Краткое содержание герой нашего времени по датам. «Герой нашего времени». Кратко

Предисловие

В самом начале своего романа «Герой нашего времени » Михаил Юрьевич Лермонтов словно поясняет столь нестандартное, довольно оригинальное название своего произведения. Его произведение полностью соответствует тому времени, в котором оно было написано. На тот момент люди были слишком простодушны, не понимали шуток, были дурно воспитаны. Они были совершенно невоспитанны, в разговорах умных людей народ мог увидеть нечто опасное для себя и всего государства, словно эти двое умных людей затеяли заговор.

Описанный в романе герой того времени взял в себя характеристики многих людей, живших в то время. Некоторых это оскорбляло, а некоторым это даже льстило. В произведении описаны все те пороки, что царствовали в то время, которые очень быстро развивались и распространялись среди обычных людей. М.Ю. Лермонтов уверяет читателей в том, что такие дурные люди существуют в настоящем мире, что это реальность и от нее не убежать и не скрыться.

Автор в ответ на критику в адрес своего произведения говорит о том, что много было пыли в глаза людям, они привыкли видеть все в хорошем цвете и пара уже посмотреть правде в глаза. А понравится или нет эта правда, это покажет время.

Краткое содержание Части первой романа "Герой нашего времени"

Рассказ I, Бэла (краткий пересказ)

Произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» начинается с 30-х годов XIX века, когда активно происходили различные мероприятия, направленные на завоевание Кавказа. Эти неспокойные дни плавно подходили к стадии завершения. Силы врага конечно велики и довольно сильно на обороняющуюся сторону, однако они просто не в силах перекрыть Военно-Грузинскую дорогу. Именно на этой дороге происходит встреча автора рассказа, офицера колониальных русских войск, с небезызвестным в своих краях ветераном Кавказской войны штабс-капитаном Максимом Максимычем. Все наши армейцы держат свой нелегкий путь до Владикавказа. До их цели уже не так и далеко. Препятствием для всех для них становится гололёд и внезапный буран. В связи с такими, резко испортившимися погодными условиями наши армейцы вынуждены аж дважды останавливаться на ночлег. Максим Максимыч любезно предлагает всем чай из неприметного чугунного чайника и начинает рассказывать любознательному, в силу своих привычек все записывать и обо всем писать, попутчику действия, которые по-настоящему происходили когда-то в его жизни.

Еще какие-то пять лет тому назад штабс-капитан был всего лишь строевым офицером, а точнее говоря комендантом сторожевой крепости, и стоял со своею ротой в только что замирённой Чечне. А уже сейчас тот же самый пятидесятилетний капитан числится кем-то вроде интенданта. Жизнь - штука непредсказуема, она наполнена всякими опасностями, даже сами люди в силу своей дикости и необузданности представляют собой опасность. Дикари живут рядом с дикарями, а для того, чтобы уживаться, они усмиряют свой нрав. Все находится в тишине и покои пока что пока в такой скучной обыденности внезапно не появляется Григорий Александрович Печорин. Он представляет собой блестящего гвардейца, который был переведён в армию, а после был сослан на Кавказ за некую светскую провинность, сделанную им в светских кругах.

Под началом у Максима Максимыча прапорщик в возрасте двадцати пяти лет прослужив около года. Этот юноша представлял собой человека довольно худого, да белолицего. За время своей службы он успевает положить свой глаз на довольно привлекательную и миловидную дочку местного доброго князя. Заручившись помощью и поддержкой младшего брата Бэлы по имени Азамат прапорщик украл девушку из родного дома. Целью такого опрометчивого поступка было желание приручить, влюбить в себя до страсти бедную девушку, а уже по пришествию нескольких месяцев сделать вывод о том, что любовь дикарки совершенно ничем не лучше той самой любви знатной барыни.

Максим Максимыч хоть и был человеком простым, добрым, но он все, же понимал, что задуманное и сделанное Печориным действие, причем сделанное от скуки, до добра никого не доведет. Все заканчивается действительно нехорошо. После того, как Азамат помог Печорино, то он расплачивается с младшим братом Бэлы не своим собственным золотом, а другим, чужим золото, а именно драгоценным конём, который для удальца Казбича был тем самым единственным достоянием, радующим его глаз и душу. Казбич, узнав о таком бессовестном поступке Печорина, для того, чтобы хоть как-то отомстить ему, похищает Бэлу. Потом он отчетливо понимает, что от погони ему, никак не уйти и от безвыходности закалывает её.

Рассказ II, Максим Максимыч

Та самая история, которая была рассказана штабс-капитаном могла бы остаться простым эпизодом, произошедшим в Грузии, который просто как предыстория был бы в работе автора, если бы ни один дорожный сюрприз. Автору пришлось немного задержаться во Владикавказе. Во время своей не спланированной остановки он становится одним из очевидцев внезапной встречи Максима Максимыча с Печориным, который вышел в отставку и направлялся в Персию.

Автору была очень интересна эта встреча. Он с любопытством наблюдал за бывшим подчинённым штабс-капитана. Автор, который был замечательным физиономистом и убеждённым в том, что по чертам лица можно судить о характере человека, приходит к определенному выводу. Он уверен, что Печорин является лицом типическим, может быть, даже портретом героя времени, той самой жизнью, которая составлена из различных пороков бесплодного нынешнего поколения. Вообще первый в российской прозе лирико-психологический роман является ничуть не менее любопытным и интересным, чем история всего человечества. К тому же вдобавок к своим выводам и догадкам автор получает в полное своё распоряжение очень интересный документ. Максим Максимыч разозлившись на Григория Александровича, от злости отдает попутчику «печоринские бумаги», а именно дневник, который тот забыл в крепости при спешном отъезде за хребет, а точнее говоря в Грузию. Различного рода извлечения из этих самых бумаг становятся основной и центральной частью романа М.Ю. Лермонтова «Героя нашего времени» («Журнал Печорина»).

Журнал Печорина

Предисловие

Читатель мог бы никогда не узнать о содержании журнала главного героя романа - Печорина, если бы не известие о смерти самого автора. Об этом нам поясняет М.Ю. Лермонтов в предисловии к описанию самого журнала.

Автор начинает, как бы оправдываясь за столько наглое вторжение в личную жизнь Печорина, пояснять, почему он предает публике все душевные тайны человека. В свое оправдание автор упоминает о том, что видел его всего раз в жизни.

После того, как автор прочитал все записки, он понял, что одна душа может быть намного интереснее всего народа. Что именно вся искренность и критичность к своей собственной особе дает тот эффект натуральности и схожести с царящей действительностью.

Однако автор не слово в слово перепечатал журнал, а лишь все то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе, а все имена собственные были заменены на совершенно иные. Хоть у него и осталось все собрание рассказов Печорина, но автор не видит смысла сейчас обнародовать их в массы.


Глава I, Тамань

Первая глава романа «Герой нашего времени» в романе, идущим от лица автора называется «Тамань». Эта глава носит характер авантюрной новеллы. Данная глава еще раз подтверждает, что Максим Максимыч хоть и был человеком простым, добрым, но он все, же верно подумал о том, что задуманное и сделанное Печориным действие, причем сделанное от скуки, до добра никого не доведет. Верно было и предчувствие штабс-капитан почувствовал особенности характера того, кто без зазрения совести погубил Бэлу. Печорин был одним из тех охотников, которым доставляли удовольствие всякого рода приключения. Он был именно из тех бессмысленно-действенных натур, что готовы миллион раз пожертвовать своей жизнью или жизнью другого человека, лишь бы достать ключ к заинтриговавшей их и без того беспокойный ум загадке. Даже когда он находится в пути трое суток, прибывает в Тамань поздней ночью, потом с большим трудом устраивается на постой под храп денщика, а барину все равно не до сна. В барине также не дремлет охотничий инстинкт, а дьявольская интуиция ехидно шепчет о том, что возможно тот самый слепой мальчик, что пустившего его в жилище, не так уж и слеп. А то самое жилище, куда пустили путников, совершенно не похоже на то место, где может проживать целая семья.

Слепой мальчик и вправду вел себя очень странно для человека, который ничего не видит. Он довольно часто спускался к морю, несмотря на то, что путь к нему был проложен по довольно отвесному склону довольно уверенной походкой и ко всему прочему он нес какой-то узел. Печорин в силу своего огромного любопытства медленно идет сзади парня и потом, шустро спрятавшись за одним из прибрежных утёсов, продолжает свое наблюдение за слепым мальчиком. Сквозь туман виднеется фигура женщины. Стараясь понять, в чем дело, Печорин начинает вслушиваться в разговор тех двоих и постепенно догадывается, в чем дело. Двое людей, находившихся на берегу ждут некоего человека по имени Янко, лодка которого должна незаметно пробраться мимо местных сторожевых судов. Девушка, появившаяся словно из тумана, одета во все белое. Она начинает переживать, ведь на море сильная буря, однако, не смотря на погоду, отважный гребец благополучно причаливает. Взвалив привезённые Янко тюки на свои плечи, вся троица удаляется.

Загадка, которая показалась Печорину очень заумной, имена очень легкое и понятно решение. Янко был своего рода поставщиком, который привозил из-за моря контрабандный товар, представленный в виде лент, бус да парчи, а та девушка во всем белом и слепой парнишка просто помогают этот груз прятать и потом продавать из-под прилавка, так сказать. С большой досады и как всегда все, хорошо не обдумав, Печорин делает опрометчивый шаг. Он прям в упор, даже не постеснявшись присутствия старухи хозяйки, спрашивает мальчика о том, куда тот с какой-то девушкой ходит по ночам. От испуга, что постоялец про все их дела расскажет военному коменданту, подружка Янко, которую Печорин про себя называет её ундиной - водяной девой, русалкой, решает срочно избавиться от столь не в меру любопытного свидетеля. Девушка замечает то, что она приглянулась барину и решается назначить ему ночью встречу, с глазу на глаз, только они вдвоем. Под этой встречей также подразумевается лодочная прогулка по столь неспокойному морю. Печорин, который вообще не умеет плавать, долгое время колеблется, однако отступать перед опасностью для него не представляется возможным, так сказать не в его правилах.

Наступает вечер свидания. Печорин вместе с девушкой садятся в лодку. Как только лодка отплывает на достаточное большое расстояние от берега, девушка, пытаясь отвлечь кавалера, крепко его обнимает, успевая при этом вытащить пистоле у него из кармана, и выбрасывает оружие за борт лодки. Начинается неравная борьба. Судно то и гляди, вот-вот перевернётся к верху дном. Печорин, конечно же, сильнее, но девушка-русалка, словно дикая кошка, цепкая, хитрая, ловкая. Ещё буквально один маленький кошачий бросок и наш супермен полетит вслед за своим пистолетом в волнующуюся воду и надвигающуюся огромную волну. Однако, не смотря на всю ловкость и смекалку, за бортом оказывается русалка. Печорин подгребает как можно быстрее к берегу но видит, что русалочка опередила его и уже там. На берегу появляется Янко, который одет по-походному, а потом появляется и слепой мальчик. Так называемые контрабандисты, просто уверенны в том, что теперь уж точно, после столь неудачного покушения, господин офицер наверняка донесёт властям. Они сообщают слепому мальчику о том, что приняли решение оставить Тамань насовсем. Тот очень расстроен, он слёзно просит взять и его. Однако Янко в грубой форме ему говорит о том, что они ну никак не могут взять его с собой ибо он будет для них большой обузой в их нелегком деле.

Печорину становится очень грустно и обидно за этого слепого мальчишку, которого так жестоко бросили его подельники. Однако это чувство царит в сердце офицера недолго. Печорин обнаруживает, что тот самый бедный слепой парень просто взял и обокрал. Самым удивительным в краже было то, что воришка безошибочно выбрал все самые ценные вещи, а именно шкатулку с деньгами, уникальный кинжал и пр. от злости и досады офицер называет воришку «проклятым слепым».

Краткое содержание Части второй романа "Герой нашего времени"

(окончание журнала Печорина)


Глава II, Княжна Мери

О всем том, что произошло с нашим герое Печориным после отбытия из Тамани, мы узнаём из второй главы романа «Герой нашего времени» под названием «Княжна Мери». Данная глава является своего рода вторым фрагментом «Журнала Печорина», а также и его окончанием.

В своей экспедиции, в которую он был сослан в карательных целях, против причерноморских горцев он поверхностно познакомился с юнкером Грушницким. Грушницкий был провинциальным юношей, который вступил в военную службу из своих каких-то романтических побуждений. Зиму свою проводит в С. (Ставрополе), в котором мимолетно встречается с доктором Вернером, который в силу своего характера является заядлым скептиком и безграничным умником. А уже в мае все, и Печорин, и Вернер, и Грушницкий, который был ранен в ногу и награждён за свою храбрость Георгиевским крестом, были уже в городе Пятигорске.

Город Пятигорск, как и его, так называемый сосед, город Кисловодск, на всю страну славится своими многочисленными целебными водами. Май месяц является началом сезона, в это время в данный город приезжает огромное количество людей и всё так называемое водяное общество в сборе. Общество, находящееся в этой местности в основном мужского пола, офицерское. Все это объясняется тем, что кругом война, дамы, а тем паче нестарые и хорошенькие, тут словно наперечёт. Среди всех прибывающих тут дам самой интересной, как считает большая часть отдыхающих тут людей, - это княжна Мери, единственная дочь одной очень богатой московской барыни. Княгиня Лиговская является англоманкой и в связи с этим её Мери в идеале знает английский и читает Байрона в подлиннике.

Однако, вопреки всей своей учёности, Мери особа довольно непосредственная и по-московски достаточно демократична. Мгновенно увидев то, что полученное раннее ранение очень мешает Грушницкому наклоняться, она быстро поднимает уронённый юнкером стакан с кислой, представляющей собой лечебную воду. Печорин внезапно ловит самого себя на мысли о том, что дико завидует Грушницкому. И данная зависть зародилась совсем не потому, что эта московская барышня так уж ему сильно понравилась, несмотря на то, что, будучи знатоком, он вполне оценил и достаточно небанальную её внешность, и довольно стильную манеру одеваться. А именно потому, что, по его мнению, абсолютно все лучшее на всем белом свете должно принадлежать лишь ему одному. В общем как всегда, от нечего делать он начинает определенную деятельность. Целью данной деятельности было завоевание сердца Мери и таким образом уязвление самолюбия заносчивого и не по чину довольно самовлюблённого ее Георгиевского кавалера.

И то и другое задуманное Печориным довольно ловко ему удаётся. Та самая сцена у источника в журнале Печорина была датирована 11 мая, а уже через одиннадцать дней на публичном балу, где было много уважаемых людей, он уже танцует с Лиговской-младшей входящий уже на тот момент в моду вальс. Пользуясь тем, что на курортах принята определенная свобода нравов, капитан драгунский, слегка уже подвыпивший и достаточно вульгарный, пытается пригласить княжну на мазурку. Мери шокирована таким предложением. Печорин быстро и ловко отшивает перебравшего мужлана и получает от благодарной матери приглашение бывать в её доме. Данная благодарность естественна и предсказуема, ведь мужчина спасает тем самым поступком ее единственную дочь от обморока на балу.

Царящие в тех краях обстоятельства тем временем значительно усложняются. На воды прибывает очень дальняя родственница княгини. В прибывшей особе Печорин узнаёт свою Веру, женщину, которую когда-то истинно и по-настоящему любил. Вера все еще по-прежнему также сильно как и раньше любит своего неверного любовника. Однако она замужем, и муж ее, очень богатый старик, который неотступен и следует за ней повсюду как тень. В таких условия гостиная княгини становится тем самым единственным место, где влюбленные могут видеться, не вызывая при этом никаких подозрений. В связи с отсутствием каких либо подруг, Мери делится со своей кузиной всеми своими сердечными тайнами. Вера все их по секрету передаёт Печорину. Она говорит ему, что Мери влюблена в него, а тот в свою очередь делает вид, что его это ну ничуть не занимает. Однако, уже имеющийся у Веры некий женский опыт подсказывал ей о том, что милый друг не совсем уж равнодушен к обаянию довольно прелестной москвички. Очень сильно ревнуя, она берет с Григория Александровича честное слово, что он ни в кое случае не женится на Мери. А в награду за такую жертву обещает верное ночное свидание, которое пройдет в ее будуаре.

В Кисловодск приезжает довольно знаменитый на всю страну маг и фокусник. Абсолютно весь город, ну за исключением Мери и Веры, естественно, там. Даже сама княгиня, несмотря на то, что ее дочь более, берёт билет на данное мероприятие. Печорин едет вместе со всеми, но, не дождавшись конца, исчезает, не сказав никому не слова. Грушницкий со свои новым другом начинают его преследовать и, заметив то, что Печорин шустро скрывается в саду Лиговских, устраивают засаду. Абсолютно ничего не зная про Веру, они воображают то, что этот негодяй тайно идет на свидание с самой княжной. Однако поймать ловеласа за руку им никак не удается. Однако при погони за Печориным они поднимают изрядный шум, ссылаясь на то, что преследуют вора.

На поиски особых грабителей, а точнее говоря черкесов, в город Кисловодск срочно вызывается особый казачий отряд. Но данная версия была придумала лишь для простонародья. Вся мужская часть общества, присутствующая на курорте с большим удовольствием смакует распускаемые Грушницким и его напарником коварные россказни на княжну. Печорину, который попал в столь сложное и ложное положение, просто ничего другого не остаётся, как вызвать клеветника на дуэль.

Грушницкий, по совету секунданта предлагает стреляться всего «на шести шагах». А для того, чтобы обезопасить себя, ведь на шести шагах промахнуться практически невозможно, тем более такому профессиональному военному как Печорин, велит драгуну просто взять и оставить пистолет своего противника незаряженным. Вернер, который по чистой случайности проведал о столь бесчестном заговоре, прибывает в диком ужасе. Однако, к общему удивлению Печорин хладнокровно и строго по всем правилам дуэльного кодекса, берет и расстраивает такой жуткий мошеннический план противника и секунданта. Первым же, по жребию, начинает стрелять Грушницкий. Он сильно очень взволнован, его пуля, лишь слегка задевает его везучего соперника. Прежде чем сделать ответный и уже смертельный выстрел, Печорин предлагает уже бывшему своему приятелю заключить мировую. Тот же, в силу уже почти невменяемом своего состояния, напрочь отказывается от предложения соперника. Грушницкий даже начинает угрожать Печорину в том, что ей он его не застрелит, то тот его зарежет в ближайшей подворотне.

Кончина настолько незадачливого поклонника княжны совершенно не снимает того напряжения, которое возникло внутри любовного четырёхугольника. Вера, узнав о поединке на шести шагах, не в силах уже себя контролировать. Муж Веры, естественно начинает догадываться обо всем том, что было и есть между офицером и его женой. Дабы избежать плохих последствий для всех участников действий он велит срочно закладывать коляску в путь. Узнав о скором отъезде Веры и прочитав, оставленную ей прощальную записку, Печорин мигом вскакивает на своего Черкеса и мчится вдогонку. Любая мысль о расставании навек приводит его в неописуемый ужас. Наконец-то он понимает, что именно Вера стала и была для него дороже всего на свете. Однако его конь не смог выдержать такой столь бешеной скачки, совершенно бессмысленной гонки за уже погибшим и навсегда погубленным счастьем.

Печорину приходится уже пешком возвращаться в город Кисловодск. Тут его уже ждёт довольно неприятное известие о том, что начальство не хочет верить в то, что гибель Грушницкого - это проделки черкесов, и на крайний случай решается заслать Печорина куда подальше.

Перед своим скоропалительным отъездом Печорин все же заходит к Лиговским для того, чтобы проститься. Княгиня, позабыв обо все принятых в обществе приличиях, предлагает ему руку своей дочери. Он просит у княгини разрешения для того, чтобы поговорить с Мери наедине. Он помнит о том, что дал Вере клятве о том, что никогда и не при каких условиях не женится на Мери, объявляет бедной девочке, что просто волочился за ней от скуки и для того, чтобы посмеяться над глупой девочкой.

Стиль является своего рода человеком, а стиль жизни нашего главного героя романа таков, что он, совсем того не желая, просто берет и губит все живое вокруг себя, где бы данное живое ни обреталось, ни зарождалось и не существовало.


Глава III, Фаталист

В заключительной главе романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» под названием «Фаталист» Печорин поневоле предстаёт палачом. Последняя глава это своего рода остросюжетная новелла. В картёжной компании, которую составляют офицеры, и которая собирается на квартире у начальника прифронтового гарнизона, завязывается глубокий философский диспут. Компания спорит на счет мусульманского поверья, которое утверждает о том, что судьба человека написана на небесах. Одни сторонники спора придерживаются мнения о том, что данное утверждение сущий вздор, другие, наоборот, просто уверены в том, что каждому человеку на земле свыше определенна роль, место и роковая минута.

Поручик Вулич, который был родом из Сербии, а уж по ум являлся фаталистом, предлагает своим спорщикам поучаствовать в особым мистическом эксперименте. Он уверен, что если час его смерти ещё не пробил, то провидение просто не допустит того, чтобы пистолет, который он, Вулич, приставит дулом к своему лбу и выстрелил. Печорину нравится такая задумка, и он готов поставить все то, что есть в его карманах.

Первая попытка столь опасного пари выигрывает серб. Его пистолет действительно даёт осечку. Следующим своим выстрелом поручик пробивает насквозь висящую на стене фуражку своего хозяина. Однако Печорин недоволен, он, настаивает, что у Вулича виден четко знак близкой смерти. Вулич, сильно смутился, вспылил и быстро ушел один, не дожидаясь своих товарищей. Он, как не комично это звучало бы, погибает, не дойдя совсем немного до своего дома.

Теперь все, даже кто и не верил, начали верить в нечто мистическое и необъяснимое. Никто даже и подумать не мог, что судьба несчастного поручика может так резко поменяться, повернуться и жизнь так быстро закончиться. Все было бы совсем по-другому, если бы ни один слепой случай, да и желание к перемене мест не привели Григория Печорина из очень скучной крепости, из-под строго надзора Максима Максимыча в прифронтовую казачью станицу.

Даже Максим Максимыч, который внимательно слушал рассказ Печорина об ужасной гибели бедного Вулича, хоть и попытался обойтись без метафизики, но у него это не получилось. В конце рассказа он сделал вывод о том, что так было написано на роду у Вулича. От судьбы так сказать, не уйдешь.

Однако сам Григорий Александрович был твердо убеждён в том, что ему самому на роду четко написана погибель от злой собственной жены. А помер он, так и не обзаведясь ей, да еще и в дороге, когда возвращался из Персии. По желанию автора все обстоятельства гибели Печорина так и остались не выясненными.

Неназванный по имени русский путешественник едет по Кавказу. В пути по горам он встречает пожилого штабс-капитана Максима Максимыча, прежде начальника одной крепости в Чечне. Рассказ Максим Максимыча про странный случай из тамошней своей жизни и составляет сюжет Бэлы.

В крепость приезжает служить офицер лет 25-ти, Григорий Александрович Печорин, человек странного замкнутого, но твёрдого и сильного характера. Он часто отдаётся бездеятельной скуке, но иногда загорается большой энергией и волей.

Однажды на свадьбе у одного из окрестных горских князей младшая дочь хозяина, Бэла, поёт Печорину нечто вроде комплимента. Печорину нравится эта красавица. Вскоре он узнаёт, что её беспутный брат Азамат жаждет заполучить прекрасную лошадь джигита Казбича. За этого коня Азамат готов похитить из отцовского дома и отдать Бэлу.

Лермонтов. Герой нашего времени. Бэла, Максим Максимыч, Тамань. Художественный фильм

Печорин входит в сделку с Азаматом. Он помогает угнать лошадь Казбича, когда тот пригоняет в русскую крепость баранов для продажи. Взамен Азамат привозит Печорину украденную собственными руками сестру.

Тем временем, Казбич из мести выслеживает Бэлу, вышедшую из крепости за водой, и пробует увезти её на лошади. Офицеры гонятся за ним. Казбич пронзает Бэлу кинжалом и бросает, а сам скрывается в горах. Над телом Бэлы Печорин вначале пытается сохранить спокойствие, но потом не выдерживает и заходится в отчаянном смехе, от которого мороз пробирает по коже.

Печорин собирается уезжать, и не вспоминая про Максим Максимыча. Однако тот вдруг возвращается и бежит, что есть мочи, обнять старого товарища. Печорин в ответ лишь подаёт капитану руку – приветливо, но довольно холодно. Коротко сказав, что едет в Персию, он садится в коляску.

Максим Максимыч потрясён таким равнодушием. Он старается задержать Печорина, но тот даёт кучеру знак отправляться. Старик напоминает: «Да у меня ваши записки. Что с ними делать?». Бросив: «Да что хотите» – Печорин уезжает.

Заинтересовавшийся Печориным спутник Максим Максимыча просит, чтобы старик отдал ему записки этого непонятного человека. Узнав вскоре, что Печорин умер во время путешествия в Персию, он решает опубликовать их. Из дневников Печорина и составляются последние три части «Героя нашего времени». Публикатор говорит, что его особенно поразило, «с какой беспощадной искренностью автор выставляет в них наружу собственные слабости и пороки».

«Фаталист»

На офицерской вечеринке заходит разговор о фатализме – убеждении, что судьба человека написана на небесах и от рока невозможно уйти. Присутствующий поручик Вулич предлагает пари на деньги с целью проверить эту теорию. Пари заключает с ним Печорин, которому по странному выражению лица поручика кажется, что тот сегодня непременно умрёт. Сняв со стены пистолет и не зная, заряжен ли он, Вулич приставляет его себе к виску и спускает курок. Пистолет даёт осечку. Чтобы проверить, если ли всё же в нём пуля, Вулич делает второй выстрел, в висящую фуражку – и пробивает её насквозь.

Иллюстрация к повести М. Ю. Лермонтова «Фаталист». Художник В. Поляков

Печорин проигрывает пари, но не может избавиться от убеждения, что на лице поручика виден знак смерти. Офицеры расходятся. По пути домой Печорина нагоняют два казака, рассказывая: один их буйный товарищ сильно напился и только что выбежал куда-то на улицу, махая шашкой.

Едва Печорин приходит домой, как к нему прибегают с рассказом, что Вулич убит. Тот самый пьяный казак наткнулся на него по улице и зарубил шашкой. Перед смертью поручик успел произнести: «Он прав!», явно имея в виду предсказание о скорой гибели, услышанное от Печорина.

Преступника окружают в пустой хате. Он не хочет сдаваться и грозит убить всякого, кто попытается к нему войти. Печорин тоже решает испытать свою судьбу. Выбив окно, он запрыгивает в хату к убийце. Тот стреляет в него, сбив эполет, но не ранив. Печорин хватает казака за руки, а через дверь врываются другие и вяжут преступника.

«После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом?» Однако сухой скептический ум Печорина всё же не склонен слепо верить в рок, ибо «часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..»

Рассказчик, молодой офицер, едущий из Тифлиса в Ставрополь по казённым надобностям, познакомился в пути с Максимом Максимычем, штабс-капитаном лет пятидесяти, служившим на Кавказе еще при Ермолове. Когда путешественники остановились в какой-то сакле на ночлег, то за чаем Максим Максимыч к слову вспомнил историю, случившуюся с ним лет пять назад.

Знакомство Печорина и Бэлы

Тогда он служил в крепости N. за Тереком, и под его начало прибыл молодой офицер лет двадцати пяти, Григорий Александрович Печорин. Однажды князь, живший в шести верстах от крепости, пригласил их на свадьбу своей старшей дочери. Во время пира младшая дочь князя, Бэла, привлекла внимание Печорина.

Казбич

Максим Максимыч же, выйдя на улицу, случайно услышал разговор младшего сына князя, Азамата, с Казбичем, известным разбойником, против которого, впрочем, никогда не оказывалось никаких улик. Азамат просил Каз6ича продать ему своего коня, обещая взамен что угодно, даже свою сестру Бэлу. Казбич отказался, и мальчик даже заплакал от огорчения. Между ними началась ссора, Азамат вбежал в саклю и заявил, что Казбич хотел его зарезать. Все выбежали на улицу, но разбойника уже и след простыл. Когда, приехав домой в крепость, Максим Максимыч рассказал Печорину об услышанном разговоре, тот только посмеялся. А дня через два к ним приехал Азамат, и Григорий Александрович стал расхваливать при нем коня Казбича. Так продолжалось при каждой встрече, и наконец Печорин предложил помочь украсть этого коня с условием, что
Азамат нынче же привезет ему сестру.

Похищение Бэлы

Мальчик согласился, и ночью связанная Бэла оказалась у Печорина. Вскоре в крепость приехал Казбич. Григорий Александрович пригласил его в дом, и пока гость пил чад, Азамат вскочил на его лошадь и ускакал. Казбич выбежал на улицу и стрелял в него, но промахнулся. Тогда он ударил ружьем о камни, разбив его вдребезги, упал на землю и зарыдал, как ребенок.

Поначалу похищенная Бэла, сколько ни уговаривал ее Печорин, не поднимала глаз, не разговаривала, ничего не ела. Но постепенно девушка привыкла к своему положению, хотя стать возлюбленной Григория Александровича упорно отказывалась. Однажды он пришел к Бале в дорожной одежде и сказал, что, если она не любит его, он уедет отсюда навсегда и будет искать смерти, а она вольна делать, что хочет. Бэла зарыдала и бросилась ему на шею.

Любовь Печорина и Бэлы

Какое-то время молодые люди были счастливы. Печорин баловал девушку, наряжал, как куколку. Максим Максимыч тоже полюбил ее как родную дочь. Они долго скрывали от Бэлы, что Казбич, подкараулив ее отца при возвращении домой, зарезал его кинжалом. Узнав все же о кончине отца, девушка дня два поплакала, а потом забыла. Месяца четыре все было хорошо, а потом Печорин стал опять надолго уходить на охоту; когда же оставался дома, был мрачен и задумчив. Максим Максимыч корил офицера за его переменчивость, и тот ответил, что таков его характер — ему быстро все надоедает.

Ранение Бэлы

Как-то Григорий Александрович уговорил Максима Максимыча пойти с ним на кабана. Они долго искали зверя, но им не повезло, и кабан ушел в камыши. Возвращаясь домой, приятели услышали выстрел. Опрометью поскакали они на звук и увидели всадника, летящего прочь от крепости, а поперек седла его перекинуто что-то белое. Они помчались вдогонку, Печорин выстрелил и перебил лошади заднюю ногу. Казбич соскочил с нее, и стало видно, что он держит на руках Бэлу. Разбойник что-то закричал и занес над девушкой кинжал. Максим Максимыч выстрелил в него и, по-видимому, ранил, потому что Казбич бросил Бэлу рядом с раненой лошадью и убежал.

Смерть Бэлы

Девушка истекала кровью: горец ударил ее кинжалом в спину. Бэла прожила еще два дня. Григорий Александрович не отходил от нее. Она то приходила в сознание, то бредила. На вторые сутки девушка попросила Печорина поцеловать ее на прощание. Днем Бэла стала томиться от жажды, выпила глоток воды и умерла.

Часть первая

Рассказчик по дороге до Тифлиса знакомится с попутчик - штабс-капитаном по имени Максим Максимович, который рассказывает ему такую историю. Пять лет назад он стоял в крепости за Тереком. Однажды осенью пришел транспорт с провиантом. Его сопровождал офицер, имя которого было Григорий Александрович Печорин. Человек этот принадлежал к той породе людей, с которыми, по словам Максима Максимовича, должны случаться разные необыкновенные приключения. Характер у Печорина был противоречив, вел он себя странно: никогда не мерз, даже долго находясь под холодным дождем, а сидя в комнате замерзал. Ходил на кабана сам вздрагивал от стука ставни, молчал часами, а иногда своими рассказами заставлял слушателей кататься от смеха.

Неподалеку от крепости жил князь. Его сын Азамат, сообразительный и ловкий парень лет пятнадцати, очень падок на деньги, часто бывал в крепости. Однажды князь пригласил Максима Максимовича и Печорина на свадьбу своей старшей дочери. Гостей посадили на почетном месте. К ним подошла младшая дочь князя, Бела, тоненькая, стройная девушка с черными глазами, как у горной серны. Печорин не сводил с нее глаз, и Бела поглядывала на него. На свадьбе был и Казбич, говорили, что он разбойник и вор. В Казбича был конь Карагезов, который славился по всей Кабарді. Казбичу завидовали, несколько раз пробовали украсть коня, но зря. Особенно нравился Карагезов Азамату, он даже предложил Казбичу обменять лошадь на свою сестру, но тот отказался.

Узнав об этом, Печорин посмеялся, но сам что-то задумал. В разговорах с Азаматом он хвалил Карагеза и наконец предложил: «...Конь будет твой, только за него ты должен отдать мне сестру Белу». «Согласен»,- прошептал Азамат, бледный как смерть.

Максим Максимович пробовал отказать Печорина, но тот отвечал, что дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого мужа, как он, а Казбича, разбойника, надо наказать.

Ночью Азамат привез, перекинув через седло, женщину со связанными руками и ногами. На следующее утро Казбич пригнал баранов на продажу. Привязав лошадь у изгороди, он пил чай, которым угощал его Максим Максимович. Вдруг Казбич изменился на виду и закричал: «Мой конь!» Но Азамат уже мчался на Карагезі. Казбич в отчаянии пролежал на земле до следующего утра, потом узнал в крепости, кто похитил его коня, и двинулся к аула. Но Азамат куда-то исчез.

Максим Максимович пытался доказать Печоріну, что его поступок нехороший, но тот был спокоен: «А когда она мне нравится?» Печорин долго добивался любви Беллы и постепенно приучил ее к себе. «Слушай, милая, добрая Бело! - говорил Печорин,- ты видишь, как я тебя люблю; я все готов отдать, чтобы тебя развеселить: я хочу, чтобы ты была счастлива; а если ты снова будешь грустить, то я умру. Скажи, ты будешь веселее?» Белла задумалась, улыбнулась и кивнула головой в знак случаю.

Белла стала приветливее, довірливішою - да и только. Однажды утром Печорин собрался и вошел к девушке попрощаться. Она не отвечала на его слова, но когда Печорин пошел к двери, Белла бросилась к нему. Максим Максимович прервал рассказ, а потом сказал: «Мне стало обидно, что никогда ни одна женщина меня так не любила». Он считал, что Печорин и Белла были счастливы.

Казбич решил, что все произошло с согласия князя, и, дождавшись его на дороге, убил.

Рассказчик и Максим Максимович двинулись дальше, на ночь они остановились на отдых в одной горной сакли, и Максим Максимович закончил свой рассказ о Белу.

Прошло время, и Печорин стал все чаще подолгу охотиться. В такое время под стенами крепости появлялся Казбич, и об этом Максим Максимович рассказал Печоріну. Тот приказал Беле не выходить из крепости. Но по всему было видно, что отношение его к Белы изменилось. Белла начала заметно увядать, лицо ее витяглось, большие глаза уже не блестели, она все дни сидела на кровати, бледная и печальная. Максим Максимович упрекал Печоріну за его холодность, а в ответ услышал: «...У меня злополучный характер: воспитание сделало меня таким, Бог меня создал, не знаю, знаю только то, что когда я причиной несчастья других, то и сам не менее несчастный... В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я безумно отдался всем утехам, которые можно достать за деньги и, конечно, удовольствия эти мне осточертели. Затем пустился я в большой мир, и вскоре высшее общество мне тоже надоело; влюблялся в светских красавиц, и меня любили,- но их любовь только подражнювало мое воображение и самолюбие, а сердце оставалось пустым... Я стал читать, учиться - науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье не зависящим от них ничуть, потому что самые счастливые люди - невежды, а слава - удача, и чтобы добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно... Вскоре меня перевели на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями - зря: через месяц... мне стало скучнее, чем прежде...» Бела казалась Печоріну ангелом, что его послала ему судьба, но оказалось, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной дамы; невежество и простосердість одной так же надоедают, как и кокетство другой». Печорин сказал, что еще любит Белу, но ему с ней скучно. «Дурак я или злодей, не знаю; но то правда, что я так же заслуживаю сожаления, возможно, больше, чем она: ...жизнь моя пустішає день по дню - мне осталось одно средство: путешествовать. ...Может-таки где-нибудь умру на дороге!»

Казбич вблизи крепости больше не появлялся. Однажды Максим Максимович уехал с Печориным охотиться. Они возвращались в полдень и были уже недалеко от крепости, когда услышали выстрел. Полем стремглав летел всадник. То был Казбич, на седле он держал завернутую в чадру Белу. Догоняя беглеца, Печорин выстрелом ранил его лошадь, Казбич, соскочив, занес над Беллой кинжал. Тогда выстрелил Максим Максимович. Когда дым разошелся, они увидели на земле бесчувственную девушку, из раны на спине лилась кровь.

Она промучилась несколько дней. Она то бредила, то лежала неподвижно. А когда говорила сознательно, то сокрушалась, что она не христианка и не встретится ее душа на том свете с душой Григория Александровича. Перед своим последним утром Белла стала «чувствовать тоску смерти». Она попросила Печорина, чтобы он ее поцеловал. «Он стал на колени возле кровати, поднял ее голову с подушки и прижал свои губы к ее холодіючих губ; она крепко обвила его шею дрожащими руками, как будто в этом поцелуе хотела передать ему свою душу...»

«Нет, она хорошо сделала, что умерла! - говорил Максим Максимович рассказчику.- Ну, что бы с ней случилось, если бы Григорий Александрович ее покинул? А это случилось бы, рано или поздно...»

Когда Максим Максимович хотел утешить Печорина, тот засмеялся. «...Мороз пробрал от этого смеха». Печорин потом был нездоровый, похудел, но разговоров о девушке они больше не заводили. Через несколько месяцев Печорина перевели в Грузию.

Максим Максимович

Через некоторое время рассказчик остановился в одном отеле во Владикавказ где он был вынужден ждать «оказии» к Єкатеринограду. Там он снова встречает Максима Максимовича. Они сидели у окна за бутылкой кахетинского вина, когда увидели еще одну коляску и узнали, что здесь Печорин. Штабс-капитан велел лакею сообщить Печорина, что его ждет Максим Максимович, но Печорин не появился. Максим Максимович до самой ночи ждал его у ворот, но не дождался. Тот появился только на следующий день.

Рассказчик описывает внешность Печорина: «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан и широкие плечи свидетельствовали о крепкой строение; способную переносить все трудности кочевой жизни и изменения климатов, не преодолено ни развратом столичной жизни, ни душевными бурями; пыльный бархатный сюртучок его, застегнут только на две нижние пуговицы, позволял заметить ослепительно-чистое белье, проявляла привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались пошитими именно на его маленькую аристократическую руку, и когда он снял одну перчатку, то меня удивило, которые его худые бледные пальцы, его походка была небрежная и ленивая, но я заметил, что он не размахивал руками,- верный признак некоторой скрытности характера. Когда он сел на лавочку, то ровный стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела выявило какую-то нервную слабость... С первого взгляда на его лицо я не дал бы ему больше 23 лет, хотя потом я готов был дать ему 30. В его улыбке было что-то детское, его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно окреслювало его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, видимо, сказывались много отчетливее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы и брови были черные,- признак породы в человеке... У него был немного вздернутый нос, ослепительно-белые зубы и карие глаза...

Они не смеялись, когда он смеялся! - Это признак - или злого нрава, или постоянного глубокого уныния. Из-за опущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, когда можно так выразиться. То не был отпечаток душевного пыла, неуемного воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его - короткий, но пронзительный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы показаться дерзким, если бы не был такой равнодушно-спокоен».

Принц просит Печорина остаться, чтобы дождаться Максима Максимовича, который пошел к коменданту. Печорин вспоминает, что, действительно, вчера ему говорили о давнего приятеля. Через несколько минут прибежал Максим Максимович, «он едва переводил дыхание; пот градом катился с лица его; мокрые пряди седых волос... прилипли ко лбу его; колени его дрожали... он хотел броситься на шею Печоріну, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку». Максим Максимович пытается расспрашивать Печорина о его жизни, приглашает пообедать, поговорить, но Печорин отказывается, говорит, что ему пора ехать. На воспоминания старого о прошлом, о Белу Печорин побледнел и отвернулся, вынужденно зевнув.

Максим Максимович был печален и сердит от такой встречи, но Печорин попытался его утешить, дружески обняв: «Разве я не тот самый?»

В последний момент Максим Максимович вспомнил, что у него остались бумаги Печорина, но тот разрешил делать с ними что угодно, говорит, что едет в Персию, а на вопрос, когда вернется, делает рукой знак, который мог означать «вряд ли! да и зачем?..»

Бумаги Печорина Максим Максимович отдал рассказчику на его просьбу, но вместе они не поехали: когда отправлялась оказия, оказалось, что штабс-капитан еще не видел коменданта, а ему надо сдать некоторые казенные вещи.

Журнал Печорина

Предисловие

К рассказчика дошли слухи, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Это обстоятельство давало ему право напечатать заметки этого человека. «История души человеческой, хотя бы наймілкішої души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собой и когда она писана без честолюбивого желания вызвать сочувствие или недоумение». Отвечая на вопрос о собственное мнение о Печорине, рассказчик говорит, что его «ответ - название этой книги».

«Тамань - плохонькое город, самое скверное из всех приморских городов России. Я там чуть не умер с голода, да еще и в придачу меня хотели утопить»,- начинает свою повесть Печорин. Он задержался в Тамани на пути к Кавказа. Свободных казенных квартир не было, поэтому пришлось селиться в доме на берегу моря, в которой, по словам десятника, было «нечисто». Здесь его встретил слепой мальчик лет четырнадцати. Он был сиротой и рассказал Печоріну, что дочь хозяйки сбежала с крымским татарином. Ночью Печорин увидел сквозь окно, что кто-то пробрів мимо. То был слепой мальчик, который спускался на берег с каким-то узелком. Печорин следит за ним, видит, как мальчик разговаривает с какой-то девушкой о Янка: она не уверена, что тот приплывет в такую бурю, а мальчик считает, что Янко не боится бури. Наконец появляется нагруженный лодка, которым руководит человек в татарском баранячій шапке. Печорин возвращается домой, а утром пытается договориться с комендантом о своем отъезде.

Вернувшись в дом, он видит там старую хозяйку и слепого мальчика. Расспросы мальчика о ночном происшествии были напрасными, старая прикидалась глухой. В это время раздалась песня, и Печорин увидел девушку, с которой мальчик разговаривал ночью на берегу. Она также уклонилась от ответа на вопрос, а на угрозу рассказать о ночных событиях коменданту розреготалась, спела и куда-то побежала. Когда смерклось, девушка вновь появилась, залицялась к Печорина и позвала его ночью прийти на берег.

Взяв пистолет, Печорин идет с девушкой на берег. Они садятся в лодку и плывут в море. Девушка признается Печоріну в любви, обнимает его и выбрасывает в воду пистолет. «О, в этот миг ужасное подозрение закралось мне в душу, кровь ударила мне в голову! Оглядываюсь - мы от берега круг пятидесяти саженей, а я не умею плавать!.. Между нами началась одчайдушна борьба... "Чего ты хочешь?" - закричал я. "Ты видел, ты донесешь!" - ответила она». Печоріну удалось сбросить девушку в воду. Добравшись до берега, он увидел, что она выбралась из воды, и услышал, как предупредила Янка, который вскоре приток на своей лодке, что «все пропало». Через несколько минут слепой мальчик принес мешок, положили в лодку. Татарин с девушкой подняли на лодке парус и вышли в море, оставив слепого на берегу с несколькими монетами: мальчик плакал... «Мне стало грустно. И зачем было судьбы бросить меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный на гладкое плесо, я встревожил их покой, и как камень, чуть сам не пошел на дно!» Вернувшись в дом, Печорин увидел, что шкатулка, сабля с серебряной оправой, дагестанский кинжал исчезли. «...Смешно было бы жаловаться...что слепой Мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть не утопила... Что случилось со старой и с бедным слепым - не знаю. Да и что мне до радостей и несчастий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще и с подорожньою в казенной надобности!..» Утром Печорин бросил Тамань.

Часть вторая (Окончание журнала Печорина)

Княжна Мэри

Перед нами - дневник Печорина, в котором обозначаются дня записи. 11 мая Печорин приезжает в Пятигорск. Найдя квартиру, он направился к источнику. На дороге ему встретился знакомый, с которым он когда-то служил. Это был юнкер Грушницький. Печорин увидел его таким: «Он только год в службе, носит, с особого рода щегольства, толстую солдатскую шинель. У него солдатский георгиевский крестик. Он был хорошего телосложения, смуглый и черноволосый; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему вряд ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и ежеминутно крутит усы левой рукой, потому что правой опирается на костыль. Говорит он громко и витиевато: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовы пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необычные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение».

Грушницький рассказывает Печоріну о людях, составляющих пятигорске публику на водах - «водяное общество»,- и называет наиболее интересными из всех княжню Ліговську и ее дочь Мэри. Чтобы обратить внимание девушки, Грушницький роняет стакан, из которого пил целебную воду. Мэри помогает ему поднять стакан, видя, что он не может этого сделать по причине больной ноги. Грушницький счастлив: он уверен, что Мэри делает ему знаки внимания. Печорин говорит обратное: ему неприятно, что не заметили его.

Через два дня Печорин встречается с доктором Вернером, человеком интересным и умным, но невродливою: он «был мал ростом и худ. И слабый, как ребенок; одна нога у него была короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромной: он стриг волосы под гребенку... Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, пытались понять ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были всегда черного цвета». Хотя, по собственным словам Печорина, он не умел дружить, с Вернером они стали приятелями. В разговоре с Вернером оказалось, что доктор хорошо понимает намерения Печорина, который собрался развеять скуку на водах разыгрыванием «комедии». Стало известно, что княжна Мэри, очарована внешностью Грушницького, решила, что его разжаловали за дуэль, а княгиня вспомнила лицо Печорина, которого она встречала в Петербурге. Вернер подробно рассказал Печоріну о болезни и характер княгини Ліговської и о привычки и привязанности ее дочери. Он сказал также, что видел у Лиговских их родственницу, с описания ее внешности Печорин узнал в ней ту, любовь к которой когда-то занимало его сердце.

Вечером на бульваре Печорин снова видит Мэри. Вокруг нее и матери крутится молодежь, но Печорин, развлекая знакомых офицеров, постепенно собирает всех вокруг себя. Мэри скучает, и Печорин предполагает, что завтра же Грушницький, который не сводил с девушки глаз, будет искать средство познакомиться с ней.

Следующая запись сделана 16 мая. Печорин отмечает, что вызвал ненависть Мэри, что его хитрая поведение, когда он делает вид, что не замечает ее и постоянно препятствует ей - например, на ее глазах покупает ковер, что ей понравился,- приносит результат. Мэри становится еще ласкавішою с Грушницьким, который только и мечтает поскорее надеть эполеты. Печорин его отказывает, объясняя, что в солдатской шинели он загадочный и привлекательный для княжны, но Грушницький ничего не хочет понимать. Печорин учит Грушницького, как следует вести себя с молоденькой княжной, которая, как и все российские барышни, любит, чтобы ее развлекали. Грушницький смущен, и Печорин понимает, что приятель влюбился - у него даже появилось обручальное кольцо, на которой было имя княжны и число их знакомства. Печорин задумал стать поверенным Грушницького в его сердечных делах и тогда «насладиться».

Когда утром Печорин позже, чем всегда, пришел к источнику, все уже разошлись. В одиночестве он стал бродить по аллеям и неожиданно увидел Веру, о приезде которой говорил ему Вернер. Вера вздрогнула, увидев Печорина. Он знал, что она снова замужем, что муж ее, родственник Лиговских, богатый и этот брак был нужен Вере ради благополучия ее сына. Печорин знал также, что Вера своего мужа «почитает, как отца,- и будет обманывать, как мужчины...» Он поклялся Вере, что познакомится с Ліговськими и будет ухлестывать за Мэри, чтобы на Веру не пало подозрение.

Через грозу Печорин и Вера некоторое время оставались в гроте, и Печорин почувствовал, что в его душе снова поднимается знакомое чувство: «не молодость со своими... бурями хочет вернуться ко мне снова, или это только,ее прощальный взгляд...» Позже Печорин едет верхом в степь и неожиданно встречается с кавалькадой всадников, впереди которых ехали Грушницький и Мэри. Юнкер повесил на себя шашку и пару пистолетов, и в таком «героическом наряде» должен был забавный вид. Он серьезно разговаривал с девушкой об опасностях, которые могут случиться на Кавказе, о пустое светское общество, которое ему не нравится. Неожиданно навстречу выехал Печорин и прервал разговор. Мэри перепугалась, решив, что перед ней черкес, но Печорин ответил девушке, что он не более опасен, чем ее кавалер, и Грушницький остался недоволен.

Вечером Печорин услышал, как Грушницький увлеченно рассказывает приятелю о достоинствах Мэри. Чтобы подразнить юнкера. Печорин заверил его, что завтрашний вечер проведет в Лиговских и будет волочиться за княжной.

21 мая Печорин записал в журнале, что до сих пор не познакомился с Ліговськими. Вера упрекала, что он не ходит в дом, где они могли бы встречаться открыто.

22 мая Печорин описывает бал, который состоялся в зале Благородного собрания. Мэри произвела впечатление своей одеждой и умением вести себя, местные «аристократки» не могли этого простить, и одна из них выразила своему кавалеру недовольство. Печорин пригласил Мэри на танец, и девушка едва скрывала торжество. За время танца Печорин успел напомнить Мэри о своей недавней дерзость и извиниться за это. Затем он заставил уйти пьяного, который попытался пригласить Мэри на танец. Благодарная девушка рассказала об этом матери, и княгиня Лиговская поблагодарила Печорина, упрекая ему между тем, что они до сих пор не знакомы. Чуть позже Печорин удачно начал с Мэри разговор о Грушницького и рассказал, что тот юнкер. Девушка была разочарована.

23 мая Грушницький поблагодарил Печоріну за помощь на балу и попросил вечером у Лиговских «замечать»все, что касалось женщин и таким образом помочь определить отношение Мэри к нему, Грушницького. Печорин почти весь вечер провел с Верой. Разочарованный вид Мэри доказывает, что разговоры Грушницького ей уже скучные.

Запись в дневнике от 29 мая рассказывает об дальнейшее воплощение «системы» Печорина. Он развлекает Мэри, рассказывая о удивительные случаи из своей жизни, и она становится более холодной с Грушницьким. Печорин умышленно оставляет Мэри с юнкером, когда тот оказывается рядом, и наконец слышит то, что хотел услышать: «Почему вы думаете, что мне веселее с Грушницьким?» Печорин отвечает, что жертвует ради счастья приятеля своим удовольствием, и слышит от Мэри: «И моим». Он делает серьезный вид и не разговаривает с Мэри несколько дней. А 3 июня в своем дневнике спрашивает себя, зачем ему любовь молоденькой девушки, с которой он никогда не женится,- и не находит ответа.

На прогулке Печорин говорит плохо об окружающих и этим пугает Мэри. В ответ на ее упреки он говорит: «Я сделался морачьним калекой... одна половина души моей не существовала, она высохла, випарилась, умерла, я ее отрезал...» Мэри была тронута, пожалела Печорина, взяла его за руку и уже ее не выпускала.

На следующий день Печорин пытался развеять ревность Веры, уверял, что не любит Мэри, но Вера была печальна. Тогда он вечером у княгини Ліговської рассказал историю своей любви к Вере, заменив имена. И Вера, кажется, простила ему ухаживания княжны.

5 июня перед балом к Печорина прибежал Грушницький в новой офицерской форме. В приподнятом настроении он пошел встречать Мэри, а Печорин пришел на бал последним. Он смотрел издали, как Грушницький пытается узнать у Мэри о причинах ее холодности к нему. Потом подходит к ним, не соглашается с Мэри, что солдатская шинель больше подходило Грушницькому, замечает, к неудовольствию последнего, что форма офицера делает его моложе. В конце бала Печорин, который танцевал с Мэри только мазурку, понял, что против него заговор Грушницького с другими офицерами.

На следующий день Вера уехала в Кисловодск. А вечером княжна не вышла к Печорина, сославшись на болезнь.

Доктор Вернер расспрашивал Печорина, не собирается ли тот жениться на Мэри. Оказалось, что расходятся сплетни о Печорине и княжну и что это дело рук Грушницького.

Печорин переезжает в Кисловодск, часто видится с Верой. Сюда же переезжают и Ліговські.

На одной из прогулок, когда Мэри почти потеряла сознание, Печорин, поддерживая ее, прикасается губами ее щеки. Княжна не понимает этого: «Или вы относитесь ко мне с презрением, или очень нравится»,- и первым объясняется в любви. Печорин поразил ее холодом в ответ.

Грушницький договаривается с офицерами отомстить Печоріну, хочет вызвать его на дуэль и зарядить только один пистолет. Печорин случайно узнает об этом плане и решает проучить Грушницького.

Одного дня Печорин получает от Веры сообщение, что ее муж уехал в Пятигорск, и проводит ночь у своей возлюбленной. Выходя от нее, он задерживается у окна комнаты княжны, где его видят Грушницький и капитан, когда унижен Печориным на балу. На следующий день Грушницький громко рассказывает о ночных приключениях и клянется, что у Мэри был именно Печорин. В эту минуту в комнату входит сам Печорин и спокойно предлагает Грушницькому отказаться от своих слов, потому что это клевета. Тот не соглашается, и Печорин сообщает, что пришлет своего секунданта.

Ночью перед поединком Печорин размышляет о смысле жизни: «Для чего я жил? для какой цели я родился?.. А, пожалуй, она существовала, и, пожалуй, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы неохватные... Но я не угадал этого назначения... Моя любовь никому не принесла счастья. ...Я любил для себя, для собственного удовольствия...»

Противники и секунданты съехались на место дуэли. Договорились, что врач вытащит пулю, чтобы убитого можно было отнести на счет черкесов.

Печорин спокойный, Грушницький нервничает. Доктор Вернер просит Печорина сказать, что им известно об отсутствии пули в его пистолете, но тот отказывается: хочет увидеть, сможет Грушницький стрелять в невооруженного. Первым выпало стрелять Грушницькому. Он легко ранил противника в колено. Печорин требует зарядить пистолет, выражая свою осведомленность о заговоре. Грушницький признал, что готовилась подлость, и пистолет заряжають. Печорин последний раз предлагает ему признаться во лжи и слышит в ответ: «Стреляйте!.. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью... Нам на земле вдвоем нет места...» Печорин выстрелил. Когда дым разошелся, Грушницького на скале не было. Его труп лежал внизу.

Дома Печорин читает записку от Веры. Она призналась мужу в своей любви и уезжает навсегда. Печорин загнал до смерти коня, но Веру не догнал.

Печорин узнает от Вернера, что начальство догадывается о дуэли. На следующий день он получает приказ ехать в крепость N и идет к Лиговских прощаться. Княгиня предлагает Печоріну жениться на Мэри. Наедине с княжной он откровенно говорит девушке, что просто смеялся с ней, что она должна относиться к нему презрительно, а потому он не может на ней жениться. Мэри ответила, что ненавидит его.

Об истории с Мэри Печорин вспоминает в крепости. Он сравнивает свою судьбу с жизнью матроса, который привык к трудностям своего ремесла и скучает на берегу, разыскивая на море парус, «что приближается к пустой пристани...»

Фаталист

Однажды Печорин жил несколько недель в казачій станицы. Как-то за столом зашел разговор об одном из мусульманских верований, будто судьба человека определяется на небе. Офицеры думали каждый по-своему, но неожиданно один из них, серб, поручик Вулич, вызвался «попробовать на себе, может ли человек по собственной воле править своей жизнью, каждому... заранее назначено роковую минуту...» Печорин предложил пари, чтобы доказать, что ничего человеку заранее не назначено. Глядя на приготовления к выстрелу, Печорин заметил, что на лице поручика лежит «печать смерти». «Вы сегодня умрете!» - сказал он Вуличу. Тот ответил: «Может, так. Может, нет...» Он взял пистолет, о котором было неизвестно, он заряжен, приставил ко лбу и спустил курок. Осечка! Все облегченно вздохнули, решив, что пистолет не заряжен. Вулич выстрелил во второй раз - в фуражку, что висел над окном. Раздался выстрел. Поручик собрал червонцы, им выиграны, и ушел.

На Печорина эта история произвела глубокое впечатление. Ночью его разбудили известием, что Вулича убиты. Оказалось, что на темной дороге он встретил пьяного казака и спросил, кого тот щукає. «Тебя!» - ответил казак и разрубил его шашкой от плеча почти до сердца. Умирая, Вулич произнес только три слова: «Он был прав!» Эти слова касались Печорина, который заметил на лице поручика печать близкой смерти.

Убийца тем временем закрылся в пустом доме, а толпа у нее никак не решался действовать. Печорин, подобно Вулича, решил испытать судьбу. У дверей поставили трех казаков, чтобы они привлекали к себе внимание убийцы. Печорин приблизился к окну, сквозь щель ставни которого было видно казака с пистолетом в руке. Есаул стучал в дверь и кричал, а Печорин оторвал ставни и прыгнул в окно головой вниз. Казак выстрелил, пуля сорвала еполет. Не прошло и трех минут, как преступника связали и отвели под конвоем.

Печорин размышляет: «Во всем этом как бы, кажется, не сделаться фаталистом? ...Что касается меня, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ждет. Ведь хуже смерти ничего не случится - смерти не минуешь!»

Вернувшись к крепости, Печорин рассказал о происшествии Максиму Максимовичу и хотел услышать его мнение относительно предопределения. Но старый высказался только о недостатках курков и черкесских винтовок. А о Вулича сказал так: «Да, жаль бедолагу... А впрочем, видно, так уж у него на роду было написано!..»

Журнал Печорина

Тамань

Рассказ идет от лица Печорина. Он прибывает в Тамань в позднее время. Поскольку казенной квартиры для него не приготовили, главный герой селится в деревенском домике у моря, где без родителей живет слепой ребенок. Ночью Печорин видит, как мальчик с узелком не спеша приближается к морю. Он начинает за ним наблюдать. Вдруг к ребенку подходит молодая девушка и говорит, что Янко сегодня не придет. Но, парень ей не верит, так как считает Янко смелым и решительным. Через непродолжительное время к берегу приплывает нагруженное суденышко с человеком, на котором надета баранья шапка. Главный герой возвращается в дом, где встречает девушку, которая разговаривала на берегу со слепым мальчиком. Печорин интересуется ее именем, но она не отвечает ему на вопрос, после чего главный герой начинает угрожать ей тем, что расскажет коменданту, что девушка ходила в ночное время по берегу.

Как-то раз девушка пришла в дом, где жил Печорин и поцеловала его, после чего назначила свидание этой ночью на берегу. Главный герой вооружается пистолетом и идет на встречу с девушкой. Он встречает ее на берегу, и они вместе идут к лодке. После того, как они отплывают на какое-то расстояние, девушка выбрасывает пистолет в воду и старается сбросить туда же Печорина, но происходит все наоборот. Молодой человек сбрасывает девушку за борт. Она удачно доплывает до берега, а через время туда приходит мальчик вместе с Янко. Девушка садится с ним в лодку, и они уплывают, оставив слепого на берегу. Парень плачет, а до Печорина доходит, что он встретился с людьми, промышляющими контрабандой. Когда главный герой зашел в дом, то нашел в мешке мальчика свои вещи, среди которых была шкатулка, шашка с серебряной оправой и кинжал. Утром Печорин уезжает в Геленджик.

Княжна Мери

Печорин прибывает в Пятигорск, где наблюдает множество скучающих особей, среди которых есть отцы семейств, барышни и целый ряд других персонажей. Подойдя к источнику, главный герой увидел своего старого знакомого Грушницкого, который описан, как храбрец и самолюбивый франт. В свое время два молодых человека были знакомы по службе в одном отряде, и вот теперь Грушницкий сияет в окружении самого обыденного общества. Его новые знакомые — довольно скучные и примитивные люди, среди которых можно разве что выделить княгиню Лиговскую и ее дочь Мери. Когда Грушницкий рассказывал о них Печорину, мама с дочерью проходили мимо. Главный герой про себя отметил, что его старый знакомый симпатизирует молодой девушке. У Мери были прекрасные удлиненные ресницы, «бархатные глаза» и, вообще, ее можно было назвать красавицей. Кроме того, Печорин отметил ее отличный вкус в одежде.

Через некоторое время к главному герою в гости приехал доктор Вернер, человек с материалистическим взглядом на жизнь, но с душой лирика. Как выяснилось по ходу повествования, у доктора одна нога была несколько короче другой, а в целом это был мужчина небольшого роста с крупной головой. Между Печориным и Вернером существует какая-то взаимосвязь на грани подсознания, так как они понимают друг друга с полуслова. Доктор рассказал своему товарищу о Мери, которая думает, что Грушницкий оказался в солдатах в результате дуэли. Этот молодой человек вызывает живой интерес у княжны. У ее матери в данный момент гостит родственница, которая оказывается бывшей дамой сердца Печорина по имени Вера.

Главный герой встречает Мери с матушкой в окружении другой молодежи и рассказывает офицерам, которые стоят поблизости, смешные истории, после чего вся находящаяся рядом публика подходит к рассказчику. Мери немного злится на Печорина, так как он лишил ее общества кавалеров. Во время своего дальнейшего пребывания в этом городе главный герой ведет себя подобным образом. Он, то покупает красивый ковер, который понравился княжне, то делает еще какие-то опрометчивые и не поддающиеся объяснению поступки. В это время Грушницкий пытается найти подход к Мери и мечтает, чтобы она его заметила. Печорин объясняет своему знакомому, что это лишено смысла, так Мери из тех девушек, что могут вскружить мужчине голову, а потом выйти замуж за богача. Но, Грушницкий не хочет его слушать и покупает себе кольцо, на котором выгравирует имя своей возлюбленной.

Проходит некоторое время, и Печорин случайно встречается с Верой, которая уже успела два раза выйти замуж и сейчас живет с состоятельным мужчиной значительно старше ее. Через мужа она находится в родственных связях с княжной Мери. Печорин принимает решение оказать княжне знаки мужского внимания. Делает он это для того, чтобы чаще видеться со своей бывшей возлюбленной в доме Лиговских. Однажды в горах он встречает Грушницкого и Мери. Именно в этот момент главный герой принимает решение влюбить в себя княжну.

Как раз случается подходящая ситуация в виде бала, на котором Печорин приглашает Мери на танец, затем уводит ее от пьяного посетителя и извиняется за свое настойчивое поведение. Девушка становится мягче по отношению к своему новому ухажеру. Прибыв в гости к Мери Печорин уделяет много внимания Вере, на это княжна сильно обижается. Тогда в отместку главному герою она начинает любезничать с Грушницким, но он ей уже давно перестал быть интересен. Печорин чувствует что «рыбка попалась на крючок» и решает употребить все влияние на Мери в своих интересах, а потом цинично ее бросить.

Грушницкому возвращают офицерский чин, и он решает покорить сердце княжны своей новой формой. Во время прогулки с Мери Печорин ей жалуется, что люди часто наводят на него напраслину и называют его бездушным. Княжна рассказывает своей новой родственнице Вере, что любит Печорина. Вера ее ревнует к главному герою. Печорин встречается с ней и обещает последовать за Верой в Кисловодск, куда она собирается уехать со своим супругом. Грушницкий в новой форме приходит к княжне, но это не дает решительно никакого результата. После этого с его подачи по городу разлетаются слухи о скорой женитьбе Мери и Печорина, который в это время уже находится в Кисловодске, где ждет свидания с Верой. Следом за ним отправляется и Мери со своей матерью. Во время поездки с княжной случается обморок, и она оказывается в объятиях Печорина, который целует ее в губы. Мери признается ему в любви, но судя по реакции главного героя, на него эти слова никак не действуют. Главный герой продолжает вести себя расчетливо и цинично. Грушницкий собирается вызвать Печорина на дуэль, в результате все закончится тем, что секундант даст дуэлянтам незаряженные пистолеты.

Мери еще раз открывает свои чувства главному герою, но тот отказывается от нее и говорит, что не готов к любви, так как ему предсказано гадалкой, умереть от рук своей супруги.

В город прибывает фокусник и все персонажи собираются на его представлении. Печорин проводит ночь с Верой, о чем узнает Грушницкий и на следующий день об этом распространяются слухи по городу. В этот раз Печорин вызывает обидчика на дуэль, а своим секундантом просит стать доктора Вернера, по предположениям которого заряженным будет только пистолет Грушницкого.

Перед днем дуэли Печорина одолевают мысли о смерти. Ему наскучила жизнь. Она его совсем не радует. Печорин считает, что его никто не понимает. На утро он говорит своему секунданту, что не страшится смерти и готов принять ее достойно. Местом дуэли решили выбрать скалу. Это связано с тем, что когда убитый упадет с нее ни у кого не возникнет мысли о дуэли. По жребию первым должен стрелять Грушницкий. Печорин почему-то уверен, что соперник не убьет его. Так и происходит, главный герой оказывается только слегка раненным. Он предлагает Грушницкому извиниться и прекратить дуэль, но тот в истерике кричит, что ненавидит Печорина. В результате пуля сражает его наповал.

Вернувшись домой, главный герой обнаруживает у себя записку от Веры, где женщина пишет, что сообщила своему супругу об отношениях с Печориным и вынуждена покинуть любимого навсегда. Молодой человек бросается за ними в погоню, но загоняет коня и не настигает цели. В расстроенных чувствах он возвращается в Кисловодск. На следующий день Печорину сообщают о его переводе на новое место службы. Он приходит к Мери, чтобы попрощаться. Они обмениваются злыми «комплиментами» и расстаются.

Фаталист

В одной из станиц после окончания игры в карты офицеры начинают размышлять о том, что судьба каждого человека предопределена. Поручик Вулич предлагает проверить, можно ли заранее узнать о своей смерти. Печорин затевает с ним спор и говорит, что это невозможно. Вулич делает попытку самоубийства на глазах у присутствующих, но пистолет дает осечку. После выстрела в воздух все понимают, что пистолет был заряжен. Главный герой предрекает Вуличу скорую смерть и уходит восвояси. По пути к месту ночлега Печорин наблюдает мертвую свинью, которая погибла от сабли казака, которого уже ищут его приятели. После чего главный герой узнает, что Вулич погиб от рук этого казака, а теперь тот скрывается в доме на окраине и не хочет оттуда выходить. Печорин пытается повторить смертельный эксперимент Вулича и захватить его убийцу. Есаул начал свой разговор с казаком в качестве отвлекающего маневра, а главный герой незаметно пробрался в дом и захватил убийцу Вулича. После возвращения в крепость, Печорин рассказал эту историю Максиму Максимычу, а тот сделал вывод, что такая у Вулича судьба.