Грех работать в суде судьей православным. Можно ли христианину судиться? – А что это был за процесс

Спрашивает Алла
Отвечает Александр Дулгер, 27.01.2011


Алла спрашивает: Как церковь относится к профессии судья? так как хочу ее избрать в будущем. Ведь написано же: не суди да не судим будешь. конечно, я понимаю, что в эти строки можно вложить много смыслов, но ведь и прямой тоже?

Мир Вам, Алла!

В древнем мире, и мы это видим в Библии, профессия судьи была очень почетной. Вернее это была не профессия, а почетное выборное служение, типа нашего избрания депутатом.
Бог не против судейства. Наоборот, Он Сам учредил институт судей (см. , ).

Другое дело, что такая профессия накладывает огромную ответственность перед людьми и перед Богом. Ваша ошибка или предвзятое отношение может стоить кому-то нескольких лет жизни или больших неприятностей. Прежде всего, об этом Вам следует подумать. Готовы ли Вы нести такое бремя?

К сожалению, все мы грешные люди и всем нам свойственно ошибаться, так как наши понятия добра и зла, справедливости и возмездия искажены греховным мировоззрением и духовной деградацией за многие тысячилетия. Слово Божье говорит ясно:

"Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы..." ()

"Кто родится чистым от нечистого? Ни один." ()

"Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю."
(К )

Поэтому, хорошим и справедливым судьей безбожник (человек живущий без упования на Бога) определенно быть не может. Как же быть? Здесь снова нам поможет Слово Божье:

"Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел [их] Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их." (Судьи 2:18)

Судья в древнем израиле, был эффективным и справедливым лидером, и авторитетом только тогда, когда он "Сам Господь был с судьею". Выражаясь современным языком, судья должен быть посвященным христианином. В этом залог его успеха. Он должен соблюдать Заповеди Божьи, искать во всем Божью волю, и в своей жизни и при решении дел других людей, должен молится о делах других людей, чтобы Бог даровал ему мудрость и справедливость, а также всегда стремиться соблюдать золотое правило Христа: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (т.е. основной смысл Писаний) ." (От )

Что касается выражения "не судите, и не судимы будете" из , то там речь идет не о третейском суде, а о личном осуждении. Когда я говорю: "вот он такой-сякой", зачастую за глаза и почти всегда не зная мотивов поступков человека. Может мотивы были благими, может он не думал так поступать и это вышло случайно, может он ошибся. Только Бог знает мотивы и может 100% адекватно оценивать тяжесть проступков, а мы почти всегда ошибаемся и притом в худшую, суровую сторону. В этом смысл слов Иисуса.

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Нравственность выбора, этика":

Рождение адвоката.

Взрослые не радуются дням рождениям, так как дети, с одной стороны, поздравления, а с другой, ни с чем несравнимые хлопоты и затраты. По человеческим понятиям кто любит себя, просто переводит потраченные деньги на день рождение в подарки, во внимание и обнимания. Кто любит себя сильнее это дело празднует в три дня, на работе, для родственников и для друзей. Официоз в трудовом коллективе – это помпезно и торжественно: и слова красивые и обещания добрые, и кажется, жизнь удалась со всех сторон....

Для родни, конечно, дома, скромно: мама с отцом, их усталые глаза и руки, тихие слова и слезы.

Сегодня наш адвокат отмечал уже в кругу верующих в Бога, судьи, прокурора и Простодушного. Мероприятие с выездом, как уж привыкли…без женщин и всяких глупостей.

Итак, первая половина праздника – хвалебная часть: неискренняя и шаблонная. Здоровье пропивается, а скоро старость, успехи в личной жизни осуждаются…., а счастья нет…только друзья.

Простодушный с потугами на величие изрек: «Каждый человек не так уж хорош, как его хвалят и не так плох, как его ругают» и нашему другу-имениннику есть над, чем работать.

Адвокат (всегда по ситуации): «Пора братья пора уже подумать о душе, поэтому давайте, сегодня будем предельно честными...»

Простодушный уверенный в том, что несет свет Христианства, начал негромко: «Вот я себе вопрос задаю: почему люди любят участвовать в судебных процессах, ведь давно и всем известно, что истины в судах могут не установить, но решение вынесут, неужели это решение и есть итог борьбы добра и зла?» От такой правды в воздухе повисла пауза как знак вопроса.

Адвокат начал было оправдываться: «Уж лучше в правовом поле «вопросы решать» , чем на дуэли»

Прокурор: «Вопросы решать, посмотрите на него, какие два ключевых слова, вместо одного – коррупция…»

Судья: «Вся сознательная жизнь проходит на работе, предлагаю поговорить о вечном ваше Боголюбие!»

Простодушный, обращаясь уже ко всем: «как осмыслить земной путь и «сотворить достойные плоды покаяния?» Наступила мыслительная пауза.

Реплика судьи из-за стола: «А что значит достойные плоды покаяния?»

Простодушный: «Ваша честь, Вы тоже не святой, и еще можете что- то полезное и доброе сотворить...? Кстати у мужчин в России средняя продолжительность жизни 58 лет».

Прокурор: «Не люблю я статистику, но согласен по существу вопроса».

Простодушный: «Да жалко россиян - работа тяжелая, а вам уважаемые лет 10 ...для покаяния… Господь добавит». Добрый юмор оценили все присутствующие.

Адвокат и сам себе адвокат: «Сначала надо научиться каяться. Иногда, кажется, и законы работают, и прокурорский надзор и мы вместе формируем правоприменение, но нельзя отрицать, что уже есть установленные тарифы…. Условно, если решение вопроса в МВД стоит Х-руб, то в Прокуратуре ХХ, в Суде ХХХ, как размеры в магазине.

Судья пытался сразу умыть руки: «Я и ранее предполагал, что в прокурорском надзоре участвуют коммерческие структуры, насуют бумаг в дело – любое решение вынести можно, верите - нет?»

Прокурор со знанием дела: «Не надо оправдываться, «наша честь». С одной стороны, это хорошо, что судья тоже человек и знает предмет страсти и греховности определенной и закрепленной в норме права; с другой стороны, участвуя во множестве процессов, изворотливость в правоприменении у судей стала значительно больше, чем у прокуроров».

Адвокат пытался сгладить: «друзья, просто задачи выявления преступлений, ставят одним людям, а оценка собранных доказательств у других людей – это как лебедь с раком щуку...». С этим все согласились юмор- не врожденное чувство.

Прокурор начал входить в роль: «Положа руку на сердце скажу для адвокатов нужна отдельная исповедь, они такие ловкие сначала сгущают краски для клиента, а потом снимают это напряжение деньгами. При том всегда легко аргументируют... ссылаясь на нас, а где, где эти ИКСЫ, про которые говорил именинник? Может это они адвокатской коллегией приняли и на Россию распространили?»

Адвокат, понял про иксы было уж очень честно и хотел все перевести в шутку: «Иксы- это и страховка и пенсия то есть невыплаченные государством соцпакеты. А образуются иксы только от несовершенства законодательства…., одна, так сказать, беда … по всей стране».

Прокурор настаивал: «Про иксы - этот грех называется лихоимство, с завуалированной попыткой свалить ответственность на судей и прокуроров, а во сколько раз возбужденное уголовное дело повышает цену вопроса?».

Адвокат как будто не услышал вопрос: «в конечном итоге все решает суд».

Судья всегда оправдывал только свой цех: «Не пожелай…. – это десятая заповедь, а закон – это низшая форма морали, той планки, после которой люди сами начинают осуждать другого. Чего тут непонятно?! А мы просто арбитры в процессе »

Коньяк всегда располагает к любомудрствованию и Простодушный гнул свое: «Иисус Христос сказал: новую заповедь вам даю «Любите друг друга»...

Пьянеющий прокурор часто говорит с обвинительным уклоном: «Какая любовь? суд рассматривает дело по существу, если нет указаний свыше! Указания появляются когда, либо цена решаемого вопроса большая, либо люди занимают значительное место в обществе.

Судья насколько мог честно: «Да надо признаться, что суд не рассматривает вопросы по существу, если обстоятельства сами сложились и дело значимое, где СМИ и телевидение уже сформировало в обществе точку зрения...»

Прокурор полностью вошел в роль: Суд рассматривает дела по существу только в теории! А если скоро на пенсию, либо родственников надо устроить на работу- легко в любую из спорящих организаций!»

Адвокат уже пожалел, что завязался честный разговор, и попытался притянуть за уши историю: «Весь мир лежит во зле. История права и человеческих судеб есть история ошибок, вспомните Сократа. Его осудили 600 судей и ошиблись, а если бы наши адвокаты его защищали, то легко в процессе сидели бы три года, и философ был бы жив, волокита порождает срок исковой давности…..»

Судья адвокату: «Вам бы, всю жизнь в процессах сидеть, лишь бы платили, и голову кружите и клиенту и нам... А возбужденное уголовное дело сильно разжигает разные страсти и загоняет к вам дрожащих людей как овец».

Адвокат честно: «Да, каюсь, сгущаю краски и не рассказываю всю правду клиентам, не составляю план работы, и только десятину провожу по соглашению, но у меня есть график бесплатных дежурств в отличие от некоторых…» Повинную голову, как известно меч не сечет. Выпили молча и отметили искренность именинника.

Простодушный взялся за голову и продолжал мыслить вслух: «Уважаемые, для вас и исповеди и проповеди должны быть отдельные и епитимии»

Судья Простодушному: «Вы братец просто недовольны незначительной судьбой, что такое бизнесмен…? Заработать с целью потратить. Вот писать историю права и государства – это и цель, и смысл, и содержание!»

Простодушный: «Между прочим, ваша честь- это налогоплательщики платят вам жалование, пенсии, и три икса в конвертах, поэтому имейте совесть вы же не на работе!»

Судья с усталостью ответил за своих: «Кто без греха, пусть первым кинет в меня камень...»

Прокурор очень хотел продолжить тему: «А я не люблю судей, у которых нет обостренного чувства справедливости. Такие дела разваливают, мы по три раза дырочки на мундире прокалываем, пока судебный процесс идет».

Судья: у нас все в соответствии с законом...! (ключевая фраза когда сказать нечего).

Прокурор (о других всегда честно): «Состязательность – это как театр прямо в зале суда во время, видно когда судья еще не принял решение и выдерживает процессуальные нормы. Вот тут-то и чувствуется дух лукавства и денег. Раньше на Библии клялись, а сейчас и детектора лжи не боятся. Плохо когда могут звонить судье и прямо в процесс и в совещательную комнату, а затем можно заявлять ходатайства, просить или доказывать как в спектакле. Связи – это как деньги, либо ты должен, либо тебе… Вот вам и наша честь, и ваша честь».

Простодушный: « Иисус Христос сказал: «Мирись с соперником твоим скорее пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал слуге и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе, ты не выйдешь оттуда пока не отдашь до последнего кондранта» ….

Прокурор продолжал поддерживать собственное обвинение: «Святой судья даже звучит нелепо, да и примеров в истории не было… Тоска дремучая наступает, когда, читая исторические книги «за решением всегда вопроса направлялись в суды «тайные посулы»…так, наверное, и родились адвокаты». Смех оказался не для всех.

Адвокат быстро ретировался: «Моя работа - поиск юридического решения либо компромисса. И самое главное я все время утешаю людей. А вы просто мне завидуете потому, что про иксы думаете». Как там, в Евангелии написано: «И так будьте мудры, как змии и просты как голуби ».

Простодушный: «Брат это Апостолам сказано, когда их к людям с проповедями посылали, а про вас написано «фарисеи и книжники».... Все задумались о своем и выпили молча.

Адвокат, чтобы как-то скрасить день рождение решил рассказать случай из жизни: «Судятся Березовский и Гусинский, прошли все инстанции и вот последняя – протест лично председателю Верхнего Суда. Помощник изучает дело. Откладывает до поры, до времени и затем докладывает дело лично председателю: «По данному вопросу Гусинский внес 3 млн. американских рублей, а Березовский 3 млн. 200 тысяч американских рублей как будем судить?»

Председатель суда: «Верни 200 тысяч и будем судить по закону». Вот так господа. Но есть еще и соль в этом – не могут вернуться на обворованную Родину два персонажа из анекдота, потому, что, сколько нашим не плати, а все равно могут поступить по закону!»

Прокурор: да «Не суди и не судимы будете» и где то написано «Кто смеет судиться не у святых....?»

Судья понял, о чем речь и ответил прокурору: «Если вы такие правильные, скажите честно: за кем вы там всю жизнь надзирает? Между прочим, о себе тоже не забываете...»

Прокурор: «Честно о себе у нас только перед пенсией позволено думать, а так мы в надзоре за всеми, можно сказать всю жизнь по закону...!»

Простодушный: не понятно братья кто из вас Богоугоднее? В воздухе витало наболевшее откровение…

И адвокат словно прозрел после вопроса и взял слово: «Есть молитва о ежедневном исповедование грехов и там строка «...брата своего не оправдовах», поэтому, я с сегодняшнего дня буду молиться и в зале суда и конечно заказывать соответствующие службы за всех кто в процессе». Судья закряхтел, прокурор многозначительно хмурил брови, а адвокат даже немного прослезился после своих слов (так как снова вошел в роль)…

Простодушный продолжал: Ну просто «Преображение» какое то у именинника, а не пьянка с предлогом. И вынес на обсуждение ответ на первый вопрос, что есть «сотворите достойные плоды покаяния в правоприменении?» Наверное это приближение к истине, но истина – это не компромисс. Ответ был принят как тост и выпили до дна.

Вечер подходил к концу, расходиться, ни кто не хотел, и потихоньку уважаемые напились- таки, превратившись в больших розовых поросят и потому пропустили вечернюю молитву.

На чем сердце успокоилось: Второе пришествие Иисуса и последний суд включают в себя и суд первой инстанции, апелляцию, кассацию, верховный суд и исторический суд для всех участников процесса.

Священник и писатель, автор бестселлера православного книжного рынка «Исповедаю грех, батюшка», клирик Новгородской епархии иерей Алексий Мороз увел жену у прихожанина своего храма. Скандальную историю вспомнили после того, как Мороз стал обличать священноначалие в ереси и отступлении от устоев православия.

Получилось так, что у нас на приходе женился священник. Я был прихожанином храма, когда настоятелем там был отец Алексий Мороз. На приходе была пара - Лилия, в крещении Лидия, Гринкевич, и Сергей Карамышев. Они жили через стенку от Мороза, а он называл их своими духовными детьми, сам их обвенчал. Летом 1992 года Мороз стал учить Лидию водить автомобиль, и в результате они стали очень близки. А через девять месяцев у них родилась дочь Вера. Вот и вся подноготная, рассказал «Ридусу» Юрий Шацкий, бывший пономарь и казначей храма во имя Смоленской иконы Божией Матери в деревне Марково в Новгородской области.

Сожительством с замужней дамой и рождением внебрачного ребенка у священника-целибата (то есть давшего обет безбрачия) дело не ограничилось. Вопреки православным канонам, которые строго запрещают священникам жениться после принятия священного сана, Алексий Мороз 12 марта 1994 года зарегистрировал в ЗАГСе брак с Лилией Гринкевич, а в 1995 году у пары родилась вторая дочь по имени Екатерина.

Женщине надоело делить кровать с двумя мужиками, вот и все. Потом Мороз заявил, что обвенчался с ней в Петербурге. Представляете? Священник обвенчался! заключил Шацкий.

Когда о недостойном поведении священнослужителя узнало священноначалие, Алексий Мороз был снят с должности настоятеля Смоленского храма в Маркове и переведен за штат. Спустя два года любвеобильного батюшку простили и отправили служить в глухомань - село Марево Новгородской области.

Оттуда Мороз старался почаще выбираться в Санкт-Петербург, где постепенно снискал среди местной интеллигенции славу духовно опытного пастыря, едва ли не святого. В феврале он потряс православную общественность упреками в адрес патриарха Кирилла, а затем и всего Синода по поводу и лично папой римским Франциском. Так Мороз получил статус ревнителя православия.

Похабную историю, которая случилась в деревне Марково, отец Алексий скрывает. В интервью газете «Аргументы и факты» в 1997 году батюшка заявил, что «семь лет прослужил на приходе Смоленской церкви в селе Мародкино» и что якобы женат на тот момент уже 11 лет, но «детей Бог дал поздно, дочкам четыре и два года». Село Мародкино пастырь, скорее всего, просто выдумал: ни «Гугл», ни «Яндекс» таких населенных пунктов в России не знают, не считая упоминаний в книгах самого Мороза. Книги эти переполнены рассказами о чудесах.

На момент публикации священник был недоступен для комментариев. «Ридус» направил отцу Алексию предложение прокомментировать сведения Юрия Шацкого на электронную почту.

Более всего Алексий Мороз известен как автор толстой книги «Исповедаю грех, батюшка. Наиболее полный перечень грехов и пути борьбы с ними». Ее раздел, посвященный блудным грехам, получил народное название «Православной камасутры» за детальное описание предосудительных сторон сексуальной жизни.

Так, в книге можно встретить детальное описание грехов «оральный секс» («сосание и лизание срамных мест партнера любого пола»), рукоблудие, педерастия, лесбиянство, женонеистовство («совокупление мужчины и женщины неестественным образом, подобно гомосексуалистам»), скотоложество, деторастление, групповой секс, искушения во сне, «похотливые воззрения», «подсматривание за чужой обнаженностью», «соблазн на собственную наготу», «нечистый взгляд на совокупление скотов», «разжигание похоти медикаментозными способами» и «супружеские отношения при пребывании жены в нечистоте».

Несмотря на столь пикантное содержание, книга выдержала множество переизданий и до сих пор встречается в православных книжных магазинах, а самого Мороза продолжают считать православным писателем.

Уже которое время вокруг выступления панк-группы "Pussy Riot" идут дебаты в России и за ее пределами. Много было высказано мнений за и против, в том числе и среди христиан. Думаю, что настоящий христианин даже в самом названии группы видит богопротивное и пошлое, не говоря уже о том, что эта группа сделала в храме Христа Спасителя.
Но, может быть, во время оглушительного шума всех СМИ это единственный путь у молодежи, быть услышанным. Они сумели привлечь к себе внимание и в этом их победа. Теперь не так важно, что они находятся за решеткой.
Их послание подхватили другие люди.

Главным содержанием молитвы этих людей является прошение к той же богородице, чтобы она прогнала Путина.

Мягко говоря, молитва к деве Марии, неевангельское действо и противно Богу. Но сейчас не об этом.
Реакция церковных властей на выступление и молитвы молодежи неоднозначны. Неудобство таких молитв состоит в том, что церковь втягивают в политическое противостояние или войну. Понятно, что в среде православных, как и в среде протестантов есть разные люди, которые поддерживают или противостоят существующей власти. По этой причине есть большая опасность разделения церкви изнутри не по богословским, а по политическим мотивам.
Такое разделение духовно уже существует и ослабляет церковь, но оно невидимо, границы не очерчены и юридически это не оформлено.
Из истории мы знаем, что политические преобразования способствуют внутрицерковным конфликтам и разделениям. Это хорошо видно на примере новой истории в Украине, где ПЦ распалась на несколько частей.
Но как быть теперь церковным иерархам? Как реагировать на происходящее? Церковь же не может поддерживать бесчиноство, которое совершается молодыми людьми. Вот почему председатель отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин сказал : "Ни молитва, похожая на лозунг за власть, ни молитва, похожая на лозунг против власти, в храме неуместна. Я надеюсь, что люди, планирующие прийти в храм, поймут это и в первую очередь подумают, что им нужно сказать Богу, а не телерепортерам или блоггерам".
Далее священник обозначил главное содержание молитвы с которым человек должен приходить к Богу: "Поэтому любому, кто хочет помолиться в православном храме даже про себя, стоит прежде всего научиться молиться именно о том, что нам нужно по-настоящему, а это вхождение души в вечную жизнь. Все политические вопросы глубоко вторичны. Какая власть была вчера, какая есть сегодня и будет завтра, перед вопросами твоего спасения - дело не десятое, а сто десятое как минимум. И, конечно, настоящая молитва никак не совпадает с политическими лозунгами".
Всеволод Чаплин указал на то, что, представ перед лицом Бога в храме, человек прежде всего должен спросить себя: а что от него сейчас хочет услышать Бог - "того ли, с чем он пришел, или чего-то совсем другого".
Нельзя спорить с тем, что сказано высоким иерархом. Но в глазах общеста православная церковь сопряжена с властью, поддерживает и благословляет ее, что было неоднократно продемонстрировано, в том числе и в пасхальную ночь, когда Патриарх Кирилл лобызал или особо приветствовал Президента и Премьер-министра. Но разве можно себе представить, что в какой-то, в том числе протестантской церкви, не обратят внимание на то что на их праздничном богослужении присутствует сам Президент России? Так что упрекать Патриарха в данном случае дело бесперспективное. Однако факт остается фактом, что таким образом церковь оказывает, в том числе и политическую, поддержку властям.
Поэтому очевидно, что власть, которая компроментирует себя своими поступками и братается с церковью, компроментирует и церковь. Церковь же в свою очередь, обязана отдавать кому честь - честь, кому оброк - оброк. Однако церковь должна быть совестью нации и обличать, в том числе и людей находящихся во власти. Но кто знает, может быть в личных беседах с людьми власти иерархи и обличают их за нечестие? Возможно, что земные владыки приходят на исповедь и каются за свои многие прегрешения? Должна ли церковь осуждать неправильные поступки лидеров государства публично? Вопрос серьезный, неоднозначный и небезопасный. Думаю, что церковь не призвана бороться против власти, но она призвана бороться против нечестия. Поэтому со стороны церкви не должна исходить инициатива свержения власти, но церковь должна обличать конкретные деяния определенного человека и призывать его к покаянию.
Что касается реакции на выступления молодых людей, церковь действительно должна реагировать на это более спокойно и с любовью. Если молодые люди нарушают закон, то судить их за это должна не церковь, а государство. И раздающиеся в церкви голоса, что мол таких на костер или на эшафот - это уже не от Духа Божия. Это тот же самый случай, когда ученики Христа хотели сжечь деревню в Самарии, за то что не приняли их делегацию там, а Христос на это им ответствовал: "Не знаете какого вы духа!" В данном случае, на мой взгляд, церковь должна выступать адвокатом перед государством, чтобы оказать оскорбляющим ее людям милость.

В мире, в котором мы живем, нас окружает множество соблазнов. И зачастую для христианина соблазном становятся взаимоотношения со светской властью: не всегда ясно, как правильно реагировать на спорные вопросы. Суд – именно такой случай. Стоит ли христианину опасаться суда по каким-либо причинам? Судились ли древние христиане?

Об этом мы расспросили кандидата юридических наук, преподавателя, доцента Сретенской семинарии и адвоката Федора Алексеевича Куприянова.

"Распни его". Худ. Иван Глазунов

– Федор Алексеевич, как вы смотрите на участие христианина в судебном разбирательстве?

– Я как адвокат не вижу проблемы для христианина, в том, чтобы участвовать в судебном процессе. Более того, зачастую свои права можно защитить только таким путем. Например, вступить в права наследования по истечении шестимесячного срока через подачу соответствующего заявления нотариусу можно только через суд. В данном случае христианин вполне может судиться. Или если на него наложен незаконный штраф. Христианин может оспорить наложение штрафа в компетентных органах. То же самое касается взыскания долга, потому что в данном случае защищаются права не только самого христианина, но и его семьи. Это касается и авторских прав, патентных прав и так далее.

Если христианин не будет защищать свои права, то государство может «сойти с рельс» правового решения. Против христиан в таком случае может развернуться кампания по завладению имуществом и так далее. Он будет проигрывать любой суд априори: будет признан виновным, потому что не защищается.

Основным заблуждением по поводу суда является мнение, что суд устанавливает объективную истину. Это не так. В суде всегда устанавливается субъективная истина на основании доказательств. Приведу пример. Если один человек подаст иск о возврате ему живого розового слона в сиреневую полоску, а второй признает этот иск, то суд не имеет возможности отказать им в данном иске. Он удовлетворит иск, признав существование живого розового слона в сиреневую полоску. Это и есть установление субъективной истины. Суд не имеет права выходить за пределы и говорить, что такого слона не существует, если документы на него есть. Поэтому часто успех в суде зависит от квалификации адвокатов. Тот, кто предоставляет мало доказательств, ухудшает позицию своего клиента, потому что не позволяет суду установить эту субъективную истину на основании доказательств.

Мне часто приходится говорить о защите прав и об оскорблении чувств верующих. В частности, о том, что прощение не всегда приводит к прекращению уголовного процесса, потому что примирение сторон должно быть обоюдным. Если другая сторона не хочет признавать свою вину и не просит прощения, соответственно, у нее нет намерения примириться. В этом случае судопроизводство не прекратится, даже если есть воля христианина на его прекращение.

В свое время, как вы помните, князь Владимир, став христианином, перестал приводить в исполнение приговоры, что привело к увеличению количества преступников. Вот вам пример якобы христианского отношения к суду.

– В чем разница между пониманием суда в Ветхом и Новом Завете?

– Если говорить об уголовном процессе, то еще в Ветхом Завете было строгое указание на то, что следует защищаться, а также тщательно изучать доказательства. Сторона обвинения должна была предоставить доказательства виновности, а обвиняемый и его адвокат в свою очередь – доказательство невиновности. Но я не вижу никакой разницы в понимании суда в Ветхом и Новом Завете, потому что заповедь «не лжесвидетельствуй» сохраняется, запрет на превратное судопроизводство – тоже, и так далее. Я полагаю, что сами судьи все же должны следовать нормам христианской морали.

– На что опирался суд в Древнем Израиле?

– У древних евреев светские суды были и религиозными. Приговоры выносились на основании религиозных норм. Были синедрионы, состоящие из многих судей – из священников и левитов.

– Судились ли первые христиане?

– Мы знаем великомученицу Екатерину, которая выступала в свою защиту перед императором, как и многие другие мученики. Они защищали свою веру и свое право на вероисповедание – в суде императора. Да, в итоге они принимали мученический венец, но в суде-то они участвовали, не молчали.

И еще могу привести такой пример. Во время суда над Христом первосвященник спросил, почему Он ничего не отвечает на обвинения. Христос ему сказал, что никогда не говорил тайно, а явно, и что пусть вызовут тех, кто Его слышал как свидетелей. При этом слуга первосвященника бьет Христа ладонью по щеке. Почему он это делает? Потому что на самом деле Христос, выражаясь юридическим языком, воспользовался Своим правом на ходатайство о вызове свидетелей. А вызов свидетелей всегда сопряжен с отложением судебного заседания. У синедриона не было на это времени, им необходимо было осудить Христа как можно скорее. Поэтому они не дали говорить Спасителю. Из этого случая мы видим, что Господь пользовался Своими правами в суде. Но этот суд был незаконным!