Организация и проведение субботника: важные нюансы. Субботник - это добрая традиция

То, что творилось в России в двадцатые годы прошлого века, сильно напоминает сегодняшнее время. Экономика была деформирована, хозяйство разрушено, заводы и фабрики превратились в руины или едва-едва функционировали.

Восстановление хозяйства шло недостаточно быстрыми темпами, и однажды (это случилось 12 апреля 1919 года в депо «Москва-Сортировочная» Московско-Казанской дороги ) группа трудящихся из 15 человек после рабочего дня вернулась в цех ремонтировать паровозы. «Работали до 6 утра (10 часов) и отремонтировали 3 паровоза текущего ремонта, – писал в отчёте организатор мероприятия, председатель депутатской ячейки И.Е. Бураков. – Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу – с субботы на воскресенье – продолжать еженедельно – «до полной победы над Колчаком». Затем пропели «Интернационал» и стали расходиться».

10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 чел.) коммунистический субботник Московско-Казанской дороги, который стал поводом для статьи В.И. Ленина «Великий почин (о героизме рабочих в тылу. По поводу коммунистических субботников)» , впервые опубликованной отдельной брошюрой в июле 1919 года.

Почин московских железнодорожников, подхваченный на промышленных предприятиях, Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. В обстановке хозяйственной разрухи, голода, падения производительности труда, субботники были восприняты им как выражение нового коммунистического отношения к труду.

Наибольший размах движение достигло в 1920 году. В январе, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП(б) 1 мая 1920 года был проведён Всероссийский субботник. В Кремле в работе на этом субботнике принимал участие руководитель Советского государства В.И. Ленин.

Традиция проведения субботников сохранилась вплоть до исчезновения Советского Союза. Субботники обычно проводились по месту работы и люди выполняли свою обычную повседневную работу, но без оплаты труда. Широкое распространение получило облагораживание родной местности, высаживание газонов, разбивка клумб, создание парков и детских площадок.

Само понятие «Субботник» было распространено только в Советском Союзе. Иностранцы, воспитанные на культе денег, неслыханно удивлялись: как это можно работать, не получая оплаты?

Но удивительное дело, большинство советских людей не воспринимали разовые субботники (в основном, раз в год), как «нещадную эксплуатацию и трусливую покорность», о чём сегодня любят вопить на каждом углу российские господа-либералы. Трудящиеся совершенно бескорыстно отрабатывали субботний весенний день, искренне радовались озеленению и уборке территорий.

Наш корреспондент поинтересовался у амурчан, что они думают о субботниках и задал им два вопроса.

1. Сегодня субботники практически исчезли. На Ваш взгляд, нужны ли они были раньше и нужны ли сейчас?

2. Чем запомнились Вам эти мероприятия?

Вот как ответили респонденты.

Экс-редактор газеты «Амурская правда» (бывший её главным редактором в течение 19 лет), журналист, коммунист с громадным стажем Леопольд Феликсович Сарапас:

1. Субботники, при любой власти, глубоко полезная вещь. Они же были для общего блага. Организованно наводился порядок на производстве и в сёлах. К концу дня весь городок, посёлок, территория завода или фабрики блистали красотой. Нет, чтоб там сегодня не говорили ниспровергатели социалистического режима, а субботники, на мой взгляд, – это дело хорошее, доброе!

2. Журналисты, как правило, не были непосредственными участниками таких акций, как субботники, потому что, они «описатели действия». В день коммунистического субботника они ездили по предприятиям, узнавали цифры выполнения плана, знакомились с лучшими работниками, фотографировали их и писали репортажи в номер. Но, случалось, и наши «амурправдисты» дружно убирали территорию вокруг редакции, приводили в надлежащий вид внутренние помещения здания.

Однажды мне, как собственному корреспонденту столичной газеты «Сельская жизнь», довелось лично поработать на посевной. Это было в конце 60-х годов. Приехал я на автомобиле обкома партии в колхоз Гродеково, а люди там в это время, как говорится, пашут «в поте лица своего». Не до меня им сейчас! Ну, и я не увидел ничего зазорного в том, чтобы подключиться. Скинул с себя плащ, надел рукавицы – верхонки, взял в руки лопату и принялся засыпать семена в сеялки. Отработал с колхозниками до конца субботника, и они восприняли меня как своего, как работягу. Интервью стали давать с превеликим удовольствием!

Бывший управляющий районным объединением «Сельхозтехники» на Чукотке, инженер, ныне пенсионер Александр Мефодьевич Шатыгин.

1. То, что в прошлом субботники постоянно проводились, это был совершенно правильный шаг Советской власти, и зря они уничтожены сейчас.

2. Никаких отказов со стороны моих работников и местных жителей потрудиться на всеобщее благо без оплаты труда не было никогда. Было полное единодушие. Работали с энтузиазмом. Правда, надо вспомнить, что это были за климатические условия на Чукотке в день рождения Ленина!

Начинался полярный день, а ночь отступала. Солнце перестало уходить за горизонт. Свет был всегда. Но отпугивал он только новичков. Остальные воспринимали арктическую особенность довольно спокойно и работали, как говорится, «на славу». Несмотря на конец апреля, повсюду лежал глубокий снег. Правда, мороз уже не был сильным, не больше минус 20, 30 градусов. Аккурат в эти дни появлялись первые вестники весны, первые птички – воробьи, которых там называли «пуночками». Ленинский или коммунистический субботник всегда ассоциировался у нас с началом весны.

Александр БОБОШКО,

г. Благовещенск

Добровольное и бесплатное коллективное выполнение в сверхурочное время общественно-полезного трудового задания, происходившее первоначально по субботам (откуда и происходит название).

Официально считается, что субботники возникли весной 1919 года, в период Гражданской войны и военной интервенции, в ответ на призыв Владимира Ильича Ленина улучшить работу железных дорог. Инициатором первого субботника выступила партийная ячейка депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. В ночь на субботу 12 апреля 1919 года 15 коммунистов депо, проработав безвозмездно 10 часов, отремонтировали 3 паровоза.

10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 человек) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге. В этот день рабочие выпустили из ремонта 4 паровоза и 16 вагонов, произвели большую работу по погрузке и разгрузке вагонов. Производительность труда была выше обычной на 270%. В мае субботники прошли на Александровской, Николаевской, Рязано-Уральской, Московско-Виндавской, Курской железных дорогах. Вслед за железнодорожниками субботники провели рабочие фабрик и заводов Москвы и других городов.

1 мая 1920 года был проведен всероссийский субботник-маевка, в котором только в Москве приняли участие 425 тысяч человек. В Кремле в субботнике принял участие Ленин. С тех пор субботник стал традицией.

Коммунистические субботники и воскресники проводились в годы восстановления народного хозяйства, индустриализации СССР, в период Великой Отечественной войны 1941‑1945 годов. После войны субботники проводились до 1990‑х годов. Субботник проводили либо по месту работы, и тогда во время субботника люди выполняли свою обычную, повседневную работу, либо для ускорения строительства хозяйственных объектов, клубов, школ, озеленения городов и т.п. Субботники также проводились по месту жительства, по инициативе местных органов самоуправления, и тогда люди трудились над облагораживанием родной местности, выполняя различные строительные работы: строительство и покраска заборов, высаживание газонов, создание и обустройство клумб, парков, детских площадок.

Частота проведения субботников была непостоянной. Иногда субботники могли проводиться каждую неделю, иногда - только несколько раз в год. Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники, приуроченные к дню рождения В.И. Ленина (22 апреля), проводились ежегодно. Они как бы знаменовали собой окончательный приход весны и использовались для подготовки к празднованию Первомая.

Вначале субботники были добровольными, и участвовали в них в основном коммунисты, комсомольцы и так называемые "сочувствующие".

Субботники рассматривались как одно из средств коммунистического воспитания масс. В комсомольских и партийных организациях участием в субботниках измеряли общественную активность человека, а к немногочисленным уклонившимся могли применяться меры общественного порицания или даже административного воздействия. Впоследствии субботники превратились из добровольных в добровольно-принудительные.

Само понятие "субботник" было распространено только в Советском Союзе и ныне известно только в странах, возникших после его распада.

В современной России и других странах СНГ субботником называют любую работу по благоустройству территории, если она проводится не специализированными организациями. Так, многие частные и государственные предприятия проводят уборку силами своих сотрудников, а руководство учебных заведений к субботникам привлекает учащихся и студентов. Эти мероприятия уже далеко не всегда приурочены к субботе или тем более к неделе около дня рождения Ленина.

Субботники, то есть сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время были весьма распространены в СССР и всячески поощрялись советской властью.

Первый субботник в Советской России был проведён 12 апреля 1919 г., когда в депо Москва-Сортировочная группа рабочих из 15 человек после рабочего дня вернулась в цех ремонтировать паровозы. Это мероприятие было организовано председателем деповской партячейки И.Е. Бураковым. В протоколе он записал следующее:


Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу - с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно - «до полной победы над Колчаком». Затем пропели «Интернационал» и стали расходиться…

Из 15 участвовавших в этом субботнике 13 человек были коммунистами и ещё 2 были сочувствующими.

Первый массовый субботник, в котором приняло участие 205 человек, состоялся 10 мая 1919 года на Московско-Казанской железной дороге. Он стал поводом для статьи В. И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу „коммунистических субботников“)», которая позже была опубликована отдельной брошюрой в июле 1919 года.

Вот что писал Ленин в этой статье:


«Коммунистические субботники» потому так важны, что начали их рабочие вовсе не поставленные в исключительно хорошие условия, а рабочие разных специальностей, в том числе и рабочие без специальности, чернорабочие, поставленные в обычные, т. е. самые тяжелые условия. Мы все хорошо знаем основное условие падения производительности труда, которое наблюдается не в одной России, а во всем свете: разорение и обнищание, озлобление и усталость, вызванные империалистской войной, болезни и недоедание. Последнее по важности занимает первое место. Голод - вот причина. А чтобы устранить голод, нужно повышение производительности труда и в земледелии, и в транспорте, и в промышленности. Получается, следовательно, какой-то порочный круг: чтобы поднять производительность труда, надо спастись от голода, а чтобы спастись от голода, надо поднять производительность труда.

Известно, что подобные противоречия разрешаются на практике прорывом этого порочного круга, переломом настроения масс, геройской инициативой отдельных групп, которая на фоне такого перелома играет нередко решающую роль. Московские чернорабочие и московские железнодорожники (конечно, имея в виду большинство, а не горстки спекулянтов, управленцев и т. п. белогвардейщины), это - трудящиеся, которые живут в условиях, отчаянно трудных. Недоедание постоянное, а теперь, перед новым урожаем, при общем ухудшении продовольственного положения, прямо голод. И вот эти голодные рабочие, окруженные злостной контрреволюционной агитацией буржуазии, меньшевиков и эсеров, устраивают «коммунистические субботники», работают сверхурочно без всякой платы и достигают громадного повышения производительности труда, несмотря на то, что они устали, измучены, истощены недоеданием. Разве это не величайший героизм? Разве это не начало поворота, имеющего всемирно-историческое значение?

В январе 1920 года, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП(б) 1 мая 1920 был проведён Всероссийский субботник. Только в Москве в нём приняли участие 425 тысяч человек. В Кремле в работе на этом субботнике принимал участие руководитель Советского государства В. И. Ленин. Впоследствии этот факт активно использовался в коммунистической пропаганде.


В. И. Ленин в Кремле на первом Всероссийском субботнике. 1 мая 1920 г.


Субботники восславил в своей поэме "Хорошо" (1927 г.) Владимир Маяковский.


Холод большой.
Зима здорова. Но блузы
прилипли к потненьким. Под блузой коммунисты.
Грузят дрова. На трудовом субботнике. Мы не уйдем,
хотя
уйти имеем
все права. В наши вагоны,
на нашем пути, наши
грузим
дрова. Можно
уйти
часа в два,но мы
уйдем поздно. Нашим товарищам
наши дрова нужны:
товарищи мерзнут. Работа трудна,
работа
томит. За нее
никаких копеек. Но мы
работаем,
будто мы делаем
величайшую эпопею. Мы будем работать,
все стерпя, чтоб жизнь,
колёса дней торопя, бежала
в железном марше в наших вагонах,
по нашим степям, в города
промерзшие
наши . "Дяденька,
что вы делаете тут? столько
больших дядей?" - Что?
Социализм:
свободный труд свободно
собравшихся людей.

С 1931 по 1940-й год в СССР была введена 6-дневная рабочая неделя с фиксированным днём отдыха, приходящимся на 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца. Т.к. суббота была рабочим днём, то субботники в этот период переименовали в воскресники.

Субботники рассматривались как одно из средств коммунистического воспитания масс. В комсомольских и партийных организациях участие в субботниках становилось мерилом общественной активности человека, а к немногочисленным уклонившимся могли применяться меры общественного порицания или даже административного воздействия.

Частота проведения субботников была непостоянной - обычно несколько раз в год. Большой всесоюзный ежегодный субботник в СССР проводился в апреле, и был приурочен ко дню рождения Ленина (22 апреля).

Чаще всего субботники проводились по месту работы, реже по месту жительства. Благодаря субботникам улучшалось благоустройство Москвы и других городов. На этих мероприятиях люди занимались уборкой мусора, покраской заборов, ремонтом и отделкой помещений, вскапыванием газонов, благоустройством детских площадок и т.д.





Субботник (воскресник) - сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные (откуда и происходит название).

В России в ранние годы Советской власти субботники как порождение революционного энтузиазма масс были действительно добровольными, и участвовали в них в основном коммунисты (комсомольцы) и так называемые «сочувствующие». Именно о таких коммунистических субботниках писал Владимир Маяковский в поэме «Хорошо!»:

имеемВ наши вагоны,наши грузим дрова.…«Дяденька,столько- Чтосвободно

Впоследствии, однако, с уменьшением энтузиазма населения, субботники (обычно приуроченные к праздничным датам) стали привычной, характерной чертой социалистического образа жизни. Руководство предприятий зачастую использовало бесплатный труд своих работников в собственных интересах, экономя на заработной плате. Субботники рассматривались как одно из средств коммунистического воспитания масс. В комсомольских и партийных организациях участие в субботниках становилось мерилом общественной активности человека, а к немногочисленным уклонившимся могли применяться меры общественного порицания или даже административного воздействия.
История
Субботники возникли весной 1919 года, в период Гражданской войны и военной интервенции, в ответ на призыв В. И. Ленина улучшить работу железных дорог. Инициаторами проведения первого субботника выступили коммунисты депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. В ночь на субботу (отсюда название) 12 апреля 15 коммунистов депо, проработав 10 часов, отремонтировали 3 паровоза. Именно это событие стало поводом для статьи В. И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу „коммунистических субботников“)», впервые опубликованной отдельной брошюрой в июле 1919 года. Почин московских железнодорожников, подхваченный на промышленных предприятиях, Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. В обстановке хозяйственной разрухи, голода, падения производительности труда субботники были восприняты им как выражение нового, коммунистического отношения к труду.

Наибольшего размаха движение достигло в 1920 году. В январе, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП (б) 1 мая 1920 был проведён Всероссийский субботник. В Кремле в работе на этом субботнике принимал участие руководитель Советского государства В. И. Ленин. Впоследствии этот факт активно использовался в коммунистической пропаганде, что в результате привело к появлению множества анекдотов.

Субботники получили широкое распространение в 1930-е годы - тогда же они превратились из добровольных в принудительно-добровольные.

Традиция проведения субботников сохранилась вплоть до падения социалистического строя в конце 1980-х - начале 1990-х. Субботники обычно проводились по месту работы, и тогда во время субботника люди выполняли свою обычную, повседневную работу. Но иногда субботники проводились по месту жительства, по инициативе местных органов самоуправления, и тогда люди трудились над облагораживанием местности, выполняя различные строительные работы: строительство и покраска заборов, ремонт зданий, штукатурка, отделка помещений, высаживание газонов, создание и обустройство клумб, парков, детских площадок. Такие «строительные субботники», впрочем, могли быть устроены и по месту работы, если, например, учреждение переезжало в другое здание. Бывало и так, что школы созывали на подобные субботники (с целью ремонта школы) родителей учащихся.

Частота проведения субботников была непостоянной. Иногда субботники могли проводиться каждую неделю, иногда - только несколько раз в год. Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники, приуроченные к дню рождения В. И. Ленина (22 апреля), проводились ежегодно. Они как бы знаменовали собой окончательный приход весны и использовались для подготовки к празднованию Первомая.
Субботники сегодня
Само понятие «субботник» было распространено только в Советском Союзе и ныне известно только в странах, возникших после его распада.

В современной России и других странах СНГ субботником называют любую работу по благоустройству территории, если она проводится не специализированными организациями. Так, многие частные и государственные предприятия проводят уборку силами своих сотрудников, а руководство учебных заведений к субботникам привлекает учащихся и студентов. Эти мероприятия уже далеко не всегда приурочены к субботе или тем более к неделе около дня рождения Ленина.

Уровнем предприятий, организаций и ВУЗов дело не ограничивается, в некоторых городах объявляются общегородские, а в некоторых странах общегосударственные субботники.

Иногда - особенно весной - субботники по высадке деревьев и уборке территории проводятся жителями вокруг своих домов.
См. также
Международный день очистки водоёмов

Википедия

Слово «субботник» к нам пришло из далекого 1919 года. Это было время, когда рабочие и крестьяне, взявшие власть в свои руки вынуждены были её защищать от бывших собственников. Гражданская война 1918-1920 гг. вызвала небывалый подъем патриотизма всего трудового люда.

Наряду с героизмом на фронтах рабочие и крестьяне тыла, преодолевая трудности военного времени, делали все для победы Красной Армии. Снабжали её продовольствием, одеждой, оружием и боеприпасами. Каждый стремился внести свой посильный вклад в победу над буржуями и помещиками.

12 апреля 1919 года 15 рабочих железнодорожного депо «Москва-Сортировочная» приняли решение увеличить свой рабочий день на час, объявить субботу рабочим днем, работать бесплатно до полной победы над Колчаком. За дополнительное время они отремонтировали три паровоза. В субботу 10 мая рабочие Московско-Казанской железной дороги отремонтировали 4 паровоза и 16 вагонов и разгрузили несколько составов.

17 мая в газете «Правда» появляется статья «Работа по-революционному (Коммунистическая суббота)», в которой рассказывалось о том, какую работу сумели проделать московские железнодорожники за прошедшие субботы. Из, приведенной в статье таблицы было видно рабочие работали с самыми высокими показателями производительности труда -270%.

Коммунистический субботники прошли по многим промышленным центрам. Очень скоро это движение стало массовым. В безвозмездном труде принимали участие не только коммунисты, но и беспартийные. Каждый стремился внести свой посильный вклад в общее дело – разгром врага, угрожающего силой вернуть старые порядки.

Сегодня, для нас безвозмездный труд на благо общества стал чем-то обыденным. Мы по советской привычке, весной, в последнюю субботу апреля выходим все на благоустройство своих дворов и улиц, сажаем деревья, убираем мусор, красим деревья, вскапываем газоны и т.д. А в те трудные для молодой республики годы, столетиями ненавистный, изнурительный труд на господина вдруг приобрел новое качество. Освобожденный от эксплуатации рабочий класс, продемонстрировал невиданную производительность.

Трудящиеся тыла очень быстро усвоили, что своим безвозмездным трудом они укрепляют свое собственное отечество.

Именно это новое (коммунистическое) отношение к труду В.И. Ленин назвал «Великим почином» в своей знаменитой брошюре, написанной 28 июня 1919 года.

Широкий размах коммунистический субботники получили в 1920 году. Известно, что сам Председатель Совнаркома В. Ленин принял участие в подобном субботнике по уборке территории Московского Кремля 1 мая 1920 года. В мирное время, субботники (воскресники) проводились по инициативе руководства предприятий. Часто за счет дополнительного труда руководство предприятий пыталось повысить производственные и экономические показатели по выполнению плановых заданий, повышению производительности труда.

В послевоенное время в СССР ежегодно накануне Первомая, 22 апреля проводился Всесоюзный Ленинский субботник. Это был всенародный праздник безвозмездного труда на благо общества. Кто-то отстоял смену у станка, кто-то навел порядок на заводской территории, убрал свалку. Пенсионеры, школьники, горожане и сельчане приводили в порядок города и села. Всюду играла музыка, улицы были украшены транспарантами и лозунгами. Для одних участие в субботнике было праздником, для других коммунистической принудиловкой.

Со сменой общественного устройства в нашей стране добровольный, общественный, безвозмездный труд предан забвению. Иногда при стихийных бедствиях (наводнение, пожар, землетрясение) в людях просыпается взаимопомощь, коллективный инстинкт самосохранения и они поднимаются на помощь пострадавшим. Но такие случаи встречаются все реже и реже.

Таким образом, слово субботник придумали московские железнодорожники в апреле 1919 года, а газета «Правда» и В.И. Ленин назвали их «коммунистическими».