Ребята, а когда наши цветы будут цвести красиво и радовать нас, кого мы ещё можем порадовать ими. (Ответы детей, подвести детей к тому, чтобы подарить цветы мамам.)

В: Я очень рада что вы научились делать такое важное доброе дело. Но давайте помнить

Если я сорву цветок

Если ты сорвешь цветок

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты

Дети: Мы не будем рвать цветы

Это капли красоты.

Пусть они растут, цветут

Радость нам они несут.

Итог занятия.

Актуальность проблемы : Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дети тесно общаются с природой. Они хорошо знают растения, растущие рядом, животных, которые обитают рядом с ними. Умение вырастить на своем земельном участке овощи, плоды и ягоды, вселяет в них чувство гордости и победы. Дети ежегодно видят, как родители сажают лук, сеют семена овощных культур, осенью убирают, используют их в различных целях. Но ни разу не задумывались: как самим вырастить семена. Данный проект позволит детям вырастить семена моркови и свеклы на своем огороде.

Идея проекта : вырастить семена своими руками
Вид проекта : познавательно – исследовательский, долгосрочный.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта : май – сентябрь

Цель : Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе выращивания семян.
Задачи :
1) Образовательные:

  • Организовать деятельность детей, направленную на выращивание семян моркови и свеклы.
  • Способствовать знакомству детей с овощными культурами, строением, особенностями выращивания, уходом, сбором урожая.
  • Организовать деятельность детей, направленную на формирование понятия о культурных растениях.
  • Способствовать формированию навыков исследовательской деятельности в процессе наблюдения за ростом и созреванием семян, умения анализировать, делать выводы.

2) Развивающие:

  • Способствовать развитию воображения, мышления в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
  • Создать условия для формирования интереса к опытнической и исследовательской деятельности в процессе выращивания семян.Организовать работу по закреплению умения передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.

3) Воспитательные:
Создать условия для формирования трудовых навыков, взаимопомощи.

  • Способствовать развитию умения правильного безопасного труда на огороде.
  • Способствовать совместному творчеству родителей и детей.
  • Организовать деятельность детей, направленную на воспитание бережного отношения к природе.
  • Способствовать воспитанию чувства гордости за выращенные семена.

Форма проведения итогового мероприятия проекта :

Выставка детских работ.

Сбор семян. Подведение итогов эксперимента.

Название итогового мероприятия :

Продукты проекта :

для детей семена, рисунки, аппликация, поделки , ведение календаря.

для воспитателей презентация, оформление стендов.

для родителей совместная с детьми выставка работ из овощей «Дары осени»

Предполагаемый результат:

Дети познакомятся с разнообразие посевного материала.

Дети продолжат работу по выращиванию растений и уходу за ними, в процессе созревания семян. С помощью опытнической работы дети получат необходимые сведения, способствующие росту растений (влияние влаги, света, тепла, наличие плодородной почвы).

Научаться умению анализировать, делать выводы, использовать практические знания в выращивании овощей.

У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру, чувство гордости за выращенные семена. Дети научатся фиксировать свои наблюдения в календаре наблюдений за развитием и ростом свеклы и моркови, созреванием семян.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Интеграция образовательных областей:

познание, социально — коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическая культура

Педагогические принципы:

Описание проекта «Вырастим семена»

Подготовительный этап:

  • Подготовка материала для деятельности детей, (подбор овощей: свеклы и моркови, для посадки на огороде)
  • Поисковая работа: подбор литературных произведений об овощах, фруктах, о способах их произрастания, подбор иллюстративного материала репродукций картин, открыток, фотографий, посвященный садово– огороднической деятельности
  • Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.
  • Слушание музыки; песен по теме проекта.
  • Чтение произведений художественной литературы по теме.
  • Подготовка материала для изобразительной деятельности.
  • Договориться с родителями, по сбору материала

Реализация проекта

Познавательная, социально – коммуникативная области

1.НОД ФЦКМ «Овощи». Программное содержание: Организовать деятельность, направленную на обобщение представлений о многообразии овощей, формированию умения обобщать по существенным признакам, пользуясь при этом простейшей моделью.

2. Беседы с детьми:«Чем полезны овощи?», «Витамины и здоровый организм», «Зачем овощи заготавливают на зиму?» «Если бы не было овощей…?»

Программное содержание: Способствовать развитию представлений, знаний детей об овощах, их пользе и значимости в жизни людей.

Художественно – эстетическая область

3. НОД Рисование «Подарки Осени», «Картина про лето», «Как мы трудились на огороде», с использованием нетрадиционной техники рисования.

Программное содержание:

Способствовать развитию умения передавать красоту увиденного в коллективной работе;

Материал: альбомные листы, акварельные краски.

4. НОД Аппликация: «Огурцы и помидоры лежат на тарелке». Программное содержание:

Организовать работу по закреплению умения детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое; красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изображение по цвету.

Способствовать развитию художественного вкуса.

Материал: ваза с овощами и фруктами, лист бумаги голубого цвета, цветная бумага

5. НОД Лепка «Корзина с овощами»

Программное содержание: Способствовать развитию умения детей передавать форму и характерные особенности овощей при лепке с натуры, использовать знакомые приемы, сопоставлять изображение с натурой и оценивать его в соответствии с тем, как она передана в лепке.

Материал: корзина с овощами, пластилин, дощечки для лепки, стеки

Музыка. Пение песен: «Огородная» муз. Т. Можжевелова, «Урожай» муз Ю. Слонова, слова В. Малкова

Программное содержание:

Создать условия для эмоционального восприятия музыки и песен

Рассматривание репродукции картин.

«Натюрморт с кабачками и корзиной» (А. Куприн) и «Картофель» (Ван Гог);

Программное содержание:

Организовать деятельность детей направленную на развитие умения описывать предметы по картине, выделяя их характерные признаки. Способствовать развитию умения проникнуться тем настроением, которое отразил художник в своем пейзаже, и передавать свои чувства, ощущения в высказываниях, развитию чувства цвета, композиции.

Речевое развитие

Чтение художественной литературы

– заучивание и чтение стихотворений Ю. Тувим « Овощи», Е. Благининой «Приходите в огород»; И.Токмакова «Про растения», О.Емельянова «Что растёт на огороде».

– чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку», «Огородники» «Как человек приручил растения»

– чтение рассказа В. Куприн. «Отцовское поле»

– чтение русских народных сказок «Вершки и корешки», «Пых»,

Отгадывание загадок об овощах.

Составление описательных рассказов об овощах.

Деятельность детей

Подготовка моркови и свеклы к посадке.

Посадка овощей.

Каждодневный уход за растениями: полив, рыхление, опрыскивание.

Сбор семян.

Наблюдение за ростом растений и созреванием семян моркови и свеклы.

Ведение календаря фиксации развития и роста растений.

– рисование «Подарки Осени», «Картина про лето», «Как мы трудились на огороде»

– аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»,

– лепка «Корзина с овощами»

– подвижные игры «Собери все овощи», «Собираем урожай», «Сад и огород»

– дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус»– настольные игры: «Сложи картинку (овощи)», лото «Овощи и фрукты»

Работа с родителями:
1.Беседа с родителями «Наш огород».
2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода
3.Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про овощи для оформления альбома.
4.Консультации для родителей: «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
«Витамины на нашем столе», «Как научить ребенка употреблять овощи».
5.Совместное изготовление поделок из овощей «Дары осени».

Завершающий этап

  • Сбор семян
  • Выставка детских работ
  • Выставка совместной работы детей и родителей из овощей «Дары осени»

План – график работ







Выводы:

Я считаю, что в проделанной работе есть положительные результаты: дети вырастили хорошие семена. Наблюдая за ростом растений, рассуждали, делали самостоятельные выводы, видели их постепенный рост и зарисовывали в дневнике наблюдений. При совместной деятельности детей и родителей была организована выставка «Дары осени». Работы приняли участие в международном конкурсе «Осенняя фантазия» и заняли I место.

Заключение

Проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребёнка, стимулирует его познавательную активность, повышает интерес к новому и интересному. Выращенные семена будут использованы как материал для проекта «Свекла и морковь для салатов и борщей»

Список литературы:

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
  2. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования. Москва, УЦ «Перспектива», 2013 г.
  3. В.А. Деркунская « Проектная деятельность дошкольников» М.: Центр педагогического образования, 2013г.
  4. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва, 2014г.
  5. А.И. Иванова «Методика организации Экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Изд. ТЦ Москва, 2003г.

Экологический проект «От семечка до семечка».

Старшая группа.

Тип проекта:

По доминирующему методу: познавательно-исследовательский, творческий.

По числу участников: групповой.

По времени проведения: долгосрочный, полугодовой.

По характеру контактов: в рамках одной возрастной группы.

По характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата.

Цели проекта:

Расширение и уточнение представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой;

Развитие экологической культуры детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий (посадка, уход за растениями, сбор урожая) ;

Развитие у детей представлений о растениях, об их отношении к теплу, свету и влаге.

Задачи проекта:

Расширение представлений детей о различных растениях, об их значении в жизни человека: оздоровительном, хозяйственном; об их взаимосвязи и взаимозависимости с окружающей средой.

Развитие у детей познавательной активности, психических процессов.

Стимулировать стремление организовать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность для получения ответа на волнующий вопрос.

Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.

Участники проекта:

Воспитатель: Попова Светлана Валерьевна, дети старшей группы.

Актуальность проекта:

Проблема экологического образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы мы решили разработать экологический проект: «От семечка до семечка». Через самостоятельную практически - исследовательскую деятельность дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, обогатить свои знания о растительном мире. Эта тема включает в себя разнообразные виды детской деятельности: поисковую, трудовую, продуктивную. Этот проект позволяет раскрыть детям красоту окружающего мира, красоту взаимоотношений человека и природы, и стать непосредственными участниками всего происходящего.

Подготовительный этап:

Подготовить природный материал для детской деятельности (овощи: огурец, помидор, болгарский перец; землю и стаканчики для рассады, подготовить грядку для высадки рассады) ;

Подобрать детскую и педагогическую литературу, иллюстрации, дидактические игры и др.

Провести с детьми цикл наблюдений за растущими растениями и цветами в группе, обсуждать наблюдаемые явления, трудиться и фотографировать последовательность работы по данному проекту;

На основе наблюдаемого провести различные виды НОД, расширяющие представления детей о растениях (овощи) и личное участие в трудовой деятельности.

Ожидаемый результат:

Результат работы по данному проекту - выпуск для детей и родителей газеты экологического содержания «От семечка до салата», а также проведение с детьми дидактических игр и трудовой деятельности. У детей сформируется умение различать особенности роста различных растений и ухода за ними. Расширятся представления детей об экологически целесообразном поведении в природе (нельзя ломать ветки деревьев, рвать листья, царапать кору деревьев и т. д.) и через самостоятельную поисковую и познавательно-исследовательскую деятельность дети получат возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность. Овладение детьми основами эстетической и экологической грамотности при взаимодействии с природой.

Реализация проекта:

Деятельность познавательного цикла:

Наблюдение за растениями, растущими в группе - бальзамин, герань, фиалка и др.; выращивание рассады.

Рассматривание иллюстраций «На огороде», репродукций картин «Первая зелень» - И. Левитана, «Цветы и плоды» - И.Хруцкого;

Беседа «Растения - нам добрые братья»; "Где прячутся витамины?"

Исследовательская деятельность - «Живые семена», «Семена проснулись», «Первые проростки».

Трудовая деятельность - "Рассаду на грядку", "Уход за растениями", "Прополка грядки с овощами ", "Сбор урожая", "Готовим салат".

Чтение, заучивание:

- «Зачем луку луковица»;

Загадывание загадок о растительном мире, об овощах;

Чтение детям «Удивительная грядка» Ю. Коваль,инсценирование русской народной сказки "Репка".

Деятельность детей:

Рисование "Нарисуй отгадку", аппликация "Твой любимый витамин".

Продуктивная деятельность: «Овощи, фрукты» - лепка.

Пальчиковая гимнастика «Урожай»;

Развивающие игры «Что где растет? », «Во саду ли, в огороде»,"Из чего, что сделано?" и др.

Формирование эмоционально-положительного настроя.

Вызвать у детей интерес к семенам и росткам растений; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о них. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки. Сформировать у детей устойчивое положительное отношение к семенам и росткам как к живым существам, воспитывать привычку заботиться о них в ходе активной деятельности. Помочь детям осознать такие категории как сочувствие, доброта, любовь к ближнему. Сформировать представления: о жизни семян как живых существ (растут, развиваются, могут быть здоровыми, больными); о строении (корень, стебель, цветы, плоды); о развитии ростков; о влиянии света, тепла, воды; об изменении жизнедеятельности в разные времена года; о роли человека в жизни растений; о экологически грамотном поведении, общении человека с растением. Воспитывать у детей умения сопереживать всему живому, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие, затем - в содействие.

Методические и практически приемы:

Нахождение семян в плодах.

2.Посадка семян в землю.

Фотографирование во время посадки семян, во время ухода за ними и т. п. Учить видеть «настроение» ростков, от чего это зависит. Труд с целью - помочь. Театрализованная деятельность сказки "Репка". Высадка на грядку. Сбор урожая.

9.Приготовление салата.

Конспект трудовой деятельности детей старшей группы

«Приготовление осеннего салата»

Цели и задачи:

Закреплять у детей навыки пользования столовым ножом, кухонной доской;

Соблюдать технику безопасности во время работы;

Мыть руки перед работой и овощи, надевать фартуки и косынки, колпаки.

Воспитывать желание помогать взрослым, поощрять выполнение трудовых поручений;

Получать радость от совместного труда и выполненной работы.

Предварительная работа:

Беседа «Из чего приготавливают салаты? Какие овощи можно положить в салат? » Д. игра "Из чего что сделано?"

Объяснение правил техники безопасности пользования ножом.

Показ нарезания продуктов.

Материалы:

Фартуки и косынки.

Кухонные доски и столовые ножи, миска для нарезанных овощей; салатник.

Овощи : болгарский перец, лук, огурцы и помидоры, выращенные на грядке.

Размещение оборудования:

В центре группы размещены столы так, что бы было удобно наблюдать за работающими (сначала - за работой воспитателя, а после за работой детей).

Ход работы:

Воспитатель собирает детей в кружок

Ребята, вы помогаете дома своим родным? - ответы детей.

А как вы помогаете? - ответы детей.

А вы хотели бы научиться готовить, чтобы помогать маме? - ответы детей.

Воспитатель сообщает тему занятия:

Сегодня мы научимся готовить осенний салат. Я буду поваром, а вы станете моими помощниками - поварятами. Нам придётся пользоваться ножами, напомните мне, как нужно правильно пользоваться ножом.

Дети отвечают, воспитатель уточняет и обобщает ответы детей:

Нож передают лезвием к себе, режут им только на кухонной доске, нож берут только после того как скажут «Приступить к работе». Нарезают овощи на доске и кладут в миску.

Воспитатель предлагает подготовить пальчики для работы, проводится пальчиковая игра «Салатик»:

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

(ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза)

(ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза)

(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза)

(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) .

Теперь наши пальчики готовы к работе, а как вы, ребята, думаете, что ещё нужно повару сделать перед работой? - ответы детей.

Правильно, нужно обязательно вымыть руки с мылом.

Детей приглашают вымыть руки и надеть фартуки и косынки.

Дети проходят за рабочие столы. Воспитатель объясняет, как правильно нарезать овощ и положить в пустую миску. Уточняет, всё ли понятно детям, нет ли вопросов.

После этого предлагает приступить к работе.

В ходе работы воспитатель оказывает помощь, подбадривает, хвалит детей.

Когда овощи нарезаны, ребёнок заправляет салат маслом и солью в салатнике. Салат уносят и ставят на стол. Дети в это время моют руки, снимают фартуки. Воспитатель приглашает детей за стол и желает приятного аппетита.

После еды чтение стихотворения:

Нашинкуем мы капустки

И морковочки потрем.

Майонезиком запрвим

Или маслица нальем.

Поперчим мы все, посолим,

Чуть-чуть уксуса нальем.

Если с луком вы не в ссоре

Значит, и его кладем.

Можно свеколки добавить

Иль огурчик потереть,

А затем на стол поставить

И в одно мгновенье съесть.