Археология (определение из Бсэ). Кто такой археолог и чем он занимается

Профессия археолога относится к тем немногим специальностям, которые окутаны ореолом романтики, таинственности и, если хотите, даже мистики. В представлении многих археологи сродни кладоискателям, с той лишь только разницей, что для первых поиски древних артефактов – это "искусство ради искусства", а для вторых основной целью является нажива. Из-за отсутствия корыстолюбия археологов зачастую воспринимают как чудаков, оторванных от реальности и погрязших в делах давно ушедших дней.

Профессия археолога относится к тем немногим специальностям, которые окутаны ореолом романтики, таинственности и, если хотите, даже мистики. В представлении многих археологи сродни кладоискателям, с той лишь только разницей, что для первых поиски древних артефактов – это "искусство ради искусства", а для вторых основной целью является нажива. Из-за отсутствия корыстолюбия археологов зачастую воспринимают как чудаков, оторванных от реальности и погрязших в делах давно ушедших дней.

Необходимо отметить, что археология относится к тем областям науки, которая не терпит случайных людей. Именно поэтому людям, которые хотят стать археологами, нужно внимательно ознакомиться с особенностями этой профессии, и только потом решать, подходит она им или нет.

Кто такой археолог?


– ученый, занимающийся раскопками древних поселений и изучением найденных в процессе раскопок артефактов (вещественных источников), позволяющих воссоздать быт и культуру людей разных эпох. Название профессии происходит от греческого "archaios" (древний) и logos (учение) – то есть, учение о древнем.

Первым археологом можно считать великого поэта и мыслителя Лукреция, который еще в 1 веке до н.э. сумел определить, что на смену каменному веку пришел бронзовый, а бронзовый сменился железным. Термин "археология" впервые был употреблен Платоном, который таким образом обозначил "историю прошедших времен".

В современном мире археологию принято разделять на три вида:

  • полевую – раскопки вещественных источников на суше;
  • подводную – поиск свидетельств прошлого под водой;
  • экспериментальную – реконструкция предметов, используемых древними людьми, с применением материалов и технологий, характерных для исследуемой эпохи.

Самих археологов, как правило, можно условно разделить на группы специалистов, занимающихся изучением конкретных регионов и исторических периодов. Например, существует группа ученых, занимающихся исключительно изучением эпохи палеолита в Средней Азии.

Основная задача археолога заключается в поиске артефактов, с их последующим исследованием в лаборатории, реставрации (при необходимости) и формировании выводов на основе выявленных фактов. Также в задачу археологов входит сохранность найденных вещественных источников, их классификация и описание.

Какими личностными качествами должен обладать археолог?

Работа археолога по силам только настоящим энтузиастам, для которых раскопки и изучение древностей являются призванием, а не случайным эпизодов в жизни. Настоящий археолог должен обладать такими личностными качествами, как:

  • искренняя любовь к истории;
  • склонность к аскетизму;
  • физическая выносливость;
  • уравновешенность;
  • аналитический склад ума;
  • способность работать в команде;
  • отменное здоровье;
  • терпеливость;
  • предрасположенность к дедукции.

Ну и самое главное, поскольку археологам очень часто приходится осваивать не только смежные профессии (почвоведение, топография, география и т.д.), но и специальности, далекие от археологии (антропология, химия, геральдика и т.д.), настоящий фанат своего дела отличается ярко выраженной жаждой новых знаний и навыков, а также способностью к самообразованию.

Преимущества профессии археолога


Явным, и едва ли не единственным преимуществом профессии археолога, конечно же, является возможность много и долго путешествовать в компании единомышленников. Кроме того, большую часть своего времени археолог проводит на свежем воздухе, что также можно считать преимуществом этой профессии. В какой-то степени к достоинствам можно отнести и ненормированный рабочий график, но только условно, так как чаще всего раскопки занимают большую часть суток, а не наоборот.

Больше преимуществ этой профессии нам выявить не удалось. Возможно именно незначительное количество достоинств и послужило причиной постоянно снижающейся востребованности этой специальности среди абитуриентов.

Недостатки профессии археолога

В противовес преимуществам недостатков у профессии археолога , как говорится, хоть отбавляй. Поэтому мы перечислим только наиболее явные и существенные.

  • Во-первых, археология это не столько увлекательные походы и великие открытия, сколько очень тяжелая и рутинная работа. Подчеркнем, физически тяжелая работа, с которой иногда не могут справиться самостоятельно даже сильные мужчины.
  • Во-вторых, невысокие заработки (а иногда и их полное отсутствие) из-за незначительного финансирования раскопок и исследования артефактов.
  • В-третьих, долгие годы, проведенные в "спартанских" условиях – порой археологам приходится спать чуть ли не на голой земле и питаться дарами природы.
  • В-четвертых, большая доля вероятности того, что "великое открытие" совершит кто-то другой, но не Вы (то есть, может возникнуть ощущение, что жизнь прожита зря).
  • В-пятых, длительные археологические экспедиции, препятствующие построению нормальной личной жизни.

Где можно получить профессию археолога?


Профессия археолога предполагает обязательное наличие высшего академического образования. Причем сразу отметим, что учиться на археолога (равно как и работать по специальности) очень не просто. Основной упор в процессе обучения делается на изучении истории, а также на технологиях раскопок и работы с найденными артефактами. Поскольку специальных археологических ВУЗов в России практически нет (кроме Института археологии РАН и Московского археологического института), для того чтобы получить профессию археолога необходимо выбрать ВУЗ с исторический факультетом, на котором имеется кафедра археологии. Мы рекомендуем отдать предпочтение таким ВУЗам, как.

Археология — это наука, которая знакомит нас с жизнью людей, обитавших на Земле в прошлом. Она занимается изучением всего, что осталось от древних двуногих обитателей нашей планеты.

Работа археологов делится на две составные части. Чтобы заниматься любой из них требуется специальная подготовка. Первая часть — это проведение раскопок на месте древних поселений. Эта работа должна выполняться медленно и очень аккуратно, чтобы не повредить откопанные предметы, часто бывающие весьма хрупкими. Записи о ходе раскопок заносятся в специальный дневник.

Вторая стадия — это тщательное изучение найденных предметов и составление их подробного описания, необходимого для того, чтобы информация стала доступной каждому, кто интересуется историей. После того, как эта работа будет завершена, археолог делает выводы. Выводы эти никогда не бывают полными, поскольку основываются на исследовании сохранившихся вещей. Главным образом это предметы, когда-то окружавшие людей в их каждодневной жизни. Большую часть находок составляют развалины древних жилищ, инструменты, украшения и драгоценности, кухонная утварь, детские игрушки. Часто археологи находят и кости животных, мясо которых служило пищей для людей.

Однако исследователям редко удается обнаружить недолговечные изделия из кожи, ткани, шерсти, дерева или соломы. По той же причине зачастую бывает невозможно отыскать сохранившиеся произведения древнего искусства, за исключением, разумеется, тех, которые были выполнены из металла, камня или керамики.

Археология возникла в то время, когда люди впервые стали интересоваться историей развития человечества. В V веке до н.э. греческий историк Геродот посетил Египет, интересуясь древними памятниками. Однако после заката древнегреческой цивилизации интерес к истории, казалось, угас.

Он вновь возродился лишь в XVI веке, когда средневековые ученые, посещавшие Италию и Грецию, стали обращать внимание на сохранившиеся образцы античной культуры. Жители Италии начали копаться в руинах, отыскивая древние монеты, вазы и другие предметы. Вскоре все больше людей стали заниматься «раскопками в прошлом», и таким образом было положено начало науки археологии.

Как археологи узнают, что они находят?

Археолог откапывает вещи, захороненные древними людьми. Вопрос в том, как он может представить города, людей и предметы такими, какими они были, воссоздать прошлую жизнь из того, что он нашел?

Дело в том, что он не всегда может это сделать, поскольку он не всегда находит именно те вещи, которые ему нужны, чтобы создать полную картину жизни людей в прошлом. В конце концов, все, что он находит,— это только то, что оставили предки, обычно это предметы, которые использовались каждый день. Это могут быть остатки домов, инструментов, украшений, посуды, игрушек, а также кости съеденных животных.

Но многие из тех вещей, которые были важны для жизни первобытных людей, обнаружить невозможно. Предметы из кожи, дерева, хлопка, шерсти и соломы обычно быстро разрушаются и не оставляют следов. Другой загадкой для археологов является одежда древних людей. Археолог может сказать, использовали ли они материю или шкуры животных, но если они не оставили своих изображений, он мало что может сказать об их одежде.

У археолога также нет ответа и на вопрос, обладали ли древние люди художественным вкусом, и он практически ничего не знает об их мыслях и идеях. Поэтому его картина жизни первых людей может быть весьма неполной.

Но несмотря на это, археолог может рассказать нам о многом. Сначала он определяет тот порядок, по которому строились города — один на руинах другого. Затем он должен знать тот город, где был найден предмет. На каждый предмет прикрепляется бирка, он фотографируется, измеряется и т.д. Если место археологических раскопок относится к историческим временам, он должен знать древнюю письменность этого района.

Многие эксперты помогают археологам: геологи, ботаники, зоологи и другие, то есть все те, кто помогают ему идентифицировать и анализировать найденный материал. Иногда археологу требуются годы работы и научных изысканий, прежде чем он сможет опубликовать работу о своих находках. Но если ему это удается, перед нами может развернуться восхитительная картина прошлого — картина жизни древних народов.

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

От греч. archaios — древний и logos — учение. Профессия подходит тем, кого интересует история, мировая художественная культура, иностранные языки и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

Археология - прикладная часть истории, наряду с источниковедением.

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum - искусственно сделанное) - это созданный или обработанный человеком предмет.
Артефакты также называют вещественными источниками . К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности.
Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Задача археолога - создать картину прошлого по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учетом расположения находок. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр.
Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

Археология использует данные и методики других дисциплин:

гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение).
Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.

По методам поиска археологию можно разделить на виды:
Полевая - поиск артефактов с помощью раскопок на суше;
Подводная - поиск под водой;
Экспериментальная - реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом - при планировании раскопок, фотоаппаратом - для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.

Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.

Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет - это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать. А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.

В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.

Только по призванию
Работа археолога - это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях - в зное и пыли, вдали от цивилизации - бриться не рекомендуется.
Но для настоящего археолога археологические находки - источник очень сильных эмоций.
Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:
«Когда взяла в руки свои первые маленькие находки /…/ я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек».
(Н.В. Полосьмак - доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)

По словам археолога Сергея Васильевича Белецкого , находки часто воспринимаются как живые: «То есть когда ты понимаешь, что вот эту вещь держали до тебя за 100, 300, 500, 700 лет, да, это серьезно».
(С.В. Белецкий - доктор исторических наук. Основной круг научных интересов - археология Пскова.)

Рабочее место

Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии Российской Академии наук), а также преподавать в вузах. Его академическая карьера, как и у других учёных, выражается в первую очередь в научных открытиях, написанных трудах и учёных званиях.

Важные качества

Помимо интереса к событиям прошлого, археологу нужны аналитические, дедуктивные способности. Чтобы получить единую картину, приходится сопоставить множество разрозненных данных, которые дают раскопки, лабораторные исследования, труды коллег.
Не важно, где проходят раскопки - под водой или на суше. В любом случае это требует хорошей физической выносливости, острого зрения.

Знания и навыки

Необходимы исторические познания, особенно важно знание исследуемой эпохи, познания в смежных областях: научной реставрации, палеопочвоведении, палеогеографии и др.
Часто приходится изучать дисциплины, не имеющие прямого отношения к археологии: антропологию, этнографию, геральдику, нумизматику, текстологию, геральдику, физику, химию, статистику.
Кроме этого, необходимо владеть навыками геодезиста, топографа.
А при работе в горах или под водой - навыками скалолаза или дайвера. Для этого приходится проходить специальное обучение.

Археолог - ученый, который занимается изучением прошлого человечества по вещественным источникам, занимается археологией (от архео (archios) - древний и от греч. lygos - слово, учение).

Археология представляет собой историческую дисциплину, изучающую по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Вещественные источники — это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок, восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время.

Ученый-археолог может изучать останки затонувших кораблей на дне морском (морская археология), откапывать и осматривать все то, что осталось от человеческих поселений минувших веков (полевая археология) или с помощью специальных материалов и техник пытаться реконструировать вещи прошлых времен, воссоздавая их буквально по крупицам (экспериментальная археология).

Профессию археолога часто сравнивают с трудом хирурга - и там, и там одно неверное движение ножом может привести к гибели пациента.

Конечно, в большинстве случаев «охотники за древностями» орудуют не ножом, а лопатой, совком, ложкой и даже обычной зубной щеткой. Ну и без пресловутых кисточек для очистки найденных ценностей не обойтись.

Помимо глубочайших знаний в области истории, профессиональный археолог должен обладать навыками рисования, черчения, уметь фотографировать, обязательно владеть основами реставрации и консервации различных предметов из камня, глины, металла, дерева, кожи, ткани, кости и так далее. Без специальных знаний по этнографии, антропологии, топографии, геодезии, геологии, без твердого владения информацией по вспомогательным историческим дисциплинам, такими как геральдика, сфрагистика, нумизматика, текстология археолог не может состояться как специалист.

Для успешного выполнения деятельности необходим обмен информацией с коллегами. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно.

Жизнь в экспедиции расписана очень четко: в 7 утра общий подъем (а дежурные по завтраку должны встать еще раньше), работа в течение всего часового дня с небольшими перерывами на еду и иногда на купание, отбой в 11 вечера.

Личные качечтва

Готовность к кропотливой работе,

Аккуратность,

Выдержка,

Терпение,

Ответственность,

Пунктуальность,

Целеустремленность,

Увлеченность,

Способность к абстрагированию,

Любовь к истории.

Профессиональный археолог обязательно должен иметь высшее образование.

Медицинские противопоказания

Заболевания сердца или нарушения артериального давления;

Судороги, потери сознания;

Расстройства слуха;

Расстройства речи;

Хронические инфекционные заболевания;

Сахарный диабет;

Геморроидальные расстройства;

Кожные заболевания;

Снижение остроты зрения.

АРАХЕОЛОГИЯ(от Архео... и греч. lygos - слово, учение) наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Вещественные источники - это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства - всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников (См. Археологические памятники), исследуют и публикуют находки и результаты раскопок и восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение имеет А. для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время. А. необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн. лет) стал известен только благодаря развитию А. Да и письменные источники за первые 2 тысячи лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. А. имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, т.к. сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.

Теоретической основой исторической реконструкций по археологическим данным является историко-материалистический принцип, согласно которому на любой ступени развития общества существует определенная закономерная связь между материальной культурой и социально-экономической жизнью. Этот принцип положили в основу своих исследований учёные-марксисты. Исследователи, отрицающие закономерность исторического процесса, считают невозможной реконструкцию истории по данным А. и рассматривают последние лишь как сумму фактов, не дающих общей картины.

А. обладает своими особыми методами исследования. Важнейшие из них: стратиграфический - наблюдение за чередованием культурных слоев, отложившихся в результате продолжительного обитания в данном месте человека, и установление хронологического соотношения этих слоев. Добытые при археологических раскопках вещи классифицируются по следующим признакам: назначение вещи, время и место её изготовления. Для определения назначения и функций орудий служит метод изучения следов работы на них. Для хронологической классификации служит Типологический метод. Кроме собственно археологических методов, применяют методы, заимствованные из других наук: датировку органических остатков по содержанию в них радиоактивного углерода 14C, установление относительных и абсолютных дат по годичным кольцам древесины, найденной в археологических памятниках, установление абсолютного возраста изделий из обожжённой глины путём измерений их остаточной намагниченности, различные геологические методы датировки (по отложениям ленточных глин и т.п.).

Для изучения древних вещей и способов их производства применяются спектральный анализ, металлография, техническая петрография и др.

Для установления взаимозависимости общественных явлений прошлого с географическими факторами необходимо изучить природное окружение человека в древности. Этим целям служит пыльцевой анализ, дающий возможность проследить эволюцию растительности, а вместе с тем и эволюцию климата в данной области. А., таким образом, связана с палеоклиматологией. Целям археологического исследования служат также полученные при раскопках данные о древних культурных растениях (палеоботаника), о животном мире (палеозоология). Археологи добывают останки древних людей, что позволяет палеоантропологам дать представление о жизни и типе человека минувших эпох и об изменениях его под влиянием различных социальных и природных условий.

Ввиду того что значительная часть археологических материалов представляет массовые находки, большое значение в А. имеет применение методов математической статистики.

А. тесно связана с естественными науками не только в использовании их методов, но и в привлечении их выводов для истолкования археологических данных, и сама, со своей стороны, представляет естественным наукам ценные материалы. Однако ещё теснее связи археологии с общественными науками, один из разделов которых она представляет: с историей, этнографией (См. Этнография), историей искусства, социологией, а также с т. н. вспомогательными историческими дисциплинами: эпиграфикой (См. Эпиграфика) -- наукой о надписях на камне, металле, глине и дереве, нумизматикой (См. Нумизматика) - наукой о монетах, сфрагистикой (См. Сфрагистика) - наукой о печатях, геральдикой (См. Геральдика) - наукой о гербах. А., являясь единой по своим методам исследований наукой, достигла высокой степени специализации. Ещё в 19 в. раздельно существовали 4 отрасли А.: классическая А., изучающая письменный период истории Др. Греции и Рима, восточная А., средневековая А. и первобытная А. Отдельные специалисты изучают эпохи Палеолита, Мезолита, Неолита, бронзового века (См. Бронзовый век), раннего железного века (См. Железный век). Есть и другие системы специализации: по этническим признакам и по отдельным странам.

А. В. Арциховский.

Литература:

Авдусин Д. А., Археология СССР, М., 1967;

Авдусин Д.А., Археологические разведки и раскопки, М., 1959;

Амальрик А. С. и Монгайт А. Л., В поисках исчезнувших цивилизаций, 2 изд., М., 1966;

Амальрик А.С. и Монгайт А.Л. Что такое археология, 3 изд., М., 1966;

Арциховский А. В., Введение в археологию, 3 изд., М., 1947;

Арцихлвский А.В., Основы археологии, 2 изд., М., 1955;

Блаватский В. Д., Античная полевая археология, М., 1967;

Бузескул В. П., Открытия XIX и начала XX века в области истории древнего мира, т. 1-2, П., 1923-24;

Жебелев С. А., Введение в археологию, ч. 1, История археологического знания, П., 1923, ч. 2, Теория и практика археологического знания, П., 1923;

Мерперт Н. Я. и Шелов Д. Б., Древности нашей земли, М., 1961;

Михаэлис А., Художественно-археологические открытия за 100 лет, М., 1913;

Монгайт А. Л., Археология в СССР, М., 1955;

Монгайт А.Л., Археология и современность, М., 1963;

Формозов А. А., Очерки по истории русской археологии, М., 1961;

Чайлд Г., Прогресс и археология, пер. с англ., М., 1949;

Археология и естественные науки, Сб., М., 1965;

Советская археологическая литература. Библиография 1918 - 1940, М-- Л., 1965;

то же, 1941 - 1957, М.- Л., 1959;

Сhilde G., A short introduction to archeology, L., 1956;

Clark G., Archaeology and society, L., 1960;

Kenyan К. М., Beginning in archaeology, L., 1952;

De Laet S., L"archeologie et ses problemes, Berchem - Brux., 1954;

Leroi-Gourhan A., Les fouilles prehistoriques, P., 1950.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.