Утепление металлического гаража своими руками. Утепление металлического гаража

Как утеплить железный гараж изнутри – этот вопрос волнует владельцев самоделок и моделей промышленного производства. Сооружения, по цене предпочтительней, чем капитальные боксы, но каждую зиму требуется постоянно протапливать ракушки. В противном случае завести автомобиль будет проблематично. Исправить ситуацию поможет выполнение простой работы – нанесение на все стальные поверхности слоя теплоизоляции.

Разберем основные варианты самостоятельного теплоизоляции стального бокса.

Материалы и способы для утепления гаража

Как утеплить металлический гараж своими руками и какие материалы лучше использовать – приведем несколько способов решения проблемы:

  1. Если позволяет промежуток между боксами и средства, лучший вариант – это утепление с наружной стороны с обкладкой стен блоками пенобетона или простым кирпичом. Это более затратный вариант, придется приобрести дорогостоящие блоки, залить дополнительный фундамент, затратить время на кладку и сделать новую конструкцию крыши. Но достоинства такого решения полностью покрывают затраты, если конечно бокс узаконен. В помещении будет комфортно летом и зимой, особенно если выполнить между стенами слой теплоизоляции. Получается эффект термоса. Это будет уже не облезлый гараж из металла, а капитальное строение.
  2. Утеплить металлический гараж изнутри рекомендуют при помощи недорогих плит минеральной ваты. Базальтовое волокно не горит, обладает высокими показателями по уровню теплоизоляции. Но понадобится сделать на всех деталях помещения частую решетку из деревянных брусков для фиксации плит между нею, затем придется затратиться на покупку плит ДСП или другого прочного материала для обшивки поверхностей. По показателям сбережения тепла, этот материал уступает аналогам. Главный недостаток мин. ваты – сыпучесть материала и неблагоприятное воздействие на человека. Поэтому если планируется использовать бокс для работы, применения данного утеплителя категорически запрещено.
  3. Современный материал пенополистирол позволит быстро и без проблем выполнить на стенах и потолке слой быстро застывающей пены, которая не уступает по уровню теплоизоляции любому материалу. Можно не использовать облицовку, пена застывает, и ровный слой легко покрасить. Но для работы понадобится приобрести или взять в аренду дорогостоящий инструмент, оборудование. Цена пены тоже потребует определенных затрат. Поэтому использование такого материала в гараже не рентабельно. Пенополистирол применяется в основном для утепления частных домовладений или садовых домиков. В этих местах слой пены наносят с наружной стороны и затем закрывают его отделочными плитами или материалами.
  4. Наверное, самый демократичный и востребованный метод обшивки стенок и потолка с помощью пенопластового листа. Для крепления не требуется создавать ряды обрешетки, утеплитель легко клеится на металл с помощью простой монтажной пены или строительного клея. По характеристикам материал предпочтительней минваты, а по цене предпочтительнее всех остальных вариантов отделки.

Разберем подробно, как выполнить утепление металлического гаражи изнутри своими руками с помощью демократичного варианта.

Пошаговая инструкция теплоизоляции стального гаража пенопластом

Процесс разбит на несколько этапов.

Подготовка к работе

Перед началом основных работ выполняют несколько подготовительных операций:

  • все поверхности очищаем металлической щеткой или проволочным диском, закрепленным на болгарке или в патроне дрели. В любом случае, рекомендуем убрать машину из бокса, вынести или завесить плотным материалом стеллажи или полки и использовать индивидуальные средства защиты. Обязательно надеваем защитные очки и респиратор, а одежда должна быть застегнута на все пуговицы;
  • прогнивший металл закрываем латками и обвариваем. Если такой возможности нет, можно наложить на эти места бандажи из нескольких слоев ткани и герметика;
  • чтобы стенки утепленного бокса не подвергались воздействию коррозии, обезжириваем обработанные стены, потолок, створки ворот растворителем и закрашиваем наружные и внутренние поверхности грунтовкой;
  • подготавливаем листы пенопласта к работе. Если стены и крыша сделаны «картами» (отдельными деталями с загнутыми вовнутрь краями) грани листа потребуется сделать овальными в местах стыка с краем «карты». Толщина плит не менее 40-50 мм, можно установить и 25 мм листы, но уровень потерь тепла значительно увеличивается.

Важно! Перед тем как утеплить металлический гараж, подумайте о способах экономии. Поможет значительно сэкономить на покупке расходных материалов приобретение их в большом строительном гипермаркете или по акции. Такое приобретение позволит сэкономить до 25% средств.

Переходим к выполнению основного этапа работ и ответим на главный вопрос статьи — как утеплить металлический гараж своими руками?

Утепление поверхностей плитами пенопласта

Утепление железного гаража проводим по схеме:

  1. Чем утеплить мы разобрались, начинаем обшивать стены листами материала. Строительный клей разных названий успешно приклеит и закрепит панели, не рекомендуем покупать дорогостоящие составы, не всегда реклама позволяет выбрать надежный состав, а оплачивать бренд не имеет смысла.
  2. Если планируется обшивание плит пенопласта отделочными материалами, для их крепления делаем обрешетку из деревянных реек, размер которых зависит от толщины утеплителя. Бруски закрепляем или в полки карт или саморезами через стены бокса. Часто крепить их нет смысла, пенопласт достаточно плотный материал. Обрешетку устанавливаем по краям листов отделки и 1,2 перемычки посередине – так получится недорого и практично.
  3. Закрываем поверхность металла слоем гидроизоляции, можно использовать простую полиэтиленовую пленку, она убережет слой пенопласта от конденсата.
  4. Переворачиваем лист внутренней стороной вверх и по краям наносим слой жидких гвоздей или монтажной пены. Клеить панели начинаем снизу. Приклеиваем плиту, в зависимости от состава может, придется немного подержать лист, чтобы пена зафиксировала его.
  5. Аналогичным способом закрепляем весь нижний ряд и переходим ко 2 рядку. Доводим панели до крыши.
  6. Клеить пенопласт на поверхность крыши немного затруднительно, но пена быстро закрепит его, хотя немного придется побыть атлантом.
  7. Листы пенопласта подрезаются простым ножом или пилкой по металлу, их требуется подгонять плотно друг к другу, чтобы не оставалось больших зазоров;
  8. Закончив с крышей, аналогичным способом утепляем створки ворот и калитку.
  9. Все швы заполняем монтажной пеной так, чтобы исключить возникновение «мостиков холода» и образования слоя конденсата. Можно использовать различные строительные герметики – главное полностью заполнить трещины и швы. Если пена выступает за слой теплоизоляции, ее после застывания, легко можно срезать ножом.
  10. В качестве декоративной отделки используют листы ДВП, МДФ, фанеру, но эти материалы необходимо перед монтажом обработать специальной пропиткой. Если планируется установка на стены гаража стеллажей или навесных полок, об их креплении заботятся заранее. В местах монтажа устанавливаем и привариваем стальные пластины или уголок вровень с деревянным бруском.

Утепление металлического гаража изнутри своими руками окончено. Много время выполнение полного цикла работ не потребует, благодаря большому размеру плит и простоте крепления к стене. Больше времени понадобится на подготовительный этап. От качества и надежности подготовки металлических поверхностей, покраски, крепления обрешетки зависит не только долговечность слоя теплоизоляции, но всей конструкции в целом.

Если вы планируете использовать в качестве утеплителя рулоны минеральной ваты, заготовьте большое количество брусков. Обрешетка устанавливается с частотой, зависящей от ширины плит утеплителя. Все остальные подготовительные работы выполняют по аналогичной схеме. Для облицовки не рекомендуем использовать листы ДВП. На самый крайний случай можно установить панели из МДФ, но лучше использовать плиты ЦСП, ДСП или толстой фанеры.

В заключение отметим.

Утеплить металлический гараж сможет любой мужчина. Работа не требует опыта выполнения сложных сварочных или строительных работ. Главное обладать знанием пошаговой инструкции проведения подготовительных и основных работ, ответственно относится к труду и своему здоровью. В этом случае при минимальных затратах в вашем стальном боксе всегда будет комфортная температура и зимой, и летом.

О том, как утеплить железный гараж изнутри и снаружи, и спасти свой автомобиль от преждевременного «угасания» знают немногие. И совершенно напрасно думают, что сам гараж – это вполне нормальный дом для автомобиля.

Но в большинстве случаев условия, которые существуют в этих «домах», нельзя назвать подходящими для хранения авто. К примеру, температура в помещении должна быть не ниже -7 градусов, в противном случае, железо и пластик начнут портиться и гнить уже через несколько лет.

Всевозможные варианты

Прежде чем утеплить железный гараж, следует определиться с тем, каким материалом и кто будет этим заниматься.

  • Во-первых, данный процесс можно осуществить с помощью кирпича или пеноблока. Однако помните, что названные материалы можно использовать только по наружной стене.

Примечание! Утепление гаража снаружи необходимо для удержания «точки росы» на месте, а также чтобы избежать появления конденсата.

  • Во-вторых, деревянной вагонкой, ветрозащитной пленкой и минеральной ватой – все эти материалы подходят для отделки изнутри. Стоит отметить, что у каждого материала есть свои плюсы и минусы, проще всего приобрести пенопласт. У него и цена приемлемая, да и в монтаже он прост.

  • В-третьих, можно доверить обустройство гаража специализированным бригадам , но стоимость такой услуги вас неприятно удивит. Поэтому проще всего сделать все своими руками.

Металлический гараж — это сооружение, служащее для хранения транспортных средств. В зависимости от используемых материалов, гараж может быть построен из кирпича, бетона, пиломатериалов или металла.

Одной из мер, для создания и поддерживания оптимального, для содержания техники, микроклимата внутри помещения, является — утепление металлического гаража изнутри.

Если при строительстве гаража использовался металл, то в результате строительства получается холодная постройка, способная лишь укрыть транспортное средство от осадков и порывов ветра. О создании микроклимата, продлевающего сроки и улучшающего условия эксплуатации транспорта, речи в этом случае, не идет. В целях улучшения показателей, определяющих условия содержания и хранения, выполняется утепление железного гаража.

Вариантов утепления стен и крыши, по типу выполнения, всего два — это утепление снаружи и утепление изнутри.

Как правило, утепление металлического гаража, выполняется изнутри, а наружная металлическая поверхность, служит для защиты от дождя и снега. Однако, с появлением новых технологий и материалов, и этот тип выполнения работ, все шире используется индивидуальными застройщиками.

Важно: для снижения потерь тепла через поверхности металлических стен и крыши, можно воспользоваться красками с низкой теплопроводностью!

Материалы, используемые для утепления гаража

Как утеплить металлический гараж изнутри, это вопрос, встающий перед пользователем, когда гараж построен, а эффект от его использования, не соответствует требованиям, которые предъявляются к условиям хранения и эксплуатации транспортного средства.

Для утепления подобных конструкций, в качестве теплоизолирующего материала, могут быть использованы: пенопласт, минеральная вата, пеноизол, пенополиуретан.

Чем утеплить железный гараж изнутри решает каждый пользователь индивидуально, на основании личных предпочтений, возможности выполнить данную работу самостоятельно и свойств используемого материала.

Чем утеплить гараж: сравнительный обзор материалов

достоинства недостатки
Пенопласт


  • относительно низкая стоимость;
  • низкая теплопроводность;
  • малый удельный вес;
  • продолжительные сроки эксплуатации;
  • устойчивость к воздействию микроорганизмов, плесени и грибку;
  • способен выделять вредные вещества даже при незначительном нагревании;
  • обладает значительной пароизоляцией, способствующей скапливанию влаги на его поверхности и поверхности утепляемого объекта;
  • подвергается разрушению под воздействием солнечных лучей и химически активных веществ;
  • не стоек по отношению к механическим нагрузкам;
  • разрушается грызунами.
Минеральная вата


  • низкая теплопроводность;
  • прочность, при механических воздействиях;
  • стойкость к перепадам температур;
  • стойкость к воздействию химических веществ и живых организмов;
  • простота выполнения монтажных работ.
  • при взаимодействии с органами дыхания, глазами и кожей человека, возможно их поражение;
  • меньшие, чем у аналогов, сроки эксплуатации.
Пеноизол


  • низкая теплопроводность;
  • устойчивость к механическим воздействиям и перепадам температуры;
  • хорошая паропроницаемость;
  • способность контактировать с материалами стен (адгезия);
  • относительно невысокая стоимость;
  • является пожаробезопасным материалом, не поддерживающим горение;
  • при использовании в жидком и гранулированном видах, обеспечивает отсутствие мостиков холода на элементах конструкций, на которых выполняется утепление.
  • в процессе эксплуатации дает усадку до 5,0% уложенного объема;
  • низкая прочность при воздействии на разрыв;
  • обладает способностью к поглощению влаги;
  • при использовании в жидком виде, требуется применение специального оборудования;
  • монтаж можно выполнять при температуре окружающего воздуха +5,0 0 С и выше.
Пенополиуретан

  • обладает высоким уровнем адгезии, вне зависимости от материала, на который выполняется нанесение;
  • возможность нанесения методом напыления, позволяет снизить расход материала на единицу площади;
  • малый удельный вес;
  • широкий диапазон рабочих температур (-150 до +150 *С);
  • продолжительные сроки эксплуатации.

Чем покрасить стены гаража для теплоизоляции

Красят металлический гараж снаружи, чтобы уменьшить теплопроводность стен и крыши. В этом случае, как уже было написано выше, для утепления снаружи, используются краски с низкой теплопроводностью, это:

  • «Астратек» — жидкий керамический теплоизолятор, выполнен на водной основе.
  • «Изоллат» — состоит из акриловой дисперсии, керамических микрогранул, стекловолокна, перлиата и различных добавок и наполнителей.
  • «Корунд» — изготавливается на водной основе и состоит из керамических микрогранул с различными видами добавок.

Краски с низкой теплопроводностью подходят для внутреннего и наружного утепления

Краски данной группы выпускаются для наружного и внутреннего использования и для различных элементов конструкций (стены, пол, потолок, трубы).

Как утеплить металлический гараж своими руками

Перед тем как начать работы по утеплению гаража, необходимо определиться какой материал будет служить теплоизоляцией. Критериями выбора, в этом случае, будут служить достоинства и недостатки каждого из материалов приведенные выше, а также их стоимость и возможность приобретения в месте проживания пользователя.

Для выполнения работ понадобится ручной и электрический инструмент, теплоизоляция, пиломатериалы или металлический профиль, крепежные изделия (саморезы, болты, хомуты и т. д.), материалы для гидроизоляции и пароизоляции строительных конструкций, герметизирующие средства (монтажная пена и скотч).

При утеплении металлического гаража изнутри, в зависимости от выбранного материала, работы выполняются по-разному. Поэтому рассмотрим несколько вариантов утепления, для разных строительных элементов одного сооружения.

Для утепления потолка используем минеральную вату.

Важно: при утеплении холодных построек нужно помнить, что наибольшее количество тепла «уходит» из помещения именно через потолок!

  • По потолку монтируются направляющие (обрешетка). Это могут быть пиломатериалы или металлических профиль.
  • Обрешетка укладывается с шагом равным ширине плит утеплителя.
  • Ложится слой гидроизоляции. Для этого можно использовать рубероид или полиэтилен.
  • Между направляющими кладется минеральная вата, крепление выполняется с помощью мастики или клея.
  • Швы, между плитами, герметизируются.
  • Укладывается слой пароизоляции, по которому выполняется наружная отделка (гипсокартон, пиломатериалы).

Аналогичным образом можно выполнить утепление с использованием пенопласта.

Для утепления стен используем пеноизол или пенополиуретан

В зависимости от вида пеноизола, работы могут выполняться в следующей последовательности:

  1. При использовании в жидком виде:
  • На поверхности стен монтируется каркас, изготавливаемый из металла или дерева.
  • На элементы каркаса натягивается мелкая армирующая сетка.
  • Подготовленная поверхность заливается пеноизолом.
  • Укладывается слой пароизоляции.
  • Выполняется чистовая отделка поверхности стен (штукатурка, гипсокартон, пиломатериал, различные виды пластика).

Важно: при утеплении с использованием пеноизола, обязательным условием является укладка слоя пароизоляции, обеспечивающая отсечение влаги изнутри помещения.

  1. При использовании в виде плит — работы выполняются, как и в случае утепления стен с использованием минеральной ваты. Листы пеноизола крепятся на клей или клеящую мастику.

Рекомендация: Использование пенополиуретана, при самостоятельном выполнении работ, является сложной задачей, для выполнения которой, требуется специальное оборудование. Рекомендуется, для выполнения этих работ, привлекать специализированные организации или специалистов, имеющих навыки работы с этим материалом.

  • Для утепления снаружи, используем теплоизоляционное полимерное покрытие «Астратек».
  • Металл стен и крыши очищается от посторонних предметов и элементов загрязнения.
  • Поверхность очищается от ржавчины.
  • Выполняется ее обезжиривание.
  • При помощи кисти или валика, наносится, в два слоя, используемое полимерное покрытие.
Пошаговую инструкцию по утеплению пола в гараже смотрите в

Видео: утепление металлического гаража ППУ по шагам

Как видно из приведенных выше примеров, выполнение работ по утеплению металлического гаража своими руками, не сложная и доступная любому пользователю работа. А наличие разнообразных материалов, служащих для утепления холодных построек, позволяет выбрать именно тот материал, который отвечает предъявляемым к нему требованиям в техническом и эксплуатационном плане, а также в соответствии с финансовыми возможностями пользователя.

Любой автомобилист знает, что утепление гаража это не прихоть, а реальная необходимость. Если вы дорожите своим железным конем, то без такой процедуры точно не обойтись. Но так уж устроен наш мир, что не всегда хватает средств на дорогостоящие утеплители, не говоря уже о найме профессионалов. Эта статья написана для тех простых автомобилистов, которые в силу ряда причин вынуждены монтировать недорогое утепление гаража изнутри своими руками, и в ней я расскажу о 3 доступных вариантах утепления и о тех материалах, которые для этого подойдут.

Хозяева выбирают утепление изнутри по разным причинам. К примеру, в гаражном кооперативе у людей просто выхода другого нет, боксы выстроены единым фронтом, а по бокам не всегда есть хорошие соседи с теплыми гаражами.

Металлические конструкции снаружи вообще практически не реально обустроить. И наконец, самая банальная причина, внутреннее утепление попросту обходится дешевле. К тому же крышу и пол просто физически нереально утеплить снаружи.

Из каких материалов придется выбирать

Естественно, перед тем как вы возьмете в руки инструмент и приступите к работе, нужно еще решить, чем утеплить домик для вашего автомобиля. Ведь каждый материал имеет свои тонкости монтажа, а главное стоимость всех этих материалов разная.

Не секрет, что понятие недорого у каждого человека свое, для одного сто тысяч не деньги, а для другого десятка за счастье. Поэтому я, вкратце пройдусь по всему ассортименту, а вы уже решайте.

Краткий перечень теплоизоляционных материалов используемых для утепления гаражей
Теплоизоляционный материал Общие характеристики
Плотные минераловатные плиты Относительно недорогой материал, обладающий завидными параметрами теплопроводности и прекрасной паропроницаемостью. Для гаражей ватные плиты подходят своей абсолютной пожарной безопасностью. Хотя ватные плиты и способны набирать влагу, но этот показатель у них не настолько высок.
Стекловата и прочие виды мягких матов на минеральной основе С точки зрения стоимости мягкие маты один из самых доступных утеплителей. Но на этом все его плюсы и заканчиваются. Хотя в сети вы найдете уйму фото и видео материала, где в красках рассказывается о достоинствах таких матов.

Я вам скажу коротко, такое утепление в гараж монтировать нельзя. Эти маты быстро набирают влагу и после уже не восстанавливаются, через 2 – 3 года они будут похожи на старое байковое одеяло, вот и думайте, нужна ли вам такая экономия.

Пенопласт Я глубоко убежден, что среди недорогих утеплителей, пенопластовые плиты это самый лучший вариант, особенно для гаража. Цена на него более чем доступна, он не пропускает и не впитывает воду.

Опираясь на личный опыт, могу вас заверить, что монтировать пенопласт своими руками проще всего. Плюс этот материал подходит как для блочных, так и для металлических сооружений.

Экструдированный пенополистирол или «Пеноплэкс» Экструдированный пенополистирол делается из того же исходного материала, что и пенопласт. Но эти плиты намного более прочные, устойчивые и долговечные. Практически по всем характеристикам экструдированный пенополистирол и «Пеноплэкс» как один из представителей этой линейки, в разы опережает старичка пенопласта. Плохо только одно, обойдется такой материал минимум в 2 раза дороже, чем пенопласт.
Мягкие рулонные утеплители с фольгированным покрытием Как правило, за основу здесь берется вспененный полиэтилен, больше известный как пенофол. Фольга может быть нанесена на одну или на обе стороны такого «одеяла». В среднем толщина полотна колеблется от 3 – 4, до 20 мм.

Материал хороший, но скажу вам честно, как самостоятельный утеплитель, в нашем климате он не очень подходит, только как дополнение.

Теплая штукатурка Разновидностей теплой штукатурки несколько, но принцип обустройства везде один. Какой-нибудь сыпучий пористый материал, к примеру, керамзитный песок, перлит или шарики пенопласта, замешиваются в растворе в качестве основного наполнителя и этим раствором штукатурят стены. Обходится такое утепление не дорого, но без навыков штукатура здесь не обойтись, так что своими руками далеко не каждый способен это сделать.
Керамзит Керамзит это пористые глиняные шарики, полученные путем обжига специальных сортов глины. Цена на такой утеплитель небольшая, но в гараже его можно использовать только для утепления пола.
Опилки Данный утепляющий материал можно смело называть практически бесплатным. Для гаражных работ подходят два варианта использования опилок. Это цементные плиты на основе опилок и так называемый опилкобетон. Подробней на технологии производства и монтаже я остановлюсь позже.
Пеноизол Если разбираться в химическом составе, то пеноизол это фактически жидкий пенопласт. Так как материал жидкий, работать с ним легче, но обойдется такое утепление в несколько раз дороже, чем обустройство пенопластом.
Пенополиуретан Я специально оставил пенополиуретан на «десерт». Дело в том, что в нашем случае он подходит меньше остальных. Мало того, что этот жидкий утеплитель сам по себе дорогой, так вам еще придется нанимать специалистов для нанесения. Самостоятельно здесь управиться нереально, нужна дорогостоящая спецтехника.

Если проанализировать все вышеизложенные варианты на соответствие цена/качество/простота обустройства, то лидирует пенопласт, за ним идут плиты минеральной ваты и замыкают эту почетную тройку материалы, сделанные из опилок .

Как бы вне конкурса у нас идет керамзит, среди недорогих утеплителей он лучше всего подходит для обустройства пола.

С тройкой лидеров мы определились, и коль у нас пенопласт оказался чуть ли не универсальным утеплителем, то рассказ о том, как утеплить гараж своими руками, я начну именно на примере пенопласта.

Вариант №1: пенопласт как универсальный материал для утепления гаража

Утепление гаража изнутри своими руками условно можно разделить на 4 этапа. Вам нужно будет утеплить пол, стены, крышу и гаражные ворота, при этом очередность действий большого значения не имеет.

Утепление стен гаража пенопластом

Так как стены гаража имеют самую большую квадратуру, значит, и внимание им нужно уделить больше.

Здесь есть маленький нюанс, обустройство блочных и металлических конструкций отличается, и дабы не было каши в голове, я буду рассказывать о каждой технике отдельно и начнем мы с металлических гаражей.

Плиты пенопласта классифицируются по плотности. От нее напрямую зависит не только прочность, но и цена. Так вот самый дешевый пенопласт обладает плотностью 15кг/м³, но он для утепления не подходит. Запомните, вам нужен ПСБ-С25, он обладает плотностью 25кг/м³. Можно брать и плотнее, но обойдется дороже.

  • При утеплении стен гаражей сваренных из листового металла проще всего пенопластовые плиты сажать на клей. В качестве клея можно использовать 2 варианта, пенопласт одинаково хорошо берется на «Жидкие гвозди» и на монтажную пену;
  • Лично я предпочитаю работать с монтажной пеной. Во-первых, она наносится быстрее, а во-вторых, пену в любом случае покупать, так как ею задуваются зазоры. И чтобы не тратиться и на клей и на пену, я приклеиваю пенопласт монтажной пеной;
  • Перед оклеиванием гладкий листовой металл нужно подготовить. Для этого сначала железо зачищается. В идеале зачищать нужно до голого, блестящего металла, но если старая держится хорошо, то не стоит слишком усердствовать. Зачищать металл можно крупным наждаком, ручной щеткой по металлу, а также при помощи насадки с корд-щеткой на электродрель или болгарку. Мне проще работать насадкой, стоит она недорого и на каждую стену уходит не более получаса;

  • Когда стены зачищены, вам нужно будет смахнуть с них пыль и обезжирить металл. Обезжиривать можно любой спиртосодержащей жидкостью, а также керосином или ацетоном;
  • Кстати, если вы имеете дело с гаражом собранным из профлиста, то там зачищать ничего не нужно. Профлист можно сразу обезжиривать и оклеивать пенопластом;

  • Дальше наносите на одну из сторон пенопласта произвольный узор из клея или пены и приклеиваете плиту к стене. Начинать можно с любого понравившегося угла, я обычно начинаю слева от ворот и иду по часовой стрелке;
  • Плиты приклеиваются как кирпичная кладка, со сдвигом между рядами. Процесс оклеивания жидкими гвоздями или монтажной пеной имеет свои нюансы. Так жидкие гвозди нужно намазать на лист, после этого приложить пенопласт к металлу, сразу оторвать и отставить в сторону примерно на 5 – 7минут. Только после этого лист можно приклеивать и он возьмется хорошо, иначе будет «плыть»;

  • У монтажной пены другая техника. Как известно пена после нанесения на любую поверхность начинает расширяться. Поэтому, когда вы приклеиваете на нее пенопласт, сам лист через каждые 10 – 15 минут нужно будет прижимать к стене, процесс расширения длится около часа;
  • Когда стены оклеены, зазоры между листами или какие-либо иные щели задуваются монтажной пеной, а после того как она высохнет, излишки срезаются;
  • В принципе на этом можно было бы и закончить. Но я рекомендую дополнительно оклеить стены фольгированым пенофолом или каким-либо иным подобным одеялом;

  • Дело в том, что в наших гаражах остро стоит вопрос дефицита полезной площади. И там где требуется пенопласт толщиной в 100 мм, можно наклеить плиты в 50 мм и укрыть их фольгированым пенофолом. Соответственно, там, где по проекту положено монтировать пенопласт 50 мм, можно обойтись тридцатью миллиметрами. Плюс покрытые мягкой фольгой стены смотрятся гораздо нарядней, чем голые пенопластовые листы, из щелей которых выглядывает монтажная пена.

Стены блочных гаражей также можно оклеивать пенопластом, но эта технология больше применяется для утепления снаружи, так как утеплитель дополнительно оштукатуривается. А изнутри в блочных сооружениях пенопласт монтируется под обрешетку.

Стены, оклеенные пенопластом, да еще и укрытые фольгированым пенофолом это недорого и весьма эффективно. Но каждый автомобилист знает, что в приличном гараже должна быть масса полочек, крючочков и прочих навесных приспособлений. А чтобы, образно говоря, в стену можно было забить гвоздь, она должна быть прочной и здесь не обойтись без выше упомянутой обрешетки.

  • Внутреннюю обрешетку лучше делать из брусков. Толщина бруска выбирается по толщине утеплителя. Блочные стены это не металл, они уже обладают определенной утепляющей способностью, поэтому практически повсеместно вплоть до северных районов здесь используется пенопласт толщиной 50 мм. Под обрешетку для пенопласта я всегда беру брусок 50х50 мм;
  • Направление укладки обрешетки зависит от вида финишной облицовки. Если это какая-нибудь реечная отделка, к примеру, вагонка или пластиковые панели, то обрешетка устанавливается перпендикулярно рейкам. Для листовой обшивки направление монтажа деревянной обрешетки особого значения не имеет, но чаще всего под лист бруски крепятся вертикально;
  • Шаг фиксации брусков на стене обычно делается четко по ширине листов пенопласта. Но желательно чтобы этот шаг не превышал 70 см;

  • Бруски крепятся на саморезы с пластиковыми дюбелями «Быстрый монтаж» или на анкера это уже зависит от материала, из которого сложены стены вашего гаража;
  • После того как обрешетка закреплена на стене, между брусками вставляются листы пенопласта. Если они входят плотно, то клеить их не обязательно. Вот в принципе и вся технология, дальше на обрешетку крепится финишная отделка. На мой взгляд, для гаража лучше всего подходит вагонка, фанера или OSB.

Утепление гаражного потолка пенопластом

Лучше всего пенопласт подходит для утепления изнутри потолков на металлических крышах, а также в блочных сооружениях, где в качестве крыши выступают железобетонные плиты перекрытия.

В обоих случаях технология будет примерно одинаковая. Как готовить металл для монтажа пенопласта я уже описывал в предыдущей главе. Что же касается железобетонных плит перекрытия, то здесь подготовка немного иная.

Для начала вам нужно будет заделать швы между плитами перекрытия, а также разного рода дефекты и сколы, если таковые имеются. Обычно для этого рекомендуют использовать шпаклевку на цементной основе.

Но я предпочитаю просто задувать все крупные дефекты потолка монтажной пеной. Естественно излишки пены после застывания нужно будет аккуратно срезать. После этого железобетонные плиты перекрытия следует покрыть грунтом глубокого проникновения. Таких составов сейчас много, но в большинстве случаев применяется бетонконтакт.

Дальше потолок утепляется примерно так же, как мы утепляли стены гаража. То есть, к металлическому потолку пенопласт приклеивается при помощи клея «Жидкие гвозди» или монтажной пеной. Но если на стенах было удобнее работать с пеной, то здесь больше подойдут именно «Жидкие гвозди».

К железобетонным плитам перекрытия пенопласт приклеивается также хорошо, как и к металлическим листам. Хотя если вы планируете в дальнейшем обшивать потолок каким-либо отделочным материалом, то нужно будет крепить к потолку деревянную обрешетку, закладывать между направляющими пенопласт и дальше уже нашивать выбранную вами облицовку.

Коль уж речь идет о том, как утеплить гараж недорого, самым лучшим вариантом будет оклеить потолок пенопластом и на пенопласт приклеить фольгированный пенофол. Ведь на потолке вам не нужно вешать полочки или забивать в него гвозди, а фольгированный пенофол, во-первых выглядит хорошо, а во-вторых является дополнительным слоем утепления, плюс создает эффект термоса и отражает вовнутрь тепловые лучи.

Пенопласт для утепления пола

Пенопласт в качестве утеплителя для пола подходит только в том случае, если планируете настилать деревянные полы. В стяжку пенопласт закладывать нельзя, потому как он не выдержит такого веса и попросту сомнется.

Из всех существующих ныне плитных утеплителей для закладки в армированную бетонную стяжку подходит только экструдированный пенополистирол. Этим материалом утепляют дороги, и даже взлетные полосы на современных аэродромах, так что вашу машину он уж точно выдержит.

Дабы утепленные деревянные полы стояли прочно и не просаживались на грунте, вам придется залить армированную бетонную стяжку. Естественно, если на пол уложены железобетонные плиты перекрытия, то никакой стяжки уже не нужно.

Чтобы обустроить армированную бетонную стяжку, вам нужно будет снять порядка 25 – 30 см грунта внутри гаража. Дно котлована следует хорошо утрамбовать и застелить геотекстилем или техническим полиэтиленом.

Дальше засыпается, выравнивается по горизонту и хорошо трамбуется песчано-гравийная подушка толщиной 50 – 100 мм. По технологии на песчано-гравийную подушку нужно настелить еще один слой технического полиэтилена.

Но, исходя из опыта, в данном случае от этого правила можно отступить и сразу на подушке вязать арматурный каркас. Для армирования используется арматурный прут диаметром порядка 10 мм (±2 мм). Каркас вяжется в 2 слоя с разрывом порядка 30 – 50 мм между слоями.

Чтобы каркас держался в таком положении до заливки бетона, я на песчано-гравийную подушку в шахматном порядке выкладываю кусочки битого кирпича и на нем вяжу первый слой сетки.

Разрыв между первым и вторым слоем арматурного каркаса я опять же обеспечиваю за счет выкладки на кусочки битого кирпича. Особой точности в соблюдении зазоров здесь не требуется, главное чтобы сетка полностью «утонула» в слое бетона и при этом между первым и вторым слоем, а также между подушкой и нижней решеткой остались зазоры.

Толщина такой бетонной плиты должна быть не менее 100 мм. Бетон застывает в течение 28 суток. После этого на бетонную стяжку настилается сплошной слой гидроизоляции. Дешевле всего использовать технический полиэтилен.

Для утепления деревянных полов, пенопласта толщиной 50 мм будет вполне достаточно. А значит, в качестве несущих лаг мы используем деревянный брусок 50х50 мм. Лаги на пол монтируются с шагом 30 – 40 см и не более.

Между лагами как можно более плотно укладывается пенопласт, и все зазоры задуваются монтажной пеной. В гараже на пол настилается шпунтованная или просто строганная доска толщиной не менее 40 мм.

Все дерево, используемое для обустройства каких-либо конструкций в гараже нужно обязательно обработать защитными пропитками. На рынке сейчас продается масса разнообразных универсальных пропиток, так что с выбором проблем не будет.

Сверху деревянный пол в гараже можно просто выкрасить. Но я в таких случаях рекомендую застелить линолеум. Дорогой линолеум на основе брать не стоит, наша задача защитить верхний слой дерева от истирания, влаги и механических повреждений.

Утепление гаражных ворот пенопластом

В эконом варианте пенопласт, пожалуй, единственный материал которым можно качественно утеплить гаражные ворота. Речь пойдет об утеплении стандартных металлических двустворчатых гаражных ворот, которые на данный момент использует не менее 70 – 80% автомобилистов нашей великой родины.

Такие ворота зачастую свариваются из металлического листа толщиной от 3 до 5 мм, который базируется на каркасе из уголка или профилированной трубы. Как правило, уголок берется с крылом 45 мм, а профилированная труба используется квадратная или прямоугольная сечением не менее 40 мм.

Конечно, плиты пенопласта по аналогии с утеплением металлического потолка и стен можно просто приклеить изнутри ворот. Но ворота это не потолок, они постоянно находятся в движении, плюс велика вероятность механических повреждений утеплителя.

Поэтому на воротах лучше закрепить деревянную обрешетку из бруска 50х50 мм, в обрешетку заложить пенопласт, задуть монтажной пеной зазоры и зашить все, к примеру, листами OSB.

При этом деревянная обрешетка крепится не к основной поверхности гаражных ворот, а к несущему металлическому каркасу. В уголке или в профилированной трубе сбоку высверливается ряд отверстий и через них саморезами по дереву крепится деревянный брусок.

В качестве дополнительного теплового экрана иногда используется штора, подвешенная в верхней части проема гаражных ворот. В сети я часто встречал советы сделать такую штору своими руками из нарезанных полосок технического полиэтилена. Люди просто увидели нечто подобное на автомойках и решили, что такой прозрачный занавес можно сделать из полиэтилена.

Так вот, если вы любите свою машину, то я вам этим заниматься не советую. На автомойках такие шторы сделаны из мягкого прозрачного пластика и стоят они довольно дорого.

Полиэтилен для этого не подходит. Один из моих соседей сделал себе такую полиэтиленовую штору и радовался он ей не более месяца. Как бы это ни странно прозвучало, но оказывается, полиэтиленовые полосы оставляют на автомобильной краске микро-царапины. Через месяц машину пришлось заново полировать, а полиэтиленовая штора отправилась на мусорник.

Если уж так хочется недорогую штору, то установите сверху металлическую трубу или натяните струну и подвесьте на нее раздвижные шторы из обычного брезента. Естественно их придется своими руками раздвигать и задвигать, но зато машина будет целой и в гараже будет теплее.

Вариант №2: утепляем гараж базальтовой ватой

Как вы видимо уже поняли, пенопласт является едва ли не самым лучшим вариантом недорогого утепления гаража изнутри. Но он конечно не идеален. Пенопласт имеет 2 серьезных недостатка: во-первых, он горит, а во-вторых, в нем заводятся мыши.

Поэтому многие хозяева предпочитают использовать для утепления плотные плиты минеральной ваты. Самым лучшим представителем этого семейства сейчас считается базальтовая вата. Чтобы перепады влажности не вызывали усадку, плиты нужно брать с плотностью не менее 180кг/м³.

Скажу сразу, такие плиты обойдутся дороже пенопласта. Плюс не каждый гараж можно утеплить ватой. Так металлические конструкции утеплять ватой категорически не рекомендуется.

Дело в том, что теплопроводность металла достаточно высокая и если вы обошьете ватными плитами свой металлический гараж изнутри, то так называемая точка росы будет находиться внутри ватных плит, а значит, конденсат будет оседать именно там и гидроизоляция здесь будет бесполезна.

Каждый начинающий строитель знает, что вата в любом ее виде боится влаги, соответственно такое утепление очень быстро придет в негодность.

Что же касается блочных сооружений, то ватой изнутри их утеплять можно, и технология такого утепления мало чем отличается от выше изложенного монтажа пенопласта. Но некоторые отличия все же имеются.

  • Так для приклеивания ватных плит на бетонный потолок или стены используется строительный клей, примерно такой же, как для укладки кафельной плитки. Лично я в таких случаях использую сухие строительные смеси от марки «Ceresit»;
  • Фольгированный пенофол к ватным плитам уже не приклеится. Для фиксации такого одеяла через утеплитель в основе высверливаются глухие отверстия глубиной порядка 50 мм и в них загоняются пластиковые дюбеля-зонтики. Дюбеля загоняются в шахматном порядке с интервалом 30 – 40 см;

  • Хотя вата является отличным материалом для утепления двускатных крыш на деревянных стропилах, здесь она значительно опережает все утеплители, в том числе и пенопласт;
  • Так если кровля покрывается обычным шифером, то сверху на деревянные стропила набивается обрешетка и на нее укладывается шифер. Чтобы утеплить такую кровлю, изнутри сплошным полотном на обрешетку и стропила степлером крепится пароизоляционная мембрана. Дальше между стропил плотно вставляются ватные плиты, после чего плиты накрываются еще одним слоем пароизоляционной мембраны;
  • В принципе на этом можно и остановиться, но я всегда рекомендую дополнительно подбить внутренний слой пароизоляции решеткой из тонких деревянных планок, к примеру, 20х30 мм. Если жалко денег на струганные планки, то можно использовать и простой горбыль, но смотреться будет весьма посредственно. Кроме того, обрешетку из струганных деревянных планок можно легко обшить тем же пластиком или любым другим облицовочным материалом;

Пароизоляционная мембрана пропускает пар только в одном направлении и это нужно учитывать при ее монтаже, паропроницаемая сторона отмечена на самой мембране. Запомните, пар должен выходить из гаража на улицу.

  • Если же вы решили закладывать ватные плиты в обрешетку на стенах или между лагами деревянного пола, то деревянные бруски должны быть на 20 – 30 мм выше ватных плит. Здесь технология аналогична утеплению двускатной крыши.

Сначала крепится пароизоляционная мембрана, дальше вставляются плиты и все это накрывается еще одним слоем пароизоляции. Только между вторым слоем пароизоляции и любой финишной облицовкой должен оставаться вентиляционный зазор, для этого несущая обрешетка и делается на 20 – 30 мм выше утеплителя.

Вариант №3: утепление гаража опилками

Опилки это практически дармовой материал и ими наши предки утепляли дома с незапамятных времен. Но в случае с гаражом есть ряд ограничений. Так в металлических гаражах опилками можно утеплять только пол. В блочных строениях плиты из опилок можно монтировать практически везде, но исключительно под обрешетку.

Для монтажа в обрешетку вам нужно будет сделать своими руками плиты из опилок. Опилки берутся чистые, без вкраплений коры или иного мусора. Свежие опилки брать нельзя, они должны вылежаться не менее года в сухом помещении.

Для формовки плит придется сбить несколько деревянных форм. Обычно делаются плиты толщиной 100 – 150 мм. Раствор замешивается в пропорции 10 частей опилок, 1 часть цемента марки М500 и одна часть гашеной извести. Все это перемешивается в бетономешалке и только после этого постепенно добавляется вода.

Чтобы определить готовность, нужно сжать раствор в руке. Раствор должен слипаться, но при этом вода из него не должна вытекать. Для защиты от мышей в раствор добавляется 2 – 3% борной кислоты, а для эластичности блоков, в воде растворяется 1 – 2% желатина.

Раствор нужно засыпать в формы, слегка утрамбовать и ждать пока он высохнет. После чего такие брикеты закладываются в обрешетку. Только здесь достаточно дорогую пароизоляционную мембрану можно заменить дешевым пергамином.

Как видите хлопот с опилками намного больше, чем с пенопластом или минеральной ватой. Поэтому я, когда заходит речь об опилках, рекомендую утеплять ими только пол. Для этого нужно будет замешать опилкобетон.

Ниже в таблице я выписал состав такого опилкобетона.

Технологию обустройства бетонной армированной стяжки я уже описывал выше. Здесь она такая же, с той лишь разницей, что толщина такой армированной стяжки делается не менее 150 – 200 мм.

Пару слов об утеплении пола в гараже керамзитом

Керамзит является прочным, долговечным, а главное недорогим утеплителем.

Технология утепления пола в гараже керамзитом отчасти напоминает обустройство обычной бетонной стяжки, только толщина слоев будет немного другой.

  • Котлован здесь выкапывается глубиной порядка 450 мм. После чего основа трамбуется и застилается до самого верха с нахлестом на стены сплошным слоем гидроизоляции. Дешевле всего обходится технический полиэтилен;
  • На гидроизоляцию засыпается и трамбуется песчано-гравийная подушка толщиной порядка 50 мм;
  • Теперь в равных пропорциях смешивается керамзит средней и мелкой фракции, после чего утеплитель засыпается толщиной 300 мм;
  • Верхним слоем заливается железобетонная стяжка толщиной 100 мм. Об этой технологии я уже рассказывал выше.