Клетки участвующие в фотосинтезе. Фотосинтез. Значение фотосинтеза. Световая и Темновая фазы фотосинтеза. Растительный мир как основа питания

Фотосинтез - это уникальный физико-химический процесс, осуществляемый на Земле всеми зелеными растениями и некоторыми бактериями и обеспечивающий преобразование электромагнитной энергии солнечных лучей в энергию химических связей различных органических соединений. Основа фотосинтеза — последовательная цепь окислительно-восстановительных реакций, в ходе которых осуществляется перенос электронов от донора — восстановителя (вода, водород) к акцептору — окислителю (СО2, ацетат) с образованием восстановленных соединений (углеводов) и выделением O2, если окисляется вода

Фотосинтез играет ведущую роль в биосферных процессах, приводя в глобальных масштабах к образованию органического вещества из неорганического.

Фотосинтезирующие организмы, используя солнечную энергию в реакциях фотосинтеза, осуществляют связь жизни на Земле со Вселенной и определяют в конечном итоге всю ее сложность и разнообразие. Гетеротрофные организмы — животные, грибы, большинство бактерий, а также бесхлорофилльные растения и водоросли — обязаны своим существованием автотрофным организмам — растениям-фотосинтетикам, создающим на Земле органическое вещество и восполняющим убыль кислорода в атмосфере. Человечество все более осознает очевидную истину, впервые научно обоснованную К.А. Тимирязевым и В.И. Вернадским: экологическое благополучие биосферы и существование самого человечества зависит от состояния растительного покрова нашей планеты.

Процессы, происходящие в листе

Лист осуществляет три важных процесса - фотосинтез, испарение воды и газообмен. В процессе фотосинтеза в листьях из воды и двуокиси углерода под действием солнечных лучей синтезируются органические вещества. Днем, в результате фотосинтеза и дыхания, растение выделяет кислород и двуокись углерода, а ночью - только двуокись углерода, образующуюся при дыхании.

Большинство растений способно синтезировать хлорофилл при слабом освещении. При прямом солнечном освещении хлорофилл синтезируется быстрее.
Необходимая для фотосинтеза световая энергия в известных пределах поглощается тем больше, чем меньше затемнен лист. Потому у растений в процессе эволюции выработалась способность поворачивать пластину листа к свету так, чтобы на нее падало больше солнечных лучей. Листья на растении располагаются так, чтобы не притеснять друг друга.
Тимирязев доказал, что источником энергии для фотосинтеза служат преимущественно красные лучи спектра. На это указывает спектр поглощения хлорофилла, где наиболее интенсивная полоса поглощения наблюдается в красной, и менее интенсивное - в сине-фиолетовой части.


Фото: Nat Tarbox


В хлоропластах вместе с хлорофиллом имеются пигменты каротин и ксантофилл. Оба этих пигмента поглощают синие и, отчасти, зеленые лучи и пропускают красные и желтые. Некоторые ученые приписываю каротину и ксантофиллу роль экранов, защищающих хлорофилл от разрушительного действия синих лучей.
Процесс фотосинтеза слагается из целого ряда последовательных реакций, часть которых протекает с поглощением световой энергии, а часть - в темноте. Устойчивыми окончательными продуктами фотосинтеза являются углеводы (сахара, а затем крахмал), органические кислоты, аминокислоты, белки.
Фотосинтез при различных условиях протекает с разной интенсивностью.

Интенсивность фотосинтеза также зависит от фазы развития растения. Максимальная интенсивность фотосинтеза наблюдается в фазе цветения.
Обычное содержание углекислоты в воздухе составляет 0,03% по объему. Уменьшение содержания углекислоты в воздухе снижает интенсивность фотосинтеза. Повышение содержания углекислоты до 0,5% увеличивает интенсивность фотосинтеза почти пропорционально. Однако при дальнейшем повышении содержания углекислоты, интенсивность фотосинтеза не возрастает, а при 1% - растение страдает.

Растения испаряют или трансперируют очень большое количество воды. Испарение воды является одной из причин восходящего тока. Вследствие испарения воды растением в нем накапливаются минеральные вещества, и происходит полезное для растения понижение температуры во время солнечного нагрева.
Растение регулирует процесс испарения воды посредством работы устьиц. Отложение кутикулы или воскового налета на эпидерме, образование его волосков и другие приспособления направлены к сокращению нерегулируемой трансперации.

Процесс фотосинтеза и постоянное протекающее дыхание живых клеток листа требуют газообмена между внутренними тканями листа и атмосферой. В процессе фотосинтеза из атмосферы поглощается ассимилируемый углекислый газ и возвращается в атмосферу кислородом.
Применение изотопного метода анализа показало, что кислород, возвращаемый в атмосферу 16O принадлежит воде, а не углекислому газу воздуха, в котором приобладает другой его изотоп - 15О. При дыхании живых клеток (окисление свободным кислородом органических веществ внутри клетки до углекислого газа и воды) необходимо поступление из атмосферы кислорода и возвращение углекислоты. Этот газообмен также в основном осуществляется через устьичный аппарат.

Процесс фотосинтеза состоит из двух последовательных и взаимосвязанных этапов: светового (фотохимического) и темнового (метаболического). На первой стадии происходит преобразование поглощенной фотосинтетическими пигментами энергии квантов света в энергию химических связей высокоэнергетического соединения АТФ и универсального восстановителя НАДФН — собственно первичных продуктов фотосинтеза, или так называемой «ассимиляционной силы». В темновых реакциях фотосинтеза происходит использование образовавшихся на свету АТФ и НАДФН в цикле фиксации углекислоты и ее последующего восстановления до углеводов.
У всех фотосинтезирующих организмов фотохимические процессы световой стадии фотосинтеза происходят в особых энергопреобразующих мембранах, называемых тилакоидными, и организованы в так называемую электрон-транспортную цепь. Темновые реакции фотосинтеза осуществляются вне тилакоидных мембран (в цитоплазме у прокариот и в строме хлоропласта у растений). Таким образом, световая и темновая стадии фотосинтеза разделены в пространстве и во времени.

Интенсивность фотосинтеза древесных растений широко варьирует в зависимости от взаимодействия многих внешних и внутренних факторов, причем эти взаимодействия изменяются во времени и различны у разных видов.

Фотосинтетическую способность иногда оценивают по чистому приросту сухой массы. Такие данные имеют особое значение, потому что прирост представляет собой среднее истинное увеличение массы за большой промежуток времени в условиях внешней среды, включающих обычные периодически наступающие стрессы.
Некоторые виды покрытосеменных эффективно осуществляют фотосинтез как при низкой, так и при высокой интенсивности света. Многие голосеменные гораздо более продуктивны при высокой освещенности. Сравнение этих двух групп при низкой и высокой интенсивности света часто дает различное представление о фотосинтетической способности с точки зрения накопления питательных веществ. Кроме того, голосеменные часто накапливают некоторое количество сухой массы в период покоя, тогда как листопадные покрытосеменные теряют ее вследствие дыхания. Поэтому голосеменное растение с несколько более низкой интенсивностью фотосинтеза, чем листопадное покрытосеменное во время периода роста, может накапливать в течение года столько же или даже больше общей сухой массы благодаря гораздо большей продолжительности периода фотосинтетической активности.

Первые опыты по фотосинтезу были проведены Джозефом Пристли в 1770-1780-х годах, когда он обратил внимание на "порчу" воздуха в герметичном сосуде горящей свечой (воздух переставал быть способен поддерживать горение, помещённые в него животные задыхались) и "исправление" его растениями. Пристли сделал вывод что растения выделяют кислород, который необходим для дыхания и горения, однако не заметил что для этого растениям нужен свет. Это показал вскоре Ян Ингенхауз. Позже было установлено что помимо выделения кислорода растения поглощают углекислый газ и при участии воды синтезируют на свету органическое вещество. В 1842 Роберт Майер на основании закона сохранения энергии постулировал что растения преобразуют энергию солнечного света в энергию химических связей. В 1877 г. В. Пфеффер назвал этот процесс фотосинтезом

Фотосинтез — уникальная система процессов создания с помощью хлоро-филла и энергии света органических веществ из неорганических и выделения кислорода в атмосферу, реализуемая в огромных масштабах на суше и в воде.

Все процессы темновой фазы фотосинтеза идут без непосредственного потребления света, но в них большую роль играют высокоэнергетические ве-щества (АТФ и НАДФ.Н), образующиеся с участием энергии света, во время световой фазы фотосинтеза. В процессе темновой фазы энергия макроэнергетических связей АТФ преобразуется в химическую энергию органических соединений молекул углеводов. Это значит, что энергия солнечного света как бы консервируется в химических связях между атомами органических ве-ществ, что имеет огромное значение в энергетике биосферы и конкретно для жизнедеятельности всего живого населения нашей планеты.

Фотосинтез происходит в хлоропластах клетки и представляет собой синтез углеводов в хлорофиллоносных клетках, идущий с потреблением энергии сол-нечного света. Различают световую и темповую фазы фотосинтеза. Световая фаза при непосредственном потреблении квантов света обеспечивает про-цесс синтеза необходимой энергией в виде НАДН и АТФ. Темновая фаза — без участия света, но путем многочисленного ряда химических реакций (цикл Кальвина) обеспечивает образование углеводов, главным образом глюкозы. Значение фотосинтеза в биосфере огромно.

На этой странице материал по темам:

  • Фотосинтез световая и темновая фазы доклад

  • Световая и темновая фазы фотосинтеза кратко и понятно

  • Биохимия темновая стадия фотосинтеза

  • Темновая фаза фотосинтеза характеризуется

  • Фотосинтез и его фазы реферат

Вопросы по этому материалу:

Фотосинтез является очень сложным биологическим процессом. Его изучает наука биология на протяжении многих лет, но, как показывает история изучения фотосинтеза, некоторые этапы до сих пор непонятны. В научных справочниках последовательное описание этого процесса занимает несколько страниц. Цель этой статьи - описать такое явление, как фотосинтез, кратко и понятно для детей, в виде схем и объяснения.

Научное определение

Для начала важно узнать, что такое фотосинтез. В биологии определение звучит так: это процесс образования органических веществ (пищи) из неорганических (из углекислого газа и воды) в хлоропластах с помощью энергии света.

Чтобы понять это определение, можно представить совершенную фабрику - это любое зеленое растение, которое является фотосинтетиком. «Топливом» для этой фабрики служит солнечный свет, растения используют воду, углекислый газ и минералы , чтобы производить пищу почти для всех форм жизни на земле. Эта «фабрика» совершенная, потому что она, в отличие от других заводов, не приносит вред, а, наоборот, по ходу производства выделяет в атмосферу кислород и поглощает углекислый газ. Как видно, для фотосинтеза необходимы определенные условия.

Этот уникальный процесс можно представить в виде формулы или уравнения:

солнце +вода+углекислый газ = глюкоза+вода+кислород

Строение листа растения

Для того чтобы охарактеризовать сущность процесса фотосинтеза, необходимо рассмотреть строение листа. Если рассмотреть под микроскопом, можно увидеть прозрачные клетки, в которых находятся от 50 до 100 зеленых пятнышек. Это хлоропласты, где находится хлорофилл - основной фотосинтетический пигмент, и в которых осуществляется фотосинтез.

Хлоропласт похож на маленькую сумочку, а внутри него - сумочки еще меньше. Они называются тилакоидами. Молекулы хлорофилла находятся на поверхности тилакоидов и расположены по группам, которые называются фотосистемами. У большинства растений существует два вида фотосистем (ФС): фотосистемаI и фотосистемаII. К фотосинтезу способны только клетки, имеющие хлоропласт.

Описание световой фазы

Какие реакции происходят во время световой фазы фотосинтеза? В группе ФСII энергия солнечного света предается электронам молекулы хлорофилла, вследствие чего электрон заряжается, то есть «возбуждается настолько», что выпрыгивает из группы фотосистемы и «подхватывается» молекулой-переносчиком в мембране тилакоида. Этот электрон переходит от переносчика к переносчику, пока не разрядится. После этого он может использоваться в другой группе ФСI для замены электрона.

В группе фотосистемы II недостает электрона, и теперь она положительно заряженная и требует новый электрон. Но где взять такой электрон? Область в группе, известная как комплекс выделения кислорода, поджидает беззаботно «прогуливающуюся» молекулу воды.

В молекулу воды входит один атом кислорода и два атома водорода . Комплекс выделения кислорода в ФСII имеет марганца четыре иона, которые забирают электроны у атомов водорода. В результате происходит расщепление молекулы воды на два положительных иона водорода, два электрона и один атом кислорода. Молекулы воды расщепляются , и атомы кислорода распределяются по парам, образуя при этом молекулы газа кислорода, который возвращает растение в воздух. Ионы водорода начинают собираться в сумочке тилакоида, отсюда растение сможет их использовать, а с помощью электронов решается проблема потери в комплексе ФС II, который готов повторить этот цикл много раз в секунду.

В тилакоидном мешочке происходит скопление ионов водорода, и они начинают искать выход. Два иона водорода, образующиеся всегда при распаде молекулы воды, это далеко не всё: проходя путь из комплекса ФС II в комплекс ФС I, электроны притягивают в мешочек и другие ионы водорода. Затем эти ионы скапливаются в тилакоиде. Как им оттуда выбраться?

Оказывается, у них имеется «турникет» с одним выходом - фермент, который используется при выработке клеточного «топлива», называемого АТФ (аденозинтрифосфат). Проходя через этот «турникет», ионы водорода предоставляют энергию, которая необходима для перезарядки уже используемых молекул АТФ. Молекулы АТФ - это клеточные «батареи». Они отдают энергию для реакций внутри клетки.

При сборе сахара нужна еще одна молекула. Она называется НАДФ (никотинамидадениндинуклеотидфосфат). Молекулы НАДФ - это «грузовики», каждый из них доставляет по атому водорода к ферменту молекулы сахара. Образование НАДФ происходит в комплексе ФС I. Пока фотосистема (ФС II) расщепляет молекулы воды и создает из них АТФ, фотосистема (ФС I) поглощает свет и выдает электроны, которые потом будут нужны при образовании НАДФ. Молекулы АТФ и НАДФ находятся на хранении в строме и потом будут использованы для образования сахара.

Продукты световой фазы фотосинтеза:

  • кислород
  • НАДФ*Н 2

Схема ночной фазы

После световой фазы протекает темновая стадия фотосинтеза. Впервые эту фазу открыл Кальвин. Впоследствии это открытие было названо с3 - фотосинтезом. У некоторых видов растений наблюдается вид фотосинтеза - с4.

В процессе фотосинтеза световой фазы сахар не производится. При свете образуется только АТФ и НАДФ. Ферменты используются в строме (пространстве вне тилакоида) для производства сахара. Хлоропласт можно сравнить с фабрикой, на которой бригады (ФС I и ФС II) внутри тилакоида производят грузовики и батареи (НАДФ и АТФ) для работы третьей бригады (особых ферментов) стромы.

Эта бригада образовывает сахар путем присоединения атомов водорода и молекулы углекислого газа благодаря химическим реакциям, используя при этом ферменты, находящиесяся в строме. Все три бригады работают днем, а «сахарная» и днем, и ночью, до того пока не израсходуется АТФ и НАДФ, которые остались после дневной смены.

В строме много атомов и молекул соединяются с помощью ферментов. Некоторые ферменты - это молекулы белка, имеющие особую форму, и это позволяет им брать те атомы или молекулы, которые нужны для определенной реакции. После того как произойдет соединение, фермент отпускает новообразованную молекулу, и такой процесс повторяется постоянно. В строме ферменты пускают по цепочке молекулы сахара, которые собрали, перестраивают их, заряжают с помощью АТФ, присоединяют углекислоту, добавляют водород, затем отправляют трехуглеродный сахар в другую часть клетки, где его преобразуют в глюкозу и множество других веществ.

Итак, темновая фаза характеризуется образованием молекул глюкозы. А из глюкозы синтезируются углеводы.

Фотосинтез световая и темновая фазы (таблица)

Роль в природе

Каково же значение фотосинтеза в природе? Можно смело сказать, что жизнь на Земле зависит от фотосинтеза.

  • С его помощью растения вырабатывают кислород, который так необходим для дыхания.
  • В процессе дыхания выделяется углекислый газ. Если бы его не поглощали растения, то в атмосфере бы возник парниковый эффект. С появлением парникового эффекта может меняться климат, таять ледники, в результате может затопить много земельных участков.
  • Процесс фотосинтеза помогает питать все живые существа, а также осуществляет снабжение человечества топливом.
  • Благодаря выделяемому с помощью фотосинтеза кислороду в виде кислородно-озонового экрана атмосферы происходит защита всего живого от ультрафиолетового излучения.

Что же такое - этот фотосинтез

Фотосинтез – это переработка неорганических веществ в органические при помощи специальных пигментов. Благодаря этому явлению растения питаются и снабжают планету кислородом. Проще всего понять, что такое фотосинтез , при помощи данной картинки:

  • Растения при помощи пигмента под названием хлорофилл поглощают воду и углекислый газ (неорганические вещества).
  • На растения оказывают воздействие лучи солнца.
  • Под воздействием этих лучей из воды и углекислого газа синтезируются кислород и глюкоза.
  • Кислородом дышат другие живые существа. Выделяют углекислый газ - и круг замыкается, все начинается снова.

Бывают ли растения без хлорофилла в листьях

Да, такое случается. Все организмы подвержены изменчивости . Это означает, что в них могут происходить мутации. Иногда они помогают растениям лучше выживать, но иногда все происходит наоборот.

Одна из таких мутаций у растений как раз и выражается в отсутствии хлорофилла в листьях. Поскольку именно данный пигмент отвечает за зеленый цвет листвы, у данных растений она будет белой.

Как растения-альбиносы питаются

Самостоятельно они питаться не могут, поэтому, в большинстве своем, они умирают. Но есть и исключения.

Одно из них – это секвоя-альбинос . Красивая, правда? Только вот некоторым растениям она не кажется такой уж привлекательной.

Ее можно назвать настоящим вампиром в мире растений : она имеет белый окрас, а питается за счет других растений, «присасываясь» своими корнями к корневой системе других растений, отнимая у них часть пищи.

Нет, фотосинтезировать могут водоросли, бактерии и даже животные.

Примером животного , которое способно к фотосинтезу, является морской слизень Elysia chlorotica.

Он забирает хлоропласты у водорослей , встраивая их в свою пищеварительную систему . Затем, в результате фотосинтеза, слизень производит сахар, которым впоследствии и питается. Он и внешне немного напоминает листочек растения - такой же зеленый.

Растения в доме

Если вы хотите, чтобы дома было больше кислорода – то они точно не повредят .

Вот пятерка комнатных цветов , которые лучше всего справятся с этой задачей:

Именно ее я купила на свой подоконник, теперь она радует глаза. Может, мне это только кажется, но дышится теперь и вправду легче.

Полезно9 Не очень

Комментарии0

Фотосинтез отложился у меня в голове основательно. Проходили мы его в шестом классе. Я, как физик и программист, отказывающийся учить биологию, просто спал на уроках. Учитель у меня была очень терпеливой дамой, но тогда ее терпение не выдержало. Она вызвала меня к доске и я под смех и улюлюканье класса пытался сообразить, что это за зверь такой "фотосинтез". Неприятный опыт отложился у меня в голове и теперь рассказать о нем я могу в любой момент, хоть среди ночи меня разбуди.

Что это за зверь такой - фотосинтез

Фотосинтез - процесс образования органических веществ из неорганических веществ растением или простейшим . Неорганические вещества: вода (HOH), углекислый газ (CO2); органические: глюкоза (C6H12O6) . Также в данном процессе образуется достаточно много энергии, которая потом тратится растением на продолжение жизни (на внутренние процессы и движение).

Механизм

Механизм фотосинтеза не очень сложен. Растение поглощает из атмосферы углекислый газ , затем использует воду , которую корни абсорбировали под землей и с помощью хлорофилла и света начинает реакцию, которая проходит в основной ткани. В ходе этой реакции шесть молекул углекислого газа объединяются с шестью молекулами воды и образуется шесть молекул глюкозы и столько же кислорода. Кислород позже выделяется устьицами листа в атмосферу. Важно учитывать, что катализатором в такой реакции должен служить солнечный свет (волны ультрафиолетового спектра).

Есть небольшой нюанс, у более простых организмов можно наблюдать фотосинтез без участия хлорофилла, это уже тема старшей школы/ВУЗ-а, поэтому не думаю, что стоит ее детально расписывать. Школьнику достаточно знать, что это дает большой проигрыш в эффективности, то есть, получается меньше энергии и органических веществ.

Те, кто фотосинтезирует

  • Все зеленые растения:
    • Высшие растения.
    • Различные зеленые водоросли.
  • Некоторые животные:
    • Эвглена зеленая (тут может быть ошибка, ибо даже когда я учился, велись споры по поводу того, к животным или растениям ее относить),
    • Восточная изумрудная элизия.

Полезно1 Не очень

Комментарии0

Однажды ко мне в комнату в общежитии подселили биолога, который был помешан на учебе. За неделю проживания в нашей комнате, он заложил весь подоконник растениями и без устали твердил, что растения нужны ему для дипломной работы. Он изучал, как комнатные растения перерабатывают энергию солнца. Как-то он спросил меня, знаю ли я, что такое фотосинтез, и я ответил то, что изучал в школе. На что он мне ответил, что химики ничего не знают, и мои знания приравниваются к знаниям грудного ребенка. Таким образом, с самого утра и до глубокой ночи, он постоянно рассказывал мне про растения и фотосинтез, поэтому я идеально запомнил весь этот процесс.

Фотосинтез - что это

Как я и ответил биологу, фотосинтез - это процесс превращения воды и углекислого газа в органические соединения под действием солнечного света . Фотосинтез - единственный в биосфере процесс, при помощи которого усваивается энергия солнца растениями и другими организмами. Общее уравнение фотосинтеза изображается как: 6СО2 + 6Н2О = С6Н12О6 + 6О2 - углекислый газ и вода под действием ультрафиолетового света превращаются в гексозу, также выделяется побочный продукт синтеза - кислород , который поддерживает всю жизнь на планете. Существует несколько типов фотосинтеза:

  1. Бесхлорофилльный фотосинтез - это, когда не происходит образования соединений необходимых для поглощения углекислого газа, а осуществляется исключительно запас солнечной энергии в форме АТФ.
  2. Хлорофилльный фотосинтез - отличается от бесхлорофилльного значительно большей эффективностью запаса энергии.

Есть два типа хлорофилльного фотосинтеза: аноксигенный и оксигенный. Аноксигенный - это бескислородный фотосинтез, он происходит без выделения кислорода. Оксигенный - это кислородный фотосинтез, который сопровождается выделением кислорода в качестве побочного продукта.

Значение фотосинтеза

Именно благодаря фотосинтезу стала возможной эволюция бактерий в более сложные организмы , таким образом солнечная энергия стала одним из источников питания для бесчисленного количества организмов. Также, благодаря фотосинтезу, выделяется кислород и перерабатывается углекислый газ. С помощью фотосинтеза на ранних этапах существования Земли в атмосфере накопилось огромное количество кислорода, что в дальнейшем сыграло роль в образовании нашей атмосферы и жизни на планете.

Полезно1 Не очень

Комментарии0

Наверное каждый, кто хоть раз бывал на даче, сталкивался с тем, что, подняв оставленные с прошлого года коврик или доску во дворе, можно увидеть под ними совсем хилую траву почти белого цвета. И мой пятилетний племянник, увидевший такое в первый раз, учинил мне настоящий допрос.) Вот, что я ему рассказала.

Коротко о фотосинтезе

Растения являются обладателями зеленого цвета благодаря наличию вещества, которое называется хлорофилл. Оно содержится в органеллах (можно провести аналогию с человеческими органами), называющихся хлоропластами. Они устроены так, что при попадании солнечных лучей сразу же начинают их поглощать и перерабатывать в необходимую для жизни растения энергию. Это сложный химический процесс, в результате которого выделяется кислород. При этом остается неиспользованной зеленая часть цветового спектра солнечного луча. Поэтому листик или трава становятся зелеными. А все это вместе называется фотосинтезом.

Нужен ли хлорофилл человеку

Если провести параллель с человеческим организмом, то хлорофилл больше всего похож, как по выполняемым функциям, так и по химической формуле, на гемоглобин. Но ученые так и не сумели доказать, может ли он усваиваться людьми. Поэтому чаще всего хлорофилл используется в качестве натурального и безвредного пищевого красителя зеленого цвета.

Вот еще что интересного я нашла об этом процессе:

  • главным поставщиком кислорода в результате фотосинтеза является морской фитопланктон;
  • некоторые глубоководные бактерии настолько светочувствительны, что для запуска процесса фотосинтеза им достаточно света от горячих источников;
  • при чрезмерном солнечном освещении способность растительных клеток к фотосинтезу может уменьшаться;
  • листья фиолетового и красного цветов насыщены специальными пигментами, которые не позволяют подавить процесс фотосинтеза при избытке освещения;
  • некоторые виды бактерий не выделяют кислород при фотосинтезе.

А еще хлорофилл не является обязательным для фотосинтеза. В некоторых организмах его роль выполняет «родственник» витамина А, под названием ретиналь.

Полезно0 Не очень

Комментарии0

Когда я голоден, первым делом лезу в холодильник или же спускаюсь за продуктами в кладовую. Но что могут делать растения, когда они голодают? Со школьных времен я помню, как учительница на примере цветов, стоящих в классе, рассказывала нам, что растениям нужен солнечный свет, вода и почва, чтобы расти. Но как они получают свою пищу? Они делают это сами!

Ценность фотосинтеза

Невозможно переоценить важность фотосинтеза для поддержания жизни на Земле. Если бы он прекратился, то:

  • на Земле вскоре стало бы мало пищи или других органических веществ;
  • со временем атмосфера нашей планеты стала бы почти лишенной газообразного кислорода;
  • планету населяли бы только анаэробные бактерии, живущие в бескислородной среде.

Так же как люди питаются пищей, так и растения должны поглощать газы, чтобы жить. Многие люди считают, что они «кормят» растение, когда зарывают его в почву, поливают или выставляют на солнце, но ни один из этих источников не является пищей для них.

Благодаря поглощению световой энергии и преобразованию ее в кислород и минералы любое растение может существовать. Этот процесс называется фотосинтезом и выполняется всеми растениями, водорослями и даже некоторыми микроорганизмами.

Для фотосинтеза нашим «зеленым друзьям» необходимо три вещи:

  • углекислый газ;
  • вода;
  • солнечный свет.

Фотосинтез и экосистема

С помощью углекислого газа и воды, гороховый стручок использует энергию от солнечного света для создания молекул сахара. Когда кролик съел стручок гороха, он косвенно получил энергию от солнечного света, который хранился в молекулах сахара цветка.

Энергия, вырабатываемая в процессе фотосинтеза, отвечает за ископаемое топливо, питающее промышленность. В прошлые века зеленые растения и мелкие организмы росли быстрее, чем они потреблялись, сейчас ситуация в корне изменилась. К сожалению, современная цивилизация использует в течение нескольких столетий избыток фотосинтетического производства, накопленный за миллионы лет, и как следствие углекислый газ возобновляется особо большими темпами.

Полезно0 Не очень

Комментарии0

Энергия правит миром. Энергетическая ценность, килокалории - знакомые слова, да? Калории в нашем обществе, озабоченном похудением до несуществующего идеала, чаще ассоциируются с чем-то плохим. Вот мои подруги вечно ругают себя за то, что едят. И что-то там говорят мне про "плохую еду". Плохая еда - это та, которая испортилась или у вас нее аллергия. Всё.

Не буду вдаваться в подробности диетологии, но без калорий (или урезая их до абсолютного минимума) просто невозможно жить, ведь они дают нам энергию для работы всего организма. Нет еды - нет жизни.

Вот и у растений то же самое. Им для роста и жизнедеятельности тоже нужна энергия, только получают они ее не из борща и котлеток, а из почвы и солнечного света. "Питание светом" называется фотосинтезом.

Фотосинтез: что он дает растениям

Самые известные "фотосинтезаторы" - это растения , поэтому речь я поведу о них, хотя той же способностью могут похвастаться и некоторые бактерии .

Наиболее распространенным является хлорофилльный фотосинтез . Именно хлорофилл помогает растениям "ловить" солнечные лучи. Он же окрашивает их листья в зеленый. Хлорофилл находится в хлоропластах - клеточных органеллах растений.

Интересно, что хлорофилл - это еще и пищевая добавка Е140 .

Энергия света нужна для того, чтобы растения могли преобразовать неорганические вещества в органические (которыми смогут питаться).

Помимо света для фотосинтеза растениям нужны вода и углекислый газ .

При такой сложной переработке растения получают необходимые для себя углеводы и аминокислоты.

Кислород - один из побочных продуктов фотосинтеза. Так растения "кормят" не только себя, но и атмосферу.

Альтернативные способы питания

Не заменяет, но дополняет фотосинтез почвенное питание . Корни растений "вытягивают" питательные вещества из почвы. Для этого, кстати, тоже необходима вода. Корни могут впитать только раствор , сухое вещество для них бесполезно.

У некоторых растений в ходе эволюции появился еще один способ питания. Довольно необычный. Эти растения насекомоядны.

Типичные представители:

  • росянка;
  • венерина мухоловка;
  • пузырчатка.

Но насекомые - не основа их питания. Они могут благополучно и мирно жить без животной пищи, но та все-таки служит важным дополнением к их рациону.

На безбелковой диете такие растения обычно растут несколько хуже.

Полезно0 Не очень

Комментарии0

Фотосинтез . Какое же это было тяжелое для меня слово в младшей школе. Хорошо хоть, нас не заставляли тогда учить не менее сложный процесс фотосинтеза. Я думал, что понять этот процесс нереально. Но чутка позже меня перевели в гимназию. Учительница биологии, работавшая там, была очень хорошим преподавателем. Она всегда могла найти подход к ребёнку и, используя навороченные схемы, видео и искусство ораторства, вбила в наши ещё неокрепшие головы основы фотосинтеза .

Немного о фотосинтезе

Это незаменимый в природе процесс , без которого мы не смогли бы нормально дышать , а растения вырабатывать себе пищу . При его помощи организмы способны потреблять солнечную энергию, углекислый газ и воду , а взамен вырабатывать углеводы и кислород . Почему я пишу организмы, а не растения? Да потому что фотосинтезировать могут :

Основы фотосинтеза

Я постараюсь рассказать вам об этом как можно более сжато . Ведь процесс настолько тяжёлый , что у неподготовленных просто взорвётся мозг от полученной информации. Предлагаю взглянуть на страницу моего старого конспекта по биологии.

Что вы из этого извлекли? Да, я украинец. Ну а по теме? Я уверен, что вы почти ничего не поняли. Поэтому объясняю вам с нуля .

Мы получили кучу запасов энергии и углеводов. Организм счастлив!

Итоги полученного урока

Поздравляю! Ты познал основы процесса фотосинтеза и теперь ты биолог 80 лвла.

Можешь похвастаться перед друзьями, получить пятёрку в школе или изучить более сложные основы пищеварения, если после этого у тебя не пропало желание учить биологию.

В детстве я большую часть лета проводила на даче, и мама всегда с любовью говорила: «Доченька, не рви цветы, они ведь живые, как и люди. Солнышко светит на листочки и выходит кислород, которым мы дышим, это называется фотосинтезом». И я слушалась, правда, на тот момент я не понимала самого процесса фотосинтеза.

Но благодаря ее подробным рассказам и знаниям, полученным в школе, теперь я имею полное представление об этом важном явлении.

Что такое фотосинтез

Не хочу грузить вас сложными терминами и определениями, поэтому сформулирую просто, фотосинтез - это выработка растениями глюкозы и главное кислорода под воздействием солнечного света, и переработки воды и углекислого газа.

У большинства растений во время фотосинтеза участвуют листья. Если рассмотреть листья под микроскопом, то мы увидим, что они состоят из зеленых продольных клеток, которые носят название хлоропласты, их наполняет зеленый пигмент хлорофилл. Это можно увидеть на картинке, где лист увеличен под микроскопом.

Но цвет листьев зеленый не из-за того, что хлорофилл имеет такой цвет. Дело в том, что клетки могут поглощат ь только лучи синего и красного спектра , а зеленый спектр отражают, поэтому в большинстве случаев мы видим листья зеленого цвета . Но бывают случаи, когда других пигментов больше, чем хлорофилла, тогда листья могут приобретать желтую, или даже красную расцветку.

Хлорофиллы впитывают в себя солнечный свет , после чего начинается процесс сложной химической реакции , в ходе которой вырабатываются:

  • сахар;
  • жиры;
  • углеводы;
  • белки;
  • и крахмал .

Но все-таки главной особенностью фотосинтеза является выработка кислорода , который позволяет благополучно жить людям и животным на Земле.

Две фазы фотосинтеза - световая и темновая

Для световой фазы важное значение имеют солнечный свет и пигменты .

Как я уже писала ранее про зеленую и другую окраску листьев, это связано с тем, что пигменты бывают у растений разные:

  • желтые;
  • зеленые;
  • синие;
  • красные.

В фотосинтезе участвуют хлорофиллы (зеленые пигменты). Все пигменты поглощают солнечный свет и передают его в хлорофиллы, так как только они могут его перерабатывать, после чего энергия света превращается в химическую энергию АТФ и восстановленного НАДФ*Н, в результате фоторазложения воды выделяется кислород .

В темной фазе в содержимом хлоропластов восстанавливается поглощенный углекислый газ , что вызывает образование органических веществ .

Полезно0 Не очень

Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи: Сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи; вспомнить особенности строения хлоропластов. Дать характеристику световой и темновой фазы фотосинтеза. Показать значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ, поглощение углекислого газа и выделение кислорода в атмосферу.

Тип урока: лекция.

Оборудование:

  1. Средства наглядности: таблицы по общей биологии;
  2. ТСО: компьютер; мультимедиапроектор.

План лекции:

  1. История изучения процесса.
  2. Эксперименты по фотосинтезу.
  3. Фотосинтез, как анаболический процесс.
  4. Хлорофилл и его свойства.
  5. Фотосистемы.
  6. Световая фаза фотосинтеза.
  7. Темновая фаза фотосинтеза.
  8. Лимитирующие факторы фотосинтеза.

Ход лекции

История изучения фотосинтеза

1630 год начало изучения фотосинтеза. Ван Гельмонт доказал, что растения образуют органические вещества, а не получают их из почвы. Взвешивая горшок с землей и ивой, и отдельно само дерево, он показал, что через 5 лет масса дерева увеличилась на 74 кг, тогда как почва потеряла только 57 г. Он решил, что пищу дерево получает из воды. В настоящее время мы знаем, что используется углекислый газ.

В 1804 году Соссюр установил, что в процессе фотосинтеза велико значение воды.

В 1887 году открыты хемосинтезирующие бактерии.

В 1905 году Блэкман установил, что фотосинтез состоит из двух фаз: быстрой – световой и ряда последовательных медленных реакций темновой фазы.

Эксперименты по фотосинтезу

1 опыт доказывает значение солнечного света (рис. 1.) 2 опыт доказывает значение углекислого газа для фотосинтеза (рис. 2.)

3 опыт доказывает значение фотосинтеза (рис.3.)

Фотосинтез, как анаболический процесс

  1. Ежегодно в результате фотосинтеза образуется 150 млрд. тонн органического вещества и 200 млрд. тонн свободного кислорода.
  2. Круговорот кислорода, углерода и других элементов, вовлекаемых в фотосинтез. Поддерживает современный состав атмосферы, необходимый для существования современных форм жизни.
  3. Фотосинтез препятствует увеличению концентрации углекислого газа, предотвращая перегрев Земли вследствие парникового эффекта.
  4. Фотосинтез – основа всех цепей питания на Земле.
  5. Запасенная в продуктах энергия – основной источник энергии для человечества.

Сущность фотосинтеза заключается в превращении световой энергии солнечного луча в химическую энергию в виде АТФ и НАДФ·Н 2 .

Суммарное уравнение фотосинтеза:

6СО 2 + 6Н 2 О С 6 Н 12 О 6 + 6О 2

Существует два главных типа фотосинтеза:

Хлорофилл и его свойства

Виды хлорофилла

Хлорофилл имеет модификации а, в, с, d. Отличаются они структурным строением и спектром поглощения света. Например: хлорофилл в содержит на один атом кислорода больше и на два атома водорода меньше, чем хлорофилл а.

Все растения и оксифотобактерии имеют как основной пигмент желто-зеленый хлорофилл а, а как дополнительный хлорофилл в.

Другие пигменты растений

Некоторые другие пигменты способны поглощать солнечную энергию и передавать ее в хлорофилл, вовлекая ее тем самым в фотосинтез.

У большинства растений есть темно оранжевый пигмент – каротин , который в животном организме превращается в витамин А и желтый пигмент – ксантофилл .

Фикоцианин и фикоэритрин – содержат красные и сине-зеленые водоросли. У красных водорослей эти пигменты принимают более активное участие в процессе фотосинтеза, чем хлорофилл.

Хлорофилл минимально поглощает свет в сине-зеленой части спектра. Хлорофилл а, в- в фиолетовой области спектра, где длина волны 440 нм. Уникальная функция хлорофилла состоит в том, что он интенсивно поглощает солнечную энергию и передает ее другим молекулам.

Пигменты поглощают определенную длину волны, не поглощенные участки солнечного спектра отражаются, что обеспечивает окраску пигмента. Зеленый свет не поглощается, поэтому хлорофилл зеленый.

Пигменты – это химические соединения, которые поглощают видимый свет, что приводит электроны в возбужденное состояние. Чем меньше длина волны, тем больше энергия света и больше его способность переводить электроны в возбужденное состояние. Это состояние неустойчиво и вскоре вся молекула возвращается в свое обычное низкоэнергетическое состояние теряя при этом энергию возбуждения. Эта энергия может быть использована на флуоресценцию.

Фотосистемы

Пигменты растений участвующие в фотосинтезе «упакованы» в тилакоиды хлоропластов в виде функциональных фотосинтетических единиц – фотосинтетических систем: фотосистемы I и фотосистемы II.

Каждая система состоит из набора вспомогательных пигментов (от 250 до 400 молекул), передающих энергию на одну молекулу главного пигмента и она называется реакционным центром . В нем энергия Солнца используется для фотохимических реакций.

Световая фаза идет обязательно с участием света, темновая фаза и на свету и в темноте. Световой процесс происходит в тилакоидах хлоропластов, темновой – в строме, т.е. эти процессы пространственно разобщены.

Световая фаза фотосинтеза

В 1958 году Арнон и его сотрудники изучили световую фазу фотосинтеза. Они установили, что источником энергии при фотосинтезе является свет, а так как на свету в хлорофилле происходит синтез из АДФ+Ф.к. → АТФ, то этот процесс называется фосфорилированием. Оно сопряжено с переносом электронов в мембранах.

Роль световых реакций: 1. Синтез АТФ – фосфорилирование. 2. Синтез НАДФ.Н 2 .

Путь переноса электронов называется Z-схемой.

Z-схема. Нециклическое и циклическое фотофосфорилирование (рис. 6.)

В ходе циклического транспорта электронов не происходит образования НАДФ.Н 2 и фоторазложения Н 2 О, следовательно и выделение О 2 . Этот путь используется тогда, когда в клетке избыток НАДФ.Н 2 , но требуется дополнительная АТФ.

Все эти процессы относятся к световой фазе фотосинтеза. В дальнейшем энергия АТФ и НАДФ.Н 2 используется для синтеза глюкозы. Для этого процесса свет не нужен. Это реакции темновой фазы фотосинтеза.

Темновая фаза фотосинтеза или цикл Кальвина

Синтез глюкозы происходит в ходе циклического процесса, который получил название по имени ученого Мельвина Кальвина, открывшего его, и награжденного Нобелевской премией.

Рис. 8. Цикл Кальвина

Каждая реакция цикла Кальвина осуществляется своим ферментом. Для образования глюкозы используются: СО 2 , протоны и электроны от НАДФ.Н 2 , энергия АТФ и НАДФ.Н 2 . Происходит процесс в строме хлоропласта. Исходным и конечным соединением цикла Кальвина, к которому с помощью фермента рибулозодифосфаткарбоксилазы присоединяется СО2, является пятиуглеродный сахар – рибулозобифосфат , содержащий две фосфатные группы. В результате образуется шестиуглеродное соединение, сразу же распадающееся на две трехуглеродные молекулы фосфоглицериновой кислоты , которые затем восстанавливаются до фосфоглицеринового альдегида . При этом, часть образовавшегося фосфоглицеринового альдегида используется для регенерации рибулозобифосфата, и, таким образом, цикл возобновляется снова (5С 3 → 3С 5), а часть используется для синтеза глюкозы и других органических соединений (2С 3 → С 6 → С 6 Н 12 О 6).

Для образования одной молекулы глюкозы необходимо 6 оборотов цикла и требуется 12НАДФ.Н 2 и 18 АТФ. Из суммарного уравнения реакции получается:

6СО 2 + 6Н 2 О → С 6 Н 12 О 6 + 6О 2

Из приведенного уравнения видно, что атомы С и О вошли в глюкозу из СО 2 , а атомы водорода из Н 2 О. Глюкоза в дальнейшем может быть использована как на синтез сложных углеводов (целлюлозы, крахмала), так и на образование белков и липидов.

(С 4 – фотосинтез. В 1965 году было доказано, что у сахарного тростника – первыми продуктами фотосинтеза, являются кислоты, содержащие четыре атома углерода (яблочная, щавелевоуксусная, аспарагиновая). К С 4 растениям принадлежат кукуруза, сорго, просо).

Лимитирующие факторы фотосинтеза

Скорость фотосинтеза – наиболее важный фактор влияющий на урожайность с/х культур. Так, для темновых фаз фотосинтеза нужны НАДФ.Н 2 и АТФ, и поэтому скорость темновых реакций зависит от световых реакций. При слабой освещенности скорость образования органических веществ будет мала. Поэтому свет – лимитирующий фактор.

Из всех факторов одновременно влияющих на процесс фотосинтеза лимитирующим будет тот, который ближе к минимальному уровню. Это установил Блэкман в 1905 году . Разные факторы могут быть лимитными, но один из них главный.

Космическая роль растений (описана К. А. Тимирязевым ) заключается в том, что растения – единственные организмы, усваивающие солнечную энергию и аккумулирующие ее в виде потенциальной химической энергии органических соединений . Выделяющийся О 2 поддерживает жизнедеятельность всех аэробных организмов. Из кислорода образуется озон, который защищает все живое от ультрафиолетовых лучей. Растения использовали из атмосферы громадное количество СО 2 , избыток которого создавал «парниковый эффект», и температура планеты понизилась до нынешних значений.