Что помогает людям общаться? ОБществознание. Открытое сообщество по системным расстановкам

Сегодня решил написать на немного отвлеченную тему: что мешает и помогает сосредоточиться на работе. Думаю, что это будет полезно знать всем, особенно тем, кто работает на себя, занимается , у кого нет начальника, который будет подгонять и заставлять работать. Прочитав эту публикацию, вы узнаете, как сосредоточиться на работе и работать максимально продуктивно, от чего, в свою очередь, будет зависеть и размер вашего заработка. Итак, что мешает и что помогает сосредоточиться? Рассмотрим эти факторы по порядку.

Что мешает сосредоточиться?

1. Посторонние звуки. Большинство людей не способно работать с максимальной продуктивностью в помещении, в котором присутствуют посторонние звуки, особенно – человеческая речь, а также звуки работающей техники, даже если они слышны с улицы. В целом, в шумном помещение человек не может работать так же эффективно, как в тихом. Если речь идет о работе в домашних условиях, то сосредоточиться мешает работающий телевизор или радио (даже если это происходит в другой комнате, и оттуда доносятся какие-то обрывки фраз).

Чтобы работать эффективно, постарайтесь, по возможности, максимально оградить себя от всех посторонних звуков.

2. Посторонние мысли. Если человек делает одно, а думает о другом – это тоже очень сильно мешает сосредоточиться. Садясь за работу, переключайте свое внимание на рабочие цели и задачи, а ко всему остальному вы сможете вернуться после того, как они будут выполнены.

Для эффективной работы отбросьте все посторонние мысли и сосредоточьте внимание на том, чем вы занимаетесь в данный момент.

3. Интернет и социальные сети. Это настоящий бич не только для фрилансеров, но и вообще для всех тех, кто работает за компьютером. Поэтому во многих организациях доступ в социальные сети и на развлекательные сайты блокируется, но даже так работники продолжают, например, постоянно просматривать новостные ленты и активно спорить в комментариях к новостям. Конечно же, это очень сильно мешает сосредоточиться на работе.

Работа и интернет для личного пользования несовместимы – это самые главные . Чтобы сосредоточиться на работе, ни под каким предлогом не заходите на сайты, которые будут вас отвлекать.

4. Нерабочее настроение. Бывает такое, что садишься работать, ни на что не отвлекаешься, думаешь о работе, а работа как-то “не идет”. Спрашиваешь себя: “что мешает сосредоточиться?”, и находишь ответ: “нерабочее настроение!”. Надо сказать, очень хорошая “отмазка”, но на самом деле в этом случае вы имеете дело с , то есть, завели себе привычку откладывать дела на потом под разными предлогами, уже даже и настроение сюда “приплели”.

5. Плохая организация рабочего места. И, наконец, последняя в списке, но не последняя по значимости причина, которая мешает сосредоточиться – это плохо организованное . Здесь роль играет все: и освещение, и эргономичность, и порядок на рабочем столе. Свое рабочее место необходимо обустроить так, чтобы оно не мешало, а, наоборот, помогало вам сосредоточиться на работе. Например, это можно сделать, используя принципы .

В беспорядке, на неудобном в любом смысле рабочем месте у вас никогда не получится работать с максимальной продуктивностью.

Я рассмотрел, что мешает сосредоточиться на работе, а теперь перейдем к тому, что, наоборот, помогает.

1. Правильные цели. Когда вы четко понимаете, ради чего работаете, к чему стремитесь, что получите, если будете выполнять свою работу качественно – это однозначно помогает сосредоточиться на рабочем процессе. Цель должна служить мотивацией к продуктивной работе, она должна быть конкретной, амбициозной и реально достижимой.

Научитесь ставить : как в глобальном плане, так и в краткосрочном, например, на один рабочий день, и эффективность вашего труда существенно возрастет.

2. Обязательства перед собой. Если вы научитесь ставить перед собой обязательства и выполнять их – это существенно поможет сосредоточиться на работе. Установка таких обязательств может происходить, например, путем , составления рабочего плана.

Поставьте перед собой план задач, которые вы должны выполнить, и это поможет сосредоточиться на работе.

3. Быстрый старт. Начните свой рабочий быстро, строго по расписанию, без оттягивания и долгих “раскачиваний”. Быстрое начало всегда помогает сосредоточиться на работе, и продуктивно отработать весь день.

Быстрый старт – залог вашей эффективности на протяжении всего дня.

4. Правильные паузы в работе. Эффективно работать без перерывов нереально, поэтому необходимо обязательно делать паузы в своей работе, но так, чтобы они не мешали, а помогали сосредоточиться. То есть, во время пауз не нужно спешить в соцсети или заниматься прочими отвлекающими делами – нужно просто отдыхать и ничего не делать, например, смотреть в окно. Чаще всего рекомендуют делать 5-тиминутную паузу после каждого часа работы или же 10-минутную после 2 часов работы – как кому удобнее.

Наличие пауз для отдыха существенно помогает сосредоточиться на работе.

5. Классическая или спокойная музыка. И, наконец, последний фактор, который я хочу сегодня рассмотреть – он достаточно противоречивый и подойдет не каждому. В первой части сегодняшней статьи я писал, что посторонние звуки в рабочем помещении отвлекают. Но если речь идет о спокойной музыке без слов – то многим она, наоборот, помогает сосредоточиться. А классические произведения даже стимулируют проявление творческих способностей – это уже неоднократно доказано психологами. Главное, чтобы музыка играла тихо, создавая некий приятный фон.

Тихая спокойная, особенно – классическая музыка многим помогает сосредоточиться на работе. Относитесь ли вы к этой категории – можно определить только путем эксперимента.

Теперь вы знаете, что мешает, а что помогает сосредоточиться. Надеюсь, что эти несложные советы и рекомендации помогут вам исключить дестабилизирующие рабочую обстановку факторы и добавить те, которые помогут вам выполнять свою работу наиболее эффективно.

Оставайтесь на , следите за обновлениями и повышайте свою финансовую грамотность! Будет интересно!

3 апреля на XIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в Высшей школе экономики состоялась первая сессия «Влияние контекстных факторов на образовательные результаты» секции «Развитие образования».

Одной из целей введения ЕГЭ было повышение доступности высшего образования для детей из семей с низкими доходами. Осуществимо ли это? Вроде бы да, но… Об этих «но» и шла речь в представленном на сессии докладе преподавателя кафедры институциональной экономики НИУ ВШЭ Ильи Прахова «Влияние дохода домохозяйств на результаты ЕГЭ и выбор вуза».

С одной стороны, с введением унифицированной системы государственных экзаменов должны снизиться «специфические инвестиции» в подготовку к поступлению в вуз. Школьник уже не привязан в программе конкретного вуза и может готовиться к экзаменам по стандартным методическим материалам. ЕГЭ позволяет также снизить транзакционные издержки, связанные с подачей документов: их можно отправить по почте - личного присутствия в приемной комиссии не требуется.

С другой стороны, дети из обеспеченных семей все равно сохраняют при поступлении в вуз определенные преимущества в виде возможности посещать подготовительные курсы, заниматься с репетиром.

В докладе была высказана интересная гипотеза: вероятно, у детей из семей с низкими доходами - и с высокими разная склонность к риску. Вторые не слишком расстроятся, не поступив «на бюджет», ведь для них еще есть вариант учиться платно. Школьнику же из небогатой семьи придется осторожничать и делать ставку на менее «селективные» вузы, где проходной балл пониже и шансов поступить больше.

По словам Ильи Прахова, в ходе эмпирического исследования была выявлена положительная и статистически значимая корреляция между уровнем дохода и успеваемостью. Исследование основано на данных опроса, проведенного в 2010 году среди первокурсников в 16 крупнейших городах России с населением более 8 тысяч человек.

Выяснилось, что дети из семей с низкими доходами, например, по математике получили в среднем 57 баллов, дети из семей со средними доходами - 61 балл, а дети из семей с высокими доходами и того больше - в среднем порядка 70 баллов. Аналогичная ситуация наблюдается в отношении почти всех сданных предметов.

Авторы также оценили, как различаются инвестиции в подготовку к поступлению в вуз в бедных и в богатых семьях. Как оказалось, наибольшие совокупные инвестиции в будущее высшее образование делают семьи со средними доходами. Таким образом они предпочитают потратить больше денег на подготовку к экзамену, чтобы минимизировать риски: не платить за образование своих отпрысков потом, увеличив их шанс учиться бесплатно. Для оценки влияния уровня дохода семей и инвестиций на результаты ЕГЭ авторы использовали регрессионную модель. Наиболее эффективными оказываются инвестиции в подготовительные курсы для детей из богатых семей.

Было выяснено и то, как распоряжаются своими баллами выпускники из семей с низкими и с высокими доходами. Более богатые дети в основном поступают в более «селективные» вузы с высокими проходными баллами как на платные, так и на бюджетные места.

Даже в условиях ЕГЭ, делает вывод докладчик, абитуриенты из семей с более высокими доходами сохраняют больше возможностей для поступления в вуз.

«Эффект учителя» в результатах ЕГЭ

Однако доход семей - не единственный фактор, влияющий на учебные достижения школьников. Об этом рассказал старший научный сотрудник (ИРО) ВШЭ Андрей Захаров в докладе «Влияние характеристик учителя на академические достижения учащихся: по результатам ЕГЭ 2010 года».

Если говорить о принятии управленческих решений в сфере образования, особенно актуальным становится вопрос об эффективности практик и характеристик школ и учителей. Но российские исследования не особенно отличаются изучением роли учителей. У нас исследователи в основном фокусируются на экономических факторах, например, ресурсах школы, да и методология зачастую просто не позволяет отделить «эффект учителя» от эффекта других факторов, воздействующих на достижения детей.

Исследование, представленное докладчиком, базируется на социологическом опросе, проведенном в 2010 году в трех субъектах РФ. В выборку вошло 127 школ, порядка 3 тысяч учащихся 11 классов и 350 учителей. Анализ проводился с использованием различных статистических моделей, в том числе «модели добавочной стоимости» (Value added models) и «модели первой разницы» (First difference).

Этот инструментарий позволил более или менее точно отделить «эффект учителя» от других эффектов и продемонстрировать значимость влияния практик и характеристик учителей на результаты школьников по русскому языку и математике.

Как показывает исследование, учитель - это один из основных ресурсов школы. И рост учебных достижений школьников связан с наймом учителей более высокой категории как по русскому языку, так и по математике. Старение кадров сопровождается снижением балла ЕГЭ. Большое воздействие на учеников оказывает и разница в количестве учебных часов, затраченных на изучение предмета. Так, если учителя занимаются математикой не 5 часов, а на час меньше, это ведет к снижению среднего балла школьников на 20 процентов стандартного отклонения. Еще один интересный вывод касается частого использования на уроках контрольных работ в форме ЕГЭ. Такие практики можно трактовать как «натаскивание», но они имеют следствием более низкий балл по ЕГЭ - а значит, не являются эффективными.

Самыми неоднозначными оказались результаты использования на уроках русского языка и математики сложных заданий из части «С». Если учитель задает детям много сложных заданий по математике, это приводит к повышению среднего балла ЕГЭ, а вот увеличение доли заданий по русскому языку, где нужно давать развернутые высказывания (сочинение), ведет к снижению баллов школьников по ЕГЭ…

В физике надо учить формулы

О результатах использования модели «первой разницы» также рассказала старший преподаватель факультета социологии НИУ ВШЭ Татьяна Хавенсон , представив доклад «Учительские характеристики и достижения школьников. Находки из применения метода first-difference к данным TIMSS- 2007».

Смысл метода в том, что он позволяет рассчитать разницу в достижениях каждого ребенка в разных предметах, которые преподают разные учителя. После фиксации всех характеристик ребенка все, что будет различаться в их учебных результатах по двум предметам, - это характеристики учителей. Как, например, связаны характеристики учителей по математике и по естественнонаучным предметам - и достижения их учеников?

Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи изучали доступные в анкетах TIMSS данные об учителях - их профессиональное образование, стаж, пол, плюс ряд учительских практик, включая формы обучения (фронтальное обучение, индивидуальная работа, контроль усвоения) и виды деятельности на уроке (решение задач репродуктивного типа, задач на понимание и интерпретацию, метанавыки и групповая работа).

Оказалось, не так уж много характеристик учителей значимо влияет на достижения школьников. В частности, если учителя химии и физики больше времени на уроках уделяют репродуктивному обучению, то есть дети решают какие-то задачи без калькулятора, заучивают наизусть формулы - это производит значимый позитивный эффект на их достижения. А вот на знания детей по математике положительное воздействие оказывают задачи на понимание и интерпретацию и задания, которые требуют применения метанавыков, то есть соотнесений математических знаний с повседневной жизнью, решение сложных нестандартных задач и подобное.

Негативно на достижениях детей по математике сказывается групповая работа и репродуктивное обучение; по физике - совершенно неожиданно решение задач на понимание и интерпретацию…

Как школам справиться со своими учениками?

Алина Иванова, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Человек не может жить отдельно от общества, ему необходимо постоянное общение с другими людьми, обмен информацией, только тогда он будет саморазвиваться и иметь должный уровень социального воспитания.

При общении люди стремятся достигнуть взаимопонимания, но как известно это достаточно сложный процесс, так как у всех разные характеры, видение мира и собственное мнение. Нам естественно проще общаться с теми, с которыми мы имеем схожие интересы.

Для того, чтобы наладить отношения с разными людьми, необходимо научиться внимательно слушать и понимать собеседника. Избежание конфликтов достигается честностью и вежливостью в разговоре. Непонимание может быть вызвано разными причинами: психологическими, религиозными и так далее. Но главная причина - неумение воспринимать собеседника, слушать и слышать его, быть поглощенным в его проблему. Но бывают такие жизненные ситуации, что как бы внимателен ты не был к говорящему, ты отвлекаешься и теряешь нить событий, что ведет к непониманию и в итоге к ссоре. Это может быть обусловлено несколькими факторами – например, настроение, особенности характера человека, окружающая обстановка.

Несомненно следует учитывать и форму общения – формальное либо неформальное. В зависимости от этого необходимо тщательно относится к выбору тона разговора, жестикуляции и манере поведения.

Так или иначе культура общения – это уважительное отношение к собеседнику, грамотное изложение своих мыслей, честность и умение вести себя. Человек, обладающий культурой общения – достойный собеседник.

Искусство слушать

Чтобы научиться говорить, необходимо научиться слушать. Приведенные ниже приемы помогут вам овладеть этим навыком.

Обрати внимание на то, как ты слушаешь

Не кажется ли тебе, что ты слишком быстро делаешь выводы о людях? Может, часто перебиваешь, не даешь высказаться? Осознание своих привычек поможет тебе не допускать подобных ошибок.

Не уходи от ответственности

Она двусторонняя, так как в разговоре участвуют двое. Необходимо показать, что ты понимаешь, слышишь и слушаешь собеседника. Этого можно добиться, задавая уточняющие вопросы и поддерживая беседу.

Будь внимательным

Поддерживай с собеседником визуальный контакт, одновременно следя, чтобы твой взгляд не казался навязчивым и враждебным. Жестами показывай, что тебе интересен разговор. Помни, что беседовать интересно и «живым» оппонентом.

Сосредоточься на том, что говорит собеседник

Это требует усилий, так как внимание держится не более одной минуты. Постарайся ликвидировать все помехи (компьютер, телевизор, радио).

Будь восприимчив не только к словам, но и чувствам собеседника

Помни, что люди иногда могут «кодировать» чувства в соответствии с принятыми в обществе нормами.

Старайся быть наблюдательным

Следи за невербальными сигналам собеседника, ведь эмоции часто красноречивее слов. Наблюдай за выражением лица собеседника – на нем можно прочесть многое.

Будь доброжелателен к собеседнику

Любые отрицательные эмоции с твоей стороны вызовут негатив и у говорящего, он может «закрыться» и свести беседу на нет.

Слушай самого себя

Если поведение и речь собеседника затрагивают твои чувства – не стесняйся выражать их.

Вряд ли вы станете спорить с тем, что главное, для чего мы общаемся с людьми, это достижение взаимопонимания. Но, конечно же, вы замечали, что это далеко не всегда получается. Еще бы, ведь есть люди, с которыми приятно проводить все время, а есть те, от кого хочется держаться подальше. Жаль, но порой мы с такими людьми просто вынуждены разговаривать по независящим от нас причинам.
Хочется по этому поводу сказать, что взаимопонимание можно найти со всеми.

Технологии стареют. Единственное, что не устаревает - это общение.
"В поле зрения / Подозреваемые (Person of Interest)".

Что нам помогает, а, что и мешает нашему общению с людьми?

Во время общения важно не только самому излагать свою точку зрения, но и уметь слушать мнение собеседника. Талант правильно объяснять свое мнение и намерения позволяет успешно избегать возможных недоразумений и конфликтных ситуаций. Стоит отметить, что честность очень часто способствует этому, но необходимо помнить, что правда не должна использоваться как средство для того, чтобы обидеть собеседника.

Причины непонимания могут быть разными, но главной из них всегда является нежелание и неумение слушать. Если вы внимательно слушаете человека, то он автоматически понимает, что вы хорошо воспитаны, можете вникнуть в проблему и помочь ее разрешить. Тем самым вы помогаете собеседнику четче сформулировать свою проблему.

На процесс общения могут оказывать влияние различные факторы – плохое настроение , проблемы в , стечение обстоятельств, природная вспыльчивость или застенчивость. Кроме того, следует понимать, какое именно общение имеет место в данной ситуации – неформальное или формальное. Исходя из этого, нужно строить определенную модель поведения.

Впрочем, люди нередко не разграничивают эти виды общения, а потому допускают определенные вольности и ошибки, которые собеседник может и не простить.

Почему с одними людьми нам легко общаться, а с другими - трудно? Отчего с кем-то мы ладим, а с кем-то все время ссоримся? Понятно, гораздо проще наладить взаимоотношения с человеком, с которым существуют так называемые точки соприкосновения. Прежде чем устранять разногласия, необходимо выяснить их причины, и только после этого налаживать отношения с собеседником.

В искусстве общения очень важно уметь выслушать и понять того, с кем вы говорите. Объяснив людям свои намерения и соображения, из которых вы при этом исходите, вы сумеете предотвратить множество недоразумений, ссор и конфликтов. Честность в разговоре с собеседником часто оказывается единственным выходом из конфликтной ситуации. Но правда должна высказываться не для того, чтобы унизить собеседника, а, наоборот, с целью возвысить его же в собственных глазах и прояснить вашу позицию.

Что мешает и что способствует общению? Причины непонимания между людьми могут быть разные: политические, религиозные взгляды, мировоззрение, психологические особенности. Однако основная причина кроется в неумении услышать собеседника. Важнейшая часть процесса общения - умение слушать. Если человек внимательно слушает своего собеседника, значит он воспитан, вникает в проблему говорящего и как бы помогает ему правильно формулировать свои мысли. Процесс общения сложен, на него влияют различные факторы: настроение, стечение обстоятельств, характер человека, его коммуникабельность или, наоборот, застенчивость. В зависимости от вида общения, формального или неформального, необходимо правильно выбирать манеру поведения, тон, жесты, слова и выражения.

Неформальное общение - это общение дома, с родителями и друзьями; формальное - на работе, во время учебы, с малознакомыми людьми. В общении мы нередко допускаем то, что мешает взаимопониманию. Это использование обидных слов и выражений, оскорбительных прозвищ, ненужных сокращений. Способствуют налаживанию межличностных отношений знаки внимания, способные успокаивать и оказывать длительное воздействие. "Здравствуйте", "спасибо", "пожалуйста", "извините"... - эти простые слова имеют власть над нашим настроением. Очень важно, чтобы они всегда присутствовали в общении людей на работе, в общественных местах, употреблялись в семье.

Так что же такое культура общения? Если человек грамотно излагает свои мысли, умеет себя вести, с уважением относится к собеседнику, мы говорим о том, что этот человек владеет культурой общения.

Существуют правила, выполнение которых помогает наладить хорошие отношения с людьми:

  • Общение на равных, без грубости и подобострастия.
  • Уважение личного мнения собеседника.
  • Отсутствие желания выяснять, кто прав, а кто виноват.
  • Общение на уровне просьб, а не приказов.
  • Поиск компромиссных решений.
  • Умение ценить решение другого.
  • Умение принимать опыт других.

Если человек не знает, как вступить в разговор, то следует выбрать любую интересную тему для беседы и время, когда человек, к которому обращаются, не занят какой-нибудь работой. Всегда следует помнить, что другой человек - не такой, как вы, и нужно уметь взглянуть на вещи его глазами, особенно в конфликтных ситуациях.
Уважительное отношение к человеку невозможно без уважения его точки зрения, даже если она не сходится с вашей. Воспитать в себе уважительное отношение к людям можно только в том случае, если научишься видеть в каждом человеке индивидуальность, то есть те черты характера, которые присущи только ему.
Каждый из нас достоин уважения. Уважая другого, вы уважаете себя, поэтому, если у вас с кем-то не сложились отношения, в вашей власти приложить усилия для того, чтобы привести их в порядок. Психологи дают хороший совет, который заключается в следующем: не забывайте об интересах вашего собеседника. Ваш живой и искренний интерес к тому, чем он интересуется, вызовет у него оживление и энтузиазм.
Существует несколько важных правил ведения открытого и честного разговора с "неудобным собеседником", которые надо знать и взрослым, и подросткам:
Используйте "язык-Я". Начиная фразу со слов: "С моей точки зрения..." или "То, как я это вижу...", вы смягчите разговор и покажете собеседнику, что высказываете лишь свою точку зрения, не претендуя на истину в последней инстанции. Тем самым вы признаете его право иметь собственное мнение. Наверняка вас выслушают гораздо спокойнее и внимательнее.
Старайтесь говорить о конкретном случае или поведении, не переходя на обобщения. Например, никоим образом не помогут обобщения вроде: "Не было случая, чтобы ты вовремя приходил домой (сделал уроки)". Такое начало разговора даст подростку возможность уйти от обсуждаемой проблемы. Он начнет вспоминать и доказывать, что когда-то он что-то делал вовремя.
Постарайтесь показать собеседнику, что его поведение в первую очередь мешает ему же самому. Для того чтобы создать условия, при которых взрослый или подросток захотел бы изменить свое поведение, необходимо попытаться объяснить, как много они теряют в жизни из-за своего собственного поведения.
Предложите собеседнику изменить манеру поведения. Объясните ему, что конкретно он может сделать в данной ситуации для того, чтобы исправить ее. Вполне возможно, что, поскольку вы не хотите его обидеть, вам будет довольно трудно высказать ему правду. Однако помните: промолчав, вы можете нанести ему вред.

Беседуя с подростком или взрослым человеком, не рассчитывайте, что вас сразу поймут или согласятся с вами. Если в разговоре собеседник обидится на вас, не бойтесь еще раз терпеливо объяснить ему свою точку зрения. Внимательно приглядывайтесь к его реакции на ваши слова. Постарайтесь добиться взаимопонимания, используйте возврат к сказанному, переспрашивайте и поддакивайте, не забывайте о проясняющих вопросах и о подведении итогов услышанного... Конечно, кому-то такое налаживание отношений может показаться делом слишком долгим, однако все это отнимет гораздо меньше времени, сил и эмоций, чем общение типа действие-противодействие, поскольку такой разговор вообще не дает никакого результата.

Чаще всего честность - лучшая политика в отношениях с людьми. Удивительно, как часто мы начинает общение с хитроумных стратегий и тактик, забывая попробовать сначала просто высказаться начистоту. Честный диалог - самое эффективное, простое и надежное средство для превращения конфликта в сотрудничество.