Паллеты размер. Виды паллет для международных перевозок. Принятые сорта паллет

Паллет (поддон, палета) – это специальная тара плоской прямоугольной конструкции, предназначенная для упрощения и рационализации погрузочно-разгрузочных работ с помощью специализированной техники, также может применяться для хранения грузов. Отличается явной практичностью в применении, несмотря на простоту, а так же безопасностью при эксплуатации.



Применение паллетов позволило упростить и стандартизировать акт погрузки. Грузы, расположенные на паллетах, могут быть закреплены несколькими способами:

Крепление ремнями или крепежными лентами;

Оборачивание термоусадочными или стретч-пленками.

По возможности захвата погрузочными механизмами паллеты могут быть двухзаходными и четырехзаходными. Двухзаходные поддоны позволяют использовать ввод вилочного захвата с двух сторон (противоположных); четырехзаходные, соответственно, со всех четырех сторон.

Также паллеты могут быть однонастильными либо двухнастильными. У первых платформа для расположения грузов предусмотрена лишь с одной стороны, у вторых имеется возможность использования обеих сторон настила поддона.


Материал изготовления – в основном дерево и пластик, также могут быть использованы металл либо комбинированные материалы. Деревянные паллеты плохо переносят влажную среду и высокие температуры, пластиковым же влага не страшна, но при высокой температуре возможна плавка и деформация. В настоящее время на рынке преобладают деревянные паллеты. Некоторые производители пропитывают их специальными . Причины этого кроются, вероятно, в цене и процессе изготовления – деревянный поддон дешевле своих пластиковых и др. аналогов и прост в изготовлении, в то время как для создания пластмассового или металлического поддона необходима прессформа или специализированное технологическое оборудование. Преимущества использования тех или иных паллетов определяется непосредственно из условий эксплуатации и ценовых предпочтений.

Паллеты бывают одноразовые и многоразовые. Одноразовые, как правило, подвергаются утилизации после единоразового использования. Многоразовые (многооборотные) имеют свой срок службы, по истечении которого их также можно утилизировать либо сдать на переработку.


Габариты, требования к прочности и к нанесенным на многооборотные паллеты обозначениям имеют свою стандартизацию. В частности, в Европе используется стандартный паллет EUR (в народе именуемый «европоддон» или «европаллет»), он имеет габариты 800×1200×144 мм. Бывшие в употреблении европаллеты делятся по состоянию на три сорта:

Высший сорт – почти не использовавшиеся, чистые, крепкие паллеты, использованы по назначению не более трех раз;

Первый сорт – белые, крепкие поддоны; отсутствие трещин; не были в ремонте;

Второй сорт – могут быть после ремонта; наличие небольших трещин/сколов; могут быть потемнения материала изготовления от времени.

Пустые паллеты могут весить от 15 до 21 кг, большинство их них легко может нести массу более тонны. Конструкция их, в основном, приблизительно одинакова: при изготовлении поддонов используются элементы, общие для всех видов, вне зависимости от размеров. Это «лыжи» - нижние несущие доски ; поперечные доски – на них крепится настил, на поверхности которого размещаются грузы; «кубики» - куски бруса, дающие возможность ввода вилочного захвата погрузочной техники.

В условиях современной рыночной экономики перемещение и хранение товаров – важная составляющая процесса доставки товара от изготовителя к потребителю. Применение паллетов в качестве специальных платформ, к которым различными способами закрепляются грузы, напрямую связано с обеспечением их сохранности. При правильном использовании качественных паллетов порча товаров сводится к минимуму.

Паллет, или поддон, – это вспомогательное средство для осуществления погрузочно-разгрузочных работ предметов одинаковой формы и габаритов, которое упростило и стандартизировало процессы погрузки.

Организация European Pallet Association объединяет вместе главных производителей паллет и контролирует качество их продукции, которые регламентируются документами ISO3676, ISPM 15, ISO TK/22, UIC norms 435-2/ 435-4.

В РФ пока еще действуют советские ГОСТы 19434 -74, 9078-84, 9557-87.

Паллеты очень популярны по всему миру. При использовании паллет обратите внимание на такой факт: существует два основных вида паллет: это европаллета и стандартная паллета. Так, размер европаллеты составляет 800mm x 1,200mm, а вот стандартная немного больше - 1,000mm x 1,200mm. Так, В 20-футовый контейнер можно загрузить 11 европаллет или где-то 9-10 стандартных паллет в один ярус. Если вы используете 40-футовый контейнер, вы можете погрузить туда 23 - 24 европаллет или же 20-21 стандартных паллет, разместив их в один ярус.

Деревянные паллеты должны быть прочными, так им необходимо выдержать вес всех трех ярусов.

При этом, картонные коробки не должны выходить за края паллеты.

1. Сертифицированный европаллет (EUR-паллет)
Его размер 800×1200×145мм. При этом обязательно, чтобы было наличие особого фирменного клейма EUR в овале, который выжжигают на несущих правых ножках этого паллета. Остальные ножки также содержат маркировку, которая указывает на производителя (это может быть PKP, DB, FS и т. п.) и также полезная цифровая информация (год выпуска, серия). Если говорить о конструкции, то верхняя часть европаллета сделана из пяти досок, которые чередуются по порядку: сперва широкая (145 мм), потом узкая (100 мм), опять широкая, узкая, снова широкая. Нижняя часть выполнена из трех досок, узкой, широкой, узкой со снятыми фасками, наличие которых обязательно на углах европаллета.

2. Сертифицированный финпаллет (FIN-паллет или финский паллет)
Размер его 1000×1200×145 мм. Должно быть фирменное клеймо FIN в прямоугольнике, которое выжжигают на его правых несущих ножках. На центральных же ножках есть специальная цифровая информация с кодом производителя и датой выпуска. В верхней части финпаллета находятся семь досок, которые чередуются по порядку: сперва идет широкая (120 мм), затем две узких (100мм), одна широкая, две узких, снова широкая. В нижней части находятся три доски (узкая, широкая, узкая) со снятыми фасками, наличие которых обязательно на углах финпаллета.

3. Грузовой неодноразовый паллет 800×1200 мм
Размер его 800×1200×145 мм, с толщиной доски 20-22 мм. Фирменного клейма нет, конструкция как у европаллета.

4. Грузовой неодноразовый паллет 1000×1200мм
Размер его 1000×1200×145 мм, с толщиной доски равной 20-22 мм. Нет фирменного клейма, конструкция такая же как у конструкции финпаллета.

5. Евробокс (EUR-бокс)
Выглядит как металлическая клеть со основанием из металла в виде европаллета, его размер составляет 800×1200×800 мм. Есть табличка с клеймом EUR в овале. В том случае, если вы посылаете свои товары за границу или же у вас производственные линии с очень жесткими требованиями к паллетам, то скорее всего вам надо будет использовать сертифицированные финские или европейские паллеты. Они изготовливаются в соответствии с принятыми в Европе ГОСТами, об этом свидетельствует клеймо на каждом паллете. Эти паллеты делятся на три сорта по состоянию:

Высший сорт - это практически новые, белые, крепкие паллеты, без сколов и трещин, которые использовались не более трех раз.

Первый сорт - это белые, крепкие паллеты без сколов и трещин, которые не были подвергались ремонту.

Второй сорт - тут уже допускаются незначительные загрязнения и естетственное потемнение древесины, также допускаются небольшие трещины и сколы (однако не более 3 см в ширину и 30 см в длину), часть котрых может быть после проведения ремонта.

На внутреннем рынке обычно используются любые паллеты. Тут выбор типа и сорта паллета зависит полностью от производителя. Помимо сертифицированных фин- и европаллетов бывают грузовые неодноразовые паллеты:

1.Несертифицированный европаллет 800×1200×145 мм
- они по размерам и конструкции сходны с сертифицированными европаллетами, со всеми допусками и фасками;

- толщина доски 22 мм;
- от сертифицированного европаллета они отличается лишь отсутствием фирменного клейма.

2. Паллет 800×1200×145 мм, первого сорта
- конструкция аналогична европаллетам, но варьируются размеры брусков и досок;
- использованы винтовые гвозди;
- толщина доски составляет 20-25 мм;
- фаски сняты на углах паллета;
- расстояние между досками настила составляет не более 50 мм;
- не имеет серьезных загрязнений и естественных потемнений древесины.

3. Паллет 800×1200×145 мм, второго сорта
- конструкция аналогична европаллетам;
- используются и винтовые, и строительные гвозди;
- толщина доски составляет приблизительно 20-25 мм;
- нет фасок на углах паллета;
- между досками настила расстояние не более 50 мм;
- допускаются незначительные загрязнения и естественные потемнение древесины от времени.

4. Паллет 800×1200×145 мм, третьего сорта
- основные размеры паллета - это 800×1200 мм, при этом остальные размеры могут изменяться, нет единого стандарта;
- толщина доски 15-25 мм; - отсутствие фасок на углах паллета;
- использованы строительные гвозди;
- допускается наличие загрязнения и естественное потемнение древесины от времени.

5. Паллет 1000×1200×145 мм
- по размерам и конструкции они аналогичны сертифицированным финпаллетам;
- могут отсутствовать фаски;
- обычные гвозди могут быть использованы вместо винтовых;
- толщина доски составляет 15-25 мм.

6. Специальные виды паллетов
- пластиковые стандарта EUR;
- деревянные стандарта СР;
- Triplett;
- металлические EUR-боксы.

Паллетой или поддоном называют плоскую подставку, обычно прямоугольной формы, с помощью которой транспортируются грузы различного назначения. Для удобства использования в конструкции паллет предусмотрены специальные выемки, совпадающие по размеру с вилами погрузчика , а также выступы, с помощью которых крепятся стропы.

Само слово произошло от английского термина «pallet» со схожим значением. В технических документах его можно найти в сокращенном варианте - например, PLT или PLL. Кстати, согласно орфографическому словарю, общепринятое написание слова «паллета» - неправильное, и букв «л» в нем должно быть не две, а всего одна. Но так уж прижилось у специалистов, поэтому мы тоже не будем идти в разрез с общепринятыми стандартами.

Сфера применения паллет

Знаком ли вам термин «укрупненная грузовая единица» ? С этим термином связана целая грузовая эволюция. Например, перевозить одну единицу груза (шоколадку, лампочку, бутылку воды) никто не будет: это нерационально и просто неудобно. Коробка, в которой таких продуктов двадцать или пятьдесят - уже гораздо более выгодный вариант.

Но еще экономичнее использовать большой ящик, в котором таких коробок будет двадцать штук. А двадцать таких ящиков как раз и можно погрузить на паллету . Причем, продукты будут систематизированы и аккуратно разложены по упаковкам, а не свалены как зря. Вершиной такой эволюции будет грузовой контейнер, рассчитанный на одиннадцать таких паллет.

Можно ли без них обойтись?

Конечно, можно. Только нужно ли? Подумайте сами: при погрузке-разгрузке паллеты обеспечивают существенную экономию трудоресурсов. С одной стороны - несколько часов работы и много грузчиков, для заполнения стандартного контейнера коробками и ящиками. С другой - паллетированный груз, с которым быстро управится вилочный погрузчик и пара операторов.

Риск деформации или порчи груза при таких операциях тоже исключается: ведь все мешки, ящики и коробки укладываются в строго определенном порядке , не выступая за края и надежно фиксируясь. Наконец, главное преимущество: получить доступ к паллете с грузом куда сложнее, чем к хаотичной груде товара. Поэтому можно не опасаться нечистых на руку грузчиков - весь товар прибудет в целостности.

К тому же, согласно современным правилам, предъявляемым к морским грузоперевозкам, все товары обязательно должны перевозиться в составе укрупненных грузовых единиц, то есть, пакетированы и погружены на паллеты.

Вот и получается, что как ни крути, а обойтись без паллет в условиях современной жизни никак нельзя. Да народ и не пытается, наоборот: популярность паллет растет с каждым годом. И у нас, и за рубежом.

«Паллетная ситуация» в разных странах мира

Причины популярности паллет очень просты. Товары дорожают, а значит, грузчикам приходится больше думать об их сохранности. К тому же, широкая популярность вилочных погрузчиков и другой техники накладывает совсем иные требования к хранению и перевозкам грузов.

Особенно любят паллеты в европейских странах. Там ситуация такая: ежегодно тысячи тонн картофеля из Германии привозят в Польшу, где отчищают от грязи, моют и везут обратно. Заботой о всемирной экологии это явно не назовешь - представьте лишь, сколько топлива сжигается! - зато польза паллет очевидна.

Европейская мода прижилась и у нас. С увеличением товарооборота с той же Германией, например, растет потребность в квалифицированных грузоперевозках. Миллионы тонн грузов прибывают к нам на паллетах. В 2013 года эта цифра составила 3,6 млн т, а это более 200 тысяч грузовиков и более 6 млн паллет . Это значит, что всероссийская «паллетизация» не за горами.

Впрочем, такая ситуация складывается не везде. В Китае паллеты редко где встретишь - а все из-за менталитета местных жителей. Китайцы считают, что возить воздух, по сути, непрактично и неэффективно. Поэтому и ограничения на погрузку у них в разы ниже, чем в Европе, думающей, в первую очередь, об экологии. Для сравнения: максимальная разрешенная загрузка стандартной машины составляет там всего 24 тонны, тогда как в Китае это ограничение достигает 90 тонн. Аналогичная ситуация складывается в скандинавских странах.

Другими словами, практичный Китай везет товар на одном грузовике, а более культурная Европа (а сегодня и Россия) - тот же товар, но на трех. Отсюда лишняя зарплата водителям, пробки на дорогах, уйма сожженного топлива и слишком уж сомнительная забота об экологии. Выводы делайте сами.

Какие бывают паллеты?

  • Существует несколько различных классификаций паллет. Например, многоразовые могут использоваться длительно, они прочные и надежные, не теряют своих характеристик в течение интенсивной эксплуатации. Тогда как одноразовые паллеты, как понятно из названия, применяются лишь однократно.
  • Паллеты бывают двух- или четырехзаходными - в зависимости от количества заходов, рассчитанных на использование погрузчика. Двухзаходные имеют два захода, с протиповоложных сторон, четырехзаходные, соответственно, могут подхватываться со всех сторон. Вторые более безопасны, поскольку риск повредить или деформировать груз многократно снижается.
  • Паллеты бывают деревянными, пластиковыми, металлическими и комбинированными . Первый материал наиболее распространен, ввиду своей популярности, экологичности и относительно низкой цены. Пластиковые поддоны тоже применяются довольно часто: они легкие, прочные, не подвержены коррозии, долго хранятся без специальной обработки. Металл для изготовления паллет подходит не всегда, поскольку он имеет слишком большой вес. Зато этот вариант самый прочный и долговечный. Однако всегда можно выбрать комбинацию всех вышеперечисленных вариантов, и получить плюсы каждого из них.
  • Паллеты делят на одно- и двухнастильные . Первые дают возможность укладывать грузы на одной высоте, вторые оснащены верхними и нижними настилами, экономя тем самым время погрузочно-разгрузочных работ и полезную площадь.
  • В дополнение ко всем этим разновидностям, бывают также особые типы паллет. На них перевозят грузы, обладающие особой ценностью, нестандартными размерами или те, к транспортировке которых предъявляются повышенные требования безопасности. Эти поддоны дополнительно оснащаются полками, рамками и решетками .
  • Существуют также специальные паллеты (тилты, флеты, болстеры и другие). Основная сфера их применения - авто и ж/д грузоперевозкии. Отличительная особенность - наличие фитингов для груза, складных бортов и т.п.

Типы крепления грузов на паллетах

  1. 1. Под воздействием собственного веса.
  2. 2. При помощи крепежных лент, которыми обвязывается груз.
  3. 3. С использованием стрейчевой или термоусадочной пленки, которой оборачивается товар.

Размеры и вес паллет, согласно европейским требованиям

Международными стандартами UIC435-2 установлены требования к деревянным паллетам европейского образца. Подтверждением этому являются два клейма - EUR (соответствие европейским стандартам производства) и EPAL (знак паллетной ассоциации). Российским аналогом международного стандарта является ГОСТ 9557-87, не имеющий сертификации EPAL.

Евроассоциация также разработала особые требования к использованию и обмену поддонов. Это:

  • Наличие клейма EUR и EPAL.
  • Целостность всех досок на паллете - ни на одной из них не допускается повреждений или трещин, поперек или по диагонали.
  • Отсутствие повреждений особенно касается крайних и нижних досок поддона (в том числе, не допускается обмен, если видны два или более гвоздя).
  • Отсутствие повреждений опорного бруса, с теми же требованиями, что и в предыдущем пункте.
  • Общее удовлетворительное состояние поддона, гарантирующее его грузоподъемность.
  • Чистота паллет, обеспечивающая сохранность груза.
  • Соответствие материалов, применяемых при изготовлении, строгим санитарным нормам.

В различных странах мира используются разные типоразмеры паллет:

  • 1016x1219 (1219x1219) мм - в Америке;
  • 1100х1100 мм - японские, китайские и австралийские стандарты;
  • 1000х1200 мм (или финские паллеты) - естественно, в Финляндии;
  • 800х1200 мм (или европаллеты) - в Европе.

Грузоподъемность европейской паллеты составляет 2 т, финской - 2,5 т.

Размеры 800x1000, 800x1200, 1000x1200, 1200x1600, 1200x1800 мм рекомендуются организацией ISO. Для контейнерных перевозок эта же международная организация предлагает размеры 1000x1200, 825x1000, 1100x1100, 1100x1320 мм.

Что же касается веса паллет, то обычно он не регламентируется, поскольку поддоны изготавливаются из материалов, обладающих различным весом. Неким усредненным параметром можно считать вес деревянных паллет типа «евро» от 15-ти до 20-ти килограммов.

Требования к расположению груза на паллете

Согласно техническому регламенту, груз вместе с самой паллетой не должен быть выше 1 метра 80-ти сантиметров и не должен выступать за ее края более 2-х сантиметров с каждой стороны. Легко посчитать, что для европаллеты максимальными габаритами, которыми может обладать груз, являются 840х1240х1800 мм. Таким образом, при укладке товара следует тщательно просчитать его объем, габариты, вес и количество слоев.

Кстати, говоря об объеме любой грузовой паллеты, мы обычно имеем в виду именно объем самого поддона, а не расположенного на ней груза.

Стандартный контейнер длиной 20 футов может вместить не более 11 европейских паллет, уложенных в один слой. Контейнер в 40 футов вмещает уже 25 таких поддонов.

Погрузка и транспортировка паллет: техника безопасности

Данному параметру при перевозке грузов уделяется особое внимание. Прежде всего, это обусловлено сохранностью ценных товаров, а также удобством работы с ними. Так, при установке поддонов необходимо оставлять зазор для захвата погрузчика. Нельзя толкать или двигать паллеты, во избежание их поломки или опрокидывания.

Требования к размещению груза на паллете определяются индивидуально, в зависимости от типа самого груза.

Знаете ли вы, что предком паллет считается скид - деревянный щит с двумя прикрепленными к нему досками? Эта конструкция успешно применялась в США еще столетие назад. В 1925-м году к этим доскам кто-то додумался приделать еще один деревянный настил, после чего паллета стала гораздо более похожа на современный прототип.

Американская, а затем и всемирная паллетизация началась в годы Второй мировой войны, когда требовалось организованно перевозить безумное количество грузов в разные концы мира. Рабочих для этих целей, понятное дело не хватало, а вот паллеты позволили решить проблему острой необходимости в грузчиках-мужчинах.

Обеззараживание по специальному стандарту и наличие фитосанитарного сертификата - обязательное требование к деревянным паллетам, ввозимым на территорию Евросоюза.

Большинство специалистов сходится во мнении: стандартный поддон, рассчитанный на одну тонну, прекрасно выдержит полторы, а то и две. Другое дело - грузоподъемность, превышать характеристики которой нельзя. А также мощность современной складской техники : она просто не рассчитана на подъем грузов, вес которых превышает 1,8 тонн. Несмотря на все это, государственные стандарты на паллеты в нашей стране остаются неизменными еще со времен Советского Союза.

COLLI, или сокращенно CLL - это количество грузовых мест, допустимых к погрузке и разгрузке без нарушения целостности упаковки. Другими словами, это количество ящиков, мешков, коробок без паллет, а также груз на самой паллете. Именно «collies» нужно обязательно указывать в транспортной документации при международных перевозках.

В наше время трудно представить предприятие оптовой или розничной торговли, которое в своей работе обходится без поддонов. Любые виды торговли связаны с перемещением товара от производителя к торговой точке или непосредственно к потребителю. Как же сохранить груз при перевозке? Казалось бы, ответ прост — груз нужно правильно уложить, надёжно закрепить и аккуратно довезти. Однако, избежать потерь при транспортировке грузов компаниям удаётся редко - часть товара, как правило, всё равно становится непригодной.

Не допустить потерь помогает стандартизация складских процедур и применение унифицированных поддонов. Аккуратно сложенный на поддон и надежно запечатанный груз - гарантия сохранности товара.

Поддоны (или как их ещё называют «паллеты») - это, во-первых, транспортная многооборотная тара, то есть самостоятельная транспортная единица, предназначенная для перевозки, комплектации, складирования и хранения продукции, во-вторых, одна из разновидностей непосредственно складского оборудования.

Поддоны используются для перевозки тяжелых, либо крупногабаритных грузов. С их помощью довольно легко перемещать товар по территории склада и осуществлять погрузочно-разгрузочные работы.

Виды поддонов

Существует 4 вида поддонов: деревянные, пластиковые, металлические, поддоны из картона. Рассмотрим каждый из видов подробнее.

Деревянные поддоны


При изготовлении деревянных паллетов берётся любая древесина, которая предварительно обрабатывается специальными средствами. Далее проводится термическая и технологическая обработка для того, чтобы уничтожить вредные микроорганизмы. Конструкция таких поддонов не занимает много времени и отличается от других своей дешевизной.

Паллеты из дерева подразделяются по прочности в зависимости от используемых пород деревьев, что очень важно при транспортировке большегрузных товаров. Готовые изделия, прошедшие специальную обработку, по нормам конвенции IPPC маркируются, тем самым подтверждая их санобработку.

Пластиковые поддоны

Пластмассовые паллеты намного легче деревянных. К тому же, поддоны из пластмассы удобнее и практичнее, так как они легко моются и их можно обрабатывать специальными средствами для дезинфекции.

При изготовлении используется смола различных типов, и в результате литья получаются ровные по всем параметрам изделия. Конструкция из пластмасс является самой безопасной при использовании во всех сферах деятельности. Однако, не все готовы покупать на сегодняшний день весьма недешевые конструкции из пластмассы.

Металлические поддоны

Металлические поддоны характеризуются высокой температурой плавления, поэтому используются в помещениях с повышенной температурой. Без сомнения, стальные и алюминиевые поддоны на порядок выше по прочности своих собратьев, поэтому могут транспортировать большегрузные товары.

Такими паллетами реже пользуются при перевозке грузов на длительные расстояния. Зачастую поддоны из металла используют для внутреннего перемещения на производстве.

Поддоны из картона


Поддоны из рифленого картона удобны при транспортировке грузов на длительные расстояния. Хотя у этих паллетов есть существенный недостаток — они влагопроницаемые. Поэтому срок службы и их утилизация выполняется фактически после каждого использования.

Основные стандарты паллет

1. Сертифицированный европаллет (EUR-паллет)


  • Размер. 800×1200×145мм.
  • Маркировка. Фирменное клеймо «EUR» в овале, выжженное на правых несущих ножках поддона. На остальных ножках наносится маркировка, с указанием производителя (FS, PKP, DB и т. п.), а также информация о серии и годе выпуска.
  • Конструкция. Верхняя часть европоддона состоит из пяти досок: широких (145 мм.) и узких (100 мм.). Доски чередуются в следующем порядке: широкая, узкая, широкая, узкая, широкая. Нижнаяя часть паллета состоит из трёх досок (узкая, широкая, узкая) со снятыми фасками. На углах европаллета обязательно наличие фасок.

2. Сертифицированный финпаллет (FIN-паллет, финский паллет)


  • Размер. 1000×1200×145мм.
  • Маркировка. Фирменное клеймо «FIN» в прямоугольнике на правых несущих ножках поддона. На центральных ножках наносится информация, указывающая дату выпуска и код производителя.
  • Конструкция. Верхняя часть финского паллета состоит из 7 досок: широких (120 мм.) и узких (100 мм.). Доски чередуются в следующем порядке: широкая, 2 узких, широкая, 2 узких, широкая. Нижняя часть, как у европаллета, из 3-х досок: узкая, широкая, узкая, со снятыми фасками. На углах финского паллета обязательно наличие фасок.

3. Грузовой неодноразовый паллет 800×1200 мм

  • Размер. 800×1200×145 мм, толщина доски 20-22 мм.
  • Маркировка.
  • Конструкция. Аналогична конструкции европаллета.

4. Грузовой неодноразовый паллет 1000×1200 мм

  • Размер. 1000×1200×145 мм, толщина доски 20-22 мм.
  • Маркировка. Фирменное клеймо отсутствует.
  • Конструкция. Аналогична конструкции финпаллета.

Сорта паллет

Если у вас имеется необходимость отправлять производимые товары на границу или же на производстве установлены линии, имеющие жесткие требования к габаритам паллет, то, без сомнения, лучше остановить свой выбор на сертифицированных евро- или финпаллетах. Наличие клейма на каждом поддоне свидетельствует о том, что они изготовлены в соответствии с принятыми в странах Европы ГОСТами.

Как в России, так и за рубежом широко практикуется использование б/у паллет, по своему состоянию они делятся на три сорта.

Высший сорт

  • практически новые, крепкие, белые паллеты;
  • без трещин и сколов;
  • использованы не более трех раз.

Первый сорт

  • крепкие, белые паллеты;
  • без трещин и сколов;
  • не подвергались ремонту.

Второй сорт

  • допускаются небольшие загрязнения и потемнение древесины от времени;
  • допускаются небольшие сколы и трещины (не более 30см в длину и 3см в ширину);
  • часть паллет может быть после ремонта.

Чем отличаются поддоны от европоддонов?

В России производство поддонов регламентируется двумя основными документами: ГОСТ 9078- 84 и ГОСТ 9557-87.

  1. ГОСТ 9078- 84. Очень общий и описывает всего лишь тот факт, что поддоны существуют, и что они могут быть из дерева. В нем нет жёстких привязок ни к габаритам, ни к количеству гвоздей, ни к толщине досок. Есть лишь установленные размеры - 1200х800 и 1200х1000 мм. Согласно этому ГОСТу в рамках, обозначенных в двух габаритах, можно делать все что угодно.
  2. ГОСТ 9557- 87. Более жесткий: практически на 95% он идентичен европейскому стандарту UIC 435-2 по производству европоддонов. Основное отличие поддонов, изготовленных в России, от евростандарта - это отсутствие клейм EUR и EPAL. Клеймы отсутствую, поскольку наша страна пока не прошла сертификацию. Остальные параметры в палетах идентичны — допуски, припуски, толщина, количество гвоздей, фаски. В итоге появились так называемые поддоны БК («без клейма») — аналоги европоддона, только не сертифицированные.

Клейма европоддонов

Для контроля поддонов на них наносят определенные клейма. Если поддон произведен в Европе, то на нём всегда имеются два фиксированных клейма - EUR и EPAL.

Метка EUR означает его «европринадлежность». Другое клеймо - EPAL, говорит о том, что поддон произведен с соблюдением требований Европейской паллетной ассоциации (в паллетном бизнесе это что-то наподобие ISO 9001).

Эта организация проверяет европейские производства, формулирует требования, которым они должны соответствовать. Наличие на поддоне такой метки свидетельствует о том, что он собран с соблюдением всех технологий и отвечает стандартам качества, а само производство функционирует по нужному формату, вплоть до требования по наличию специальных зон курения для сотрудников. На территории России нет, к сожалению, ни одного представителя EPAL, но переговоры ведутся.

Фитосанитарная обработка паллет

На центральной «бобышке» поддона ставят еще одно клеймо, в просторечье называемое «колосок». Оно говорит о том, что поддон прошел фитосанитарную обработку согласно стандарту ISPM 15. На этом клейме печатают название партии, метод обработки, указывается страна-производитель. На поддоне, выпущенном в Европе, указывают также номер партии и год производства.

По этим клеймам, которые являются неотъемлемой частью европоддона, можно узнать, где и когда его собрали. Однако, поскольку клейма часто ставят поддельные, надёжный способ определить, откуда тот или иной поддон, пока не найден.

Карантинный пограничный контроль древесины в обязательном порядке подразумевает соответствующую фитосанитарную обработку поддонов, которую проводят разными способами.

Способы фитосанитарной обработки

  1. Фумигация — обработка бромистым метилом. Поддон, либо древесину, которая используется для его производства, опрыскивают составом, убивающим всех вредителей и бактерии. Недостаток этого метода в том, что древесина после фумигации несколько меняет свойства, на ней остается какое-то количество раствора, что не всегда хорошо. По этой причине некоторые предприятия, особенно по производству или хранению пищевой продукции, вообще не принимают поддоны, прошедшие фумигацию. Производители поддонов постепенно переходят на более прогрессивные карантинные методы.
  2. Тепловая обработка — достаточно длительное выдерживание поддонов в камере с повышенной температурой, после чего микроорганизмы и вредители погибают. Тепловая обработка не очень популярна, поскольку метод этот дорогой, и с его помощью тяжело наладить обработку большого потока пиломатериалов. Кроме того, невозможно обеспечить равномерную температуру в термокамере, а потому продукция сохнет неравномерно.
  3. Камерная сушка. Является наиболее привлекательным на сегодняшний день методом фитосанитарной обработки. В камеру загружают пиломатериал, используемый затем для производства поддонов, выдерживают нужное время при температуре более 60 °С и соответствующей влажности. Весь процесс автоматизирован, камера оснащена специальной системой, обеспечивающей циркуляцию воздуха. В древесину вворачивают датчики, которые измеряют влажность и температуру, и как только она доходит до требуемой стандартом, процесс завершается.

Все поддоны, на которых продукция экспортируется, должны пройти фитообработку и иметь на себе соответствующее клеймо. Если же поддон будет использоваться в России, жесткие правила по обработке поддонов не действуют.

Российские организации, которые действительно обладают такими технологиями сушки, можно пересчитать по пальцам. Нередко, чтобы фальсифицировать продукцию, поддельное клеймо ставят недобросовестные компании.

В некоторых сферах, особенно в торговле, широко востребованы поддоны и паллеты. Что представляют собой данные предметы, какую функцию они выполняют, и чем отличается поддон от паллета? Попытаемся в этом разобраться.

Общие сведения

Речь идет о специальных приспособлениях, предназначенных для безопасной транспортировки грузов. В торговле такая процедура является необходимой и обеспечивает доставку товара от производителя до точки продажи или самого потребителя. Поддоны и паллеты позволяют избежать возможных потерь или поломок перевозимых изделий и гарантируют сохранность надежно запечатанного груза.

Существует перечень предметов, которые следует транспортировать исключительно таким образом. Особое внимание в этом вопросе уделяется случаям отправки продукции за границу. Названные приспособления также используются для хранения изделий и могут выступать в роли полноценного складского оборудования.

Сравнение

Стоит отметить, что зачастую оба названия используются как абсолютные синонимы. В таком случае говорить про отличие поддона от паллета просто нет смысла. Речь здесь идет об одной и той же плоской конструкции, на которую можно что-то положить. Она устроена так, что легко захватывается грузоподъемной техникой. Это облегчает процессы, связанные с перемещением товара.

Поддоны, или паллеты, бывают деревянными, относительно недорогими. Для их изготовления используются материалы разной прочности и толщины, рассчитанные на определенный вес грузов. Древесина предварительно обрабатывается, как того требуют санитарные нормы.

Деревянный поддон

Другая разновидность – пластиковые поддоны. Они легче. Кроме того, такие изделия удобно мыть и обрабатывать дезинфицирующими составами. Но не все готовы тратиться на приобретение этих довольно дорогих поддонов.


Пластиковый поддон

Подобные приспособления также выполняются из металла. Их применяют в условиях повышенной температуры и для транспортировки особо тяжелых грузов. Часто поддоны этого типа оказываются наиболее удобными при осуществлении перемещений на производстве.


Металлический поддон

И, наконец, изделия из картона. Нередко с ними переправляют товары на длительные расстояния. Но если предыдущие образцы пригодны для многоразового использования, то картонные поддоны обычно применяются однократно, поскольку впитывают влагу.


Картонный поддон

Однако существует и другой вариант употребления обсуждаемых понятий. Рассмотрим, в чем разница между поддоном и паллетом, если проанализировать эти названия с иной позиции. Так, в некоторых ситуациях общения под первым словом понимают опять же функциональную подставку под товар. А под «паллетой» (теперь уже женский род) – всю упаковочную единицу, то есть поддон вместе с закрепленным на нем грузом. Именно в этом смысле употребляется выражение «полная паллета».

Кстати, в современных языковых нормах указывается верное написание «палета» (не две, а одна «л»), которое на практике встречается не так часто. В разговорной же речи это существительное применяется в разных вариантах, в соответствии с традициями, сложившимися в конкретном коллективе.