Церковный раскол 17 века причины. Причины раскола и его результаты

Церковный раскол (кратко)

Церковный раскол (кратко)

Церковный раскол был одним из основных событий для России семнадцатого века. Данный процесс довольно серьёзно повлиял на будущее формирование мировоззрение русского общества. В качестве основной причины церковного раскола исследователи называют политическую ситуацию, которая сложилась в семнадцатом веке. А сами разногласия церковного характера относят ко второстепенным.

Царь Михаил, являющийся основателем династии Романовых и его сын Алексей Михайлович стремились восстановить государство, подвергшееся разорению в так называемое Смутное время. Благодаря им укреплялась государственная власть, восстанавливалась внешняя торговля и появлялись первые мануфактуры. В данный период происходит также законодательное оформление крепостного права.

Невзирая на то, что в начале правления Романовы вели довольно осторожную политику, в планах царя Алексея входило народов, проживающих на Балканах и на территории Восточной Европы.

По утверждениям историков, именно это создало барьер между царём и патриархом. К примеру, в России по традиции было принято креститься двумя перстами, а большинство других православных народов крестилось тремя, согласно греческим нововведениям.

Было лишь два выхода: навязать остальным собственные традиции или подчиниться канону. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович пошли по первому пути. Общая идеология была нужна в силу идущей в то время централизации власти, а также концепции Третьего Рима. Это и стало предпосылкой к внедрению реформы, расколовшей российский народ на долгое время. Огромное количество разночтений, различные трактовки обрядов – всё это нужно было привести к единообразию. Необходимо также отметить, что о такой необходимости говорили и светские власти.

Церковный раскол тесно связан с именем патриарха Никона, который обладал большим умом и любовью к богатствам и власти.

Церковная реформа от 1652 года стала началом раскола в церкви. Все изложенные изменения были полностью одобрены на соборе 1654 года, но слишком резкий переход повлёк за собой много его противников.

Вскоре Никон попадает в опалу, но сохраняет за собой все почести и богатства. В 1666 году с него снимают клобук, после чего его ссылают на Белое озеро в монастырь.

Подробное решение параграф § 24 по истории для учащихся 7 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. 2016

  • Гдз рабочая тетрадь по Истории за 7 класс можно найти

Стр. 75

Каковы были причины и последствия церковного раскола?

Русская православная церковь оказалась вовлечена в политическую борьбу времен Смуты. После нее положение церкви в государстве укрепилось, значительный вклад в церковные и государственные дела внес патриарх Филарет. К середине XVII в. сложились условия для церковной реформы, которую провел патриарх Никон. Реформа изменила обрядовую сторону православия, но стала причиной раскола верующих на никониан и старообрядцев. Борьба раскольников за старую веру стала одной из форм протеста народа против гнета властей.

Стр. 77

В чем вы видите причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном?

Стр. 28. Вопросы и задания к тексту параграфа

1. Каково было положение церкви Русской православной церкви после Смуты? Почему позиции церкви усиливались?

Русская православная церковь оказалась вовлечена в политическую борьбу времен Смуты. После нее положение церкви в государстве укрепилось, значительный вклад в церковные и государственные дела внес патриарх Филарет. Позиции церкви усиливались потому, что патриарх Филарет был фактическим правителем России.

2. В чем заключались причины церковной реформы? Как вы думаете, почему ее проведение пришлось именно на середину XVII в.?

Причина церковной реформы: необходимость наведения порядка в церковных обрядах. Проведение церковной реформы пришлось именно на середину XVII в. потому, что к этому времени позиции церкви были сильны. К тому же формировалась и самодержавная форма власти царя.

3. Почему разгорелся конфликт между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном?

Причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном в том, что он предложил царю разделить власть по примеру Михаила Федоровича и Филарета. Алексей Михайлович не хотел ни с кем делить свою власть.

4. Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола?

Сущность церковного раскола: борьба старого и нового в жизни государства и общества

Значение церковного раскола: показал силу царской власти, неотвратимость перемен.

5. Выскажите свое мнение о протопопе Аввакуме.

Протопоп Аввакум – это пример героического стоизма, верности своим убеждениям, преданность историческим корням Родины.

6. Какие деятели Русской православной церкви внесли значительный вклад в укрепление Российского государства в XVII в.?

Значительный вклад в укрепление Российского государства в XVII в. внесли деятели Русской православной церкви: патриархи Филарет, Иосаф I, Иосиф и даже Никон.

Стр. 36. Изучаем документ

1. Как Аввакум оценивает суть реформы Никона?

Реформу Никона Аввакум оценивает как еретическую, уничтожающую истинное православие.

2. Какие слова из этого отрывка вы одобряете, а какие – нет?

Из этого отрывка можно одобрить слова: «Говори своим природным языком; не уничижай ево и в церкви, и в дому, и в пословицах».

Слова, которые не заслуживают одобрения: «Возьми еретиков тех, погубивших душу твою, и пережги их, скверных собак…»

1. О необходимости исправления церковных книг говорили и патриарх Никон, и протопоп Аввакум. Первый предлагал править книги по греческим оригиналам, второй – по старославянским переводам. Как вы думаете, почему победила позиция патриарха Никона?

Победила позиция патриарха Никона потому, что Россия, царь стремились построить отношения с европейскими странами, и греческий вариант (читай - европейский) был в этом смысле правильней.

2. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите материал о старообрядцах. Определите основные идеи старообрядчества. Выясните, существует ли старообрядчество в наши дни.

Обзор истории старообрядчества

Последователи старообрядчества отсчитывают свою историю с Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром, который воспринял православие от греков. Флорентийская уния (1439) с латинянами послужила главной причиной для отделения Русской поместной церкви от Константинопольского патриарха-униата и создания автономной Русской поместной церкви в 1448 году, когда собор русских епископов поставил себе митрополита без участия греков. Большим авторитетом у старообрядцев пользуется Поместный Стоглавый собор 1551 года в Москве. С 1589 года русская церковь стала возглавляться патриархом.

Реформы Никона, начатые в 1653 году по унификации русских чинов и богослужения по современным по тому времени греческим образцам, встретили сильную оппозицию со стороны сторонников старых обрядов. В 1656 году на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. В 1667 году состоялся Большой Московский собор. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов вновь были объявлены еретиками. Страна оказалась на грани религиозной войны. Первым восстал Соловецкий монастырь, который был разорён стрельцами в 1676 году. В 1681 году состоялся поместный собор Русской церкви; собор настойчиво просит царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами. Сразу после собора начнется активная физическая расправа. В 1682 году состоялась массовая казнь старообрядцев. Правительница Софья, именно по просьбе духовенства, собора 1681-82 года, издаст в 1685 году знаменитые «12 статей» - государственные всеобщие законы, на основании которых будут преданы различным казням: изгнаниям, тюрьмам, пыткам, сожжениям живыми в срубах тысячи человек-старообрядцев. В ход борьбы против старого обряда шли самые различные средства на протяжении всего после реформенного периода со стороны новообрядческих соборов и синодов, такие как клевета, ложь, подлоги. Особенно знамениты и широко распространены такие подлоги как Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина и Феогностов Требник. Для борьбы со старым обрядом была проведена и деканонизация Анны Кашинской в 1677 году.

При Петре I в 1716 году были отменены «Двенадцать статей» царевны Софьи и старообрядцам для облегчения их учёта была предоставлена возможность полулегального существования при условии платить «за оный раскол всякие платежи вдвое». При этом был усилен контроль и наказание тех, кто уклонялся от регистрации и выплаты двойного налога. Неисповедующихся и не платящих двойной налог предписывалось штрафовать, каждый раз увеличивая ставку штрафа, и даже ссылать на каторгу. За совращение в раскол (совращением считалось всякое старообрядческое богослужение или совершение треб) как и до Петра I полагалась смертная казнь, что было подтверждено в 1722 г. Старообрядческих священников объявляли либо расколоучителями, если это были старообрядческие наставники, либо изменниками православию, если они раньше были священниками, и наказывали и за то, и за другое.

Однако репрессии царского правительства против старообрядцев не уничтожили это течение в русском христианстве. В XIX веке, по некоторым мнениям, до трети русского населения были старообрядцами. Старообрядческое купечество богатело и даже отчасти стало основной опорой предпринимательства в XIX веке. Социально-экономический расцвет был следствием изменения государственной политики в отношении старообрядцев. Власть пошла на определённый компромисс, введя единоверие. В 1846 году благодаря стараниям изгнанного турками с Босно-Сараевской кафедры греческого митрополита Амвросия старообрядцам-беглопоповцам удалось восстановить церковную иерархию на территории Австро-Венгрии среди беженцев. Появилось Белокриницкое согласие. Однако не все старообрядцы приняли нового митрополита, отчасти из-за сомнений в истинности его крещения (в греческом православии практиковалось «обливательное», а не полное крещение). Амвросий возвёл в различные степени священства 10 человек. Первоначально белокриницкое согласие действовало среди эмигрантов. Им удалось вовлечь в свои ряды донских казаков-некрасовцев. В 1849 году белокриницкое согласие распространилось и на Россию, когда в сан был возведён первый епископ белокриницкой иерархии в России Софроний. В 1859 году был посвящён в сан архиепископ Московский и всея Руси Антоний, который в 1863 году стал митрополитом. Вместе с тем, воссоздание иерархии осложнялось внутренними конфликтами между епископом Софронием и архиепископом Антонием. В 1862 году большие дискуссии в старообрядческой среде произвело Окружное послание, которое делало шаг навстречу новообрядному православию. Оппозиционеры этого документа составили толк неокружников.

В статье 60 Устава о предупреждении и пресечении преступлений говорилось: «Раскольники не преследуются за мнения их о вере; но запрещается им совращать и склонять кого-либо в раскол свой под каким бы то видом». Им было запрещено строить церкви, заводить скиты, а существующие даже чинить, а также издавать какие-либо книги, по которым совершались их обряды. Старообрядцы ограничивались при занятии общественных должностей. Религиозный брак старообрядцев, в отличие от религиозных браков прочих конфессий, не признавался государством. До 1874 г. все дети старообрядцев считались незаконнорожденными. С 1874 г. для старообрядцев был введен гражданский брак: «Браки раскольников приобретают в гражданском отношении, через записание в установленные для сего особые метрические книги, силу и последствия законного брака».

Некоторые ограничения для старообрядцев (в частности, запрет занимать общественные должности) были отменены в 1883 г.

17 апреля 1905 года был дан Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости», который, в числе прочего, отменял законодательные ограничения в отношении староверов и в частности гласил: «Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют своё богослужение по старопечатным книгам». Он дал старообрядцам возможность открыто устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины; легализовалось Белокриницкое согласие. Среди старообрядцев беспоповского толка оформилось поморское согласие.

Советская власть в РСФСР и позже СССР относительно благосклонно относился к старообрядцам до конца 1920-х годов в русле своей политики поддерживать течения, оппозиционные «тихоновщине». Великая Отечественная война была встречена неоднозначно: большинство старообрядцев призывали защищать Родину, но были и исключения, например, Республика Зуева или староверы деревни Лампово.

Современность

В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, имеются в Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Казахстане, Польше, Белоруссии, Румынии, Болгарии, Украине, США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.

Крупнейшая современная православная старообрядческая религиозная организация в России и за её границами - Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия, осн. в 1846 году), насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра - в Москве и Браиле, Румыния.

Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причём значительная часть общин не зарегистрирована. Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ.

Духовно-административный центр Русской древлеправославной церкви до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области; с тех пор - в Москве.

Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн чел. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и другие.

В 2000 году на Архиерейском соборе Русская православная церковь заграницей принесла покаяние перед старообрядцами:

3 марта 2016 года в Московском доме национальностей состоялся круглый стол на тему «Актуальные проблемы старообрядчества», на котором присутствовали представители Русской православной старообрядческой церкви, Русской Древлеправославной церкви и Древлеправославной поморской церкви. Представительство было самое высокое - московский митрополит Корнилий (Титов), древлеправославный патриарх Александр (Калинин) и поморский духовный наставник Олег Розанов. Встреча на таком высоком уровне между разными ветвями православия прошла впервые.

3. Какие вопросы решались на Церковном соборе 1666-1667 гг?

На Церковном соборе 1666-1667 гг. решались вопросы: суд над патриархом Никоном и расправа (предание анафеме) над раскольниками, признание реформы.

4. Как повлияла реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни?

Реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни повлияла негативно, привела к расколу церкви. Вместе с тем, в стране начали служить по единым церковным обрядам.

5. Как вы думаете, почему в XVII в. в России светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной?

В XVII в. в России светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной потому, что царская власть набрала уже достаточно силы, был сформирован аппарат царской власти, регулярная армия, самодержавная власть была признана в обществе.

Стр. 81

Народы России в XVII в.

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

Как в XVII в. происходило дальнейшее формирование многонационального Российского государства? Какие народы вошли в состав России в XVII в.?

В XVII в. продолжалось развитие России как многонационального государства. В ее подданство перешли народы, населявшие Украину, Сибирь и Дальний Восток. Эти народы говорили на разных языках, имели различные обычаи, исповедовали различные религии и культы, но отныне уних было общее Отечество – Россия.

Стр. 81

Когда Левобережная Украина вошла в состав России?

Левобережная Украина вошла в состав России в 1686 г.

Стр.82

Когда украинская православная церковь была подчинена патриарху Московскому и всея Руси?

Украинская православная церковь была подчинена патриарху Московскому и всея Руси в 1687 г.

Стр. 82

Как называлось правительственное учреждение, находившееся в Москве и ведавшее управлением украинскими землями, вошедшими в состав России?

Правительственное учреждение, находившееся в Москве и ведавшее управлением украинскими землями, вошедшими в состав России называлось Приказ “Малые России”. Был учрежден в середине XVII в., после воссоединения украинского и русского народов в единое государство. В ведении приказа находились Малая Россия, войско Запорожское, казаки и города Киев и Чернигов.

Стр. 83

Когда в Поволжье была создана первая православная епархия? Где располагался ее центр? Кого называли новокрещеными?

В 1555 г. была образована Казанская епархия, которая развернула активную работу по христианизации народов Поволжья. Ее центр – Казань. Называли новокрещеными тех, кто принял православие.

Стр. 28. Вопросы и задания к тексту материала для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

1. Как происходило освоение русскими новых земель? Какие положительные и отрицательные последствия несла с собой русская колонизация народам Сибири и Дальнего Востока?

Освоение русскими новых земель происходило по-разному. Какие-то территории были завоеваны (Сибирское ханство), но в основном шло мирное присоединение.

Положительные и отрицательные последствия русской колонизации народов Сибири и Дальнего Востока:

Русские основали в Сибири многие остроги, которые затем превратились в города. Сибирь также стала плацдармом для дальнейшей колонизации Азии и северо-запада Северной Америки (Русская Америка).

Установление экономической зависимости (налог - ясак), насильственная христианизация

2. Охарактеризуйте особенности управления украинскими землями в XVII в. Почему часть украинцев выступала против воссоединения с Россией?

Особенности управления украинскими землями в XVII в.: самоуправление. Выборный гетман управлял украинскими землями вместе со старшинской радой, которая назначала на должности – уряды. Территория разделена на 10 полков, во главе – полковники и полковая старшина. Крупные города сохраняли самоуправление, но во всех городах назначены московские воеводы с военными гарнизонами.

Часть украинцев выступала против воссоединения с Россией потому, что усилилось имущественное неравенство. Казацкой верхушке достались большие земельные угодья, она подчинила себе крестьян-бедняков. Это вызывало недовольство крестьян. А казацкая верхушка требовала больше привилегий.

3. Каким было положение народов Поволжья?

Вхождение народов Поволжья в состав России произошло в начале XVII в. Здесь возникли города и крепости. Состав населения – многонациональный. Население платило налоги, татарская знать перешла на службу к российским царям. Активно проводилась христианизация.

4. Какие шаги были сделаны в XVII в. по укреплению российского влияния на Кавказе?

По укреплению российского влияния на Кавказе в XVII в. были сделаны шаги

Принятие в российское подданство Кахетии и Имеретинского царства.

Стр. 57. Работаем с картой

1. Покажите на карте территорию, вошедшую в состав России в XVII в. Какие народы ее населяли?

Россию в XVII в. населяли народы: украинцы, татары, чуваши, марийцы, мордва, удмурты, башкиры, а также народы Сибири – ненцы, эвенки, буряты, якуты, чукчи, дауры.

2. Воспользовавшись картой, перечислите государства, с которыми в XVII в. граничила Россия на юге и на Востоке.

Государства, с которыми в XVII в. граничила Россия на юге: Османская империя, Крымское ханство. На востоке – Китай.

Стр. 87. Изучаем документ

Что нового вы узнали из документа о жизни тунгусов (эвенков)?

Новое, что узнали из документа о жизни тунгусов: жили по берегам рек и заготавливали на год сухой рыбы.

Стр. 87. Изучаем документ

1. Как определяют Семен Дежнев и Никита Семенов цель своего похода?

Цель своего похода Семен Дежнев и Никита Семенов определяют так: найти прибыль для царской казны.

2. О каких прибыльных промыслах они рассказывают?

Они рассказывают о прибыльном промысле – охоте на моржей и добыче ценных клыков моржа.

Стр. 36. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Как формировалось наше многонациональное государство в XVII в.? На каком уровне развития находились народы, вошедшие в состав России в XVII в.? Как они влияли друг на друга?

Формировалось наше многонациональное государство в XVII в. очень активно, но не просто. Присоединенные территории приходилось отстаивать в борьбе в европейскими странами. В процессе мирной колонизации территории тоже присоединялись.

Народы, вошедшие в состав России в XVII в. находились на разном уровне развития: Украина – собственная государственность с органами самоуправления, а народы Сибири – даже на уровне первобытнообщинных, родоплеменных отношений. Влияли друг на друга народы, вошедшие в состав России, плодотворно, обмениваясь хозяйственными и культурными достижениями.

2. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию об одном из народов (о территории проживания, основных занятиях, быте, культурных и религиозных традициях, одежде и т.д.), вошедших в состав России в XVII в. На основании собранного материала подготовьте электронную презентацию.

К моменту присоединения Якутии к Московскому государству, в начале XVII в., якуты заселяли Ленско-Амгинское и Ленско-Вилюйское междуречье и часть бассейна р. Вилюя. Основным занятием якутов было разведение крупного рогатого скота и лошадей. Скотоводство было примитивное, мясо-молочное по преимуществу.

К началу XVII в. скот уже являлся не родовой, а частно-семейной собственностью, причем отдельные семьи имели по нескольку сот голов скота. Основная масса якутов имела по 10, а то и меньше голов скота, что, в условиях скотоводческого хозяйства, не обеспечивало прожиточного минимума семьи. Были и совсем бесскотные якуты.

Вслед за частной собственностью на скот установилась частная собственность и на покосы. Это произошло не позднее конца XVI - начала XVII века. Покосы высоко ценились и составляли предмет всевозможных сделок. Покосы продавались и передавались по наследству, арендовались у владельцев на год и больше, причем оплата производилась мехами. Якуты вели постоянную борьбу за покосы, заливные луга (аласы). Уточним лишь, что это была не вообще земля, все еще находившаяся в общинно-родовом владении, а покосы.

Охотничий и рыболовный промыслы в районе Амгино-Ленского плоскогорья, где русские впервые встретились с компактной массой якутов, играли лишь подсобную роль. Только в таежных северных районах эти промыслы наряду с оленеводством были основными. Якуты охотились на пушного зверя - соболей и лисиц - и на дичь - зайцев, перелетных птиц и т. д. Пушнина шла для собственного употребления - на одежду, - а также и на обмен. Соболиные угодья обычно находились в стороне от основного жилья якутов, якуты ездили туда осенью на лошадях, поэтому бедняки, не имевшие лошадей, не могли заниматься охотой на соболей.

Рыболовство было широко распространено среди беднейшей части населения как в скотоводческих, так и в охотничьих районах. Слово "балыхсыт" (рыболов) часто бывало синонимом слова "бедняк". "Я-де худой человек, рыболов", - говорил бесскотный якут Оилга.

Меновые отношения у якутов в это время были уже достаточно развиты. Поскольку основное богатство сосредоточивалось в руках верхушки общества - тойонов (якутская полуфеодальная аристократия). Эта верхушка вела и меновые отношения. Московские служилые люди выменивали у князцов коней и коров, сено, утварь и снедь.

Обмен происходил и среди самих якутов, между населением различных районов. Так, скотоводы обменивали скот на пушнину у якутов и тунгусов таежной полосы. Намские, батурусские и другие якуты продавали "скот свой на соболи дальним якутам и тунгусам".

Якуты ко времени покорения их Московским государством, в XVII в., сложились уже как народность с общим языком, территорией и обшей скотоводческой культурой, противопоставляющая себя как единое целое тунгусам, юкагирам и другим соседним народностям и племенам, с которыми им приходилось соприкасаться.

Якутский народ состоял из ряда племен, каждое из которых в свою очередь состояло из нескольких родственных групп. Родовой строй у якутов к началу XVII в. находился в состоянии разложения.

Во главе рода, насчитывающего несколько сот человек, находился тойон, называемый в русских документах князцом. Власть его передавалась по наследству одному из его сыновей. Остальные же сыновья, хотя и принадлежали к привилегированному слою, но не обладали властью родоначальника. Ближайшие родственники князца составляли родоплеменную аристократию. Члены рода находились в зависимом положении от родоначальника, они сопровождали его в походах, грабежах, перекочевывали вслед за ним и т. д., но каждый из них оставался самостоятельным в экономическом отношении и жил своей юртой.

Черты родового быта, сохранившиеся у якутов XVII в. , проявлялись в наличии племенных советов, на которых решались военные дела и вопросы, касающиеся одного или нескольких племен. Такие советы неоднократно собирались во время ведения якутами борьбы против колониального гнета. Все вопросы на совете ставились и разрешались князцами, улусная же масса являлась лишь немой свидетельницей.

Советы якутов XVII в. не были похожи на демократические собрания, характерные для ирокезского рода и являвшиеся у него верховной властью. Тем не менее, наличие племенных, а также и родовых советов (например, созванный Балтугой Тимереевым совет "аманатов - дать или нет") говорит о сильных пережитках родового строя. Пережитки родового строя сохранились и в правовом укладе.

Угон скота или другая обида вызывали родовую месть, тянувшуюся долгие годы. Чтобы прекратить месть, надо было дать выкуп - "головщину" - скотом или холопом. Ярдан Одунеев Кангаласской волости приходил грабежом на Окуньку Одукеева той же волости, побил его и за это должен был дать ему сначала "бокана своего", а затем заменил - дал "головщины 5 скотин".

Межплеменные и межродовые войны, сопровождавшиеся грабежом скота и уводом людей, не прекращались в течение всего XVII века. Во время восстания 1636 г. племя кангаласов "под острогом улусы погромили и побили и в полон ясачных людей человек с двадцать и скот многой отогнали". Больше всего военной добычи и военнопленных захватывали военачальники, являвшиеся одновременно и родовыми старшинами. Грабительские войны имели большое значение в ходе разложения рода, они давали рабов, а рабство являлось фактором, содействовавшим дальнейшей социальной диференциации рода.

Род оформлял также отношения замаскированного рабства под видом "вскормленничества", т. е. воспитания сирот и детей бедных родителей. Став взрослыми, вскормленники должны были своим трудом расплатиться за воспитание. Хозяин мог продать своего вскормленника, - словом, распорядиться им как своей вещью. Так, якут Куржега дал следующее объяснение по поводу своей вскормленницы: "После отца тое Бычикая взяв малу, споил и скормил а кормил де ее 10 лет и вскормя де ее он Куржега продал русским людям".

Под видом помощи и поддержки богатые эксплуатировали своих бедных сородичей, угнетали их, ставили их в положение рабской зависимости от себя. Глава семьи продавал в рабство детей, жен и других родственников, главным образом за скот. Так, в купчей на Минакаю, Селбезинову дочь, сказано: "се аз Атамайской волости ясашной якут Ноня Иваков продал есми на Вилюе Середнего Вялюйского зимовья Мегинской волости ясашному якуту Курдяге Тотреву жену свою именем Минакая Селбезинову дочь, а взял есми за тое свою жену лошадь добрую да 2 коровы стельных".

В рабство попадали и бесскотные якуты, которые "обнищали и обеднели и по дворам в холопство иззапродались".

Рабы выполняли домашние работы, ходили на охоту, занимались рыболовством, пасли скот, косили сено, добывая средства существования и для себя и для хозяина. Нередко рабы участвовали в военных походах со своими хозяевами. Женщина-рабыня могла перейти в новый дом в качестве приданого: "Мать де его Кустякова дана приданые за матерью его Нуктуевою".

Можно наметить следующие социальные группировки у якутов XVII века: 1) тойоны (князцы и лучшие люди) - полуфеодальная аристократия, 2) улусные люди - члены родовой общины, составляющие основную массу населения, 3) зависимая часть улусного населения (живущие "подле", "захребетники", подростки, частично боканы, вскормленники), 4) рабы (боканы).

Несколько слов относительно верхушки якутского общества. Тойоны к приходу русских уже перестали быть представителями только своих родов, защищающими интересы своих сородичей. Тем не менее они по внешности сохранили еще облик родовых вождей и использовали в своих интересах отдельные черты родового быта, как то: былой авторитет родоначальников, роль судьи и т. д. Положение тойонов было неодинаково и зависело от силы и мощи рода, представителями которого они являлись. Многочисленный род, естественно, был сильнее в экономическом отношении.

Его начальник возглавлял и другие родственные ему общины, становясь вождем племени. Казаки хорошо подметили разницу в положении тойонов и зафиксировали это в различных терминах в зависимости от значимости того или иного тойона. Наиболее крупные тойоны, возглавлявшие крупные роды или целые племена, именовались "князцами". Таков был, например, вождь борогонцев князец Логуй, Потомки Тынана часто назывались кангаласскими князцами. В то же время родоначальники небольших и экономически слабых родов именовались просто: "Чича с родниками", "Куреяк с родом", "Музекай Омуптуев с братьею и с родниками" и т д. Родники князцов, а также начальники родов назывались русскими не князцами, а "лучшими людьми".

Традиционная мужская и женская одежда – короткие кожаные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожаные ноговицы, однобортный кафтан (сон), зимой – меховой, летом – из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых – из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых – с серебряными и медными бляшками. Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангыйах), расшитый красным и зелёным сукном и золотым позументом; нарядная женская меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким суконным, бархатным или парчовым верхом с нашитыми на него серебряной бляхой (туосахта) и другими украшениями. Распространены женские серебряные и золотые украшения. Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу (этэрбэс), летние сапоги из мягкой кожи (саары) с голенищем, покрытым сукном, у женщин – с аппликацией, длинные меховые чулки.

Основная пища – молочная, особенно летом: из кобыльего молока – кумыс, из коровьего – простокваша (суорат, сора), сливки (кюэрчэх), масло; масло пили растопленным или с кумысом; суорат заготавливали на зиму в замороженном виде (тар) с добавлением ягод, кореньев и др.; из него с прибавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони и др. приготавливалась похлёбка (бутугас). Рыбная пища играла главную роль для бедняков и в северных районах, где не было скота, мясо употреблялось в основном богатыми. Особенно ценилась конина. В 19 веке входит в употребление ячменная мука: из неё делали пресные лепёшки, оладьи, похлёбку-саламат. В Олёкминском округе были известны овощи.

Православие распространилось в XVIII - XIX веках. Христианский культ сочетался с верой в добрых и злых духов, духов умерших шаманов, духов-хозяев и др. Сохранились элементы тотемизма: род имел животного-покровителя, которого запрещалось убивать, называть по имени и др. Мир состоял из нескольких ярусов, главой верхнего считался Юрюнг айы тойон, нижнего – Ала буурай тойон и др. Важным был культ женского божества плодородия Айыысыт. Духам, живущим в верхнем мире, приносили в жертву лошадей, в нижнем – коров. Главный праздник – весенне-летний кумысный праздник (Ысыах), сопровождавшийся возлияниями кумыса из больших деревянных кубков (чороон), играми, спортивными состязаниями и др. Был развит шаманизм. Шаманские бубны (дюнгюр) близки к эвенкийским. В фольклоре был развит богатырский эпос (олонхо), исполнявшийся речитативом особыми сказителями (олонхосут) при большом стечении народа; исторические предания, сказки, особенно сказки о животных, пословицы, песни. Традиционные музыкальные инструменты – варган (хомус), скрипка (кырыымпа), ударные. Из танцев распространены хороводный осуохай, игровые танцы и др.

3. С помощью дополнительной литературы и Интернета напишите (в тетради) эссе на тему «Народы России: наша общая история»

Народы России: наша общая история

Как с высоты сегодняшних знаний о судьбах нашей страны и мира оценить территориальное расширение России, сопровождавшееся включением в ее состав целого конгломерата земель и народов? В оценках здесь недостатка нет, но они часто носят диаметрально противоположный характер.

В последние годы особенно активны те аналитики, которые видят в территориальном расширении Российского государства прежде всего и главным образом негативные последствия - и для самого русского народа, и особенно для «других народов». Реанимируются некогда весьма популярные, но, казалось бы, давно отброшенные наукой откровенно политизированные представления о России как «тюрьме народов» и «агломерате накраденных провинций» (формулировка передовиц одной из социал-демократических польских газет начала XX в.). Или же напротив, идеализируется прошлое как самое лучшее в общей истории народов России.

Можно до бесконечности спорить на эту тему, но факты говорят сами за себя. Сформировавшись как единое государство, Россия на самом деле разными способами расширяла пространство государства: и мирными, и военными. Однако присоединенные территории не подвергались жесточайшей эксплуатации и разграблению богатств, как это случилось с колониями, которыми владели европейские державы. На вновь присоединенных землях сохранялись традиции, религия, обычаи, быт, за редким исключением.

Конечно, нельзя не замечать и печальных страниц нашей общей истории –христианизация народов Сибири, не всегда добровольная, трагические события начала XX в. – гражданская война, сохранение территорий Российской империи с помощью военной силы, репрессии некоторых советских вождей по отношению к целым народам. Однако, можно и нужно помнить и знать и другие исторические реалии. Испытания, которые пережили народы России в XIX (Отечественная война 1812г), XX в. (первая мировая война, Великая Отечественная война) вместе и вместе победили врагов, угрожавших независимости нашей общей Родины – России, возрождение ее после великих испытаний. Мирное и дружественное сосуществование вплоть до конца XX в. и многие, многие достижения этого периода обеспечивались всеми народами России, тогда – Советского союза.

Разрыв между народами России в современной истории, который счастья никому не прибавил, произошедший в конце XX в., сегодня уже воспринимается как большая историческая ошибка. К тому же, дружественные, взаимовыгодные экономические, торговые отношения, культурные связи фактически сохранились и более того, успешно развиваются. Примером служат отношения с Казахстаном, Азербайджаном, Белоруссией, Арменией, Абхазией.

Сложные отношения с политической точки зрения в настоящий момент с Украиной, странами Прибалтики не исключают, однако культурно-исторических связей между народами.

Одним из самых значимых событий для России в 17 веке был церковный раскол. Он имел большое влияние на дальнейшее формирования мировоззрения российского народа. По мнению ученых, причиной раскола стала политическая ситуация на тот момент. А церковные разногласия имели второстепенное значение. Российскому правительству приходилось преодолевать не один кризис.
Основатель династии Романовых, Михаил, вместе с сыном пытались восстановить страну после пережитых тяжелых времен. Власть постепенно укреплялась, ожила внешняя торговля. В это время законодательно оформляли крепостное право. Несмотря на контроль правительства во многих отраслях, конфликт по отношению народа к церкви усугублялся. Традиционно в России крестились двумя пальцами, а много православных, по нововведеньям греческим - тремя. Алексей Романов планировал объединить народы православия на Балканах и территории Восточной Европы. А это привело патриарха и правителя к идеологической проблеме. Таким образом, нужно было или поддаться канону, или втянуть в собственные традиции остальных. Царю Алексею и патриарху Никону приглянулся именно второй способ.
Карьера патриарха Никона росла очень быстро. За достаточно короткий промежуток времени сын сельского жителя, будучи простым послушником, превратился в настоятеля местной обители. Он стал другом царя Алексея и тот сделал его архимандритом московского Новоспасского монастыря. Потом два года пробыл Новгородским митрополитом, а вскоре его избрали Московским патриархом.
Никон направил все силы для того, чтоб переделать русскую церковь на всемирный православный центр. Единая идеология была необходима для централизации власти. Это стало причиной для проведения ряда реформ. Они дали раскол в обществе на долгое время. Реформы Никона коснулись унификации обрядов. В первую очередь он хотел установить во всех храмах одинаковую церковную службу. Полностью руководствовался примером обрядов и правил греческой церкви. Такие новшества вызвали много недовольств со стороны народа. Все эти события стали причинами церковного раскола 17 века.
Реформа проводилась путем насилия. Никон был достаточно прямолинеен. Из-за своего характера вскоре был лишен патриаршества. Но к этому моменту ему удалось внести свой настрой жестокости. Старые церковные книги, по каким проводились службы, отбирали и сжигали. Монахов, что пытались их прятать далеко в тайге или тундре, преследовали. Также не могли определиться по какому ходу совершать Крестовый поход - за солнцем или против него. Во многих местах России проявилась оппозиция. Самым известным приверженцем старого устоя был протопоп Аввакум. Грубым новшествам протестовали многие шары населения. Ведь сущность понимания христианства на Руси, до прихода Никона и осуществления его реформ, заключалась в том, что нельзя заставлять людей веровать силой.
Большой мощи набрал народный протест во время, когда случилось Соловецкое восстание. Монастырь был богат на запасы и имел достаточно прочные стены. Это приманивало ненавистников реформ, и они собирались здесь со всей России. Но среди 600 человек, которые удерживались в крепости восемь лет, все же нашелся изменник. Этот душепродавец впустил полки царя через тайный ход. В жестокой битве осталось всего 50 человек, защищавших крепость.
Церковный раскол происходил в период, когда страна вырабатывала подходы к связям с Европой. Реформа предполагала негативный настрой к национальным обычаям и организации быта. Государство содействовало в борьбе из старыми обрядами. Сын Алексея Михайловича Петр, окончательно придавил самостоятельность православной церкви. Он дал власти свободу от всех церковных норм.
Когда царь Алексей умер, старообрядцев стали преследовать еще больше. Против них расширялись репрессии. В 1681 году были категорично запрещены древние книги и сочинения. А через год, по приказу Федора Алексеевича, сожгли вождя раскола Аввакума. Также создали новый закон. Он не разрешал всякую деятельность членов раскольного процесса. Но те проявили стойкость и выносливость, для подавления причин, вызвавших раскол, и в ответ на репрессии проводили акции массового самосожжения.
Таким образом, люди, которые остались верны старым обрядам, внесли свою лепту в русскую духовную культуру. Они приложили огромные усилия, чтобы сохранить старину. Были продолжены духовные традиции древней Руси, последние заключались в постоянном поиске истинны. Причины, что спровоцировали раскол, нанесли удар этим обычаям. Так как с падением авторитета официальной церкви, власть установила абсолютный контроль над образованием. По его системе воспитывали не духовные черты человека, а готовили людей, исполнявших узкий круг определенных функций. В ответ на недовольство народа возникли изменения, внесены Петром I в начале 18 века.

Церковный раскол стал одним из основных для России событий 17 века. Этот процесс серьезно повлиял на последующее формирование мировоззрения русского народа. В качестве главной причины церковного раскола ученые называют политическую ситуацию, сформировавшуюся в 17 веке. А церковные разногласия относят к ряду причин второстепенных.

Царь Михаил, основатель династии Романовых и его сын Алексей занимались восстановлением хозяйства страны, которое подверглось разорению в период Смуты. Укреплялась государственная власть, появились первые мануфактуры, восстанавливалась внешняя торговля. В тот же период происходило законодательное оформление крепостного права.

Несмотря на то, что в начале Романовы проводили довольно осторожную политику, уже в планы Алексея, прозванного Тишайшим, входило объединение живущих на Балканах и территории Восточной Европы православных народов. Именно это привело патриарха и царя к достаточно непростой идеологической проблеме. По традиции в России крестились двумя перстами. А подавляющее большинство православных народов в соответствии с греческими нововведениями, тремя. Существовало только два возможных выхода: подчиниться канону или навязать собственные традиции остальным. Алексей и Патриарх Никон начали действовать по второму варианту. Единая идеология была необходима в силу идущей в тот период централизации власти и концепции «Третьего Рима». Все это стало предпосылкой к проведению реформы, которая расколола российское общество на очень долгий срок. Большое количество разночтений в церковных книгах, разные трактовки обрядов – все это требовалось привести к единообразию. Стоит отметить, что о необходимости исправления церковных книг говорили наряду с церковными и светские власти.

Теснейшим образом связано имя патриарха Никона и церковный раскол. Никон обладал не только умом, но и любовью к роскоши, власти. Он стал главой церкви только после личной просьбы русского царя Алексея Михайловича.

Церковная реформа 1652 года положила начало расколу в церкви. Все предложенные изменения были одобрены на церковном соборе 1654 года (например, троеперстие). Однако слишком резкий переход к новым обычаям привел к появлению немалого количества противников нововведений. Оппозиция сформировалась и при дворе. Переоценивший свое влияние на царя патриарх попал в опалу в 1658 году. Уход Никона был демонстративным.

Сохранив свои богатства и почести, Никон все же, был лишен всякой власти. В 1666 году на Соборе при участии патриархов Антиохийского и Александрийского с Никона сняли клобук. После этого бывший патриарх был сослан на Белое озеро, в Ферапонтов монастырь. Нужно сказать, что там Никон вел далеко не бедную жизнь. Низложение Никона стало важным этапом церковного раскола 17 века.

Тот же собор 1666 года одобрил еще раз все введенные изменения, объявив их делом церкви. Все не подчинившиеся объявлялись еретиками. В церковный раскол в России произошло еще одно значимое событие – Соловецкое восстание 1667 – 76 годов. Все восставшие в итоге были либо сосланы, либо казнены. В заключение следует отметить, что после Никона уже ни один патриарх не претендовал на высшую власть в стране.

а) Аввакум Петров, Иван Неронов, Епифаний, дьякон Федор, Спиридон Потемкин (раскольники): обличение неправоты никониан (причем самым сильным аргументом в борьбе было массовое мученичество — «заклание» себя за веру).

б) Симеон Полоцкий, патриарх Иоаким, епископ Питирим, митрополит Макарий (духовно‑академическая школа): осуждение раскольников, обвинение их в «невежестве», «косности», «упрямстве», «еретичестве» с целью доказать неправоту старообрядцев.

в) В. О. Ключевский: проблема раскола — это проблема Третьего Рима, Святой Руси, Вселенского Православия, раскол способствовал распространению западных влияний; выделял в расколе не только церковно‑историческую, но и народно‑психологическую сторону.

г) С. М. Соловьев: раскол — конфликт, затронувший только сферу обрядности.

д) А. И. Герцен, М. А. Бакунин: раскол — проявление свободы духа рус‑ского народа, доказательство его умения постоять за свои убеждения.

Ключевые события церковного раскола

1652 г. — церковная реформа Никона;

1654, 1656 гг. — церковные соборы, отлучение и ссылка противников реформы;

1658 г. — разрыв между Никоном и Алексеем Михайловичем;

1666 г. — церковный собор с участием вселенских патриархов. Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам;

1667-1676 гг. — Соловецкое восстание.

Ключевые фигуры: царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, протопоп Аввакум, боярыня Морозова.

Причины раскола:

1) властолюбивое желание Никона и Алексея Михайловича мирового православного царства («Москва — Третий Рим»);

2) процесс централизации Русского государства неизбежно требовал выработки единой идеологии, способной сплотить вокруг центра широкие массы населения;

3) политическая раздробленность привела к распаду единой церковной организации, и в различных землях развитие религиозной мысли и обрядов пошло собственным путем;

4) необходимость переписи священных книг (при переписывании неизбежно совершались ошибки, искажался первоначальный смысл священных книг, следовательно, возникали разночтения в трактовке обрядов и смысле их исполнения); Максим Грек приступил к громадной работе, выступая в качестве переводчика и ученого‑филолога, выделяя разные способы толкования Священного Писания — буквальный, иносказательный и духовный (сакральный);

5) в феврале 1551 г. по инициативе митрополита Макария был созван собор, приступивший к «церковному устроению», выработке единого пантеона русских святых, введению единообразия в церковную жизнь, получивший название Стоглавого;

6) во время правления Алексея Михайловича и патриарха Иосифа, после долгих лет Смуты и начавшегося восстановления Русского государства, «злобой дня» становится проблема с введением троеперстия.

В марте 1649 г. Никон стал митрополитом Новгородским и Великолуцким, проявив себя энергичным владыкой. В 1650 г. Никон принял деятельное участие в расправе над мятежными новгородцами. 22 июля 1652 г. церковный собор избрал патриархом Никона, отстаивавшего принцип «священство выше царства» . Противники Никона: бояре, которых пугали его властные замашки, прежние друзья по кружку ревнителей благочестия.

Собор 1654 г. одобрил новшества и внес изменения в богослужение. Имея поддержку царя, Никон вел дело торопливо, самовластно, требуя немедленного отказа от старых обрядов и точного исполнения новых. Русская культура объявлялась отсталой, на вооружение брались европейские стандарты. Широкие народные массы не восприняли столь резкого перехода к новым обычаям и встретили нововведения «в штыки». Оппозиция Никону сформировалась и при дворе (боярыня Ф. П. Морозова, княгиня Е. П. Урусова и др.).

В декабре 1666 г. Никон был лишен высочайшего духовного сана (вместо него поставили «тихого и незначительного» Иоасафа II, находившегося под контролем царя, т. е. светской власти). Причиной стали крайняя амбициозность Никона, усиливавшийся конфликт с царем Алексеем Михайловичем. Местом ссылки Никона стал Ферапонтов монастырь на Белом озере. Светская власть одержала победу над духовной.

Церковный собор (1666-1667) завершил торжество никониан и грекофилов, отменил решения Стоглавого собора, одобрил реформы и положил начало церковному расколу. Отныне все несогласные с введением новых деталей исполнения обрядов подлежали отлучению от церкви, получали название раскольников (староверов) и подвергались жестоким репрессиям со стороны властей.

Раскол принял формы крайнего противостояния: были затронуты мировоззренческие факторы, полемика между староверами и никонианами вылилась в настоящую идеологическую войну. Наиболее влиятельными из церковных традиционалистов были Иван Неронов, Аввакум Петров, Стефан Вонифатьев (имевший возможность стать патриархом вместо Никона, но отказавшийся от выдвижения своей кандидатуры), Андрей Денисов, Спиридон Потемкин. Церковный собор 1666 г. предал анафеме и проклятию как еретиков и непокорных всех не принявших реформы.

Последствия раскола

— Многими простыми людьми отказ от прежних обрядов переживался как национальная и личная катастрофа.

— Реформа проводилась с элитарных позиций.

— Реформа проводилась с помощью насилия, сущность дониконовского понимания христианства на Руси заключалась в том, что нельзя заставить людей веровать силой.

— До раскола Русь была духовно единой. Реформа готовила почву для распространения пренебрежительных настроений к национальным обычаям и формам организации быта.

— Следствием раскола стала определенная путаница в народном мироощущении. Старообрядцы воспринимали историю как «вечность в настоящем». В мироощущении новообрядцев появилось больше материального практицизма, желания быстрого достижения практических результатов.

— Государство преследовало старообрядцев. Репрессии против них расширились после смерти Алексея, в царствование Федора Алексеевича и царевны Софьи. В 1681 г. было запрещено любое распространение древних книг и сочинений старообрядцев. В 1682 г. по приказу царя Федора был сожжен виднейший вождь раскола Аввакум. При Софье был издан закон, окончательно запретивший любую деятельность раскольников. Старообрядцы проявляли исключительную духовную стойкость, отвечали на репрессии акциями массового самосожжения, горели целыми родами и общинами.

— Оставшиеся старообрядцы внесли своеобразную струю в русскую духовно‑культурную мысль, многое сделали для сохранения старины. Реформа наметила подмену главных целей образования: вместо человека — носителя высшего духовного начала стали готовить человека, выполняющего узкий круг определенных функций.