Экологический проект «Лекарственные растения. Проект "лекарственные растения"

Защита проекта « Лекарственные травы»

Здравствуйте!

Люди часто говорят друг другу при встрече это хорошее, доброе слово. Слово здравствуйте очень старое. Связано со словом дерево. Когда – то давно люди, произнося слово здравствуйте , желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими как дерево, как дуб, например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

А вы знаете, что дороже всего на свете? Конечно, это жизнь, здоровье. Еще в Древней Руси говорили:

    Здоровье дороже богатства.

    Здоровье не купишь.

Получен от природы дар-

Не мяч и не воздушный шар.

Не глобус это. Не арбуз-

Здоровье. Очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Растения – это бесценный дар природы, который часто называют кладовой здоровья. С помощью растений, обладающих лечебными свойствами, можно успешно лечить заболевания человека.

Начиная свой проект, я поставила перед собой цель: познакомиться с лекарственными растениями, выяснить, какие из них растут в нашем районе.

Задачи исследования:

1.Собрать и обобщить материал о лекарственных травах нашего района.

2. Установить связь с прошлым, выяснив какими лекарственными травами пользовались казаки.

Актуальность использования лекарственных растений возросла в последние десятилетия. Это объясняется тем, что резко возросло количество осложнений от применения различных, малоизученных и проверенных лекарств.

Наши предки жили среди природы, хорошо знали и умело использовали ее возможности в решении серьезных проблем при лечении ран и болезней.

В нашей местной газете «Тихий Дон» мы с мамой нашли статью из которой я узнала, как лечились казаки Верхнего Дона:

КАК ЛЕЧИЛИСЬ КАЗАКИ ВЕРХНЕГО ДОНА?

Зубная боль

Натирали запястье с внутренней стороны водкой с чесноком

Легочный туберкулёз

Мать-и-мачеха, полынь,

подорожник, зверобой в виде смеси как

чайный настой

Простуда и кашель

Отвар овса и калины, отвар малины

Гастрит и язва

Водочный настой подорожника, заедая

его хлебом со свиным салом

Воспалительные заболевания

Отвар дубовой коры

Опухоли

Свежая капуста, красная свекла,

морковь, чеснок и лук в сыром виде;

водочный настой болиголова и чистотела

Бородавки

Сок чистотела

Экзема

Листья капусты или смесь сока капусты

и чистотела

«Многие рецепты даже были абсурдными» (Н. Майборода, научный сотрудник ГМЗШ)

«Тихий Дон» от 05.04.2007 г., № 37

Бабушка рассказала мне, что наш земляк писатель Михаил Александрович Шолохов в своем романе «Тихий Дон» упоминает не один раз лекарственные травы, называя их народными именами («камчужная трава» – биологическое название мать-и-мачеха; «белая кашка» – тысячелистник; «золотушная трава» – череда; «материнка» – душица; «кузмичева трава» – эфедра двуколосковая).

Заготовка лекарственных трав была жизненно необходима. Например, для выпечки хлеба использовали шишечки хмеля. Впрок заготавливали богородицкую траву (чабрец), душицу, зверобой, делали из них отвары и настои, которые помогали от простуды. Сушили и мочили ягоды земляники, ежевики, тёрна.

Лекарственные травы заготавливали казаки не только для себя, но и для домашних животных.

Эти средства народной медицины не только знали, но и использовали в каждой семье. Многими из них и сейчас пользуются жители нашего района.

В настоящее время широко используются лекарственные растения: чабрец, душица, зверобой, шалфей, донник, мята, Иван-чай, ромашка лекарственной, шиповника, боярышник, подорожник и другие.

Я расскажу о тех растениях из живой аптеки, которыми особенно любят пользоваться в нашей семье.

Подорожник. Свежие листья применяют как ранозаживляющее средство, а настойка из них помогает при бронхите, коклюше.

Один из любимых мною цветов - ромашка . Растение очень ароматное и цветёт почти всё лето. Эти цветочки наша семья любит заваривать и принимать отвар при простуде. Отвар из ромашки помог мне вылечить ангину. Отвар из цветов ромашки применяют для промывания ран, нарывов. Моя бабушка часто промывает волосы таким отваром.

В саду нашего двора радует глаз ярко-жёлтые цветы ноготков , так называют их в народе. Правильное название этого растения календула. Это растение тоже обладает лечебными свойствами. Спиртовой настойкой календулы обрабатывают порезы, гнойные ран, ожоги.

Крапива – один из самых распространённых сорняков. Это жгучее растение очень богато витаминами С и каротином, содержит много питательных веществ.

Применяют её как кровоостанавливающее и ранозаживляющее средство. Молодые побеги очень хороши для приготовления зелёных щей и салатов.

Все эти удивительные растения, о которых я рассказала, окружают меня дома. Проводя свои наблюдения за растениями, и исследуя их полезные свойства, я поняла, что нужно очень бережно относиться к ним. Учиться правильно использовать свойства этих растений и быть благодарным нашей природе за её щедрые дары.

Свое исследование буду продолжать во втором класс. Еще много интересного и полезного можно узнать о растениях нашего края. Хочу познакомиться с правилами сбора лекарственных трав и способами приготовления отваров для лечения.

Ирина Гридчина
Экологический проект «Лекарственные растения» для детей подготовительной группы

Экологический проект

по теме : «Лекарственные

растения »

в подготовительной группе д

етского сада.

Срок : краткосрочный.

Тип : познавательный

Проблема : не достаточное количество дикорастущих лекарственных растений на территории дошкольного учреждения и отсутствие возможности увидеть естественные условия их произрастания существенно влияют на глубину знаний детей о целебном растительном мире родного региона, поэтому я решила углубленно изучить с детьми этот вопрос

Актуальность : проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений , так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения » .

Цель проекта : создать условия для расширения и уточнения знаний , их свойствах, пользе для человека, сформировать знания о способах их сбора и применения.

Задачи :

1. Расширять и

формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях , их строении, внешнем вид, ценности для здоровья, правил пользования.

2. Развивать речь : обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

3. Воспитывать у детей любознательность , бережное отношение к растениям , любовь к родному краю.

Методы исследования :

исследовательские : опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

наглядные : рассматривание растений , иллюстраций,

словесные : беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;

практические : рисование, сбор лекарственных трав , оформление альбома.

Участники проекта :

Дети старшей группы (5-6 лет,

Воспитатели,

Родители,

Планируемый результат :

дети должны знать :

Виды лекарственных растений , способы их сбора и применения;

Стихотворения о

лекарственных растениях ;

Значение лекарственных

растений в жизни человека .

Дети должны уметь :

Отличать лекарственные растения от других видов ;

Соблюдать правила поведения в природе;

Проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о целебном мире растений ;

Элементарно прогнозировать последствия нарушения правил обращения с растениями ;

I этап (подготовительный )

1. Подбор литературы : методической, детской.

2. Подбор стихотворений, загадок, пословиц по теме проекта .

3. Подбор демонстрационного материала.

4. Определение тематики бесед с детьми :

5. Определение тематики проблемных вопросов :

6. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр.

7. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта .

8. Подбор оборудования.

9. Проведение диагностики знаний детей о лекарственных растениях .

II этап (практический)

1. Беседа «Лекарственные растения »

Цель : выявить уровень знания детей о лекарственных растениях , уточнить и приумножить представления детей о мире целебных растений средней полосы , их пользе для человека.

2. Дидактическая игра

«Съедобное – несъедобное» .

Цель : закрепить знания детей о

ядовитых и лекарственных растениях .

3. Дидактическая игра «Определи по запаху» .

Цель : учить детей определять лекарственные растения по характерному запаху, расширять знания о них.

4. Дидактическая игра «Узнай и назови»

Цель : учить детей узнавать лекарственные растения по характерным признакам.

5. Чтение рассказов А. Плешакова «Зеленые страницы»

Цель : обогащать знания детей о мире лекарственныз растений , развивать словарный запас, продолжать воспитывать любовь к художественной литературе.

6. Экскурсия по территории детского сада.

Цель : познакомить детей с условиями произрастания лекарственных растений , способами их сбора.

7. Наблюдение «Строение растения »

Цель : уточнить знания детей о частях растений .

8. Дидактическая игра «Вершки корешки»

Цель : закреплять знания детей о том , какие части растений используются для лечения.

9. Дидактическая игра «Третий лишний» .

Цель : учить детей отличать растения по их значению для человека.

10. Дидактическая игра

«Две корзины»

Цель : учить детей отличать

и классифицировать растения .

11. Рисование «Мать – и - мачеха» .

Цель : учить детей передавать в рисунке впечатления полученные от занятия.

12. Объемная аппликация «Одуванчик»

Цель : учить детей передавать характерные особенности растения : жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

III этап (заключительный)

1. Оформление гербария «Лекарственные растения » (с помощью родителей)

Цель : составить своеобразную копилку лекарственных растений , с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.

2. Дидактические игра «Что лечит это растение , «От какого растения часть » .

Цель : закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения , их пользу.

3. Оформление альбома «Зеленая аптека» с описанием.

Цель : включение родителей в работу по проекту , процесс экологического воспитания детей .

4. Фитобар (дегустация лекарственных чаев и беседа за круглым столом)

Цель : подведение итогов проекта , уточнение и обобщение знаний детей о лекарственных растениях .

Итоги проекта :

В ходе реализации проекта «Лекарственные растения » детям давалась необходимая сумма знаний о пользе и значении целебных растений для человека . При этом у детей развивалось более осознанное и бережное отношение к миру живой природы, дети научились прогнозировать последствия совершаемых ими поступков.

В ходе реализации проекта заинтересовали родителей в осознании необходимости работы по экологическому воспитанию в семье , критерием оценки проекта явилась , что дети и взрослые в повседневной жизни стремятся соблюдать правила поведения в природе. В ходе работы над проектом достигнуты : был обогащён опыт детей в уходе за растениями , методах их сбора и заготовки без ущерба для природы.

В период работы над проектом пополнился словарный запас детей . В ходе поисково-познавательной деятельности развили воображение, мышление, любознательность, умение сравнивать и анализировать.

Вывод :

Вот так постепенно в процессе работы удалось воспитать у детей доброту , экологически грамотное поведение , отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты : был обогащен и обобщен опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Был собран материал о лекарственных растениях нашей станицы . Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям .

В период работы над проектом был обогащен и пополнен словарный запас детей , если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений , то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Дети познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Я считаю, что такой проект необходим детям старшего дошкольного возраста , так как дети становятся более самостоятельные, а значит, более осознанно относятся к окружающему миру.

Сроки выполнения проекта: с 01.06.18 г. по 29.06.18 г.

Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

Образовательные задачи: расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования; развитие речи: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки;

Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать, развивать игровое творчество, смекалку; развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников.

Этапы осуществления проекта:

  1. Организационный этап.
  2. Реализация проекта.
  3. Обобщающий этап.

Организационный этап.

  1. Донести до участников проекта важность данной проблемы.
  2. Подбор методической и художественной литературы.
  3. Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
  4. Изготовление пособий.
  5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
  6. Разработка бесед, викторины.
  7. Составить перспективный план мероприятий.

Реализация проекта.

Работа с детьми

Образовательная область Мероприятия по реализации проекта
Познавательное
развитие
  1. Беседа «Лекарственные растения».
  2. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»
  3. Беседа «Друг или враг»
  4. Наблюдение «Наш верный друг – подорожник»
  5. Викторина «Знатоки лечебных трав»
  6. Рассматривание альбома «Зелёная аптека»
Художественно- эстетическое развитие

1. Аппликации из пластилина и тыквенных семечек. Коллективная работа декоративное панно «Ромашковое поле»

2. Рисование «Одуванчик»

Речевое развитие Чтение литературных произведений:
- Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
- Н. Павлова «Загадки цветов»,
- А. Онегова «Тропинка полевая»,
А. Плешакова «Зеленые страницы»,
- Заучивание загадок и стихов о растениях.
- Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»
Дидактическая игры:
«Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение
Игры: “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник”.
Физическое развитие Пальчиковая гимнастика « Цветок»
Подвижная игра «Раз, два, три - к цветку беги»
Социально – коммуникативное развитие Труд в уголке природы.
Уход за растениями на клумбе
(календула)
Сюжетно- ролевая игра «Больница» сюжет «Лечим ранку лекарственными растениями»

Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, одуванчик, календула).

Работа с родителями

  1. Папка- передвижка «Лекарственные растения при лечении ОРВИ».
  2. Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав».
  3. Оформление гербария «Зеленая аптека».

Обобщающий этап

  1. Выставка рисунков «Одуванчик», коллективная аппликация «Ромашковое поле».
  2. Гербарий «Зеленая аптека».
  3. Консультации для родителей.
  4. Загадки о лекарственных растениях.
  5. Викторина «Знатоки лечебных трав».

Результаты реализации проекта:

Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.

Обогатился опыт о лекарственных растениях.

Введение

1.1.Письмо лекарственному растению.

1.2.Разведка в царстве лекарственных растений.

1.3.Именная книга.

1.4.Открытие лесной аптеки в детском саду.

1.5. Команда юных экологов.

1.6.Ознакомление с художественной литературой.

1.7. Игры и беседы, загадки по экологии.

1.8.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность.

1.9. Слушание музыки.

1.10. Экологические викторины.

2.Вывод.

3.Список использованной литературы.

4. Приложение.

Справка о деятельности коллектива

Чай из мать-и-мачехи : 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день. Желательно (только не для !) подсластить .

Загадки

    И матушка родная, и мачеха злая
    Бок о бок живут - через стеночку.

    На откосе, на лугу,
    Босиком на снегу,
    Первые цветочки -
    Желтые глазочки.

БЕССТРАШНАЯ ТРАВКА

В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный.
С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития - и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их - она вся покрыта густым войлочным опушением.

С.П. Мацюцкий

Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики - они такие же желтые. Но с одуванчиком не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а уж потом цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот. Она и весну порой под снегом встретить может. Раскопаешь сугроб, а под ним желтый глазок выглядывает. Спал и ждал, пока солнышко его на волю не позовет.

Материал собран семьей Воронина Максим а

Подорожник.

Применение в медицине

Сухие измельченные употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при , , и других заболеваниях органов дыхания, а еще подорожником хорошо лечит ушибы и раны.

Загадки о подорожнике

    Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги.

    Его бьют сапогами, его мнут колесом,
    Ему все нипочем.

    У дороги вырос лекарь,
    Вдоль тропинки луговой;
    Он для нас с тобой аптекарь.
    Догадайся, кто такой?

СПАСИБО ПОДОРОЖНИКУ

Ты пошел в лес и - вот неприятность! - порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи к ране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет… Ты скажешь: «Спасибо, подорожник!» - и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить…
А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь!
Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян… Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник.

А.А. Плешаков

ТРАВА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА

Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. «След белого человека» - так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии.

В.Н. Андреева

Мята

МЯТА,Название рода происходит от нимфы (или Минты), богини горы Менте в , возлюбленной бога подземного царства . Супруга Гадеса превратила её в растение - душистую мяту

Применение

Растение широко используется: в пищевых продуктах, в - и и - , , - преимущественно .

Интересные факты

Мята лимонная на самом деле к роду мяты не относится: это растение из рода

Материал собран семьей Кирилловой Лены

Пастушья сумка

Пасту́шья су́мка, или Су́мочник- из семейства .

Латинское научное название дано по форме плода: - ящичек, ларчик.

Народные названия: крестьянская горчица, сердечная трава, ложечки.

Наиболее известный - Пастушья сумка обыкновенная, или Сумочник обыкновенный, или двулетнее растение, широко распространённое в . На окультуренных территориях является обычным .

Применение в народной медицине.

Трава пастушьей сумки широко применяется в народной и научной , в том числе в качестве в практике.

Материал собран семьей Хрящёва Яна

Ландыш

Ландыш майский - широко известное , входящее в фармакопеи многих стран.

Название: дано Карлом Линнеем по древнему латинскому названию ландыша -лилия долин.

Из истории: один из первых весенних цветов, ландыш у древних германцев был посвящен Остаре, богине восходящего солнца и провозвестнице весны. С приходом христианства Остару сменила Пречистая Дева. В большинстве преданий, связанных с ландышами, речь идет не столько о радости, связанной с приходом весны, сколько о печали, навеянной очертаниями цветка и красным цветом плодов.

По одной легенде, ландыш так оплакивал уходящую весну, что раненное горем сердце окрасило кровью его слезы; по другой, ландыш вырос из капель крови св. Леонарда, израненного в битве со страшным драконом. По христианскому сказанию, цветы выросли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого сына; в Древней Греции считали, что это капли пота богини охоты Артемиды, спасавшейся от преследования фавнов. По древнерусской легенде появление ландыша связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти.

Материал собран семьей Кучеренко Даши

Чистотел

Лекарственным сырьем чистотела служит надземная часть растения. Собирают чистотел в мае-июне в фазе цветения в сухую погоду, срезая или обламывая ветки на высоте 10-15 см от земли. Препараты чистотела обладают противовоспалительным, противозудным, противомикробным, ранозаживляющим и прижигающим действиями. Свежим соком и мелко измельченной травой чистотела выводят бородавки, мозоли, веснушки, кондиломы, смазывают трещинки на пятках и на руках. Процедуру проводят 3-4 раза в день.

Русское название чистотел получил благодаря своим свойствам исцелять различные заболевания кожи. В связи со способностью выводить бородавки, чистотел в простонародье еще называют бородавником. Полезен при наружных и внутренних болезнях. Употребляется сок, находящийся в корнях, стеблях и листьях.

Среди лекарственных растений чистотел является едва ли не самым популярным. Чистотел растет всюду: под забором, в канавах, в оврагах, по берегам рек и озер. Он очень неприхотлив и совсем некапризен – была бы влажной почва. Так что оглядитесь – вы его сразу увидите. А что вы знаете о чистотеле?

Издавна люди хорошо знали лечебные свойства этой травы, чистотел всегда использовали для очищения тела, то есть избавлялись от прыщей, угрей, мозолей, бородавок и даже от веснушек. Называли чистотел в народе по-разному, но русским женьшенем его считают, по сей день, по праву.

Рецепты народной медицины:

Для лечения ран и ушибов надо взять 1 столовую ложку травы чистотела, залить кипятком, дать настояться час. Обмакнуть в настое салфетку и приложить к больному месту на 15 минут.

Материал собран семьей Белоуско Кати

Ромашка

Применение в народной медицине.

Всем известно о лечебных свойствах ромашки. Отвар ромашки принимают при простудных заболеваниях, масло ромашки является противовоспалительным средством, а ванночки с экстрактом ромашки оказывают прекрасное успокаивающее действие, особенно на маленьких детей.

Если по утрам умываться настоем ромашки, то кожа становится нежной и бархатистой, а угревая сыпь проходит бесследно. А если им мыть голову, то волосы становятся крепкими и шелковистыми, приобретая при этом золотистый оттенок.

Загадки о ромашке

    Белый лепесток, посередине - желток. Какой это цветок?

    Шел я лугом, по тропинке,
    Видел солнце на травинке.
    Но совсем не горячи
    Солнца жгучие лучи.

    Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички.

На верхушке стебелька -
Солнышко и облака.
Белая корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.

Стоит в поле кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?

Упрятав мордашки в широких панамах,
Ромашки выходят гулять на полянах.
У каждой ромашки расшита рубашка
С зеленым листочком-платочком в кармашке.

С.П. Красиков

СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ

Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом - вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок.
Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары - бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут.

Материал собран семьей Капаклы Вовы

Одуванчик.

Одуванчик лекарственный , род многолетних растений семейства сложноцветных; содержат млечный сок. Растение семейства сложноцветных с желтыми цветками, стеблями с млечным соком и опушенными семенами, которые разносятся ветром. Плод - семянка, с носиком и хохолком из множества белых волосков.

Наиболее распространён одуванчик лекарственный, включающий сотни видов. Растет у жилья, вдоль дорог, по выгонам, опушкам, берегам рек; засоряет газоны, сады, огороды, луга. Хорошо поедается скотом. Молодые листья употребляют в пищу; поджаренные корни могут служить суррогатом кофе.

Применение в народной медицине .

Высушенные корни одуванчика лекарственного применяют как горечь для возбуждения аппетита, при запорах и как желчегонное средство. Густой экстракт из корней одуванчика используют при изготовлении пилюль. Некоторые виды одуванчика - содержат в корнях каучук. Съедобные листья одуванчика содержат каротин, витамин С, В2, холин, никотиновую кислоту, кальций, калий, марганец, железо, фосфор.

Одуванчик помогает при хронических заболеваниях печени, камнях в желчном пузыре и в почках, при атеросклерозе и при воспалительных заболеваниях почек. Одуванчик также используется при интоксикациях и отравлениях, холецистите; циррозе печени; отеках различного происхождения; низком уровне калия; слабом аппетите, гастрите с пониженной кислотностью; при заболеваниях суставов, атеросклерозе и др.

Загадки об одуванчике

    Я шариком пушистым
    Белею в поле чистом.
    А дунет ветерок -
    Остался стебелек.

    Над лугом парашютики
    Качаются на прутике.

Одуванчик - очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится - и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.

С.П. Красиков

Материал собран семьей Дачкиной Лены

Приложение №3

Команда юных экологов.

  1. Белоуско Катя

  2. Воронин Максим

    Капаклы Вова

    Дачкина Лена

    Кучеренко Даша

    Кириллова Лена

    Хрящёв Ян

Приложение №4

Загадки о лекарственных растениях.
На этой страничке расположились наши гости – загадки. Многие растения этого края нашли своё отражение в народном творчестве. Сложено также немало загадок о лекарственных растениях:
1.
Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.
2.
Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает.
3.
Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.
4.
Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет.
5.
Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.
6.
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.

  1. Боярышник.

  2. Календула.

  3. Шиповник.

  4. Клевер.

  5. Одуванчик.

  6. Подорожник.

Приложение №5

Правила сбора лекарственных растений

1.Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №83 «Фея» Экологический проект "Лекарственные растения" (краткосрочный) Подготовила воспитатель первой квалификационной категории: Щербакова Н. В.

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность проекта Лекарственные свойства растений были известны людям очень давно, наверное, даже обитатели пещер уже пользовались целебными травами для лечения различных недомоганий. Дошедшие до нас лечебные трактаты древних врачевателей дают уже конкретные рецепты и способы применения целебных растений на базе практического опыта многих тысячелетий. Таким образом, народные знахари-целители передавали из поколения в поколение крупицы сведений о целебных свойствах той или иной травы, создавая прочный фундамент той природной "зеленой аптеки", которой мы пользуемся и в настоящее время. Лекарственные вещества, выделяемые из целебных растений в чистом виде, используются сейчас в качестве порошков, таблеток, настоек. Многие современные синтезированные лекарства не могут сравниться по своему лечебному эффекту с теми лекарствами, которые получены из трав и растений, не говоря уже о побочных явлениях, вызываемых химическими лекарствами. Дети дошкольного возраста должны знать о пользе лекарственных растений, уметь отличать их от других растений, беречь и не рвать без надобности.

3 слайд

Описание слайда:

Продолжительность проекта: 2 недели Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Тип проекта: поисковый. Цель проекта: - закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования ими. Задачи: воспитывающие: воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность и любознательность; любовь к природе; бережное отношение к растениям; развивающие: - развивать конструктивные, изобразительные способности в изготовлении рисунков, аппликаций, гербариев; - развивать игровое творчество, воображение, мышление,связную речь в процессе наблюдений и обследований лекарственных растений; обучающие: - дать понятия о том, что такое «лекарственные растения», отметить их роль для здоровья человека; - собрать иллюстрации с изображением лекарственных растений; научить детей засушивать растения и делать из них гербарий; обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы – описания, сказки, загадки о растениях;

4 слайд

Описание слайда:

Этапы: Подготовительный: - составление перспективного плана мероприятий проекта; - подборка художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях; - подборка иллюстраций лекарственных растений; - подготовка материала и оборудования: альбом, краски, кисти, ножницы, клей и др. для выполнения работ по изобразительной деятельности; скоросшиватель для оформления гербария; - подготовка растений и посуды для фиточая. Основной: - наблюдения в природе; - познавательная деятельность при знакомстве с растениями; - чтение художественной и энциклопедической литературы; - рассматривание иллюстраций лекарственных растений; - выполнение работ по изобразительной деятельности; - составление рассказов, загадок и сказок о растениях. Заключительный: - обобщение результатов работы по ознакомлению с лекарственными растениями; - закрепление полученных знаний; - изготовление гербария; - питье фиточая из разных лекарственных трав.

5 слайд

Описание слайда:

Ожидаемый результат 1. У детей появился интерес к узнаванию природы: - особенностям жизни и развития растений, в частности к лекарственным растениям; - появилось желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями в группе и на участке; - расширились навыки наблюдения в процессе поисково – познавательной деятельности. 2. Пополнился словарный запас, научились называть лекарственные растения. 3. Дети познакомились с новыми для них растениями, научились находить и различать лекарственные растения друг от друга и от других растений. 4. В работах по изобразительной деятельности научились передавать свои чувства и настроения. 5. Родители стали более активно участвовать в подготовке и проведении экологических мероприятий.

6 слайд

Описание слайда:

Реализация проекта 1. Занятия познавательного цикла: Ситуативный разговор о лечебных растениях: «Друг или враг?» Цель: познакомились с лечебными растениями ближайшего окружения: подорожником, мать – и - мачехой, одуванчиком, ромашкой, чистотелом и другими растениями. Беседа о лекарственных растениях: «Зеленая аптека» Цель: из рассказа старшей медсестры узнали о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширили представления о мире растений, познакомились с взаимосвязями растительного мира и человека; с правилами сбора и сушки лекарственных растений; воспитывали любовь к природе и бережное к ней отношение.

7 слайд

Описание слайда:

Рассматривание растений: «В гостях у бабушки – травницы» Цель: развивали познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения их; воспитывали бережное отношение к природе. Экскурсия в уголок луга ДОУ: «Наши верные друзья» Цель: продолжали знакомство с природным окружением родного края; из рассказа воспитателя узнали о многообразии трав произрастающих в наших лесах, лугах; познакомились с лекарственным растением – подорожником, с его внешним строением; закрепили знания о том, какую пользу приносит это растение человеку; какие условия необходимы ему для того чтобы расти.

8 слайд

Описание слайда:

2. Занятия по изобразительной деятельности: Объемная аппликация: «Одуванчик» Цель: старались передать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы; удлинённые, зубчатые, зелёные листья. Рисование: «Подорожник» Цель: очень старались передать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с прожилками и ровными краями; закрепили знания о лекарственных свойствах подорожника.

9 слайд

Описание слайда:

3. Игровая деятельность: дидактические, словесные, подвижные игры Дидактическая игра: «Узнай растение» Цель: упражнялись в умении узнавать растение по внешнему виду, частям, строению, составлять рассказ о нем. Дидактическое упражнение: «Определи по запаху» Цель: узнавали лекарственные растения по запаху, рассказывали о его лечебных свойствах; развивали свою связную речь, закрепляли полученные знания в процессе этого интересного упражнения. Дидактическая игра: «Вершки и корешки» Цель: познакомились с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – листья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья. Клевер – цветы, листья. Словесно – дидактическая игра: «Найди растение и расскажи о его пользе» Цель: закрепили знания о строении растений; учились находить отдельные его части и рассказывать о значении их для растения; воспитывали любовь к природе, бережное отношение к растениям. Подвижная игра: «Я садовником родился…» Цель: разучили новую игру, в ходе которой продолжали знакомство с лекарственными растениями, обогащали свой словарный запас, развивали речь, прививали любовь к природе.