Правила составления ландшафтного дизайна и озеленения. Ландшафтный дизайн: основные стили

Ландшафтный дизайн, как и все другое, имеет свои основы, правила и каноны.

Прежде, чем приступать к пояснениям того, на чем построены основы ландшафтного дизайна, стоит определиться с самим понятием. Итак, ландшафтный дизайн ― это ландшафтная архитектура, вернее ее область, которая в отличие от проектирования ориентирована на небольшие участки земли, а, следовательно, требует меньше времени для реализации.

В ландшафтном дизайне могут сочетаться элементы науки и искусства, в результате чего удается повлиять на функциональность и эстетическую его составляющую. Одна из основных функций ландшафтного дизайна ― приведение к естественной гармонии окружающей природы и современных строений. Чтобы добиться такого эффекта дизайнер досконально должен понимать, в чем заключаются основы ландшафтного дизайна, на чем построены принципы современного искусства в этой сфере.

Главные элементы искусства в сфере ландшафтного дизайна

В состав основных широко применяемых в ландшафтном дизайне элементов искусства входят:

  • масштаб;
  • цвет;
  • текстуру;
  • форму.

Эти основные понятия нужно рассматривать не только в совокупности, но и по отдельности, для определения природы каждого.
Каждый человек предъявляет свои требования к стилю, каждый делает все возможное, чтобы максимально приблизиться к мысленно созданному идеалу, реализовать который получится в рамках имеющихся финансовых возможностей.

Владельцам земельных участков, дач, садов очень хочется облагородить территорию так, чтобы земля оказалась не только полезной, но и красивой.

И если с понятиями дизайна интерьера многие уже досконально знакомы, то основы ландшафтного дизайна для большинства пока остаются загадкой. Более того, далеко не каждый может даже мысленно представить себе то, каким должен стать земельный участок, имея дефицит знаний в области ландшафтной архитектуры.

Что может быть лучше, чем выйти теплым вечером на крыльцо дома, полюбоваться закатом из собственной беседки, послушать пение птиц на красиво оформленной поляне, благоухающей цветами и травами? Оформляя участок возле дома главное, ― позаботиться о том, чтобы каждый его элемент вызывал чувство тихой радости и безмятежности.

Густой зелены газон, нежный шелест листвы деревьев, журчание собственноручно созданного ручья, плеск рыбок, ароматы, исходящие от живой изгороди, обязательно поднимут настроение даже в непогожий день, а значит, именно таким должен стать ландшафтный дизайн на участке, ― успокаивающим и расслабляющим.

Стили в ландшафтном дизайне

В ландшафтном дизайне существует несколько стилей, каждый из которых интересен.

На сегодняшнем этапе можно выделить несколько основных стилей ландшафтного дизайна, среди которых:

  • английский;
  • кантри;
  • японский;
  • природный;
  • смешанный;
  • китайский.

Какой стиль выбрать ― решает владелец участка, конечно, ориентируясь на финансовые возможности и общие характеристики участка. Так, например, многое зависит от особенностей почвы, а также от его назначения.

Существуют также и несколько законов, согласно которым создаются ландшафтные дизайны на участках земель, в рамках которых можно добиться реализации самых необычных и оригинальных проектов.

Закон доминанты

Главное здесь ― подчинение. В рамках закона обыгрывается тема господина и слуг. На участке это будут главные и второстепенные элементы, окруженные определенными декорациями.

Участок в этом случае планируется с обозначением доминантных мест. Главное, оформление в этом стиле не должно быть монотонным и банальным. Чаще всего используется прием разделения сада по вертикали деревьями с яркими цветочными клумбами. Здесь важно не переборщить с акцентами, которые могут вызывать утомление. Планируя доминанту, нужно понимать, что чем ярче она будет, тем больше нужно будет обустроить нейтральной территории.

В роли доминанты может выступать все, что угодно, в том числе и самое дорогое, что есть на участке. Например, оригинально доминируют подсолнухи, на фоне которых получаются просто замечательные фото.

На роль фона чаще всего выдвигается газон. Но, при желании можно именно газон сделать доминантой, если окружить его кустарниками и цветами. На музыкальном языке такой прием называют тихой кульминацией.

Закон простоты

В случае выполнения дизайна по закону простоты главное ― достичь выразительности, используя минимум средств. При этом речь совсем не о минимализме, а о том, чтобы избежать перегруза ― главного врага художника. Суть оформления в данном случае заключается в исключении всех лишних деталей, в том числе и растений. На небольших участках лучше избегать смешения стилей, так как дело это совершенно бесполезное и неблагодарное. Стиль, как правило, задается имеющимся объектом на участке, например, колодцем, баней или самим домом. Не нужно пытаться объять то, что объять невозможно.

Закон треугольника

Те, кто досконально изучают основы ландшафтного дизайна, наверняка уже слышали о том, что такое пропорции золотого сечения. Для того чтобы приблизительно рассчитать их, потребуется взять равносторонний треугольник, после чего провести высоту, разделить ее пополам и провести параллельную основанию линию. В итоге получится трапеция, глядя на которую можно будет определить количество необходимого материала.

В рамках этого закона важно соблюдать некоторые основные правила, например, не использовать компоненты в равных частях. Так, например, запланированная в трех цветах клумба не может быть разделена на равные части. Один из цветов должен преобладать над другим, тогда как третьего нужно будет добавить совсем немного. Правило трех действует здесь повсеместно:

  • три формы;
  • три размера;
  • три цвета.

Эти сочетания обыгрываются разными способами при обустройстве дорожки, клумб, дополнительных элементов.
Три, кстати, очень интересное число, так как вызывает на подсознательном уровне ощущение безопасности. Создать уникальные художественные композиции из двух предметов вряд ли получится, а вот из трех ― вполне. И не важно, что это будет, два куста и дерево, 2 клумбы и газон и так далее.

Закон круга

Закон круга существует не только в ландшафтном дизайне, это один из основных законов.

Изучая основы ландшафтного дизайна, обязательно нужно знать и закон круга. Принцип создания дизайна в рамках соблюдения закона прост: на координатную сетку наносятся цвета: в верхней части желтый, в нижней синий, справа ― красный, а слева ― зеленый. Смешивая цвета, можно получать разные их оттенки.

Цвета из одного полукруга являются не только родственными, но и контрастными, тогда, как цвета из противоположных частей круга считаются только контрастными. Каждый цвет имеет свою степень насыщенности и светлоты. Самые насыщенные цвета используются для создания доминантных композиций. Для смягчения тонов применяются листья серебристого или сизого цвета.

Закон квадрата

Это еще один закон, входящий в основы ландшафтного дизайна. Закон построен на четырех сторонах света: севере, западе, юге и востоке. Важно помнить о том, что каждое растение может расти в определенных условиях освещенности. С этими требованиями нужно мириться тем, кто заинтересован в оформлении сада согласно плану ландшафтного дизайнера.

Кроме того, в разных условиях освещенности один и тот же цвет имеет разный вид. Например, чарующего мерцания белого можно добиться в тени, а свечения его же ― в условиях тумана. При ярком освещении белые растения теряют загадочность.

Планируя клумбу, нужно помнить о том, что некоторые цвета способны визуально расширить пространство, тогда, как другие, наоборот, сузить.

Вывод

Соблюдая основные принципы, Вы сможете создать красивый и правильный ландшафтный дизайн.

Итак, подытоживая, выделим основные понятия в ландшафтном дизайне и принципы, которые нужно соблюдать, обустраивая территорию.

Самое главное ― правильно разделить пространство, при этом, сделать это нужно так, чтобы участок оставался гармоничным и целостным. Добиться такого эффекта просто, если в разных уголках сада разместить похожие элементы, или соблюдать единую цветовую гамму.

Не менее важный момент ― простота. Не нужно усложнять там, где можно все сделать проще, с минимумом деталей и цветов. Добавить ярких акцентов можно с помощью дополнительных элементов, опять же, использованных в меру.

Еще один шаг на пути к созданию стильного дизайна на участке ― выбор баланса, который может быть, как симметричным, так и асимметричным. Добиться определенного баланса можно с помощью высаживания растений с регулировкой их высоты, формы, цвета.

Важный принцип ландшафтного дизайна ― игра со светом и цветом. Здесь нужно помнить о темных и холодных тонах, о прихотливости тех или иных растений в отношении света.

Составляя проект ландшафтного дизайна, важно не забывать о плавности переходов не только между цветами и оттенками, но и отдельными элементами, например, формой, высотой, размером крон растений. Переход от высоких растений к низким позволит создать эффект глубины, сделать сад более просторным и широким.

Последний принцип ― пропорция. Ландшафтный дизайнер должен отслеживать соответствие размеров элементов участка, не допуская нелепых сочетаний и контрастов.

Теперь, когда вы знаете об основных принципах ландшафтного дизайна, оформить участок можно пробовать самостоятельно. Это совершенно не значит, что все принципы нужно применять в каждой части сада. Главное ― воплощать в жизнь идеи продуманно, не нарушая целостности сада. Как уже было сказано выше, достичь гармонии и единства можно, если создать определенную тему с использованием садового декора.

Если же основы и принципы ландшафтного дизайна, как искусства вас интересуют только теоретически, но на практике вы не готовы к экспериментам, то лучшим вариантом станет сотрудничество с опытным дизайнером или даже целой командой мастеров, которые смогут воплотить на вашем участке любые даже самые смелые фантазии, не нарушая главных правил дизайна.

Любой естественный ландшафт состоит из четырех элементов - земли, воздуха, воды и растений, которые во взаимодействии друг с другом формируют единую гармоничную композицию. Основы ландшафтного дизайна позволяют специалистам реализовывать прекрасные проекты, прилагая для этого минимум усилий.

Разрабатывая план участка, необходимо придерживаться основных принципов построения ландшафтных композиций, которые являются не прихотью дизайнеров и не данью моде, а правилами, продиктованными самой природой.

Главная задача мастера, работающего над оформлением участка, — создать целостный и гармоничный ландшафт. Но добиться таких результатов, не имея четкого плана работ, невозможно, поэтому создание проекта является важнейшей составляющей по-настоящему хорошего сада. В плане должны быть отмечены имеющиеся постройки и растущие на участке кустарники и крупномеры. Также необходимо обозначить границы участка, точки ввода на его территорию подземных и наземных коммуникаций. Затем определяют места расположения планируемых построек (беседки, хозяйственные сооружения и пр.) и разбивают участок на зоны.

При оформлении зон не стоит смешивать предметы разного назначения и стиля. По возможности для каждой из них нужно подобрать свою тему оформления, но при этом необходимо сделать так, чтобы все зоны соответствовали общей теме оформления сада, так как основы ландшафтного дизайна предполагают единство всех его элементов.

При построении композиций следует учитывать несколько условий, а именно — соблюдение баланса, принцип целостности, сочетаемость форм и фактур, пропорции и масштаб, правильный подбор цветовых решений.

При определении баланса нужно придерживаться принципа симметричности или ассиметричности. Для создания симметричного ландшафта выбирают ось (к примеру, садовую дорожку или фонтан) и выстраивают композицию относительно нее. Этой оси противопоставляют определенное количество уравновешивающих и дополняющих друг друга элементов. Для создания ассиметричного дизайна нужны особые навыки, так как реализовать на практике «неправильный» ландшафт, который будет гармоничным и целостным, достаточно сложно.

Для чего нужно проектирование участков и создание на них ландшафтных композиций? Для обеспечения определенного настроя, воздействия и настроения у человека.

Ландшафтный дизайн требует внимательного и тщательного подхода, подготовке и реализации задуманного.

Существует огромное количество правил и профессиональных ухищрений для создания идеального участка. Их успешно применяют на практике ведущие дизайнеры-специалисты. Если же вы самостоятельно решили заняться разработкой своего участка, то для достижения прекрасных результатов достаточно будет знать и использовать «правило трех».

Теория правила треугольника

«Правило трех», или правило треугольника, в относится к числу уникальной народной мудрости: все гениальное — просто.

«Правило трех» встречается в нашей жизни практически на каждом шагу:

  • классические три размера — большой, средний, маленький;
  • классические три цвета — белый, черный, красный;
  • классические три формы — квадрат, круг, треугольник;
  • три части — много, меньше, мало.

Число 3 — это подсознательное ощущение надежности и стабильности, число 3 гарантированно создает в окружении гармонию и порядок. Все, что меньше трех — слишком чопорно и скучно, все, что больше — грозит в любой момент перешагнуть за грань беспорядка и хаоса.

Вернуться к оглавлению

Практическое применение правил треугольника

Садовая мебель с коваными элементами легко и гармонично будет смотреться в любом саду.

Три размера. Используется это правило следующим образом: для создания композиций из камней или альпийских горок необходимо сочетать камни трех размеров: большие, средние и маленькие примерно в пропорциях 9/6/3. Любое другое сочетание сделает вашу горку простым нагромождением камней.

Для создания удивительно красивой, необычной дорожки тоже используется правило трех: три формы и размера плитки, три размера брусков или камней.

Правило трех размеров применимо и к выбору растений для своего участка: большие деревья, средние кусты и маленькие цветы. Растения этих размеров гармонично дополняют друг друга на любом участке.

Три цвета. Правило идеального вкуса в одежде успешно применяется и в ландшафтном дизайне. Любая женщина знает, что сочетание черного, белого и любого яркого цвета — актуально и стильно в любом месте и в любое время суток. Применяйте свои жизненные навыки и при создании клумб: к примеру, 9 частей белых цветов, 6 частей цветов красных и 3 части оранжевых — формула цветовой гармонии.

С цветом можно экспериментировать, подбирая цвета и оттенки в соответствии с выбранным вами общим стилем: белый, голубой и синий; красный, розовый и желтый; синий, фиолетовый и розовый. Не важно, какой цвет вы выберете для своей клумбы или горки, универсальное правило треугольника не позволит вам испортить композицию.

Вернуться к оглавлению

Стили и направления ландшафтного дизайна

В данное время нет проблем в выборе направлений для создания идеального уголка природы на своем участке. Альбомы компаний по созданию ландшафтов содержат лучшие творения стилистов, созданные за последние десятилетия. От вас потребуется только соотнести ваши желания с вашими финансовыми возможностями и выбрать тот стиль, который вам больше всего по душе.

Вернуться к оглавлению

Классический стиль ландшафтного дизайна

Большие вазоны с цветами — один из основных элементов классического стиля в ландшафтном дизайне.

Этот стиль выдержан в сочетаниях ровных линий, прямых углов, четкой симметрии и построения по порядку. Для создания сада или участка в классическом стиле редко выбирают разные растительные элементы. Как правило, сад выдержан в одном направлении: сад из деревьев, травянистый уголок или композиция из кустарников.

Уместно смотрится сочетание правильных линий и использование тяжелых горных пород, таких как гранит или мрамор. Предпочтительно использовать садовую мебель, содержащую кованые элементы. Ступени и выступающие части групп, наоборот, должны быть округлой формы, тяжелые и каменные.

Очень гармонично будут смотреться в классическом варианте ландшафтного дизайна большие керамические вазоны и горшки для растений. Они могут быть использованы как отдельными элементами интерьера, так и группами.

Немного другой вариант — классический сад-розарий. Несмотря на то, что в нем используются основные элементы классического стиля: мощение камнем и преобладание прямых линий, — в разбивке розария допускается использование ярких однолетних цветов других сортов. Как правило, они высаживаются в переносных контейнерах или цветниках, чтобы можно было изменить общую композицию, не изменяя единый стиль и направление розария.

Вернуться к оглавлению

Романтический стиль в саду

Изящные скамейки и вьющиеся цветущие растения помогут создать прекрасный романтический сад.

Это направление можно смело классифицировать как совершенно противоположное стилю классическому. Ландшафтный дизайн создается на основании вдохновения, на эмоциях, на интуиции. Зачастую такие уголки природы создаются практически без следования каким-либо правилам и концепциям. Исключение — правило создания настроения.

Для этой цели прекрасно подходят такие цветы и растения как:

  • пионы;
  • вьющиеся розы;
  • дельфиниум;
  • клематисы;
  • хризантемы.

В качестве обязательных атрибутов можно отметить наличие увитой цветами беседки, фонтанчика, фонарей и скамеек под деревьями или арками. Журчащий ручеек по всему участку, прячущийся или начинающийся в искусственном гроте, добавит романтики ландшафту.

Мягкие, пастельные тона, белый камень, солнечные часы и ангелочки, в хаотичном беспорядке проглядывающие по всей территории, мягкие линии ажурной мебели в светлых тонах и прочие атрибуты, передающие настроение романтизма, — вот основные детали романтического оформления участка.

Вернуться к оглавлению

Стиль кантри

Для создания сельского стиля в саду идеально подойдет старое деревянное колесо, небольшая мельница или телега.

Также этот стиль называют деревенским. Это идеальный вариант для участков с небольшой территорией. В стиле кантри обязательно присутствует искусственно созданная запущенность сада, что достигается густотой и обилием цветущих растений. Сад в стиле кантри всегда имеет вид старого сада, которому уже очень много лет.

В таком ландшафте вполне уместно будут смотреться огородные грядки и сочетание плодовых деревьев с пышноцветущими клумбами. Такие листовые растения, как перечная мята, салат, укроп и лук используются в качества обрамления необычного огородика, где между грядками с овощами разбиты маленькие цветники. Керамические бордюры или миниатюрные горшочки с полевыми растениями, кусты сирени или жасмина, яркие соцветия бархоток, — все эти атрибуты только усиливают антураж принадлежности к деревенскому направлению.

Вернуться к оглавлению

Русский стиль

Словосочетание «русский стиль» навевает воспоминания об усадьбах бояр и о царских дворцах. Основными атрибутами в данном стиле были и остаются фонтанные группы, подъездные аллеи, античные скульптуры больших размеров, каменные скамьи, урны, постаменты.

Если на дачном участке растут березы — лучшим вариантом его оформления будет создание русского стиля.

Растения, участвующие в русском стиле ландшафтного дизайна, как правило, не меняют природной концепции участка, а только добавляют его, тонкими штрихами создавая гармонию пейзажа. Если дом, на территории которого создают ландшафтную группу русского стиля, расположен в зоне произрастания берез, то именно березы и будут создавать единое направление. Под эти великолепные стройные белые деревья стилисты и дизайнеры-ландшафтники будут подбирать кустарник и цветы для клумб. Соответственно, там, где основной тон будут задавать сосны или тополь, концепция разработки ландшафта будет подстраиваться под них.

Мало построить хороший дом: функциональный внутри и красивый снаружи. Важно благоустроить прилегающую территорию - создать привлекательный ландшафтный дизайн на участке. Именно в таком случае вам пригодятся основы ландшафтного дизайна.

Прежде чем вести речь об основах садово-паркового исскуства и нюансах проектирования, разберемся с понятиями.

Что такое ландшафтный дизайн

Под панорамным проектированием подразумевается область инструменты управления которой направлены на создание благоустроенной территории на участке с небольшой площадью. В этом и есть главное отличие науки от проектирования, которое по своей природе является более трудоемким и затратным процессом. Реализовать проект с рельефом приусадебной территории намного проще.

Основы ландшафтного дизайна гармонично сочетают в себе искусство и науку. Благодаря такой композиции мастеру удается воплотить в реальность эскиз, повлияв на его функциональность и внеся эстетическую составляющую в проект.

Благоустройство территории - это непросто. Здесь важно создать естественную гармонию между окружающей природой и современными модерновыми строениями. Чтобы добиться желаемого эффекта, дизайнер должен уметь работать с главными инструментами искусства и понимать, в чем заключаются основы ландшафтного дизайна.

основные элементы искусства

К широко применяемым инструментам относят:

  • масштабирование;
  • цветовую коррекцию;
  • текстуризацию;
  • формирование.

Каждый видит оформление своего участка по-своему, каждый выставляет свои требования к оформлению, каждый делает все возможное, чтобы реализовать визуально сложившуюся в голове картинку в рамках своего бюджета. В руках заказчика дизайнер является инструментом, способным творить, и от того, насколько точно они поймут друг друга, зависит результат работы.

Важно не только красиво обустроить территорию, но и сделать садово-парковый дизайн максимально полезным и функциональным.

Понятие "дизайн интерьера" знакомо многим, некоторые даже пробовали обустроить свое жилище согласно последним тенденциям и у них это получалось, а вот основы ландшафтного дизайна для некоторых людей становятся настоящим открытием, но для большинства остаются загадкой. Кроме этого, не у каждого есть талант к визуализации своих идей, поэтому представить, как бы выглядел приусадебный участок, еще и имея дефицит знаний в области панорамных разработок, может далеко не каждый.

Конечно, вы можете смоделировать то, что видите, благодаря специальным программам (некоторые из них даже просты в использовании), а если такие разработки привлекают вас всерьез - записаться курсы ландшафтного дизайна не составит труда. Это востребованная услуга в любом городе.

Что главное в оформлении участка

Что может быть лучше приятного вида из окна, когда вы лежите на шезлонге у террасы или пьете чай в кресле-качалке? Созданный вами рельеф прилегающей к дому территории. Занимаясь оформлением участка, главное позаботиться о том, чтобы каждый из элементов дизайна сочетался с другими, тем самым создавая единую, гармонично выглядящую картину.

Стилевое оформление ландшафта

Каждый из представленных в панорамном искусстве стилей обладает своими особенностями.

Сегодня из широкого ряда стилей ландшафтные дизайнеры выделяют 6 основных:

  • английский;
  • кантри;
  • восточный;
  • естественный;
  • японский;
  • комбинированный.

В каком направлении работать, решает сам владелец, давая почву для раздумий дизайнеру, но, несмотря на пожелания хозяина, выбор стиля оформления зависит и от общих характеристик участка. Неважно, это кантри или английский стиль в ландшафтном дизайне, с каждым из них интересно работать.

Законы и правила садово-паркового искусства

Ландшафтные дизайны на земельных участках создаются не просто так - это не игра воображения или полет фантазии модулирующего панораму человека, весь секрет в существующих законах и правилах.

Каждый дизайнер, работая с клиентом, опирается на основы ландшафтного дизайна. Обустройство сада - правило дизайна, которому подчиняются. Всего выделяют 5 основных законов, по правилам которых работают дизайнеры.

Доминанта

Закон доминанты заключается в подчинении. Элементы ландшафтного дизайна подразделяются на основные и второстепенные, что позволяет сделать на одном элементе яркую точку акцента и дополнить его вспомогательными.

Простота

Закон простоты диктует украшение участка без использования большого количества элементов. Такой подход идеален для небольших участков, где используется один стиль, а большое количество растений излишне.

Четкость форм

Закон треугольника . По закону использование разных форм, цветов или размеров запрещено. Например, трехцветная клумба не может подразделяться на равные части. Один из цветов должен преобладать над другим. Те, кто посещал курсы ландшафтного дизайна, знают, что оформление по этому закону выполняется по правилу золотого сечения, пропорции которого рассчитываются по специальной схеме.

Закон круга поможет дизайнеру без ошибок сочетать цвета и смело смешивать их. Координатная сетка выступает полотном, а основные цвета - материалом. Нанеся их на полотно, вы увидите, что все они условно подразделяются на сегменты, а оттенки в рамках сегмента зовутся родственными цветами, использование которых уместно на одной клумбе. Можно высаживать материал с изобилием цветов в рамках одной четверти, так «пейзаж» будет выглядеть ярче.

Закон квадрата основан на четырех сторонах света. Это прямая подсказка для дизайнера - каждому растению свое место и условия. Одни цветы или кусты любят больше света, другим нравится влага. Правило квадрата помогает создать не только красивый вид для хозяина, но и комфортные условия для растений.

Именно соблюдение правил и точность в расчетах помогают работникам создавать необычные и оригинальные проекты с нуля. Изучая ландшафтный дизайн, основы и принципы знать обязательно, иначе вы не сможете проявить себя как дизайнер и создать стоящий проект.

Основы композиции в садово-парковом искусстве

Соблюдая в ландшафтном дизайне, вы сможете создать уникальный проект по грамотно организованной схеме.

Главное - разделять пространство, но делать это не в ущерб целостности участка. Зонирование должно быть уместным и гармоничным, с плавно перетекающими элементами рельефа участка. Добиться такого результата проще, чем вы бы подумали. Просто разместите в разных уголках сада схожие элементы или используйте в каждой зоне схожие по гамме цвета.

Простота в оформлении также играет не последнюю роль. Не усложняйте то, что можно сделать попроще. Такой подход поможет избежать наличия лишних деталей и сохранит часть вашего бюджета. Делайте акценты, но украшайте участок в меру.

Немаловажный шаг к созданию естественного и эксклюзивного сада - выбор баланса. Придерживайтесь симметрии в оформлении или создавайте причудливые ассиметричные формы. Такого эффекта легко добиться, высаживая деревья и цветы разной высоты, цвета и формы.

Учитесь играть со светом и цветовой гаммой - это едва ли не главный принцип садово-паркового искусства.

Помните, что природа - пластичный материал в ваших руках. Не забывайте о плавности переходов не только в цветовой палитре, но и между формами и размерами растений. Играя всего лишь с закрытой, вам удастся визуально увеличить сад, высадив деревья равномерно по спадающей: от высоких к низким.

Не забывайте о последнем принципе, диктующем основы композиции, - пропорциях.

Обустройство приусадебной территории

Каждый приусадебный участок заслуживает внимания своего хозяина. По тому, насколько ухожена территория, можно судить о хозяйственности владельца. Уникальный практичный и уютный задний двор у дома можно создать даже собственноручно. Для этого не нужно ходить на специальные курсы или брать уроки у мастеров. Изучите базовый курс основ садово-паркового искусства и принимайтесь творить.

Вы можете создать живой уголок в саду, сделав искусственный водоем или небольшой фонтанчик. В таком месте легко расслабиться и сконцентрироваться на своих мыслях.

Можете высадить экзотические деревья и оформить двор в восточном стиле, украсить газон гравийными дорожками с причудливыми орнаментами или зонировать место отдыха при помощи плитки и декоративного камня.

Обсаженная невысокими кустами беседка придаст саду утонченности, вы сможете любоваться красивым видом и отдыхать в уютном месте, не отходя далеко от дома. Организация зоны отдыха на площадке частного дома - неоценимая возможность, блаженство, которое никогда не сможет себе позволить житель городской многоэтажки. Во своем дворе, в комфортных условиях у пруда, беседки или костра, семья может собраться вместе, чтобы обсудить планы или поужинать вместе.

Грамотная организация дизайна ландшафта не заканчивается на благоустройстве территории и высаживании цветов. Дизайн считается завершенным, когда парковая мебель находится на местах, а двор внушает чувство покоя и родного дома.

На личном участке можно разместить небольшие архитектурные скульптуры, дополняющие композицию. Причем стандартные розовые фламинго и гномики уже давно вышли из моды. Сегодня в тренде ручная кладка, причудливые и иногда бесформенные изделия из различных типов материалов, скомбинированные воедино.

Приусадебный ландшафтный дизайн - возможность создания уникальной в своем роде личной территории, где бы человек чувствовал себя комфортно и умиротворенно.

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН: ЕГО ОСНОВЫ И ЗАКОНЫ.

Ландшафтный дизайн, как и все другое, имеет свои основы, правила и каноны.

Прежде, чем приступать к пояснениям того, на чем построены основы ландшафтного дизайна, стоит определиться с самим понятием. Итак, ландшафтный дизайн ― это ландшафтная архитектура, вернее ее область, которая в отличие от проектирования ориентирована на небольшие участки земли, а, следовательно, требует меньше времени для реализации.

В ландшафтном дизайне могут сочетаться элементы науки и искусства, в результате чего удается повлиять на функциональность и эстетическую его составляющую.

Одна из основных функций ландшафтного дизайна ― приведение к естественной гармонии окружающей природы и современных строений. Чтобы добиться такого эффекта дизайнер досконально должен понимать, в чем заключаются основы ландшафтного дизайна, на чем построены принципы современного искусства в этой сфере.

Главные элементы искусства в сфере ландшафтного дизайна

В состав основных широко применяемых в ландшафтном дизайне элементов искусства входят:

§ масштаб;

§ цвет;

§ текстуру;

§ форму.

Эти основные понятия нужно рассматривать не только в совокупности, но и по отдельности, для определения природы каждого.
Каждый человек предъявляет свои требования к стилю, каждый делает все возможное, чтобы максимально приблизиться к мысленно созданному идеалу, реализовать который получится в рамках имеющихся финансовых возможностей.

Владельцам земельных участков, дач, садов очень хочется облагородить территорию так, чтобы земля оказалась не только полезной, но и красивой.

И если с понятиями дизайна интерьера многие уже досконально знакомы, то основы ландшафтного дизайна для большинства пока остаются загадкой. Более того, далеко не каждый может даже мысленно представить себе то, каким должен стать земельный участок, имея дефицит знаний в области ландшафтной архитектуры.

Что может быть лучше, чем выйти теплым вечером на крыльцо дома, полюбоваться закатом из собственной беседки, послушать пение птиц на красиво оформленной поляне, благоухающей цветами и травами? Оформляя участок возле дома главное, ― позаботиться о том, чтобы каждый его элемент вызывал чувство тихой радости и безмятежности.

Густой зелены газон, нежный шелест листвы деревьев, журчание собственноручно созданного ручья, плеск рыбок, ароматы, исходящие от живой изгороди, обязательно поднимут настроение даже в непогожий день, а значит, именно таким должен стать ландшафтный дизайн на участке, ― успокаивающим и расслабляющим.

Стили в ландшафтном дизайне

В ландшафтном дизайне существует несколько стилей, каждый из которых интересен.

На сегодняшнем этапе можно выделить несколько основных стилей ландшафтного дизайна, среди которых:

§ английский;

§ кантри;

§ японский;

§ природный;

§ смешанный;

§ китайский.

Аксессуары регулярного сада

  • античная скульптура, каменные шары
  • арки, классические колонны, вазоны
  • кованые перголы и скамьи
  • бордюры в классическом стиле

Аксессуары английского сада

  • скамьи из натуральных материалов, расположенные под деревьями или на подпорных стенках
  • старинные предметы, изделия ручной работы
  • керамическая плитка, вкрапленная в дорожку
  • контейнеры или вазоны для цветов

Аксессуары стиля кантри

  • деревянный забор или плетень
  • лавки и колодцы
  • перголы из бруса или бревна
  • деревянные бочки
  • деревенские горшки или чугунки
  • скворечники, домики и кормушки для птиц
  • малые архитектурные формы в виде домашних животных и домашней птицы из натуральных материалов (дерево, глина, камень)

Стиль эко-сад

В настоящее время эко-стиль в саду пользуется огромной популярностью. Он воссоздает на участке уголок дикой природы. Такой сад совершенно нетребователен к уходу.

Цветовая палитра эко-сада

Цвета эко-стиля: природные цвета.

Аксессуары эко-стиля

  • грубоватая садовая мебель
  • кострище
  • шалаш или простой навес
  • пни, спилы деревьев, коряги, скамьи из бревен
  • поделки из лозы и веток
  • дощатые или бревенчатые мостики
  • светильники в кронах деревьев

Японский и восточный стили

Японский сад

Традиционные японские сады предназначены для тихого миросозерцания, обеспечивая духовное убежище для его обитателей. Основное внимание при создании восточного сада уделяется природе. Элементы японского сада символизируют природные элементы. Геометрические фигуры и искусственные материалы не используются в восточном ландшафтном дизайне. Сад должен иметь естественный и гармоничный вид, который располагает к созерцанию.

В России японский стиль сада не используется в чистом виде, здесь применяются мотивы, приемы и символика этого сада. Не стоит делать весь участок в японском стиле, лучше, если «японским» будет только какой-то уголок сада.

Сад в стиле хай-тек

Ландшафтный стиль хай-тек

Стиль хай-тек – это стиль сада для занятых людей. Для создания элементов хай-тек сада используются современные материалы, а именно: поликарбонат, композитные материалы, стекло, металл, пластик и т.д. Уникальность сада достигается путем создания интересных конструкций, оригинальных форм растений и способа расстановки элементов декора.

Стиль модерн (арт-нуво)

Сад в стиле модерн

Стиль модерн известен своими обтекаемыми формами. Это эстетический и изысканный стиль. Как правило, в саду в стиле модерн большее внимание уделяется малым архитектурным формам и структуре, а не растениям. Стиль модерн, иначе - арт-нуво, создает впечатление элегантности и дороговизны. Особенностью этого стиля являются извилистые, плавные, дугообразные линии.

Садовый минимализм

Сад в стиле минимализм

Садовый минимализм пришел к нам из интерьера. Он подразумевает под собой простоту и лаконичность дизайна. Но реализовать этот ландшафтный стиль в саду не так уж и просто. Ведь нужно очень постараться, чтобы, имея в распоряжении минимум составляющих, максимально выразить идею.

Закон доминанты

Главное здесь ― подчинение. В рамках закона обыгрывается тема господина и слуг. На участке это будут главные и второстепенные элементы, окруженные определенными декорациями.

Участок в этом случае планируется с обозначением доминантных мест.

Главное, оформление в этом стиле не должно быть монотонным и банальным. Чаще всего используется прием разделения сада по вертикали деревьями с яркими цветочными клумбами. Здесь важно не переборщить с акцентами, которые могут вызывать утомление. Планируя доминанту, нужно понимать, что чем ярче она будет, тем больше нужно будет обустроить нейтральной территории.

В роли доминанты может выступать все, что угодно, в том числе и самое дорогое, что есть на участке. Например, оригинально доминируют подсолнухи, на фоне которых получаются просто замечательные фото.

На роль фона чаще всего выдвигается газон. Но, при желании можно именно газон сделать доминантой, если окружить его кустарниками и цветами. На музыкальном языке такой прием называют тихой кульминацией.

Закон простоты

В случае выполнения дизайна по закону простоты главное ― достичь выразительности, используя минимум средств. При этом речь совсем не о минимализме, а о том, чтобы избежать перегруза ― главного врага художника. Суть оформления в данном случае заключается в исключении всех лишних деталей, в том числе и растений. На небольших участках лучше избегать смешения стилей, так как дело это совершенно бесполезное и неблагодарное. Стиль, как правило, задается имеющимся объектом на участке, например, колодцем, баней или самим домом. Не нужно пытаться объять то, что объять невозможно.

Закон треугольника

Те, кто досконально изучают основы ландшафтного дизайна, наверняка уже слышали о том, что такое пропорции золотого сечения. Для того чтобы приблизительно рассчитать их, потребуется взять равносторонний треугольник, после чего провести высоту, разделить ее пополам и провести параллельную основанию линию. В итоге получится трапеция, глядя на которую можно будет определить количество необходимого материала.

В рамках этого закона важно соблюдать некоторые основные правила, например, не использовать компоненты в равных частях. Так, например, запланированная в трех цветах клумба не может быть разделена на равные части. Один из цветов должен преобладать над другим, тогда как третьего нужно будет добавить совсем немного. Правило трех действует здесь повсеместно:

§ три формы;

§ три размера;

§ три цвета.

Эти сочетания обыгрываются разными способами при обустройстве дорожки, клумб, дополнительных элементов.
Три, кстати, очень интересное число, так как вызывает на подсознательном уровне ощущение безопасности. Создать уникальные художественные композиции из двух предметов вряд ли получится, а вот из трех ― вполне. И не важно, что это будет, два куста и дерево, 2 клумбы и газон и так далее.

Закон круга

Закон круга существует не только в ландшафтном дизайне, это один из основных законов.

Изучая основы ландшафтного дизайна, обязательно нужно знать и закон круга. Принцип создания дизайна в рамках соблюдения закона прост: на координатную сетку наносятся цвета: в верхней части желтый, в нижней синий, справа ― красный, а слева ― зеленый. Смешивая цвета, можно получать разные их оттенки.

Цвета из одного полукруга являются не только родственными, но и контрастными, тогда, как цвета из противоположных частей круга считаются только контрастными. Каждый цвет имеет свою степень насыщенности и светлоты. Самые насыщенные цвета используются для создания доминантных композиций. Для смягчения тонов применяются листья серебристого или сизого цвета.

Закон квадрата

Это еще один закон, входящий в основы ландшафтного дизайна. Закон построен на четырех сторонах света: севере, западе, юге и востоке. Важно помнить о том, что каждое растение может расти в определенных условиях освещенности. С этими требованиями нужно мириться тем, кто заинтересован в оформлении сада согласно плану ландшафтного дизайнера.

Кроме того, в разных условиях освещенности один и тот же цвет имеет разный вид. Например, чарующего мерцания белого можно добиться в тени, а свечения его же ― в условиях тумана. При ярком освещении белые растения теряют загадочность.

Планируя клумбу, нужно помнить о том, что некоторые цвета способны визуально расширить пространство, тогда, как другие, наоборот, сузить.

Самое главное ― правильно разделить пространство, при этом, сделать это нужно так, чтобы участок оставался гармоничным и целостным. Добиться такого эффекта просто, если в разных уголках сада разместить похожие элементы, или соблюдать единую цветовую гамму.

Приемы ландшафтного дизайна

Какие правила надо соблюдать, чтобы ваш участок не превратился в хаотичный набор не связанных или неудачно связанных между собою частей-элементов? Каковы законы, приемы и, если хотите, тайны мастерства, которыми пользуется ландшафтный дизайнер, оперируя природными материалами?

На протяжении многих веков мастера, создававшие сады и парки, придерживались законов и правил, подсказанных им природой и общих для других видов искусств. В садах сконцентрировались, слились воедино архитектура и живопись, поэзия и музыка, но законы ландшафтного построения оказались ближе всего к законам построения пространства, т.е. к законам архитектуры. Поэтому мы говорим об искусстве организации окружающего пространства средствами природного ландшафта как о ландшафтной архитектуре сада.

Естественный ландшафт формирует пять основных компонентов , тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Мы знаем, что на земле осталось очень мало уголков, где ландшафт сохранился в своем первозданном виде, - большинство ландшафтов искусственно созданы человеком. Современные загородные усадьбы - это также ландшафт, созданный руками человека. Поэтому дачникам и садоводам, по существу, создающим новый облик пригородов, важно использовать приемы и законы ландшафтной архитектуры - ведь это законы гармонии и красоты, законы самой природы.

Изображение природы на холсте картины или на плоскости стены в интерьере - это иллюзия реального пространства. До нас дошло много картин, изображающих отдельные пейзажи или когда-то существовавшие сады и парки. Из истории известно, что были и картины-обманки, которые применялись в древних садах с целью зрительно расширить пространство сада. Декораторы расписывали стены и ограды. Таковы росписи стен "Верхового сада" в Кремле, роспись галереи Гонзаго в Павловском парке. И наоборот, на основе пейзажей, придуманных живописцами, даже фантастических, садовники создавали реальные пейзажи в парках и садах. Этим не ограничивалось взаимодействие садово-паркового искусства с живописью: в обоих искусствах действуют законы перспективы и колористики, законы композиции пространства - иллюзорного и реального.

КОМПОЗИЦИЯ

Под композицией (от лат. compositio - связь, соединение) понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая растения и сооружения в саду, мы должны добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии. Взаимосвязь пространства, плоскости и объемов выражается объемно-пространственной композицией и основана на общих закономерностях построения ландшафта малого сада.

При решении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств , которыми обладают пространственные формы. Они аналогичны свойствам, выделенным в архитектуре, также оперирующей пространственными формами. Сюда входят: геометрический вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность (светотень).

Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции . Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности и т. д. Сюда же входят такие приемы, как симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, контраст, нюанс, масштабность и т. д.

Все эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой, и выделить среди них главные и второстепенные, а тем более разделить их практически невозможно. Они неразрывно связаны. Значение этих свойств и их соотношений в композиции определяется в каждом конкретном случае. Однако в целях изучения лучше рассмотреть их отдельно.

Соотношения форм по цвету.

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности композиции. Следует учитывать сезонные и возрастные изменения цвета растений, общую цветовую гамму пейзажей, колорит цветников.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, стволов, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и ранневесеннее время цветовой тон определяется окраской ветвей и стволов. В течение круглого года значительное место в колорите пейзажа занимают вечнозеленые растения: пихта, ель, сосна, можжевельник. В южных широтах используется широкий ассортимент вечнозеленых лиственных и хвойных.

Основным фоном для древесных и цветочных растений служат газоны, которые с апреля по сентябрь варьируют по оттенкам зеленого цвета: от теплых до холодных тонов.

ПЕРСПЕКТИВА

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве.

Различают перспективу линейную и воздушную .

И в природе, и на картине вы замечаете, как сходятся на горизонте уходящие от вас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, - чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы.

Воздушная перспектива - это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения.

Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.

В отличие от живописи с ее условным изображением природы в ландшафтном искусстве глубина пространства - это реальность, и использование законов перспективы (уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности цвета и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.

Перспектива включает в себя точку обзора, тот объект или объекты, которые подлежат обозрению, и промежуточное поле. Все эти три компонента должны создавать единство и обычно задумываются как одно целое. Если некоторые компоненты уже существуют и их предполагается сохранить, то другие должны быть решены в соответствии с ними. Перспектива и связанные с ней функциональные зоны сада должны быть сходны. Если перспектива проектируется как продолжение пространства или функциональной зоны, следует позаботиться о взаимосвязи их характера и масштаба. Например, перспектива, открывающаяся с террасы сельского дома, вряд ли может иметь достойное завершение в виде элемента индустриального пейзажа. Для перспективы основным принципом является то, что ее завершение оправдывает ее начало, а начало оправдывает конец.

По существу, весь мир пронизан и переплетен красивыми перспективами, перспективами внутри самих перспектив - большими и малыми. Некоторые из них имеют глубину не более вытянутой руки. Прекрасные перспективы не обязательно должны быть искусственно задуманы - их просто необходимо найти и сделать видимыми с нужного места. Очень важно соответственно оформить каждый такой вид.

Перспектива - это настойчивый направляющий магнит для глаза. Перспектива может вызывать ощущение движения или покоя. Некоторые перспективы заведомо статичны. Они предназначены для обозрения с одной определенной позиции и видны во всей своей полноте только с этой точки. Другие раскрываются с нескольких точек при движении по саду.

Перспектива обрамляется тремя плоскостями - верхней, горизонтальной и вертикальной. Вертикальные плоскости - "стены" сада - могут создаваться подстриженной листвой кустарника, рядами деревьев, или забором. Плоскость или плоскости основания - "пол сада" - могут иметь наклон, могут быть ровными или устроенными в виде террас с травяной, водной, мощеной или другой поверхностью. Верхней плоскостью - "потолком" - служит в саду небо или полог листвы раскидистых деревьев.

Чтобы зрительно увеличить глубину пространства, когда размеры сада ограничены, можно сознательно создать систему промежуточных планов из растений (их называют кулисами), которые направляют взгляд к горизонту. Для увеличения глубины пейзажа размещают группы деревьев и кустарников так, чтобы по мере удаления от зрителя их размеры сокращались.

Обратная задача - оптическое сокращение пространства - обычно возникает на крупных по площади участках и в случаях, когда садовод хочет зрительно включить окружающий ландшафт в пространство своего участка. Для этого увеличивают количество кулис и последовательно расширяют обзор, раздвигая их в стороны.

Забор, особенно высокий и глухой, от которого на какое-то время вряд ли можно будет отказаться - серьезное препятствие к установлению прямого контакта между вашим садом и окружающей природой. Его можно замаскировать растениями.

Убрав или просто скрыв заметную ограду, мы добавим мы очарования саду. Эффекты воздушной перспективы строятся на законах восприятия цвета и эмоционального воздействия его па человека.

ЦВЕТ

В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, цвет неба. в том числе и отраженного в воде. И, конечно, цвет дома, сарая, садовой мебели.

Очень важно, чтобы в саду не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок.

Эмоционально цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях. И строятся они по правилам цветовой гармонии - либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета.

Цвет воспринимается человеком разносторонне - не одним зрением, а с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в цветовом спектре. Соответственно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый находится в середине спектра - это "цвет физического равновесия". Эмоциональная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними - символики цвета.

Р. Хен в книге "Азбука цветов" приводит следующие данные реакции человека на цвета и их символику, установленную на основании обобщения ряда научных наблюдений:

  • желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости: зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое (символика: жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый - зависть, своеволие, ненависть. лживость);
  • оранжевый - теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, радость, солнце, власть, тщеславие);
  • красный - наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки красного действуют возбуждающе, наступательно, темные - серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность);
  • фиолетовый - светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);
  • синий - тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие);
  • зеленый - связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; светло-зеленый - оживленный, веселый; темно-зеленый - холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттеняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие);
  • белый - нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);
  • черный - нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).

Физиологическое, или терапевтическое, воздействие цветов (цветотерапия) привлекало и привлекает внимание ученых. В санаториях отдельные участки сада оформляют в серебристо-синих тонах, организуют так называемые "голубые сады", действующие успокаивающе на нервную систему человека. К примеру, с этой целью могут быть использованы такие растения, как ель колючая (форма голубая), ива белая, лох узколистный и серебристый, сцилла, мускари, незабудка, лобелия, василек, нигелла и многие другие растения.

Средневековые врачи, веря в магическую силу некоторых цветов, пытались лечить цветотерапией многие болезни. Такие методы частично сохранились и в наши дни. Французские психиатры лечат больных шизофренией, помещая их в комнаты со стенами, окрашенными в специально подобранные тона.

Более эффективной в наши дни признана пейзажетерапия - лечение серьезных нервных и психических заболеваний на природе с использованием специально созданных ландшафтными архитекторами и дизайнерами пейзажей - спокойных, грустных, веселых, создающих ощущение защищенности или, напротив, свободы, простора. При движении по такому саду происходит не только смена настроения и эмоций, медицинские датчики фиксируют положительные физиологические реакции организма: снижение кровяного давления, улучшение состава крови и др.

Все эти факты говорят о том, что разные цвета по-разному влияют на организм человека, и показывают, насколько велики возможности ландшафтного дизайна.

Все цвета разделяются на хроматические и ахроматические .

Хроматические цвета - это цвет спектра: красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет, и указанные цвета выделены условно).

Ахроматические - белый, черный и все оттенки серого. Они характеризуются лишь светлотой или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости белого цвета.

Белый цвет, как контраст со всеми темными оттенками, вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и усиливав действие теплых тонов - желтого и красного.

Цвет характеризуют три компонента: цветовой тон , насыщенность (чистота) цвета, светлота (яркость).

Насыщенность (чистота) зависит от степени "разбавления" спектрального цвета белым. Светлота (яркость) - это степень отличия этого цвета от ахроматического (белого), равного ему по светлоте.

В природе мы никогда не увидим чистых, насыщенных тонов. Есть, конечно, виды растений с насыщенным цветом, но чаще - с вялым, размытым.

Усилить ощущение насыщенности бледно-красного цвета растения можно, например, разместив его рядом с зеленым; желтого - включив в композицию фиолетовый. Методом подбора цветовых компонентов можно снизить насыщенность какого-либо цвета, разместив, например, рядом с ярко-синим растением красное. При сочетании нескольких цветов ощущение насыщенности каждого из них тоже уменьшается, тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге. Любопытно, что все светлые тона кажутся легкими, все темные - тяжелыми. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет воспринимается тоже как легкий, парящий.

В специальных учебниках по цветоведению есть таблицы восприятия цветного рисунка на фоне, окрашенном в другой цвет. Это пример одновременного цветового контраста, который также учитывается в ландшафтном проектировании, особенно при составлении цветников.

Все теплые тона при дневном освещении производят впечатление близких. Это цвета переднего плана, зрительно приближающиеся к нам. Холодные цвета, напротив, отдаляются, их используют для передачи глубины пространства. Чистые и сочные тона в отдалении стушевываются в голубой дымке. Синие и голубые тона при этом не изменяют своего цвета, они даже несколько сгущаются при удалении.

На этом и основан прием размещения на дальнем плане холодных, сине-голубых оттенков. Такой же эффект удаления создаст размещение на заднем плане темнолиственных пород, синих и голубых пятен цветников.

Вообще цветовая палитра сада насчитывает около 130 оттенков. Общий же колорит пейзажей меняется не три раза в году, как считают многие, а не менее девяти раз:

  • 1-я фаза-ранняя весна (мартначало апреля), общий колорит парка серовато-черный;
  • 2-я фаза - весна (апрельначало мая), преобладают пурпурные, желто-зеленые тона слабой насыщенности и светлоты;
  • 3-я фаза - конец весны (май - начало июня), растения окрашиваются в нежные (средней светлоты) зеленые тона;
  • 4-я фаза - начало лета (июнь - июль), преобладают насыщенные зеленые тона;
  • 5-я фаза - конец и вторая половина лета (июль - август), характеризуется темно-зеленым колоритом;
  • 6-я фаза - осень (сентябрь - октябрь), преобладают желтые, красные тона разной насыщенности;
  • 7-я фаза - поздняя осень (ноябрь - декабрь), в это время насаждения имеют серовато-бурый (слабонасыщенный желтый колорит);
  • 8-я фаза - начало зимы (декабрь - январь) - слабонасыщенные, сине-фиолетовые, серые тона;
  • 9-я фаза - вторая половина зимы (февраль - март) с темно-серым колоритом.

С ранней весны до поздней осени вы можете наблюдать нюансную, па первый взгляд малозаметную среду общего колорита сада.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, ствола, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и раннеосеннее время цветовой гон определяется окраской ветвей и стволов.

В создании колористики малого сада одинаково важны и общий подход к цвету, и продуманность, отточенность в деталях. Что имеется в виду? Важно помнить, что в общий колорит сада входит и окраска стен дома, ограждения сада, цвет мощения дорожек и площадок, садовой мебели. Красный кирпич, теплые тона деревянных конструкций, серые оттенки бетона - все эти цвета занимают в саду должное место.

Мы уже говорили о динамике в окраске растений. Не так просто учесть этот фактор относительно статичной окраски сооружений и мощения, но, выбирая цвет здания (или учитывая существующий), старайтесь "включиться" в цветовую гамму сада. Выбирайте цвета и оттенки, любимые вами, ласкающие ваш взгляд, и помните, что любой новый цвет, внесенный в колорит сада, изменяется в зависимости от окраски фона.

Важно научиться оценивать цвет предмета по отношению к цвету окружения и к общему фону. Это даст возможность построить композицию так, чтобы фон не оказывал отрицательного, раздражающего воздействия.

Нужно также учитывать, что в сумерках соотношения цветов меняются. Синий и зеленый цвета производят впечатление светлых, находящихся на переднем плане; красный и желтый - более отдаленных и глубоких. Заметим, что во многом эти эффекты зависят еще от загрязнения воздуха и насыщенности его водяными парами.

Сильнее всего "работают" цветовые контрасты. Например, при общем темном колорите здания растения подбирайте светлые, с желто-зелеными или серебристо-серыми оттенками листвы. Хорошим контрастом в данном случае будет и серый цвет мощения из бетона.

На фоне белого здания (штукатурка, неокрашенное дерево) эффектно смотрятся растения, имеющие темную листву, поглощающую часть отраженного света. Рядом с таким домом можно посадить барбарис, разбить цветник из красных цветов розы флорибунда, "выстелить ковер" из темно-зеленой стелющейся листвы барвинка. Около светлого здания должно быть темное, насыщенное по цвету мощение.

Если ваш дом построен из кирпича (теплые оттенки - красный, терракотовый), используйте холодные и нейтральные тона растений: сине-зеленый можжевельник, магонию с ее серо-зеленой листвой, сизо-серебристый лох.

Важна и окраска стен комнат домика, особенно откуда вы будете наблюдать свой сад. Садовый дизайн должен гармонировать с дизайном интерьера. Цветовой фон может дать и повторение общего тона зеленой окраски стен комнаты, и введение ярких контрастов.

Например, цвет обивки мебели может повторить гамму цветущих в саду растений. Так, серовато-зеленые оттенки листвы лоха или дерна пестролистного могут повториться в интерьере, в общем тоне обоев, но при этом нужно будет ввести цветовые акценты - яркие подушки на диване, занавески. Фиолетовой гамме обивки мебели в комнате будут вторить переливы цветущих флоксов; желтизне занавесок - отвечать золотистый всплеск цветков форзиции за окном.

Цвета ограды сада, покрытия дорожек и площадок должны включаться в общую цветовую гамму сада, а не разбивать ее, как это часто случается.

Представим себе, например, каким может быть цветовое соотношение дома и растений в случае, когда садовый домик, занимающий относительно большой объем и площадь сада, построен из дерева и окрашен в темные тона (коричневого цвета с белыми деталями - окна, двери, карниз) и имеет темно-коричневую крышу. На фоне стены эффектно будут выделяться светлая кора и зеленая листва небольшой группы берез. Дорожку к дому можно выложить из кирпича - ее подчеркнет рабатка из ромашек. Оформление дома завершит группа из нескольких кустов чубушника золотистолистного с его пахучими белыми цветами и постоянной нежно-желтой окраской листвы.

Совсем другим будет решение для садового домика, выполненного из силикатного кирпича или имеющего оштукатуренные белые стены. У входа можно посадить дерево с темной листвой - это может быть вишня или яблоня (в том числе красиво цветущая розовыми махровыми цветками яблоня Недзвецкого). Мощение из светлых бетонных плит станет фоном для низкой живой изгороди из стриженого кизильника блестящего с его темной листвой, которой вы подчеркнете цоколь здания. В тени кизильник примет на себя отраженный свет от стен. Кусочек газона перед домом может быть заменен прекрасным почвопокровным растением - барвинком. Его темная вечнозеленая листва ранней весной бывает украшена многочисленными розовыми или голубыми цветками. Можно посадить здесь можжевельник с темной хвоей либо куст парковых роз с нежно-карминной окраской цветков.

Китайская теория объемного цветового решения несколько отличается от привычной нам европейской. Согласно этой теории, человек так привык к цветовому решению природы, что питает отвращение к любому нарушению установленного порядка. Из этого следует, что при выборе цвета для любого архитектурного сооружения плоскость основания должна быть выдержана в тонах земли - в оттенках глины, камней, гравия, песка, лесного гумуса и мха. Синие и сине-зеленые тона воды, напоминающие ее изменчивую поверхность, применяются на плоскости основания или дорожек редко и только в тех местах, где проход нежелателен. Конструктивным элементам стен и крыши сообщаются цвета ствола и ветвей дерева - черный, коричневый, темно-серый, красный и охристый. Поверхности стен в глубине заимствуют свои оттенок от чащи бамбука, свисающих плетей глициний, струящегося солнечного света, сосновых сучьев и сплетающихся ветвей клена. Цвета потолка должны напоминать воздушность неба и меняться от глубокой лазурной синевы или водянисто-зеленого цвета до туманных облачно-белесых или мягких серых тонов.