История возникновения стиля эклектика в архитектуре. Интерьер в стиле эклектика. Эклектика в современном мире

Эклектика как архитектурный стиль, господствовала в России, как и в Европе, в период с 1830 по 1890 годы. Эклектика обычно характерна для периодов упадка в искусстве, она объединяет в себе множество различных элементов и стилей. Архитектурная эклектика 19-го века тяготела к излишней парадности, часто даже бутафорской, когда над традиционными способами организации интерьеров брали верх имитации, пышная лепка, прочие декоративные приемы.

В архитектуре эклектика разделена на два периода (1830-1860 г.г. и 1870-1890г.г.). Произведения первого периода сочетали в себе преимущественно такие исторические стили как неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский, неовизантийский, псевдорусский стили, классицизм и другие. В эклектике еще сохранился архитектурный ордер (определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, включает в себя несущие части (колонна с капителью, базой и иногда с пьедесталом) и несомые (фриз карниз). В зависимости от того, с какой целью строилось здание, могли использоваться те или иные стили. Например, эклектический стиль архитектора К. Тона применялся при строительстве храмов, но для возведения гражданских строений его не использовали. В какой-то мере все зависело и от финансовой состоятельности заказчика – единые требования отсутствовали, и чем больше средств выделялось на постройку, тем более нагруженным различными элементами могло получиться здание. Во второй половине 19 века в эклектике появились элементы таких стилей как готика, ренессанс, барокко, рококо, что в дальнейшем способствовало появлению стиля модерн.

В России выделяют "николаевский" и "александровский" этапы развития эклектики, которые указывают не столько политические обстоятельства, сколько на изменения в социально-общественной сфере. Зарождение и расцвет эклектики в России совпали с важными общественными реформами, в частности – с отменой крепостного права. В этот период теряет свое первостепенное значения храмовое строительство, уступая место гражданской архитектуре. Древний исторический центр Москвы подвергается реконструкции, город динамично меняется. Городская застройка также трансформируется, здания увеличиваются в размерах и этажности, появляется все больше банков, конторских зданий, пассажей – примет нового капиталистического времени.

Постепенно в московской эклектике выделились три основных направления. Русско-византийскую ветвь эклектики можно проследить в фасадах Большого Кремлевского Дворца, где архитектор К. Тон объединил элементы древнерусской и византийской архитектуры. На примере фасада Московского политехнического музея (архитекторы И. Монигетти и Н. Шохин) прослеживается влияние второго направления, в котором использовались характерные приемы русского деревенского декора, орнаменты вышивок и прикладного искусства. И третий стиль перекликался с московской архитектурной традицией середины 17 века, но в противовес ее «нарядности» этот стиль был вычурно-сухим (Исторический музей, архитекторы В. Шервуд и А. Семенов).

Среди выдающихся архитекторов, строивших в стиле эклектики, были такие как: М.Д. Быковский, К.А. Тон, К.М. Быковский, А.С. Каминский, Р.И. Клейн, Д.Н. Чичагов и другие.

Именно эклектика в 19 веке сформировала облик нынешней исторической части Москвы. В этом стиле застраивалась территория Китай-города, Красная и Лубянская площади. Эклектика удовлетворяла тенденциям того времени к постройке зданий большого масштаба, с выразительными эффектными фасадами, куполами, остроконечными гребнями. В период с 1870 по 1890 годы в Москве было построено множество величественных, необычных по силуэту зданий, таких как Государственный банк на Неглинной улице, Международный торговый банк на Кузнецком мосту, Сандуновские бани. При отделке интерьеров в стиле эклектики было принято сочетать не больше двух-трех исторических стиля, используя схожие по фактуре и цвету материалы.

Среди сохранившихся памятников архитектуры в стиле московской эклектики сегодня – знаменитые Сандуновские бани. Здание было спроектировано архитектором Б.В. Фрейденбергом. В 1894 году он приступил к строительству, но, не выдержав вздорного характера заказчика Н.С. Ганецкого, оставил работу, и заканчивал проект архитектор С.М. Калугин. Сандуновские бани работают и сегодня, так что есть вполне реальная возможность осмотреть здание и изнутри.

К признанным мастерам эклектики принадлежат и известные архитекторы М.Д. Быковский и А.С. Каминский. Каминским в 1873-1875 годах было построено новое здание Московской Биржи. Стиль здания можно охарактеризовать как позднюю эклектику. Биржа была построена на месте старого здания, автором которого был М.Д. Быковский. Примечательными чертами здания является классический портик, выходящий на улицу Ильинку, а также фасад, выполненный в стиле неоренессанса, обращенный в Рыбный переулок. Еще один этаж у Биржи появился в 1925 году, проект надстройки разработал И.С. Кузнецов.

Образцом эклектичности в архитектуре может служить нынешняя Большая Пироговская улица – в прошлом Большая Царицынская. Ее северная (правая) сторона была застроена зданиями, предназначавшимися для университетских клиник. Проект застройки этой части улицы разрабатывал еще один знаменитый московский архитектор – К.М. Быковский. Постройки выдержаны в стиле поздней эклектики с элементами классицизма.

Яркими примерами стиля эклектика в Москве являются также Государственный банк на Неглинной улице (К.М. Быковский), Международный торговый банк на Кузнецком мосту (С.С. Эйбушитц), Александро-Мариинское училище на Большой Ордынке (А.С. Каминский) и другие.


Стиль Эклектика, архитектурный стиль Эклектика (конец XIX в.)

Стиль эклектика (от греческого ekiektikos - способный выбирать, выбирающий) - соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в периоды упадка искусства. Одновременно с неоренессансом в архитектуре второй половины XIX в. развивалась тенденция широкого использования форм различных стилей прошлого, начиная с романского и кончая стилем барокко. Возникший таким образом стиль эклектика кроме всего прочего выполнял основное требование общества конца XIX в., заключавшееся в стремлении к максимальной, даже показной парадности общественных зданий, в которых над классическими строительными материалами и способами решения интерьеров начинают преобладать их имитации, богатые лепные украшения и другие декоративные формы. Постройки такого рода, только иногда достигавшие высокого художественного уровня, стали характерны для целых архитектурных комплексов и новых жилых кварталов, которые с необычайной быстротой возникали в конце XIX в. во всех крупных городах Европы.

Элементы эклектизма заметны, например, в позднем древне-римском искусстве, комбинировавшем формы, заимствованные из искусства Греции, Египта, Передней Азии и др. К эклектизму тяготели представители болонской школы, которые полагали, что смогут достичь совершенства, соединяя лучшие, по их мнению, стороны творчества великих мастеров Возрождения.

В истории искусства наиболее заметное место занимает эклектизм архитектуры середины-2-й половины 19 в., чрезвычайно широко и зачастую некритически использовавшей формы различных исторических стилей (готики, ренессанса, барокко, рококо и др.); характерно, однако, что этот архитектурный и оформительский эклектизм с его "свободой выбора" архитектурных и орнаментальных мотивов оказал значительное влияние на становление целостного в своей сущности, но питающегося из самых разнообразных источников стиля "модерн".

В сфере изобразительного искусства эклектизм наиболее типичен для салонного искусства. Широкое расппостранение эклектических тенденции получили в западно-европейской и американской культуре с середины 20 в. в связи со становлением постмодернизма и модой на "ретроспективизм" художественного оформления, копирующий те или иные стилистические направления прошлого (в том числе и эклектизм 19 в.).

Конец XIX в., характеризуемый эклектизмом, одновременно был периодом интенсивного развития металлических конструкций и их использования в архитектуре. В этом важную роль сыграла так называемая Чикагская школа, которая заложила основы использования металлического каркаса в многоэтажных торговых и административных зданиях. Возникновение Чикагской школы, которая была в конце XIX в. единственным центром прогрессивных идей в бездушном эклектическом подражательстве, характерном для американской архитектуры, было стимулировано интенсивным строительным бумом, наступившим в 1870 г. в Чикаго после Великого пожара. Основателем школы был Уильям ле Барон Дженней, который запроектировал первый небоскреб - здание страховой компании «Хоум Иншуренс Компани» (1883 - 1885). Первым небоскребом с металлическим каркасом считается постройка, осуществленная Л. С. Буффингтоном (1880), хотя каркас и остался спрятанным за массивным каменным фасадом. Прогрессивный характер носила другая постройка Дженнея, получившая название «Лейтер» (1889), которая сдержанностью форм и конструктивным растром на фасаде выразила основные архитектурные принципы Чикагской школы. Своей вершины они достигли в работах Д. Рута, а особенно Л. Салливена, автора 12 - этажного универсального магазина «Карсон, Пири и Скотт» (1899), главным архитектурным элементом которого стало горизонтальное трехстворчатое окно. Регулярно расположенные, такие окна придают фасадам характер решетки. Вызывающая удивление «современность» архитектурного облика чикагских небоскребов порождена главным образом необходимостью получить хорошо освещенные интерьеры, освободить внутреннее пространство от массивных конструктивных элементов и тем добиться функциональной универсальности планировки.

Влияние Чикагской школы на дальнейшее развитие американской архитектуры было подавлено новой вспышкой историзма и академизма, поддержанных в архитектурных решениях Всемирной выставки в Чикаго в 1893 г. Принципы Чикагской школы еще изредка находили отражение в работах ее учеников.

Характерные черты стиля эклектика

Сдвинулись границы между различными видами творчества. Архитектура стала ближе скульптуре, а скульптура переняла тектонические принципы архитектуры. На смену простому соединению архитектуры и изобразительного искусства снова пришел их синтез, который за неполных два десятилетия своего существования обозначил образ наступающей эпохи. Архитектура необычайно ярко выразила ощущения времени - мира развитой техники и уходящего исторического романтизма. Она стала предвестником интеграции искусства техники и функции на более высоком уровне их развития, поэтому в ней так тесно переплелись технические и функциональные аспекты с художественными.

Переход к современной архитектуре характеризовался богатством ее внутренней дифференциации, в процессе которой можно выделить два этапа, которые органически переплелись и не имеют точной границы ни в архитектуре отдельной страны, ни в произведениях отдельного архитектора. Для первого этапа развития было особенно характерно идейное расхождение с историзмом, последствия которого сказались на архитектуре XX в. Случаи периодического возврата к принципам свободного творчества показывают, что архитекторы всеми возможными способами стараются добиться убедительности образа своих произведений. Второй этап был представлен уже стремлением однозначно ориентироваться на функциональную логику архитектуры, что означало коренное изменение ее конструктивных и художественных принципов.

Несмотря на «многостилье», стиль эклектика тяготел к созданию больших городских ансамблей в «русском» или «европейском» стилях (Красная и Лубянская площади, застройка Китай-города). Современный облик исторической части Москвы во многом сформирован эклектикой, основные принципы которой соответствовали требованиям укрупнившегося масштаба застройки. «Фасадная» архитектура стиля эклектика, несмотря на некоторую дробность и монотонную повторяемость деталей, придала фронтальной поверхности зданий большую рельефность и живописность. Большое внимание уделялось градостроительной роли крупных зданий, выразительности их силуэта, который заканчивался эффектными, издалека заметными куполами или островерхими покрытиями с гребнями. Характерной особенностью застройки Москвы 1870-90-х гг. стало появление монументальных, представительных, нередко перегруженных декором, иногда причудливых и вычурных по своим формам зданий, тем не менее достаточно органично «вошедших» в структуру города (Государственный банк на Неглинной улице, архитектор К.М. Быковский, 1893-95; Международный торговый банк на Кузнецком мосту, архитектор С.С. Эйбушитц, 1898; Сандуновские бани, архитектор Б.В. Фрейденберг, 1894-95). Для общественных зданий и особняков эклектики характерна отделка интерьеров в различных «исторических стилях» (классицизм, неоготическом, «мавританском» и др.).

Стиль эклектика становится стилем в интерьере, если он спроектирован по принципу сочетания не более двух-трех стилистических типов, объединенных цветом, текстурой, архитектурным решением, разнородными, принадлежащими разным стилям мотивами, в едином стилистическом подходе. Талант дизайнера объединяет их в цветовом, архитектурном решении. Используются комбинации предметов, мебели различного времени и происхождения.

Опубликовано: Август 21, 2017

Эклектизм - это архитектурный стиль девятнадцатого и двадцатого веков, в котором одна произведение включает комбинацию элементов из предыдущих исторических стилей, чтобы создать что-то новое и оригинальное. В архитектуре и дизайне интерьера эти элементы могут включать в себя структурные особенности, мебель, декоративные мотивы, особый исторический орнамент, традиционные культурные мотивы или стили других стран, причём комбинация, как правило, выбирается исходя из его пригодности к проекту и общей эстетической ценности.

Резиденция митрополитов Буковины и Далмации, спроектированная Йозефом Главка, 1882 год, Черновцы, фото: Сергій Криниця (Haidamac) , лицензия Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)

История

Эклектика вступила в практику в конце 19 века, поскольку архитекторы искали стиль, который позволил бы им сохранить предыдущий исторический прецедент, но создать невиданные проекты. За счёт полного списка прошлых стилей возможность смешивать и сочетать стили позволила получить более выразительную свободу и обеспечила бесконечный источник вдохновения. В то время как другие проектировщики (называемые «возрожденцами») стремились в точности подражать прошлым стилям, эклектизм отличался, так как главной движущей силой было создание, а не ностальгия, и существовало стремление к оригинальности проектов.

Европа

Эклектическая архитектура впервые появилась в таких странах континентальной Европы, как Франция, Англия и Германия, вследствие растущего напряжения между архитекторами, иметь более выразительную свободу над своей работой. Национальная высшая школа изящных искусств в Париже, считающаяся одной из первых профессиональных архитектурных школ, обучала студентов в строгой, академической манере, вооружая их навыками и профессиональным престижем. Преподаватели в школе были одними из ведущих архитекторов во Франции, а этот новый метод обучения был настолько успешным, что привлекал студентов со всего мира. Многие выпускники продолжали становиться пионерами движения и использовали своё обучение боз-ар в качестве основы для новых эклектичных проектов.

Несмотря на то, что применение этого стиля архитектуры было широко распространено (и его можно было увидеть во многих построенных в то время мэриях), эклектика в Европе не достигла такого же уровня энтузиазма, который наблюдался в Америке, поскольку предполагалось, что наличие старой, аутентичной архитектуры, уменьшало привлекательность исторической имитации в новостройках.

Северная Америка

В конце 19 века произошли основательные перемены в американской архитектуре. Архитекторы, получившие образование в Национальной высшей школе изящных искусств в Париже, такие как Ричард Моррис Хант и Чарльз Фоллен МакКим, были ответственны за то, чтобы вернуть в Европу боз-ар, который, как говорили, был краеугольным камнем эклектической архитектуры в Америке. В период повышения благосостояния и коммерческого расцвета многие эклектичные здания были введены в эксплуатацию в крупных городах по всей стране. Стиль процветал, поскольку он вносил исторические черты, ранее встречавшиеся только в аристократической архитектуре европейских стран, таких как Великобритания и Франция, способствуя более богатому ощущению культуры и истории в Америке. В случае с Хантом и многими другими эклектичными архитекторами, его «типичная эклектичная точка зрения» позволяла ему делать стилистический выбор, основываясь на том, что подходит конкретному проекту или клиенту.

Создание небоскребов и других больших общественных пространств, таких как церкви, здания суда, мэрии, публичные библиотеки и кинотеатры, означало, что эклектичный дизайн был уже не только для членов высшего общества, но также был доступен широкой публики. В то время как некоторые из этих зданий были снесены (включая оригинальную станцию ​​в Пенсильвании и первый Мэдисон-сквер-гарден - оба в Нью-Йорке), проекты, которые сохранились из этой эпохи, всё ещё считаются одними из самых важных сооружений в Америке.

Распространение

Некоторые из самых необычных примеров эклектичного дизайна можно увидеть на борту океанских лайнеров (которые в то время были основной формой зарубежного транспорта). Шикарные интерьеры были созданы сочетанием традиционных стилей - в попытке облегчить дискомфорт нескольких месяцев за рубежом и создать иллюзию постоянного величия.

В то же время такие суда использовались для транспортировки колонистов в неразвитые районы мира. Колонизация таких районов еще больше распространила эклектическую архитектуру западного мира, поскольку недавно поселившиеся колонисты построили здания, особенностью которых обычно был римский классицизм и готические мотивы.

В меньшей степени эклектизм проявился в Азии, так как японские и китайские архитекторы, прошедшие обучение в американских школах изящных искусств, вернулись, чтобы создавать эклектичные проекты в Азии, такие как Банк Японии (1895) Кинго Тацуно.

Критикующий приём

Как стиль, который предлагал так много творческой свободы и никаких руководящих правил, риск создания неудачного дизайна был очевидным для всех. Проекты, которые не гармонично сочетали разные стили, подвергались критике со стороны профессионалов (особенно тех, кто выступал против движения).

Спад

Энтузиазм в отношении исторической имитации начал снижаться в 1930-х годах, и эклектика постепенно упразднилась в учебных планах школ дизайна, в пользу нового стиля. Переход к модернизму был знаменательным, поскольку многим он приставлялся авангардом, а новые технологии и материалы, создаваемые в то время, позволили добиться больших инноваций.

Декорирование интерьера

Подъём эклектической архитектуры вызвал потребность в специалистах по интерьеру, которые обладали навыками, пониманием и знаниями прошлых исторических стилей, чтобы создавать подходящие сопутствующие интерьеры. Это привело к появлению «декорирования интерьера» в качестве рассматриваемой профессии. Выдающимися декораторами интерьера в эту эпоху (между концом 19 и началом 20 века) были Эльси де Вулф, Роуз Камминг, Нэнси Макклелланд, Элси Кобб Уилсон, Фрэнсис Элкинс, Сури Моэм и Дороти Дрейпер. Пока клиентура этих ранних декораторов состояла исключительно из богатых семей и фирм, работы таких декораторов регулярно показывались в популярных печатных изданиях, наподобие House and Garden, House Beautiful, и Ladies Home Journal. Публикация роскошных интерьеров этих великолепных домов помогла распространить эклектичный стиль на средний класс, и менее экстравагантные имитации или объединение подобных декоративных элементов стали желательной особенностью в домашнем декоре. Эстетические предпочтения варьировались от региона к региону по всей Америке, причем испанские стили предпочитали в Калифорнии, а элементы «колониализма» были популярны в Новой Англии.

Такие издания, как Ladies" Home Journal (1900) способствовали распространению эклектики в массы.

Современный контекст

В современном обществе стили, которые были позаимствованы из многих разных культурных и исторических стилей, свободно описываются как «эклектичные», хотя ссылки на эклектическую архитектуру в литературе и средствах массовой информации обычно касаются зданий, построенных в эклектическом движении конца XIX - начала XX века.

Церковь Святого Семейства в Барселоне, спроектированная Антонио Гауди является ярким примером эклектики. Элементы готического стиля были объединены с восточными мотивами и формами, найденными в природе, что привело к характерному оригинальному зданию. Несмотря на то, что он был спроектирован в пиковый период эклектики (1883-1926), на сегодняшний день он всё ещё остается в процессе строительства, фото: Bernard Gagnon , лицензия Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)

Архитекторы-эклектики:

  • Даниел Хадсон Бёрнем
  • Александер Джэксон Дэвис
  • Антонио Гауди
  • Йозеф Главка
  • Ричард Моррис Хант
  • Чарльз Макким
  • Уильям Мид
  • Ричард Норман Шо
  • Стэнфорд Уайт

Дворец Монсеррат, - смешение нескольких архитектурных стилей - арабский, мудехар, индийский, мавританский стили и готика © www.сайт



- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарий:

Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.

Времена так называемых "НЕО" или "ПСЕВДО"... Использование элементов «исторических» архитектурных стилей (нео ренессанс, нео(псевдо) барокко, нео рококо, нео(псевдо) готика, нео(псевдо) русский стиль, нео(псевдо) византийский стиль, индо-сарацинский стиль, нео мавританский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. В зарубежном искусствоведении употребляется термин - романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем строительства храмов, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

В России Эклектика получила естественное разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. Это связано не только с различием в политических режимах, но и с социальной эволюцией общества России и Европы в целом. Причиной стало возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры. Зарождение и расцвет эклектики в России совпали с важными общественными реформами, в частности – с отменой крепостного права. В этот период теряет свое первостепенное значения храмовое строительство, уступая место гражданской архитектуре. Древний исторический центр Москвы подвергается реконструкции, город снова меняется. Городская застройка также трансформируется, здания увеличиваются в размерах и этажности, появляется все больше банков, конторских зданий, пассажей – примет нового капиталистического времени.

В Москве выделились три основных направления эклектики :

Русско-византийскую ветвь эклектики можно проследить в фасадах Большого Кремлевского Дворца , где архитектор К. Тон объединил элементы древнерусской и византийской архитектуры.


На примере фасада Московского политехнического музея (архитекторы И. Монигетти и Н. Шохин) прослеживается влияние второго направления, в котором использовались характерные приемы русского деревенского декора, орнаменты вышивок и прикладного искусства.


И третий стиль перекликался с московской архитектурной традицией середины 17 века , но в противовес ее «нарядности» этот стиль был вычурно-сухим (Исторический музей, архитекторы В. Шервуд и А. Семенов).

Именно эклектика в 19 веке сформировала облик нынешней исторической части Москвы. В этом стиле застраивалась территория Китай-города, Красная и Лубянская площади. Эклектика удовлетворяла тенденциям того времени к постройке зданий большого масштаба, с выразительными эффектными фасадами, куполами, остроконечными гребнями. В период с 1870 по 1890 годы в Москве было построено множество величественных, необычных по силуэту зданий, таких как Государственный банк на Неглинной улице...


Международный торговый банк на Кузнецком мосту...


В начале 1800-х годов на углу с Рождественкой стоял дом купца В. Деллавоса, затем перешедший Ф. Шмиту, а после него П. Маскле. В 1820-х годах в доме размещались модные магазины Фало и Ришара, магазин стальных вещей Андрюса, пенковых трубок Якобсона, токарная мастерская Копривы. В 1830-х — 1860-х годах участок принадлежал владельцам магазина столовой посуды Гарднера, отцу и сыну Комаровым. Позднее здесь разместились магазины: музыкальный Эрлангера, «Гаванский магазин» колониальных товаров К. Мальмерга, «Депо папирос и табака». В 1875 году владение перешло крупному московскому предпринимателю И. Г. Фирсанову, а затем его дочери В. И. Фирсановой-Ганецкой. В середине 1890-х годов угловой с Рождественкой участок приобрёл основанный Л. С. Поляковым Московский международный торговый банк, являвшийся одним из самых крупных банков России.

И после того, как эта земля была куплена Банком старые строения были снесены, а на их месте архитектор С. С. Эйбушитц построил здесь современное здание. Архитектурным прототипом дома послужило здание банка Святого Духа в Риме — первого в истории архитектуры сооружения, построенного специально для банковских нужд. Монументальное банковское здание облицовано радомским песчаником и украшено орнаментом из цинка, первый этаж выделен крупной рустовкой и тёмной окраской. В настоящее время в доме размещается головной офис Банка Москвы

Ещё одно здание в стиле Эклектика - Сандуновские бани.. .


Название происходит от фамилии русского актёра екатерининских времён Силы Николаевича Сандунова (1756—1820), в 1800-е годы выкупившего участок земли по реке Неглинной и устроившего там бани. Воду бани брали по особой водопроводной нитке из реки Москвы, от Бабьегородской плотины, и из 700-футовой артезианской скважины. Электрическое освещение питалось от собственной электростанции (в 1896 году её ток позаимствовали для освещения коронации Николая II). Помимо гостиницы и ресторанов, в Сандунах был даже «Зоологический магазин Ф. А. Ахиллеса».

При отделке интерьеров в стиле эклектики было принято сочетать не больше двух-трех исторических стиля, используя схожие по фактуре и цвету материалы.


(фото из интернета)


(фото из интернета)
В 1873-1875 годах было построено новое здание Московской Биржи . Стиль здания можно охарактеризовать как позднюю эклектику.


Основными биржевыми товарами были хлопок-сырец, хлопчатобумажная пряжа, миткаль; позже список дополнили нефть, каменный уголь и минеральное сырье. Из финансовых активов на бирже первоначально обращались только государственные облигации. Начиная с 1870-х гг., в котировальные списки стали включать акции и облигации частных предприятий, но даже в 1913г. государственные бумаги оставались основой фондового рынка. Оборот биржи может быть оценен только косвенно, так как биржевые сделки не регистрировались.
При этом Московская биржа долго работала по уставу Петербургской; только в 1870г. Московская биржа получила собственный, отличный от петербургского, устав. Управлял делами биржи биржевой комитет, избираемый на 3 года. Выборщиками, то есть членами биржи, могли быть московские купцы и общества, обладавшие минимальным имущественным цензом и оплатившие взносы на содержание биржи. Их количество не превышало пятисот.
Биржевые маклеры выбирались купцами 1-ой и 2-ой гильдий из своей среды, преимущественно из «невинно падших», то есть обанкротившийся не по своей вине, и утверждались правительством. В числе прочего от маклера требовалось русское подданство, свидетельство о зачислении в гильдию или об управлении делами купца 1-ой гильдии. Возрастной ценз был равен 30 годам.

А теперь подробней рассмотрим отдельные направления Эклектического искусства.

Нео(псевдо)готика

Неого́тика («новая готика») — наиболее распространённое направление в архитектуре эпохи эклектики, или историзма, возрождавшее формы и (в ряде случаев) конструктивные особенности средневековой готики. Возникло в Англии в 40-е годы XVIII века.

В России больше была принята приставке "ПСЕВДО" вместо "нео". Русская псевдоготика конца XVIII — начала XIX вв. — это в значительной степени романтические фантазии на темы западного средневековья, которые отражают идеализированное представление заказчиков о средних веках как эпохе торжества христианства и рыцарских турниров. Именно в этом стиле построен Царицынский Дворец, о котором я рассказывала в статье - Готика, Псевдоготика и Романский стили.


В отличие от европейских коллег, русские стилизаторы, особенно в ранний период, редко перенимали каркасную систему готической архитектуры, ограничиваясь выборочным украшением фасада готическим декором вроде стрельчатых арок в сочетании с заимствованиями из репертуара нарышкинского барокко.

О храмах в псевдоготическом стиле я также рассказывала ранее. В первую очередь сюда относится Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской


Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла


И Англика́нской церкви Свято́го Андре́я в Москве́...


Нео(псевдо)мавританский стиль.

Маврита́нский стиль — ретроспективное направление в эклектической архитектуре II-й половины XIX века и I-й половины XX века, заключавшееся в переосмыслении и имитации архитектурных приёмов испанского, португальского, мавританского и исламского средневекового зодчества. Для культовых и светских построек мавританского стиля характерно обилие стрельчатых, подковообразных и фестончатых арок, куполов, фризов, карнизов и настенной резьбы. Колонны облицовывались изразцовыми и керамическими плитками. Применялись мозаика, цветные витражи и украшения из цветного мрамора, как правило, использовался орнамент.

Возникновение на излёте эпохи романтизма моды на мавританскую экзотику связано с поиском архитектурного направления, которое могло бы составить конкуренцию приевшимся формам классицизма и неоготики. Одним из первых памятников увлечения исламским зодчеством стал Воронцовский дворец в Алупке, спроектированный британским архитектором Блором под влиянием «индо-сарацинского» павильона в Брайтоне. Впоследствии этот стиль стал нормой для русской усадебной архитектуры, причём не только на южных курортах (Кореиз, Симеиз, Ликани), но и в центральной части России.

Яркий пример стиля — дом Арсения Морозова на Воздвиженке .



Особня́к Арсе́ния Моро́зова (ныне Дом приёмов Правительства РФ; с 1959 года до конца 1990-х — Дом дружбы с народами зарубежных стран) — особняк в центре Москвы, на улице Воздвиженка (дом № 16), построенный в 1895—1899 годах архитектором Виктором Мазыриным по заказу миллионера Арсения Морозова. Здание, сочетает в себе элементы модерна и эклектики, представляет собой уникальный для московской архитектуры образец яркой и экзотической стилизации в неомавританском духе.

До постройки современного здания на этом месте стоял огромный конный цирк Карла Маркуса Гинне. В том же году его приобрела Варвара Алексеевна Морозова, владение которой располагалось по соседству (современный № 14), и вскоре переписала участок на своего сына — Арсения. Арсений Абрамович Морозов (1873—1908) принадлежал к богатому купеческому роду Морозовых и приходился двоюродным племянником Савве Морозову. В начале 1890-х годов Арсений Морозов совместно с Виктором Мазыриным, своим другом, совершал путешествие по Испании и Португалии. На миллионера, равно как и на архитектора, неизгладимое впечатление произвёл португальский дворец Пена в Синтре, построенный в середине XIX века и сочетающий элементы испано-мавританской средневековой архитектуры и национального стиля мануэлино. По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий в общих чертах стиль дворца Пена.

Неомавританский стиль наиболее ярко проявился в оформлении портала парадного входа и двух башен по бокам от него.



Подковообразный проём, акцентированный причудливыми витыми колоннами, лепнина в виде ракушек на башнях (декоративное решение, напоминающее стены «дома с ракушками» в Саламанке), ажурные карниз и аттик создают неповторимый колорит. В остальных частях особняка иногда проглядывают элементы различных стилей: так, некоторые оконные проёмы фланкированы классицистическими колоннами. Общая композиция особняка с подчёркнутым отсутствием симметрии частей здания восходит к характерным приёмам архитектуры модерна.

В моду так же вошли и мавританские интерьеры. Один из ярких примеров такого интерьера видела я в 2004 году в Юсуповском Дворце на Мойке в Санкт-Петербурге.

Мавританская гостиная


(фото из архива 2004 года)
Источники стиля в интерьерах - стиль Мудехар. Искусство Мудехар (стиль испанского зодчества 11—16 вв., в котором композиционные приёмы готики (а позднее ренессанса) сочетались с чертами мавританского искусства). Родиной мавританского стиля принято считать Европу конца ХIХ века. Мавританией называли тогда северную область Африки. В ее честь стилевое направление и получило название. Но, не стоит полагать, что мавританский стиль – это стиль искусства жителей самой Мавритании или народов её населявших. Мавританский стиль это изобретение европейцев, созданное под влиянием культуры Северной Африки и многое перенявший у арабов, мавров и других народов, проживавших и кочующих в этих краях в то время. Мавританский стиль можно смело отнести к нео-стилям, потому, что он вобрал в себя черты различных культур. В нем можно увидеть многое от изобразительного искусства Сирии, Индии, Египта. Современные европейцы считают мавританский стиль детищем, созданным под влиянием мусульманских культур, а также Ислама.

Псевдо(нео)русский стиль

Древнерусский стиль или русский стиль (включает и русско-византийский стиль) — условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам эклектических направлений в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.

Появившееся в начале XIX века наименование «русско-византийский стиль» , которое чаще сокращалось современниками до «византийского стиля», обозначало такие различные образцы национально ориентированной архитектуры, как «тоновская архитектура» (по К. А. Тону), не имеющая ничего общего с византийскими прототипами, и, например, сооружения, подражающие образцам кавказской и балканской архитектуры. Появившийся во второй половине XIX века термин «русский стиль» объединял ещё более разнородные явления — от небольших придворных загородных сооружений 1830-х годов в «пейзанском стиле», идеализирующем быт крестьянства, до массовых деревянных парковых построек и русских выставочных павильонов 1870-х годов, а также крупных общественных зданий 1880-х год.

Одним из первых течений, возникших в рамках псевдорусского стиля, является зародившийся в 1830-е годы «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. Для другого направления псевдорусского стиля, возникшего под влиянием романтизма и славянофильства, характерны постройки, использующие произвольно истолкованные мотивы древнерусской архитектуры.

Одним из примеров особняка в "Русском стиле" является - Дом Пороховщикова на Арбате.


Здание, построенное на древнем фундаменте из дерева, удачно синтезировало приёмы национальной архитектурной традиции. Сложенный из толстых брёвен, украшенный резными наличниками, карнизами и подзорами, особняк сочетает крупные объёмы и не лишённый живописности облик.



Особняк был выстроен А. А. Пороховщиковым в том же владении (ул. Арбат, 25), что и принадлежавший ему же доходный дом, но в отличие от последнего выходил фасадом не на Арбат, а в Староконюшенный переулок. Архитекторами постройки стали Д. Люшин и А. Л. Гун (по другим данным — архитектор А. С. Каминский).

В 1880-х годах в особняке размещается «Общество воспитательниц и учительниц с бесплатной школой коллективных уроков по естествознанию и математике, иностранным языкам, пению», здесь читали лекции физиолог И. М. Сеченов, зоолог М. А. Мензбир, энтомолог К. Э. Линдеман. 5 марта 1880 здесь на средства меценатов открыта женская Воскресная школа, библиотека и педагогический музей.

В 1995 году дом был передан в долгосрочную аренду (сроком на 49 лет) актёру А. Ш. Пороховщикову, правнуку А. А. Пороховщикова, и внуку его тёзки А. А. Пороховщикова, известного российского, а позже советского конструктора. Актёр собирался создать здесь музей Пороховщиковых. Половина участка, примыкающего к зданию, была использована для строительства современного клубного жилого дома на 6 квартир, примыкающего к дому Пороховщикова сзади. В 2004 году была закончена реставрация самого исторического здания.

Ансамбль Красной площади в Москве

Ярким примером эклектических направлений, как я уже говорила выше, является ансамбль Красной площади в Москве. Оформлена целиком и полностью в стилях эклектики. Кра́сная пло́щадь — главная площадь Москвы, расположенная в центре радиально-кольцевой планировки города между Московским Кремлём (к западу) и Китай-городом (на восток). От площади к берегу Москвы-реки ведёт покатый Васильевский спуск. Современная Красная площадь — сплошной камень, но этот вид она приобрела только в 19 веке, а до того была преимущественно деревянной. Булыжником площадь была полностью замощена в 1804 году.

Исторический музей - построен так же в "псевдорусском" стиле, характерном для периода эклектики, оно является типичным примером русской архитектуры к ХIХ в.


Музей имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича основан указом императора Александра II 21 февраля 1872 года, по ходатайству организаторов Политехнической выставки 1872 года. Экспонаты отдела последней, посвящённого Крымской войне, составили первоначальную коллекцию музея. Также в ведение музея была передана историческая Чертковская библиотека.

Московская городская дума в апреле 1874 года выделила для постройки музея землю на Красной площади Москвы, на которой ранее находилось здание земского приказа (XVII век). Согласно конкурсному заданию, здание музея должно было быть выдержано в формах русской архитектуры XVI века, чтобы его облик органично соответствовал сложившемуся к тому времени архитектурному ансамблю Красной площади. Здание возведено на Красной площади, на её правой, противоположной собору Василия Блаженного, стороне, на месте разобранного здания Главной аптеки. Мотивы древнерусского "узорочья" в обработке фасадов и всего объёма здания - формы перекрытий, наличников окон, проёмов дверей, фризов, лопаток - заимствованы из сооружений XVII в.

Сама Дума помещалась в здании Центрального Музея В.И.Ленина - которое тоже относится к эклектике.


Верхние Торговые ряды - ныне ГУМ - спроектировал архитектор А.Н. Померанцев.


Фасады всех этих зданий с башенками, высокими кровлями, частым ритмом небольших окон в фигурных обрамлениях XVII века по канонам современной архитектуры (тех времён) не соответствовали внутренней функциональной архитектурно-пространственной организации. Наступал новый век - век машин и технологий - стекло и металл всё больше завоёвывали сердца и умы архитекторов. Становилось всё более очевидным несоответствие псевдорусского стиля техническим возможностям и новому назначению архитектуры.

И вот конце XIX века начал сформироваться новый архитектурный стиль, в России называемый «модерн». Стали проводиться Съезды русских зодчих и архитекторов. Первый Съезд состоялся в 1892 году, Второй Съезд - в 1895 году. Здесь звучали выступления о большом интересе к техническим аспектам зодчества, металлическим конструкциям и их эстетической роли в формировании архитектуры. Считалось, что отныне техника и конструкция должны служить источником художественных форм, а цель и значение зданий - источником художественного представления. Это было утверждением - рационализма.

Таким образом и были созданы реальные предпосылки для нового, решительного поворота архитектуры. О стиле "модерн" поговорим в следующей статье.

Отборный. Так с греческого переводится слово «эклектика». Отборной она стала, поскольку вобрала все лучшее, от разных направлений , живописи, литературы, дизайна.

Направление сформировано в начале прошлого столетия авангардистами. В стремлении создать новое, они отказывались от старого. Однако, вскоре выяснялось, что это «новое» уже использовалось кем-то и когда-то, к примеру, тысячелетия назад в , Месопотамии, или .

Тогда, творцы решили сделать новое на основе всего лучшего из старого. Компоновка разноплановых, но отборных элементов дала эклектику. Переработали не только окружение предметов, но и их материалы.

Так, софа в стиле барокко может быть сделана из нержавеющей стали и синтетических тканей. Но, раз уж речь зашла об эклектическом , с него и начнем .

Стиль эклектика в интерьере

От простого нагромождения стиль эклектика отличается использованием родственных стилей. , к примеру, близок классике, но более строг с позиции форм, геометрии.

Плавные линии модерна перекликаются с завитками барокко. Можно добавить 3-ий стиль, но не более того. К тому же, квартира в стиле эклектика объединена цветовой палитрой и используемыми текстурами.

Интерьер в стиле эклектика

Объединение стилей проводится, в основном, через текстиль и мелкие элементы декора. Соответственно, дом в стиле эклектика всегда полон вазочками, подушечками, картинами.

Общее впечатление от подобной мелочевки – уют, тепло. Ощущение пропитанности интерьера солнцем поддерживают, так же, золоченные рамы, ручки дверей и комодов.

Позолота – особенность стиля эклектика . К его изюминкам относят, так же, красочные покрытия для пола, в частности, ковры. Они, зачастую, и привносят в интерьер этническую, деревенскую «нотки».

Деревенские мотивы в эклектике сочетаются с паркетными полами и . Мебель отличается стеганной обивкой и фигурными ножками, не важно делается ли гостиная в стиле эклектика , или ванная комната.

Сделать их завершенными помогут портьеры. От слова «шторы» отказались намеренно. «Портьеры» словари определяют, как тяжелые занавески для окон. В эклектике нет воздушных тюлей. Зато, портьеры можно сочетать с плетеными моделями в стиле.

Тяжелые шторы и обилие декоративных элементов загромождают пространство. При этом, кухня в стиле эклектика или прочие помещения радуют простором. В чем секрет? Секретов несколько. Во-первых, прибегают к многоуровневым потолкам.

Они раздвигают пространство. Характерно добавление лепнины. Второй секрет эклектического простора – встроенная мебель и раздвижные двери. Если они экономят пространство, то обилие зеркал зрительно расширяет его. Глубины интерьерам придают, так же, камины. Они – желанные «гости» эклектических интерьеров.

Стиль эклектика в архитектуре

Архитектурный стиль эклектика принято называть историзмом. Современные здания, как правило, придерживаются одной стилистики. Дома со сложными фасадами и обилием декора – фишка 18-го, 19-го столетий.

Достаточно вспомнить госбанк в . Он стоит на улице Неглинной. В здания в стиле эклектика включены и Сандуновские бани на Кузнецком мосту и Международный торговый банк на нем же. Эти дома входят в список строений с приставкой «нео», то есть «новый». Под этой приставкой и скрывается архитектурная эклектика.

Неореализм, неоромантизм, неоготика, неогрек, необарокко являются модификациями уже сформированных раньше стилей. Преобразование подразумевает внесение чего-то нового. Берут его, как правило, из других направлений. Архитекторы, подобно художникам-авангардистам, редко придумывают что-то абсолютно неизвестное ранее.

Здания в стиле эклектика признаны демонстрацией роскоши и власти. Позволить себе дома сложных форм, с массой декоративных деталей могли лишь сильные мира сего. Именно поэтому здания в стиле эклектика сосредоточены в центре Москвы.

Правящая верхушка и элита знати проживала именно здесь, здесь же вела бизнес. Подобные эклектические кварталы есть и в ряде городов Америке, к примеру, в Нью-Йорке. Достаточно вспомнить местный небоскреб «Вулворт».

В особенности стиля эклектика архитектурного, как и интерьерного, входит «игра» с назначением предметов, материалами из которых они сделаны. Так, ордер в Древней Греции – часть акрополей.

Неоготика и неогрек позволили себе использовать композиции из вертикальных колонн в зданиях общественного назначения, дворцах и частных домах. Прием «работает» по сей день.

Только, в современных строениях проектировщики, как правило, не нагружают те же колонны. Из несущих элементов конструкций они переведены в декоративные элементы.

Раз нет нагрузки – нет нужды делать элементы из каменных блоков, монолитов. Сандрики, розетки, колонны, карнизы, пилястры делают из , порой даже гипсокартона и прочих бюджетных материалов.

В 21-ом веке эклектика в архитектуре, в основном, решает задачи, ставящиеся при реконструкции зданий. Стоял, к примеру, в центре Нижнего Новгорода склад при ярмарочном комплексе прошлых столетий.

Комплекс этот выполнен в эклектическом стиле, как и большинство зданий исторического района. Вот архитекторы и надстроили склад, используя полуциркульные окна, теремные кровли, ширинки. Последний термин в архитектуре означает прямоугольные углубления в стенах. Все это можно рассмотреть на фото.

Эклектика – стиль , примененный при реставрации склада в центре Новгорода в 2003-ем году. К 2017-му многие стали забывать, что здание на Совнаркомовской улице выглядело когда-то иначе.

Кажется, что дом строился в былые . Поэтому-то стиль эклектика в архитектуре и именуют историзмом. Точкой опоры всегда являются направления былых времен.

Стиль эклектика в одежде

Кто взял героиню статьи в подиумный дизайн? Стиль эклектика привел сюда Жан Поль Готье. Кутюрье перемешал в одежде не только стили, религии, культуры, но и пола, предложив женщинам, а мужчинам – . Наряды получились эксцентричными, чем и «взяли» публику.

Поняв успех сочетания в одном образе старого и нового, бюджетного и дорогостоящего, натурального меха и , Готье стали вторить прочие дизайнеры. Один из них Пол Смит. Кутюрье из Британии взялся сочетать традиционные, материалы и новые формы, крой одежд.

Сочетанием разных текстур и фактур занялись Доменико Дольче и Стефано Габбано. Донна Каран нашла баланс между разностилевыми и нарядами. Обратился к эклектике и Марк Джейкобс.

В коллекциях последних 3-ех сезонов лучшие примеры стиля критики нашли именно у него. Кутюрье явил миру образы с экстравагантными шляпами, дополняющими костюмы простого кроя и многослойные, разнофактурные ансамбли. По этому пути пошел и Майкл Корс. Однако, в его коллекциях «краски» сглажены, эклектика – лишь мотив, а не основа.

Как и в архитектуре, интерьере, прочих направлениях искусства, дизайн выдвигает эклектике стилистические . Больше 3-ех направлений моды тоже не мешают. Разноплановые предметы гардероба «бьются» меж собой цветом, похожими фактурами, текстурами, декоративными элементами, принтами.

Если в мир высокой моды эклектику ввел Готье, то в народе стиль сформировали хиппи. Соответственно в одежде направление стало выражаться в 70-е годы прошлого века.

Хиппи, как и художники авангардисты, бунтовали против правил, хотели выделиться. Хотя, даже их идея перевернуть устои оказалась не нова. Напоследок, краткий экскурс в историю живописи.

Стиль эклектика в живописи

Эклектические картины можно найти в шедеврах времен манерьизма. Так именуют время потери гармонии между духовным и телесным, свойственной для времен ренессанса. Они предшествовали 16-му веку, когда творил Франческо Сальвиати.

Ища новую опору искусства, он начал смешивать стили. Позже, этим занялся и Джованни Баттиста. Он, к примеру, начал соединять современную живопись с фрагментами картин времен античности.

Как видно, эклектика рождается, когда отживают идеи прошлого. Общество оставляет себе лишь их фрагменты, полюбившиеся и не достойные забвения. Пустое пространство нужно заполнять.

Если не появляется новое, притягивают фрагменты, оставшиеся от прочих успешных когда-то течений. В философии тенденция начала наблюдаться еще во времена античности. Так что, началась эклектика с мысли, лишь потом вылившись в форму.