Советская эклектика. Эклектика в интерьере: неповторимая оригинальность смешения стилей

Появление Эклектики:

Эклектика (эклектизм, историзм) в архитектуре - направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Эклектика прошла два этапа в развитии - 1830-е-1860-е гг. и 1870-е-1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры.

Особенности Эклектики в архитектуре:

Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV-XVIII веков, а с другой - в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

Крупнейшие мастера эклектики в российской архитектуре:
Первый этап:
Михаил Дормидонтович Быковский, Константин Андреевич Тон, Андрей Иванович Штакеншнейдер
Второй этап
Александр Степанович Каминский, Михаил Дормидонтович Быковский, Роман Иванович Клейн, Альфред Александрович Парланд, Александр Никанорович Померанцев, Дмитрий Николаевич Чичагов.

Примеры Эклектики в архитектуре:

Музей декоративно-прикладного искусства

при Высшем художественном училище им. В.И. Мухиной. (Мухи).

арх. М.Е.Месмахер, 1885-1895.

Храм Алексия человека Божия, Быковский М.Д., 1853г. Москва, Россия.

Эклектика – это стиль дизайна интерьера, который сочетает в себе античность, средневековье, классицизм и современность. Это стиль, объединяющий в себе несколько направлений. Он воссоединяет то, что, казалось бы, не может гармонировать между собой. Но отбирая у прочих стилей дизайна интерьера только лучшее, эклектика сегодня стала стилем, где господствует постмодернизм с элементами дизайна, характерным для других направлений.

Стиль эклектика в интерьере

Эклектика стремиться использовать максимум возможностей для оформления помещения. В ней переплетаются всевозможные материалы: стекло, железо, дерево и прочие, которые обычно не сочетаются между собой.

Эклектика выбирает в качестве основной стиля лишь один, а затем она пытается привязать к нему оборвавшуюся нить гармонии и единства. Это новый цикл возращения к старому, где новое и античное переплетаются воедино.

Эклектика не привязана к жизненным традициям, она призвана лишь производить внешний эффект с помощью своей необычности. Элементы дизайна в стиле эклектики по красоте часто превосходят оригинальные элементы, сотворенные в период расцвета стилей, используемых в эклектике.

Эклектика чрезмерно увлечена формами, что неизбежно привело к искаженному пониманию сущности форм и конструкций. Обычно людей, выбирающих этот стиль, интересует лишь внешняя оболочка предмета, но не его конструкция. Именно это позволило сочетать в себе разнообразные декоративные элементы, которые ранее не допускалось использовать вместе для украшения.

Ранее стили интерьера уделяли больше внимания характеру построения, соотношениям и пропорциям основных форм, что для эклектики не характерно. Главная особенность эклектического стилевого направления – это беспринципные «прикладывание» старых форм к новым по материалам или по функции.

Пример: короткая ванна в виде канапе, она обладает формами, характерным для классицизма.

История развития стиля

В начале 20 века авангардисты пытались создать нечто новое. Но они постоянно «натыкались» на то, что в былые времена уже когда-то находило свое отражение в исторических культурах разных стран. Сложилась ситуация, когда новый стиль мог быть создан только при заимствовании некоторых характерных черт у уже существующих направлений на данный момент.

Эта идея была новой и интересной. Она и стала родительницей современной эклектики, которая сочетает восточное и западное, хай-тек и арт-деко. По своему составу эклектическое направление в дизайне интерьера очень многокомпонентно. Именно многокомпонентность в интерьере принято считать стилем эклектика.

Отличительной чертой эклектического направления стала свобода с отсутствием штампов для всех элементов. При строении и обустройстве зданий мастера основываются на разнообразных стилевых направлениях в зависимости от предназначения объекта: храма, общественное здание, частный дом или фабрика.

Эклектика также зависит от средств, которые выделяются на оформление интерьера. Она может использовать как богатый декор, так и экономную «краснокирпичную» архитектуру.

Слово «эклектика» имеет греческое происхождение и обозначает «избранный». В интерьере этот стиль доминировал в 1830–1890 годы. Эклектика - это объединение разнородных идей и исторических стилей: ампира и классики, барокко и модерна, неовизантийского стиля, псевдорусского, готического, индо-сарацинского и многих других. Своего расцвета эклектика достигла в Америке, а развитие получила благодаря Парижской школе изящных искусств.

Стилистические предпочтения отличались в зависимости от региона. Например, в Калифорнии огромной популярностью пользовались испанские мотивы, а «колониальный» стиль главенствовал в Новой Англии. В «колониальном» стиле обставлялись и коттеджи и особняки, и обстановка могла включать в себя как шедевры Чиппендейла, так и заводскую грубую кленовую мебель. Мебельные фабрики выпускали целые гарнитуры, выполненные в стиле различных эпох.

Распространение эклектики связано во многом с морскими перевозками колонистов, которые в местах своего нового поселения старались воссоздать облик покинутой родины.

В наши дни эклектика также пользуется заслуженной популярностью.

Полы

Благодаря приветствию любого стилевого решения в эклектизме пол может быть выполнен из любого материала. Единственное требование, которое к нему предъявляется – это соответствие его качества для помещения конкретного назначения.

В ванной полы целесообразно устраивать из влагоустойчивых материалов – керамической плитки, керамогранита и натурального камня. А в гостиной пол может быть выполнен из дерева, камня, керамогранита, он может быть покрыт ламинатом, линолеумом или ковролином.

Потолок

Потолок в эклектизме отличается своей нейтральностью. Он может быть как многоуровневым, так и одноуровневым. Но эклектика предпочитает выполнение потолка в стиле, отличном от элементов декора, но на нем обязательно должны быть вставки, которые подчеркивают общую тематику.

Стены

Стены образуют общую атмосферу. При их оформлении фантазия не знает границ. Но чаще стены в стиле эклектика выполняются в неброских тонах, чтобы создать фон для элементов декора и мебели.

В качестве отделочного материала можно использовать все: обои, плитку, мозаику, штукатурку. Важно лишь, чтобы покрытие соответствовало функциональному назначению комнаты.

В зависимости от того, какая тема была выбрана для оформления интерьера, стены украшают гобеленами, фресками и лепниной.

Мебель

Для эклектического направления можно использовать мебель, изготовленную из разнообразных материалов. Но сочетаться она будет с общей темой только тогда, когда ее элементы имеют что-то общее, будь то цвет, форма или фактура материалов.

Предметы декора

Квартира в стиле эклектика идеально подходит для путешественников, которые постоянно привозят сувениры, относящиеся к разным временам и культурам. Поэтому элементы декора могут быть любыми, если они подчеркивают общую тему. Украшением могут стать шторы, настенные панно или ковры.

Ценители искусства всегда критиковали эклектическое направление. Они считают, что ему не место среди прочих стилей дизайна, так как это лишь заимствование у них лучших аспектов. Некоторые люди называют эклектикой полное отсутствие стиля. Но это неправильно, так как большинство квартир, не имеющих единого стилевого решения, к эклектизму никак не относятся.

Интерьер в стиле эклектика обязательно должен иметь одну общую тему, вокруг которой выстраивается остальная цепочка декораций. При этом главной сложностью является сложить неподобные предметы в гармоничную композицию;

Эклектика – это смешение стилей, но не всех, а только двух или максимум трех. Стилистические направления объединяются в единое целое с помощью текстуры, цвета, архитектурного решения.

Эклектика приветствует смешения в отделке. Так, гармонично смотрится серебряная статуя на сером фоне стены. Чтобы подчеркнуть контрастность, рядом стену украшает старинный гобелен. Важно создать контролируемый контраст с помощью элементов, отличающихся друг от друга.


В эклектической школе можно объединять предметы интерьера, разрыв которых во времени составляет от двух эпох и более. При этом создается гармоничный контраст.

В эклектике приветствуются орнаменты и узоры, выполненные на тканях со схожими текстурами. Орнаменты могут сочетаться между собой.

Идеи для стиля

Общий смысл эклектики – это свобода и фантазия, когда вещи компонуются между собой невзирая на их стилевую принадлежность. Стили в таком оформлении должны не противоречить друг другу, а гармонично объединяться, должна присутствовать идея, связывающая их между собой. Как правило, в таком интерьере используется много текстиля, декора, особенно этнических мотивов. Господствуют плавные изогнутые формы. Часто для декорирования используются винтажные изделия и вещи ручной работы. Такой интерьер можно сделать уникальным и очень декоративным с помощью ряда идей:

  • Следует выбирать детали и декор не слегка непохожие, а резко контрастирующие по настроению и стилю. Например, современное зеркало в лаконичной черной раме будет эффектно выглядеть вместе с деревянным классическим столиком на изогнутых ножках, окрашенном в белый цвет.
  • Чтобы комната не приобрела сходство с мебельным складом следует ограничить количество используемых стилей до трех и определиться с тем, какую атмосферу требуется задать в помещении.
  • Объединить стили можно с помощью цвета. В основной тон окрашивают большие поверхности: стены, пол. Поддерживающий цвет необходим для мебели и ковров. И два контрастных цвета – для акцентов.
  • Связывать разные стили можно с помощью деталей. Например, барочный стол и современное кресло могут быть объединены с помощью оформления салфетками и декоративными подушками.
  • Можно украсить стены совершенно разноплановыми произведениями живописи и фотографии, но необходимо помнить о хитрости. Работ на стене должно быть много, чтобы глаз воспринимал их как единое целое и не различал деталей. Также в качестве объединяющего элемента можно использовать одинаковое оформление работ, или единый сюжет.
  • Не стоит бояться изобилия. Эклектичный стиль хорош обилием декора. Можно смело добавлять в обстановку сувениры из поездок, произведения искусства, самодельные вещи.
  • Используйте юмор и эффект неожиданности. Это могут быть смешные обои в классической гостиной или статуя зебры посреди комнаты.
  • Создавая эклектичное оформление, отдавайте предпочтение спокойному однотонному фону. Лучше окрасить стены в нейтральный цвет, а шторы, покрывала и ковры выбирать ярких расцветок, особенно выигрышно будет смотреться восточный колорит. Очень интересно будут смотреться голубой потолок в сочетании со светлыми стенами. Также стены можно украсить ручной росписью.
  • Оформление окон необходимо продумать особенно тщательно. Прекрасно подойдет массивная драпировка с бахромой и кистями.

Где применять стиль

Эклектику часто используют при оформлении современных квартир и загородных домов, так как этот стиль не только оригинален и объединяет современные элементы и вещи из прошлого, но и подразумевает комфорт и удобство. Эклектику можно встретить в интерьерах бутиков и салонов, офисов, гостиниц и других помещений, рассчитанных на посещение большого количества публики.

Этот стиль оптимален, когда есть необходимость в создании интерьера для людей с разными вкусами. Он отображает многообразие современной жизни, наполненной различными идеями и тенденциями.

Итог

Эклектика – это стиль дизайна интерьера, достойный отдельного внимания, как и прочие стилистические направления. Несмотря на смешение в нем различных времен и культур, стиль обладает принципами, без соблюдения которых теряется общая тема, и создается то, что можно назвать полным отсутствием стиля: между отсутствием стиля и эклектикой существует тонкая грань.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Третья часть нашего архитектурного ликбеза посвящена стилям, господствовавшим в европейской архитектуре во второй половине XIX века (и даже с 30-х годов этого столетия) до первого десятилетия века ХХ - го (до начала Перовой мировой войны), эклектике и модерну .

Дом сецессиона в Вене:


ЭКЛЕКТИКА (30 - 90-е гг. XIX в.)

Эклектика является синтетическим, если можно так выразится, архитектурным стилем, поскольку в ней активно использовались элементы стилей предшествующих эпох, говоря имными словами, так называемых "исторических" стилей (отсюда и второе название эктектизма - историзм ).
Все видно в самих названиях: неоготика, необарокко, неорококо и т д.

Определить эклектику в архитектуре весьма несложно. Видите перед собой здание, по своим элементам напоминающее средневековое сооружение или постройку времен Ренессанса, но при этом являющееся явным новоделом (относительным, конечно же), можете не сомневаться, это эклектика. И если перед вами замок, но построенный из современного киприча, то это тоже эклектика, даже если он соответствует вашим представлениям (увы, чаще всего ошибочным) о том, как должен выглядеть настоящий средневековый замок.

Наверное, наиболее наглядным образцом эклектики является замок Вайдахуняд в Будапеште (1896 г.) , представляющий собой смесь сразу четырех "исторических" стилей: романского, готического, ренессансного и барокко:


Другие примеры эклектики:

Визитная карточка Будапешта - здание парламента Венгрии,
построенное в конце XIX в. в неоготическом стиле:

Часто бывало так, что эклектика продолжала свое победное шествие и в ХХ веке. Особенно это характерно для южных областей Испании, где долгое время она воплощалась в неомавританском стиле.

Характерный образец - площадь Испании в столице Андалузии - Севилье,
построенная в 1929 году:

Неоготический замок Нойшвантайн в Баварии,
построенный королем романтиком Людвигом II Баварским в 1869 - 1886 гг.:

Дрезденская государственная опера,
построенная в неоренессансном стиле в середине XIX века:

В таких центральноевропейских городах как Вена и Будапешт в стиле неореннесанса построены целые кварталы в центральных раойнах города. Но наверное нигде, больше чем в России, экслектика не получила такого развития. Впрочем, русской архитектуре будут просвящены отдельные части нашего небольшого архитектурного ликбеза.

Архитектура эклектики, безусловно, эстетически привлекательна (согласитесь, что все примеры, которые вы могли видеть выше, очень красивы!). Она разнообразна, поскольку архитекторами, работавшими в разных странах и регионах синтезировались различные "исторические" стили.
Но этот "архитектурный микс" не привнес в архитектуру как жанр искусства ничего нового.

И вот в конце XIX века появляется совершенно новый архитектурный стиль, не отвергающий того, что было накоплено в предыдущие эпохи (хотя откровенно игнорирующий классический ордер), но творчески впитавший в себя в переработанном виде наследие прошлого.
Он получил соответствующее название:

МОДЕРН.

Время модерна продолжалось не слишком долго, всего лишь с 90-х годов XIX века до середины второго десятилетия следующего столетия. Но сколько же шедевров и различных направлений модерна мы можем наблюдать до сих пор: югендштиль, сецессион, ар-нуво, стиль тиффани ... - все это модерн.

Архитектуру модерна невозможно перепутать ни с чем. Использование новых строительных материаллов: бетон, стекло, металл, встраивание здания в окружающую природную среду, плавность линий, избегание прямых углов и т.д. делают архитектуру модерна неповторимой и ни на что не похожей.

Судите сами.

Церковь Святого Леопольда работы Отто Вагнера (1904 - 1907 гг.):

Музей прикладного искусства в Будапеште
(Эдён Лехнер, 1893 - 1896 гг.):

Пражский вокзал
(Йозеф Фанта, 1901 - 1909 гг.):

Абсолютной вершиной стиля модерн, на мой взгляд, является творчество Антони Гауди . Впрочем, модерн в его исполнении был доведен до полного совершенства стиля, при котором архитектура не только старалась сочетаться с природой, а становилась ее частью до такой степени, что становилось не понятно, где кончается одна и начинается другое.

Парк Гуэля в Барселоне:

Многие искусствоведы полагают, что стиль Гауди достоин отдельного названия - "гаудианство" . Если этот термин приживется (я только за!), то Ангони Гауди-и-Корнет станет вторым в истории мировой архитектуры творцом, именем которого назван отдельный стиль (как вы, надеюсь, помните, первым стал Андреа Палладио).

Дом Бальо в Барселоне (1906 г.):


Дом Мила - "Ла Педрера" (1910 г.) -
последнее светское сооружение, построенное Гауди:

Строительство Саграда Фамилии - Храма Святого Семейства
по проекту Гауди продолжается до сих пор:

Подобно тому, как рококо предшествовал бурным событиям конца XVIII - начала ХIХ вв. (Великая Французская революция и охватившие всю Европу "наполеоновские войны") и сменился господством ампира, так и модерн по сути умер в связи с глобальными гуманитарными катастрофами, потрясшими весь мир в начале века ХХ-го. На смену модерну уже после окончания Первой мировой войны пришли совершенно новые архитектурные стили. О них речь еще впереди.

Но прежде чем начать рассказ об архитектурных стилях ХХ века, считаю необходимым вернуться назад, чтобы рассмотреть то, как развивалась архитектура в нашей стране (от Древней Руси до начала ХХ века) .
Этому и будут посвящены следующие части архитекткрного ликбеза.

Продолжение следует.
Сергей Воробьев.

Опубликовано: Август 21, 2017

Эклектизм - это архитектурный стиль девятнадцатого и двадцатого веков, в котором одна произведение включает комбинацию элементов из предыдущих исторических стилей, чтобы создать что-то новое и оригинальное. В архитектуре и дизайне интерьера эти элементы могут включать в себя структурные особенности, мебель, декоративные мотивы, особый исторический орнамент, традиционные культурные мотивы или стили других стран, причём комбинация, как правило, выбирается исходя из его пригодности к проекту и общей эстетической ценности.

Резиденция митрополитов Буковины и Далмации, спроектированная Йозефом Главка, 1882 год, Черновцы, фото: Сергій Криниця (Haidamac) , лицензия Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)

История

Эклектика вступила в практику в конце 19 века, поскольку архитекторы искали стиль, который позволил бы им сохранить предыдущий исторический прецедент, но создать невиданные проекты. За счёт полного списка прошлых стилей возможность смешивать и сочетать стили позволила получить более выразительную свободу и обеспечила бесконечный источник вдохновения. В то время как другие проектировщики (называемые «возрожденцами») стремились в точности подражать прошлым стилям, эклектизм отличался, так как главной движущей силой было создание, а не ностальгия, и существовало стремление к оригинальности проектов.

Европа

Эклектическая архитектура впервые появилась в таких странах континентальной Европы, как Франция, Англия и Германия, вследствие растущего напряжения между архитекторами, иметь более выразительную свободу над своей работой. Национальная высшая школа изящных искусств в Париже, считающаяся одной из первых профессиональных архитектурных школ, обучала студентов в строгой, академической манере, вооружая их навыками и профессиональным престижем. Преподаватели в школе были одними из ведущих архитекторов во Франции, а этот новый метод обучения был настолько успешным, что привлекал студентов со всего мира. Многие выпускники продолжали становиться пионерами движения и использовали своё обучение боз-ар в качестве основы для новых эклектичных проектов.

Несмотря на то, что применение этого стиля архитектуры было широко распространено (и его можно было увидеть во многих построенных в то время мэриях), эклектика в Европе не достигла такого же уровня энтузиазма, который наблюдался в Америке, поскольку предполагалось, что наличие старой, аутентичной архитектуры, уменьшало привлекательность исторической имитации в новостройках.

Северная Америка

В конце 19 века произошли основательные перемены в американской архитектуре. Архитекторы, получившие образование в Национальной высшей школе изящных искусств в Париже, такие как Ричард Моррис Хант и Чарльз Фоллен МакКим, были ответственны за то, чтобы вернуть в Европу боз-ар, который, как говорили, был краеугольным камнем эклектической архитектуры в Америке. В период повышения благосостояния и коммерческого расцвета многие эклектичные здания были введены в эксплуатацию в крупных городах по всей стране. Стиль процветал, поскольку он вносил исторические черты, ранее встречавшиеся только в аристократической архитектуре европейских стран, таких как Великобритания и Франция, способствуя более богатому ощущению культуры и истории в Америке. В случае с Хантом и многими другими эклектичными архитекторами, его «типичная эклектичная точка зрения» позволяла ему делать стилистический выбор, основываясь на том, что подходит конкретному проекту или клиенту.

Создание небоскребов и других больших общественных пространств, таких как церкви, здания суда, мэрии, публичные библиотеки и кинотеатры, означало, что эклектичный дизайн был уже не только для членов высшего общества, но также был доступен широкой публики. В то время как некоторые из этих зданий были снесены (включая оригинальную станцию ​​в Пенсильвании и первый Мэдисон-сквер-гарден - оба в Нью-Йорке), проекты, которые сохранились из этой эпохи, всё ещё считаются одними из самых важных сооружений в Америке.

Распространение

Некоторые из самых необычных примеров эклектичного дизайна можно увидеть на борту океанских лайнеров (которые в то время были основной формой зарубежного транспорта). Шикарные интерьеры были созданы сочетанием традиционных стилей - в попытке облегчить дискомфорт нескольких месяцев за рубежом и создать иллюзию постоянного величия.

В то же время такие суда использовались для транспортировки колонистов в неразвитые районы мира. Колонизация таких районов еще больше распространила эклектическую архитектуру западного мира, поскольку недавно поселившиеся колонисты построили здания, особенностью которых обычно был римский классицизм и готические мотивы.

В меньшей степени эклектизм проявился в Азии, так как японские и китайские архитекторы, прошедшие обучение в американских школах изящных искусств, вернулись, чтобы создавать эклектичные проекты в Азии, такие как Банк Японии (1895) Кинго Тацуно.

Критикующий приём

Как стиль, который предлагал так много творческой свободы и никаких руководящих правил, риск создания неудачного дизайна был очевидным для всех. Проекты, которые не гармонично сочетали разные стили, подвергались критике со стороны профессионалов (особенно тех, кто выступал против движения).

Спад

Энтузиазм в отношении исторической имитации начал снижаться в 1930-х годах, и эклектика постепенно упразднилась в учебных планах школ дизайна, в пользу нового стиля. Переход к модернизму был знаменательным, поскольку многим он приставлялся авангардом, а новые технологии и материалы, создаваемые в то время, позволили добиться больших инноваций.

Декорирование интерьера

Подъём эклектической архитектуры вызвал потребность в специалистах по интерьеру, которые обладали навыками, пониманием и знаниями прошлых исторических стилей, чтобы создавать подходящие сопутствующие интерьеры. Это привело к появлению «декорирования интерьера» в качестве рассматриваемой профессии. Выдающимися декораторами интерьера в эту эпоху (между концом 19 и началом 20 века) были Эльси де Вулф, Роуз Камминг, Нэнси Макклелланд, Элси Кобб Уилсон, Фрэнсис Элкинс, Сури Моэм и Дороти Дрейпер. Пока клиентура этих ранних декораторов состояла исключительно из богатых семей и фирм, работы таких декораторов регулярно показывались в популярных печатных изданиях, наподобие House and Garden, House Beautiful, и Ladies Home Journal. Публикация роскошных интерьеров этих великолепных домов помогла распространить эклектичный стиль на средний класс, и менее экстравагантные имитации или объединение подобных декоративных элементов стали желательной особенностью в домашнем декоре. Эстетические предпочтения варьировались от региона к региону по всей Америке, причем испанские стили предпочитали в Калифорнии, а элементы «колониализма» были популярны в Новой Англии.

Такие издания, как Ladies" Home Journal (1900) способствовали распространению эклектики в массы.

Современный контекст

В современном обществе стили, которые были позаимствованы из многих разных культурных и исторических стилей, свободно описываются как «эклектичные», хотя ссылки на эклектическую архитектуру в литературе и средствах массовой информации обычно касаются зданий, построенных в эклектическом движении конца XIX - начала XX века.

Церковь Святого Семейства в Барселоне, спроектированная Антонио Гауди является ярким примером эклектики. Элементы готического стиля были объединены с восточными мотивами и формами, найденными в природе, что привело к характерному оригинальному зданию. Несмотря на то, что он был спроектирован в пиковый период эклектики (1883-1926), на сегодняшний день он всё ещё остается в процессе строительства, фото: Bernard Gagnon , лицензия Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)

Архитекторы-эклектики:

  • Даниел Хадсон Бёрнем
  • Александер Джэксон Дэвис
  • Антонио Гауди
  • Йозеф Главка
  • Ричард Моррис Хант
  • Чарльз Макким
  • Уильям Мид
  • Ричард Норман Шо
  • Стэнфорд Уайт

Дворец Монсеррат, - смешение нескольких архитектурных стилей - арабский, мудехар, индийский, мавританский стили и готика © www.сайт



- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарий:

Эклектика как архитектурный стиль, господствовала в России, как и в Европе, в период с 1830 по 1890 годы. Эклектика обычно характерна для периодов упадка в искусстве, она объединяет в себе множество различных элементов и стилей. Архитектурная эклектика 19-го века тяготела к излишней парадности, часто даже бутафорской, когда над традиционными способами организации интерьеров брали верх имитации, пышная лепка, прочие декоративные приемы.

В архитектуре эклектика разделена на два периода (1830-1860 г.г. и 1870-1890г.г.). Произведения первого периода сочетали в себе преимущественно такие исторические стили как неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский, неовизантийский, псевдорусский стили, классицизм и другие. В эклектике еще сохранился архитектурный ордер (определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, включает в себя несущие части (колонна с капителью, базой и иногда с пьедесталом) и несомые (фриз карниз). В зависимости от того, с какой целью строилось здание, могли использоваться те или иные стили. Например, эклектический стиль архитектора К. Тона применялся при строительстве храмов, но для возведения гражданских строений его не использовали. В какой-то мере все зависело и от финансовой состоятельности заказчика – единые требования отсутствовали, и чем больше средств выделялось на постройку, тем более нагруженным различными элементами могло получиться здание. Во второй половине 19 века в эклектике появились элементы таких стилей как готика, ренессанс, барокко, рококо, что в дальнейшем способствовало появлению стиля модерн.

В России выделяют "николаевский" и "александровский" этапы развития эклектики, которые указывают не столько политические обстоятельства, сколько на изменения в социально-общественной сфере. Зарождение и расцвет эклектики в России совпали с важными общественными реформами, в частности – с отменой крепостного права. В этот период теряет свое первостепенное значения храмовое строительство, уступая место гражданской архитектуре. Древний исторический центр Москвы подвергается реконструкции, город динамично меняется. Городская застройка также трансформируется, здания увеличиваются в размерах и этажности, появляется все больше банков, конторских зданий, пассажей – примет нового капиталистического времени.

Постепенно в московской эклектике выделились три основных направления. Русско-византийскую ветвь эклектики можно проследить в фасадах Большого Кремлевского Дворца, где архитектор К. Тон объединил элементы древнерусской и византийской архитектуры. На примере фасада Московского политехнического музея (архитекторы И. Монигетти и Н. Шохин) прослеживается влияние второго направления, в котором использовались характерные приемы русского деревенского декора, орнаменты вышивок и прикладного искусства. И третий стиль перекликался с московской архитектурной традицией середины 17 века, но в противовес ее «нарядности» этот стиль был вычурно-сухим (Исторический музей, архитекторы В. Шервуд и А. Семенов).

Среди выдающихся архитекторов, строивших в стиле эклектики, были такие как: М.Д. Быковский, К.А. Тон, К.М. Быковский, А.С. Каминский, Р.И. Клейн, Д.Н. Чичагов и другие.

Именно эклектика в 19 веке сформировала облик нынешней исторической части Москвы. В этом стиле застраивалась территория Китай-города, Красная и Лубянская площади. Эклектика удовлетворяла тенденциям того времени к постройке зданий большого масштаба, с выразительными эффектными фасадами, куполами, остроконечными гребнями. В период с 1870 по 1890 годы в Москве было построено множество величественных, необычных по силуэту зданий, таких как Государственный банк на Неглинной улице, Международный торговый банк на Кузнецком мосту, Сандуновские бани. При отделке интерьеров в стиле эклектики было принято сочетать не больше двух-трех исторических стиля, используя схожие по фактуре и цвету материалы.

Среди сохранившихся памятников архитектуры в стиле московской эклектики сегодня – знаменитые Сандуновские бани. Здание было спроектировано архитектором Б.В. Фрейденбергом. В 1894 году он приступил к строительству, но, не выдержав вздорного характера заказчика Н.С. Ганецкого, оставил работу, и заканчивал проект архитектор С.М. Калугин. Сандуновские бани работают и сегодня, так что есть вполне реальная возможность осмотреть здание и изнутри.

К признанным мастерам эклектики принадлежат и известные архитекторы М.Д. Быковский и А.С. Каминский. Каминским в 1873-1875 годах было построено новое здание Московской Биржи. Стиль здания можно охарактеризовать как позднюю эклектику. Биржа была построена на месте старого здания, автором которого был М.Д. Быковский. Примечательными чертами здания является классический портик, выходящий на улицу Ильинку, а также фасад, выполненный в стиле неоренессанса, обращенный в Рыбный переулок. Еще один этаж у Биржи появился в 1925 году, проект надстройки разработал И.С. Кузнецов.

Образцом эклектичности в архитектуре может служить нынешняя Большая Пироговская улица – в прошлом Большая Царицынская. Ее северная (правая) сторона была застроена зданиями, предназначавшимися для университетских клиник. Проект застройки этой части улицы разрабатывал еще один знаменитый московский архитектор – К.М. Быковский. Постройки выдержаны в стиле поздней эклектики с элементами классицизма.

Яркими примерами стиля эклектика в Москве являются также Государственный банк на Неглинной улице (К.М. Быковский), Международный торговый банк на Кузнецком мосту (С.С. Эйбушитц), Александро-Мариинское училище на Большой Ордынке (А.С. Каминский) и другие.