Гидросфера и мировой океан. Что такое гидросфера Земли: описание, схема, составные части и влияние человека

Мы ответим на следующие вопросы.


1. Что называют Мировым океаном и каковы его части?
2. Справедливо ли нашу планету называют Землей, а не Океаном?
3. Сколько океанов на Земле?
4. Что разделяет береговая линия?
5. Чем представлена суша в океане?
Мы продолжим освоение языка географических названий.

1. Наша планета Земля или Океан?
Представим объем Земли в виде бруска с размерами 8*1*1 см. Отметь на рисунке, какая часть бруска будет соответствовать объему вод Мирового океана.


  • Ответь на вопрос: справедливо ли нашу планету называют Землей?
Нашу планету называют Землей (справедливо, не справедливо), так как
Не справедливо, так как земли на нашей планете меньше, чем воды.

2. Части Мирового океана. Береговая линия.
  • Впиши пропущенные слова в определение.

Мировой океан – это единое водное пространство, окруженное материками и островами . У вод Мирового океана общий соленый состав.
  • Заполни схему.

3. Суша в океане.

  • Впиши пропущенные слова.

Небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой, называют островом.
Острова, расположенные группой, образуют архипелаги .

Участок суши (материка или острова ), окруженный с трех сторон водой, называют полуостровом .

Школа географа-следопыта




  • Выполни задание по топонимике со с. 94 учебника.

Топонимический словарь


Происхождение названия связано с мифом об Атланте (Атласе) – титане, державшем на своих плечах небесный свод. Местопребыванием которого греки считали крайний запад Средиземноморья.

Назван португальским мореплавателем Фернандо Магелланом из-за спокойной погоды, господствующей в течение трех месяцев и 20 дней его плавания через океан от Огненной Земли до Филиппинских островов в 1520-1521 гг. До этого в 1513 году испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа назвал его Южным океаном, а в середине XVIII века по предложению французского географа Ж. Бюаша его назвали Великим океаном.

Был назван по Индии, наиболее известной своими богатствами стране на берегах этого океана (у Александра Македонского IV в. до н.э.) – Индикон – Пелагос, у арабов Бахр – Эль –Хинд «Индийское море», в трудах римского ученого Плиния (I в.). Океанус Индикус.
Древние греки известную им западную часть назвали Эритрейское море – «Красное море» (греч. Эритрос – «красный»).

Впервые выделен как самостоятельный океан на картах середины XVII века под названием Гиперборейский океан (древнегреческое Борей - мифический бог северного ветра, в переносном смысле «север» и гипер - приставка, указывающая на превышение чего-либо, на положение за чем-либо, т.е. название в целом означает «океан, лежащий на самом крайнем севере».)

Условное название вод трех океанов (Тихого, Атлантического и Индийского), окружающих Антарктиду и неофициально выделяемых иногда как «пятый океан», не имеющий, однако, четко очерченной островами и континентами северной границы.

Впервые ввел в оборот античный писатель Гай Юлий Солин, опираясь на представления своего времени, поскольку древние европейские и североафриканские цивилизации развивались в бассейне именного того моря, служившего естественным путем сообщения между ними.

Турки и другие завоеватели, которые приходили на его берега с целью покорения местного населения, встречали серьезное сопротивление со стороны черкесов, адыгов и других племен. За это якобы турки и прозвали море Караден-гиз-Черным, негостеприимным.

Название из литов. Batlas, латыш. , baits «белый», что может быть связано с цветом песчаных берегов этого моря. По другой версии, название образовалось от латин. Balteus «пояс», (ср. швед., дат., норв., balte «пслс», и связано это с тем, что это море продолжает цепочку морей, опоясывающих материковую Европу).

В древней южноаравийской письменности краткие гласные звуки графически не изображались на письме. Поэтому появилось предположение, что при расшифровке арабами южноаравийских надписей сочетание «х», «м», «р» было прочитано как арабское «ахмар» (красный).

Урок теме: «ГИДРОСФЕРА. Мировой океан и его части.»

Цель: формирование представления о гидросфере, Мировом океане, его составных частях.

ЗАДАЧИ:

1. Образовательная:

Сформировать общее представление о гидросфере, мировом океане и его составных

частях, а так же характерных природных явлениях.

Показать значение Мирового круговорота воды в природе, картографическое

представление о размещении объектов гидросферы предусмотренных программой.

2. Развивающая:

Продолжить формирование приемов работы с картой (читать, анализировать, обобщать

информацию)

Научить рассматривать карту как объект изучения и как источник знаний.

Развивать интеллектуальные способности и умения учащихся, анализировать,

характеризовать, делать выводы и самостоятельно овладевать практическими

навыками.

3. Воспитательная:

Способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной

характеристики современного человека.

Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности.

Ход урока:

1 . Организационный момент.

Ребята, наш сегодняшний урок будет немножко необычным. И мне очень хочется, чтобы вы показали себя на нем необычайно умными, наблюдательными, внимательными, талантливыми, дружными, дисциплинированными и воспитанными людьми.

А воспитанный человек, как вы понимаете, никогда не станет перебивать, выкрикивать, высмеивать неудачи товарища, а всегда способен поддержать друга.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Мы изучили тему «Атмосфера Земли», для того, чтобы проверить ваши знания по этой теме, я предлагаю поиграть в игру «Горячий стул».

Правила игры: ученик выходит к доске и садится на стул спиной к доске. Ученики в классе задают вопрос, ответом должно быть слово с доски. Например, воздушная оболочка Земли атмосфера.

На доске записаны ключевые слова по этой теме. Атмосфера, азот, кислород, осадки, температура, 2000 км, слоистые, перистые, кучевые, климат, ветер (прикрыты частями).

2. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Послушайте стихотворение и скажите, о чем пойдет речь на уроке.

Под звуки воды (запись)

С горы, сбегая без труда,

Она гремит как гром

В морозный день она тверда-

Руби хоть топором.

Нагрей ее и к небесам она взлетит тогда.

Теперь ты мне ответишь сам

Зовут ее …(вода)

МОТИВАЦИЯ

А вот в одной Африканской школе, ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. И самое интересное, что это был правдивый рассказ!

А можно ли ходить по воде?

(Посмотрите в окно)

(Можно, когда она в виде снега)

Сегодня мы продолжаем изучение оболочек Земли. Какие оболочки Земли мы знаем?

Сегодня мы будем изучать водную оболочку Земли – гидросферу. . С этой оболочкой Земли вы познакомились в курсе природоведения. Но достаточно ли этих знаний? Конечно же, нет, ведь вы узнали лишь только самые общие сведения.

И так тема нашего урока «ГИДРОСФЕРА. Мировой океан и его части. Суша в океане»

И так, откройте свои тетради запишите тему урока, наша задача одновременно сложна и объемна, изучить понятие гидросфера, выяснить каков её состав.

Познакомиться с Мировым океаном и его составными частями.

1 слайд.

Цитата:

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, неведая, что ты такое!

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь, ты сама наполняешь нас жизнью, радостью, которую необъяснишь нашими чувствами….Ты самое большое богатство на Свете..»

В каких трех состояниях находиться вода в природе?

(правильно в трех состояниях, жидком,твердом и газообразном)

Вода способна переходить из одного состояния в другое: из твердого в жидкое (таять), из жидкого в твёрдое (замерзать), из жидкого в газообразное (испаряться), из газообразного в жидкое.

Посмотрите на карту и сделайте вывод о том какую часть нашей Земли занимают воды Мирового океана? (Слайд)

Сообщения учащихся о трех состояниях воды в природе.

Жидкая вода на поверхности планеты бывает двух видов: соленая и пресная. Соленая вода находится в морях и океанах, пресная- в реках, озерах, ручьях, водохранилищах, болотах. Подземные воды могут быть как пресными, так и солеными. В таком случае последние называются минеральными водами.

Площадь морей и океанов на Земле во много раз превосходит площадь всех рек, озер, болот и водохранилищ вместе взятых. Поэтому, соленой воды на нашей планете во много раз больше, чем пресной.

    ТВЕРДАЯ ВОДА:

Вода в твёрдом состоянии может быть представлена в виде снега и льда. Лед на Земле находится в ледниках.Ледники могут быть горными и покровными. Горные ледники находятся на наиболее высоких горных вершинах, где из-за низких температур в течение всего года выпавший снег не успевает таять. Наиболее крупные ледники находятся в горах Кавказа, Гималаев, Тянь-Шаня, Памира.

Покровные ледники покрывают территорию острова или материка практически полностью. Самые крупные покровные ледники находятся в Антарктиде и Гренландии

    ГАЗООБРАЗНАЯ ВОДА:

Газообразная вода - это водяной пар в атмосфере, который мы видим с земли в виде тумана или облаков.

Облака образуются на разных высотах, и поэтому имеют разный вид и форму.

Водяной пар есть в воздухе, но его количество может быть разным.

Учитель: Давайте внимательно посмотрим на физическую карту полушарий

- Какой цвет здесь преобладает?

- Каким цветом светиться планета Земля в бездонном космическом пространстве?

ГОЛУБЫМ! (слайд)

Это воды МИРОВОГО ОКЕАНА ПРИДАЮТ НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ ТАКОЙ ЦВЕТ! (фото Земли)

(Воды М.О. занимают наибольшую часть площади Земли- это 3\4 площади планеты)

Мировой океан один, он нигде не прерывается. Из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу

МИРОВОЙ ОКЕАН – непрерывное водное пространство вне суши.

Занимает площадь 361 млн км кв или 71 % земного шара. Средняя глубина 3800 м, максим 11022 м в Марианской впадине. В его структуре выделяют океаны, моря, заливы и проливы.

Работа со слайдами и интерактивной картой.

Части Мирового океана.

«Океаны»

ОКЕАН - непрерывная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова и обладающая общностью солевого состава.

Работа по алгоритму

Мы с вами совершим путешествие по океанам.

Назовите известные вам океаны. Что бы вы хотели о них узнать в этом путешествии?

(Северный ледовитый океан, Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан)

Класс для работы делится на четыре группы, каждая группа выбирает кораблик с названием океана. Работа проходит по алгоритму:

Индивидуальная работа; обсуждение, исправление, добавление в парах; затем аналогично в группах. При знакомстве с океанами заполняется таблица, группа вносит полученную информацию.

Отчет групп

Выходит представитель от группы и рассказывает об океане по плану:

Остальные группы слушают и записывают данные в таблицу.

Если возникают вопросы, задают их отвечающему или группе.

Данные по океанам отражаем таблице (листочки на парте)

Тихий океан

1. Какое место занимает по площади?

2. С какими другими океанами связан?

с Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитым

3. Какие материки омывает?

Евразию, Австралию, Антарктиду, Южную Америку, Северную Америку

4. Какова максимальная глубина?

Атлантический океан

    с Тихим, Индийским, Северным Ледовитым

3.Евразию, Африку, Северную Америку, Южную Америку, Антарктиду

Индийский океан

    с Тихим и Атлантическим

3. Евразию, Австралию, Антарктиду, Африку

Северный Ледовитый океан

    четвертое

2.с Тихим и Атлантическим

3.Северную Америку, Евразию

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

– А сейчас сделаем «динамическую» паузу. Пожалуйста, все встаньте и потянитесь руками вверх к солнцу, теперь представьте, что вы волна и пошевелите руками.
– Молодцы садитесь.

«МОРЯ»

Ответить на вопросы используя текст учебника стр.124 , атлас

    Что такое море?

    На какие группы можно разделить моря в зависимости от географического положения?

3. Приведите примеры морей

а) окраинных

б) внутренних

МОРЕ – обособленная участками суши или поднятиями дна часть океана, отличающаяся своими природными условиями. (свойствами воды, течениями, населяющими его живыми организмами)

По особенностям географического положения выделяют три группы морей:

- окраинные - расположены по окраинам материков, такие моря широко открыты в океан, и их воды свободно сообщаются. Выписать и показать примеры окраинных морей и

внутренние

- внутренние - далеко впадают в сушу, и отделены от океана островами или группами островов (архипелагами) выписать и показать примеры внутренних морей, и соединяются с океанами или другими морями узкими проливами)

- межматериковые (между материками).

« ЗАЛИВЫ»

    Что такое залив?

    Приведите примеры заливов Индийского, Тихого, Атлантического океана?

    Назовите заливы у берегов Африки, Австралии, Северной Америки, которые правильнее называть морями. Объясните почему.

Заливы – глубоко впадающая в сушу части океана, имеющая с ним свободный водообмен.

ПРОЛИВЫ»

    Что такое пролив?

2. Показать по карте проливы, какие части материков, островов разделяют эти проливы:

а) Берингов,

б) Дрека (350 км.),

в) Гибралтарский (14 км)

г) Татарский,

д) Лаперуза.

ИНФОРМАЦИЯ с интерактивной карты:

Пролив - узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее отдельные части Мирового океана.

« Температура вод Мирового океана»

Океан поглощает тепла на 25-50% больше, чем суша, и в этом его огромная роль для живых существ всей планеты. Солнце все лето нагревает его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает тепло атмосфере. Таким образом, Мировой океан - что-то вроде «котла центрального отопления» Земли. Без него на Земле наступят такие жестокие морозы, что погибнет все живое. Было подсчитано, что если бы океаны не сохраняли так бережно свое тепло, то средняя температура на Земле была бы равна -21°С, а это на целых 36 С ниже той, которую мы имеем на самом деле.

Самая высокая средняя температура у поверхности воды в Тихом океане равна 19,4°С. Второе место (17,3°С) занимает Индийский океан. На третьем месте - Атлантический океан, имеющий среднюю температуру около 16,5°С. Наиболее низкая температура воды в Северном Ледовитом океане - в среднем чуть выше 1°С. Следовательно, для всего Мирового океана средняя температура поверхностных вод составляет около 17,5°С.

« Солёность океанических вод »

Главным признаком, отличающим воды Мирового океана от вод суши, является их высокая соленость. Количество граммов веществ, растворенных в 1 литре воды, называют соленостью.

Морская вода - это раствор 44 химических элементов, но первостепенную роль в ней играют соли. Поваренная соль придает воде соленый вкус, а магниевая - горький. Соленость выражается в промилле (%о). Это тысячная доля числа. В литре океанической воды растворено в среднем 35 граммов различных веществ, значит, соленость будет 35%о.

Количество солей, растворенных в Мировом океане, будет примерно 49,2 10 тонн. Для того чтобы наглядно представить себе, насколько велика эта масса, можно привести следующее сравнение. Если всю морскую соль в сухом виде распределить по поверхности всей суши, то та окажется покрытой слоем толщиной в 150 м.

Соленость вод океана не везде одинакова. На величину солености влияют следующие процессы:

    испарение воды. При этом процессе соли с водой не испаряются;

    льдообразование;

    выпадение атмосферных осадков, понижающих соленость;

    сток речных вод. Соленость вод океана у материков значительно меньше, чем в центре океана, так как воды рек опресняют ее;

    таяние льдов.

Такие процессы, как испарение и льдообразование, способствуют повышению солености, а выпадение осадков, сток речных вод, таяние льдов понижают ее. Главную роль в изменении солености играют испарение и выпадение атмосферных осадков. Поэтому соленость поверхностных слоев океана, так же как и температура, зависит от климатических условий, связанных с широтой.

Соленость Красного моря - 42%о . Это объясняется тем, что в это море не впадает ни одной реки, атмосферных осадков здесь выпадает очень мало (тропики), испарение воды от сильного нагрева солнцем очень большое. Вода испаряется из моря, а соль остается. Соленость Балтийского моря не выше 1%о. Это объясняется тем, что это море находится в климатическом поясе, где меньше испарение, но выпадает больше осадков. Однако общая картина может нарушаться течениями. Это особенно хорошо заметно на примере Гольфстрима - одного из самых мощных течений в океане, ветви которого, проникая далеко в Северный Ледовитый океан (соленость 10-11%о), несут воды с соленостью до 35%0. Обратное явление наблюдается у берегов Северной Америки, где под воздействием холодного арктического течения, например Лабрадорского, понижается соленость воды у берегов.

Соленость глубинной части океана в целом практически постоянна. Здесь отдельные слои воды с различной соленостью могут чередоваться по глубине в зависимости от их плотности.

Воды, соленость которых не превышает 1%о, называются пресными.

3.Закрепление.

– Итак, какую тему мы с вами сегодня изучали на уроке? Что мы научились определять? Из каких частей состоит Мировой океан? Заполните, пожалуйста, в тетради схему сами, а затем мы её проверим.

    Итоговый тестовый контроль по слайдам.

Задания 1. Какое понятие объединяет эти названия?

Мадагаскар –

Шри–Ланка -

Калимантан –

Сахалин–

Задание 2. Какие понятия объединяют эти названия?

Черное –

Средиземное –

Балтийское –

Задание 3. Уберите лишнее?

Карибское море

Средиземное море

Бискайский залив

Остров Новая Гвинея

Задание 4. Найдите аналогию?

Японское море – Японские острова;

Берингово море – …

Задание 5. Часть – целое?

Полуостров Сомали – Африка;

Полуостров Индостан – …

Полуостров Лабрадор -

Задания 5. Какие понятия объединяют эти названия?

Калимантан

Задание 6. Какое понятие объединяет это название и какое из них лишнее?

Бенгальский –

Гвинейский –

Мексиканский –

Гудзонов –

Задание 7. Уберите лишнее:

О. Исландия

О. Великобритания

О Мадагаскар

Задания 8. Какое понятие объединяет эти названия?

Алеутские –

Курильские –

Японские –

Антильские –

Задание 9. Какие понятия объединяют эти названия?

Сомали –

Аравийский-

Индостан –

Задание 10. Найдите аналогию:

Бенгальский залив – полуостров Индостан;

Бискайский залив – …

За свою работу учащиеся и получают оценку.

Оценка за тест и задание выставляются в оценочный лист учащимися как самооценка и с учетом активности на уроке выставляются учителем в журнал.

5. Заключение

– Мы с вами хорошо потрудились, так давайте теперь поиграем в игру «Знаешь ли ты?» (Слайд 14). Итак, перед вами на столах лежат три лепестка разного цвета (красного, синего и зелёного). Давайте заполним нашу «Поляну знаний», ведь мы с вами уже это делали. Подходя к доске возьмите лепесток того цвета, на какую оценку по вашему мнению вы сегодня работали и запомнили новый материал. Напомню: красный – «отлично», синий – «хорошо», зелёный – «удовлетворительно». Какая замечательная получилась у нас «Поляна знаний». Молодцы!

6.Домашнее задание.

Параграф 21.

Вопрос 1,2,3,4.стр.128.

Сколько океанов на Земле? Как они называются?

На Земле выделяют четыре океана – Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан?

Мировой океан занимает ¾ часть поверхности Земли.

По таблице определите, какой океан самый большой и глубокий. Какой океан самый маленький?

Самый большой и глубокий Тихий океан, самый маленький – Северный Ледовитый.

По карте атласа приведите примеры окраинных и внутренних морей.

Окраинные моря – Аравийское море, Лаптевых, Норвежское, Карское.

Внутренние моря – Красное, Средиземное море, Черное море.

Найдите на карте атласа Бенгальский, Бискайский, Мексиканский, Гвинейский заливы. К каким океанам они относятся?

Бенгальский – Индийский океан.

Гвинейский, Мексиканский и Бискайский залив – Атлантический океан.

Покажите на карте проливы: Дрейка, Мозамбикский, Гибралтарский и Берингов. Какие части суши они разделяют и какие водные бассейны соединяют?

Дрейка – разделяет Южную Америку и Антарктиду, соединяет Тихий и Атлантический океаны.

Мозамбикский – разделяет Африку и о. Мадагаскар.

Гибралтарский – разделяет Евразию и Африку, соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном.

Берингов – разделяет Евразию и Северную Америку, соединяет Тихий и Северный Ледовитый океан.

Вопросы и задания

1. Что такое Мировой океан?

Мировой океан - непрерывная водная оболочка, окружающая материки и острова.

2. Какие части Мирового океана вы знаете?

Крупные части Мирового океана – четыре океана (Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый).

3. По физической карте мира определите название частей Мирового океана, в которых расположены точки со следующими географическими координатами. Укажите, к каким океанам относятся найденные вами моря и заливы, какие части Мирового океана соединяют проливы?

350с.ш. и 200в.д. – Средиземное море (Атлантический океан).

430с.ш. и 350в.д. – Черное море (Атлантический океан)

600ю.ш. и 600з.д. – пролив Дрейка – разделяет Южную Америку и Антарктиду, соединяет Тихий и Атлантический океаны.

250с.ш. и 900з.д. – Бенгальский залив в Индийском океане.

700с.ш. и 400в.д. – Баренцево море в Северном Ледовитом океане.

20с.ш. и 00 д. – Гвинейский залив в Атлантическом океане

550с.ш. и 1500в.д. – Охотское море в Северном Ледовитом океане.

660с.ш. и 1680з.д. - Берингов пролив разделяет Евразию и Северную Америку, соединяет Тихий и Северный Ледовитый океан

4. Назовите моря, омывающие территорию нашей страны. К какому типу они относятся? К каким океанам принадлежат?

Моря Северного Ледовитого океана. К бассейну Северного Ледовитого океана относятся шесть морей: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское. Все моря, кроме Белого, окраинные.

Моря Тихого океана. К бассейну Тихого океана относятся три моря: Берингово, Охотское и Японское, омывающие восточное побережье страны. Моря – окраинные.

Моря Атлантического океана и Каспийское море. К бассейну Атлантического океана принадлежат три моря: Балтийское, Черное и Азовское. Все три моря – внутренние.

5. Какое значение имеет океан в жизни человечества?

Мировой океан играет большую роль в жизни и хозяйственной деятельности людей. Он - кладовая разнообразных природных богатств: воды, полезных ископаемых и продуктов питания. Океанические пути служат для сообщения между многими странами и континентами.

Мировой океан - главная часть гидросферы

личностные: формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности , формирование умений оценивать правильность выполнения учебной задачи, привитие навыков самоконтроля;

умение создавать, применять и преобразовывать модели для решения задач, развитие приемов смыслового чтения, умение организовывать совместную деятельность в группе

предметные: сформировать понятия «море», «залив», «пролив», «океан», «остров», «полуостров», «архипелаг»; сформировать представление о способах формирования географических названий, географии некоторых водных объектов Мирового океана, формирование картографических приемов работы

Подготовка к уроку:

Настенная карта «Физическая карта полушарий», атласы 6 класса , учебник

Приложения в необходимом количестве:

1. Маршрутный лист путешественника

2. Кроссворд «Части Мирового океана»

3. Материалы для работы в паре по смысловому чтению

4. Задания для групп для формирования понятий

5. Топонимический словарик

Техническое сопровождение: ПК, колонки, презентация, фрагмент фильма, кроссворд в интерактивном режиме

Ведущая форма организации: групповая

Форма урока: путешествие

Ведущая учебная деятельность:

· Работа с источниками знаний – учебником (поиск и выбор информации, формулирование понятий, смысловое чтение), картами (работа с картами разного масштаба, привитие приемов работы с настенной картой, упражнения на выбор соответствия, выполнение творческих заданий)

· Самооценка и рефлексия (работа с оценочными листами, сопоставление ответов с критериями)

Ход урока

Деятельность учителя

Сопровождение

Деятельность учащихся

1. Организационный

Сегодня мы отправимся в путешествие. Поднявшись вверх, мы увидим, что большую часть нашей планеты занимает вода

Слушают, анализируют данные

2. Введение знаний

Назовите большую часть гидросферы

Мировой океан

Определите тему сегодняшнего урока

Мировой океан и его части

Путешествовать мы будем на корабле. Конечным пунктом нашего путешествия является порт, в которой мы сможем зайти, обладая ответом на вопросы.

А какую цель видите вы?

Сопоставим цели урока.

Участвуют в формулировке целей, корректируют ее

Плыть будем в команде. Какие правила важны в командной работе?

Озвучивают правила работы в группе (распределять работу, принимать совместное решение, уважать мнение других, работать совместно на общий результат)

Вспомним, что такое Мировой океан? Сформулируйте понятие.

Признаки понятий.

Формулируют понятие, записывают его в тетрадь.

Проанализируем площади океанов. Покажите по настенной карте их. Определите самый маленький, крупный океан Земли.

Делают выводы, показывают по настенной карте и карте в атласе.

В плавании важно избавиться от лишнего груза, как говорят моряки, от балласта . Сопоставьте стикеры, определите, какие понятия нам нужны будут для путешествия по Мировому океану (залив, пролив, океан, река, море, озеро, шахта). Уберите лишние

На маршрутный лист наклейте стикеры: залив, пролив, океан, река, море, озеро, шахта.

Выделяют в группах лишние понятия. Объясняют выбор

Проведем самоконтроль. Нужно телеграфировать на берег. Наш ответ?

Промежуточная рефлексия: после каждого задания обводят элемент корабля, свидетельствующий о выполнении - правильность, хорошая организация в группе, использование источников знаний – все три элемента соответствуют самому крупному рисунку.

Проводят самооценку, делают отметку по рефлексии в маршрутном листе

Почему же используются разные термины для определения?

Правильно, это разные водные объекты!

Выдвигают гипотезы

Применение знаний

Нам нужно наполнить трюмы.

Соберите определение одного понятия

Выдать раздаточный материал с вырезанными словами определения

Работают с элементами кластера

Самоконтроль

Проводят самооценку

Иногда в плавании отдельные матросы уходят на отдельное задание. Пожелаем им удачи. Организация группы по смысловому чтению, озвучить время подготовки задания (8 минут)

· Названия каких географических объектов употребляют мореходы в обиходе?

· Как пишутся названия географических объектов на карте?

· Как лучше запомнить названия географических объектов

Выдать задания для смыслового чтения

Работают в паре по элементам смыслового чтения.

Каждый водный объект имеет свое название. И существует наука - топонимика, которая изучает происхождение названий. Примеры на слайде

Смотрят слайд, выдвигают суждения, по каким признакам названы географические объекты.

Давайте попробуем узнать такие интересные названия (Игра)

Отгадывают кроссворд, работая в группах используя атлас

Самоконтроль

Проводят самооценку

Организация работы дневника - исследователя. Рассказ учителя о внеурочной работе по составлению топонимического словаря.

Приложение 5

Проводят внутреннюю мотивацию, планируют деятельность

Предоставим слово нашей «путешествующей группы»

Ответы пары, работающими по смысловому чтению

Но в океане размещены и участки суши. (слайд: остров, полуостров, архипелаг).

Устанавливают соответствие, обращаются к учебнику в случае затруднений (стр. 92)

Видеофрагмент Гренландия

Смотрят фрагмент, обмениваются эмоциями

Закрепление

Часто морские пираты, да и матросы «травят байки», то есть рассказывают небылицы. Надо уметь отличать.

· Мировой океан – главная часть гидросферы

· Заливы находятся по периметру суши

· Гренландия – самый большой остров

· Атлантический океан занимает 2 место по площади

· Пролив- пространство, ограниченное с двух сторон сушей

Отмечают «-» и «+»

Итог урока

Определите, насколько достигли мы цели

Выявите наиболее значимый этап урока

Награждение лучших матросов команды (магнит)

Проводят рефлексию занятия.


Приложение

СОСТАВ ГРУППЫ:

__________________________

___________________________

___________________________

1

Маршрут путешествия группы

1. Отбор понятий. Вклей нужные понятия, имеющие отношение к Мировому океану

2. «Собрать» определение понятий

Пролив

Море – часть океана, огражденная участками суши и рельефом дна, отличающаяся своими свойствами и животным миром

Залив – часть водоема , вдающаяся в сушу, но имеющая свободный водообмен с основной частью водоема

3. Игра «Знатоки названий». Укажите правильное количество ответов_______

4. Работа с текстом

5. Объекты суши. Установить соответствие: ________________________

1. Назовите имена мореплавателей, которые внесли значительный вклад в изучение Мирового океана.

Ответ :

Ф. Магеллан, Д. Кук, Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Х. Колумб, А. Тасман, С. Дежнёв, Васко да Гама.

2. Согласны ли вы с утверждением, что без океана на Земле не было бы жизни? Почему?

Ответ :

В воде появилась жизнь. Без воды нет жизни.

3. По карте учебника определите:

а) наиболее высокие и низкие среднегодовые температуры воды на поверхности Мирового океана.

Ответ: 0° С, 28° С.

б) различия в температурах воды на одних и тех же широтах.

Ответы: от 0° до 5° С; от 20° до 25°С.

4. Дополните схему «Различия льдов в океане».

Ответ :

5. Проведите классификацию водных масс.

Ответ :

6. По тексту учебника выделите не менее четырех причин образования течений в Мировом океане.

Ответ :

1) Действие ветра.
2) Обилие вод.
3) Влияние атмосферы.
4) Неравномерное поступление тепла.

7. Отразите на схеме различия в характеристиках океанических течений.

Ответ :

8. По тексту учебника установите, какие условия влияют на распределение жизни в Мировом океане.

Ответ: 1) Температура воды. 2) Течение. 3) Количество питательных веществ. 4) Вертикальное перемещение вод. 5) Свойства пород дна. 6) Соленость. 7) Плотность.

Приведите примеры организмов, обитающих:

а) в поверхностном слое воды.

Ответ: Планктон, водомерки.

б) в толще воды.

Ответ: Кальмары, киты, рыбы, черепахи.

в) на дне океана.

Ответ: Морские звезды, устрицы.

9. Перечислите биологические богатства Мирового океана. Можно ли считать их неисчерпаемыми?

Ответ :

В океане ведут промысел млекопитающих, лов рыбы, беспозвоночных животных, собирают водоросли. Хоть биологических богатств много, но человеку стоит их разумно использовать и охранять.

10. Какие изменения могут произойти на Земле, если изменить направление основных поверхностных течений в Мировом океане (например, построить плотину в проливе между полуостровом Флорида и островом Куба)?

Ответ :

Это приведет к климатической и биологической катастрофе. Нарушится движение течений в Мировом океане. Теплое движение Гольфстрим начнет остывать и впоследствии температуры в Европе начнут падать, ведь именно это течение обеспечивает мягкий климат Европы и Скандинавского полуострова. Начнут исчезать многие виды морских организмов, изменяется многие их ареалы обитания.