Система экономической безопасности предприятия. Экономическая безопасность предприятия

Экономическая безопасность предприятия – это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности.

Для каждого предприятия «внешние» и «внутренние» угрозы сугубо индивидуальны. Вместе с тем, на наш взгляд, указанные категории включают отдельные элементы, которые приемлемы практически к любому субъекту хозяйственной деятельности.

К внешним угрозам и дестабилизирующим факторам можно отнести противоправную деятельность криминальных структур, конкурентов, фирм и частных лиц, занимающихся промышленным шпионажем либо мошенничеством, несостоятельных деловых партнеров, ранее уволенных за различные проступки сотрудников предприятия, а также правонарушения со стороны коррумпированных элементов из числа представителей контролирующих и правоохранительных органов.

К внутренним угрозам и дестабилизирующим факторам относятся действия или бездействия (в том числе умышленные и неумышленные) сотрудников предприятия, противоречащие интересам его коммерческой деятельности, следствием которых могут быть нанесение экономического ущерба компании, утечка или утрата информационных ресурсов (в том числе сведений, составляющих коммерческую тайну и / или конфиденциальную информацию), подрыв ее делового имиджа в бизнес-кругах, возникновение проблем во взаимоотношениях с реальными и потенциальными партнерами (вплоть до утраты важных контрактов), конфликтных ситуаций с представителями криминальной среды, конкурентами, контролирующими и правоохранительными органами, производственный травматизм или гибель персонала и т.д.


Задачи. Принципы построения. Основные элементы

Количественный и качественный анализ перечисленных выше угроз позволяет сделать вывод о том, что надежная защита экономики любой компании возможна только при комплексном и системном подходе к ее организации. В связи с этим в лексиконе профессионалов, занимающихся обеспечением безопасности бизнеса коммерческих структур, появился термин «СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» предприятия.

Системой экономической безопасности предприятия (СЭБ) является комплекс организационно-управленческих, режимных, технических, профилактических и пропагандистских мер, направленных на качественную реализацию защиты интересов предприятия от внешних и внутренних угроз.

К числу основных задач СЭБ любой коммерческой структуры относятся:

– защита законных прав и интересов предприятия и его сотрудников;

– сбор, анализ, оценка данных и прогнозирование развития обстановки;

– изучение партнеров, клиентов, конкурентов, кандидатов на работу в компании;

– своевременное выявление возможных устремлений к предприятию и его сотрудникам со стороны источников внешних угроз безопасности;

– недопущение проникновения на предприятие структур экономической разведки конкурентов, организованной преступности и отдельных лиц с противоправными намерениями;

– противодействие техническому проникновению в преступных целях;

– выявление, предупреждение и пресечение возможной противоправной и иной негативной деятельности сотрудников предприятия в ущерб его безопасности;

– защита сотрудников предприятия от насильственных посягательств;

– обеспечение сохранности материальных ценностей и сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия;

– добывание необходимой информации для выработки наиболее оптимальных управленческих решений по вопросам стратегии и тактики экономической деятельности компании;

– физическая и техническая охрана зданий, сооружений, территории и транспортных средств;

– формирование среди населения и деловых партнеров благоприятного мнения о предприятии, способствующего реализации планов экономической деятельности и уставных целей;

– возмещение материального и морального ущерба, нанесенного в результате неправомерных действий организаций и отдельных лиц;

– контроль за эффективностью функционирования системы безопасности, совершенствование ее элементов.

С учетом перечисленных задач, условий конкурентной борьбы, специфики бизнеса предприятия строится его система экономической безопасности. Необходимо отметить, что СЭБ каждой компании также сугубо индивидуальна. Ее полнота и действенность во многом зависят от имеющейся в государстве законодательной базы, выделяемых руководителем предприятия материально-технических и финансовых ресурсов, понимания каждым из сотрудников важности обеспечения безопасности бизнеса, а также от знаний и практического опыта начальника СЭБ, непосредственно занимающегося построением и поддержанием в «рабочем состоянии» самой системы.

Построение СЭБ предприятия должно осуществляться на основе соблюдения принципов:

– законности;

– прав и свобод граждан;

– централизованного управления;

– компетентности;

– конфиденциальности;

– разумной достаточности, соответствия внешним и внутренним угрозам безопасности;

– комплексного использования сил и средств;

– самостоятельности и ответственности за обеспечение безопасности;

– передовой материально-технической оснащенности;

– корпоративной этики;

– координации и взаимодействия с органами власти и управления.

К основным элементам СЭБ предприятия относятся:

1) защита коммерческой тайны и конфиденциальной информации;

2) компьютерная безопасность;

3) внутренняя безопасность;

4) безопасность зданий и сооружений;

5) физическая безопасность;

6) техническая безопасность;

7) безопасность связи;

8) безопасность хозяйственно-договорной деятельности;

9) безопасность перевозок грузов и лиц;

11) противопожарная безопасность;

12) экологическая безопасность;

13) радиационно-химическая безопасность;

14) конкурентная разведка;

15) информационно-аналитическая работа;

16) пропагандистское обеспечение, социально-психологическая, предупредительно-профилактическая работа среди персонала и его обучение по вопросам экономической безопасности;

17) экспертная проверка механизма системы безопасности.

В наши дни все большую актуальность приобретает защита интересов предприятия от противоправной деятельности коррумпированных представителей контролирующих и правоохранительных органов. В связи с этим, данное направление работы многими начальниками служб экономической безопасности коммерческих структур выделяется в качестве отдельного элемента СЭБ.

Основной смысл подобной системы состоит в том, что она должна носить упреждающий характер, а основными критериями оценки ее надежности и эффективности являются:

– обеспечение стабильной работы предприятия, сохранности и приумножения финансов и материальных ценностей;

– предупреждение кризисных ситуаций, в том числе различных чрезвычайных происшествий, связанных с деятельностью «внешних» и / или «внутренних» недоброжелателей.

Особенностью и, одновременно, сложностью при построении системы экономической безопасности является тот факт, что ее действенность практически полностью зависит от человеческого фактора. Как показывает практика, даже при наличии на предприятии профессионально подготовленного начальника службы безопасности, современных технические средств, Вы не добьетесь желаемых результатов до тех пор, пока в Вашем коллективе каждый сотрудник не осознает важность и необходимость внедряемых мер экономической безопасности.

А они будут не популярны:

– кто-то утратит возможность в рабочее время или после работы развлекаться в Интернете, скачивать музыку и иную информацию, читать книги в электронном варианте и т.д.;

– кому-то покажется в тягость один раз в неделю менять пароль на своем компьютере;

– кто-то посчитает ниже своего достоинства всякий раз подниматься для того, чтобы уничтожить черновик в бумагорезательной машинке, убрать со стола документы и закрыть окно после окончания рабочего дня, опечатывать и сдавать свой рабочий кабинет под роспись в журнале службе охраны;

– у кого-то исчезнет возможность приводить на работу (в том числе и по выходным дням) своих друзей либо бахвалиться на стороне личными достижениями в работе или успехами фирмы;

– некоторые не смогут использовать служебные автотранспорт и мобильный телефон в личных целях, а также часами вести личные разговоры по служебным проводным каналам телефонной связи и т.д.

Поэтому для юридически правильного, эффективного и всестороннего использования СЭБ в защите интересов предприятия от всех видов недоброжелателей требования по обеспечению безопасности бизнеса излагаются в соответствующих приказах руководителя, трудовых договорах с сотрудниками и их должностных обязанностях, специальных инструкциях, положениях, контрактах с деловыми партнерами и т.д. После чего доводятся до персонала под роспись в процессе занятий и инструктажей.

В вопросах экономической безопасности как никогда важна роль и понимание актуальности проблемы в первую очередь самим руководителем предприятия. Директор и, при наличии, начальник службы безопасности, должны пропагандировать среди персонала одно из основных корпоративных правил: «Фирма – это твоя вторая семья. Предприятие дает всем сотрудникам работу, материальные блага, перспективы служебного роста и т.д. В связи с этим задача каждого сотрудника – приумножать успех и материальное положение компании (как и своей семьи). Ведь успех предприятия – это стабильность и перспективы его персонала».

Вместе с тем, как показывает практика, кто-то из Ваших сотрудников может не выполнять установленные в компании требования или допускать ошибки по забывчивости, кто-то по неаккуратности, а кто-то – из мести. У кого-то могут возникнуть финансовые затруднения в связи с болезнью близких или в связи с проигрышем в казино, и он решит их «компенсировать» за счет фирмы. Кто-то посчитает, что был незаслуженно наказан директором, что давно достоин повышения в должности или что его вклад в деятельность компании заслуживает гораздо более высокой зарплаты, а руководство этого не замечает и т.д.

Словом, с возрастом, изменением социального статуса, материального благосостояния, появлением вредных наклонностей, а также при возникновении некоторых объективных обстоятельств люди могут меняться либо вести себя неадекватно.

При этом необходимо понимать, что в вопросах обеспечения экономической безопасности «второстепенных» должностных лиц нет, а есть только особенности (в связи с выполняемыми каждым из сотрудников функциями и обязанностями).

Секретарь – наверное никто не будет возражать, что эта категория обладает серьезным объемом самой разноплановой информации о фирме.

Уборщица может похитить с рабочего стола директора документ с важной информацией или переписать, запомнить, ксерокопировать его содержание, добросовестно выбросить из мусорной корзины не уничтоженные документы либо документы, уничтоженные таким образом, что не составляет никакого труда их восстановить.

Охранник в состоянии сделать все то же самое, а в ночное время и выходные дни у него появляется дополнительная возможность впустить в офис посторонних, которые, в свою очередь, могут Вам навредить (начиная от банального хищения документов и имущества и заканчивая постановкой в Вашем кабинете подслушивающей техники или «перекачки» закрытой информации из вашего компьютера).

С учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что СЭБ предприятия только тогда будет соответствовать предъявляемым к ней требованиям, когда весь персонал понимает важность обеспечения безопасности компании и сознательно выполняет все установленные указанной системой требования. Достигается же данная цель в результате проведения непрерывной, кропотливой воспитательной и профилактической работы с сотрудниками предприятия, их обучения и специальной подготовки по вопросам действующего законодательства и различным аспектам экономической безопасности.

Экономическая безопасность предприятия как успешная составляющая современного бизнеса

В современных условиях процесс успешного функционирования и экономического развития российских предприятий во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности. В качестве основных факторов, отрицательно влияющих на безопасность предпринимательской деятельности в России можно выделить следующие:

· активное участие представителей власти и управления в коммерческой деятельности;

· использование криминальных структур для воздействия на конкурентов;

· отсутствие законов, позволяющих в полном объеме противодействовать недобросовестной конкуренции;

· отсутствие в стране благоприятных условий для проведения научно-технических исследований;

· отсутствие подробной и объективной информации о субъектах предпринимательской деятельности и об их финансовом положении;

· отсутствие культуры ведения дел в предпринимательской среде;

· применение оперативных и технических методов с целью получения нужной информации о конкурентах.

Следует отметить, что сегодня не все руководители предприятий готовы в полной мере оценить необходимость создания надежной системы экономической безопасности. В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов. Однако в общественном сознании все еще сильны стереотипы, согласно которым данная область относится многими к сфере компетенции государства и специальных органов. Именно в этом таятся корни «слабого» понимания специфики этих проблем прежде всего первыми руководителями предприятий и организаций, отнесение их к не основной деятельности. Особенно же сложно бывает определить конкретные действия, необходимые для защиты тех или иных жизненно важных ресурсов. Вследствие этого, многие руководители ограничиваются созданием на предприятии охранных структур, почти полностью исключая из арсенала организационно – технические и правовые методы, средства и способы защиты информации.

В итоге, например, вопросы защиты коммерческой тайны нередко упускаются в лицензионных соглашениях, договорах подряда на создание научно-технической продукции, что приводит к утечке коммерчески значимой информации.

Меры обеспечения сохранности информации на отдельном предприятии могут быть различны по масштабам и формам и зависеть от производственных, финансовых и иных возможностей предприятия, от количества и качества охраняемых секретов. При этом выбор таких мер необходимо осуществлять, исходя их принципа разумной достаточности, придерживаясь в финансовых расчетах «золотой середины», так как чрезмерное закрытие информации, так же как и халатное отношение к ее сохранению, могут вызвать потерю определенной доли прибыли или привести к серьезным убыткам.

Итак, проект обеспечения экономической безопасности объекта представляет собой единый организационно-технический комплекс, в ходе формирования которого разрабатывается концепция обеспечения безопасности объекта или политика безопасности. Ее основу составляет перечень обязательных мероприятий, направленных на выработку плана действий по защите объекта: определение состава службы безопасности (СБ), ее место в организационной структуре предприятия, сфера ее компетенции, права и полномочия, варианты действий в различных ситуациях во избежание конфликтов между подразделениями. Их подоплека обычно лежит как раз в том, что многие считают требования, предъявляемые СБ, необоснованно завышенными либо из-за того, что СБ «везде сует свой нос». Соблюдение вышеизложенных условий позволит ликвидировать почву для подобных ситуаций или разрешать их быстро и безболезненно. Политика экономической безопасности определяет правильный с точки зрения организации способ использования коммуникационных и вычислительных ресурсов, правила доступа на объект, правила обращения с конфиденциальной информацией, а также процедуры предотвращения нарушений режима безопасности и реагирования на них.

Следует отметить, что эффективность политики безопасности только тогда будет находиться на должной высоте, когда ее реализация будет представлять собой результат совместной деятельности сотрудников организации, способных понять все ее аспекты, и руководителей, способных влиять на ее претворение в жизнь. Не менее важным фактором, влияющим на действенность политики безопасности, представляется готовность персонала к выполнению ее требований, доведение до каждого его обязанностей по поддержанию режима безопасности. Соблюдение политики безопасности должно гарантироваться наличием ответственного по каждому виду проблем.

Разумеется, все основные положения политики безопасности должны быть закреплены в соответствующих распорядительных документах, состав и содержание которых определяются спецификой объекта. Однако, как правило, ни одна организация не сможет обойтись без положений о коммерческой тайне, о защите информации, об администраторе безопасности сети, правил, разграничивающих доступ к информации, содержащейся в автоматизированных системах, правил допуска персонала и посетителей в помещения, где производится обработка критичной информации, порядка проведения служебного расследования по факту нарушения правил безопасности.

Работы по оснащению и поддержке деятельности СЗИ, создание системы распорядительных документов входят в комплекс организационных мер, на основе которого может быть достигнут высокий уровень безопасности информации. Тем не менее, перечисленные меры не позволяют на должном уровне поддерживать функционирование системы защиты без проведения целого ряда организационно-технических мероприятий. Их полный перечень слишком широк для того, чтобы полностью приводить его в данной статье, скажем лишь, что они позволяют своевременно выявлять новые каналы утечки информации, принимать меры по их нейтрализации, совершенствованию системы защиты и оперативно реагировать на нарушения режима безопасности.

Разработанные документы определяют функции, необходимые для организации работы СБ, а также контрольно-проверочные и другие специальные функции, осуществляемые ею в процессе деятельности. Основными функциями являются:

· административно-распорядительная – подготовка решений по поддержанию режимов безопасности и конфиденциальности; определению положений, прав, обязанностей и ответственности должностных лиц по вопросам безопасности, а также по осуществлению представительских функций предприятия в данной области ее деятельности;

· хозяйственно-распорядительная – определение (совместно с другими подразделениями предприятия) ресурсов, необходимых для решения задач по обеспечению безопасности предприятия, подготовка и проведение мероприятий организационно – технического и правового характера, направленных на сохранность его собственности, в том числе интеллектуальной;

· учетно-контрольная – определение критически важных направлений финансово-экономической, производственно – коммерческой и других видов деятельности, подлежащих защите, а также возможных каналов утечки информации и других угроз финансовой стабильности и устойчивости предприятия, оценка источников их возникновения; налаживание действенного контроля;

· организационно-техническая – создание организационной структуры СБ, а также других структур по отдельным направлениям работы (защита информации, экономическая безопасность); организация взаимодействия между отдельными структурными подразделениями предприятия, способствующими достижению целей политики безопасности;

· планово-производственная – разработка комплексных программ и отдельных планов обеспечения безопасности предприятия, подготовка и проведение соответствующих мероприятий;

· материально-техническая – направляемая на материально – техническое и технологическое обеспечение деятельности СБ, оснащение ее специальной техникой;

· научно-методическая – накопление и распространение передового опыта в области обеспечения безопасности; организация обучения сотрудников других подразделений (в необходимом им объеме);

· информационно-аналитическая – сбор, накопление и обработка данных, относящихся к сфере безопасности, создание и использование необходимых для этого технических и методических средств.

Тем не менее, следует иметь в виду, что обеспечение СБ надежным инструментарием, грамотная расстановка приоритетов ее деятельности, как и всякая квалифицированная работа, требует участия в ней специалистов, имеющих соответствующую профессиональную подготовку и, что не менее важно, обладающих достаточно большим практическим опытом в этой области. Систему безопасности предприятия должны создавать профессионалы, а сотрудничество с ними может быть плодотворным, только если оно долгосрочное.

Переход экономики на рыночные отношения требует от руководителей предприятий не только разработки рыночной стратегии, но и стратегии безопасности, обязательно включающей специальные программы по защите интеллектуальной собственности и экономической безопасности. Соответственно, роль подразделения, ответственного за проведение данной работы на предприятии, выполняющего функции соблюдения правил политики безопасности и плана защиты, управления средствами защиты, контроля за правильностью их эксплуатации, выявления попыток и фактов нарушений и принятия мер по их нейтрализации, также выходит на первый план. Ослабление практически любой составляющей инфраструктуры предприятия непосредственно отражается на его безопасности, поэтому процесс управления предприятием находятся в тесной взаимосвязи с вопросами безопасности.



Заключение

В интересах стабильного функционирования фирмы, предприниматели должны в тех или иных объемах заниматься бизнеса или . Размер, капиталоемкость, технологическая сложность и публичность бизнеса определяют лишь объем тех работ, которые предприниматели проводят по бизнеса и их бюджет.

Не заботясь о соблюдении элементарных мер экономической , фирма может оказаться на грани банкротства, например в результате неплатежей: любой выданный товарный кредит может повлечь за собой риск неплатежа, если не предприняты определенные меры по сбору минимальной , не проведена элементарная . Участвуя в сделке в качестве покупателя или инвестора, необходимо проводить определенный набор процедур, цель которого – проверка достоверности излагаемых о себе продавцом или получателем средств сведений. Проведение данной информационно-аналитической работы позволит снизить риск купить «кота в мешке» и потратить деньги впустую. предполагает, что на фирме также должны быть продуманы определенные меры по снижению потерь, вызываемых действиями проверяющих структур, например в рамках уполномоченных структур, которая также может закончиться для предпринимателя невосполнимыми потерями. В любом случае вовремя проведенный профессиональный позволит предприятию предотвратить большинство форс-мажорных затрат, направленных на ликвидацию последствий просчетов в обеспечении безопасности бизнеса.

1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: курс лекций. М.: Инфа М, 2003 г.

2. Полукарпов В.Л. Краткий курс менеджмента М., 2004 г.

3. Полукарпов В.Л. Менеджмент: анализ и основные тенденции. М., 2007 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФИРМЫ

Колпаков Павел Александрович
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры стратегического планирования и экономической политики


Аннотация
Данная тема представляется весьма актуальной в настоящее время, когда на отечественном и мировом рынке на лицо неконтролируемые последствия кризиса, а следствием чего может стать повсеместное применение незаконных методов конкурентной борьбы. Это выводит вопросы экономической безопасности предприятия. В рамках системного подхода предложен вариант модели взаимодействия предприятия с внешней средой. Дан анализ теоретического материала по вопросам понимания внутренней и внешней экономической безопасности предприятия. Представлено авторское видение составляющих системы экономической безопасности конкретного предприятия. В завершение статьи, автор дает практические рекомендации по возможному усилению экономической безопасности фирмы в кризисный и периоды.

SYSTEM OF ECONOMIC SAFETY OF FIRM

Kolpakov Pavel Aleksandrovich
Moscow State University
PhD in Economic Sciences, senior lecturer of strategic planning and economic policy chair


Abstract
This topic seems to be quite actual at present when there are uncontrollable consequences of the financial crises at world and domestic market. They can cause using of illegal methods of competitive struggle everywhere. According to that the questions of economic safety take the first place. A version of a model of interactions with environment is offered within certain limits of the system approach. Besides the thorough analysis of theoretical material which contains items of understanding the internal and external firm’s safety. The article includes also the author’s point of view about actual items of economic safety system for a particular firm. To conclude the article the author gives some practical recommendations to possible strengthening the economic safety of a firm during the crisis periods.

С точки зрения системного подхода, предприятие представляет собой сложную открытую динамическую систему, находящуюся в процессе постоянного ресурсного обмена с внешней средой (см. рис.1).

Рисунок 1. Модель взаимодействия предприятия с внешней средой

Отдельные факторы внешней среды могут оказывать благоприятное или неблагоприятное влияние на функционирование системы предприятия, либо иметь так называемый «нулевой результат» (безубыточность и бесприбыльности в результате того или иного внешнего воздействия). Предприятие, как любая система, стремящаяся к сохранению целостности и продолжению развития, реагирует на позитив и негатив, идущий извне и вызываемый сознательными или неосознанными действиями противника (во втором случае называемом «природой»). Системы, не способные адаптивно изменяться и демонстрировать адекватную реакцию на поток опасностей и угроз, как правило, не выживают (см. рис.2).

Опасность для системы представляет не только прямая угроза, но и неопределенность внешней среды, лишающая систему возможности мобилизовать свои силы для противостояния удару – или открыться для новых возможностей при наступлении благоприятного события.

Рисунок 2. Угрозы безопасности предприятия

Предприятие, существующее в условиях жесткой конкуренции рынка, а с учетом российских реалий – и при высокой степени выраженности политических, инвестиционных, валютных, технологических и прочих средовых рисков, вынуждено заботиться о создании надежной системы экономической безопасности.

Сравнение принятых в российской академической литературе определений экономической безопасности представлено в Таблице 1.

Таблица 1. Понятие экономической безопасности

Определение

Ключевые структурные элементы

В.И. Ярочкин Организованная совокупность специальных органов, служб, средств, методов, и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, предприятия, государства от внутренних и внешних угроз. Организованность в систему; защита от внутренних и внешних угроз.
Г.Б. Клейнер Состояние данного хозяйственного субъекта, при котором жизненно важные компоненты структуры и деятельности предприятия характеризуются высокой степенью защищенности от нежелательных изменений. Состояние субъекта; защита от нежелательных изменений.
В. Забродский Количественная и качественная характеристика свойств фирмы, отражающая способность «самовыживания» и развития в условиях возникновения внешней и внутренней экономической угрозы. Определяется совокупностью факторов, отражающих независимость, устойчивость, возможности роста, обеспечения экономических интересов и т.д. Характеристика свойств; выживание, стабильность, возможность достижения целей системы.
В. Шлыков Состояние защищенности жизненно важных интересов предприятия от реальных и потенциальных источников опасности или экономических угроз. Состояние системы; защищенность интересов; реальные и потенциальные угрозы.
В.Л. Тамбовцев «Под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы». Организованность в систему; возможность достижения целей системы.
Е. Олейников Состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия в настоящее время и в будущем. Состояние системы; эффективное использование ресурсов; стабильность.

В рамках современных научных концепций под экономической безопасностью предприятия понимают такое состояние хозяйствующего субъекта, которое характеризуется организованной совокупностью концептуальных и прагматических факторов (теорию, методологию, последовательность конкретных мер), обеспечивающих данной системе:

1) защиту от нежелательных воздействий;

2) динамичное развитие;

3) эффективность жизненно важных процессов;

4) независимость;

5) возможность достижения целей.

По видам объектов , т.е. входящих и исходящих ресурсов и основных потоков ресурсов внутри системы, а также по локализации источника угрозы и/или субъекта системы безопасности, экономическую безопасность можно классифицировать следующим образом (см. Рис.3).

Рисунок 3. Виды экономической безопасности

  1. Безопасность в зависимости от локализации источника угрозы и/или субъекта системы безопасности.

1.1. Внешняя (институциональная). К внешним субъектам системы экономической безопасности относятся институты власти, правозащитные органы, органы таможенного и налогового контроля. Внешние институты обеспечивают регулирующее воздействие макроэкономического и социально-политического контекста осуществления хозяйственной деятельности, задают рамки возможных вариантов взаимодействия хозяйствующих субъектов, снимают некоторую часть потенциальных угроз. Институты исполнительной и законодательной власти ограничивают конкурентные позиции импортируемых в страну иностранных товаров за счет таможенных пошлин и систем квотирования; стимулируют отдельные виды деловой активности – обеспечивают ссудами сельхозпроизводителей, снижают налоговое бремя в отношении малого бизнеса и пр. К действующим на территории Российской Федерации внешним субъектам обеспечения экономической безопасности следует отнести РНСЭБ (Российскую национальную службу экономической безопасности), ИБП (институт безопасности предпринимательства), РСПБ (Российский союз предприятий безопасности), Межведомственный центр экономической безопасности, Союз по безопасности предпринимательства РФ, а также Торгово-промышленную палату Российской Федерации, которая инициировала выпуск Реестра надежных партнеров России. Цели Реестра следующие:

ü «создание базы данных организаций и индивидуальных предпринимателей, участвующих в экономическом обороте товаров, услуг и результатов интеллектуальной деятельности и заявивших о себе как о надежных партнерах для предпринимательской деятельности;

ü содействие предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономическому сотрудничеству, путем предоставления российским и иностранным организациям и предпринимателям необходимой информации для выбора партнеров из числа российских организаций и предпринимателей;

ü содействие повышению конкурентоспособности производимых отечественных товаров, услуг и результатов интеллектуальной деятельности;

ü повышение доверия к российским предпринимателям на внутреннем рынке и за рубежом» .

Наряду с регулирующим и защитным воздействием внешние субъекты могут оказывать (и оказывают) многоплановое негативное влияние, становясь, таким образом, источниками угроз экономической безопасности фирмы. Институты власти – источники политической нестабильности, непоследовательности государственной политики, что затрудняет нормальное ведение бизнеса и ставит под вопрос целесообразность инвестирования в наиболее перспективные, инновационные, проекты, по определению являющиеся венчурными. Как отмечают исследователи, активность инноваций находится в обратной связи от политической нестабильности государственной политики и незначительно зависит от макроэкономического состояния страны (в пример можно привести появление таких фирм, как «Ревлон», «Полароид» в годы «Великой Депрессии») . Институциональные факторы благоприятствуют процветанию теневой экономики и мошенничества в силу несовершенства законодательства, недостаточного уровня общей правовой культуры.

1.2. Внутренняя (организационная). Внутренними субъектами обеспечения экономической безопасности являются специалисты специально организованной службы безопасности, специалисты других отделов, выполняющие отдельные функции по обеспечению безопасности, руководители организации (лица, принимающие решения). Фирма может привлекать помощь внешних субъектов обеспечения экономической безопасности. При внутрифирменной организации системы экономической безопасности, субъектами могут быть сотрудники отдела исследований и разработок, отдела продаж, стратегического планирования, маркетинга, IT-отдела. В крупных корпорациях вопросами экономической безопасности могут заниматься сотрудники разных отделов одновременно при наличии контролирующего центра (службы безопасности).

Внутренние субъекты осуществляют контроль над рисками, мониторинг рыночных изменений, которые могут благоприятно или неблагоприятно сказаться на результатах хозяйственной деятельности предприятия, выполняют весь комплекс профилактических и реакционных мер, связанных с рисками и новыми возможностями для повышения уровня экономической безопасности. Внутренняя безопасность – объект многочисленных исследования в рамках различных направлений теории и методологии: теории риска, теории принятия решений, исследования операций, управления конкурентной позицией фирмы и пр. Внутренняя безопасность предполагает, помимо прочего, отлаженную управленческую систему, скоординированность и эффективное взаимодействие структурных подразделений для достижения общекорпоративных целей.

2. Безопасность ресурсов.

2.1. Кадровая. Включает защиту качества человеческих ресурсов (по параметрам здоровья, профессионализма и пр.) посредством комплекса мер, направленных на повышение образовательного уровня персонала, поощрение здорового образа жизни, работа по укреплению «корпоративного духа» для создания комфортных психологических условий. В связи с человеческим фактором рассматривается и безопасность, связанная с защитой от мошенничества (воровства, шпионажа в пользу конкурентов, использования собственности компании в личных целях). В западной литературе разработаны мероприятия плановой защиты от мошенничества, тщательно изучены сигналы, предупреждающие о наступлении возможной «кадровой угрозы», такие как определенные изменения типичных поведенческих моделей. В качестве профилактических мер традиционными считаются четкое формулирование должностных инструкций с очерченным кругом прав и обязанностей, периодическое объединение работников разных служб в команды для выполнения отдельных проектов, организация контроля изменений в межличностном общении сотрудников и пр.

2.2. Технико-технологическая. Связана с защитой технических и технологических ресурсов предприятия от потенциального ущерба, аварийных состояний и отказов оборудования, повреждений (преднамеренных и случайных), пожаров и прочих обстоятельств форс-мажора, а также от угрозы морального износа. Эта категория ущерба, как правило, может привести к наиболее ощутимым финансовым потерям.

2.3. Сырьевая. Подразумевает обеспечение надежных, стабильных поставок, контроль качества получаемого от поставщиков сырья. Помимо тактической работы обеспечение сырьевой безопасности предполагает также постоянный стратегический поиск возможностей удешевления сырьевой статьи расходов, поскольку она оказывает непосредственное влияние на себестоимость (и прибыль) предприятия. В данном случае большое значение приобретает инновационная деятельность, направленная, в частности, на повышении экономичности используемых энергетических ресурсов.

2.4. Товарная. Направлена на то, чтобы произведенная предприятием продукция была своевременно и эффективно реализована на рынке или должным образом сохранена (защита от потери качества, краж, мошенничества). Непосредственно взаимосвязана с эффективностью работы отделами реализации, маркетинговых исследований, предполагает постоянную верификацию ассортиментной линейки и повышение качественных характеристик. При наличии товаров-субститутов в интересах обеспечения товарной безопасности фирма может предпринимать такие меры, как ведение активного лоббирования факторов, препятствующих выпуску заменяющих товаров (например, выставление исков и претензий производителю, поддержка его конкурентов и пр.). Другой распространенный вариант – наращивание производства тех позиций ассортиментной линейки, которые менее других подвержены фактору заменяемости.

3. Безопасность потоков.

3.1. Финансовая. Один из ключевых видов безопасности, поскольку именно финансовые потоки первыми попадают под влияние негативных факторов. Финансовая безопасность включает обеспечение своевременности расчетов с поставщиками и клиентами, погашение кредиторских задолженностей, планирование и контроль финансирования производственных процессов. Наиболее распространенные примеры мошенничества также лежат в сфере финансов предприятий. Анализ, количественная и качественная оценка всех видов финансовых рисков, включая инвестиционный, валютный, кредитный (неполучения, непогашения займов и пр.), в зависимости от специфики сферы хозяйствования субъекта, являются неотъемлемыми условиями формирования надежной системы защиты финансовой безопасности.

3.2. Транспортная. Транспортная безопасность подразумевает не только защиту перевозимого сырья и продукции, но и безопасность всех транспортных потоков в компании, их надежность, защиту от мошенничества и повреждений.

3.3. Информационная. Этот вид безопасности послужил основой для формирования целого направления в исследованиях западных ученых и формирования концепций управления знаниями («knowledge management»), исследования рынков («market research») и пр. Наиболее активно в последнее время разрабатывается идея так называемой «конкурентной разведки» («competitive intelligence»). Конкурентная разведка, по сути, представляет собой систему обеспечения экономической безопасности и конкурентоспособности предприятия.

Около 500 г. до н.э. китайский военный стратег Сан Цзу сформулировал постулаты, созвучные современным концепциям экономической информационной безопасности:

  1. Если вы не знаете врага и не знаете своих возможностей, вы проиграете любое сражение.
  2. Если вы знаете свои возможности и ничего не знаете о врагах, вы обречены на поражение.
  3. Чтобы выигрывать в борьбе, необходимо знать все о себе и о своих врагах.

Современный бизнес характеризуется условиями нарастающей конкуренции, что требует постоянного мониторинга изменений среды, проведения сопоставления позиции фирмы с позициями других участников рынка. Необходимо иметь возможность своевременно реагировать на благоприятные перемены и предупреждать угрозы. Экономическая информационная безопасность, в современном понимании, – это, по мнению зарубежных исследователей, искусство опережать на шаг своих конкурентов.

В отличие от разрозненных рыночных обзоров, финансовых отчетов, отдельных данных периодики система экономической информационной безопасности имеет своей целью создание четкой методологии сбора и обработки информации, отвечающей стратегическим и тактическим целям компании и способствующей повышению конкурентоспособности.

Система обеспечения экономической информационной безопасности не синонимична «промышленному шпионажу» или слежке за сотрудниками. В отличие от шпионажа деятельность по обеспечению экономической безопасности, в первую очередь, этична и легальна. Цель системы обеспечения экономической информационной безопасности состоит в формировании комплексного подхода, основанного на знании конкурентной среды и рыночного статуса предприятия, что необходимо в процессе принятия управленческих решений в условиях конкурентной борьбы. К задачам такой системы следует отнести оценку всех факторов, влияющих на конкурентоспособность компании. В частности, функцией информационной системы является «бенчмаркинг» – сравнение уровня устойчивости предприятия на рынке с конкурентными компаниями, или сравнение отдельных показателей хозяйственной деятельности с уровнями, принимаемыми в качестве ориентира. В этом смысле система обеспечения экономической безопасности не ставит своей задачей только анализ конкурентов: анализируется вся внешняя среда, включая клиентов, конкурентов, дилерские сети, технологическое и макроэкономическое информационное поле.

Разработка системы экономической безопасности не только предполагает получение наиболее полной информации о конкурентах, но и защиту от потенциальных утечек информации.

В общем виде задачами информационной системы безопасности являются:

  1. Бенчмаркинг (сравнение с другими организациями).
  2. Идентификация рисков и возможностей в рыночной среде.
  3. Обеспечение процесса принятия решений информацией (уверенное участие в позиционной войне).
  4. Составление адекватного представления о профиле самой компании, ее сильных и слабых сторон.
  5. Защита конфиденциальности.

Система информационной безопасности – важнейшая часть обеспечения экономической безопасности предприятия в целом.

Как правило, организация системы экономической безопасности связана с определенными затратами. Руководство компании должно адекватно оценивать целесообразность создания на предприятии собственной службы.

Дополнительные сложности возникают при создании такой службы в связи с необходимостью тщательного выбора сотрудников: только надежные, высокомотивированные специалисты, обладающие надлежащей квалификацией, могут привлекаться к обеспечению безопасности работы предприятия. По словам американских исследователей Аржана Снгха и Эндрю Буршгенса , служба экономической безопасности на предприятии, начиная с момента формирования, проходит четыре стадии: от примитивного реагирования на команду «фас» до полной интеграции в процесс принятия решений. Профессиональная служба экономической безопасности предполагает наличие таких ресурсов, как:

  • квалифицированный персонал,
  • компьютерные системы для работы с базами данных (Oracle, Access), поддержки принятия решений, анализа факторов угроз и расчета сценариев,
  • доступ к платным источникам данных (исследованиям, аналитике и пр.),
  • обучение (семинары и тренинги) персонала,
  • услуги внешних специалистов.

Как показывает практика, сотрудник службы безопасности должен обладать, в первую очередь, способностью стратегически мыслить и формировать целостное представление о ситуации, а также умением анализировать факты, работать в коллективе, устанавливать связи между специалистами разных подразделений на предприятии. Требуется и умение аргументировано излагать свою точку зрения: служба безопасности занимается не только и не столько сбором экономической информации, сколько ее обработкой и выдачей рекомендаций для руководства.

К 10 факторам успеха службы экономической безопасности можно отнести следующие (см. Рис.4):

  1. Руководство должно выступать в роли субъекта, задающего вектор в деятельности службы.
  2. Работа службы должна быть основана на тщательно продуманных и удобных для применения методиках, позволяющих оперативно обрабатывать поступающую информацию.
  3. Сбор информации – процесс непрерывный и начинается с систематизации уже имеющихся в распоряжении компании данных.
  4. Работа службы должна носить систематический и хорошо структурированный характер.
  5. Должен быть обеспечен доступ всех сотрудников к единой базе данных (системе «корпоративного знания»).
  6. Наиболее эффективный принцип практической работы – разбивка целей на подзадачи и легко выполнимые операции, что обуславливает достижение наилучших результатов в кратчайшие сроки.
  7. В процессе выполнения отдельных задач службы безопасности должна следовать стратегической цели.
  8. С первого дня работы службы безопасности необходимо обеспечить ее взаимодействие с отделом реализации продукции предприятия.
  9. Необходимо четко определить круг прав и обязанностей сотрудников службы безопасности (составить четкие должностные инструкции).
  10. Служба экономической безопасности не должна находиться во враждебной оппозиции к остальному персоналу компании (хотя одной из функций и должна быть проверка лояльности сотрудников).

Рисунок 4. Факторы успеха службы экономической безопасности

В идеале, система обеспечения экономической безопасности, подающая своевременные сигналы о возможных угрозах, должна быть не реактивной, реагирующей на события post factum , а предупреждающей. Снимающая, по крайней мере, отчасти, неопределенность и риск, система обеспечения экономической безопасности может позволить сконцентрировать максимум усилий на инновационных процессах и стратегическом развитии предприятия.

Митин Л. Общероссийский «Реестр надежных партнеров» ТПП РФ – первый выпуск. – URL: http://www.psj.ru

Стратегии бизнеса: Аналитический справочник. / Под ред. Г.Б. Клейнера. – Москва: КОНСЭКО, 1998.

Козаченко А.В., Пономарев В.П., Ляшенко А.Н. Экономическая безопасность предприятия: сущность и механизм обеспечения. – К.: Либра, 2003.

Ярочкин В.И. Система безопасности фирмы. – М, 1997.

Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура проблемы // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. – 1995. – №3. – С.3.

Gilad, Ben. Industry Risk Management: CI’s Next Step // Competitive Intelligence Magazine. – 4 (3), May-June. – URL: http://www.academyci.com

Scott, D. Anthony. What’s next for innovation? //Chief Executive Magazine, The. – July/August 2009. – URL:

Раздел 17. ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

17.1. Экономическая безопасность: понятия и базовые элементы

17.2. Финансовая безопасность: сущность и место в системе экономической безопасности

17.3. Механизм и системы обеспечения финансовой безопасности государства

Понятие "экономическая безопасность" недавно вошло в нормативную лексику и стало полноправным объектом исследования экономической науки. Этот термин начал использоваться в работах отечественных экономистов лишь в начале 90-х лет минувшего столетия. Тем не менее за этот, сравнительно короткий, промежуток времени наработан специфический категориальный аппарат с использованием несвойственных классической экономической науке терминов ("угроза", "индикатор безопасности", "пороговое значения" и т.п.), сформирован соответствующий ему методологический инструментарий анализа, который свидетельствует о создании отдельной отрасли экономических исследований – науки, которая занимается изучением теоретико-методологических основ обеспечения экономической безопасности государства и имеет название "екосестейт".

Термин "безопасность" происходит от греческого "владеть ситуацией". Методологически понятие "экономическая безопасность" выводится ученым, прежде всего, из понятия "национальная безопасность". Последнее имеет формализованное определение в принятом Верховной Радой Украины в июне 2003 г. Законе "Об основах национальной безопасности Украины".

В частности, в ст. 1 указанного Закона национальная безопасность рассматривается как защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, по которой обеспечивается постоянное развитие общества, своевременное выявление, нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам и предотвращения их. Закон также определяет основные сферы национальной безопасности, среди которых внешнеполитическая, сфера государственной безопасности, воинская сфера и сфера безопасности государственной границы Украины, внутриполитическая, экономическая, социальная, гуманитарная, экологическая, информационная сферы. Отталкиваясь от этих соображений, ученые стараются вывести определение понятия "экономическая безопасность". О существенных расхождениях относительно его происхождения свидетельствует такой перечень.

1. Экономическая безопасность – состояние государства, при котором оно обеспечено возможностью создания условий для зажиточной жизни его населения, перспективного развития его экономики в будущем и возрастания благосостояния его жителей.


2. Экономическая безопасность – возможность государства обеспечивать защиту национальных экономических интересов от внешних и внутренних угроз, осуществлять поступательное развитие экономики с целью поддержания стабильности общества и достаточного оборонительного потенциала при любых условиях и вариантах развития событий.

3. Экономическая безопасность – способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях.

4. Экономическая безопасность – совокупность условий и факторов, которые обеспечивают независимость национальной экономики, ее стабильность и постоянство, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

5.Экономическая безопасность – возможность государства самостоятельно разрабатывать и осуществлять собственную экономическую политику, а также определять и реализовывать собственные национальные интересы.

6. Экономическая безопасность – способность национальной экономики к расширенному самовоспроизводству с целью удовлетворения на определенном уровне потребностей собственного населения и государства, противостояния дестабилизирующему действию факторов, которые создают угрозу нормальному развитию страны, обеспечение конкурентоспособности национальной экономики в мировой системе хозяйствования.

Таким образом, экономическая безопасность является сложным и многоплановым общественным явлением, которое характеризуется разными сущностными признаками и формами проявления. С точки зрения многоаспектного подхода определение понятия "экономическая безопасность" неразрывно связано с такими понятиями, как:

"интересы" (национальные, государственные, индивидуальные, корпоративные, общественные и др.);

"устойчивость" (национальной экономики, экономического развития, социально-экономической системы и т.п.);

"независимость" (экономики от внешних рынков, разработки национальной экономической стратегии без внешнего влияния);

"воспроизводство" (главным жизненно важным интересом в экономической сфере для субъекта любого уровня – от лица к государству – является воспроизводство своего существования).

Исследование этой проблемы в таком контексте убеждает, что экономическая безопасность – это не только дееспособность самого государства, то есть его возможность реализовывать собственные властные решения, а и возможность для экономических субъектов разных уровней действовать соответственно своим базовым интересам, в общем русле укрепления экономической безопасности страны.

Таким образом, экономическую безопасность необходимо рассматривать как базовую составную национальной безопасности, ее фундамент и материальную основу и, вместе с тем, как взаимосвязанную систему определенных уровней (рис. 17.1). Это означает, что состояние национальной безопасности государства зависит от жизнеспособности экономики, ее эффективности, мобильности, конкурентоспособности. Обеспечение экономической безопасности является исключительной прерогативой государства.

Изучение вопроса сущности экономической безопасности предусматривает рассмотрение определенных базовых элементов.

Объекты экономической безопасности. Объектами национальной экономической безопасности являются государство, общество, домохозяйство, отдельные граждане, предприятия, учреждения, организации, отдельные территории, а также основные элементы экономической безопасности и экономическая система в целом.

Одновременно государство есть не только объектом, а и основным субъектом экономической безопасности и осуществляет свои функции в этой сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Первоочередное значение при создании и обеспечении системы экономической безопасности как составной целостной системы национальной безопасности государства имеет определение национальных экономических интересов. Ведь именно от этого зависит разработка эффективных средств их реализации и защиты, а разработка концепции и стратегии обеспечения экономической безопасности всегда опирается на долгосрочные национальные экономические интересы.

Национальные экономические интересы – жизненно важные материальные, интеллектуальные ценности, определяющие потребности общества и государства, реализация которых гарантирует экономический суверенитет государства, его независимость в разработке экономической политики и реализации управленческих решений, стойкость национальной экономики, ее воспроизводство и прогрессивное развитие.

Для проведения аналитической и прогнозной деятельности соответствующие государственные органы должны определять национальные экономические интересы, исследовать их взаимодействие, соотношения приоритетности и т.п.. Можно применять классификацию национальных экономических интересов, которая изображенная на рис. 17.2.

Рис. 17.2. Классификация национальных экономических интересов

Разработка программы первоочередных и долгосрочных мероприятий по обеспечению экономической безопасности и практические шаги в этом направлении должны опираться на четкое понимание угроз экономической безопасности.

Угрозы экономической безопасности – совокупность имеющихся и потенциально возможных явлений и факторов, которые создают опасность для реализации национальных интересов в экономической сфере.

Для создания надежной системы обеспечения экономической безопасности государства нужный эффективный механизм определения угроз национальным интересам, которые создают непосредственную опасность экономической системе

Угрозы экономической безопасности видоизменяются в зависимости от состояния и уровня развития экономической системы и для каждого в отдельности взятого государства отличаются характером и уровнем остроты. В обобщенном виде классификацию угроз экономической безопасности государства можно провести по таким параметрами (рис. 17.3).

С целью принятия государственными органами обоснованных решений необходим мониторинг индикаторов (показателей) экономической безопасности, которые предусматривают прежде всего фактическое отслеживание, анализ и прогнозирования важнейших групп экономических показателей.

Индикаторы экономической безопасности – реальные статистические показатели развития экономики страны, которые наиболее полно характеризуют явления и тенденции в экономической сфере. Особое внимание следует сосредоточить на таких общих индикаторах экономической безопасности:

– валовой внутренний продукт (ВВП);

– темп инфляции;

– дефицит бюджета;

– уровень безработицы;

– экономический рост;

– уровень и качество жизни;

– энергетическая зависимость;

– интегрированность в мировую экономику;

– сальдо экспорта-импорта;

– состояние демографических процессов;

– государственный внутренний и внешние долги;

– уровень тенизации экономики.

Неотъемлемой составной определения уровня экономической безопасности является установление не только определенного набора индикаторов экономической безопасности, а и их пороговых / предельных значений.

Порог / предельные значения индикаторов экономической безопасности – это количественные величины, нарушение которых вызовет неблагоприятные тенденции и угрожающие процессы в экономике.

Приближения индикаторов экономической безопасности к их граничной допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых значений – о вхождении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, фактически, о реальной угрозе экономической безопасности.

Учитывая это, экономическую безопасность государства часто трактуют как некоторое состояние, которому удовлетворяет определенный набор пороговых значений показателей-индикаторов. Такой подход имеет право на существование, поскольку он дает возможность зафиксировать некоторый срез экономической ситуации как основу для принятия управленческих решений. Тем не менее экономическую безопасность целесообразно понимать шире, как прогрессирующее и динамическое явление, поскольку экономика не может рассматриваться как что-то статическое. Если в государстве наблюдаются развитие и экономический рост, то экономическая безопасность укрепляется и закрепляется, а ее пороговые значения смещаются в сторону высших значений, или вводятся новые индикаторы, которые отображают новый уровень и новое качественное состояние экономической системы. Экономический спад и экономический кризис сопровождаются, как правило, угрозами и опасностями стабильности социально-экономической ситуации и приводят к приближению показателей к критически допустимому уровню индикаторов безопасности.

Система экономической безопасности каждого предприятия индивидуальна, ее полнота и действенность зависят от действующей в государстве законодательной базы, от объема материально-технических и финансовых ресурсов, выделенных руководителями предприятий, от понимания каждым из сотрудников важности обеспечения безопасности бизнеса, а также вич опыта работы руководителей служб безопасности предприятий.

Надежная защита экономической безопасности предприятия возможен только при комплексном и системном подходе к ее организации. Поэтому в экономике существует такое понятие, как система экономической безопасности предприятия. Эта система обеспечивает возможность оценить перспективы роста предприятия, разработать тактику и стратегию Его развития.

Приоритетным принципом организации и функционирования системы безопасности фирмы необходимо считать ее комплексность, которую можно изобразить в виде трехмерной модели (рис. 2.1).

Основными элементами системы экономической безопасности предприятия являются:

1) защита коммерческой тайны и конфиденциальности информации;

2) компьютерная безопасность;

3) внутренняя безопасность;

4) безопасность зданий и сооружений;

5) физическая безопасность;

6) техническая безопасность;

7) безопасность связи;

8) безопасность хозяйственно-договорной деятельности;

9) безопасность перевозок грузов и лиц;

11) противопожарная безопасность;

12) экологическая безопасность;

13) радиационно-химическая безопасность;

14) конкурентная разведка;

15) информационно-аналитическая работа;

16) экспертная проверка механизма системы обеспечения. Организация системы безопасности любого коммерческого предприятия должна иметь следующие четыре уровня:

1. Административный - управленческие решения, необходимые для обеспечения бесперебойного функционирования объекта.

2. Оперативный - меры обеспечения безопасности хозяйствующего субъекта специфическими средствами и методами.

3. Технический - использование современных технологий в области обеспечения всех видов безопасности.

4. Режимно-пропускной - система физической безопасности, в частности охрана финансовых, интеллектуальных и материально-технических ценностей предприятия. При этом защита территории охватывает такие основные компоненты:

Рис. 2.1. в

o механическую систему защиты;

o устройство оповещения о попытках вторжения;

o оптическую (телевизионную) систему познания нарушителей;

o оборонительную систему (звуковая и световая сигнализация);

o центральный пост управления охраны;

o персонал (патрули, постовые, очередные, мобильная группа быстрого реагирования, операторы).

При этом не следует забывать, что эффективная охрана собственности объекта возможна лишь при достаточной автономии деятельности охраны. При соблюдении охраной единых правил режима предприятия администрация не должна поступать на службу режиму любое давление в виде отмены или снижения уровня действующих правил ограничения доступа на объект.

Главная задача системы управления экономической безопасностью предприятия - предвидение и упреждение возможных угроз, приводящих к кризисному состоянию, а также проведения антикризисного управления, которое направлено на вывод предприятия из кризисного состояния; минимизация внешних и внутренних угроз экономическому состоянию субъекта предпринимательства, в том числе его финансовым, материальным, информационным, кадровым ресурсам, на основе разработанного комплекса мероприятий экономико-правового и организационного характера. Следует иметь в виду, что наибольшее значение в деле обеспечения экономической безопасности предпринимательства имеют первичные экономико-правовые и организационные мероприятия, обеспечивающие фундамент, основу системы безопасности, в отличие от вторичных - технических, физических и т.д.

В процессе достижения поставленной цели фирма решает конкретные задачи, которые объединяют все направления обеспечения безопасности.

Задачи, решаемые системой обеспечения безопасности:

o прогнозирование возможных угроз экономической безопасности;

o организация деятельности по предупреждению возможных угроз (превентивные меры);

o выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз экономической безопасности;

o принятие решений и организация деятельности по реагированию на возникшие угрозы;

o постоянное совершенствование системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства.

Объект и субъект системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства тесно взаимосвязаны. Объектом системы, как отмечалось, выступает стабильное экономическое состояние субъекта предпринимательской деятельности в текущий и перспективный периоды. Конкретными же объектами защиты выступают ресурсы: финансовые, материальные, информационные, кадровые. Субъект системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства имеет более сложный характер, поскольку его деятельность обусловливается не только особенностями и характеристиками объекта, но и специфическими условиями внешней среды субъекта предпринимательской деятельности. Исходя из этого, можно выделить две группы субъектов, обеспечивающих экономическую безопасность предпринимательства: внешние и внутренние.

К внешним субъектам относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, призванные гарантировать безопасность всех без исключения законопослушных участников предпринимательских отношений, причем деятельность этих органов не могут контролировать сами предприниматели. Эти органы формируют законодательную основу функционирования и защиты предпринимательской деятельности в различных ее аспектах и обеспечивают ее выполнение.

К внутренним субъектам относятся лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите экономической безопасности конкретного субъекта предпринимательства. Субъектами могут выступать: работники собственной службы безопасности фирмы (предприятия) и приглашенные работники из специализированных фирм, оказывающих услуги по защите предпринимательской деятельности.

Безопасность могут создавать две группы субъектов (рис. 2.2).

Рис. 2.2. в

Главным условием формирования системы экономической безопасности предприятия является определение сфер, в которых действуют факторы опасностей и угроз.

К таким сферам относятся, безопасность в техногенной, научно-технической, экологической, информационной, психологической сферах; физическое и пожарная безопасность. Эти сферы были детально проанализированы в предыдущем разделе. Следует отметить, что упомянутые выше подсистемы второго уровня могут включать подсистемы третьего уровня. Например, подсистемами экономической безопасности могут быть финансовая, коммерческая, имущественная и др.

Надежность и эффективность системы безопасности предприятия определяют по одному критерию - отсутствием или наличием нанесенного ему материального ущерба и морального вреда. Содержание этого критерия характеризуется следующими показателями:

1) предотвращение утечки конфиденциальных сведений;

2) предотвращения противоправных действий со стороны персонала предприятия, его посетителей, клиентов или прекращении таких действий;

3) сохранность имущества и интеллектуальной собственности предприятия;

4) предотвращения чрезвычайных ситуаций;

5) прекращения насильственных преступлений в отношении отдельных (специально выделенных) работников предприятия и их групп;

6) своевременное выявление и пресечение попыток несанкционированного проникновения на объекты предприятия, которые охраняются.

Политика безопасности предприятия - это ориентиры для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей. Для установления этих общих ориентиров необходимо сформулировать цели обеспечения безопасности предприятия.

Составляющие политики безопасности приведены очерк. 2.3.

Целями политики безопасности могут быть:

* укрепление дисциплины труда и повышение его производительности;

* защита законных прав и интересов предприятия;

* укрепление интеллектуального потенциала предприятия;

* сохранение и приумножение собственности;

* повышение конкурентоспособности производимой продукции;

* максимально полное информационное обеспечение деятельности предприятия и повышение его эффективности;

* ориентация на стандарты и лидерство в разработке и освоении новой технологии и выпускаемой продукции;

* выполнение производственных программ;

* содействие управленческим структурам в достижении целей предприятия;

o предотвращения зависимости от случайных и недобросовестных деловых партнеров.

Рис. 2.3. в

С учетом изложенного выше можно определить такие общие ориентиры действий и принятия решений, которые облегчают достижение этих целей:

o сохранение и наращивание ресурсного потенциала, проведение комплекса превентивных мероприятий по повышению уровня защищенности собственности и персонала предприятия;

o привлечение к деятельности по обеспечению безопасности предприятия и всех его работников;

o профессионализм и специализация персонала предприятия;

o приоритетность несиловых методов предотвращения угроз и их нейтрализации.

Модель системы экономической безопасности и ее основные элементы.

Типология систем экономической безопасности.

При изучении первого вопроса обратите внимание на то, что учитывая многомерность структуры экономической безопасности, ее можно представить как социально-экономическую систему, состоящую из совокупности элементов, их свойств, взаимосвязей и взаимоотношений, функционирующих в соответствии с объективными закономерностями.

Подробно остановитесь на характеристике основных элементов системы экономической безопасности (потребностей, целей и интересов хозяйствующих субъектов, детерминированных отношениями собственности). Раскройте содержание «входных» свойств модели системы экономической безопасности, таких как неопределенность, риск, опасность. Риск опреде-лите как многоуровневое экономическое явление, отражающее многообразные социально-экономические отношения между людьми, между человеком и природой, человеком и социумом в процессе производства своей жизни в условиях неопределенности.

Подробно остановитесь на характеристике «выходных» параметров, которые определяют формирование свойств системы экономической безопасности: устойчивости, адаптивности, гибкости, эффективности. Помните, что устойчивость экономики в процессе развития может проявляться в различных вариантах: восстановлении прежнего устойчивого состояния в системе; образовании нового устойчивого состояния; разрушении (катастрофе) системы. Раскройте содержание каждого из названных состояний экономики.

Определите сущность адаптивности, как способности экономической системы самонастраивать свой состав и структуру для адекватного отра-жения угроз и возможности функционирования в новых условиях.

Наряду с устойчивостью и адаптивностью существенной чертой экономически безопасной системы является гибкость. Уясните, что гибкость - это, во-первых, способность экономики быстро реагировать на изменения, несущие опасность; во-вторых, способность национального хозяйства перераспределять ресурсы в соответствии с изменившимися потребностями людей; в-третьих, способность вводить новые формы и методы хозяйствования, организации и управления экономикой.

Эффективность экономики характеризует соотношение полученных результатов и осуществленных затрат (материальных, финансовых, трудовых). Помните, что эффективная экономика является в то же время и безопасной, так как позволяет получать больший результат при наименьших затратах, а следовательно, удовлетворять большее количество разнообразных потребностей людей и разрешать противоречие, обусловленное ограниченностью ресурсов.

В заключении первого вопроса охарактеризуйте элементы внешней среды системы экономической безопасности (политико-правовой, социокультурный, экологический и др.). Сделайте вывод о том, что экономическая безопасность - это не только состояние национального хозяйства, при котором оно способно противостоять дестабилизирующему воздействию внешних и внутренних угроз, но и такое его состояние, при котором функционирование экономики не создает угроз для элементов внешний среды, обеспечивая тем самым их безопасность и безопасность социума в целом.

Во втором вопросе темы изучите видовое разнообразие систем экономической безопасности. В качестве базовой, методологически значимой, остановитесь на типологии безопасности рыночной (либеральной и социально-ориентированной) и командно-административной экономики. Имейте в виду, что каждый тип экономической системы обладает специфическим набором свойств, определяющим ее способность удовлетворять разнообразные потребности экономических субъектов в условиях противоречивости интересов и рискогенности среды. Далее определите особенности проявления экономической безопасности в переходных обществах.

В заключении раскройте содержание видов экономической безопасности по различным классификационным признакам:

по степени динамизма - абсолютная (полная), статическая, динамическая;

по признаку адекватности отражения экономических интересов - истинная и иллюзорная (ложная);

по степени прогнозируемости - прогнозируемая, непрогнозируемая, частично прогнозируемая;

по степени достижения - достигнутая, приемлемая, желательная.