Скачать технологическая карта русский язык. Технологическая карта Русский язык. знаний и фикса

Технологическая карта урока по русскому языку

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ - русский язык

ТИП ЗАНЯТИЯ: усвоения новых знаний

УЧИТЕЛЬ - Топчиева Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы, ВКК, МБОУ Митрофановская СОШ Кантемировского муниципального района, Воронежской области

КЛАСС - 6

ТЕМА: «Тайны русских слов».

ЦЕЛЬ: организовать среду для изучения новой лингвистической науки - «Этимологии».

ЗАДАЧИ:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

Формировать способности к самостоятельной познавательной деятельности;

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Развитие творческого мышления

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

Уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

Формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний;

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

Формирование умения взаимодействовать в статичных парах, группах.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Формирование умения применять полученные теоретические знания в нестандартных ситуациях и в новых практических условиях

ТЕХНОЛОГИИ: развитие критического мышления на уроках русского языка (групповая работа, информационно-коммуникативная)

ФОРМЫ РАБОТЫ : групповая работа, моделирование, составление этимологического цветка «Что в имени твоем?»

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: с историей, географией, логикой, иностранными языками, математикой.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор (колонками), «Этимологические словари» М.Фасмер, раздаточный материал, видеофрагмент, аудиозапись «Ладушки», цветная бумага, клей

п\п

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация к активной учебной деятельности

Организует просмотр видеофрагмента

Задает вопросы:

Тише….(просмотр)

Что скажете?

О чем идет речь?

А вы знаете, откуда пришло название «выдра» и что оно обозначает?

Работа с эпиграфом:

А как же нам узнать?

Всему название дано - и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном море - море слов -

Купаться ежечасно!

А.Шибаев

Запись в тетради дата, классная работа

Просматривают

видеоряд «Выдра»

Отвечают на поставленные вопросы.

Узнают о сюжетной линии урока.

Рассуждают об основной мысли эпиграфа

Личностные:

Регулятивные:

Проблема-

тизация

Формулировка цели занятия

Нам предстоит интересная работа: разгадывание тайн слов русского языка.

Намечают цели:

Познакомиться с новым разделом языкознания, «Этимологическим словарем»,

научиться делать этимологический разбор слов

Сегодня будут работать четыре группы.

1 группа «Фонетика»

2 группа «Морфемика»

3 группа «Словообразование»

4 группа « Грамматика»

Каждая группа выдвигает гипотезы по выходу из проблемной ситуации.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

Познавательные: анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

Актуализация знаний и умений

Каким способом образованы данные слова? (слова образованы суффиксальным способом, суфф. -н-).

А как быть со словом рукопашный? Что оно обозначает? Как было образовано? Какое значение у корня -паш-? Есть ли у нас в языке слова, родственные этому корню?

Дети работают в группах

Каждая группа записывает по одному слову: самоварный, тепловозный, водолазный, рукопашный

Каждая группа доказывает свой ответ

Они похожи по составу, как близнецы.

На все эти вопросы может ответить единственная наука - этимология.

Работают с «Этимологическими словарями»

Сообщение учащегося о происхождении слова «рукопашный»

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Ход разрешения проблемы

Сегодня будем заниматься с Вами поиском истины! Предлагаю нам создать детективное агентство «Зри в корень».

Что обозначает выражение, вынесенное в название нашего агентства?

Выберите из предложенных значений то, которое соответствует нашей теме.

Найдите их.

На фоне спокойной музыки учащиеся

Групповая работа с «Этимологическими словарями»

Работа в группах

(Тройка слов: владыка, обладать, волость. Исходный корень - волод -, оло=ла (молодой- младой, холод- хлад); в слове обладать представлен этот же вариант корня и, кроме того, здесь утрачено начальное В, как это часто наблюдается в позиции после приставки об-, вернуться-, обернуться, возить -обоз и другие. В слове волость произошел переход конечного согласного Д в С в позиции перед - ть; ср.: сладкий - сласть, падать - пасть.)

«Идем по следу»:

Знакомство с этимологическими словарями,

Построение статей в этих словарях. Какую информацию они в себе несут?

«Найти родственников»

Даны слова: болото, владыка, влажный, волосатый, волость, излечение, локоть, обладать, поладить, увлечение. Среди них имеются три слова, восходящие к одному и тому же общеславянскому корню.

Личностные:

Познавательные

Коммуникативные: слушать и слышать других

Динамическая пауза

Аудиопауза «Ладушки…»

Ребята смотрят, слушают и хлопают в ладоши.

Этимологическая справка о слове «ладушки»

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Познавательные : поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез

Творческая лаборатория

«Что в имени твоем…»

Ваша судьба находится под влиянием имени. А знаете ли вы, что обозначает ваше имя?

Этимология - верный помощник в этом деле

Работа со словарем

Составление «Этимологического древа»

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи

Презентация продукта

учебной деятельности. Результат.

Озвучивают результаты работы в группах

Дети по группам выходят к доске и доказательно представляют свои работы.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, каждый ученик представляет продукт своей работы.

Познавательные : выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, выступать перед аудиторией

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта

Рефлексия учебной деятельности

Учитель организует осмысление, побуждает учащихся к расширению информационного поля.

Группы учащихся в ходе рефлексии составляет синквейн на тему: «Этимология»

Итог занятия дети подводят совместно с учителем

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные : умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с заданием и условиями коммуникации

Домашнее задание

Варианты задания:

1. Этимология слова «Воронеж»

2. Этимология имени (имен членов семьи)

3.Напишите сочинение-миниатюру о том, какие открытия вы сегодня для себя сделали

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Организационная информация

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Тема урока

Обобщение знаний по теме: «Глагол»

Форма урока

Урок – путешествие

Предмет

Русский язык, УМК «Школа России»

Класс

Чигусова М.В., учитель начальных классов.

Методическая информация

Педагогические задачи

Создать условия для:

Формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов;

Совершенствования умений определять лицо, число, спряжение глаголов;

Развития навыка составлять из слов предложения, употребляя глаголы в форме 2 и 3-го лица настоящего времени;

Воспитания интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Закрепить знания о глаголе как части речи, употребление в речи.

Обобщить умения:

Разбирать глагол по составу,

Выполнять морфологический разбор глагола.

Обобщить знания о написании глаголов, составляя из слов предложения, употребляя глаголы в форме 2 и 3-го лица настоящего времени.

Метапредметные УУД

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку;

регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры действий при работе с учебным материалом;

коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Личностные
результаты

осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников;

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор; индивидуальные раздаточные карточки;

Организационная структура урока

Этап урока

Формируемые способы
деятельности учащегося

Организация начала урока

    Приветствие

– Здравствуйте, ребята. Если день начинается с улыбки, то можно надеяться, что пройдёт удачно. Давайте наше занятие проведём с улыбкой.

Все друг к другу повернитесь,

А теперь – улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостя!

И садитесь по местам

Слайд 2 (Солнышко улыбается)

    Проверка готовности к уроку

Обучающиеся сообщают о готовности к уроку.

Определение самоорганизации ------

(Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока).

Понимать и слушать учителя.

Принимать
и сохранять учебную задачу.

Актуализация знаний.

    Знакомство с героями урока

Сегодня урок необычный, урок-путешествие. Его проведу я не одна, у меня будут помощники. Сейчас я вас познакомлю.

Слайд 3 (Появляются Даша-путешественница и Башмачок)

Даша:

Здравствуйте, ребята, меня зовут Даша-путешественница, а это мой друг – Башмачок.

Дорогие ребятишки,

Мы взяли в руки книжки.

Предлагаем путешествовать,

Знания свои совершенствовать.

Учитель:

Даша, где мы сегодня побываем?

2. Создание проблемной ситуации

Даша:

Нам прислали приглашение, но Башмачок с ним обращался неаккуратно, некоторые слова испортились.

Учитель:

Я думаю, мы сумеем восстановить пропущенные слова.

Слайд 5 (Ребята восстанавливают текст приглашения, вставляют пропущенные слова)

Дорогие ребята!

Я могучий король,

большим городом.

В моём королевстве … много подданных.

в мою сказочную страну. … задания,

вы … у много интересного

и полезного для себя.

До встречи, друзья!

(Владею, проживает, приглашаю, выполните, узнаете)

Что обозначают эти слова?

(Действие)

На какие вопросы отвечают? К какой части речи относятся?

Как вы думаете, можно ли нам обойтись без глаголов?

Какую роль играют глаголы в речи?

И так, глаголы сопровождают человека во всех сферах деятельности, обозначают действие предметов животных, природных явлений. Глагол занимает 2 место по численности слов после имён существительных, поэтому играет в нашей речи огромное значение.

Так кто же нас приглашает в гости? Кто же этот могучий король? (Глагол)

Слайд 6. (Знакомство с Королем Глаголом, который рассказывает о своём владении)

Знакомятся с героями урока.

Разбираются в проблемной ситуации

Восстанавливают текст, вставляют пропущенные слова

Отвечают на вопросы

Приходят к выводу, что без глагола наша речь была бы несостоятельной

Знакомятся с новым героем урока – Глаголом

Знакомятся с картой путешествия

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать
и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу
полученного
задания

Сообщение темы
урока.

Определение темы и целей урока

    Определение темы урока

– Какой же части речи будет посвящён наш урок?
– Мы так много знаем об этой части речи, что нам обобщить знания не составит труда. Попробуйте назвать тему урока.

Учитель открывает запись на доске: «Обобщение по теме «Глагол»

Чему будем учиться на уроке обобщения?

Мы в королевстве построим свой дом.

(Учитель вывешивает табличку)

    Постановка целей урока

Все готовы путешествию? И у нас девиз таков:

Орешек знаний твёрд,

Но всё же.

Нам расколоть его поможет

Девиз: «Хочу всё знать!»

Какие у вас ожидания от урока?

(- Выполнить интересные задания.

Узнать новое.

Повторить всё, что знаем о глаголе.

Употреблять глаголы в речи)

Глагол – самая сложная по составу часть речи русского языка. Сегодня мы приведём в систему известные нам знания и закрепим наши умения.

Определяют тему урока, задачи урока, высказывают свои ожидания

Ставят учебную задачу – обобщить сведения о глаголе, учиться писать глаголы с изученными орфограммами

Помогают прикрепить табличку «Глагол»

Повторяют девиз

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Обобщение и систематизация знаний

Деятельность в группах, соответственно выбранным ролям.

Работа с фразеологическими оборотами

Работа в парах.

1. Минутка каллиграфии

Проспект «Чистописания»

Даша:

Посетим проспект «Чистописания»

Учитель:

Запишем букву, которая есть в названии темы, она обозначает согласный, парный, звонкий звук. Это буква Гг.

Запишем каллиграфично девиз урока

Хочу всё знать!

    Обобщение знаний о глаголе в неопределённой форме

Площадь Неопределённая форма глагола

Даша:

- Посетим Площадь Неопределённая форма глагола.

Учитель:

Назовите глаголы. Что вы знаете о глаголах, которые стоят в неопределенной форме.

Давайте проверим. Нажмём на подсказку.

- Выполните задание. Подберите к крылатым выражениям соответствующие глаголы в неопределённой форме. Работать мы будем в группах. Нравится ли вам состав вашей группы? Хотели вы объединиться по-другому?

Задание

Зарубить на носу важничать

Задирать нос бездельничать

Задеть за живое запомнить

Бить баклуши взволновать

- Соедините стрелочкой соответствующие части, работая с карточками

Какая группа готова отвечать?

Для проверки нажмём на мелки.

Ребята наш дом продолжает строится.

Н.Ф. Что делать?

Что сделать?

(Учитель вывешивает таблички)

    Обобщение знаний обучающихся о временах глагола.

Улица Времени

Учитель:

Даша:

Предлагаю посетить улицу Времени.

Учитель:

Какие времена глаголов вы знаете?

Какое действие отражает глагол в настоящем времени?

На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?

Выпишите глаголы настоящего времени.

Задание

Думаем, говорю, пишешь, побрить, мечтал, напишет.

Кто готов отвечать? Проверим, нажмём на цветные мелки.

Какая орфограмма в слове пишешь?

Вспомним, что вы знаете о глаголах будущего времени?

Проверим. Воспользуемся подсказкой.

Выполните задание. Выпишите глаголы будущего времени. Определите лицо, число глаголов, назовите окончания.

Задание

Залетят, побегу, станцую, воркую, спишешь, поём.

Проверим? Воспользуемся цветными мелками.

Продолжим путешествие.

Вспомним, что вы знаете о глаголах прошедшего времени.

Обратимся к подсказке.

Назовите глаголы прошедшего времени.

Задание

Пригрело, смотрел, станцую, побрить, выползла, споём.

Проверка. Нажмем на мелки.

Выпишите глаголы, пригрело, выползла . Разберите по составу.

(Дети выполняют у доски)

Сверим с образцом на слайде.

Итак, дом в королевстве Глагола продолжает строиться.

Н.Ф. Что делать?

Что сделать?

Будущ. вр.

Число, род

Число, лицо


    Физкультминутка

Станция Отдыхай-ка

Учитель:

Даша, куда лежит дальнейший путь?

Даша:

Предлагаю посетить станцию Отдыхай-ка.

    Закрепление знаний обучающихся о спряжении глагола.

Бульвар Спряжение

Учитель:

Даша, где мы побываем сейчас?

Даша:

Бульвар спряжения.

Учитель:

Ребята, вспомните всё, что вы знаете по этой теме, обговорите в группах и придумайте вопросы, касающиеся спряжения.

Задайте свои вопросы ребятам.

Так, какие глаголы относятся к первому спряжению. Проверим, воспользуемся подсказкой.

Задание. Выпишите глаголы I спряжения.

Дружим, сеют, держать, дружим, обидеть, вяжут.

Обговорите в группах. Будьте внимательны. Готовы отвечать?

Проверим, нажмём на цветные мелки.

Что вы знаете о глаголах II спряжения? ------ Проверим, воспользуемся подсказкой.

Задание. Прочитайте слова, назовите глаголы II спряжения.

Проверим, жмём на мелки.

Задание. Измените глаголы сеять, гнать по лицам и числам.

Для проверки ещё раз нажмем на мелки.

Учитель:

Вы молодцы, ребята! Ваши знания достойны похвалы. Вот посмотрите, дом в королевстве Глагола продолжает строится.

Число, лицо

Будущ. вр.

Н.Ф. Что делать?

Что сделать?

Число, род


Ед. ч.

Мн.ч.

Ед. ч.

Мн.ч.

Спряжение

I спряжение

II спряжение

Вспомните личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения

Посадим деревья у новостройки.

Записывают каллиграфично буквы Гг

Каллиграфично записывают предложение

Хочу всё знать!

Объединяются в группы, выбирают капитана

Выполняют задания по группам

Обобщают знания о неопределенной форме глагола

Выполняют задания на карточках

Сообщаются в группе

Прикрепляют карточки к доске, озвучивают, что написано на карточках

Обобщают знания о временах глагола

Отвечают на вопросы

Выполняют задания

Закрепляют орфографические умения написания окончания глаголов

Определяют лицо, число глаголов, называют личные окончания

Разбирают глаголы прошедшего времени по составу

Вывешивают карточки, называют времена глаголов и грамматические формы

Выполняют движения вместе героями урока

Отвечают на вопросы

Работают в группа

Составляют свои вопросы в группе

Вспоминают всё, что знают о спряжении

Индивидуальная работа

Изменяют глаголы по лицам и числам

Проверяют выполненное задание

Вывешивают карточки, называют личные окончания глаголов

Осуществлять анализ объектов. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Понимать
на слух ответы одноклассников.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение
и позицию. Строить монологические высказывания понятные для собеседника высказывания

Применение знаний и умений в новой ситуации

    Самостоятельная работа

Переулок Почемучек

Нас ждёт переулок Почемучек.

Задание. Упражнение 246

Ночует, падает, говорят, выписали.

Найдите упражнение 246. Прочитайте предложения. Какие они по цели высказывания? (Вопросительные).

В группе выберите предложение, выпишите глагол и сделайте его разбор, как части речи.

Вам поможет памятка и наш построенный дом.

(Учитель нажимает на подсказку)

Проверим ваши ответы, нажмём на цветные мелки.

Выполняют упражнение в группе

Вспоминают какие бывают предложения по цели высказывания

Разбирают глаголы как часть речи, опираясь на алгоритм разбора, представленный в виде памятки

Контроль усвоения знаний, обсуждение ошибок и их коррекция

    Тестовая работа

Ребята, выполните тестовую работу.

Чтобы проверить нажмём на цветные мелки.

Выполняют тестовую работу

Проверяют работу

Самооценка

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Итог урока. Рефлексия

Удалось ли нам обобщить знания о глаголе?
– Какое задание вызвало у вас затруднение?
– Над чем вам ещё необходимо поработать?
– А смогли добиться хорошего результата, потому что мы вместе. А это великая сила. Ведь “С маленькой удачи начинается большой успех ”.

Рефлексия приклеить смайлик накартинку

Если вы затрудняетесь оценить себя, обратитесь к другу по группе.

Посмотрите на наш дом. Чего в нём не хватает?

Правильно, нет жильцов. Давайте заселим нашу новостройку жильцами. Домочадцами будут ваши смайлики. Прикрепите на картинку.

Вижу, что большинство детей оценили свою работу на 4и 5. Со многими результатами я согласна.

Всё ли вам понравилось на уроке? Почему

Что именно?

Подтвердились ли ваши ожидания от урока? Какие?

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Оценивают свою работу на уроке

Совещаются в группе относительно оценки

Прикрепляют смайлики

Высказывают свои гипотезы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

Домашнее задание

Домашнее задание будет творческим Составить текст « Весна в родном краю»

Ребята, настала пора попрощаться с нашими героями.

Даша и Башмачок прощаются.

Отвечают на вопросы,

заканчивают предложения

Прощаются с героями произведения

ПАМЯТКИ

Глагол – это часть речи,

которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы

Что делать? Что сделать?

Неопределённая форма – это начальная, неизменяемая форма глагола, которая не указывает

ни на время, ни на число глагола.

Глаголы в н. ф. отвечают на вопрос

что делать? или что сделать?

Чаще всего они имеют суффикс

Ть или -ти

Писать, решить

Глаголы настоящего времени

отражают действие,

происходящее в момент речи.

Общий определяющий вопрос

таких глаголов

в ед. числе - что делает? Рисует

во мн. числе – что делают? Пишут

Глаголы прошедшего времени

отражают действие,

происходившее до момента речи.

Отвечаю на вопросы

в ед. числе - что сделал?

что сделала? что сделало?

Нарисовал

во мн. числе – что сделали?

Написали

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам

Глаголы будущего времени

отражают действие,

которое будет происходить после момента речи.

Отвечают на вопросы

в ед. числе - что сделает?

что будет делать? Нарисует

во мн. числе – что сделают?

что будут делать? Напишут

Спряжение глаголов (н.ф.)

I спряжение

Все глаголы на

Еть, -ать, -оть, -уть, -ть

(кроме 11 глаголов, которые являются исключениями),

а также глаголы на – ить: брить, стелить

Ко II же спряженью

Отнесём мы, без сомненья,

Все глаголы, что на –ить,

Исключая брить, стелить.

А ещё: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья:

Их на –е спрягать нельзя.

ПАМЯТКА

Разбор глагола как части речи

1.Часть речи.

2. Начальная форма.

3.Спряжение.

4. Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем и будущем времени.

Род и число – для глаголов в прошедшем времени.

5. Роль в предложении.

Летят – гл., что делают?, н.ф. – лететь, II спр., в наст. вр., в 3-м л., во мн. ч., сказ.

Домашнее задание:

Составьте текст на тему «Весна в родном краю»

Светит, греет, плывет (солнце).

Льет, питает, барабанит (дождик).

Растет, зеленеет, пробивается (трава).

Звенит, бежит, серебрится (ручеек).

Хмурятся, надвигаются, закрывают (тучи).

Появляются, шепчутся, зеленеют (листья).

Таблицы изменение глаголов по лицам и числам

Лицо

Ед. ч.

Мн. ч

1-е л.

2-е л.

3-е л.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта описывает изготовление, обработку и производство продукции, производственные операции и применяемое оборудование.

В образовании технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока - таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:

  • этапы и цели урока;
  • содержание учебного материала;
  • методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся;
  • деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта урока включает в себя элементы план-конспекта: тема, цель, задачи, но всё же отличается от него.

Отличия технологической карты и конспекта

Технологическая карта урока

Конспект урока

Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока.

Оформляется как сценарий и описывает слова, действия учителя и предполагаемые ответы учеников.

Характеризует деятельность учеников с указанием УУД, формируемых при каждом учебном действии.

Указывает и описывает формы и методы, используемые на уроке.

Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и контролировать процесс их достижения.

Только указывает цели урока.

С помощью технологической карты учитель смотрит на учебный материал целостно и проектирует урок по освоению конкретной темы в рамках всего курса.

Преимущества технологической карты как инструмента планирования

Технологическая карта позволит учителю:

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются при выполнении конкретного учебного действия;
  • спроектировать последовательность действий и операций по освоению темы, приводящих к намеченному результату;
  • проектировать педагогическую деятельность на конкретный период;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • обеспечить согласованные действия участников педагогического процесса;
  • диагностировать достижения запланированных результатов на каждом этапе урока;
  • строить образовательный процесс как проектную деятельность, где все этапы логичны, взаимосвязаны и могут быть расширены в рамках предмета.

Структура технологической карты урока

В технологической карте указываются:

  • тема;
  • цель освоения учебного материала;
  • результаты, которые планируется достичь: личностные, предметные и метапредметные;
  • межпредметные связи;
  • организация учебного пространства: формы работы, ресурсы и оборудование;
  • основные понятия темы;
  • технология изучения указанной темы.

Урок строится из нескольких этапов: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи и так далее. В технологической карте на каждом этапе урока определяются цель и планируемый результат, деятельность учителя и учащихся.

Трудности при составлении технологической карты урока

Несмотря на преимущества и нарастающую популярность этого способа проектирования урока, учителя часто сталкиваются с трудностями при составлении технологической карты. Профессор института дополнительного образования в ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Андрей Иоффе выделяет семь ошибок, которые совершают учителя при конструировании технологической карты:

  1. Объём на десятки страниц.
  2. Оформление всего содержания занятия как таблицу.
  3. Установление жёстких временных рамок.
  4. Обилие колонок.
  5. Сведение рефлексии к подведению итогов.
  6. Использование сложных и непонятных выражений - «самоопределение к деятельности».
  7. Определение целей для ученика и учителя, но не целей занятия.

Эти ошибки вызваны отсутствием единых требований к составлению технологических карт уроков. Отдельные блоки и разделы разнятся и у отдельных учителей, и у каждого учителя в технологических картах разных уроков. Также на ошибки влияют субъективные факторы: недостаток знаний, низкая мотивация учителя, непонимание и неприятие нового.

Грамотная методическая поддержка способна оказать помощь при подготовке технологических карт. На заседаниях методического совета школы определяется, как отражать в технологических картах уроках предметные, метапредметные и личностные результаты, реализацию и диагностику различных видов УУД.

Примеры технологических карт уроков

Образец технологической карты №1

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Характеристика этапов урока

  1. Работа обучающихся на уроке (указывается активность и мера занятости)
  2. Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала или отсутствовала.
  3. Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный или продуктивный.
  4. Оценка достижений целей урока.

Образец технологической карты №2

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Задачи урока: обучающие, воспитательные и развивающие.
  7. Актуальность использования средств ИКТ.
  8. Виды используемых средств ИКТ.
  9. Необходимое оборудование и программное обеспечение.
  10. Организационная структура урока.

Образец технологической карты №3

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока.

Образец технологической карты №4

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

разработчик: учитель русского языка и литературы Жидиловского филиала МБОУ Заворонежской СОШ Лазина Елена Владимировна

Предмет _русский язык________

Класс _5___________

Тема урока _Имя прилагательное как часть речи

Тип урока _изучение нового материала_______________ .

Планируемые результаты обучения:

личностные: _владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать,сравнивать, делать выводы______________________________________________________________________________________

предметные_ _осмыслить понятие «признак»______________________________________________________________________________________

метапредметные: ___способность решать творческие задачи,представлять результаты своей деятельности в различных формах(сообщение,рассказ,презентация), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль._______________________________________________________________________________

Техники и технологии ____технология проблемного диалога, проблемно-поисковый метод___________________________________________________________________________

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ___Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова Русский язык, 5 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений: в 2-х ч.-М.Просвещение, 2016 г.

Компьютер, медиапроектор, карточки с заданиями, дополнительной информацией___________________________________________________________

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные

Регулятивные

Коммуника-тивные

Познава

тельные

Мотивационно-целевой этап

Организационный момент

Желает всем хорошего настроения и успешной работы.

Приветствуют учителя, готовность рабочих мест.Записывают число, классная работа

Доброжелательное отношение к окружающим, уважение личности и ее достоинства

Определяют цель в учебной деятельности. Формируют и принимают учебную задачу

Формировать собственное мнение

Понимать учебную задачу урока

Актуализация знаний

Продолжите ряды слов:

Цвет: белый …

Вкус:горький…

Размер: большой..

Температура:холодный…

Качество характера:добрый..

Давайте проверим, что у вас получилось.

К какой части речи относятся слова?

Отвечают на поставленные вопросы. выполняют задания в группах

Формирование выраженной учебно-познавательной мотивации и интереса к учению

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей

Умеют слушать и слышать друг друга. аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Анализируют, выделяют признаки, составляют целое из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты

Оценивание в группе

Практический этап

Проблемное изложение новых знаний

Тема нашего урока « имя прилагательное как часть речи» Подумайте. как мы будем работать на уроке?

Учащиеся предлагают план изучения темы и с помощью учителя формулируют основные вопросы:

Что обозначают прилагательные?

На какие вопросы отвечают?

Для чего они нужны?

Как вы понимаете смысл названия имени прилагательного?

Как вы думаете, к чему прилагается эта часть речи?

Каким членом предложения является имя прилагательное?

Развивать способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию

формирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению

Построение речевого высказывания в устной форме

структурируют знания.

Самооценка

Первичное закрепление знаний обучающихся

Обратимся к учебнику.Стр.81упр.565.

Проверка упражнений.

Читают правило из учебника, выполняют упражнения.

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности.

Положительное отношение к учебной деятельности

Уметь слушать и понимать других

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка

Физкультминутка

Проведем физкультминутку

Выполняют элементарные физические упражнения

Признание ценности здоровья, своего и других людей.

Практическая работа

Прослушаем стихотворение из учебника»Березка»

Перепишите текст стихотворения, вставьте пропущенные буквы, подчеркните прилагательные.

Выполняют упражнения в тетрадях, проверяют тетради друг у друга, исправляют ошибки, работают с текстом, отвечают на поставленные вопросы.

Адекватное понимание успеха или неуспеха в учебной деятельности

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Умение слушать и слышать друг друга, высказывать свои мысли

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной речи.

Оценка учителя

Рефлексивно – оценочный этап

Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Составит текст-описание « Зимняя сказка», используя прилагательные

Выполнить упражнение по учебнику

Записывают информацию о домашнем задании

Любовь к природе

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Ребята, давайте заполним наш лист самооценки.

Понравилось ли вам сегодня на уроке?

Все ли понятно, своей работой сегодня вы довольны или остались некоторые вопросы, над которыми стоит подумать?

Ученики заполняют лист самоконтроля, отвечают на поставленные вопросы

Устойчивый познавательный интерес и установление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выдвижение гипотез и их обоснование