Правильное хранение гладиолусов. Хранение гладиолусов. Технология укладки на зимнее хранение

Тип и атрибуты Деметры. - Почести, воздаваемые Деметре. - Похищение Персефоны (Прозерпины). - Отчаяние Деметры. - Персефона в Аиде. - Голод Эрисихтона. - Элевсинские мистерии. - Триптолем. - Богиня Флора. - Сильван. - Вертумн и Помона.

Тип и атрибуты Деметры

Деметра (по-древнегречески), или Церера (по-латыни), сестра и супруга Зевса, олицетворяла собой земное плодородие. Деметра своей властью заставляла землю производить плоды и считалась главным образом покровительницей хлебных злаков. От Зевса у Деметры была дочь Персефона (Прозерпина), олицетворявшая растительное царство.

Деметра была милостивой и благодатной богиней, она не только заботилась о злаках - главной пище людей, но заботилась также об улучшении их жизни. Деметра научила людей пахать землю, засевать поля, всегда покровительствовала законным бракам и другим законным учреждениям, способствующим спокойной и оседлой жизни народов.

Многие знаменитые античные скульпторы, в том числе Пракситель, воспроизводили Деметру, но очень немногие античные статуи сохранились до наших дней, да и то в разрушенном или реставрированном виде. Тип Деметры более известен по живописным изображениям, сохранившимся в Геркулануме; одно из них, самое известное, представляет Деметру во весь рост: голова ее окружена сиянием, в левой руке у Деметры корзина, наполненная колосьями, а в правой - факел, который Деметра зажгла от пламени вулкана Этны, когда искала свою дочь Персефону.

Некоторые статуи, носящие, хотя, быть может, и ошибочно, имя этой богини, пользуются большой известностью. По типу, который выработало древнее искусство, Деметра представляется в виде величественной матроны с кроткими, мягкими чертами, в длинных свободных одеждах. На голове у нее - венок из колосьев, а в руках - мак и колосья. Корзина с плодами и свинья - вот ее атрибуты.

Иногда бывает трудно отличить статуи или изображения Деметры от изображений ее дочери. Им обеим часто придают одни и те же атрибуты, хотя Персефону чаще всего изображают более молодой. До наших дней почти не сохранилось подлинных античных статуй этих богинь, зато существует много античных монет с их изображениями.

Овидий рассказывает, что Деметра излечила посредством мака бессонницу сына Келея, и с тех пор Деметра часто изображается с головкой мака в руке. На одной из Элевсинских монет Деметра изображена сидящей на колеснице, которую везут змеи; на оборотной стороне медали изображена свинья - эмблема плодовитости.

Почести, воздаваемые Деметре

У греков точно так же, как у римлян, культ Деметры-Цереры был очень распространен; ей повсюду воздавали большие почести и приносили обильные жертвы.

По словам Овидия, это происходило потому, что «Церера первая вспахала землю плугом, Церере обязаны люди произрастанием всех плодов земных, служащих им пищей. Церера первая дала нам законы, и все блага, которыми мы пользуемся, дарованы нам этой богиней. Церера заставила быков склонить их головы под ярмом и послушно бороздить плугом твердую поверхность земли. Вот почему жрецы Цереры щадят трудящихся быков, а приносят ей в жертву ленивую свинью».

Похищение Персефоны (Прозерпины)

Деметра страстно любила свою дочь Персефону. Похищение Персефоны повергло ее в страшное горе и отчаяние.

В гомеровском гимне, посвященном богине жатвы Деметре, рассказывает о похищении Персефоны следующее. Зевс обещал Плутону в супруги свою дочь Персефону, и вот в один прекрасный день, когда юная богиня вместе с подругами собирает по полям и лугам душистые цветы, земля разверзается, появляется на своей колеснице мрачный властитель царства теней и увлекает Персефону в свой дворец.

Никто не видал похищения Персефоны, и только чуткое ухо матери услыхало ее крики о помощи. Деметра спешит к Персефоне, но не находит ее.

Отчаяние Деметры

Полная отчаяния, отправляется Деметра на поиски своей дочери Персефоны, с восхода солнца и до заката ищет она ее - все напрасно. Наступает ночь, Деметра зажигает факел на горе Этне, продолжая и ночью искать Персефону.

Девять дней и ночей проводит Деметра в этих поисках, забывая о пище и питье. Деметра обходит весь шар земной - нигде нет и следа ее дочери. Тогда Деметра обращается к Гелиосу (Солнцу) и просит его, всевидящего, сказать ей, кто похитил Персефону. Гелиос говорит ей, что это сделал Плутон с разрешения властелина богов.

Богиня Деметра объявляет тогда Зевсу, что до тех пор, пока ей не будет возвращена ее дочь, она не будет заботиться о плодородии земли. И действительно на земле наступает голод и грозит гибелью всему человечеству. Зевс не может допустить этой гибели и соглашается вернуть Персефону ее матери. Но Плутон уговорил ничего не подозревавшую Персефону съесть несколько зерен граната; этот плод считался эмблемой брака , а поэтому Персефона не может уже покинуть навсегда Плутона, так как брак считается заключенным.

Аскалаф, сын реки Ахеронта, видел, как Персефона ела гранат, и рассказал об этом Зевсу. Рассерженная таким доносом Деметра тотчас же превратила Аскалафа в сову.

Тогда боги решили на совете, что Персефона будет проводить на земле с матерью две трети года, а одну треть в царстве Плутона, под землей. Две трети года все цветет и зеленеет на земле: нивы покрываются золотистыми колосьями, плоды зреют на деревьях, повсюду вырастают прекрасные цветы. Персефона проводит это время с матерью и наслаждается солнечным светом. Затем наступает последняя треть года - зима: все растительное царство замерло, заснуло, Персефона скрылась в мрачном жилище Плутона, а покинутая Деметра грустит и облачается в траурные одежды, и вместе с ней вся земля.

Персефона в Аиде

Персефона (по-древнегречески), или Прозерпина (по-латыни), считалась царицей Аида. Пребывая там, Персефона властвует над тенями умерших и над Фуриями, но как только должна наступить весна, Гермес, крылатый посланник богов, сходит в Аид и приводит Персефону на землю.

На античных саркофагах очень часто изображалось возвращение Персефоны на землю, потому что это возвращение в царство света после пребывания в царстве теней являлось как бы намеком на будущую жизнь.

Древнегреческий скульптор Пракситель изваял прекрасную группу «Похищение Персефоны», которая пользовалась большой славой в античности. Новейшие художники очень часто трактуют этот сюжет в своих произведениях. Между ними всего более замечательны картины Рубенса и Джулио Романо, а также мраморная группа Жирардона в Версале.

Голод Эрисихтона

Милостивая и добрая к тем, кто воздает ей почести и исполняет ее повеления, Деметра безжалостна к неверующим, и вот какая ужасная кара постигла того, кто нарушил ее божественные права.

Деметре была посвящена прекрасная тенистая роща. Эрисихтон, сын Триопа Фессалийского, вторгается в эту рощу со своими рабами, которым приказывает рубить лучшие деревья. Деметра под видом жрицы появляется перед Эрисихтоном и напоминает ему, что это - священная роща богини жатвы Деметры, но Эрисихтон не слушает ее и даже угрожает ей топором, если она не уйдет, и говорит, что из этих деревьев он выстроит себе прекрасный дворец и будет в нем задавать роскошные пиры.

Тогда разгневанная богиня Деметра изгоняет всех из ее рощи, а Эрисихтона приговаривает к следующему наказанию: его будет вечно мучить неутолимый голод: чем больше Эрисихтон будет есть, тем больше захочется ему есть, и голод не перестанет терзать его внутренностей. Эрисихтон проводит целые дни за столом, рабы его подают ему дни и ночи всевозможные кушанья, но голод ничем не утоляется. Уже истрачены все его запасы, истощены все его средства, Эрисихтон - нищий, который должен выпрашивать подаяние у проходящих. Но у Эрисихтона есть дочь Местра, он продает ее в рабство.

Бог моря Посейдон, тронутый мольбами молодой девушки, дарует Местре способность превращаться в какое угодно животное. Местра превращается в лошадь и убегает от своего хозяина. Затем по очереди Местра превращается в собаку, овцу, птицу и возвращается постоянно к отцу для новой продажи. Но вскоре и этих денег не хватает, голод Эрисихтона все растет и растет. Наконец Эрисихтон пожирает самого себя.

Элевсинские мистерии

Знаменитые Элевсинские мистерии праздновались в честь Деметры в городке Элевсине. Сперва одни только элевсинцы принимали участие в Элевсинских мистериях, но мало-помалу культ Деметры распространился по всей Греции, тогда и афиняне стали также их праздновать.

Вначале это были скромные полевые праздники, где приносились жертвы и воздавалась благодарность милостивой богине Деметре, даровавшей обильную жатву, и где молили Деметру о даровании вновь весны, т. е. возрождения всего растительного царства.

Но когда в судьбе Персефоны стали видеть как бы олицетворение будущей бессмертной жизни и связанное с этой идеей представление о награждении добрых и наказании злых, то празднества эти приняли характер мистерий (таинств), в которые посвящались желающие после известных испытаний.

Высший жрец, иерофант , руководил всеми церемониями и совершал посвящения. Так как Элевсинские мистерии главным образом относились к появлению Персефоны на земле и к схождению ее в Аид, то и праздники разделялись на Великие и Малые Элевсины.

Малые Элевсинские мистерии справлялись в месяце Анфестерионе (февраль-март) в Афинах, в знаменитом храме Деметры, построенном на берегу реки Илисса; этот праздник состоял из большей частью неизвестных нам обрядов.

Великие Элевсинские мистерии праздновались осенью в месяце Боэдромионе (сентябрь-октябрь), после жатвы, и продолжались девять дней и девять ночей.

Первый день Элевсинских мистерий посвящался в Афинах разным приготовлениям к празднику, приносились жертвы, устраивались жертвенные пиршества, совершали омовение, очищение и постились. Другие дни, а также ночи, Элевсинских мистерий, посвящались торжественным процессиям к морю, шумным шествиям и атлетическим играм, причем победителю давали в виде награды меру ржи, собранной с поля, посвященного богине земледелия Деметре.

Шестой день Элевсинских мистерий был самый торжественный: устраивалось шествие по священной дороге из Афин в Элевсин, причем несли статую Иакха, считавшегося братом и женихом Персефоны. В этом шествии принимали участие, кроме жрецов и властей, все посвященные и посвящаемые в Элевсинские мистерии, в миртовых венках, с полевыми орудиями и факелами в руках.

Шествие это, выходя из Афин утром, достигало Элевсина, находящегося в четырех часах пути, только вечером, так как оно по дороге очень часто останавливалось, участвовавшие предавались разным увеселениям и шуткам, а молодые девушки исполняли священные танцы в честь Деметры.

По прибытии в Элевсин и во все последующие ночи в долине на берегу Элевсинского залива, а главным образом в великолепном здании, выстроенном Периклом, жрецами и посвященными разыгрывалась священная драма, род мистерии, изображавшая в мифических и символических сценах похищение Персефоны, отчаяние и горе Деметры и ее поиски дочери.

Богиня Деметра называлась тогда матерью печали, и звуки медных инструментов подражали стонам и крикам Деметры. Все участвовавшие в мистерии, подражая скитаниям богини, бродили во тьме; вокруг них раздавались неопределенные звуки, слышались таинственные голоса, вселявшие в них мистический ужас. Но лишь только находили Персефону, сцены веселья и радости, яркий свет, пение хоров и танцы сменяли мрак и ужас. Эти внезапные переходы от мрака к свету, от горя к радости изображали для посвященных в Элевсинские мистерии переход от ужасов мрачного Тартара к радостному блаженству Елисейских полей и являлись, таким образом, как бы символом бессмертия души и награды, обещанной праведникам.

Бессмертие души изображалось в Элевсинских мистериях превращением хлебного зерна, которое, брошенное в землю и как бы предназначенное к гниению, возрождается к новой жизни в виде колоса.

Триптолем

Время, проведенное Деметрой в поисках дочери Персефоны, является для человечества благодатным временем: Деметра щедро одарила всех оказавших ей гостеприимство в дни ее печальных скитаний.

Одним Деметра даровала злаки, другим - винные ягоды (смоквы, фиги, инжир), третьих научила собирать жатвы, четвертых - печь хлеба.

Но щедрее всего наградила Деметра Элевсин, куда она однажды пришла измученная и голодная и была радушно принята царем Келеем. Войдя к Келею в дом, Деметра застала жену его Метаниру всю в слезах у колыбели больного ребенка, которого звали Триптолемом.

Деметра берет ребенка и целует его - жизнь и здоровье тотчас же возвращаются к Триптолему. Богиня проводит у Келея некоторое время, Деметра полюбила ребенка и хочет его сделать бессмертным; для этого Деметра кладет Триптолема в огонь, чтобы очистить его от всех грехов человечества, но мать в ужасе вырывает ребенка из ее рук. Деметра тогда объясняет ей, что она своим вмешательством лишила сына бессмертия, но так как богиня держала его на руках, то Триптолем удостоится божественных почестей, будет первым землепашцем и первый соберет плоды своих трудов.

Деметра посылает Триптолема на колеснице, запряженной драконами, разъезжать по всей земле и учить людей земледелию. Всюду Триптолема встречают радостно, и везде он - желанный гость.

В Элевсинских мистериях Триптолем, вернувшийся к жизни от поцелуя богини Деметры, олицетворяет труд землепашца, побеждающего бесплодие земли с божественной помощью Деметры. Триптолему воздвигли храм в Афинах, рядом с храмом Деметры. Миф о Триптолеме часто воспроизводится на памятниках античного искусства.

Богиня Флора

В мифологии римлян являются еще несколько богов и богинь, олицетворяющих растительное царство. Они все второстепенные боги и интересны только по сохранившимся античным изображениям.

Флора считалась богиней цветов. Живописное изображение римской богини Флоры сохранилось на стене одного из домов в Геркулануме, и многие античные статуи известны под именем статуй Флоры, но подлинность их не может быть удостоверена, так как они все подверглись сильной реставрации.

Между ними более известны Флора с венком на голове и букетом в руках и колоссальная статуя богини Флоры в Капитолии, в Риме.

Новейшие художники очень часто изображали Флору, чаще же всех Рубенс, а французский художник Пуссен написал «Триумф Флоры». Эта картина считается одним из лучших произведений Пуссена и находится теперь в Лувре.

В честь богини Флоры были учреждены особенные праздники, называемые Флоралиями. Флоралии праздновали от 28-го апреля по 3-е мая. На Флоралиях двери домов украшались венками, все предавались веселью и разгулу, и женщины одевались в разноцветные платья, что было запрещено в другое время.

Сильван

Сильван считался лесным богом у древних римлян, но, вместе с тем, Сильван был и богом полей.

Деревья лесов и лугов, вся растительность пашен и садов находились под покровительством бога Сильвана. В честь него праздновали осенью праздник жатвы, богу Сильвану приносили в жертву молоко, древесные плоды, виноград и колосья.

Плотники, столяры и вообще все ремесленники, выделывавшие деревянные изделия, почитали бога Сильвана и признавали его своим покровителем. Сильвану строили храмы в лесах, и ремесленники устраивали несколько раз в году торжественные процессии, завершавшиеся жертвоприношениями на алтарях Сильвана.

В античности Сильвана изображали всегда с серпом в одной руке и с веткой в другой.

Вертумн и Помона

Вертумн был богом овощей и фруктов у древних римлян. Вертумн назывался также богом превращений, как бы намекая этим на превращения, которым подвергаются плоды до их созревания.

Изображали бога Вертумна в виде статного и сильного мужчины с бородой и венком из листьев на голове, а в руках Вертумн держит рог изобилия, наполненный плодами.

На Авентинском холме находился жертвенник Вертумна, на котором ему приносились жертвы, когда начинали созревать плоды.

Благодаря своим превращениям бог Вертумн победил сердце богини фруктовых садов - Помоны, и Помона стала супругой Вертумна.

Почти не сохранилось античных изображений богини Помоны. Но скульпторы XVIII века воспроизводили очень часто в своих группах римских божеств Помону и Вертумна.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Деметра Деметра

(Δημήτηρ, Ceres). Богиня земледелия, главным образом покровительница хлебных плодов. Она была дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса и Аида. От Зевса она имела дочь Персефону, которую Аид увез в свое подземное царство. Узнав о похищении своей дочери, Деметра, удрученная горем и гневом, запретила земле производить плоды, так что Зевс вынужден был послать Гермеса в подземное царство за Персефоной. Аид отпустил ее к матери, но заставил ее сначала проглотить косточку граната; этим он обязывал ее проводить с ним третью часть года, а на остальные две трети года отпускал ее к матери. Тогда земля стала снова производить плоды. Это сказание, очевидно, имеет в виду периодическое появление растительности на земле и ее временное исчезновение. Деметра считалась милостивой, благодатной богиней, кормилицей людей. Отчасти через посредство Триптолема, отчасти сама она научила людей земледелию. В честь ее были установлены так называемые элевзинские мистерии. Ей приносились в жертву коровы, свиньи, плоды, пчелиные соты. Римляне отождествляли Деметру со своей богиней Церерой. См. Церера .

Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ДЕМЕТРА

(Δημήτηρ), в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи (Hes. Theog. 453), сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону (912-914). Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Древнее хтоническое происхождение Д. засвидетельствовано её именем (букв. «земля-мать»; греч.δα, δη-γή, «земля»). Культовые обращения к Д.: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито («хлеб», «мука») указывают на функции Д. как богини плодородия. Она благостная к людям богиня, прекрасного облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах (Hom. II. V 499-501). Она наполняет амбары земледельца запасами (Hes. Opp. 300 след.). К Д. взывают, чтобы зёрна вышли полновесными и чтобы удалась пахота (465-468). Д. научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Иасионом, и плодом этого брака был Плутос - бог богатства и изобилия (Hes. Theog. 969-974). Д. научила Триптолема, сына элевсинского царя, засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зёрна пшеницы, которыми он засеял всю землю (Apollod. I 5, 2). В мифе о Д. отражена также извечная борьба жизни и смерти. Она рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. В Гомеровском гимне «К Деметре» (Hymn. Hom. V) рассказывается о странствиях и горе богини в поисках дочери; приняв образ доброй старушки, Д. приходит в соседний с Афинами Элевсин в дом царя Келея и Метаниры. Её приветливо встречают в царской семье, и впервые после потери дочери Д. развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Она воспитывает царского сына Демофонта и, желая сделать его бессмертным, натирает мальчика амбросией и закаляет в огне. Но после того как Метанира случайно увидела эти магические манипуляции Д., богиня удаляется, открыв своё имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нём восседает печальная богиня, горюя по дочери. На земле наступает голод, гибнут люди, и Зевс приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид даёт своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зёрнышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Д., и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду. Плодородие земли не мыслится вне представления о неизбежной смерти растительного мира, без которой немыслимо его возрождение во всей полноте жизненных сил. (Гранатовое зёрнышко - символ плодовитости, но владельцем его является бог смерти.).
Д.- прежде всего богиня, почитавшаяся земледельцами, но отнюдь не изнеженной ионийской знатью. Её повсеместно прославляют на празднестве Фесмофорий как устроительницу разумных земледельческих порядков. Д. относится к числу древних женских великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Д. почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют «двумя богинями» и клянутся именем «обеих богинь» (ср. «Женщины на празднике Фесмофорий» Аристофана). Главное священное место Д.- Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Д., её странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мёртвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь - «обе богини» почитались совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания. Эсхил по традиции пользовался этим правом и даже был изгнан из Афин якобы за разглашение ритуальных фактов, известных только посвящённым. Элевсинские таинства, воспринимавшиеся как «страсти» Д., считаются одним из источников древнегреческой трагедии и тем самым сближаются с вакханалиями Диониса. Павсаний описывает храм Д. Элевсинской в Тельпусе (Аркадия), где рядом соседствуют мраморные статуи Д., Персефоны и Диониса (VIII 25, 3). Рудименты хтонического плодородия сказываются в культе Д. Эринии; с ней, превратившейся в кобылицу, сочетался Посейдон в образе жеребца. «Гневающаяся и мстящая» Д. (Эриния) омывается в реке и, очистившись, снова становится благостной богиней (VIII 25, 5-7). В Гермионе (Коринф) Д. почиталась как Хтония («земляная») (II 35, 5) и Термасия («жаркая»), покровительница горячих источников (II 34, 6). В Фигалее (Аркадия) почиталось древнее деревянное изображение Д. Мелайны («Чёрной») (VIII 5, 8). У Гесиода (Орр. 465 след.) Д. «чистая» соседствует с Зевсом «подземным», и им обоим возносит земледелец свои мольбы.
В римской мифологии Д. соответствует Церера.
Лит.: Diеtеriсh A., Mutter Erde, 2 Aufl., Lpi.- В., 1913; Altheim F., Теrra mater, Giessen. 1931; Мeautis G., Les mystères d"Eleusis. P., 1938; Jung К. G., Кеrenуi К., Einführung in das Wesen der Mythologie. Gottkindmythos. Eleusinische Mysterien, Amst.- Lpz., 1941; Deichgräber K., Eleusinische Frömmigkeit und homerische Vorstellungswelt im homerischen Demeterhymnus, Mainz, ; Uxkull W. von, Die Eleusinischen Mysterien. Versuch einer Rekonstruktion. Büdingen - Gettenbach, 1957.
А. А. Тахо-Годи.

Среди памятников античного изобразительного искусства: «Д. Книдская» (статуя круга Бриаксиса). Сохранились посвятительные рельефы, связанные с элевсинскими таинствами, многочисленные терракотовые статуэтки Д., а также её изображения на помпейских фресках и в росписях, обнаруженных в Северном Причерноморье (т. н. склепы Д. в Большой Близнице и в Керчи).
В средневековых книжных иллюстрациях Д. выступает в качестве покровительницы сельских работ и как олицетворение лета. В живописи эпохи Возрождения Д. часто изображается обнажённой; её атрибуты - колосья, плоды, серп, иногда рог изобилия. Воплощение образа Д. в европейском искусстве 16-17 вв. было связано с прославлением даров природы (рисунки Дж. Вазари и X. Голциуса, картины Я. Йорданса «Жертвоприношение Церере», П. П. Рубенса «Статуя Цереры» и др.) или с воспеванием радостей жизни (картины «Вакх, Венера и Церера» Б. Шпрангера, Голциуса, Рубенса, Йорданса, Н. Пуссена и др.). Особенно широкое распространение получают статуи Д. в садовой пластике барокко.
Наиболее значительные произведения европейской литературы, связанные с мифом о Д., созданы в поэзии (Ф. Шиллер, «Элевсинский праздник», А. Теннисон, «Д. и Персефона»). Среди опер - «Умиротворённая Д.» Н. Йоммелли.

Украл ее, спрятал глубоко в бездне подземного царства.
Безутешная Деметра отправилась на поиски дочери. Приняв облик смертной женщины, она покинула небо, пришла в город Элевсин и стала воспитывать детей царя Келея и Метаниры . Желая сделать младшего сына Метаниры бессмертным, она по ночам опускала его в огонь и таким образом уничтожала смертные части тела. Мать однажды подстерегла Деметру и увидела, что она делает. Схватив ребенка, положенного в огонь, она ужасно закричала, и это нарушило всю церемонию, ребенок погиб, а мать поняла, что перед ней богиня. Старшему сыну Метаниры, Трептолему , Деметра изготовила колесницу, в которую запрягла крылатых драконов . Она дала ему зерна пшеницы , и, поднявшись в небо, он засеял всю землю.
Пока Деметра путешествовала в поисках дочери, земля перестала родить, засохли деревья и травы, погибли стада, начался голод. Тогда Зевс распорядился вернуть Персефону, но перед ее уходом Аид дал ей съесть гранатовое зернышко, символ брака, чтобы она не забыла жизнь в подземном царстве. Так и получилось, Персефона летние месяцы стала проводить на земле, а зимние в подземном царстве Аида.
В Элевсине был построен храм Деметры, и раз в году в течение девяти дней (в сентябре) совершались элевсинские мистерии, символически представляющие горе Деметры и поиски ее дочери. В Риме Деметру называли Церерой.

Гомер посвятил ей гимн:

Пышноволосую петь начинаю Деметру честную
С дочерью славной её, прекрасною Персефонеей.
Славься, богиня! Наш город храни. Будь первая в песне.

Гесиод посвятил Деметре стихотворение «Работы
земледельца»:

Жарко подземному Зевсу молись и Деметре пречистой,
Чтоб полновесными вышли священные зерна Деметры.
В самом начале посева молись им, как только, за ручку
Плужную взявшись рукой, остриём батога прикоснёшься
К спинам волов, на ярмо налегающих. Сзади с мотыгой
Мальчик-невольник пускай затруднение птицам готовит,
Семя землёй засыпая. Для смертных порядок и точность
В жизни полезней всего, а вреднее всего беспорядок.
Склоняться так до земли наливные колосья на ниве -
Только бы добрый конец пожелал даровать Олимпией...

Деметра одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Древнее хтоническое происхождение Д. засвидетельствовано её именем (букв. «земля-мать»; греч.??, ??-??, «земля»). Культовые обращения к Д.: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито («хлеб», «мука») указывают на функции Д. как богини плодородия. Она благостная к людям богиня, прекрасного облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах (Hom. II. V 499-501). Она наполняет амбары земледельца запасами (Hes. Opp. 300 след.). К Д. взывают, чтобы зёрна вышли полновесными и чтобы удалась пахота (465-468). Д. научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Иасионом, и плодом этого брака был Плутос - бог богатства и изобилия (Hes. Theog. 969-974). Д. научила Триптолема, сына элевсинского царя, засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зёрна пшеницы, которыми он засеял всю землю (Apollod. I 5, 2). В мифе о Д. отражена также извечная борьба жизни и смерти. Она рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. В Гомеровском гимне «К Деметре» (Hymn. Hom. V) рассказывается о странствиях и горе богини в поисках дочери; приняв образ доброй старушки, Д. приходит в соседний с Афинами Элевсин в дом царя Келея и Метаниры. Её приветливо встречают в царской семье, и впервые после потери дочери Д. развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Она воспитывает царского сына Демофонта и, желая сделать его бессмертным, натирает мальчика амбросией и закаляет в огне. Но после того как Метанира случайно увидела эти магические манипуляции Д., богиня удаляется, открыв своё имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нём восседает печальная богиня, горюя по дочери. На земле наступает голод, гибнут люди, и Зевс приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид даёт своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зёрнышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Д., и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду. Плодородие земли не мыслится вне представления о неизбежной смерти растительного мира, без которой немыслимо его возрождение во всей полноте жизненных сил. (Гранатовое зёрнышко - символ плодовитости, но владельцем его является бог смерти.).

Деметра- прежде всего богиня, почитавшаяся земледельцами, но отнюдь не изнеженной ионийской знатью. Её повсеместно прославляют на празднестве Фесмофорий как устроительницу разумных земледельческих порядков. Д. относится к числу древних женских великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Д. почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют «двумя богинями» и клянутся именем «обеих богинь» (ср. «Женщины на празднике Фесмофорий» Аристофана). Главное священное место Д.- Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Д., её странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мёртвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь - «обе богини» почитались совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания. Эсхил по традиции пользовался этим правом и даже был изгнан из Афин якобы за разглашение ритуальных фактов, известных только посвящённым. Элевсинские таинства, воспринимавшиеся как «страсти» Д., считаются одним из источников древнегреческой трагедии и тем самым сближаются с вакханалиями Диониса. Павсаний описывает храм Д. Элевсинской в Тельпусе (Аркадия), где рядом соседствуют мраморные статуи Д., Персефоны и Диониса (VIII 25, 3). Рудименты хтонического плодородия сказываются в культе Д. Эринии; с ней, превратившейся в кобылицу, сочетался Посейдон в образе жеребца. «Гневающаяся и мстящая» Д. (Эриния) омывается в реке и, очистившись, снова становится благостной богиней (VIII 25, 5-7). В Гермионе (Коринф) Д. почиталась как Хтония («земляная») (II 35, 5) и Термасия («жаркая»), покровительница горячих источников (II 34, 6). В Фигалее (Аркадия) почиталось древнее деревянное изображение Д. Мелайны («Чёрной») (VIII 5, 8). У Гесиода (Орр. 465 след.) Д. «чистая» соседствует с Зевсом «подземным», и им обоим возносит земледелец свои мольбы.

Деметра

Деметра была великой олимпийской богиней сельского хозяйства, зерна, и хлеба насущного для человечества. Она также осуществляла контроль над передовыми из тайных культов региона, иннициантам которым обещали ее покровительство на пути к счастливой загробной
жизни. Деметра была изображен как зрелая женщина, часто с короной и держащей сноп пшеницы и факел.

Самые известные мифы Деметры:
Похищение ее дочери Персефоны Аидом;
Уход Демофуна (Demophoon), молодого сына Короля Келеуса (Keleus) Элевсина;
Поездки Триптолемоса (Triptolemos), героя, которого послала богиня, чтобы проинструктировать человечество в сельском хозяйстве;
Ее изнасилование Посейдоном, который насильно совокупился с ней, представ перед ней в форме лошади; и др.

РОДИТЕЛИ: Кронос и Рея

Деметра, одно из большинства божеств греков. Деметра – это имя То (Tho), как предполагают некоторые авторы, является тем же самым что и ge meter, то есть, мать - земля, в то время как другие рассматривают Део (Deo), которая синонимична с Деметрой, и получено от критского слова deai, ячмень, то есть Деметра была матерью или дающей ячмень или пищу вообще. Эти две этимологии, однако, не предлагают различия в характере богини. Деметра была дочерью Кроноса и Реи, и сестрой Гестии, Геры, Аида, Посейдона, и Зевса. Как другие дети Кронуса она была сожрана своим отцом, но он вырвал своих детей и ее, в том числе после того, как Метис дал ему рвотное средство. (Hesiod. Theog. 452,; Apollod. 2. § 1). От своего брата Зевса Деметра родила Персефону (Прозерпину) и Диониса (Гесиод, Theoq. 912; Диод, iii. 62), и от Посейдона она родила Деспоену (Despoena) и лошадь Арион (Arion). Самая знаменитая часть в мифе о Деметре – это насильственное воровство ее дочери Персефоны Плутоном, и эта история не только предлагает главную идею, воплощенную в Деметре, но также и направляет наше внимание к основным местам ее культа. Зевс, не уведомив Деметру, обещал Персефону Плутону, и в то время как не подозревающая дева собирала цветы, которые Зевс создал, чтобы соблазнить ее и одобрить схему Плутона, земля, внезапно открылась, и она была украдена Аидом (Плутоном). Ее крики мучения услышали только Геката и Гелиос. Ее мать, которая услышала только эхо ее голоса, немедленно начала поиски своей дочери.

Пятно, где Персефону, как полагали, унесли в нижний мир, различно в различных традициях и мифах; общая история помещает это место на Сицилию, в окрестность Энны, на горе Этна, или между колодцами Киане (Cyane) и Аретуза (Arethusa). Эта легенда, которая указывает на Сицилию, хотя, несомненно, очень древняя, конечно не оригинальная, так как культ Деметры был введен на Сицилию колонистами с МегаРа и Коринфа. Другие традиции помещают воровство Персефоны в Эринеус (Erineus) на Цефиссус (Cephissus), в окрестности Элевсина, в Колоне в Аттике около западного побережья Испании, в Гермионе (Hermione) в Пелопоннесе, или в окрестностях Пизы. В Илиаде и Одиссее явно не упомянут факт воровства Персефоны. Деметра бродила в поисках своей дочери в течение девяти дней, не беря нектара или амброзии, и без купания. На десятый день она встретила Гекату, которая сказала ей, что она услышала крики Персефоны, но не знала, кто ее украл. Оба затем поспешили к Гелиосу, кто сказал им, что Плутон был вором с согласия Зевса. Деметра в гневе сбежала с Олимпа, и осталась на земле среди людей, присуждая подарки и благословения везде, где она была любезно принята, и строго наказывая тех, кто не принимал ее. Поскольку богиня находилась в гневе, она произвела голод на земле, не позволяя произрастать никаким фруктам, Зевс, взволнованный, что люди могут вымереть, послал Айриса, чтобы побудить Деметру вернулась на Олимп. Но напрасно. Зевс отсылал всех богов Олимпа, чтобы примирить ее просьбами и подарками; но она поклялась ни вернуться на Олимп, ни восстановить изобилие земли, пока она не увидеть свою дочь снова. Зевс соответственно послал Гермеса в Эребус, чтобы забрать назад Персефону. Аид согласился, чтобы Персефона вернулась, но дал ей косточку граната, чтобы она не могла навсегда оставаться с Деметрой. Гермес взял ее в колесницу и доставил к ее матери. Зевс послал Рею, чтобы убедить Деметру вернуться на Олимп, и после Персефона должна была часть года (то есть зима) проводить в подземной темноте, а остальную часть года она должна оставаться со своей матерью.

Деметре поклонялись на острове Крит, Тилосе, Арголисе, Аттике, западном побережье Азии, Сицилии и Италии, и ее культ состоял в большой мере в оргиях и таинственных процессиях.

Подательница земных благ – Деметра Богиня Деметра (в римской мифологии Цирцея) входит в верховный пантеон женских божеств наряду с Герой, Афиной и Афродитой.

Деметра – богиня плодородия, покровительница земледельцев и садоводов, без воли Деметры ничего не вырастет ни в полях, ни в лугах, ни в садах.

Она – наиболее почитаемое божество у греков, ее имя в переводе читается как Мать- Земля.

Множество имен имеет Деметра – Мстительница, Жаркая, Подземная и Земная, Хранительница и Подательница жизни, Благая Богиня. Чтили и поклонялись ей эллины, ведь имена она научила людей земледелию, именно по ее воле плодоносит нива, цветут сады и добреет скот на лугах.

Миф о Деметре и Персефоне

Одна – единственная дочь есть у Деметры – красавица Персефона. Всем сердцем любит она свое детище. Но отец Персефоны, глава пантеона греческих Богов – Зевс определил страшную долю для дочери.

Будет она женой Аида, владыки царства мертвых, уйдет она в подземный мир, куда не проникает ни один луч солнца, будет жить она в богатстве и почести, но не увидит больше ни зелени лугов и полей, ни голубого неба, ни своей матери Деметры.

Аид, влюбившийся в юную красавицу с первого взгляда, похитил ее из цветущей Нисейской долины. Только и успела один раз вскрикнуть Персефона. Но крик ее был слышен и на Олимпе у светлых богов, и в мрачном царстве Галеса.

Бросилась несчастная Деметра на поиски дочери, но нигде не могла ее отыскать. Оделась она тогда в черные одежды и девять дней и ночей не осушили глаз в великой скорби. В тот момент сжалился над ней Бог Гелиос – Солнца и рассказал, где можно отыскать дорогую пропажу.

Приняла Благая Богиня вид простой смертной и бродила по царству теней, мечтая о встрече с дочерью. На земле же наступил самый страшный в истории голод. Ничего не произрастало на пустынных землях. Ни одна травинка не появилась на пашнях. Не цвели сады, не зеленели луга, умирали от голода животные и люди. Гибель грозила всем!

Роптали люди, перестали даже возносить жертвы олимпийцам. Делать нечего, пришлось Громовержцу искать способы утешить Подательницу Жизни. Послал он в мрачный Аид быстрого Гермеса, чтобы высказал он владыке царства мертвых его волю. Отныне две трети года будет Персефона жить с матерью и лишь одну треть со своим мужем в царстве теней.

Бросилась Деметра навстречу дочери, зацвели сады, зазеленели луга, заколосились тучные нивы. А когда Юная жена вновь уходит к мужу, печалится мать. Желтеют листья, вянут цветы, плачет вся природа вместе с безутешной матерью.

Деметра и Триптолем

Существует и другой вариант мифа о Деметре. Изнывая от горя, в одежде простой смертной Благая Богиня пришла в Элевсин. Там ее со всем гостеприимством встретила жена царя Метанира и даже взяла Бессмертную в няньки к своему сыну Триптолему. Деметра, занимаясь с ребенком, забывала о своем горе и в знак своего особого благоволения она решила подарить воспитаннику вечную жизнь.

Для этого нужно было совершить особый ритуал: натирать ребенку амброзией, дарующей бессмертие и закалять младенца, удерживая его над огнем очага. Но однажды ночью мать младенца застала няньку за этим ритуалом и страшно испугалась (по одной из вариантов легенды Деметра уронила ребенка в огонь от крика матери, и он погиб). Поэтому Богине пришлось отказаться от своей затеи. Но в благодарность она все же подарила наследнику колос пшеницы и научила возделывать пашню и выращивать злаки.

Культ Деметры

Зарождение культа Деметры получило свое начало во 2 тысячелетии до н.э. С зарождением земледелия и изменением образа жизни людей, появились новые традиции, обряды и законы. Считается, что первые законы люди также получили от Деметры. Долгое время Богиня жила в браке с полубогом Иасионом, с которым у нее родился сын Плутос, известный как Бог богатства и щедрости.

Праздники в честь Благой Богини начинались в первой половине апреля, их называли праздники веселья и гостеприимства, и длились они восемь дней. Эти праздники были особо чтимы земледельцами и скотоводами, которые в эти дни наряжались в белые новые одежды и разыгрывали мистерии, посвященные Деметре.

В храмы Богини Плодородия приносили богатые жертвы: янтарные соты с медом, различные плоды, блюда из мяса, сладости. Во второй половине сентября проходили «главные мистерии», и были они связаны с уборкой урожая, а также посвященные жрецы разыгрывали представления, символизирующие умирание и воскрешение природы и человека. Длились празднества ровно девять дней, и по закону на всех греческих землях восстанавливался мир и согласие.