Развитие энтомологии. Лесная энтомология: предмет и задачи. Литература по лесной энтомологии

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС Часть 1 На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Выберите только один правильный ответ и внесите его в матрицу (часть 1). 1. Объектом изучения энтомологии является: а) корова; в) божья коровка; б) коровяк; г) бычий цепень. 2. Для того, чтобы рассмотреть все органы цветка у одуванчика, нужно использовать: а) лупу; в) микроскоп; б) бинокль; г) телескоп. 3. Петя нашёл во дворе плод-крылатку клёна. Он подбросил её в воздух, и крылатка стала вертеться. Потом Петя вырезал из картона большую фигуру, похожую на крылатку. Туда, где должно находиться семя, Петя налепил слой пластилина, и один край картонной фигуры тоже укрепил полоской пластилина. Когда он подбросил картонную фигуру, она стала вертеться в воздухе! Петя сделал вывод, что вращение происходит из-за особой формы крылатки клёна. Этот вывод был сделан потому, что Петя использовал метод: а) измерения; б) моделирования; в) эксперимента с живым объектом; г) наблюдения. 4. Весной Лена смотрела, как под окнами тает снег. В одном месте снег растаял быстро, потому что там проходит теплоцентраль, а за домом сугроб лежал долго. Наступил май, и Лена увидела, что сначала одуванчики на газоне расцвели там, где снег растаял раньше, а за домом они расцвели в последнюю очередь. Лена сделала вывод, что температура почвы влияет на время цветения одуванчиков. Этот вывод был сделан потому, что Лена использовала метод: а) измерения; б) моделирования; в) эксперимента; г) наблюдения. 5. Если на кусочек хлеба капнуть разбавленный раствор йода, то появится тёмно-синее пятно. Этот опыт доказывает, что в хлебе содержи(а)тся: а) сахар; в) крахмал; б) минеральные соли; г) жиры. 1

2 6. В каком из перечисленных пищевых продуктов содержится больше всего белков? а) конфеты; в) картофель; б) яблоко; г) творог. 7. Что из чего состоит? Выберите правильный ответ. а) клетка состоит из тканей; в) ткань состоит из органов; б) тело состоит из органов; г) ядро состоит из клеток. 8. Если случайно прикоснуться к горячему предмету, рука быстро отдёргивается из-за работы: а) клеток потовых желёз; в) клеток кровеносных сосудов; б) нервных клеток; г) клеток сальных желёз. 9. Пустынные кактусы зимой нужно поливать по чутьчуть и очень редко один раз в месяц. При этом кактусы не засыхают (а герань могла бы засохнуть!). Кактус устойчив к засухе из-за особых свойств: а) проводящей ткани; б) покровной ткани; в) механической ткани; г) ткани первичной коры корня. 10. В тёплых морях многие острова окружены рифами, на которые может натолкнуться днище корабля. Рифы образуются в результате роста кораллов, которые относятся к царству: а) растений; б) грибов; в) животных; г) бактерий. 2

3 Часть 2 Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных (а д), но требующие предварительного множественного выбора (из 1 5). Букву правильного ответа внесите в матрицу (часть 2). 1. Перечислите растения в том порядке, в котором они начинают цвести в природе (от более ранних к самым поздним). 1) клевер; 2) ландыш; 3) мать-и-мачеха; 4) одуванчик; 5) астра. а) 3, 4, 2, 1, 5 б) 2, 3, 1, 4, 5 в) 3, 2, 4, 1, 5 г) 3, 4, 1, 5, 2 д) 1, 3, 4, 5, 2 3

4 2. Выберите фамилии учёных, которые внесли вклад в развитие биологии. 1) М.В. Ломоносов; 2) И.П. Павлов; 3) Д.И. Менделеев; 4) И.В. Мичурин; 5) Н.И. Лобачевский. а) 1, 3, 5 б) 2, 4 в) 1, 2, 4 г) 3, 4, 5 д) 3, 4 3. К биологическим наукам могут относиться: 1) ботаника; 2) биохимия; 4) астрономия; 5) генетика. 3) этнография; а) 1, 2, 4 б) 1, 2, 3 в) 1, 2, 5 г) 2, 3, 5 д) 2, 4, 5 4

6 Часть 4 1. На карте цифрами указаны географические точки Какие из природных зон (или поясов растительности) есть в регионах, обозначенных на рисунке цифрами 1 5? В таблице ответов внесите в строку «географическая точка» соответствующую цифру. Какие растения растут в этих природных зонах? Внесите в строку «Растения» соответствующую букву. А ковыль; Б баобаб; В агава; Г какао (шоколадное дерево); Д брусника. Какие животные живут в регионах, обозначенных цифрами? Внесите в строку «Животные» соответствующую букву. Е игрунковые обезьяны; Ж жираф; З большой тушканчик; И гремучая змея; К северный олень. 6

7 Бланк для записи ответов Часть Часть 2 Часть 3 Правильные суждения:. Неправильные суждения:. Часть 4 Природная зона Тундра Степь Пустыня Саванна Географическая точка Растения Дождевой тропический лес Животные 7


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС Часть 1 На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Выберите только один правильный и внесите его в матрицу (часть

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 2015-2016 учебного года по биологии 7 класс Время выполнения-120 минут Максимальное количество баллов- 38 Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по биологии (школьный этап) 2016-2017 учебный год 7 класс Максимальное количество баллов 41 балл Задание 1. (15

ЗАДАНИЯ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ТУРА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 7 КЛАСС. 2016-2017 уч. год Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного варианта ответа их

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по биологии (школьный этап) 2016-2017 учебный год 6 класс Максимальное количество баллов - 31 балл Задание 1. (10

Задания олимпиады школьников Юные биологи. 6 класс 1 Задание 1. Задание включает 50 вопросов, к каждому из них предложено 3 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете

Контрольно- измерительный материал для проведения промежуточной аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся 5 классов Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся 40 минут.

МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа 5» Итоговая аттестация по БИОЛОГИИ для учащихся 5 классов проводится в два этапа: 1 этап 2 этап теоретическая часть (устный ответ по вопросам программного

Спецификация Диагностической работы по биологии для 6-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы Март 2016 года 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится с целью определения

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 8 классы Часть I На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный и внести его в матрицу.

Итоговая контрольная работа по биологии(5 класс). Спецификатор работы. 1.Назначение работы. Оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии учащихся 5 класса общеобразовательного учреждения

БИОЛОГИЯ НОВОЕ ИЗДАНИЕ 6 класс МОСКВА «ВАКО» 2016 УДК 372.857 ББК 74.262.8 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от

1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС Планируемые результаты изучения предмета Предметные результаты: Определять роль в природе различных групп организмов; Объяснять роль живых организмов в круговороте

Переводной экзамен по биологии 5 класс Пояснительная записка Экзаменационные вопросы по биологии в 5 классе составлены в виде тестов с разноуровневыми заданиями. Задания первого уровня (часть А) позволяют

Итоговый тест за первое полугодие биология 5 класс учитель Куклина И.А. Задание 1.Решите тест, выберите один правильный ответ. 1. Что нас окружает? а. тела живой природы б. тела неживой природы в. тела

Наименование раздела/темы МАТЕРИАЛЫ для подготовки по биологии 6 класс. Погружение 2 Знать Уметь Раздел 3: Основные процессы жизнедеятел ьности растений. Раздел 4: Многообраз ие и развитие растительно

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ в 5-ом классе (Введенский Э.Л., Плешаков А.А. Введение в биологию) Тема урока Планируемые результаты 1. Методы изучения природы Предметные: знать методы изучения

Пояснительная записка. Программа дополнительного образования "Юный натуралист" предназначен для учеников 6-7 класса. Программа позволяет углубить и систематизировать знания учащихся о строении и многообразии

Календарно-тематическое планирование по биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс 34 часа (1 раз в неделю) Учебник.

Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования, утверждённой приказом директора МБОУ СОШ 5 от 01.06.2016 203 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: Биология Класс: 5 а, б, в, г, д, е

Часть 1 К каждому из заданий 1 12 даны варианта ответов, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком Инструкция по выполнению работы На выполнение теста по географии отводится

Тема 4. Бактерии. Грибы. Лишайники. Часть А. 1. Наличие в составе лишайника цианобактерий обеспечивает 1) поглощение атмосферной и почвенной влаги 2) использование света для образования питательных веществ

Задания Турнира «Знатоки биологии» для обучающихся 8-9 классов, проводимого Академией биологии и биотехнологии им. Д.И.Ивановского Задание 1 Заполните таблицу «Виды взаимоотношений между живыми организмами».

БИОЛОГИЯ 5 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.857 ББК 74.262.8 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729 (в ред.

Рабочая программа учебного предмета «Биология» 5 класс Планируемые результаты освоения учебного предмета Обучающийся научится: выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков

Демонстрационный вариант диагностической работы по биологии для учащихся 5 классов Для заданий с выбором ответа 1-9, 14 и 15 обведите номер правильного ответа. Для других заданий запишите ответ в указанном

Банк заданий по биологии 6 класс -2014год 1. Ископаемые остатки вымерших организмов изучает наука 1) систематика 2) экология 3) физиология 4) палеонтология 2. Строение и функции органоидов клетки изучает

Карточки индивидуальной работы по биологии в 5 классе По теме 2 «Свойства живого» Ф.И. Дата (НУ) 1.Запишите, как называются науки, изучающие живые организмы: Изучает строение, жизнедеятельность, многообразие,

Входной контроль Часть 1 В заданиях А1 А8 отметьте один верный ответ. А1 Прибор, с помощью которого можно увидеть клетки живых организмов, называется 1) телескопом 3) штативной лупой 2) микроскопом 4)

1 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 21 задание. Ответы к заданиям 1 17 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру

Пояснительная записка В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часа из федерального компонента. В 6 классе

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (70ч 2 часа в неделю) С использованием программы автора Н.И. Сонина Учебник: Н.И. Сонина.

Банк заданий 6.3класс Биология профиль. Погружение 2 Мини-тест 1. Тема 1.ГЕНЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ. 1. Цветок это орган растения, который обеспечивает: А) семенное размножение б) вегетативное размножение

Задания С по биологии. Какие механизмы обеспечивают работу иммунной системы человека? Элементы ответа) Узнавание организм узнает чужеродные антигены и их продукты и выделяет антитела) Специфичность антитела

Рабочая программа по биологии для 6 класса Календарно-тематический план (35 часов) п/п дата Тема урока Планируемые результаты обучения Информационнометодическое обеспечение ВВЕДЕНИЕ (1 час) Цель: создать

Данная рабочая программа по биологии 6 класса рассчитана на 52 часа в год, 2 часа в неделю I полугодие, 1 час в неделю II полугодие. Составлена на основании следующих нормативных документов и методических

Биология 10 класс. Демонстрационный вариант 1 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ЕГЭ по БИОЛОГИИ по темам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и

2 словосочетания, целого числа, последовательности цифр или сочетания букв и цифр. 6. Количество заданий в одном варианте теста 50. Часть А 38 заданий. Часть В 12 заданий. 7. Структура теста Раздел 1.

Пояснительная записка. Нормативные документы, в соответствии с которыми разработана рабочая программа Закон РФ от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный компонент государственного

Итоговая контрольная работа по учебному материалу разработанного по новым стандартам ФГОС, по учебнику автора: Пасечник 5 класс Биология: Бактерии, Грибы, Растения. Пояснительная записка В работе содержатся

«СОГЛАСОВАНО» Заведующая кафедрой специальной (коррекционной) педагогики СПбАППО Яковлева Н.Н. 2012 Директор «ИМЦ» Курортного района Санкт-Петербурга /Бережная Л.Н./ 2012 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБСКОУ

Итоговая контрольная работа по биологии в 6 классе. Пояснительная записка Тест состоит из частей А, В, С. На выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного,

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования администрации Артинского городского округа Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Сухановская

Биология 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ОГЭ-9 по БИОЛОГИИ по темам «Общие закономерности жизни», «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»,

БИОЛОГИЯ 10 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.857 ББК 74.262.8 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729 (в ред.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы

Банк примерных заданий по Биология 6класс П1 база Задание 1 Верны ли следующие утверждения: Укажите истинность или ложность вариантов ответа: Все живые растения состоят из клеток. Цитоплазма внутренняя

Секция 9 Химия и химическая технология (для школьников) 333 вые и ягодные натуральные. ГОСТ 656-79» количество углеводов не должно превышать 10 г на 100 г сока. Из таблицы видно, что содержание углеводов

Проверочные тесты по теме БИОЛОГИИ Биология как наука Вариант 1 А1. Естественная наука, представляющая совокупность наук о живой природе: 1) география 3) химия 2) физика 4) биология А2. Натуралист Ж.Б.

Тест «Грибы», «Водоросли», «Мхи» Вариант 1 Выберите один правильный ответ из нескольких 1. Биологи объединяют все грибы в систематическую группу: А) род; Б) отдел; В) царство; Г) семейство; 2. Плесневый

Материалы для составления вариантов тестовых работ по теме: «Многообразие организмов, их классификация». 5 класс. Часть А. К каждому из заданий даны четыре варианта ответа, из которых только один верный.

Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: определять роль в природе различных групп организмов; объяснять роль живых

Вопросы к олимпиаде по окружающему миру. 3 класс 1. Прочитай предложения-утверждения. Если ты согласен с утверждением напиши «да», если думаешь по-другому напиши «нет». 1. Мы живём на звезде под названием

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова» Научно-исследовательский центр фундаментальных

БЛОК 4 Систематика и многообразие живых организмов. 1. Установите последовательность развития систематических групп А) цветковые Б) голосеменные В) водоросли Г) псилофиты Д) мхи В Г Д Б А 2. Укажите способ

Календарно-тематическое планирование Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс (35 ч, 1 ч в неделю) Дата Тема урока Формы уроков Характеристика основных видов деятельности план факт учащихся Введение

Вариант контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся 6 класса Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся

Приложение к образовательной программе Специального коррекционного образования ГБОУ СО «СОШ 2» Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 7 класс специального коррекционного образования Составитель:

Пояснительная записка Тематическое планирование по предмету Биология, 6 класс, составлено в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год в соответствии с учебным планом школы и учебной программой по предмету.

недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по зоологии (беспозвоночным и позвоночным животным):
10 компьютерных (электронных) определителей , в том числе: насекомые-вредители лесов России , пресноводные и проходные рыбы , амфибии (земноводные) , рептилии (пресмыкающиеся) , птицы, их гнезда, яйца и голоса , и млекопитающие (звери) и следы их жизнедеятельности ,
20 цветных ламинированных определительных таблиц , в том числе: водные беспозвоночные , дневные бабочки , рыбы , амфибии и рептилии , зимующие птицы , перелетные птицы , млекопитающие и их следы ,
4 карманных полевых определителя , в том числе: обитатели водоемов , птицы средней полосы и звери и их следы , а также
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях).

Лесная энтомология*

Предмет и задачи лесной энтомологии

Лесная энтомология изучает образ жизни обитающих в лесах насекомых-вредителей, их взаимосвязи с древесными породами и лесными насаждениями, причины массовых размножений и хозяйственное значение. Наряду с этим изучаются энтомофаги и болезни лесных насекомых, технические средства и меры борьбы с вредителями.

Насекомые повреждают древесные породы не только в лесах, но и в декоративных посадках, парках, в полезащитных лесных полосах и питомниках. Здесь много специфичных видов вредителей. Их биология и экология часто отличны от обитателей лесов. Отличны и меры борьбы с ними. Однако до сих пор они также служат предметом изучения лесной энтомологии, что значительно раздвигает ее границы.

Лесная энтомология имеет задачей научную разработку методов борьбы с вредными лесными насекомыми. Она возникла из неотложных нужд лесного хозяйства и служит научной основой, на которой развивается защита леса от вредителей и болезней. Защита леса является составной частью лесного хозяйства и в то же время представляет собой самостоятельное целостное учение о методах, технике и организации борьбы с вредными для леса животными и растительными организмами. Роль лесозащиты возрастает с каждым днем и приобретает особенное значение в настоящее время, когда вопросы охраны природы и бережного, рационального использования природных ресурсов находятся в центре внимания.

Значение леса в жизни биосферы Земли общеизвестно. Его роль особенно возрастает в настоящее время в связи с непрерывным увеличением углекислоты в атмосфере, загрязнением воздуха, воды и почвы отходами различных производств и ядохимикатами. Многообразные полезные функции в биосфере наилучшим образом выполняют леса - здоровые, спелые и средневозрастные, хорошо сомкнутые, отличающиеся высокой производительностью. Вырастить и сохранить такие леса - трудная задача лесоводов. На протяжении всей жизни леса подвергаются воздействию многих отрицательных факторов, среди которых вредные насекомые и болезни играют большую роль. Поэтому защита их от вредных организмов становится одной из наиболее актуальных задач лесного хозяйства.

В связи с этим, лесная энтомология имеет многогранные связи с другими науками. Каждому очевидно, что трудно изучать химические вещества для борьбы с вредителями, не зная химии , и машины, с помощью которых используются ядохимикаты, не зная механики . Также очевидно, что раз насекомые являются частью лесного сообщества, нужно знать это сообщество и законы, управляющие его развитием, а их изучает лесоводство . Не менее важно знать, какие насаждения нужно создавать, чтобы они не повреждались вредителями, какова техника их создания. Для выявления очагов вредителей проводятся обследования зараженных лесов методами, в основе которых лежат приемы таксационной техники. Разумеется, что насекомые живут за счет древесных пород и травянистых растений, без знания которых бессмысленно изучать вредителей леса. Поэтому существует тесная связь между энтомологией, ботаникой и дендрологией . Кроме того, исследованию состояния дерева, поврежденного насекомыми, помогает знание физиологии и анатомии растений . Прежде чем изучать строение насекомых, необходимо иметь представление о клетках и тканях животного, знать место насекомых в общей системе животного мира, т. е. быть знакомым с зоологией .

* При составлении данного справочника использовалась книга А.И.Воронцова "Лесная энтомология". Учебник для вузов, Изд. 3-е, перераб. М., "Высш. школа", 1975. 368 стр.) с изменениями.

Остальные разделы справочника по лесной энтомологии: Введение , Предмет и задачи лесной энтомологии , Краткий очерк истории энтомологии , Основные принципы систематики насекомых , Строение насекомых , Нервная деятельность насекомых , Размножение насекомых , Развитие насекомых , Жизненные циклы , Диапауза , Защитные приспособления и общественный образ жизни , Питание и кормовая специализация насекомых , Поврежедение древесных пород насекомыми , Распространение насекомых в лесах , Колебания численности насекомых , Общие понятия о методах лесозащиты , Литература по насекомым-вредителям .

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно приобрести следующие методические материалы по энтомологии и зоологии беспозвоночных:
компьютерные определители: "Насекомые-вредители лесов России " и "Дневные бабочки Восточной Европы ",
полевой карманный определитель "Обитатели водоемов ",
цветные ламинированные определительные таблицы : "

Часть 1

На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Выберите только один правильный ответ и внесите его в матрицу (часть 1).

  1. Объектом изучения энтомологии является:

а) корова;

б) коровяк;

в) божья коровка;

г) бычий цепень.

  1. Для того, чтобы рассмотреть все органы цветка у одуванчика, нужно использовать:

б) бинокль;

в) микроскоп;

г) телескоп.

  1. Петя нашёл во дворе плод-крылатку клёна. Он подбросил её в воздух, и крылатка стала вертеться. Потом Петя вырезал из картона большую фигуру, похожую на крылатку. Туда, где должно находиться семя, Петя налепил слой пластилина, и один край картонной фигуры тоже укрепил полоской пластилина. Когда он подбросил картонную фигуру, она стала вертеться в воздухе! Петя сделал вывод, что вращение происходит из-за особой формы крылатки клёна. Этот вывод был сделан потому, что Петя использовал метод:

а) измерения;

б) моделирования;

в) эксперимента с живым объектом;

г) наблюдения.

  1. Весной Лена смотрела, как под окнами тает снег. В одном месте снег растаял быстро, потому что там проходит теплоцентраль, а за домом сугроб лежал долго. Наступил май, и Лена увидела, что сначала одуванчики на газоне расцвели там, где снег растаял раньше, а за домом они расцвели в последнюю очередь. Лена сделала вывод, что температура почвы влияет на время цветения одуванчиков. Этот вывод был сделан потому, что Лена использовала метод:

а) измерения;

б) моделирования;

в) эксперимента;

г) наблюдения.

  1. Если на кусочек хлеба капнуть разбавленный раствор йода, то появится тёмно-синее пятно. Этот опыт доказывает, что в хлебе содержи(а)тся:

б) минеральные соли;

в) крахмал;

  1. В каком из перечисленных пищевых продуктов содержится больше всего белков?

а) конфеты;

б) яблоко;

в) картофель;

г) творог.

  1. Что из чего состоит? Выберите правильный ответ.

а) клетка состоит из тканей;

б) тело состоит из органов;

в) ткань состоит из органов;

г) ядро состоит из клеток.

  1. Если случайно прикоснуться к горячему предмету, рука быстро отдёргивается из-за работы:

а) клеток потовых желёз;

б) нервных клеток;

в) клеток кровеносных сосудов;

г) клеток сальных желёз.

  1. Пустынные кактусы зимой нужно поливать по чутьчуть и очень редко – один раз в месяц. При этом кактусы не засыхают (а герань могла бы засохнуть!). Кактус устойчив к засухе из-за особых свойств:

а) проводящей ткани;

б) покровной ткани;

в) механической ткани;

г) ткани первичной коры корня.

  1. В тёплых морях многие острова окружены рифами, на которые может натолкнуться днище корабля. Рифы образуются в результате роста кораллов, которые относятся к царству:

а) растений;

б) грибов;

в) животных;

г) бактерий.

Часть 2

Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных (а–д), но требующие предварительного множественного выбора (из 1–5). Букву правильного ответа внесите в матрицу (часть 2).

  1. Перечислите растения в том порядке, в котором они начинают цвести в природе (от более ранних к самым поздним).




Ответы:

а) 3, 4, 2, 1, 5

б) 2, 3, 1, 4, 5

в) 3, 2, 4, 1, 5

г) 3, 4, 1, 5, 2

д) 1, 3, 4, 5, 2

  1. Выберите фамилии учёных, которые внесли вклад в развитие биологии.

Задание на определение правильности суждений. Номера суждений внесите в лист ответов: правильные – в верхнюю строку, а неправильные – в нижнюю.

Энтомология – раздел зоологии, изучающий насекомых. На стыке энтомологии и судебно-следственной практики появилось новая система знаний - судебная энтомология. Судебная энтомология - это раздел судебной медицины, изучающий особенности развития насекомых на трупе. Она представляет систему знаний о закономерностях возникновения, способах выявления, методах исследования и принципах оценки энтомологических данных, являющихся источником доказательств при проведении следственных действий. Судебная энтомология изучает биологию насекомых некробионтов, их место и роль в процессе биологического разложения трупов, влияние на жизнедеятельность насекомых факторов, связанных как непосредственно с трупом, так и зависящих от условий места его обнаружения и разрабатывает методы судебно-энтомологической экспертизы.

Энтомологическая экспертиза заключается в исследовании морфологических и анатомических особенностей различных органов и тканей насекомых с учетом стадийности их сезонного развития, характера причиняемых ими повреждений и т. д.

Объектом исследования энтомологической экспертизы являются:

  • яйца насекомых;
  • личинки;
  • куколки;
  • взрослые особи насекомых;
  • отдельные части насекомых;
  • трупы живых существ и их части.

Благодаря тому, что цикличность развития мух и других насекомых на трупе можно использовать для ориентировочного установления времени смерти, обнаруженные на трупе яйца, личинки, куколки и взрослые особи насекомых должны быть собраны и переданы следователю для назначения энтомологической экспертизы . Сбор объектов исследования направлен на собирание возможно большего количества представителей энтомафауны и других некрофагов, отметив их точное местоположение на трупе, используя для этого очерченное изображение трупа и вокруг него в радиусе не менее 1-2 метра и в почве на глубину до 0,3 метра. Взятие энтомологических образцов для разъяснения тех или иных вопросов осуществляется согласно «Практическое руководство по судебной энтомологии»: Глава 2: Особенности осмотра трупа при гнилостном его разложении.

При обращении к энтомологической экспертизе и предоставлении биологического материала перед экспертами возможно поставить следующие вопросы:

Присутствуют ли в биологическом материале объекты, принадлежащие насекомым;

На какой стадии жизненного цикла находится насекомое и каков его возраст;

Если эти объекты представляют собой части тела насекомого, то к какому именно виду они принадлежали, т.е. можно определить таксономическую принадлежность (вид, род, семейство, отряд);

Имеется ли в предоставленном биоматериале один вид насекомых или их несколько;

Какова давность наступления смерти или времени нахождения трупа на месте его обнаружения;

В каком сезоне попал труп на место его обнаружения;

Был ли труп перемещен с одного места на другое;

Определение места первоначального нахождения трупа или места сокрытия трупа;

Какова степень разложения трупа в определенном месте за известный отрезок времени;

Какие токсины или наркотики, обнаруженные впоследствии в личинках насекомых, явились причиной смерти человека (при обнаружении скелетированных трупов);

Какое место происхождения наркотического растительного сырья.

При необходимости более широкого использования естественнонаучных знаний в энтомологическом исследовании может быть назначена комплексная экспертиза с участием в решении поставленных вопросов экспертов различных специальностей (например, химическая экспертиза пятен на одежде, генетическая экспертиза крови и т.д.).

Энтомологическая экспертиза изучает некрофагов (или некробионтов, т.е. насекомых, питающихся трупами других животных) во всех фазах их жизненного цикла. В своем развитии большинство насекомых проходит четыре фазы развития: яйцо, личинка, куколка (или преимагинальные стадия) и стадия взрослого насекомого – имаго. Например, по стадиям развития мясных мух на трупе можно определить стадии разложения трупа: до 4 часов нет ни яиц ни личинок, 4-12 часов - кладки яиц, 24 часа - появление личинок, 36 ч - 3 суток - 1 неделя увеличение размеров личинок, 2 недели - начало окукливания.

Трупные явления принято делить на две стадии: ранние трупные явления (появляющиеся вскоре после наступления смерти) и поздние трупные явления (наблюдаемые спустя некоторое время после смерти). К ранним трупным изменением относятся: образования трупных пятен и трупного окоченения, охлаждение трупа, частичное высыхание трупа, трупный аутолиз. К поздним трупным явлениям относятся процессы разрушения (гниение, разрушение трупа животными, скелетирование) и консервации (мумификация, торфяное дубление, жировоск, воздействие соляных растворов, оледенение). Разрушение или консервация трупа зависят от условий, в которых находится труп, но все же наиболее часто, классически трупп подвержен полному разрушению.

В судебной медицине разработан ряд методов, определяющих давность смерти по ранним трупным явлением. С другой стороны, если труп до обнаружения пролежал несколько дней, то наиболее достоверный способ установления давности наступления смерти - это определение по разрушению трупа животными, т.е. проведение энтомологической экспертизы .

Процесс разрушения трупа носит постадийный характер, в процессе которого одна группа некробионтов замещается другими. Следовательно, по присутствию в трупе определенной группы некробионтов процесс разложения трупа подразделяют на 5 стадий:

Первая стадия – раннее микробное разложение. Ранние трупные явления заканчиваются трупным аутолизом, за которым следует стадия раннего микробного разложения. Суть процесса аутолиза (самопереваривания) трупа состоит в том, что дезорганизованные ферменты тканей после наступления смерти продолжают свое воздействие на окружающие структуры, разрушая их в той или иной степени.

Раннее микробное разложение осуществляется гнилостными бактериями, которые являются обычными обитателями кишечника человека. Там они обычно находятся в балансе с другими микроорганизмами и процессами жизнедеятельности организма, выполняют свои функции и при обычных условиях не выходят за границы мест распространения. После смерти человека все меняется, многие виды гнилостных бактерий начинают неудержимо размножаться и распространяться в теле человека, это приводит к загниванию трупа.

Первая стадия продолжается до появления яйцекладок мясных мух и появления из них личинок. Средняя продолжительность первой стадии, в зависимости от окружающей среды, колеблется от 1-5 дней.

Вторая стадия – разложение трупа личинками мух. Начинается с появления личинок мух, протекает одновременно с продолжающимся микробным разложением и завершается с окончанием развития личинок, которые уничтожают основную массу мягких тканей трупа.

Вторая и третья стадии трупного разложения, так же как и их насекомые некробионты, являются объектом энтомологической экспертизы . Из большого количества существующих насекомых наиболее часто во второй стадии разложения трупа встречаются представители отряда двукрылых, семейства - Calliphoridae, Fanniidae, Sarcophagidae, Muscidae, Piophilidae, Phoridae. Некоторые из представителей этих семейств мух в простонародье получили названия как синие мухи - имеющие яркую окраску зелёных или синих тонов с металлическим отливом (Calliphoridae); мясные мухи – похожи на комнатных мух, но значительно крупнее (Sarcophagidae), их часто можно увидеть в местах присутствия навоза, фекалий и других разлагающихся органических остатков; комнатные мухи – серые, волосатые, красноглазые – обычные домашние мухи (Muscidae). В «Практическом руководстве судебной энтомологии» изложены сроки развития некоторых видов мух, в зависимости от температуры окружающей среды. Руководствуясь данными этих таблиц, можно вычислить приблизительные сроки давности наступления смерти, в зависимости от жизненной стадии насекомого-некробионта и температуры окружающей среды (подробная метеосводка запрашивается в ближайшем к месту происшествия метеостанции).

Продолжительность второй стадии активного разложения трупа варьирует от 8 до 65 дней.

Третья стадия – разложение трупа личинками жуков. Начинается с окукливания личинок мух и продолжается появлением на трупе личинок жуков, которые уничтожают почти все оставшиеся мягкие ткани. Микробное разложение продолжается, и к нему добавляется деятельность плесневых грибов.

Жуков, присутствующих на трупе, можно разделить на две группы: 1) жуки-хищники – питающиеся личинками мух, которых на данной стадии разложения трупа находится огромное количество и 2) жуки-трупоеды – которые поедают непосредственно труп.

К жукам-хищникам, обитающим на трупах, принадлежат представители таких семейств, как стафилиниды (Staphylinidae), карапузики (Histeridae), жужелицы (Carabidae) и др. Уничтожая личинок мух, жуки-хищники задерживают разложение, так как личинки мух пожирают мягкие ткани трупа. К жукам-некрофагам, питающимся трупами, относят представителей следующих семейств: мертвоеды (Silphidae), кожееды (Dermestidae), род трупники (Saprinus, сем. Histeridae).

На трупе сначала появляются жуки-некрофаги, которые питаются трупами и откладывают в них личинки. Вслед за ними и по мере появления личинок мух (также как и личинок жуков) приходят жуки-хищники, которые поедают личинок мух и жуков, а также охотятся на взрослых особей жуков. Средняя продолжительность третьей стадии разложения трупа является около 500 дней.

Четвертая стадия – скелетирование. Скелетирование - это процесс распада трупа на кости скелета. Он начинается с момента ухода личинок жуков с останков трупа и осуществляется микроорганизмами, которые осуществляют распад скелета на отдельные кости. Продолжительность стадии колеблется от 27 до 976 дней, в зависимости от условий, в которых находится труп.

Пятая стадия – минерализация. Минерализация – это процесс разложения трупа на отдельные химические элементы и простые химические соединения. Для обычного захоронения трупов в земле (в деревянном гробу на глубину 1,5 метра) распад костной ткани, в зависимости от типа почв, составляет от 10 до 30 лет.

Эксперт, производящий энтомологическую экспертизу , должен руководствоваться следующими материалами:

  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ.

Статья 82. Хранение вещественных доказательств.

Статья 80. Заключение и показания эксперта и специалиста

  • М. И. Марченко, В. И. Кононенко «Практическое руководство по судебной энтомологии», Харьков, 1991 г.
  • "Уголовный Кодекс Российской Федерации" (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ

Статья 310. Разглашение данных предварительного расследования

  • Чайка С. Ю. 2003. «Судебная энтомология/Учебное пособие». М.: «МАКС Пресс».
  • Любовицкий А. В. Медико-криминалистические аспекты осмотра трупа. Учебно-методическое пособие. - Ижевск: Институт права, социального управления и безопасности УдГУ, 2010.
  • Приказ Минюста РФ от 14.05.2003 N 114 (ред. от 12.03.2007) "Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.05.2003 N 4596). 12 Биологическая экспертиза. 12.2. Исследование объектов животного происхождения.

До середины XIX в. объектом изучения энтомологии были все членистоногие (Arthropoda), позже - только насекомые (Insecta), которые по числу видов преобладают над всеми остальными членистоногими.

Первые научные исследования в области энтомологии были выполнены в XVII в. М. Мальпиги и Дж. Сваммердамом, которые использовали микроскопические методы исследования для изучения строения и метаморфоза членистоногих. Классический труд Сваммердама «Библия природы» в основном посвящен насекомым.

Дальнейшему развитию энтомологии способствовали Р. Реомюр во Франции, А. фон Розентоф в Германии, К. де Геер в Швеции. В конце XVIII - середине XIX в. начала интенсивно разрабатываться систематика насекомых, изучаться их биология и энтомофауна (видовой состав насекомых) различных районов мира.

Систематические исследования в области экологии насекомых стали проводиться только в начале XX в. К его середине активизировались исследования по палеоэнтомологии. Значительный вклад в развитие энтомологии внесли И.А. Пор- чинский, Н.А. Холодковский, в области медицинской энтомологии - В.Н. Беклемишев, Н.Г. Олсуфьев, Е.Н. Павловский, П.А. Петрищева.

Энтомология подразделяется на общую, частную и прикладную.

Общая энтомология изучает закономерности строения, развития, эволюции насекомых и включает систематику, сравнительную морфологию, зоогеографию, экологию, физиологию, генетику, палеонтологию и филогению насекомых.

Частная энтомология рассматривает отдельные систематические группы насекомых, например диптерология - отряд двукрылых, колеоптерология - отряд жуков и т.д.

Прикладная энтомология исследует насекомых, имеющих практическое значение, и включает сельскохозяйственную, ветеринарную и медицинскую энтомологию.

В современной энтомологии изучается проблема использования феромонов для управления поведением насекомых, разрабатываются генетические методы борьбы с вредными насекомыми (в частности, стерилизация самцов) и методы математического моделирования в популяционной экологии насекомых.