Мастики Битумные (рецепт и описание). Формула полезной модели


Устали искать объявления о строительных материалах или работах? Экономьте свое время: разместите заказ на необходимые Вам материалы или услуги в разделе строительные тендеры и получайте предложения от мастеров и поставщиков на емайл.

город: Москва

Мастики Битумные (рецепт и описание)

Мастики битумные

Мастики состоят из битума, растворителя и наполнителей. Последние бывают пылевидными (шлаковая пыль, угольная зола, молотый 220 известняк, гипс, кирпичная пыль и древесные опилки) и волокнистыми (минеральная вата и асбест). В холодные мастики иногда добавляют известь-пушонку.

Вот рецепт простой мастики (горячей и холодной), которую каждый может приготовить сам:

Рецепт горячей мастики следующий: битум 8 - 9 частей, наполнитель 1 - 2 части (но лучше, если вы будете использовать комбинированный наполнитель - 1 часть волокнистого и 1,5 - 2 части пылевидного). Готовить ее просто. Сначала в котле расплавьте битум и добавьте, тщательно перемешивая, наполнитель. У вас должна получиться однородная масса. Наносят мастику горячей. Поскольку ее температура не меньше 160°, будьте предельно осторожны и внимательны. Не забывайте о технике безопасности.

Чтобы приготовить холодную мастику, возьмите 4 части битума, 4 части солярки (любой недорогой растворитель) и 2 части наполнителя. Способ "варки" ее такой: солярку (иной растворитель) и наполнитель смешивают отдельно. В котле расплавляют битум и в него осторожно вливают подготовленную первую смесь, постоянно помешивая. Еще раз напоминаем: соблюдайте максимум осторожности: смесь горюча и взрывоопасна. Не заполняйте котлы доверху, чтобы кипящая масса не выплеснулась на огонь! Когда компоненты полностью растворятся, превратившись в однородную смесь, мастике дают остыть. Мастика готова к применению, перед нанесением следует только перемешать и при необходимости добавить растворитель.

А теперь рассмотрим мастики, которые можно приобрести на строительных рынках и в торговых компаниях.
Мастика битумная изоляционная.

Мастика битумная изоляционная (как часто её обозначают мастика МБИ) - состоит из смеси строительных битумов, масленых растворителей и минерального наполнителя. Мастика битумная предназначена для гидроизоляции подвалов, фундаментов, бетонных оснований. Мастику следует наносить на сухую и чистую поверхность. Наносится она при помощи специальных шпателей, кистей, а также наливом с последующим разравниванием. Перед использованием необходимо перемешать, при необходимости разбавить соляркой. Толщина наносимого слоя МБИ составляет от 1,5 до 2 мм (расход при таком слое составляет около 1,5 кг на м2).

Наименование показателей

Величина

Теплостойкость в течение 5 ч., °С,не менее

Прочность сцепления с бетоном, МПа (кгс/см2), не менее

0,10 (1,0)

Вязкость по вискозиметру ВЗ-4 при 20° C, град

Гибкость на стержне диаметром 10 мм. без образование трещин при температуре, °С

Так как мастика битумная на масленых растворителяхявляется одной из дешёвых мастик ВАЖНО знать: не желательно данную мастику использовать для приклеивания рулонных кровельных материалов или других материалов требующих надежной и качественной склейки. Из-за содержания масленых растворителей МБИ идеально противостоит влаги, однако именно данные растворители не способствуют приклеиванию (например, гидростеклоизол на вертикальных поверхностях может сползать). И не стоит забывать о том, что масляные растворителе долгое время не испаряются, а это устойчивый запах и неприятные условия. Но мастика МБИ идеальна для недорогой наружной гидроизоляции фундаментов. Так что «думайте сами, решайте сами» покупать или не покупать.
Гидроизоляционная битумная мастика.

Холодная гидроизоляционная битумная мастика МГХ-Г предназначена для наружной гидроизоляции бетонных, железобетонных, металлических и деревянных строительных конструкций (гидроизоляция фундамента, подвала, наружная гидроизоляция стен подвала и цоколя здания, металлических конструкций погружаемых в грунт). Расход на один слой ~ 1 л/м². Температура размягчения у данной мастики не более 70°С. Холодная гидроизоляционная битумная мастика МГХ-Г – однородная масса, черного цвета (смесь различных сортов нефтяных битумов, минерального наполнителя и органического растворителя).

Работа с мастикой МГХ-Г допускается при температуре не ниже -10°С.. При отрицательной температуре, битумную мастику следует подогреть на водяной или паровой «бане» до +30 – +50°С. Или же выдержать ни менее суток в помещении с температурой не ниже +20°С. Можно и методом «открытого огня», но следует быть очень осторожным из-за легкой воспламеняемости материала. ВНИМАНИЕ: перед нагревом битумной мастики МГХ-Г, необходимо нарушить герметичность её тары, вскрыв крышку. После того как вы нагреете мастику – её следует тщательно перемешать.

Холодная гидроизоляционная битумная мастика МГХ-Г дороже чем обычная битумно -масляная мастика, однако по своим физико-механическим свойствам она намного надёжнее.

Жизнеспособность

Не менее

1,5 часов

Водопоглощение в течение 24 часов

Не более

0,5 % по массе

Условная вязкость

Не менее

21 секунды

Не менее

Не менее

0,3 (3,0) МПа (кгс/см²)

Температура размягчения

Не ниже

343 (70) К (°С)

5,0 ± 0,2 мм

Выбирая битумную мастику МГХ-Г, вы будете уверены, что сделали правильный выбор.
Мастика битумно-каучуковая.

Холодная мастика МГХ-К представляет собой многокомпонентную массу, приготовленную на основе нефтяного битума, резиновой крошки тонкого помола и синтетического термопластичного бутадиен-стирольного блок-сополимера, с добавлением природных смоляных кислот и органических растворителей.

Мастика МГХ-К предназначена для наружной гидроизоляции (гидроизоляция фундамента, гидроизоляция подвала и стен), для герметизации стыков, сопряжений и переходов элементов конструкций, а также для устройства и ремонта мягких кровель. Расход мастики на один слой ~ 1л/кв.м.

Мастика МГХ-К характеризуется как надежный практичный материал с хорошими показателями адгезии, условной прочности и температуры размягчения. Деформация разрушения при растяжении до 300%. Характеризуется высокой эластичностью в интервале температур от −30°С до +130°С, повышенной теплостойкостью, отличной прочностью сцепления с бетоном, невысокой вязкостью, что позволяет хорошо смачивать бетон. Самый высокий среди выпускаемых мастик показатель относительного удлинения при разрыве.

Основные физико-механические свойства

Жизнеспособность

Не менее

0,5 часа

Условная прочность

Не менее

0,5 (5,0) МПа (кгс/см²)

Не менее

Не более

0,5 % по массе

Условная вязкость

Не менее

15 секунд

Массовая доля нелетучих веществ

Не менее

Прочность сцепления с бетоном

Не менее

0,4 (4,0) МПа (кгс/см²)

Температура размягчения

Не ниже

403 (130) К (°С)

Гибкость при температуре, не выше - 5 °С, на брусе с радиусом закругления

5,0 ± 0,2 мм

Готова к применению. Работа с мастикой МГХ-К допускается при температуре не ниже -10°С.. При отрицательной температуре, битумную мастику следует подогреть на водяной или паровой «бане» до +30 – +50°С. Или же выдержать ни менее суток в помещении с температурой не ниже +20°С. Можно и методом «открытого огня», но следует быть очень осторожным из-за легкой воспламеняемости материала. ВНИМАНИЕ: перед нагревом мастики МГХ-К, необходимо нарушить герметичность её тары, вскрыв крышку. После того как вы нагреете мастику – её следует тщательно перемешать.

Идеальна для приклеивания строительных материалов (достаточно одного слоя толщиной не более 1 мм). При гидроизоляционных работах необходимо нанести 2–3 слоя.
Мастика резино-битумная.

Мастика холодная резино-битумная МГХ-Т применяется для ремонта и устройства мягких кровель, приклеивания рулонных наплавляемых материалов, а так же как гидроизоляция бетонных и железобетонных оснований. Расход: 1 – 1,5 л/м².

МГХ-Т – это многокомпонентная масса, приготовленная на основе окисленного битума и резиновой крошки тонкого помола, с добавлением минеральных наполнителей, синтетического бутодиенстирольного каучука и бензина-растворителя с температурой перегонки 160−190°C. Мастика МГХ-Т повышенной теплостойкостью, отличной прочностью сцепления с бетоном и металлом. Может эксплуатироваться при температурах от -40°С до +100°С. Готова к применению. Работа допускается при температуре не ниже −10°С. При необходимости разогревается как все остальные битумные мастики (см. выше).

Срок хранения - 12 месяцев со дня изготовления.

Основные физико-механические свойства

Жизнеспособность

Не менее

0,5 часа

Условная прочность

Не менее

0,3 (3,0) МПа (кгс/см²)

Относительное удлинение при разрыве

Не менее

Водопоглощение в течение 24 ч.

Не более

1 % по массе

Условная вязкость

Не менее

15 секунд

Массовая доля нелетучих веществ

Не менее

Температура размягчения

Не ниже

373 (100) К (°С)

Гибкость на брусе с закруглением

5,0 ± 0,2 мм

Прочность сцепления

C бетоном

Не менее

0,3 (3,0) МПа (кгс/см²)

C металлом

Не менее

0,15 (1,5) МПа (кгс/см²)

Идеальна для ремонта и устройства мягких кровель практически любой сложности и конструкции.
Мастика битумная универсальная.

Мастика битумная универсальная МБУ холодного применения. Состоит из смеси битумов и органических растворителей. Мастика предназначена для гидроизоляционных работ по бетону, антикоррозионной защиты металлических, деревянных и других конструкций, в том числе трубопроводов. Может применяться для приклеивания различных строительных материалов. Расход мастики до 1,5 кг. на кв.м.

Относительно недорогая мастика, имеющая широкий спектр применения

Перед применением мастику МБУ следует перемешать, загустевшую мастику следует разбавить керосином, уайт-спиритом или другим любым растворителем.

Основные физико-механические свойства.

Наименование показателей

Величина

Теплостойкость в течение 5 ч.,
°С,не менее

Прочность сцепления с бетоном,
МПа (кгс/см2), не менее

0,15 (1,5)

Вязкость по вискозиметру
ВЗ-4 при 20 °C, град

Гибкость на стержне диаметром 10 мм. без образование трещин
при температуре, °С

Мастика битумная универсальная МБУ хороший вариант для гидроизоляционных работ по бетону, а так же для устройства горизонтальных мягких кровельных ковров. Для более ответственных мест следует всё таки брать специализированную мастику.

Вот только небольшая часть мастик, которая на сегодняшний день представлена на строительном рынке. Каждый в праве выбирать между качеством и ценой. Однако не стоит забывать о том, что скупой платит дважды.

Для гидроизоляции сегодня применяется широкий ряд продуктов, включая битум и мастики на его основе. Большой выбор требует серьезного подхода в оценке материала на применимость в каждом конкретном случае.

Возведение любого здания начинается с фундамента. От его прочности и долголетия зависит срок эксплуатации дома или другого сооружения. На оба эти факторы напрямую влияет качество гидроизоляции. Поэтому, без мастики не обойтись. Какую выбрать для качественной гидроизоляции, зависит от предназначения и вида. Готовят битумную мастику для гидроизоляции фундамента и своими руками.

Битумная мастика

Битумная мастика классифицируется по таким признакам:

  • Различается по способу приготовления – холодная, горячая.
  • Различается по предназначению. Битумная мастика используется для разных работ – кровельно-изоляционная, гидроизоляционно-асфальтовая, антикоррозийная и приклеивающаяся.
  • Различается по способности к затвердеванию. Подразделяется на твердеющие составы и те, которые не отвердевают.
  • Различается по виду наполнителя. Как связывающие компоненты используются разные вещества. Поэтому мастика подразделяется на масляно-битумную, битумно-полимерную, битумно-латексную, битумно-каучуковую.
  • Различается по типу разбавителя. Одни растворяются водой, другие – органическими растворителями или веществами.
  • Различается по составу – одно- и двухкомпонентная.

Свойства битумной мастики для фундамента

Для гидроизоляции фундамента битумная мастика – незаменимое средство. Два способа гидроизоляции: первый – мастика склеивающее вещество между наплавляемым материалом и основой фундамента, а второй – наносится непосредственно на основание фундамента слоями. Благодаря качествам компонентов, у битумной мастики следующие свойства:

  • Покрывает основу фундамента влагонепроницаемой пленкой с высокими физическими характеристиками. Она прочна, не растрескивается, устойчива к температурным перепадам и не боится воды.

Гидроизоляция фундамента
  • Мастика противостоит появлению и распространению плесени и грибка по основе фундамента.
  • Мастика закрывает поры и мелкие дефекты основания фундамента – сколы, трещины и т. д.
  • У нее высокая адгезию с любым типом основания фундамента.
  • Мембрана с высокой эластичностью и устойчивостью к механическим воздействиям.

Инструкция по выполнению гидроизояции фундамента

Работа с мастикой требует соблюдения техники безопасности. Надевают очки, перчатки, закрывают волосы и открытые участки кожи. Респиратор нужен, если температура воздуха высока.

Горячую мастику перед тем, как приступить к гидроизоляции, разогреть до температуры, указанной в инструкции производителя. Это +160 градусов для битумно-масляного состава. Холодная сразу готова к применению. Горячую мастику с целью гидроизоляции наносят на мокрую поверхность, а холодную – нет.

Подготовка поверхности для гидроизоляции под все виды составов идентична:

  • Фундамент обязательно очистить, обезжирить и просушить.
  • Дефекты поверхности заделать шпаклевкой или цементным раствором, после чего покрыть битумным праймером. Он продается в любом магазине, но его готовят и своими руками. Для этого развести растворителем немного мастики.
  • Перед использованием холодной мастики ее следует размешать. Если она двухкомпонентная, не забывать добавлять отвердитель.

Своими руками битумную мастику лучше наносить валиком или кистью Некоторые мастера рекомендуют использовать для гидроизоляции капроновую щетку, а кистью наносить праймер. Важно соблюдать два условия – толщина слоя не превышает значение, рекомендуемое производителем, и слой наносится равномерно.


Гидроизоляция своими руками

Вертикальные поверхности покрывают сверху вниз. Обмазочный способ гидроизоляции битумно-масляной мастикой допускается использовать, если величина гидростатического напора менее 2 метров. Если она больше, то рекомендуется брать состав с полимерами.

Мастика наносится несколькими слоями. Каждый ложится на уже высохший предыдущий. Готовность определяется касанием руки. Если не липнет, покрывают следующим. Толщина каждого слоя варьируется от глубины залегания фундамента. Когда она меньше двух метров, достаточно двух по 1 мм толщиной. Если глубина более, требуется три слоя толщиной по 1,5 мм каждый.

Очистить инструмент от засохшей мастики можно растворителями и специальными смывками. Иногда помогает керосин.

Мастика своими руками

Если бюджет небольшой и нельзя купить состав, делают мастику своими руками. Для этого нужно запастись следующим:

  • Битумом.
  • Наполнителями.
  • Пластификаторами.

Количество зависит от требуемого объема. Представим расчет для 10 кг готовой мастики. Понадобится 8,5 кг битума, 1 кг наполнителя и полкило пластификатора. По ингредиентам: наполнителем берут минвату, опилки, асбест или каучуковую крошку. Роль пластификатора сыграет отработанное минеральное масло или керосин.

Битум раскрошить на мелкие куски. Наполнитель тоже размельчают. Битум сложить в металлическую емкость с толстыми стенками и поставить на огонь.


Варка битумной мастики

Состав при нагреве расширяется, поэтому емкость берут достаточно большой.

Для плавления содержимого поддерживать температуру не более 190 градусов, иначе битум разложится. Признак начала – появление пузырей желто-зеленого цвета. Если температура более или менее постоянная, то мастика сварится однородной по составу. Добавлять наполнитель и пластификатор требуется постепенно. Смесь должна регулярно перемешиваться. Появляющуюся пену снимать чем-нибудь плоским.

Когда пена осядет, начинать добавлять пластификатор. После этого состав снова перемешать. На этом процесс варки считать оконченным. Хранится мастика, созданная своими руками, может не более суток. Температура в момент нанесения +120 градусов.

Битумная грунтовка своими руками

Если поверхность не обработать праймером, то адгезия мастики снизится. Прочность гидроизоляционной пленки будет недостаточной.

Грунтовка битумная представляет собой смесь бензина и растворенного битума в пропорции три к одному.

Своими руками ее делают так. Разогретый до 70 градусов битум опустить в емкость с бензином или керосином. Делать это не спеша, маленьким кусочками и постоянно перемешивая до полного растворения битума. Крупные фракции удалять или профильтровать через сетку с мелкими ячейками.

Расход

Расход материала зависит от обрабатываемой площади и числа слоев. На него влияет материал, из которого сделана основа, и его плотность. На расход влияет состав и качество продукта.

Обычно расход в пределах от 300 до 900 граммов на метр квадратный.


Битумная мастика в упаковке

Зависит расход и от того, каким способом выполняется гидроизоляция. При обмазочном потребуется больше, поскольку нужно больше слоев большей толщины.

Примерный расход узнают из информации производителя на упаковке. Там указываются усредненные данные, но по ним ориентируются. На расход влияет факт, была ли использована грунтовка или нет.

На видео можно ознакомиться с процессом приготовления праймера и мастики:

Выбор

Выбор большой. Чтобы не ошибиться, получают максимум информации о каждом типе состава, его особенностях, характеристиках и свойствах. Знакомятся с отзывами на специализированных сайтах и рекомендациями специалистов. Желательно, чтобы рекомендации были подкреплены примерами из практики.

В магазине оценивают внешний вид упаковки, интересуются сроком годности. Если все устраивает, проводят маленький тест на взвешивание. Дело в том, что нормальный продукт содержит компоненты, которые легче воды. Кроме того, состав наливают на заводе горячим, а значит в расширенном состоянии. Если пятилитровая емкость весит 5 кило и более, то возникает вопрос к качеству.

Что касается составов, сделанных своими руками, то лучше не выполнять с их помощью серьезных работ. На таком материале не стоит экономить.

Вконтакте

Для подогрева, перемешивания и транспортирования мастик на кровлю применяют специальные машины, работающие в автоматизированном режиме: машину СО-100А (СО-212), передвижные битумоварочные котлы СО-179 и СО-185, перекачивающие агрегаты СО-193 и СО-194.

Машина СО-100А используется для подогрева, перемешивания и транспортирования мастик на кровлю (рис. 1). Составными частями машины, смонтированной на двухосном прицепе 1, являются: теплоизолированная стальная емкость 11 вместимостью 1,5 см 3 , насосный агрегат 13 с системой распределительных кранов, смеситель 4, электронагреватели 5, теплоизолированный мастикопровод 10, бачок 9 для дизельного топлива, система электрооборудования и автоматики 6, пульт управления 12. Емкость имеет два изолированных отсека, один из которых с двойными стенками и жидким теплоносителем между ними предназначен для мастики, а в другом установлен специальный шестеренный насос производительностью 6 м 3 /ч с приводом от электродвигателя мощностью 5,5 кВт. Насос способен перекачивать горячую битумную мастику с волокнистым и абразивным наполнителями.

Рис. 1. Машина для подогрева, перемешивания и транспортирования мастик на кровлю СО-100А

Мастика перемешивается лопастной мешалкой, приводимой во вращение от электродвигателя мощностью 1,7 кВт через редуктор 3. Отсек для мастики имеет заливную горловину 7с крышкой, сливную трубу 14 и указатель уровня мастики 8. Насосом, развивающим рабочее давление 1,5 МПа, можно подавать через распределительные краны мастику по мастикопроводу на кровлю, заполнять приемные емкости работающих кровельных машин, прокачивать мастику по замкнутому контуру мастикопровода и промывать систему от мастики с помощью разогретого дизельного топлива, перекачиваемого из бака вместимостью 80 л.

Сборно-разборный мастикопровод имеет теплоизоляционную оболочку и выполнен из отдельных секций длиной до 2,5 м, соединенных между собой резьбовыми муфтами.

Перед подачей мастики на кровлю систему мастикопроводов разогревают горячим (140...150 °С) дизельным топливом.

Разогрев битумной мастики и дизельного топлива обеспечивается электронагревателями, работающими в сочетании с двумя понижающими (до 50 В) трансформаторами 2. Температура разогрева автоматически регулируется в заданных пределах двумя электроконтактными термометрами, включающими или отключающими секции электронагревателей.

Последние обеспечивают подогрев горячих мастик до температуры 140...200°С, холодных мастик - до 50...100°С.

Техническая характеристика машины СО-100А представлена ниже:

Вместимость бака, м 3

Подача насоса, м 3 /ч

Рабочее давление, МПа

Высота подачи, м

Время подогрева, ч:

горячих мастик до 200 °С

холодных мастик до 100 °С

Установленная мощность, кВт

Габаритные размеры (в транспортном положении), м

5,35 х 2,5 х 4,3

Масса, кг

Передвижные битумоварочные котлы СО-179 и СО-185 применяются для разогрева и подачи битумов при выполнении кровельных и гидроизоляционных работ и монтируются на одноосных двухколесных шасси. Котлы унифицированы, имеют единую конструктивную схему и различаются между собой вместимостью бака, производительностью, массой, габаритами и расходом топлива.

Составными частями битумоварочного котла СО-179 (рис. 2) являются: шасси 3, бак 7 для битума с крышкой 4, жаровая система 2, работающая на дизельном топливе, горелка с блоком управления, битумный шестеренный насос 1 с электроприводом и системой подачи 6 битума, мастикопровод 5, топливный бак с системой подачи топлива к горелке, электрооборудование и приборный отсек. Жаровая система котла выполнена в виде погружного кипятильника, свободно извлекаемого из котла. В топочной камере жаровой системы помещена работающая в автоматическом режиме горелка с рециркуляционной форсункой и напорной системой распыления.

Рис. 2. Битумоварочный котел СО-179

С помощью горелки осуществляется сжигание дизельного топлива, подаваемого к ней топливным насосом из топливного бака. Продукты сгорания разогревают битум в баке за счет прямой теплопередачи через стенки жаровой системы и удаляются по двум дымоходным трубам с регулирующими заслонками в атмосферу. Требуемая температура разогрева битума поддерживается регулировочным термостатом блока управления, который обеспечивает эксплуатацию горелки по заданной программе. Лучшему распределению тепла по всему объему бака способствует работающий в режиме рециркуляции битумный шестеренный насос производительностью 4,8 м 3 /ч. С помощью шестеренного насоса, развивающего рабочее давление 1,5 МПа, горячий битум по мастикопроводу подается на кровлю. Управление подачей битума к месту производства работ осуществляется непосредственно с кровли.

Ниже представлена техническая характеристика битумоварочных котлов СО-179/СО-185:

Перекачивающие агрегаты СО-193 и СО-194 предназначены для подачи на кровлю горячих битумных с пылевидными, волокнистыми или комбинированными наполнителями мастик и работают в автоматизированном режиме. Они имеют одинаковую конструкцию и различаются между собой производительностью (подачей), давлением нагнетания, мощностью привода и габаритами.

Каждый агрегат (рис. 3) смонтирован на раме 1 и состоит из термоизолированного шестеренного насоса 3 с предохранительно-перепускным клапаном и автоматической системой подогрева, приводного электродвигателя 2 (соединенного с валом насоса упругой муфтой) и шкафа с электрооборудованием 4. В теплоизолированном кожухе насоса смонтированы теплоэлектронагреватели (ТЭНы), автоматизированный режим поддержания заданной температуры, которых обеспечивается температурным реле. Агрегаты могут эксплуатироваться в осенне-зимний период и в режиме длительных перерывов в работе.

Рис. 3. Агрегат для перекачки битумных мастик СО-194

Предохранительные клапаны агрегатов автоматически открываются для слива мастики при давлении 0,8 МПа у агрегата СО-193 и 1,6 МПа у агрегата СО-194.

Техническая характеристика перекачивающих агрегатов СО-193/СО-194:

Машины для раскатки и наклейки рулонных материалов наклеивают рулонный ковер на подготовленное основание двумя способами: раздельным, при котором операции по нанесению битумной мастики на поверхность основания кровли, раскатка и прикатка рулонного материала выполняются раздельно специализированными машинами и устройствами, и совмещенным, при котором указанные операции выполняются последовательно одной универсальной машиной.

Раздельный способ устройства кровли применяют на объектах с небольшими объемами кровельных работ (жилые, культурно-бытовые и административные здания) и в стесненных условиях с использованием компактных и мобильных битумно-мастичных машин СО-122А и СО-195 для нанесения грунтовок и битумных мастик, работающих в комплексе с ручными устройствами для раскатки и прикатки рулонных материалов СО-108А и ИР-830 и кровельными ножницами ИР-799.

Битумно-мастичные машины СО-122А и СО-195 предназначены для приема, транспортирования битумных мастик, автоматического поддержания в них заданной температуры и нанесения на поверхность основания кровли с помощью центробежной форсунки. Их применяют при устройстве гидроизоляционного ковра, парогидроизоляции и огрунтовке на поверхностях с уклоном до 15%, при температуре воздуха ± 20 °С и отсутствии атмосферных осадков.

Машина СО-195 (рис. 4) смонтирована на трехколесном шасси, включающем два задних пневмоколеса 8 и переднее поворотное 6 с обрезиненным ободом, управляемое рукояткой 4. Машина передвигается оператором по основанию кровли вручную и состоит из теплоизолированного бака 7 с двойным днищем, насосного агрегата 3, электрошкафа 1, гибкого мастикопровода, удочки-форсунки 5 и пульта 2 с панелью управления.

Рис. 4. Битумно-мастичная машина СО-195

Бак разделен перегородкой на две секции, в одной из которых вместимостью 100 л помещаются мастика и ТЭНы для поддержания ее температуры (60…200 °С), а в другой, вместимостью 10л - дизельное топливо для обогрева и промывки напорной магистрали машины. Дизельное топливо разогревается за счет теплопередачи от мастики. Насосный агрегат предназначен для подачи мастики к удочке и промывки мастикопровода и форсунки дизельным топливом. Насосный агрегат включает теплоизолированный шестеренный насос ТЭНами для разогрева мастики, приводной электродвигатель, предохранительный клапан и температурное реле. Насос засасывает мастику из бака и подает ее под давлением 0,7 МПа по гибкому мастикопроводу к центробежной форсунке, распыляющей мастику по поверхности основания. Предохранительный клапан насоса отрегулирован на давление 0,8 МПа.

Контрольно-регулирующая аппаратура машины автоматически регулирует температурный режим электронагревателей в заданных технологических пределах.

Ниже приведена техническая характеристика битумно-мастичных машин СО-122А/СО-195:

Производительность, м 3 /ч

Толщина наносимого слоя, мм

Температура мастики, град

Подача насоса, м 3 /ч

Рабочее давление, МПа

Установленная мощность, кВт

Напряжение, В

Вместимость баков, л:

для мастики

для дизельного топлива

Число электронагревателей

Габаритные размеры, мм

1600 х 686 х 1100 / 1700 х 780 х 1200

Масса, кг

Совмещенный способ наклейки гидроизоляционного ковра применяют при выполнении больших объемов работ на плоских кровлях с использованием самоходных и передвигаемых оператором вручную машин. Самоходные машины наклеивают рулонные материалы на горячие и холодные мастики, выдают мастику на поверхность основания, равномерно выравнивают слой мастики, укладывают полотнище материала с последующей его прикаткой катка и приклеивают кромки рулонного материала к основанию кровли. Их производительность до 250 м 2 /ч.

При устройстве гидроизоляционного кровельного ковра мастичным способом наиболее трудоемкими операциями являются приготовление, транспортирование на объект, подача на кровлю и нанесение битумных мастик на основание, при выполнении которых используется довольно большая номенклатура машин, оборудования и приспособлений. При этом способе устройства кровли довольно высока доля ручного труда, сложен контроль за толщиной наносимого на основание кровли слоя битумной мастики при укладке гидроизоляционного ковра, что приводит к снижению качества работ и перерасходу клеящих материалов, поэтому все большее применение при устройстве гидроизоляционного кровельного ковра получают наплавляемые рулонные материалы, на поверхность которых в период изготовления в заводских условиях нанесен с обеих сторон утолщенный слой (0,6...4 мм в зависимости от марки) битумной мастики.

Применение наплавляемых кровельных рулонных материалов, производство которых непрерывно растет, позволяет значительно упростить технологию и продолжительность устройства кровельного гидроизоляционного ковра, исключить необходимость приготовления на объектах клеящих материалов, в 2...2,5 раза снизить затраты ручного труда и себестоимость кровельных работ, уменьшить расход битумных материалов, сократить до 2-3 ед. номенклатуру кровельных машин и автоматизировать их работу, обеспечить высокое качество кровли, повысить культуру производства кровельных работ и производительность труда, улучшить условия труда рабочих.

Основным видом кровельного покрытия является мягкая рулонная кровля. Существуют также безрулонные кровли на основе би - тумно-полимерных и полимерных мастик. Механизация процессов изготовления кровли включает в себя транспортировку и укладку стяжек по перекрытиям и кровле, укладку и наклейку рулонных материалов на полимерно-битумной основе, приготовление и на­несение битумных и полимерно-битумных мастик и эмульсий, удаление воды и сушку оснований кровли.

Для устройства стяжек под кровлю применяются жесткие растворы, подача которых к месту работы производится пневма­тическим способом. Машина для приготовления и подачи жестких растворов (рис. 21.17) представляет собой цилиндрический резер­вуар 2, установленный на раме 1. Внутри резервуара вращается лопастный вал 9 для приготовления раствора из сухих смесей и перемещения его к выходному патрубку 13. В верхней части ре­зервуара расположен загрузочный люк 3 с крышкой 4, гермети­чески закрывающийся замком 5, а также трубопроводы с кранами управления 7, манометром 8 и предохранительным клапаном 12. На крышке 4 установлен кран 6, сбалансированный с замком 5 для сброса давления из резервуара после окончания подачи ра­створа. К выходному патрубку присоединяется напорный шланг 10, заканчивающийся насадкой 11. Загрузка сухой смеси произ - 312
водится через люк 3. Приготовление раствора происходит под давлением сжатого воздуха, поступающего в резервуар от ком­прессора, что способствует его аэрации. Аэрированная смесь по­ступает в выходной патрубок отдельными порциями с воздушными прослойками благодаря цикличному перекрытию патрубка ло­пастью смесителя, что позво­ляет перемещаться смеси на значительные расстояния (40 м по вертикали или 115 м по го­ризонтали) при сравнительно невысоком рабочем давлении (до 0,6 МПа). Расход сжатого воздуха 2,2 ... 2,5 м3/мин.

Укладка и наклейка рулон­ного материала на подготов­ленное основание обычно про­изводятся с помощью подруч­ных механизмов и приспособ­лений, однако существуют и комплекты для комплексной механизации этих процессов. В комплект вхо­дят тележка для подвоза к месту работ рулонного материала и растворителя - пластификатора, приспособление для подачи растворителя, установка для нанесения растворителя и укладки рулонного материала, кровельные ножницы и приспособление для прикатки рулонного материала. Тележка для подвозки материалов обеспечивает размещение бочки (200 л) с растворителем или ше­сти рулонов материала. Установка для нанесения растворителя и укладки рулонного материала дана на рис. 21.18. Рама установки состоит из тележки на колесах 7 и 11, к которой прикреплен дугообразный кронштейн с поролоновыми валиками / и 3 и тру­бопроводами 4 и 5 для подачи к ним растворителя из дозатора 8. Наличие кинематической связи дозатора с передним колесом 11 обеспечивает при движении тележки одновременную подачу раст­ворителя к обоим валикам, т. е. нанесение растворителя как по раскатываемой с помощью ролика-толкателя 6 поверхности ру­лонного материала 2, так и на покрываемое им основание. Для нанесения растворителя вручную в начале процесса раскатывания материала установка обеспечена удочкой 9 с резиновым шлангом 10. Для прикатки материала приспособлением развивается дав­ление 0,04 МПа при ширине захвата 955 мм.

Для приготовления и нанесения на поверхность битумных и полимерно-битумных мастик применяются машины, обеспечиваю­щие подогрев, перемешивание, транспортировку и нанесение мастик на кровлю (рис. 21.19). Они состоят из емкости 2 для битума, на­сосного агрегата 5, установленных на шасси прицепа 1, и трубо­
проводов 6. Разогрев битума производится с помощью промежу­точного теплоносителя (высококипящего масла), нагреваемого- электрическими трубчатыми нагревателями (ТЭНами) 3. Верхниш отсек емкости - битумный - оборудован системой перемешивания. Подача мастики к месту работы производится специальным ше­стеренчатым насосом, способным перекачивать горячую массу с волокнистым абразивным наполнителем. Трубопровод служит для.

Подачи мастики от насоса к месту работы и состоит из отдельных; секций и колен, имеющих теплоизоляционную оболочку. Трубо­провод разогревается перед началом работы омическим сопротив­лением посредством понижающего трансформатора. На всасываю­щем и напорном трубопроводах установлены трехходовые краны. Первый из них предназначен для подачи в насос мастики или жидкости для промывки насоса, второй - для подачи мастики па - трубопроводу или для рециркуляции ее обратно в емкость для повышения интенсивности разогрева мастики. Электрооборудова­ние 4 машины обеспечивает пуск и нормальную работу насоса при разогреве мастики, работу привода насоса, контроль темпе­ратуры разогрева насоса, поддержание температуры мастики.

При устройстве безрулонных кровельных покрытий на основе полимерных мастик используются передвижные станции, механи­зирующие полный технологический цикл работ: разгрузку мастики, обработку ее с целью снижения вязкости, подачу к месту работы и нанесение на поверхность методом безвоздушного распыления. На пневмоколесном шасси 1 таких станций (рис. 21.20) установ­лены: на колонне 15 поворотная кран-балка 2 с электротельфером и грузозахватным устройством 11, технологическая 7 и рабочая 16 емкости со смесителями и шнеками, компрессор 3, барабан 19 для намотки напорного рукава 18 с форсункой 17, насосы 5, си­стема трубопроводов с манометрами 4, напорными клапанами 14 и кранами 13. Смесители приводятся в действие от электродвига­телей 8 через редукторы. Емкости 7 и 16 оборудованы сливными кранами 6. При работе станции емкости 10 с мастикой устанав­ливают с помощью кран-балки в приемное устройство 12, откуда мастика сливается через горловину 9 в емкость 7. При значитель­ной вязкости мастики для ее выдавливания используют компрес­сор. В технологической емкости мастика перемешивается и цир­кулирует по замкнутому контуру с помощью насоса 5 с добавле­нием при необходимости растворителей. Доведенная до рабочего

Полезная модель относится к машинам непрерывного действия для расплавления битумных мастик горячего применения и автоматического поддержания температуры мастики, необходимой для выполнения технологического процесса нанесения расплавленной битумной мастики на поверхность магистрального газопровода в условиях строительства и ремонта. Преимущество машины для расплавления битумных мастик горячего применения в условиях строительства и ремонта магистральных газопроводов заключается в том, что машина состоит из двух битумоплавильных котлов, соединенных между собой технологическими битумопроводами при этом по мере расплава в одном из котлов твердой мастики жидкая фракция постепенно перекачивается специальными насосами в другой котел, в котором постоянно поддерживается та температура жидкой фракции, которая регламентирована в технологическом регламенте ее применения. При этом процесс расхода жидкой фракции тут же пополняется из другого котла. Разогретую до 170-190°С мастику приготавливают в течении 2-4 часов, перекачивают в котел готовой мастики и выдерживают при температуре 160-180°С не более 3-х часов до полного выпаривания влаги. Готовая мастика с помощью битумных шлангов подается битумными насосами в изоляционную машину и с ее помощью наносится на поверхность ремонтируемого трубопровода. Дальнейшая работа котлов может осуществляться какое угодно время без технологических остановок, что позволяет значительно увеличить производительность производства изоляционно-укладочных работ на магистральных газопроводах. Основные рабочие инструменты-котлы расположены на раме машины и связаны между собой технологическими битумопроводами, для запуска работы котлов применяется таймерное устройство и система автоматизированной перекачки жидкой фракции из одного котла в другой. Для обеспечения определенной температуры мастики в котле и распределения этой температуры в заданных диапазонах используются автоматизированные устройства подачи газа в форсунку и непрерывного перемешивания битумной мастики в котлах. Для подогрева рулонного материала (армирующий, кровельной и т.д.) при производстве работ в зимнее время на машине имеется специальное место подогрева, запас брикетов мастики хранится на площадке на поверхности котлов. Использование предлагаемой для расплавления битумных мастик горячего применения в условиях строительства и ремонта магистральных газопроводов машины снизит трудозатраты на эксплуатационное обслуживание и энергоемкость устройства, повысит его надежность и производительность с одновременным повышением качества приготовления мастики, уменьшит потери материала, что обеспечит экологическую безопасность производства работ при строительстве и ремонте магистральных газопроводов путем отсутствия загрязнения окружающей среды.


Полезная модель относится к машинам непрерывного действия для расплавления битумных мастик горячего применения и автоматического поддержания температуры мастики, необходимой для выполнения технологического процесса нанесения расплавленной битумной мастики на поверхность магистрального газопровода в условиях строительства и ремонта.

Известна установка для приготовления и нанесения гидроизоляционных материалов типа мастик, содержащая прицеп с рамой, емкость с трубопроводом, всасывающий патрубок, выпускной кран, насос с электромотором, шланги. Непосредственно в емкости установлена лопастная мешалка, выполненная с отверстиями в корпусе, а под днищем емкости расположены теплонагреватели, каждый из которых помещен в отражатель, имеющий в поперечном сечении форму гиперболы, обращенной вогнутой частью в сторону днища емкости (Авт. св. СССР № 285021, 1970).

Недостатком известной установки являются необходимость частой чистки системы трудопроводов (внутренней магистрали и внешней шланги с распылителями) специальным промывочным материалом, усложненная конструкция теплонагревателей. Все это свидетельствует о высоких трудозатратах на эксплуатационное обслуживание. Кроме того, данная установка совершенно не пригодна для использования при ремонте кровель повышенной этажности, так как предназначена в основном для наземного передвижения и нанесения гидроизоляционных материалов, в частности дорожных покрытий.

Известна установка - электрокотел, содержащий установленную на опоре емкость с терморегулятором, торцовым сливным краном, крышкой и термоизолирующим кожухом, горизонтально расположенные в нижней части емкости нагревательные элементы с коробчатыми защитными ограждениями, битумный насос, систему автоматического управления. Днище емкости выполнено с параллельно расположенными в нем проемами, а коробчатые ограждения открытыми снизу и соединенными торцами стенок с кромками соответствующих проемов в днище емкости, образуя в поперечном сечении последнего зигзагообразный профиль, отношение суммарного объема коробчатых ограждений к объему емкости составляет 0,03-0,05 объема емкости, а торцы ограждений со стороны сливного крана расположены относительно стенки емкости с промежутком, причем емкость выполнена съемной, имеет опертые на термоизолирующий кожух борта и расположена в последнем с зазором, равным 1,5-2,0 толщины ее стенки (Авт. св. СССР № 1296658, 1987).

Недостатком известного устройства является то, что оно громоздко. Кроме того, оно характеризуется сложностью монтажа и демонтажа конструкции, повышенным весом. Наличие системы внутренних трубопроводов создает вероятность их засорения и необходимость периодической чистки промывочным материалом. К тому же наличие внутри емкости системы трубопроводов, коробчатых ограждений для нагревательных элементов затрудняет чистку емкости, а на ее демонтаж требуется много времени (снятие насоса с крышки, отсоединение системы трубопроводов, подводящих электропроводов и т.д.). Стационарное положение электрокотла и зигзагообразный профиль днища емкости затрудняют полный слив битума из емкости, что требует дополнительных трудозатрат на очистку. Известное устройство не надежно при эксплуатации в виду частого выхода из строя нагревательных элементов (перегорают), которые, находясь в коробчатых ограждениях испытывают повышенные электрические нагрузки, а открытость последних снизу в совокупности с зазором между кожухом и емкостью делает возможным попадание битума к нагревательным элементам, так как прокладки, находясь в зоне высоких температур, деформируются и быстро изнашиваются, что снижает степень изоляции нагревателей.

Наиболее близким к заявляемой полезной модели по совокупности существенных признаков и достигаемому положительному результату является устройство для разогрева и плавления вязких материалов (П RU № 2076166, 1995, прототип). Для разогрева и плавления битума используется устройство, которое содержит корпус, установленную с помощью опорных бортов с зазором съемную емкость с торцевым сливным устройством и крышкой с загрузочным люком. Под днищем емкости расположены кварцевые трубки с нитью накала. Внутренняя поверхность корпуса в основании выполнена изогнутой и обращена вогнутой частью в сторону днища емкости. Корпус смонтирован на ходовой части, состоящей из трубчатого каркаса с рукоятью и колес.

Недостатком известного устройства является то, что оно громоздко. Кроме того, оно характеризуется сложностью монтажа и демонтажа конструкции, повышенным весом. Использование устройства является весьма трудоемким, что вызывает определенные трудности в процессе выполнения строительно-монтажных операций в различных природно-климатических и инженерно-геологических условиях производства работ при строительстве и ремонте магистральных газопроводов.

Технический результат на достижение которого направлена полезная модель заключается в снижении трудозатрат на эксплуатационное обслуживание и энергоемкости устройства, повышении его надежности и производительности с одновременным повышением качества приготовления мастики, уменьшении потерь материала, что обеспечит экологическую безопасность производства работ при строительстве и ремонте магистральных газопроводов путем отсутствия загрязнения окружающей среды.

Для достижения указанного технического результата предлагается машина для расплавления битумных мастик горячего применения в условиях строительства и ремонта магистральных газопроводов, содержащая раму, установленную на ходовые колеса, котел для расплава мастики, котел готовой мастики, форсунки, пульт автоматического управления работой котлов, битумные насосы для перекачки жидкой фракции мастики из одного котла в другой и подачи мастики к изоляционной машине, места подогрева рабочего запаса рулонных армирующих материалов и хранения брикетов битумной мастики, консольной балки для подъема рулонных материалов и брикетов битумной мастики.

Предлагаемое изобретение пояснено чертежами, на которых:

На фиг.1 изображена принципиальная схема машины для расплавления битумных мастик горячего применения в условиях строительства и ремонта магистральных газопроводов;

На фиг.2 изображено сечение по А-А заявляемой машины для показа расположения функциональных устройств внутри котла с расплавленной мастикой;

На фиг.3 изображено сечение по Б-Б заявляемой машины для показа расположения функциональных устройств внутри котла с расплавленной мастикой.

Примечание: На всех чертежах детали и узлы одинакового назначения обозначены одними и теми же номерами позиций.

Машина работает следующим образом. Машина устанавливается на месте производства работ по строительству или ремонту линейной части магистрального газопровода рядом с изоляционной машиной по нанесению битумной мастики на поверхность газопровода и сцепляется с краном-трубоукладчиком, сопровождающим изоляционную машину.

Машина для расплавления битумных мастик горячего применения в условиях строительства и ремонта магистральных газопроводов имеет устройство для разогрева и плавления вязких материалов (10) под воздействием нагревательного элемента (18), съемную емкость с торцевым сливным приспособлением, которая установлена в корпусе с утеплителем (16) с зазором с помощью опорных бортов и которая оборудована крышкой с загрузочным люком (11).

Машина состоит из рамы (12), установленной на ходовые колеса (14), двух котлов, котел готовой мастики (3) и котел расплава мастики (10), места для подогрева рабочего запаса рулонных армирующих материалов (1), консольной кран-балки (2) для подъема рулонных армирующих материалов и брикетов битумной мастики (7). Котлы оборудованы: специальными соплами (4) и (13) для расплава мастики и поддержания рабочей температуры жидкой фракции мастики, распределительным электрическим щитом (6), пультом автоматического управления работой котла (5), автоматизированным устройством регулировки подачи газа в форсунку (20) в зависимости от температуры мастики и устройством обеспечения непрерывного циркулирования мастики в котлах (21). Для удаления продуктов, выделяющихся при расплаве мастики и создания необходимой тяги, устанавливается вытяжная труба (9). На поверхности котлов смонтированы ограждения (8) и люки (11) для загрузки мастики в котел.

Основные рабочие инструменты-котлы расположены на раме машины и связаны между собой технологическими битумопроводами, для запуска работы котлов применяется таймерное устройство и система автоматизированной перекачки жидкой фракции из одного котла в другой. Для хранения и подогрева запаса брикетов мастики и рулонного материала (армирующий, изоляционный) при производстве работ в зимнее время на машине имеется специальное место -площадка на поверхности котлов под ограждением (8), а также емкость для хранения рулонного материала (1).

Перед началом запуска котлов в работу, мастика, поступающая с завода в отвержденном состоянии в брикетах массой 3-5 кг очищается от упаковки и загружается в котел расплава мастики. Общий объем мастики на должен превышать 2/3 емкости котла. Включается система расплава мастики.

С помощью форсунки (13) во внутреннюю поверхность жаропрочной трубы (18), установленной внутри котла на опорах (19), впрыскивается топливо. Длина пламени регулируется таким образом, чтобы температура на поверхности жаропрочной трубы составила 200°С, а количество подачи газа в форсунку в зависимости от температуры автоматически регулируется устройством (20). Непрерывное циркулирование мастики обеспечивается устройством (21). Происходит расплав мастики. Как только жидкая фракция мастики поднимется до нижней образующей поверхности жаропрочной трубы (18), автоматически включаются битумные насосы (15), установленные в разных частях основания котла (10), обеспечивающие циркуляцию жидкой фракции мастики. Делается это с целью предотвращения возможного шлакования мастики на поверхности жаропрочной трубы. По мере наполнения котла расплавленной мастикой жидкая фракция перекачивается в другой котел. Для уменьшения потерь тепла корпус котла (17) облицован специальным утеплителем (16). При выключенной форсунке температура жидкой фракции мастики понижается на 6-8°С за 24 часа.

Разогретую до 170-190°С мастику приготавливают в течении 2-4 часов, перекачивают в котел готовой мастики и выдерживают при температуре 160-180°С не более 3-х часов до полного выпаривания влаги. Готовая мастика с помощью битумных шлангов подается битумными насосами в изоляционную машину и с ее помощью наносится на поверхность ремонтируемого трубопровода. Дальнейшая работа котлов может осуществляться какое угодно время без технологических остановок, что позволяет значительно увеличить производительность производства изоляционно-укладочных работ на магистральных газопроводах.

Преимущество машины для расплавления битумных мастик горячего применения в условиях строительства и ремонта магистральных газопроводов заключается в том, что машина состоит из двух битумоплавильных котлов, соединенных между собой технологическими битумопроводами при этом по мере расплава в одном из котлов твердой мастики жидкая фракция постепенно перекачивается специальными насосами в другой котел, в котором постоянно поддерживается та температура жидкой фракции, которая регламентирована в технологическом регламенте ее применения. При этом процесс расхода жидкой фракции тут же пополняется из другого котла.

Основные рабочие инструменты-котлы расположены на раме машины и связаны между собой технологическими битумопроводами, для запуска работы котлов применяется таймерное устройство и система автоматизированной перекачки жидкой фракции из одного котла в другой. Для подогрева рулонного материала (армирующий, кровельной и т.д.) при производстве работ в зимнее время на машине имеется специальное место подогрева, запас брикетов мастики хранится на площадке на поверхности котлов.


Формула полезной модели

Машина для расплавления битумных мастик горячего применения в условиях строительства и ремонта магистральных газопроводов, включающая устройство для разогрева и плавления вязких материалов, содержащее корпус, установленную в нем с зазором с помощью опорных бортов съемную емкость с торцевым сливным приспособлением, крышкой с загрузочным люком, нагревательные элементы, отличающаяся тем, что в нее введена функциональная подсистема, включающая раму, рабочие инструменты-котлы расположены на раме машины и связаны между собой технологическими битумопроводами, для запуска работы котлов применяется таймерное устройство и система автоматизированной перекачки жидкой фракции из одного котла в другой, для обеспечения определенной температуры мастики в котле и распределения этой температуры в заданных диапазонах используются автоматизированное устройство подачи газа в форсунку в зависимости от температуры мастики и устройство обеспечения непрерывного циркулирования мастики в котлах, на верхней поверхности котлов расположена площадка для складирования запаса брикетов мастики, а при отрицательной температуре наружного воздуха в машине предусмотрено место подогрева рулонного армирующего или изоляционного материала.