Московские высшие женские курсы. Царская Россия. Высшее образование для женщин

1 ноября 1872 года в здании Первой мужской гимназии на Волхонке курсы открыли. Обучение было рассчитано на 2 года, а с 1879 стало длиться 3 года. Московские высшие женские курсы имели историко-филологическую направленность, а основными предметами были русская и всеобщая история, русская и всемирная литература, история цивилизации и история искусств. Физику, астрономию, математику и гигиену с 1879 года преподавали по сокращенной программе. Обучение стоило 30 рублей в год за весь курс для студенток, а для вольноопределяемых - 10 рублей в год за каждый предмет.

Слушательниц было по тем временам довольно много: в первый год после открытия МВЖК - 70. Число студенток росло и в 1885 году достигло уже 256 человек.

В 1886 году прием на курсы запретили, и в 1888 МВЖК закрылись. А вскоре стало понятно, что это решение ошибочно.

Новые курсы после открытия уже не были частным учебным заведением и получали часть средств от Министерства народного просвещения. Срок обучения в 1900 году увеличился до 4 лет. Было два отделения - историко-филологическое и физико-математическое, а в 1906 году открылся медицинский факультет (сейчас РГМУ).

До 1905 года директором МВЖК был В.И. Герье, а потом директором стал В.И. Вернадский. Но так как одновременно он стал помощником ректора Московского университета, Вернадский к исполнению обязанностей так и не приступил. Новым директором курсов стал С.А. Чаплыгин.

В 1905 году Московская городская управа бесплатно передала высшим женским курсам земли на Девичьем поле по Малой Царицынской улице (сейчас Малая Пироговская).

Путеводитель по архитектурным стилям

3 июня 1907 года заложили здание учебных корпусов по проекту C.У. Соловьева, а уже в 1908 открылись корпуса физико-химического факультета и анатомического театра, украшенные барельефами работы Ф.Ф. Кенигсэдера, в 1913 - Аудиторный корпус МВЖК (сейчас главный корпус МПГУ).

В 1911 году из-за конфликта между Московским университетом и министром народного просвещения Л.А. Кассо, университет покинула большая группа преподавателей. Большинство из них начали преподавать на МВЖК. А в 1913 году для курсов купили зоологическую коллекцию профессора А.Ф. Котса. Она положила начало Дарвиновскому музею на улице Вавилова.

В 1915-1916 учебном году Московские высшие женские курсы получили право проводить выпускные экзамены и выдавать дипломы о высшем образовании. К 1918 курсы насчитывали 8 300 учащихся и уступали только МГУ. То есть МВЖК стали одним из крупнейших вузов Российской империи.

Но в сентябре 1918 года МВЖК преобразовали во 2-й Московский государственный университет, а в 1930 - в Педагогический институт.

А вы знаете что-то еще о МВЖК?

Отказав женщинам в получении высшего образования в государственных университетах, и столкнувшись с сильным женским противодействием этому решению – правительство было вынуждено не препятствовать общественной инициативе в виде Высших женских курсов. Они открывались в крупных городах как частные учреждения под ответственность научного деятеля, пользующегося доверием правительства. Первые такие курсы появились в Москве, благодаря профессору В.И. Герье (1872), а через несколько лет – в Санкт-Петербурге под патронажем профессора К.Н. Бестужева-Рюмина (1878).

В 1861 г. В.И. Герье был ещё слишком молод, чтобы принимать участие в историческом заседании Совета Московского университета, обсуждавшем вопрос о женском образовании. Но он уже имел опыт приёма экзаменов у выпускниц женских гимназий, стремящихся работать домашними учительницами, и представлял себе потребность и запрос общества.

Главную цель В.И. Герье видел НЕ В ПРИОБРЕТЕНИИ ЖЕНЩИНАМИ ПРОФЕССИИ, А В ИХ ПРОСВЕЩЕНИИ, ведь женщина – «почётный член общества, МАТЬ И ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА ГРАЖДАН».

«Мы предлагаем КУРСЫ НЕ ФАКУЛЬТЕТСКИЕ, НО курсы предметов ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ», – сказал 1 ноября 1872 г. на открытии курсов С.М. Соловьёв . Можно заметить только, что ректор Московского университета не изменил свой взгляд на женское образование – ведь десять лет назад, в 1861 г., он ПРОГОЛОСОВАЛ ПРОТИВ. Интересно отметить, что курсам было отдано здание Первой мужской градской гимназии, которую, в своё время, окончили сам С.М. Соловьёв, М.П. Погодин , Н.В. Бугаев , Н.А. Умов , В.П. Сербский и другие выдающиеся умы.

В связи с данной установкой в первоначальном составе лекторов преобладали гуманитарии: А.Н. Веселовский , П.Г. Виноградов , В.О. Ключевский , С.М. Соловьёв , Н.И. Стороженко , Н.С. Тихонравов , Л.М. Лопатин .

В 1905 г. В.И. Герье на посту директора курсов сменил С.А. Чаплыгин . В 1906 г. был открыт медицинский факультет. А с 1915/1916 уч.г. Московские высшие женские курсы ПОЛУЧИЛИ ПРАВО ПРОВОДИТЬ ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ И ВЫДАВАТЬ ДИПЛОМЫ О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ.

В сентябре 1918 г. решением Совета Народных Комиссаров РСФСР курсы Герье были преобразованы в смешанное учебное заведение, получившее название 2-й МГУ.

История сохранила имена некоторых выпускниц Московских женских курсов – не в последнюю очередь, благодаря славе их мужей. Муза писателя И.А. Бунина – Вера Муромцева, Белла Розенфельд – художника М. Шагала. Правило сработало и в обратную сторону. Сын первой выпускницы курсов Елизаветы Дурново-Эфрон Сергей Эфрон стал мужем знаменитой поэтессы Марины Цветаевой, дочери И.В. Цветаева , основателя Музея изобразительного искусства им. А.С. Пушкина .

Поэтическим даром была наделена Мариэтта Шагинян, математическим – Ольга Цубербиллер, преподававшая много лет в Институте тонких химических технологий им. М.В.Ломоносова. На кафедре геологии Московского университета под руководством А.П. Павлова (кроме его жены) работала Вера Варсанофьева.

Для многих научных работников их жёны становились не только квалифицированными помощницами, но и превращались в самостоятельных успешных исследователей: пример тому, М.В. Павлова – выпускница Киевского института благородных девиц.


Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы открылись 20 сентября 1878 г. в здании Александровской гимназии. Профессорско-преподавательский состав был просто блестящим. Женщинам читали лекции Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов , Вл. Соловьёв, А.Н. Бутлеров, О.Ф. Миллер, И.А. Бодуэн-де-Куртенэ, А.Е. Ферсман, А.Е. Фаворский, А.Н. Бекетов (бывший фактическим руководителем курсов). Когда в 1906 г., на курсах в Москве был открыт медицинский факультет, в Петербурге – юридический, дававший женщинам право на работу в области статистики.

Первой женщиной, получившей разрешение преподавать на курсах (в то время как С.В. Ковалевской это запретили!), стала выпускница-математик В.И. Шифф. Бестужевские курсы окончила Л.Н. Запольская, читавшая математику на курсах Герье в Москве.

Столичное местоположение наложило отпечаток на функционирование курсов. Население Санкт -Петербурга постоянно участвовало в различных как промонархических, так и антимонархических политических акциях – выступлениях, демонстрациях, кружках. Бестужевки Н.К. Крупская, А.И. Ульянова, Л.А. Фотиева составили в своё время ближайшее окружение В.И. Ленина.

Отметим, что и личность самого К.Н. Бестужева-Рюмина , выпускника юридического факультета Московского университета, не так проста. С одной стороны лояльный профессор истории, согласившийся взять на себя ответственность за создание Высших женских курсов, с другой стороны – племянник декабриста М.П. Бестужева-Рюмина, казнённого за участие в восстании 14 декабря 1825 г.

Поступавшие на Бестужевские курсы сдавали свидетельство об окончании среднего учебного заведения, справку из полиции о политической благонадёжности, разрешение родителей и 50 рублей в год (с 1889 г. – 100) за слушание лекций.

Первый выпуск 1882 г. – 4 человека из 26.

По окончании курсов выдавалось свидетельство, указывавшее какие предметы были сданы по избранному факультету. Оно не давало никаких прав и для устройства на научную работу следовало сдавать государственный экзамен в университете.

Первые женщины добились этого права в 1911 г. – 13 экзаменов за полный курс университета.

В 1913 г. свидетельство об окончании курсов прировняли к университетскому.

Константин Николаевич Бестужев-Рюмин

В 1918 г. Бестужевские женские курсы стали 3-м Петроградским университетом, а в 1919 г. объединились с Петроградским университетом.

В МГУ работали бестужевки-профессора: математик П.Я. Кочина , филолог Е.С. Истрина , историк С.И. Протасова .

Рассеянные по стране, выпускницы Бестужевских курсов, старались не терять связи друг с другом.

Университет активно помогал московским бестужевкам готовиться к празднованию 85-летия (1963) и 90-летия alma mater. Женщины собирали архивный и иллюстративный материал, встречались со студентами и преподавателями в Доме культуры на ул. Герцена, а в феврале 1961 г. в Доме культуры на Ленинских горах была организована тематическая выставка. В 1978 г., к 100-летию курсов, бестужевки направили ректору МГУ А.А. Логунову благодарственное письмо .


Говоря о курсистках, невозможно не вспомнить картину «Курсистка», написанную художником-передвижником Н.А. Ярошенко в 1883 г. Портрет находится в Киевской картинной галерее. Неожиданное заключается в том, что это действительно портрет – раз, и ПОРТРЕТ БЕСТУЖЕВКИ – два.

Анна Константиновна Дитерихс
1859–1927

Сестра генерала А.К. Дитерихса, одного из руководителей Белого движения в Сибири и на Дальнем Востоке.

Слушательница Бестужевских курсов, увлекалась философией.

Писательница – «Один против всех» (1909), «Подвиг. Восточное сказание» (1912), «Из воспоминаний о Л.Н.Толстом» (1926).

Жена В.Г. Черткова, лидера толстовского движения.

«Был я в Петербурге… Один из старинных знакомых затащил меня в мастерскую какого-то молодого художника. Поглядел я, по обыкновению, с каким-то деревянным благоговением на всю эту обстановку мастерской… и вдруг ожил, очувствовался.
Увидел я одну маленькую картинку. Картинка эта ничем особым не замечательна.
Вот она: девушка лет пятнадцати-шестнадцати, гимназистка или юная студентка, бежит “с книжкой под мышкой” на курсы или на уроки. Таких девушек “с книжкой под мышкой”, в пледе и мужской круглой шапочке всякий из нас видел и видит ежедневно. Одни из нас просто определяют это явление: “бегают на курсы”, другие – “что идут против родителей”, иногда “помирают не своею смертью”. И вот художник, выбирая из этой толпы “бегущих с книжками” одну, самую ординарную, обыкновенную фигуру, тонко подмечает и передаёт зрителю самое главное. Чисто женские девичьи черты лица, проникнуты на картине присутствием юношеской светлой мысли.
ВОТ ЭТО-ТО СЛИТИЕ ДЕВИЧЬИХ И ЮНОШЕСКИХ ЧЕРТ В ОДНОМ ЛИЦЕ, В ОДНОЙ ФИГУРЕ, ОСЕНЁННОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛЬЮ, СРАЗУ ОСВЕЩАЛО И ОСМЫСЛИВАЛО И ПЛЕД И КНИЖКУ И ПРЕВРАЩАЛО В НОВЫЙ, НАРОДИВШИЙСЯ, НЕБЫВАЛЫЙ И СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ»

Сегодня купил на Вернисаже у бабульки. Зацепило.
Отличная сохранность, четкое фото.
В Интернете подобного билета пока не нашел, так что возможно раритет.
Про Королеву Марию Матвеевну тоже пока информации к сожалению нет, так что если у кого есть доступы в архивы, буду признателен!

Министерство Народного Просвещения.
Московские Высшие Женские Курсы.

(IMG: http://s9.image1.org/images/2014/01/12/1/e6f05098cb4234a6997b9d51d9918654.jpg)

И о самих курсах краткий экскурс в историю.

Московские высшие женские курсы (МЖВК)

Нужно уделить внимание зданию, где размещались Московские высшие женские курсы (МЖВК). В мае 1872г. министр народного просвещения граф Д.А.Толстой согласился открыть в Москве высшие женские курсы как частное учебное заведение и утвердил «Положение о курсах», и 1 ноября 1872г. на Волхонке в здании Первой мужской гимназии состоялось торжественное открытие Московских высших женских курсов. Надо отметить, что долгое время считалось, что высшее образование приносит женщинам только вред, женщины в университеты не допускались, и многие сферы деятельности были для них закрыты.
Первоначально обучение было рассчитано на 2 года, а с 1879г. - на 3 года. Московские курсы имели историко-филологическую направленность, а основными предметами были русская и всеобщая история, русская и всемирная литература, история цивилизации и история искусств. Физика, астрономия, математика, гигиена с 1879г. преподавались по сокращенной программе. Обучение стоило 30 рублей в год за весь курс для студенток и 10 рублей в год за отдельный предмет для вольноопределяемых.
Слушательниц на курсах было по тем временам довольно много: в первый год после открытия МВЖК доходило до 70, а затем колебалось между 103 и 107, и постепенно возросло до 256 в 1885г.
Но в 1886г. прием на курсы был запрещен, и в 1888г. МВЖК закрылись.
"Слабоумные люди, заправлявшие в 80-х годах, полагали, что одержали большой успех над революцией, запретив прием девиц на Высшие женские курсы. Но десять лет спустя сами убедились в своей ошибке и стали думать о восстановлении курсов "- писал В.И.Герье.
(IMG: http://s9.image1.org/images/2014/01/12/1/221908c122f92c5d2986dbc484db3191.jpg)
Новые курсы после открытия уже не были частным учебным заведением, и получали часть средств от Министерства народного просвещения. Срок обучения в 1900г. увеличился до 4 лет . Было два отделения - историко-филологическое и физико-математическое, а в 1906г. открылся медицинский факультет (сейчас РГМУ).
До 1905г. директором МВЖК был В.И.Герье, а потом, в отсутствии находившегося за границей В.И.Герье, директором был выбран В.И.Вернадский. Но так как он одновременно стал помощником ректора Московского университета, В.И.Вернадский к исполнению своих обязанностей так и не приступил, и на новых выборах директором курсов был выбран С.А.Чаплыгин.

В 1905г. Московская городская управа решила бесплатно передать высшим женским курсам земельный участок на Девичьем поле по Малой Царицынской улице (сейчас Малая Пироговская) . 3 июня 1907г. было заложено здание учебных корпусов по проекту C.У.Соловьева, а уже в 1908г. открылись корпуса физико-химического факультета и анатомического театра, украшенные барельефами работы Ф.Ф.Кенигсэдера, в 1913г. - Аудиторный корпус МВЖК (сейчас главный корпус МПГУ).
В 1911г. из-за конфликта между Московским университетом и министром народного просвещения Л.А.Кассо, Московский университет покинула большая группа преподавателей, большинство из которых начали преподавать на МВЖК . А в 1913г. для курсов была куплена зоологическая коллекция профессора А.Ф.Котса, которая положила начало Дарвиновскому музею на улице Вавилова.
В 1915-1916 учебном году Московские высшие женские курсы получили право проводить выпускные экзамены и выдавать дипломы о высшем образовании. К 1918г. курсы насчитывали 8 300 учащихся и по численности уступали только МГУ. То есть МВЖК стали одним из крупнейших вузов Российской империи.
В сентябре 1918г. МВЖК были преобразованы во 2-й Московский государственный университет, а в 1930 - в Педагогический институт.

История МПГУ

Московский педагогический государственный университет (МПГУ) – одно из старейших учебных заведений России. Став в 70-е годы XIX века первым и ведущим учебным заведением в России, созданным поддержать стремление женщин посвятить себя науке и предоставить им возможность получения высшего образования, МПГУ в течение всего XX столетия и в начале нового тысячелетия сохранял и продолжает сохранять и укреплять лидирующие позиции в системе образования России. МВЖК – 2-ой МГУ – МГПИ – МПГУ – таковы исторические вехи в становлении университета, которые определили развитие отечественной и мировой теории и практики образования, а также внесли весомый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Создателям вуза во второй трети XIX века удалось решить вопрос, предопределивший развитие не толь­ко образования, но и общества России в целом на все последующие годы . С созданием МВЖК женщины любого сословия в России смогли получить высшее образование на ро­дине, тогда как ранее незначительная часть девушек из привилегированных слоев об­щества получала его в зарубежных университетах. Это событие стало выдающимся завое­ванием демократической общественности России. За многие десятилетия своего существования университет прошел славный путь от Московских высших женских курсов, основанных в 1872 г. членом Государственного совета, профессором истории В.И. Герье, до крупнейшего, первого в отечественной истории педагогического вуза, который по праву входит в элиту российской высшей школы.

Вся история МПГУ – от Московских высших женских курсов до сегодняшнего дня – убедительно свидетельствует, что даже в самые сложные периоды жизни страны университет был и остается уникальным центром отечественного образования, науки и культуры. Традиции университета, основу его научных школ, высокое качество подготовки педагогических кадров для системы образовательных учреждений заложили корифеи отечественной науки, осуществлявшие преподавательскую и исследовательскую деятельность в стенах МПГУ. Каждый из исторических этапов развития университета отличался блестящим профессорско-преподавательским составом . Здесь читали лекции и вели практические занятия выдающиеся ученые, которые заложили прочные основы и традиции университетского преподавания, неотрывно связанные с научно-исследовательской деятельностью преподавателей и студентов.

Основателями ведущих научных школ по разным направлениям были выдающиеся деятели науки и культуры. На МВЖК курс астрономии читал профессор Московского университета Ф.А. Бредихин, возглавивший знаменитую Пулковскую обсерваторию . За разработанную теорию кометных форм и теорию происхождения метеорных потоков он был удостоен почетного звания академика Петербургской Академии наук. Долгое время на курсах работал астроном П.К. Штернберг – специалист в области гравиметрии и фотографической астрономии, основатель астрономического института , названного впоследствии его именем. Физику преподавал курсисткам МВЖК профессор А.Г. Столетов – выдающийся русский физик и электротехник , один из организаторов физической науки в Москве. Лекции по общему землеведению читал еще один будущий академик – географ, антрополог, этнолог и археолог, основатель российской научной географической школы – Д.Н. Анучин . Прочный фундамент знаний по истории и литературоведению обеспечивали профессора В.И. Герье, С.Ф. Фортунатов, П.Г. Виноградов, М.С. Корелин, М.М. Богословский. Бессменным преподавателем истории России на МВЖК являлся В.О. Ключевский – звезда русской исторической науки, профессор Московской духовной академии, располагавшейся в Троице-Сергиевой лавре . Среди профессоров, преподавателей, лекторов и ассистентов МВЖК имена многих известны не только специалистам в области истории образования и науки. Достаточно вспомнить химиков: А.Н. Реформатского – специалиста в области синтеза спиртов и Н.Д. Зелинского – одного из крупнейших исследователей соединений углеводорода, разработавшего методологию изучения состава и способов преобразования нефти и изобретателя угольного противогаза , благодаря которому в годы первой и второй мировых войн были спасены сотни тысяч жизней русских солдат ; математика и физика С.А. Чаплыгина – академика АН СССР, одного из основоположников современной гидроаэродинамики ; академика АН СССР, кристаллографа и минеролога В.И. Вернадского , читавшего курс минералогии и создавшего минералогический музей МВЖК; биологов М.А. Мензбира – автора классических исследований по географии животного мира, впервые систематизировавшего орнитологическую фауну России, и Н.К. Кольцова – одного из основателей генетики в России ; физиолога М.Н. Шатерникова – основоположника физиологии питания , знаменитого своими исследованиями процесса обмена веществ; философов Л.М. Лопатина, П.И. Новгородцева и С.Н. Трубецкого; историков М.К. Любавского, Ю.В. Готье, И.В. Цветаева – основателя Музея изящных искусств в Москве. Математик Б.К. Млодзеевский , занимавшийся проблемами дифференциальной и алгебраической геометрии и математического анализа, стал одним из наиболее активных организаторов работы физико-математического факультета МВЖК. В обсерватории МВЖК начал свою работу будущий академик А.А. Михайлов, создавший звездный атлас, который студенты используют на занятиях и сегодня.

В 20-30-е годы всемирную известность приобрели такие ученые физико-технического отделения педагогического факультета 2-го МГУ, как покоритель Арктики, автор трудов по высшей алгебре (теории групп), разработчик гипотезы образования тел Солнечной системы в результате конденсации осколочного газово-пылевого облака О.Ю. Шмидт ; три будущих академика – один из основателей отечественной астрофизики, автор многочисленных трудов по физике звезд В.Г. Фесенков ; основатель научной школы по спектроскопии и спектральному анализу, первооткрыватель селективного рассеивания света Г.С. Ландсберг ; будущий лауреат Нобелевской премии и Государственных премий СССР, академик АН СССР, автор трудов по ядерной физике, теории излучения, теории твердого тела, по проблемам управляемости термоядерного синтеза И.Е. Тамм ; один из основателей советской школы теории чисел и теории вероятностей А.Я. Хинчин ; лауреат Ленинской премии, академик АН СССР, математик, основатель научной школы по топологии, автор многочисленных трудов по теории множеств и теории функций П.С. Новиков ; специалист по физической географии и геоморфологии Б.Ф. Добрынин; В.Ф. Каган , создавший школу дифференциальной геометрии.

Важные достижения в области наук о природе принадлежали профессорам и преподавателям естественного отделения педагогического факультета. Среди них можно выделить автора классических трудов по неорганической и органической химии профессора А.Н. Реформатского ; выдающегося советского зоолога, основателя московской школы териологов, автора трудов по систематике млекопитающих, географии животных, одного из родоначальников отечественного экологического движения и экологической науки С.И. Огнева . В этом ряду следует назвать профессора С.С. Наметкина – академика АН СССР, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, химика-органика, одного из разработчиков методов каталитической переработки нефти, автора трудов по теоретической химии углеводородов. Существенный вклад в развитие географической науки внесли профессора и преподаватели географического отделения. Н.Н. Баранский стал основоположником экономической географии в Советском Союзе.

В 1925 г. была открыта аспирантура.

В 1926 г. создан НИИ педагогики.

В здании главного корпуса 2-ого МГУ выступали общественные и политические деятели: М.И. Калинин, А.В. Луначарский, Н.А. Семашко, Н.В. Крыленко . Часто встречались со студентами герои гражданской войны М.Н. Тухачевский, Г.Г. Гай, Р.П. Эйдеман, И.О. Кутяков.

Большую помощь студентам оказывали артисты, писатели и поэты, принимая участие в концертах, сборы от которых поступали в студенческие кассы (В.И. Качалов, И.М. Москвин, Н.А. Нежданова, Н.А. Обухова, И.Е. Козловский, И. Эренбург).

курсы с разрешения правительства были открыты в 1869 (Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве). Одним из этапов борьбы за женский университет была организация в Петербурге в 1870 систематических «Публичных лекций» для мужчин и женщин. Эти лекции получили название «Владимирских курсов» (по имени Владимирского училища, где они помещались). За деятельностью Высшие женские курсы был установлен надзор.

В 1872 были открыты Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге и Высшие женские курсы профессора Московского университета В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 в Казани и в 1878 в Киеве Высшие женские курсы имели по 2 факультета: физико-математический и историко-филологический. В 1878 в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с учёным и общественным деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские Высшие женские курсы (названы по имени профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина, который был их официальным учредителем и возглавлял курсы в 1878-82).

После подавления революционно-демократического движения 70-х гг. царское правительство в 1881 решило закрыть Высшие женские курсы В 1886 по распоряжению министерства народного просвещения приём на Высшие женские курсы был прекращён. Возрождение Высшие женские курсы связано с революционным движением конца 19 - начала 20 вв. В Петербурге и в Москве были восстановлены некоторые Высшие женские курсы , стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений. В течение 1905-16 Высшие женские курсы были созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тбилиси, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались правительством и существовали на благотворительные средства и плату за обучение. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских средних учебных заведениях и в младших классах мужских средних школ. Высшие женские курсы сыграли значительную роль в развитии женского образования в России, особенно курсы Герье и Бестужевские курсы. Бестужевские курсы были по существу первым женским университетом в России.

На Высшие женские курсы учились многие деятельницы революционного движения, например на Бестужевских курсах - Н. К. Крупская, А. И. Елизарова-Ульянова, П. Ф. Кудели, К. Н. Самойлова, Л. А. Фотиева, один из организаторов Болгарской компартии Н. Благоева и др. Многие курсистки участвовали в народовольческом движении и в первых марксистских кружках.

После Великой Октябрьской социалистической революции Высшие женские курсы как особый тип вуза перестали существовать.

Лит.: Лихачева Е., Материалы для истории женского образования в России, [кн.] 2, СПБ, 1893; Некрасова Е., Из прошлого женских курсов, М., 1886; Высшие женские курсы в С.-Петербурге. Краткая историческая записка 1878-1903 гг., 3 изд., (СПБ], 1903; Мижуев П. Г., Женский вопрос и женское движение, СПБ, 1906; Кудрявцева А. А. и Цветаева Е. М., Высшие женские Голицынские сельскохозяйственные курсы, «Вестник высшей школы», 1958, № 10; Боброва Л. А., «Высшие женские курсы профессора Герье» в Москве (1872-1888), в кн.: Труды Московского историко-архивного института, т. 16, М., 1961.

Статья про слово "Высшие женские курсы " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 3138 раз

Одним из первых женских высших учебных заведений в Российской империи стали Бестужевские высшие женские курсы. Созданы они были в 1878 году, а своё существование прекратили в 1918 году. В общей сложности просуществовали они 40 лет, а окончили их почти 7 тыс. женщин. Учредителем и первым директором курсов стал историк и тайный советник Константин Николаевич Бестужев-Рюмин (1829-1897). Официально курсы назывались – Высшие женские курсы в Санкт-Петербурге. А неофициально их именовали «бестужевские». Открыли их для учениц 20 сентября 1978 года.

Данное событие стало завершающим штрихом долгой эпопеи, начавшейся в середине XIX века. Ещё в 1856 году император Александр II распорядился создать в губернских городах женские школы, соответствующие по уровню образования гимназиям. В 1858 году при Павловском институте в Санкт-Петербурге открылось Мариинское женское училище. В 1859 году таких училищ в столице насчитывалось уже 5. Появились они и в других городах империи.

Вопрос о высшем женском образовании получил широкое обсуждение в начале 60-х годов. В 1868 году 400 женщин, большинство которых относилось к высшим кругам, написали письмо ректору Санкт-Петербургского университета с просьбой создания специальных курсов или лекций для женщин. Было также подано прошение о создании соответствующих курсов министру народного просвещения. Результатом этого и стали Бестужевские высшие женские курсы. При этом надо отметить, что появился и ряд других аналогичных учебных заведений.

Обучение на курсах было платным. Брали туда женщин, окончивших гимназию и политически благонадёжных. Зачисление производилось по конкурсу аттестатов без вступительных экзаменов. Помимо денежных средств от учащихся, поступали финансовые вливания от Министерства народного просвещения. Также практиковались добровольные пожертвования. Всем финансированием заведовало специальное общество, избираемое на 3 года.

До 1881 года курсы были 3-годичными, а затем стали 4-годичными. Имелось 3 отделения: физико-математическое, специально-математическое и словесно-историческое. В 1906 году добавили юридическое отделение. Помимо лекций практиковались практические занятия. Для этого имелись лаборатории и специальные кабинеты. Преподавательский состав не был постоянным. Преподавателей приглашали на время из университета и иных высших учебных заведений столицы.

Учащиеся изучали богословие, историю педагогики, психологию, новую и древнюю философию, латинский, французский, немецкий, английский языки. Те, кто учился на физико-математическом отделении, получали знания по математике, физике, химии, физической географии. При этом слушательницам разрешалось менять отделения, но только при условии сдачи соответствующих экзаменов.

Надо отметить, что конец XIX века в Российской империи характеризовался революционными настроениями. В результате этого людей делили на благонадёжных и неблагонадёжных. Данная тенденция отразилась и на Бестужевских высших женских курсах. В 1886 году набор на курсы был прекращён из-за неблагонадёжности отдельных учениц. Только в 1889 году набор возобновился. Но при этом плату за обучение повысили, а для зачисления стали требовать письменное согласие родителей либо опекунов и справку о наличии достаточных финансовых средств.

В 1906 году ввели новую систему преподавания и обучения. Теперь слушательницы могли по собственному усмотрению выбирать лекционные курсы, а преподаватели получили возможность уделять больше времени практическим занятиям. Но, несмотря на то, что курсы существовали с 1878 года, только в 1910 году свидетельство об окончании стали приравнивать к диплому университета.

В 1914 году, когда началась Первая мировая война, финансовая ситуация высших женских курсов резко ухудшилась. Значительная часть собственности была отдана под доходные дома, чтобы хоть как-то свести концы с концами. В 1918 году курсы были закрыты и преобразованы в Третий Петроградский университет. В 1919 году он влился в состав единого Петроградского университета. Тот с 1991 года является Санкт-Петербургским государственным университетом.

Находились Бестужевские высшие женские курсы вначале в частном доме Боткиной на Сергиевской улице. В 1885 году было построено здание на 10-й линии Васильевского острова. В дальнейшем оно разрослось за счёт новых корпусов и общежитий. В 1909 году образовался единый комплекс построек. В 1914 году было построено ещё одно новое здание, но с началом войны его отдали под госпиталь.

Известными слушательницами курсов были: Любовь Дмитриевна Блок (жена поэта Блока), Надежда Константинова Крупская, Анна Ильинична Ульянова (сестра Ленина), советская писательница Ольга Дмитриевна Форш, русская революционерка Аполлинария Александровна Якубова, поэтесса Анна Дмитриевна Радлова и другие .