Наказание за негабарит. Негабаритный груз: размеры, требования ПДД. Крупногабаритный груз: определение

Правилам перевозки негабаритных грузов посвящен раздел 23 «Перевозка грузов» Правил Дорожного Движения и, в частности - 23.4, предписывающий обозначение специальными знаками крупногабаритного груза. В темное время суток, а также при недостаточной видимости (читай - снегопад, туман, дождь) - световозвращателями или фонарями: спереди - белого, сзади - красного цвета.

Под негабаритным грузом ПДД подразумевают тот, который выступает за габариты автомобиля спереди/сзади более чем на метр, или же сбоку более чем на 0,4 метра от габаритных огней.

Как сказано в ПДД перевозка негабаритных грузов (в том числе тяжеловесных грузов) отдельно регулируется требованиями, стандартами и правилами. Однако нужно знать, что главенствующая роль все же принадлежит ПДД. Поэтому, если вдруг возникает спорная ситуация, можно обращаться в суд, который, как правило, принимает решение, основываясь именно на пунктах ПДД, а не каких-то ведомственных правилах.

После того, как в силу вступили новые Правила перевозок грузов автотранспортом, продолжает действовать и известная Инструкция, предписывающая правила перевозки тяжеловесных а также крупногабаритных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, но только в части, которая не противоречит новым Правилам. В любом случае, нагрузки на каждую ось никогда не должны превышать разрешенные заводом-изготовителем, и необходимо учесть массу полуприцепа, которая также не может быть больше предельно допустимых величин.

Также каждый водитель обязан знать, что перевозить крупногабаритные грузы можно только при условиях, когда груз:

  • не мешает водительскому обзору. А видеть водитель должен как всю дорожную обстановку впереди, так и сзади с помощью зеркал заднего вида;
  • не создает помех для управления, а также не нарушает устойчивость транспортного средства;
  • не закрывает для других участников движения внешние светоотражатели и световые приборы, номера и другие опознавательные знаки, а также не создает препятствий для восприятия сигналов, которые подаются рукой.
  • не загрязняет окружающую среду, не создает шум, пыль и т.п.

Существуют также особенности движения в плане ограничения скоростного режима. Негабаритный груз ПДД предписывают транспортировать со скоростью не выше 60 км/час по дорогам, и 15 км/ч - при движении на мостах.

Кроме того, водителю запрещено отклоняться от прописанного маршрута, согласованного со специальными органами.
Если какое-то из условий предусмотренных ПДД для перевозки негабаритных грузов нарушается, то водитель должен устранить нарушение или прекратить движение. Если этого не сделать, то последует штраф или даже лишение прав, согласно статьи 12.21 КоАП РФ.

К примеру, за перевозку тяжеловесных или крупногабаритных грузов без спецразрешения (если таковое обязательно), а также в случае отклонения от маршрута, который указан в спецразрешении, водителя могут как оштрафовать на сумму от 2000 рублей, так и лишить водительских прав на срок до 6 месяцев, а также задержать транспортное средство. На должностных и юридических лиц штрафы значительно выше - до 20000 и даже до 500000 рублей, соответственно.

При перевозке грузов с превышением габаритов, указанных в спецразрешении, больше чем на 10 см, на водителя могут наложить штраф до 2000 рублей, или лишить прав до 4 месяцев. Должностное лицо - оштрафовать до 15000 рублей, юридическое - до 400000 рублей. А также - задержать ТС.

В случае, если максимальная масса или нагрузка на ось превышают указанные в специальном разрешении, водителей, должностных и юридических лиц также ожидают штрафы, как и в предыдущей ситуации. А вот лишения прав и задержки ТС не предусмотрено.

Максимальная ширина перевозимого груза, высота и масса не только должны соответствовать габаритам транспортного средства, но и подходить под правила перевозки, утвержденные нормативными документами. Для большинства грузоперевозок не требуется согласования, так как продукция спокойно помещается в кузове автомобиля соответствующего размера и грузоподъемности. При транспортировке объемных и тяжелых изделий необходимо соблюдение установленных правил.

Требования ПДД в части перевозки грузов

В правилах дорожного движения, действующих на территории РФ, четко определены максимально допустимые габариты перевозимых грузов автомобильным транспортом, а также масса и назначение продукции. Владелец грузового автомобиля при выполнении коммерческого рейса или при личном использовании техники должен соблюдать следующие требования:

  • Каждое транспортное средство имеет максимально допустимую нагрузку на каждую ось, установленную производителем. Эти параметры должны соблюдаться при любых условиях.
  • Габариты по ширине перевозимого груза, его длине и высоте не являются значимыми при плохой установке и креплении продукции в кузове автомобиля. За размещение и фиксацию товара несет ответственность водитель.
  • Транспортировка груза должна выполняться без ограничения обзора водителю, создания помех при движении, в том числе других транспортных средств.
  • Максимальная длина перевозимого груза должна соответствовать размеру кузова. Если изделие выступает более чем на метр, требуется его специальное обозначение. При большем превышении продукция попадает под категорию крупногабаритной и обозначается спецзнаками.
  • Разрешенные габариты перевозимого груза по ширине и высоте также жестко регламентированы.
  • Транспортировка продукции, представляющей опасность для населения, или при габаритных параметрах по ширине, высоте или длине 2,55 метра, 4 метра и 20 метров соответственно попадает под категорию негабаритной. В таких случаях правила предусматривают оформление специального разрешения.

Грузовое такси «Газелькин» выполнит перевозку любой продукции, в том числе крупногабаритной. Наша техника полностью соответствует требованиям правил ГИБДД, а транспортировка осуществляется с необходимыми мерами предосторожности.

Ответственность за превышение габаритов перевозимого груза или условий транспортировки

Соблюдение ограничений по высоте перевозимого груза, максимальная разрешенная ширина и длине является обязательным условием для каждого перевозчика. Грузовое такси «Газелькин» несет полную ответственность за соблюдение требований нормативных документов и не берется за работы, не соответствующие правилам ПДД.

Сохранность груза, безопасность дорожного движения являются основными критериями подобного рода работ. Допуск габаритов перевозимых грузов проверяется сотрудниками полиции, а при несоблюдении условий налагаются штрафные санкции:

  • При отсутствии обозначения на грузе, выступающем за пределы кузова.
  • Если транспортировка крупногабаритной или негабаритной продукции выполняется без специального разрешения или по каким-либо требованиям не соответствует информации в документе.
  • Штрафные санкции распространяются при превышении максимально допустимой нагрузки на ось.
  • Не допускается нарушение ПДД водителями, выполняющими перевозку продукции или предметов.
  • Если грузоотправитель подал неверные сведения о составе, массе и габаритах товара, к нему также предъявляются санкции.
  • Не габариты грузов перевозимые автотранспортом, перевозимые с превышением допустимой массы автомобиля, приводят к снятию машины с маршрута.

При приеме заказа, погрузке и фиксации в кузове необходимо учитывать, что штраф накладывается на водителя, должностных лиц и владельца транспортной компании.

Основные правила перевозки габаритных грузов

Максимально допустимая высота перевозимого груза от земли или разрешенная ширина перевозимого груза на прицепе, а также масса продукции являются не единственными критериями качественной и безопасной транспортировки. Грузовое такси «Газелькин» при приеме заказов учитывает большое количество факторов, позволяющих выполнять работу максимально эффективно и рационально.

Квалифицированные сотрудники в точности владеют информацией, сколько по правилам можно перевозить в длину, как укладывать и фиксировать в кузове различные предметы, при каких параметрах потребуется оформление разрешения. Для того чтобы у заказчика не возникло проблем, соблюдаются следующие требования:

  • В нижней части кузова размещаются более тяжелые предметы. Такая компоновка позволяет добиться большей устойчивости транспортного средства, соответственно безопасности при движении.
  • Продукция размещается в кузове равномерно, а зазоры между предметами заполняются мягкими подкладками, пенопластом и другими аналогичными материалами.
  • Вся продукция в кузове тщательно закрепляется, а при движении осуществляется контроль за отклонениями со штатных мест. При любых подозрениях продукция крепится заново.
  • Для информирования других участников дорожного движения, на крайнюю, выступающую часть вывешивается знак «Крупногабаритный груз». Возможен дополнительный монтаж светоотражающих элементов.
  • При перевозке специальных грузов оформляется соответствующее разрешение.

Допускается к использованию транспорт, имеющий внешний и внутренний радиус разворота не более 12,5 и 5,3 метра соответственно.

В соответствии с принятыми правилами, груз подходит под крупногабаритный при суммарной массе загруженной техники не более 38 тонн, а также если его длина и ширина не превышает 24 и 2,55 метра соответственно, а высота 2,5 метра. При любом отклонении продукция относится к негабаритной и требует оформления специального разрешения.

Обращение в грузовое такси «Газелькин» — это возможность быстро и недорого решить вопрос с транспортировкой любого груза вне зависимости от дальности перевозки. Наличие технически подготовленных и исправных машин различной грузоподъемности, а также профессиональных сотрудников гарантирует безукоризненное выполнения заявки. Машина прибудет в точно указанное время на нужный адрес, а все сопутствующие вопросы можно обсудить с менеджером, доступным по телефону или электронной почте.

Перевозка грузов на территории РФ регламентируется главой №23 Правил дорожного движения. Перевозка негабаритных объектов дополнительно регламентируется рядом федеральных законов и приказов. Рассмотрим, как должен перевозиться негабаритный груз, правила движения и требования к транспортному средству.

РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

Как вы сможете увидеть, лишь малая доля аспектов транспортировки негабаритов освещена Правилами дорожного движения. Базовое регулирование перевозок негабаритных грузов по дорогам РФ осуществляется Федеральным законом №257-ФЗ. В главе 5 статьи 31 вы можете найти следующие пункты:

  • перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов требует специального разрешения;
  • порядок получения спецразрешения устанавливается правительством РФ;
  • перед транспортировкой обязательно согласование маршрута с владельцем дорог;
  • при нанесении ущерба сумма компенсации рассчитывается владельцем дороги.

На основании прав, указанных в упомянутом выше нормативном акте, были составлены «Правила перевозки грузов автомобильным транспортом». В этом документе вы можете найти предписания, касающиеся порядка организации транспортировки, обеспечения сохранности транспортных средств и контейнеров, если в этом есть необходимость, условия перевозки и предоставления ТС для транспортировки.

СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРИКАЗЫ И ПОСТАНОВЛЕНИЯ

Чтобы гарантированно уберечь себя от проблем при оформлении заявления на получение спецразрешения и непосредственно при перевозке негабаритных грузов, рекомендуем ознакомиться со следующими приказами:

  • №107: представляет собой регламент для госорганов по оформлению разрешений;
  • №258: регламентирует правила выдачи разрешений;
  • №7: устанавливает правила, обеспечивающие безопасность при перевозке негабаритов.

Постановления:

  • №125: порядок весогабаритного контроля;
  • №934 + №12: порядок возмещения причиненного дороге вреда;
  • №125: правила прохождения весового контроля;
  • №211: устанавливает правила ввода запрета на грузоперевозки.

Штрафы и наказания

Для ознакомления с размером штрафных санкций, полагающихся за нарушения правил перевозки негабаритных грузов, ознакомьтесь со статьей 12.21.1 КОАП РФ. Там же вы узнаете, кто именно должен быть наказан за нарушения. К примеру, за отсутствие спецразрешения водитель может получить штраф в размере 2 тыс. руб., но, что еще хуже, он может лишиться водительского удостоверения на срок до полугода.

КАКОЙ ГРУЗ СЧИТАЕТСЯ НЕГАБАРИТНЫМ

Груз считается негабаритным, если его вес или/и размер превышает значение, установленные ПДД конкретной страны в качестве допустимых при транспортировке. Согласно ПДД Российской Федерации, негабаритным считается груз, которые:


ПДД О ТРАНСПОРТИРОВКЕ

Пункт 23.5 ПДД гласит, что авто, транспортирующие такие грузы, должны быть обозначены знаком «Крупногабаритный груз». Дополнительно в темное время суток (напомни, что таковым считается время от вечерних сумерек до начала сумерек утром) и в условиях плохой видимости в носовой части автомобиля должен быть установлен светоотражающий элемент либо фонарь белого света, в кормовой части – светоотражающий элемент либо источник света достаточной мощности красного цвета. Этого вполне достаточно для движения по дорогам общего пользования.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Транспортировка взрывоопасных, химических либо других опасных грузов, длинномерных объектов или тяжеловесных грузов регулируется специальными нормами, установленными соответствующими государственными органами. Особых правил следует придерживаться при движении транспортного средства (с грузом либо без), если:


Тяжеловесы

Также специальное разрешение органов ГИБДД требуется при перевозке тяжеловесных грузов. Значение имеет суммарный вес автомобиля и перевозимого объекта. Конкретные значения в разных странах могут отличаться, что обязательно следует учитывать при намеренье пересечь границу. Под определение «тяжеловесный» в Российской Федерации попадают:

  • двухосные автомобили с массой более 18 т;
  • трехосные машины с массой более 25 т;
  • четырехосные авто с массой более 32 т;
  • авопоезда с 3-мя осями и массой более 28 т;
  • четерыхосные автопоезда, масса которых больше 36 т;
  • автопоезда с 5-ю и массой более 40 т;
  • автопоезда с 6-ю осями и более, масса которых больше 44 т.

Также не стоит забывать о строгих требованиях к распределению нагрузки по осям. Значение имеет не только расстояние между сближенными осями, но и нормативные нагрузки автомобильных дорог. При проектировании, строительстве и реконструкции дорожного полотна закладывается допустимая осевая нагрузка, к примеру, 6, 10 либо 11,5 тонн. Именно поэтому транспортировка может проходить не по кратчайшему маршруту, а с выбором дорог с подходящим классом допустимой нагрузки.

Знаки

Знак, использующийся для обозначения негабаритных грузов:

Знак «Автопоезд-длинномер»
Длинномерное ТС.

При транспортировке опасных грузов автомобиль должен быть обозначен знаком:


АВТОМОБИЛЬ ПРИКРЫТИЯ

Ранее, если длина груженного негабаритом ТС была больше 24 м, но меньше 30 м, а ширина более 3.5 м, но менее 4 м, то надлежащие условия для транспортировки могли быть созданы транспортной компанией без участия представителей ГИБДД. Но с 2014 года при перевозке тяжеловесных и негабаритных грузов для обеспечения безопасности необходимо использовать автомобиль прикрытия. Требования к сопровождающему авто:

  • наличие желто-оранжевой полосы;
  • наличие проблесковых маячков желтого и оранжевого цвета;
  • должен быть установлено светоотражающее либо световое табло, на котором будет надпись, предупреждающая об особенностях груза (к примеру, «Большая длина»).

ВЫЕЗД ЗАГРАНИЦУ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

При намерении пересечь границу учтите, что автомобиль без специального международного разрешения будет задержан.

При прохождении маршрута по двум и более территориальным единицам верхнего уровня РФ следует получить межрегиональное разрешение. Как в случае с международным спецразрешением, подавать заявку на получение можно через сайт «Госуслуги». Заполнить заявление при личном посещении можно в офисах Управления дорожным хозяйством РФ либо в дочерних филиалах.

КАК ПОЛУЧИТЬ РАЗРЕШЕНИЕ

Получение разрешения на транспортировку негабаритных грузов регламентирует так называемый Приказ 258. Именно в этом документы вы можете узнать:

  • параметры приема и условия отказа в подачи заявления;
  • полное описание процедуры составления и подачи заявления;
  • как должен выглядеть документ и какая информация в нем должна быть указана;
  • тонкости при согласовании перевозки тяжеловесных объектов;
  • установленные сроки получения разрешения;
  • порядок выдачи спецразрешения либо получения отказа.

ЗАПРЕТ НА ПЕРЕВОЗКУ

Рассмотрим, в каких случаях транспортировка негабарита запрещена:

  • груз препятствует управлению автомобилем;
  • с грузом автомобиль становится неустойчивым. Для предотвращения опрокидывания грузовика обязательно необходимо учитывать сезонные особенности и риск воздействия шквальных ветров;
  • из-за размера объекта обзор водителя ограничен, вследствие чего он не может адекватно оценивать дорожную обстановку;
  • груз закрывает осветительные приборы, светоотражатели, опознавательные знаки, государственный номерной знак;
  • при транспортировке происходит загрязнение окружающей среды.

ПРАВИЛА ТРАНСПОРТИРОВКИ

Автомобиль с негабаритным грузом, движущийся по дорогам, не должен разгоняться больше 60 км/час. При этом мосты следует преодолевать со скоростью не более 15 км/час. Особое внимание следует уделить техническому состоянию транспортного средства. Прицеп должен быть оборудован не только исправным стояночным тормозом, но и специальным устройством, гарантирующим остановку прицепа при разрыве воздушных магистралей пневматической тормозной системы, идущих от тягача. Груз должен быть надежно закреплен, целостность крепления нужно периодически проверять.

Поскольку автомобиль - это не роскошь, а средство передвижения, то область его применения не ограничивается одними поездками с работы и на работу, или загородными прогулками всей семьей. Даже самый маловместительный компактный хэтчбек можно использовать для перевозки самых разных полезных предметов. Чем, собственно, многие и занимаются.

Однако водители часто нарушают правила:

  • перегружают свои легковые автомобили - этим они делают хуже только себе;
  • неправильно размещают багаж;
  • стараются перевозить предметы, которые превышают размеры автомобиля и так далее.

КоАП не слишком строго относится к таким нарушителям, поскольку штраф совсем небольшой - 500 рублей (12.21 ч.1). Есть также более существенные , но они относятся к водителям фур, и мы рассказывали об этих штрафах на страницах нашего автомобильного портала сайт.

Как же избежать штрафов? Как правильно перевозить грузы на легковом автомобиле - попробуем разобраться в данной статье.

ПДД - транспортировка грузов

Данной теме посвящен 23-тий раздел ПДД Российской Федерации, статьи 23.1-23.5.

Прежде всего, читаем, что нельзя допускать перегруза. Если максимально разрешимый вес составляет, к примеру, полторы тонны, то превышать его нельзя, поскольку это не только приведет к поломкам подвески транспортного средства или к повышенному расходу топлива, но и к ухудшению ходовых характеристик:

  • усложнится управление;
  • смещение центра тяжести, авто может опрокинуться, если водитель не будет придерживаться скоростного режима;
  • увеличение остановочного пути.

В пункте 23.2 читаем: хозяин машины перед началом поездки обязан убедиться, что груз хорошо закреплен. Действительно, на скорости багаж, размещенный на крыше, испытывает сильное воздействие встречного ветра и может сместиться, либо вовсе упасть на асфальт, создав таким образом аварийную ситуацию и преграды для других водителей.

Важная информация содержится в пункте 23.3: груз закрепляют так, чтобы он:

  • не перекрывал обзор;
  • не усложнял процесс управления;
  • не влиял негативно на устойчивость автомобиля на трассе;
  • не загрязнял окружающую среду, не пылил и не оставлял следов на покрытии.

Также здесь приводится еще одно важное требование - световые приборы и регистрационные знаки не должны быть закрыты. Если же без этого обойтись нельзя, то багаж размещают таким образом, чтобы он не препятствовал корректному восприятию другими водителями сигналов, подаваемых рукой.

Соответственно, если нет возможности правильно разместить поклажу, нужно либо остановиться и принять меры к устранению данной проблемы, либо вообще отказаться от дальнейшего движения.

Требования к габаритам перевозимого груза

Часто водителям легковых автомобилей приходится перевозить различные виды изделий, которые превышают габариты транспортного средства. Речь может идти о чем угодно: трубы, прутья арматуры, вагонка, длинномерные запчасти к сельхоз технике (ножи для комбайнов, достигающие 5-6 метров).

Как быть в таком случае?

Ответ находим в ПДД:

Если предмет выступает за габариты ТС более чем на один метр спереди или сзади, или более чем на 0,4 метра по бокам, то его нужно пометить специальной табличкой - «Крупногабаритный груз». Если же такой таблички при себе не имеется, то достаточно привязать кусок красной ткани. В ночное время же время спереди вешают катафоты, светоотражающие фонари белого цвета, сзади - красного.

По высоте такой загруженный автомобиль не должен быть более 4 метров от поверхности дороги. Казалось бы, что такое большое можно положить на крышу своей Лады или Опеля? Но те люди, которые когда-либо перевозили пенопласт, согласятся, что его можно сложить на достаточно большую высоту, правда ехать придется очень и очень медленно.

Таким образом, если вы не хотите попадать под действие статьи КоАП 12.21. ч.1 и платить штраф 500 рублей, то придерживайтесь данных правил. В крайнем случае всегда можно вызвать грузовое такси - многие люди таким образом .

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА
РОССИИ


ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Москва, 1999 г.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА РОССИИ
(ФДС России)

ПРИКАЗ

г. Москва

Об утверждении норм «Максимальные массы и габариты транспортных средств, эксплуатируемых на автомобильных дорогах общего пользования»

В целях обеспечения безопасности дорожного движения, надежности и сохранности автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений с учетом их несущей способности и грузоподъемности ПРИКАЗЫВАЮ: 1 . Утвердить прилагаемые нормы «Максимальные массы и габариты транспортных средств, эксплуатируемых на автомобильных дорогах общего пользования», согласованные с Минтрансом России и МВД России. 2 . Отделу обеспечения сохранности дорог ФДС России (Сорокин С.Ф.) совместно с Юридическим Управлением ФДС России (Еникеев Ш.С.) согласовать в установленном порядке с заинтересованными министерствами и ведомствами и представить до 1 июня 1999 г. на утверждение руководству ФДС России «Правила пропуска тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования» и «Инструкцию о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам общего пользования». 3 . Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФДС России Урманова И.А. Руководитель В.Г. Артюхов

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА
РОССИИ

МАКСИМАЛЬНЫЕ МАССЫ И ГАБАРИТЫ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Москва, 1999 г.

1 . Общие положения

1.1 . Положения, изложенные в настоящих нормах, относятся к массе и размерам транспортных средств, разрешенных для использования в Российской Федерации на автомобильных дорогах общего пользования, установлены исходя из требований обеспечения безопасности дорожного движения, надежности и сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений с учетом их несущей способности и грузоподъемности. Изложенные ниже ограничения по массе и габаритам транспортных средств не относятся к производству транспортных средств, требования к которому устанавливаются иными стандартами и нормами. 1.2 . Транспортные средства или его части, образующие часть комбинированных транспортных средств, размеры, а также общая масса и осевая нагрузка которых не превосходят значений, установленных разделами 3 , 4 и 5 настоящих норм, допускаются к передвижению по федеральным и территориальным автомобильным дорогам общего пользования. Для остальных автомобильных дорог, запроектированных и построенных на меньшие, чем указанные в разделах 3, 4 и 5 нагрузки, владельцами автомобильных дорог могут устанавливаться иные (меньшие) предельные значения массы транспортных средств, для федеральных автомобильных дорог - Федеральной дорожной службой России, для территориальных автомобильных дорог - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для муниципальных автомобильных дорог - органами местного самоуправления. Решения об уменьшении приведенных ниже размеров и масс транспортных средств принимаются на основании результатов обследования автомобильных дорог и могут носить постоянный или временный характер. При этом орган, принявший такое решение, обязан в установленном порядке установить соответствующие дорожные знаки на автомобильной дороге или ее участке, на котором введены дополнительные ограничения по массе и размерам транспортных средств и проинформировать об этом пользователей автомобильных дорог. 1.3 . Транспортное средство и его часть, образующая комбинированное транспортное средство, масса и/или осевая нагрузка кото рого и/или размер которого превышают максимальные значения, установленные настоящими нормами, могут передвигаться по автомобильным дорогам только при наличии специальных разрешений, выдаваемых в установленном порядке компетентными органами. Движение таких транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется в соответствии с «Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации», утвержденной Минтрансом России 27.05.96 г. 1.4 . Кроме предельных значений общей массы и осевых нагрузок, установленных настоящими требованиями, масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для конкретного транспортного средства. 1.5 . Для целей настоящих норм использованы следующие понятия и определения: Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по автомобильным дорогам грузов и пассажиров; Грузовой автомобиль - транспортное средство, запроектированное и построенное исключительно или преимущественно для перевозки грузов; Тягач - транспортное средство, запроектированное и построенное исключительно или преимущественно для буксировки прицепа или полуприцепа; Прицеп - транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов путем буксировки тягачом или грузовым автомобилем; Полуприцеп - специально оборудованное для перевозки грузов, предназначенное для соединения с тягачом таким образом, чтобы часть этого транспортного средства располагалась непосредственно на тягаче и передавала ему значительную долю своего веса; Автопоезд - комбинированное транспортное средство, состоящее из грузового автомобиля и прицепа; Сочлененное транспортное средство - комбинированное транспортное средство, состоящее из тягача, сочлененного с полуприцепом; Автобус - транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и их багажа, имеющее более девяти сидячих мест, включая место для водителя; Сочлененный автобус - автобус, состоящий из двух или более жестких секций, соединенных друг с другом и имеющим пассажирский салон в каждой секции, позволяющий пассажирам свободно перемещаться из одного салона в другой; Комбинированное транспортное средство - комбинация грузового автомобиля, состоящего из грузового автомобиля, соединенного с полуприцепом; Максимальная длина, ширина и высота транспортного средства - длина, ширина и высота транспортного средства с грузом или без груза, не превышающая значений, указанных в разделе 3 настоящих норм; Максимальные линейные параметры транспортного средства - линейные параметры, не превышающие значений, указанных в разделе 3 настоящих норм; Максимальная масса транспортного средства - масса транспортного средства с грузом или без груза, которая не превышает значений, указанных в разделе 4 настоящих норм; - масса, передающаяся через ось транспортного средства на поверхность автомобильной дороги, не превышающая нормативного значения; Неделимый груз - груз, который при перевозке по автомобильной дороге не может быть разделен на две или более частей без чрезмерных затрат или риска его порчи и который, будучи погруженным на транспортное средство, будет превышать его максимальные размеры и массу; Воздушная подвеска - система подвески, в которой амортизирующим элементом является воздух; Тележка - две и более осей, имеющих общую подвеску к транспортному средству; Одиночная ось - ось транспортного средства, расположенная на расстоянии более 1,8 м до ближайшей оси этого транспортного средства; Сближенные оси - оси (две или более) транспортного средства, расположенные на расстоянии между ними менее 1,8 м.

2 . Измерение массы и размеров транспортных средств

2.1 . Длина транспортного средства измеряется в соответствии со стандартом ISO 612-1978 пункт 6.1. При этом при измерении длины в соответствии с положениями этого стандарта, не учитываются следующие устройства, смонтированные на автомобиле: устройство для очистки стекол и брызговики; фронтальные и боковые маркировочные пластины; устройства для пломбирования и защитные приспособления для них; устройства для закрепления брезента и защитные приспособления для них; оборудование для электроосвещения; зеркала задней обзорности; приспособления для обзора пространства за автомобилем; воздуховодные трубки; длина клапанов и разъемов для соединения с прицепами или съемными кузовами; ступеньки для доступа в кузов; подъемник для записной автопокрышки; подъемные платформы, ступеньки для доступа и аналогичное оборудование, не превышающее в рабочем положении 200 мм и выполненное таким образом, чтобы они не могли увеличивать предельную массу загрузки автомобиля; сцепные устройства для буксировки транспортных средств или прицепов. 2.2 . Высота транспортного средства измеряется в соответствии со стандартом ISO 612-1978 пункт 6.3. Причем, при измерении высоты с учетом положений этого стандарта не должны учитываться следующие устройства, смонтированные на транспортном средстве: антенны; пантограф в поднятом положении. Для транспортных средств, имеющих устройство для подъема оси, учитывается эффект от воздействия этого устройства. 2.3 . Ширина транспортного средства измеряется в соответствии со стандартом ISO 612-1978 пункт 6.2. При измерении ширины транспортного средства с учетом положений этого стандарта не должны учитываться следующие устройства, смонтированные на автомобиле: устройства для пломб и печатей и защитные приспособления к ним; устройства для закрепления брезента и защитные приспособления для них; устройства для опознавания повреждения автопокрышек; выступающие гибкие части брызговиков; осветительное оборудование; ступеньки в рабочем положении, подвесные платформы и аналогичное оборудование, которые в рабочем положении не превышают 10 мм с каждой стороны транспортного средства и обращенные вперед или назад, углы которых имеют закругления радиусом не менее 5 мм, и кромки которых имеют закругления с радиусом не менее 2,5 мм; зеркала для заднего обзора; индикаторы давления в автопокрышках; втягивающиеся или убирающиеся ступени; искривленная часть поверхности автопокрышки, выступающая за точку ее контакта с землей. 2.4 . Осевая масса транспортного средства измеряется при динамической вертикальной нагрузке, передающейся через одиночную ось на поверхность автомобильной дороги, от груженого автомобиля. Измерение производится специальными автомобильными весами, прошедшими аттестацию в установленном порядке. Осевая масса тележки, расположенной на одной подвеске, с учетом конструкции транспортного средства, определяется как сумма измерений массы каждой из осей, входящих в тележку. 2.5 . Полная масса транспортного средства или его части, образующей часть комбинированного транспортного средства, определяется как сумма измеренных масс всех осей транспортного средства или его части.

3 . Максимальные размеры и другие параметры транспортных средств

Максимальные размеры транспортных средств с учетом размеров съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры, не должны превышать приведенных ниже значений. 3.1 . Максимальная длина: грузового автомобиля - 12,00 м прицепа - 12,00 м сочлененного транспортного средства - 16,5 м сочлененного автобуса - 18,00 м автопоезда - 20,00 м 3.2 . Максимальная ширина: всех транспортных средств - 2,50 м 3.3 . Максимальная высота - 4,00 м 3.4 . Максимальное расстояние между осью запора сцепного устройства и задней частью полуприцепа не должно превышать 12,00 м. 3.5 . Максимальное расстояние, измеренное параллельно продольной оси автопоезда от внешней передней точки кузова или площадки для установки груза за кабиной до задней внешней точки прицепа, минус расстояние между задней частью тягача и передней частью прицепа не должно превышать 15,65 м. 3.6 . Максимальное расстояние, измеренное параллельно продольной оси автопоезда, от внешней передней точки кузова или платформы для установки груза за кабиной до задней внешней точки полуприцепа не должно превышать 16,40 м. 3.7 . Установленный в кузове транспортного средства груз не должен выступать за заднюю внешнюю точку автомобиля или прицепа более чем на 2,00 м. 3.8 . Расстояние между задней осью грузового автомобиля и передней осью прицепа должно быть не менее 3,00 м. 3.9 . Горизонтально измеренное расстояние между осью шарнирного крепления полуприцепа и любой точкой передней части полуприцепа не должно превышать 2,04 м. 3.10 . Любое транспортное средство при движении должно обеспечивать возможность поворота в пределах пространства, ограниченного внешним радиусом 12,50 м и внутренним радиусом 5,30 м. 3.11 . Максимальное расстояние между осью запора сцепного устройства и задней частью комбинированного транспортного средства не должно превышать 12,00 м.

4 . Нормативная общая масса транспортных средств*

* Нормативные общие массы транспортных средств не допускается превышать более чем на 20 %.

Таблица 4.1

Тип автотранспортного средства

Нормативная общая масса автотранспортного средства, т

Грузовые автомобили а) двухосный автомобиль
б) трехосный автомобиль
г) четырехосный автомобиль с двумя ведущими осями, каждая из которых состоит из двух пар колес и имеет воздушную или эквивалентную ей подвеску
Транспортные средства, образующие часть комбинированного транспортного средства а) двухосный прицеп
б) трехосный прицеп
Комбинированные транспортные средства Сочлененные транспортные средства
а) двухосный тягач с двухосным полуприцепом при общей базе 11,2 м и более
б) двухосный тягач с трехосным полуприцепом при общей базе 12,1 м и более
в) трехосный тягач с двухосным полуприцепом при общей базе 11,7 м и более
г) трехосный тягач с трехосным полуприцепом при общей базе 12,1 и более
д) транспортное средство, состоящее из 18-ти тонного грузовика и 20-и тонного полуприцепа в случае, если транспортное средство имеет ведущую ось, состоящую из спаренных колес и оборудована воздушной или эквивалентной ей подвеской при общей базе 13,3 м и более
Автопоезда а) двухосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом при общей базе 12,1 м и более
б) двухосный грузовой автомобиль с трехосным прицепом при общей базе 14,6 м и более
в) двухосный грузовой автомобиль с четырехосным прицепом при общей базе 16,5 м и более
г) трехосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом при общей базе 14,6 м и более
д) трехосный грузовой автомобиль с трехосным прицепом при общей базе 15,9 м и более
е) трехосный грузовой автомобиль с четырехосным прицепом при общей базе 18 м и более
Автобусы а) двухосный автобус
б) трехосный автобус
в) трехосный шарнирно сочлененный автобус
г) четырехосный шарнирно сочлененный автобус

5 . Нормативные осевые нагрузки автотранспортных средств

Таблица 5.1 .

Нормативные осевые нагрузки автотранспортных средств *

* Осевые нагрузки автотранспортных средств не должны превышать нормативные осевые нагрузки более чем на 40 %.

Типы осей транспортных средств

Расчетная осевая нагрузка, на которую рассчитана дорожная одежда, тс

двухскатные

односкатные

Одиночные оси
Сдвоенные оси прицепов, полуприцепов, ведущие оси грузовых автомобилей и автобусов при расстояниях между осями:
г) равном или более 1,8 м
Строенные оси прицепов и полуприцепов при расстояниях между осями:
а) более 0,5 м, но менее 1,0 м
б) равном или более 1,0 м, но менее 1,3 м
в) равном или более 1,3 м, но менее 1,8 м
г) равном или более 1,8 м
- то же, при креплении на воздушной или эквивалентной ей подвеске
5.8 . Вес, передающийся на ведущую или ведущие оси автомобиля или комбинированного транспортного средства не должен быть менее 25 % от суммарного веса автомобиля или комбинированного транспортного средства.
1. Общие положения. 2 2. Измерение массы и размеров транспортных средств. 3 3. Максимальные размеры и другие параметры транспортных средств. 4 4. Нормативная общая масса транспортных средств. 5 5. Нормативные осевые нагрузки автотранспортных средств. 6