Как помочь школьнику хорошо учиться: главные советы

Несмотря на то, что учебный год только начался, у многих родителей уже возникает довольно много вопросов, о том, как помочь ребенку хорошо учиться в школе. Конечно, каждый родитель хочет, что бы его чадо получало только 11 и 12, ведь это будет гарантировать ребенку хорошее будущее. Но многие родители делают такие ошибки, которые прямо противоречат их ожиданиям. Поэтому, мы решили рассказать вам, как правильно помочь школьнику хорошо учиться.

Как помочь школьнику хорошо учиться: больше разговаривайте

Ведь разговор - это наше все. Маленький ребенок, разговоры которого ограничиваются на "Хочу кушать", многого ни в школе, ни в жизни не добьется. Поэтому нужно больше разговорить с ним обо всем, как прошел деть, что понравилось в мультике, или фильме. Все это должно научить ребенка правильно выражать свои мысли, объяснять свою точку зрения, и что немаловажно - отстаивать ее потом. Так же, способствуйте тому, что ребенок чаще выражал свои мысли и понимал, что к ним прислушиваются.


Как помочь школьнику хорошо учиться: словарный запас

Не только количество слов будет тут важным, но и то, как ребенок узнал их. Научите его пользоваться научной литературой. Конечно, не нужно ему давать в раннем возрасте научные труды, но детские энциклопедии подойдут прекрасно. Если, например, ребенок спросит у вас "существует ли тасманский дьявол", откройте с ним книгу, и помоги ему самому найти ответ. Умение использовать научную литературу очень сильно поможет в школе.


Как помочь школьнику хорошо учиться: интересуйтесь уроками

Узнавайте, что происходит в школе, какие уроки, насколько хорош учитель, и конечно, какая у вашего ребенка успеваемость. Не нужно быть надзирателем, а старайтесь построить доверительные отношения, когда ребенок не будет бояться признаться вам в двойке. Это поможет вам узнавать о проблемах вашего ребенка, и помогать ему их вовремя решить.

Ключ к повышению успеваемости школьника – в понимании, каким образом происходит процесс обучения, какие факторы способствуют усвоению новой информации и творческому мышлению, а какие мешают ребенку сконцентрироваться на учебе. В этой книге мы постараемся подробно объяснить, каким образом ребенок воспринимает учебный материал, как работает его память и какую роль в обучении играют мотивация и концентрация внимания.

Мы хотим помочь родителям понять, что даже если ребенок не справляется с достаточно высокими требованиями, предъявляемыми современной школой, это не значит, что он обречен на «тройки» и «двойки» и в будущем не сможет получить достойное высшее образование и овладеть интересной профессией. Вы в силах изменить ситуацию и помочь своему ребенку! Очень часто успеваемость страдает у умных и талантливых детей, потому что они не могут раскрыть свои способности или же просто не умеют учиться. К счастью, это не врожденный дар, эффективным стратегиям обучения можно и нужно учиться, и вы, родители, играете в этом деле главную роль.

Многие родители полагают, что дисциплину и стремление к учебе ребенку должны прививать учителя в школе. Конечно, от таланта и опыта преподавателя зависит многое, однако основные навыки, необходимые детям для успешного обучения в школе, закладываются в семье, начиная с самого раннего возраста. Своим примером, правильно выбранными стратегиями воспитания, любовью и заботой родители закладывают фундамент для будущего интеллектуального и психического развития ребенка. И в школьные годы дети по-прежнему нуждаются в вашей поддержке, понимании и руководстве.

Зачастую из самых лучших побуждений родители совершают ошибки, за которые их детям приходится расплачиваться в дальнейшем. Хорошая новость в том, что их не поздно исправить, пока ребенок еще поддается вашему влиянию, прислушивается к советам старших и хочет добиться в жизни успеха. Вам нужно лишь слегка подтолкнуть его в нужном направлении, поддержать его веру в собственные силы и подсказать верное решение в сложной ситуации.

В первой части книги мы расскажем вам о значении мотивации для успешного обучения. Вы узнаете, как заинтересовать ребенка учебой, повысить его стремление к знаниям по различным предметам, вы научитесь определять его сильные и слабые стороны и помогать, когда это необходимо.

Вторая часть книги посвящена такому очевидно полезному и важному фактору обучения, как хорошая память и способность к концентрации внимания. И то и другое играет решающую роль в школьной успеваемости ребенка, и часто недостаток этих качеств становится препятствием на пути к успешной учебе. Мы рассматриваем эти явления в комплексе, так как они тесно взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Тренировка памяти невозможна без концентрации внимания, и как ее добиться, мы вам подробно расскажем.

В конце книги вы найдете удобные и информативные тесты на память, мотивацию и концентрацию внимания. Они помогут вам лучше понять, в каких сферах у ребенка есть проблемы и что именно мешает ему успешно учиться.

В части «Чем школьнику могут помочь родители?» даны конкретные рекомендации для родителей на краткосрочный период времени (на неделю), на среднесрочный период (на месяц) и долгосрочный период (на полгода). Какие-то из этих простых и легко выполнимых советов могут показаться вам очевидными и само собой разумеющимися, а другие, возможно, укажут вам путь к решению проблем, которые прежде казались непреодолимыми.

Эта программа не потребует от вас больших усилий, а пользы принесет очень много. Научите своего ребенка учиться!

Мотивация

Почему важна мотивация?

Для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки, прежде чем он в конце концов окажется в своей комнате за письменным столом. Если же через десять минут заглянуть к нему, окажется, что он уже занят абсолютно другим делом. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадках или грызет карандаш. Родители начинают делать замечания, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок все чаще стонет: «Школа – это каторга!», и родителям все труднее находить доводы против этого утверждения.

Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей, а в отсутствии мотивации. Не только показатель умственного развития ребенка отвечает за школьные успехи и неудачи, но и целый букет различных факторов. Успех в учебе – это умение плюс желание. Неуспевающим ученикам часто не хватает прежде всего заинтересованности в учебе. Они занимаются лишь под давлением со стороны старших и предпочитают поверхностно осваивать знания, не углубляясь в материал.

Исследования показывают: в школе с каждым годом у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе неуклонно снижается. И этот процесс начинается все раньше: сегодня учителя имеют дело уже не только с нежелающими учиться подростками в возрасте полового созревания, но и с учениками начальной школы, у которых отсутствует стимул к обучению. Последствия прогрессирующего отсутствия желания учиться весьма драматичны: около 8% учащихся начальных классов регулярно прогуливают занятия, среди учеников средней школы эта цифра достигает 15%, 10% всех школьников одного года рождения бросают школу, не закончив ее.

Если отсутствует мотивация, все кажется тягостным: урок математики становится утомительным и нескончаемым, ежедневные домашние задания превращаются в пытку. Арсенал трюков, которые используют родители, чтобы заставить своих детей учиться, велик: они соблазняют своих отпрысков денежным вознаграждением за хорошие оценки, угрожают запретом на просмотр телевизионных передач, просят, ругают – и часто приходят в отчаяние. Потому что без внутренней мотивации для выполнения заданий детям не хватает энергии, внутреннего «двигателя». А его родители, к сожалению, не могут «запустить» усилием своей воли.

Мотивация – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на математику или географию. Но все можно изменить.

Преимущества, которые несет в себе мотивированное обучение, огромны: внутренний стимул повышает интерес и выносливость, усиливает концентрацию. Ученик, обладающий внутренним стимулом к обучению, как показывают исследования, получает более высокие оценки, чем дети, которые учатся без желания. К тому же заинтересованный ребенок получает от своей работы удовольствие. Это упрощает жизнь и родителям, которым в этом случае не приходится постоянно выполнять функции «внешнего стимулятора». Ученики, внутренне мотивированные, используют более разумные учебные стратегии, они сопоставляют новую информацию с тем, что уже знают, и сами проверяют, как они усвоили новый материал. Изученное остается у них в памяти надолго.

Откуда берется внутренний стимул познавать новое, если для этого требуется приложить много усилий? Как запустить этот механизм в ребенке, который считает, что учиться в школе скучно? В этой части книги мы объясним, как формируется и работает мотивация и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от учебы и повысил успеваемость в школе.

Что такое мотивация?

Слово «мотивация» происходит от латинского глагола «movere», двигать. И действительно: мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Чем мы, родители, можем помочь школьникам сегодня, когда школьная программа все сложнее и требования к детям все выше? Около 40% детей имеют трудности с концентрацией внимания, они легко отвлекаются от своих заданий и витают в облаках. Многие дети также сталкиваются в школе с проблемой запоминания большого количества информации: правила, формулы, даты, стихи и тому подобное приходится учить наизусть, и не у каждого ребенка это выходит легко. К счастью, усидчивость и хорошая память – это не обязательно таланты, данные человеку от рождения, их можно развить с помощью тренировки. В этой книге вы найдете объяснение тому, почему детям так трудно сосредоточиться, и узнаете, как им можно помочь. Небольшие тесты помогут вам определить, что мешает вашему ребенку эффективно концентрироваться во время обучения, какие способности развиты у него лучше всего, с какими трудностями он сталкивается в процессе обучения, а также в какой именно тренировке нуждается его память. Вы получите конкретный план действий для исправления ситуации. Мозг ребенка прекрасно приспособлен для обучения – ему нужен лишь небольшой толчок, чтобы научиться использовать свои возможности.

Е. В. Камаровская
Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание

Введение

Ключ к повышению успеваемости школьника – в понимании, каким образом происходит процесс обучения, какие факторы способствуют усвоению новой информации и творческому мышлению, а какие мешают ребенку сконцентрироваться на учебе. В этой книге мы постараемся подробно объяснить, каким образом ребенок воспринимает учебный материал, как работает его память и какую роль в обучении играют мотивация и концентрация внимания.

Мы хотим помочь родителям понять, что даже если ребенок не справляется с достаточно высокими требованиями, предъявляемыми современной школой, это не значит, что он обречен на "тройки" и "двойки" и в будущем не сможет получить достойное высшее образование и овладеть интересной профессией. Вы в силах изменить ситуацию и помочь своему ребенку! Очень часто успеваемость страдает у умных и талантливых детей, потому что они не могут раскрыть свои способности или же просто не умеют учиться. К счастью, это не врожденный дар, эффективным стратегиям обучения можно и нужно учиться, и вы, родители, играете в этом деле главную роль.

Многие родители полагают, что дисциплину и стремление к учебе ребенку должны прививать учителя в школе. Конечно, от таланта и опыта преподавателя зависит многое, однако основные навыки, необходимые детям для успешного обучения в школе, закладываются в семье, начиная с самого раннего возраста. Своим примером, правильно выбранными стратегиями воспитания, любовью и заботой родители закладывают фундамент для будущего интеллектуального и психического развития ребенка. И в школьные годы дети по-прежнему нуждаются в вашей поддержке, понимании и руководстве.

Зачастую из самых лучших побуждений родители совершают ошибки, за которые их детям приходится расплачиваться в дальнейшем. Хорошая новость в том, что их не поздно исправить, пока ребенок еще поддается вашему влиянию, прислушивается к советам старших и хочет добиться в жизни успеха. Вам нужно лишь слегка подтолкнуть его в нужном направлении, поддержать его веру в собственные силы и подсказать верное решение в сложной ситуации.

В первой части книги мы расскажем вам о значении мотивации для успешного обучения. Вы узнаете, как заинтересовать ребенка учебой, повысить его стремление к знаниям по различным предметам, вы научитесь определять его сильные и слабые стороны и помогать, когда это необходимо.

Вторая часть книги посвящена такому очевидно полезному и важному фактору обучения, как хорошая память и способность к концентрации внимания. И то и другое играет решающую роль в школьной успеваемости ребенка, и часто недостаток этих качеств становится препятствием на пути к успешной учебе. Мы рассматриваем эти явления в комплексе, так как они тесно взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Тренировка памяти невозможна без концентрации внимания, и как ее добиться, мы вам подробно расскажем.

В конце книги вы найдете удобные и информативные тесты на память, мотивацию и концентрацию внимания. Они помогут вам лучше понять, в каких сферах у ребенка есть проблемы и что именно мешает ему успешно учиться.

В части "Чем школьнику могут помочь родители?" даны конкретные рекомендации для родителей на краткосрочный период времени (на неделю), на среднесрочный период (на месяц) и долгосрочный период (на полгода). Какие-то из этих простых и легко выполнимых советов могут показаться вам очевидными и само собой разумеющимися, а другие, возможно, укажут вам путь к решению проблем, которые прежде казались непреодолимыми.

Эта программа не потребует от вас больших усилий, а пользы принесет очень много. Научите своего ребенка учиться!

Часть 1
Мотивация

Почему важна мотивация?

Для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки, прежде чем он в конце концов окажется в своей комнате за письменным столом. Если же через десять минут заглянуть к нему, окажется, что он уже занят абсолютно другим делом. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадках или грызет карандаш. Родители начинают делать замечания, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок все чаще стонет: "Школа – это каторга!", и родителям все труднее находить доводы против этого утверждения.

Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей, а в отсутствии мотивации. Не только показатель умственного развития ребенка отвечает за школьные успехи и неудачи, но и целый букет различных факторов. Успех в учебе – это умение плюс желание. Неуспевающим ученикам часто не хватает прежде всего заинтересованности в учебе. Они занимаются лишь под давлением со стороны старших и предпочитают поверхностно осваивать знания, не углубляясь в материал.

Исследования показывают: в школе с каждым годом у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе неуклонно снижается. И этот процесс начинается все раньше: сегодня учителя имеют дело уже не только с нежелающими учиться подростками в возрасте полового созревания, но и с учениками начальной школы, у которых отсутствует стимул к обучению. Последствия прогрессирующего отсутствия желания учиться весьма драматичны: около 8% учащихся начальных классов регулярно прогуливают занятия, среди учеников средней школы эта цифра достигает 15%, 10% всех школьников одного года рождения бросают школу, не закончив ее.

Если отсутствует мотивация, все кажется тягостным: урок математики становится утомительным и нескончаемым, ежедневные домашние задания превращаются в пытку. Арсенал трюков, которые используют родители, чтобы заставить своих детей учиться, велик: они соблазняют своих отпрысков денежным вознаграждением за хорошие оценки, угрожают запретом на просмотр телевизионных передач, просят, ругают – и часто приходят в отчаяние. Потому что без внутренней мотивации для выполнения заданий детям не хватает энергии, внутреннего "двигателя". А его родители, к сожалению, не могут "запустить" усилием своей воли.

Мотивация – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы "заинтересовать" школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на математику или географию. Но все можно изменить.

Преимущества, которые несет в себе мотивированное обучение, огромны: внутренний стимул повышает интерес и выносливость, усиливает концентрацию. Ученик, обладающий внутренним стимулом к обучению, как показывают исследования, получает более высокие оценки, чем дети, которые учатся без желания. К тому же заинтересованный ребенок получает от своей работы удовольствие. Это упрощает жизнь и родителям, которым в этом случае не приходится постоянно выполнять функции "внешнего стимулятора". Ученики, внутренне мотивированные, используют более разумные учебные стратегии, они сопоставляют новую информацию с тем, что уже знают, и сами проверяют, как они усвоили новый материал. Изученное остается у них в памяти надолго.

Откуда берется внутренний стимул познавать новое, если для этого требуется приложить много усилий? Как запустить этот механизм в ребенке, который считает, что учиться в школе скучно? В этой части книги мы объясним, как формируется и работает мотивация и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от учебы и повысил успеваемость в школе.

Адаптация к учебе обычно занимает у детей несколько месяцев. Задача родителей – сократить этот период, чтобы школьник быстрее стал усваивать новые знания, его внимание не рассеивалось, а режим отдыха плавно сменился рабочим распорядком. Разумеется, все это лучше сделать не за счет муштры и нотаций, а постепенно корректируя летний образ жизни. Начните прямо сейчас.

Пора домой

Первое время школьники вынуждены резко уменьшить время, проводимое на прогулках. Накануне они могли гулять часами и сами выбирать, чем заняться. 1 сентября они садятся за парту и сразу должны включиться в обучение.

Это не значит, что в августе с прогулками придется завязать, но стоит уже сейчас больше времени посвящать занятиям на внимание – чтению, рисованию, рукоделию – тому, что больше нравится. Можно предложить ребенку подготовить поделки и подарки для одноклассников и учителей к началу школьного года.

Рабочий режим

Вернуть ребенка к школьному режиму дня – задача очень трудная, поэтому вряд ли стоит начать укладывать его в постель намного раньше обычного, пока лето еще не закончилось. Но облегчить этот процесс можно по-другому.

Вспомнить все

Повторение пройденного начните с заданий на лето. Свободный пересказ интересной книжки поможет «раскачаться», позже можно просмотреть и более сложные материалы и уделить внимание тому, что дается с трудом (повторить таблицу умножения, орфограммы, сделать несколько задач по разным дисциплинам).

Занятия лучше всего проводить в утренние часы, особенно если учеба дается ребенку с трудом. По времени они могут занимать не более часа в день – этого хватит, чтобы в свободном режиме освежить знания в памяти, но не переутомиться.

До свиданья, лето

Возвращение к режиму включает в себя и график питания, приближенный к школьному распорядку. Это приемы пищи в одно и то же время, обязательный завтрак и ужин за несколько часов до сна.

Не последнюю роль играет и положительная и доброжелательная атмосфера в доме школьника. Хорошо, если вместе с учеником вы выберете школьные принадлежности, соберете портфель и подготовите нарядную одежду. Несколько дней накануне 1 сентября можно посвятить специальным семейным праздникам – выбраться всем вместе на природу, в парк, покататься на аттракционах, проводить лето и помечтать об успехах в будущем учебном году.


Большинство родителей придают большое значение обучению своих детей, стремясь сделать из них выдающиеся личности. Но при этом не всегда четко осознают свою роль в процессе школьного обучения, зачастую допуская ошибки в воспитании ребенкаВ современном обществе придается большое значение образованию и полученным оценкам, а вовлеченность родителей в учебный процесс часто соотносят с успехами их детей в школе. Следствием этого является то, что многие родители с головой уходят в воспитание детей, тратя на это немалые деньги, время и нервы.

Но при этом не всегда получают ожидаемый результат, о чем свидетельствуют неудовлетворительные оценки. По свидетельству экспертов в области образования, отсутствие вознаграждения за вложенные усилия зачастую связано с непониманием родителями своей роли в обучении детей, что приводит их к ошибкам, мешающим учебе. В одних случаях это поступки, связанные не столько с учебой, сколько со стилем воспитания в семье, а именно, столь часто повторяющиеся ошибки, как излишняя опека, отсутствие ограничений, отрицательное отношение ко всему или дурные примеры.

А другие частые ошибки связаны с незнанием наиболее подходящего ответа на вопросы вроде: должны ли родители учиться вместе с детьми? Помогать им с выполнением домашних заданий? Проверять выполнение домашних заданий? Проверять и исправлять школьные задания перед их сдачей детьми? Награждать за хорошие оценки? Давать дополнительные задания, если учитель не очень требователен? Нанимать репетиторов? Контролировать ход учебы? Беседовать с преподавателями? Стимулировать участие во внешкольных мероприятиях?

Исходя из своего профессионального опыта, Жоан Доменеч (Joan Domènech), директор колледжа им. Fructuós Gelabert в Барселоне; Бенжамин Монтенегро (Benjamín Montenegro), член психологического совета по вопросам развития личности, и Анхель Перальбо (Ángel Peralbo), руководитель подросткового отдела в психологическом центре им. Álava Reyes, считают, что самыми распространенными оплошностями родителей в области школьного образования и воспитания являются следующие.

1. Выступать в роли учителей

Многие родители помогают своим детям готовить уроки, разъясняют им учебный материал, исправляют работы. И все же психологи, педагоги и преподаватели единодушны во мнении, что нельзя одновременно быть родителями и учителями, в том числе и потому, что это чуть ли не ежедневно приводит к возникновению конфликтных ситуаций, а учебный процесс превращается в самую настоящую пытку для родителей и детей. Анхель Перальбо поясняет, что, кроме того, что «если с малолетства дети привыкают к тому, что кто-то их опекает, они становятся зависимыми и вместо того, чтобы проявлять необходимую настойчивость в учебе, расслабляются, занимают выжидательную позицию, в результате чего у них вырабатывается привычка, что кто-то обязательно должен ими руководить».

Бенжамин Монтенегро подчеркивает, что «роль родителей заключается в контроле за тем, что работа выполнена, правильно оформлена, что не осталось невыполненных заданий, не касаясь содержания, потому что домашние задания даются ученикам для самостоятельного выполнения». Но эксперты предупреждают: это отнюдь не означает, что если ребенок спросит своих родителей о чем-то, чего он не знает или не понимает, они не могут направить его по пути, который поможет ему найти ответ.

А в тех случаях, когда ребята испытывают трудности с учебой, когда им нужны дополнительные занятия, повторное объяснение материала, эксперты советуют прибегнуть к помощи репетитора или педагога-психолога.

Жоан Доменеч считает, что родители должны следить за учебой детей, но при этом подчеркивает, что есть целый ряд дисциплин, преподавание которых относится к компетенции школы, и если родители пытаются это сделать, то тем самым нарушают учебный процесс. «Родители не должны обучать своих детей умножению, потому что этим занимается школа. А вот чем действительно должны заниматься родители, так это вместе со своими детьми использовать математические знания в повседневной жизни, особенно при совершении покупок и т.д.».

2. Стремиться сделать из своих детей Эйнштейнов

«Характерной чертой современной семьи является стремление к чрезмерному стимулированию своих детей, начиная с самого раннего возраста, с тем, чтобы они быстро развивали свои способности, что выливается в чрезмерное количество развивающих игр, в обучение чтению и письму, начиная с четырех лет, и запись в различные кружки для развития их способностей», — считает Доменеч.

Директор колледжа объясняет, что это стремление пораньше накачать детей знаниями приводит к чрезмерному стимулированию, которое, отнюдь не способствуя ускоренному обучению и выявлению талантов, обычно влечет за собой контрпродуктивные последствия, проявляющиеся в отсутствии внимания, неспособности сосредоточиться, гиперактивности…

С другой стороны, это стремление иметь детей-гениев препятствует пониманию родителями реальных способностей своих детей и их проблем.

«Зачастую завышенные требования родителей означают слишком высокую планку для конкретного ребенка, что может вызвать снижение мотивации, увеличивающееся сопротивление и даже низкую самооценку, которая будет все больше затруднять процесс обучения», — утверждает психолог Анхель Перальбо.

Бенжамин Монтенегро приводит в качестве примера родителей, заставляющих участвовать во внешкольных мероприятиях детей с плохой успеваемостью.

«Некоторым детям в школе тяжело даются иностранные языки, и при этом их еще записывают на внешкольные языковые курсы; другие, у которых проблемы с математикой, после занятий в школе вынуждены отправляться на занятия музыкой и сольфеджио. В итоге, дети страдают от переизбытка знаний, а также от того, что не оправдывают возложенных на них ожиданий», — предупреждает он.

3. Сводить все к учебе

Воспитатели уверяют, что студенты часто повторяют фразу: «Мои родители интересуются лишь моими оценками, до остального им нет дела». Эта жалоба не всегда объективна, но психологи уверяют, что она точно отражает происходящее в некоторых семьях, в особенности, когда возникают трудности или дети не добиваются ожидаемых результатов в учебе. «Учеба занимает самое большое в семейных заботах и, как следствие, в ежедневных разговорах. Многие родители ставят учебу во главу угла жизни своих детей. Хотя занятия и играют важнейшую роль в жизни детей, не следует забывать и многих других аспектах развития, как, например, спорт, игры и культурные мероприятия, досуг, планы на будущее и семейные дела, друзья, общественные отношения, личные привязанности внутри семьи и за ее пределами…»,— продолжает Перальбо.

4. Награждать за хорошие оценки

Обычным способом родителей воодушевить своих детей на учебу является обещание им дорогих подарков в случае хороших оценок. Но специалисты в области образования считают это ошибкой. «Если мы будем прибегать к стимулам подобного рода, то значит что-то идет не так, потому что ребенку не нужно материальных наград за обучение. Лучшим стимулом для них должно быть открытие нового, преодоление трудностей и развитие своих интересов», — считает директор школы им. Fructuós Gelabert. Воспитатели считают, что хорошие оценки достойны того, чтобы их похвалить, одобрить и даже отпраздновать, но только не покупать, потому что ребенок тут же становится рабом материальных стимулов. И если, несмотря на обещанное вознаграждение, он не получит хорошую оценку, его разочарование будет еще большим, поскольку, помимо неудачи в школе, он к тому же останется без подарка.

Психолог Бенжамин Монтенегро особенно предостерегает от нереальных наград, как, например, обещание купить мопед подростку, завалившему семь предметов, в случае, если в итоге он исправит положение. «Это явный перебор, вызывающий разочарование у ребенка и зачастую ставящий в неудобное положение самих родителей, когда их сын узнает, что они пообещали ему награду, предварительно поговорив с учителем и узнав, что, весьма вероятно, ему придется остаться на второй год», — уточняет Монтенегро.

В исключительных случаях награда за хорошие оценки может быть оправдана. «Например, если ученик, страдающий дислексией, без специальной подготовки получит хорошую оценку на экзамене по языку».

Что касается оценок, Монтенегро отмечает еще одну частую ошибку родителей: поспешные решения. «Увидев оценки, мы тут же начинаем высказывать свое мнение, положительное или отрицательное, что неправильно. Вместо этого надо поразмыслить два-три дня, поостыть и принять взвешенное решение», — поясняет он. Воспитатели подчеркивают, что вместо выволочек за плохие оценки, родители должны учить детей преодолевать разочарования и неудачи, помочь им разобраться в причинах и принять правильные решения в будущем.

5. Выдавать лень за нервное расстройство

Как считают эксперты, еще одна часто повторяющаяся ошибка родителей состоит в том, чтобы пытаться объяснить школьные неудачи своих детей нервными расстройствами.

«Многие дети неспособны совершить надо собой усилие, чтобы приготовить домашнее задание, или просто учиться, в силу своей лености. Но это просто незрелость, а не нервное расстройство. Иногда эту леность пытаются представить как последствие разочарования или стресса, хотя на самом деле речь идет о нехватке самостоятельности», — подчеркивает Монтенегро.

И добавляет: доказательством этого является то, что эти ребята, которые не в состоянии прилежно учиться, также не могут содержать свою комнату в порядке, сделать бутерброд или разогреть еду, когда приходят домой после учебы.

Анхель Перальбо подчеркивает, что во многих случаях «ошибка родителей заключается в следующем: они не осознают, что причиной лености и отсутствием мотивации к учебе является использование практически всего времени на досуг и развлечения, в особенности на столь распространенные сейчас технические новшества, которые не дают заниматься другими делами».

Монтенегро считает также ошибочным, когда родители приглашают репетитора с тем, чтобы он контролировал выполнение детьми домашних заданий и сам процесс обучения. «Репетитора надо приглашать для решения конкретных задач, а вовсе не для того, чтобы делать домашние задания вместе с ребенком, поскольку в таком случае он так и останется незрелым и будет надеяться на других», считает психолог.

6. Нетерпеливость

Анхель Перальбо относит к частым и весьма нежелательным ошибкам также стремление добиться слишком быстрых результатов в учебе, не понимая, что это длительный процесс. Нетерпеливость родителей, по мнению экспертов, выливается в стремление добиться, чтобы дети как можно обучились иностранным языкам, стали читать и писать до поступления в начальную школу, овладевали математическими операциями, опережая школьную программу. «Это стремление научить побыстрее и как можно большему количеству предметов в высшей степени ошибочно. В Дании и других странах с хорошо налаженным образованием дети учатся грамоте в возрасте семи лет», — подчеркивает Жоан Доменеч.

Перальбо добавляет, что эта нетерпеливость родителей приводит к тому, что они сильно расстраиваются при столкновении их детей с первыми трудностями в учебе или первыми плохими оценками. Родители забывают при этом, что трудности и ошибки присущи обучению, а детям в первую очередь нужны спокойствие и настрой на упорную работу в течение всего школьного года. «Родители не должны рассматривать неудовлетворительные результаты как неудачу, потому что это приводит к снижению самооценки детей, все более ослабляя их способности», — указывает специалист.

7. Не придерживаться школьной методики

Обуреваемые нетерпеливостью, некоторые родители пытаются научить своих детей читать и считать своими собственными методами, дают им дополнительные домашние задания, не учитывая того, что тем самым, возможно, нарушают педагогический ритм школы. «Родители должны определиться с выбором школы, осознать, что согласны с ее подходами к учебному процессу, а затем работать параллельно, помогая своим детям в учебе, но при этом относясь с уважением к школьной методике, действуя в одном направлении с учителями, а не противореча им», — отмечает Доменеч.

8. Переносить свой опыт на детей

Другая достаточно распространенная ошибка родителей заключается в механическом перенесении собственного опыта обучения на своих детей. «Школа сильно изменилась, и дети тоже. И то, что нравилось тебе или то, чему ты тогда обучался, совершенно необязательно будет гарантией успеха для твоих детей», — предупреждает директор школы им. Fructuós Gelabert. Анхель Перальбо также считает, что во многих семьях «по-прежнему преобладают надежды родителей на учебу своих детей, чем предпочтения или способности последних», и многим ребятам приходится изучать то, что нравится их родителям.

9. Подвергать сомнению действия преподавателей

Не поддерживать учителей, постоянно проявлять свое несогласие с педагогом в присутствии детей - еще одна ошибка некоторых родителей. «У преподавателей уже нет былых возможностей по поддержанию дисциплины в классе, и крайне нежелательно, что родители, вместо того, чтобы поддержать их, выступают против, а ученики, пользуясь сложившейся ситуацией, манипулируют ими и натравливают одних на других, хотя цели у родителей и преподавателей одни и те же», — говорит Перальбо. При этом психолог добавляет, что учителя зачастую руководствуются приукрашенным представлением о своих учениках, зачастую не зная, как они ведут себя дома. «Взаимодействие и обмен информацией между родителями и учениками может помочь ребенку как добиться хороших результатов в учебе, так и улучшить свое поведение», — отмечает он.

10. Выступать в роли детективов

Монтенегро считает, что еще одна ошибочная позиция родителей заключается в том, что они становятся детективами. «Некоторые родители выясняют, как выполняются домашние задания и прочие работы, а также даты экзаменов через социальные сети, или через родителей других детей, но это порождает лишь недоверие, ничего не решая», — поясняет он. Его совет заключается в том, чтобы вместе с ребенком проверить расписание дня и задания, выполненные по каждому предмету. Эксперты не советуют осуществлять полный контроль над выполнением школьных заданий, постоянно проверять, что читает или смотрит ребенок, уверяя, что лучше наблюдать за ним на удалении, предоставив ему определенную самостоятельность. А если родители все же решают проверить знания ребенка, Монтенегро не советует делать это в устной форме, а написать три-четыре вопроса, потому что «обычно устных экзаменов не проводится, и хотя ребенок даже может устно ответить на вопрос, потом он все равно плохо изложит это в письменной форме или совершит множество орфографических ошибок».

11. Решать организационные задачи

Как считают воспитатели, еще одна ошибка родителей заключается в решении организационных задач своих детей. «В семь вечера ребенок говорит, что закончился тонер, и он не может распечатать работу, которую ему нужно сдать на следующий день, и мы посылаем деда в магазин, чтобы он купил необходимый картридж», — приводит пример Монтенегро, подчеркивая при этом важность того, чтобы дети привыкали сами решать свои проблемы, «даже если они сдадут работу позже и снизят за это оценку. Ведь чем позже вы подадите декларацию о доходах, тем выше будут штрафные санкции, сколько бы вы ни объясняли, что банк прислал ваши счета с задержкой. Такова жизнь, и люди должны учиться организовывать ее и решать свои проблемы с самого раннего возраста».

Педагоги также не согласны с позицией некоторых родителей, которые всегда оправдывают перед учителями ошибки и неудачи своих детей, всегда ссылаясь на какие-то внешние причины или трудность задания, ставя под вопрос компетентность учебников или даже самого преподавателя.

12. Связывать наказание с выполнением домашнего задания

«Он наказан, делает уроки» или «пока не сделаешь задания, не подойдешь к телевизору», эти фразы часто можно услышать во многих домах. По мнению педагогов, их следует искоренять. В первую очередь, указывают они, потому, что домашние задания должны выполняться в спокойной, а не нервозной обстановке. Во-вторых, цель должна состоять в том, чтобы дети получали удовольствие от чтения и учебы, а не воспринимали это как наказание. И, наконец, они также не должны рассматривать чтение или выполнение домашних заданий в качестве необходимой платы за просмотр телевизионных программ, возможность поиграть или встретиться с друзьями.