Компенсация температурных удлинений. О применении современных инженерных решений при компенсации температурных деформаций трубопроводов тепловых сетей

Трубы и их соединения.

Техника транспорта теплоты предъявляет следующие основные требования к трубам, применяемым для теплопроводов:

· достаточная механическая прочность и герметичность при имеющихся давлениях теплоносителя;

· эластичность и стойкость против термических напряжений при переменном тепловом режиме;

· постоянство механических свойств;

· стойкость против внешней и внутренней коррозии;

· малая шероховатость внутренних поверхностей;

· отсутствие эрозии внутренних поверхностей;

· малый коэффициент температурных деформаций;

· высокие теплоизолирующие свойства стенок трубы;

· простота, надежность и герметичность соединения отдельных элементов;

· простота хранения, транспортировки и монтажа.

Все известные до настоящего времени типы труб одновременно не удовлетворяют всем перечисленным требованиям. В частности, этим требованиям не вполне удовлетворят стальные трубы, применяемые для транспорта пара и горячей воды. Однако высокие механические свойства и эластичность стальных труб, а также простота, надежность и герметичность соединений (сварка) обеспечили практически стопроцентное применение этих труб в системах централизованного теплоснабжения.

Основные типы стальных труб, применяемых для тепловых сетей:

Диаметром до 400 мм включительно – бесшовные, горячекатаные;

Диаметром выше 400 мм – электросварные с продольным швом и электросварные со спиральным швом.

Трубопроводы тепловых сетей соединяются между собой при помощи электрической или газовой сварки. Для водяных тепловых сетей преимущество отдаётся сталям марок Ст2сп и Ст3сп.

Схема трубопроводов, размещение опор и компенсирующих устройств должны быть выбраны таким образом, чтобы суммарное напряжение от всех одновременно действующих нагрузок ни в одном сечении трубопровода не превосходило допускаемого. Наиболее слабым местом стальных трубопроводов, по которому следует вести проверку напряжений, являются сварные швы.

Опоры.

Опоры являются ответственными деталями теплопровода. Они воспринимают усилия от трубопроводов и передают их на несущие конструкции или грунт. При сооружении теплопроводов применяют опоры двух типов: свободные и неподвижные.



Свободные опоры воспринимают вес трубопровода и обеспечивают его свободное перемещение при температурных деформациях. Неподвижные опоры фиксируют положение трубопровода в определенных точках и воспринимают усилия, возникающие в местах фиксации под действием температурных деформаций и внутреннего давления.

При бесканальной прокладке обычно отказываются от установки свободных опор под трубопроводами во избежание неравномерных посадок и дополнительных изгибающих напряжений. В этих теплопроводах трубы укладываются на нетронутый грунт или тщательно утрамбованный слой песка. При расчете изгибающих напряжений и деформаций трубопровод, лежащий на свободных опорах, рассматривается как многопролетная балка.

По принципу работы свободные опоры делятся на скользящие, роликовые, катковые и подвесные.

При выборе типа опор следует не только руководствоваться значением расчетных усилий, но и учитывать работу опор в условиях эксплуатации. С увеличением диаметров трубопроводов резко возрастают силы трения на опорах.

Рис. А Скользящая опора:1 – тепловая изоляция; 2 – опорный полуцилиндр; 3 – стальная скоба; 4 – бетонный камень; 5 – цементно-песчаный раствор

Рис.Б Роликовая опора. Рис.В Катковая опора. Рис.Г Подвесная опора.

В некоторых случаях, когда по условиям размещения трубопроводов относительно несущих конструкций скользящие и катящиеся опоры не могут быть установлены, применяются подвесные опоры. Недостатком простых подвесных опор является деформация труб вследствие различной амплитуды подвесок, находящихся на различном расстоянии от неподвижной опоры, из-за разных углов поворота. По мере удаления от неподвижной опоры возрастают температурная деформация трубопровода и угол поворота подвесок.

Компенсация температурных деформаций.

Компенсация температурных деформаций производится специальными устройствами – компенсаторами.

По принципу действия компенсаторы разделяются на радиальные и осевые.

Радиальные компенсаторы позволяют перемещение трубопровода и в осевом, и в радиальном направлениях. При радиальной компенсации термическая деформация трубопровода воспринимается за счет изгиба эластичных вставок или отдельных участков самого трубопровода.

Рис.Компенсаторы. а) П-образный; б) Ω-образный;в) S-образный.

Преимущества – простота устройства, надежность, разгруженность неподвижных опор от усилий внутреннего давления. Недостаток – поперечное перемещение деформируемых участков. Это требует увеличения сечения непроходных каналов и затрудняет применение засыпных изоляций и бесканальной прокладки.

Осевые компенсаторы допускают перемещения трубопровода только по направлению оси. Выполняются скользящего типа – сальниковые и упругие – линзовые (сильфонные).

Линзовые компенсаторы устанавливаются на трубопроводах низкого давления – до 0,5 МПа.

Рис. Компенсатор. а) односторонний сальниковый: б) трехволновой линзовый компенсатор

1 – стакан; 2 – корпус; 3 – набивка; 4 –упорное кольцо; 5 – грундбукса.

Существует ряд вариантов температурных удлинений компенсации в теплосетях. Компенсаторы гибкие производят из труб, имеют они чаще всего Г- или П-образную форму. Обычно, компенсаторы гибкие вне зависимости от способа теплопроводной прокладки укладывают в каналах сечения непроходного (нишах), что повторяют в плане форменный вид компенсатора.

В теплосетях подземных, главным образом на трубопроводах диаметра большого, чаще всего потребляются компенсаторы осевые типа скользящего (компенсаторы сальниковые). В областях установки компенсаторы сальниковые имеют свойство секционирования трубопроводов на участки, что не связаны металлически между собой. В данном случае при присутствии разности потенциалов между стаканом компенсатора и корпусом цепь электрическая замкнётся по воде, что может обусловить протекание процесса электрохимического, на внутренних поверхностях компенсатора сальникового коррозионных процессов. Но как показывает практика, во нередких случаях возникает связи металлическая между двумя частями компенсатора, вследствие контакта стакана с грундбуксом. В процессе использования компенсатора сальникового контакт металлический между частями его отдельным может иногда возникать и прерываться.

Компенсаторы сальниковые, арматуру запорную как и иное оборудование, что требует обслуживание, помещают в камеры что расположены друг от друга на не более 150-200 метров расстояния. Выполняются камеры из кладки кирпичной, бетона монолитного или железобетона. Из-за ощутимых оборудования габаритов обычно камеры имеют немаленькие размеры. Из-за того, что между ограждающими конструкциями и температурами оборудования резкое различие возникает в камерах постоянная конвекция воздуха влажного и как в результате этого конденсат на поверхностях, которые имеют температуру ниже точки росы.

В итоге, происходит в отдельных участках сосредоточенное увлажнение тепловой изоляции труб в камере и участках, что примыкают к ней, канала, капелью с перекрытий со стен, осуществляется через которые ввод в камеры труб, с помощью плёнки влаги, что стекает с щитовых плоскостей опор, что размещены в камерах. Ввод в камеры труб производится через окна специальные в стенках камер. Структура узла ввода имеет значение важное, главным образом для тепловых проводов прокладки бесканальной в связи с наличием возможности трубной просадки и в итоге этого деформации конструкции изоляции. Структурой ввода труб узла в камеры, обусловлена кроме того и уровень защищённости тепловой изоляции от аэрации и увлажнения на данном участке.

Для того, чтобы обеспечить компенсацию удлинений температурных на довольно коротких участках точки отдельные тепловых проводов фиксируют опорами неподвижными, а иная часть тепловых проводов перемещается свободно по отношению к этим опорам. Данным образом опоры неподвижные теплопровод делят на независимые по отношению к температурным удлинениям участки. Опоры при этом воспринимают усилия, что возникают в трубопроводах, при разновидных способах и схемах компенсации удлинений температурных. Установку опор неподвижных предусматривают при различных способах теплопроводной прокладки.

Участки установки опор неподвижных совмещают как обычно с узлами трубных ответвлений, точками расположения запорной аппаратуры на трубопроводах, компенсаторов сальниковых, грязевиков и иного оборудования. Расстояние между опорами неподвижными зависит основным образом от трубопроводного диаметра, температуры теплового носителя, и способности компенсации компенсаторов установленных. При температуре воды максимальной, что равна 150 градусам, для трубопроводов диаметром от 50-ти до 1000 миллиметров между опорами расстояния могут быть от 60 до 200 метров.

В виде несущей структуры в опорах неподвижных могут потребляться швеллеры стальные, балки железобетонные (опоры лобовые) или щиты железобетонные щиты (опоры щитовые). Опоры лобовые устанавливают обычно в камерах, опоры щитовые в данный момент более широко потребляемые, устанавливают в каналах и камерах. На участке трубного прохода через опору щитовую предполагается зазор. Трубы на данных участках иметь должны покрытие защитное, как и на иных трубных частях. Зазор промеж опор и труб быть должен, заполнен набивкой эластичной, которая предотвращает попадание влаги в зазор. В случае потребления набивок поглощающих влагу, как практика показала, на данном участке может произойти образование опасного очага коррозионных процессов. Опоры щитовые в нижней части своей иметь должны отверстия для пропускания воды и предотвращения грунтом заноса каналов.

Конструкции несущие опор неподвижных имеют контакты непосредственные с грунтом или через конструкцию ограждающие камер и каналов. Потому при отсутствии прокладок диэлектрических промеж упор (опоры лобовые) или кольцами опорными, (опоры щитовые) и конструкцией несущей опора неподвижная является заземлением теплопровода сосредоточенным, то есть элементов, что обуславливает вариант попадания токов блуждающих в теплосеть, а в вариантах потребления защиты электрохимической – элементом, что снижает эффективность её.

190. Температурные деформации рекомендуется компенсировать за счет поворотов и изгибов трассы трубопроводов. При невозможности ограничиться самокомпенсацией (на совершенно прямых участках значительной протяженности и др.) на трубопроводах устанавливаются П-образные, линзовые, волнистые и другие компенсаторы.

В тех случаях, когда в проектной документации предусматривается продувка паром или горячей водой, рекомендуется рассчитывать на эти условия компенсирующую способность.

192. Рекомендуется применять П-образные компенсаторы для технологических трубопроводов всех категорий. Их рекомендуется изготавливать либо гнутыми из цельных труб, либо с использованием гнутых, крутоизогнутых или сварных отводов.

В случае предварительной растяжки (сжатия) компенсатора ее величину рекомендуется указывать в проектной документации.

193. Для П-образных компенсаторов гнутые отводы рекомендуется в целях безопасности изготавливать из бесшовных, а сварные - из бесшовных и сварных прямошовных труб.

194. Применять водогазопроводные трубы для изготовления П-образных компенсаторов не рекомендуется, а электросварные со спиральным швом - допускается для прямых участков компенсаторов.

195. В целях безопасности рекомендуется П-образные компенсаторы устанавливать горизонтально с соблюдением общего уклона. В обоснованных случаях (при ограниченной площади) их допускается размещать вертикально петлей вверх или вниз с соответствующим дренажным устройством в низшей точке и воздушниками.

196. П-образные компенсаторы перед монтажом рекомендуется устанавливать на трубопроводах вместе с распорными приспособлениями, которые удаляют после закрепления трубопроводов на неподвижных опорах.

197. Линзовые компенсаторы, осевые, а также линзовые компенсаторы шарнирные рекомендуется применять для технологических трубопроводов в соответствии с НТД.

198. При установке линзовых компенсаторов на горизонтальных газопроводах с конденсирующимися газами для каждой линзы рекомендуется в целях безопасности предусматривать дренаж конденсата. Патрубок для дренажной трубы рекомендуется в целях безопасности изготавливать из бесшовной трубы. При установке линзовых компенсаторов с внутренним стаканом на горизонтальных трубопроводах с каждой стороны компенсатора рекомендуется в целях безопасности устанавливать направляющие опоры на расстоянии не более 1,5 DN компенсатора.

199. При монтаже трубопроводов компенсирующие устройства рекомендуется в целях безопасности предварительно растягивать или сжимать. Величину предварительной растяжки (сжатия) компенсирующего устройства рекомендуется указывать в проектной документации и в паспорте на трубопровод. Величина растяжки может изменяться на величину поправки, учитывающей температуру при монтаже.

200. Качество компенсаторов, подлежащих установке на технологических трубопроводах, рекомендуется подтверждать паспортами или сертификатами.

201. При установке компенсатора в паспорт трубопровода рекомендуется вносить следующие данные:

Техническую характеристику, завод-изготовитель и год изготовления компенсатора;

Расстояние между неподвижными опорами, компенсацию, величину предварительного растяжения;

Температуру окружающего воздуха при монтаже компенсатора и дату установки.

202. Расчет П-образных, Г-образных и Z-образных компенсаторов рекомендуется производить в соответствии с требованиями НТД.

Для трубопроводов из полимерных материалов применяются подвижные опоры, допускающие перемещение трубопровода в продольном направлении, и неподвижные, не допускающие таких перемещений.

В местах прохода через строительные конструкции трубы из полимерных материалов необходимо прокладывать в гильзах. Длина гильзы должна превышать толщину строительных конструкций на толщину отделочных материалов стен и возвышаться над поверхностью пола на 20 мм. Стыки труб в гильзах располагать не допускается.

Неподвижные опоры на трубах следует выполнять с помощью приваренных или приклеенных к телу трубы упорных колец, муфт для труб диаметром до 160 мм или сегментов труб – для труб диаметром больше 160 мм. Крепление трубы путем ее заневоливания (создания сжимающей нагрузки) не допускается.

В качестве подвижных опор применяются подвески или хомуты, выполненные из металла или полимерного материала, внутренний диаметр которых должен быть на 1-3 мм больше наружного диаметра монтируемого трубопровода. Между трубопроводом и металлическим хомутом следует располагать прокладку из мягкого материала. Ширина прокладки должна превышать ширину хомута на менее чем на 2 мм.

Неподвижные опоры необходимо располагать таким образом, чтобы температурные изменения длины участков трубопровода не превышали компенсирующей возможности этих участков.

Величину температурного изменения длины трубопровода определяется по формуле:

Где - коэффициент теплового линейного расширения материала трубы, ;

Разность между максимальной и минимальной температурами трубопровода;

Длина трубопровода, м.

Продольное усилие в трубе возникающее при изменении температуры, без учета компенсации температурных деформаций, определяется по формуле:

, где - модуль упругости материала трубы, МПа;

Площадь поперечного сечения стенки трубы, м 2 .

Температурные напряжения необходимо учитывать в любом закрепленном участке трубопровода при любой длине участка.

В качестве компенсирующих элементов на трубопроводе могут быть отводы, петлеобразные, П-образные, сильфонные и другие виды компенсаторов. Компенсирующая способность отвода под углом 90 0 определяется по формуле (см. рис. 1):

, где - максимальное допустимое продольное перемещение трубопровода от действия температуры, которое может быть компенсировано отводом, м;

Длина прилегающего к отводу прямого участка трубопровода до подвижной опоры, м;

Радиус изгиба отвода, м;

Наружные диаметр труб, м;

Расчетная прочность, МПа.

Рис. 1. Схема компенсации температурных удлинений отводом.

Компенсирующая способность П-образного отвода определяется по формуле (см. рис. 2):

Где - максимально допустимое продольное перемещение трубопровода от действия температуры, которое может быть воспринято компенсатором, м;

Вылет компенсатора, м;

Радиус изгиба отводов компенсатора, м;

Длина прямого участка компенсатора, м;

Наружный диаметр трубы, м;

Допускаемое напряжение из условий длительной прочности, МПа.

Максимальное допустимое расстояние от оси компенсатора до оси неподвижной опоры трубопровода , см, должно вычисляться по формуле:

.

Расстояние от оси трубы отвода до оси установки скользящей опоры следует принимать равным:

Где - коэффициент, определяемый прочностными и упругими свойствами полимерного материала труб по формуле:

Рис. 2. Схема компенсации температурных удлинений П-образным компенсатором.

Компенсирующая способность трубопровода может быть повышена за счет введения дополнительных поворотов, спусков и подъемов. Компенсирующая способность полимерных трубопроводов может быть обеспечена подольным изгибом при укладке их в виде змейки не опоре, ширина которой должна допускать возможность изгиба трубопровода при перепаде температур.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04