Воронцовский дворец в Алупке – роскошное творение архитектуры XIX столетия, сохранившееся до наших дней. Воронцовский дворец в крыму

Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, также известный как Воронцовский дворец, был построен в период 1828-1848 гг. по проекту английского архитектора Эдварда Блора как крымская резиденция графа Михаила Семеновича Воронцова. При его создании использовался местный ландшафт, а главная черта дворца - это смесь нескольких диаметрально противоположных архитектурных стилей.

Вход на территорию дворца больше напоминает замок европейского средневековья.

Дворец выстроен из особо твердого камня долерита, природные запасы которого находились на месте будущего сооружения. Это застывшая магма, который раньше назывался диабаз. Для долерита характерны высокая твёрдость 6-7 единиц по шкале Мооса . Это значит, что данный материал настолько тверд, что используется для мощения дорог, а поддается обработке только алмазом.

Еще удивительнее это звучит, когда узнаешь, что строили дворец оброчные крепостные из Владимирской и Московской губерний, работая вручную самыми примитивными инструментами.

Этот узкий коридор между двух похожих на крепостные стены называется Шуваловский проезд. Графы Шуваловы приходились родственниками Воронцовых. И где-то здесь располагались апартаменты Софьи - дочери Михаила Семеновича.

Через проезд попадаем во внутренний двор. Здесь применена фактурная обработка стен «рваным» камнем. Музейные экспозиции мы не осматривали, ограничившись наружным осмотром.

Северный фасад дворца. Тут уже видны черты не средневековой крепости, а загородного английского дворца 16 века, для которого типичны большие оконные проемы и высокие дымовые трубы.

Западная же часть дворца выполнена в неоготическом стиле.

При Воронцовском дворце находится парк, заложенный около 200 лет назад, который насчитывает более 200 видов деревьев и кустарников из различных стран мира. Для его создания был специально приглашен известный немецкий садовод-архитектор Карл Кебах.

На особо интересных и редких экземплярах установлены таблички с названием, родиной и примерным возрастом. Например, это платан восточный с западного средиземноморья возрастом 190 лет.

Парковый ансамбль состоит из верхнего и нижнего парков. Верхний парк представляет собой массивы природного диабаза, его еще называют «алупкинский хаос». Через все эти камни и растения гармонично проложены тропинки.

Через парк подходим к восточному фасаду.

На южной террасе к фасаду ведет широченная лестница из того же диорита, по бокам которой стоят скульптуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Бонанни. Сам южный фасад выполнен в арабском стиле и с восточной пышностью. Это самое красивое место дворца.

Подковообразная арка, двухъярусный свод, резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса. На фреске ниши шестикратно повторенная надпись с изречением из Корана: «И нет бога, кроме Аллаха».

Дворец расположен прямо у подножия горы Ай-Петри, на неё мы также поднимемся, но немного позже.

А какой вид открывается на море от южного фасада...

Местность в районе Алупки богата водой, что позволило создать в Воронцовском парке более десятка разнообразных фонтанов. Большинство из них спроектировано В. Гунтом.

Нижний парк тоже разнообразен и начинается пологим рельефом. Он окаймляет Воронцовский дворец и оформлен в классическом парковом стиле.

А справа находится большой розарий.

Воронцовский дворец после революции был национализирован, оставшееся имущество дополнено коллекциями из других южнобережных дворцов, и в 1921 году здесь был открыт историко-бытовой музей.

В годы Отечественной войны Крым был оккупирован немецкими фашистами. При отступлении немцы хотели взорвать дворец, но взрыв осуществить не удалось, этому помешали музейные работники.

В феврале 1945 года, в период Крымской конференции, Алупкинский дворец был предоставлен английской делегации во главе с У. Черчиллем, который даже хотел купить его.

С 1945 по 1955 здесь была госдача, именуемая в документах «спец.объект №3».

Как музей дворец был вновь открыт для посетителей уже в 1956 году.

Великолепное строение, созданное в эпоху романтизма, удивляет и поражает современного человека своеобразием архитектурных форм. Интересное стилевое решение, оригинальная планировка, величайшее мастерство, с которым выполнены стены и вся отделка внутренних покоев, восхищает уже несколько поколений ценителей прекрасного.

В Крыму - ценнейший памятник истории и архитектуры. При его создании так искусно использован местный ландшафт, что создается впечатление, что строение является продолжением самой природы.

М. С. Воронцов - российский государственный деятель

Михаил Семенович родился в 1782 году в России, но уже через год мальчика увезли в Англию, куда его отца направили послом. Следующая встреча молодого графа с Родиной состоялась через долгих восемнадцать лет. Воронцов полюбил «старую добрую» Англию - семья тесно общалась с английским обществом.

Приехав в Россию, граф старался воскресить воспоминания об Англии. Девятнадцатилетний юноша активно включился в общественную и политическую жизнь страны - участвовал в турецких и антинаполеоновских войнах. Отмечен государственными наградами за храбрость, отличился отвагой в сражениях под Бородино и Смоленском. В тридцать три года, получив чин генерал-лейтенанта, руководил Парижским русским оккупационным корпусом. В тысяча восемьсот двадцать третьем году получил должность генерал-губернатора Новороссийского края, а затем - Кавказа. В 1854 году был удостоен высокого звания генерал-фельдмаршала.

Служба в Новороссийском крае

Когда Крым был присоединен к России, царское правительство стало щедро раздавать земли знаменитым военным, чиновникам разных уровней, знатным вельможам. Но полное бездорожье, дороговизна содержания и перевоза сюда крепостных замедлили развитие региона. М. С. Воронцов являлся крупным землевладельцем. На юге Крыма ему принадлежали Массандра, Ай-Даниль, Алупка, Гурзуф. Свое главное имение в Алупке он решил превратить в летнюю резиденцию.

В 1824 году он начал масштабное строительство в своей усадьбе и одновременно прокладывать дорогу от Симферополя к Южному берегу. Как утверждают историки, на строительстве работали 10000 солдат. В 1828 году началось возведение большого дворца, которое закончилось через десять лет, а отделочные работы продолжались до 1846 года.

Для обустройства своих крымских владений Воронцов начинает поиск зарубежных архитекторов, садовников, строителей разных специальностей.

Архитектор Эдуард Блор

Воронцовский дворец в Алупке создан по проекту знаменитого в те времена архитектора Эдуарда Блора. В молодые годы он посвятил себя изучению и восстановлению памятников старины. Позднее был приглашен на должность придворного архитектора Георга Четвертого, а затем и королевы Виктории. Он является автором некоторых элементов фасада крупных усадеб в Европе и Австралии.

Воронцовский дворец в Алупке

С западной стороны находится Главный подъезд ко дворцу. Въезжающего встречает настоящий феодальный замок - монументальные круглые сторожевые башни, совершенно глухие стены. Такими видят посетители двор хозяйственных построек, узкий и длинный средневековый проезд, который ведет к центральному зданию. Зубчатые высокие стены, окна-бойницы вызывают ощущение неприступности. Такое впечатление смягчается благодаря ажурному чугунному мостику, по которому когда-то шли крепостные музыканты на хоры столовой.

Воронцовский дворец в Крыму становится светлым, наполненным воздухом, после того, как вы входите в парадный дворик. Перед глазами всех входящих открывается великолепный пейзаж на фоне вершины Ай-Петри.

Архитектура

Воронцовский дворец в Алупке выдержан в стиле Тюдоров. Это английский шестнадцатого века, время перехода от готики к эпохе роскоши - Возрождению. Горный рельеф, безграничный простор моря - чудесный ландшафт, который характеризует Крым. Воронцовский дворец, вернее, его северный фасад, который обращен к Ай-Петри, выдержан в стиле готики. Плоские кровли, башни, шпили напоминают средневековый замок.

Воронцовский дворец, фото которого вы видите в этой статье, имеет более праздничный и нарядный южный фасад. В его оформлении использовались элементы восточной архитектуры. Это глубокая ниша, которая обрамлена двойной аркой в форме подковы. Она украшена лепными рельефами. Для того чтобы еще более усилить восточную архитектуру портала, на его фризе нанесена надпись на арабском языке. Воронцовский дворец в Крыму имеет много элементов восточной архитектуры, правда, с английской обработкой.

Особого внимания заслуживает «Львиная терраса» с красивой лестницей, которую строго охраняют шесть великолепных львов из белого цвета, выполненных итальянским скульптором Джованни Боннани. Они появились во дворце в тысяча восемьсот сорок восьмом году. Этим событием было ознаменовано окончание строительства дворца. Сегодня в сувенирной лавке возле дворца можно приобрести миниатюрные копии этих животных.

Воронцовский дворец в Крыму построен из крымской вулканической породы - диабаза, которая по составу очень близка к базальту. Его возводили потомственные камнерезы и каменотесы вручную, с помощью примитивного инструмента. Если вы приехали в Крым, в вашем экскурсионном графике обязательно должна быть Ялта. Воронцовский дворец - это настоящий памятник истории и архитектуры, который должен увидеть каждый.

Внутреннее оформление

Особо праздничным и светлым помещением Воронцовского дворца, бесспорно, является «Голубая гостиная». В прошлом в ней находился домашний театр. Великолепный белый лепной узор из побегов и цветов, полностью покрывающих голубые стены и потолок, придают помещению необыкновенный шарм и изысканность. Массивная дверь из дуба служила своеобразным занавесом. В 1863 году на ней выступал выдающийся русский артист М. С. Щепкин.

Самый просторный зал Воронцовского дворца - Парадная столовая. Она оформлена резным деревом, имеет сложное и тонкое обрамление дверей, массивные рамы панно. Огромный обеденный стол рассчитан на 32 человека. Стулья выполнены русскими мастерами из красного дерева по английским образцам. Изысканно смотрится и сервант с ванночкой для охлаждения вин из красного дерева. Он был изготовлен в Англии. Украшением Парадной гостиной является декоративный фонтан. Он умело выложен майоликовыми плитками и обрамлен диоритом. Над фонтаном находится небольшой балкончик, на котором играли крепостные музыканты. Уральские мастера выполнили для этой гостиной малахитовые канделябры.

Одесса: Воронцовский дворец

В истории этого южного гостеприимного города князь М. С. Воронцов занимает почетное место. Время его службы генерал-губернатором Новороссийского края называют «золотым веком» города.

Гармоничное сочетание богатства и изысканного вкуса представляет собой Воронцовский дворец. Одесса очень гордится этим замечательным памятником истории и архитектуры. В этом роскошном здании все продумано до мелочей. Во всем ощущается итальянский стиль - в орнаменте и отделке, в оформлении дворца уникальными картинами. Когда-то на месте, где был построен дворец, стояла турецкая крепость. Строительство было завершено в 1827 году, автор проекта - архитектор Ф. К. Боффо. Дворец построен в стиле ампир, который отличается массивностью, пафосом и некой театральностью. Во времена правления Воронцова это архитектурное направление покорило Одессу. В городе все чаще стали появляться здания с колоннадами, великолепно сочетавшиеся с местным ландшафтом.

Воронцовский дворец представляет собой главное здание, одной стороной «смотрящее» на бульвар, большой флигель, который пристроен к дворцу, просторный двор, отделяющий жилую часть дома от конюшен, и сами конюшни.

В марте 1917 года во дворце располагался одесский Совет рабочих депутатов и штаб Красной гвардии. В 1936 году в роскошном здании открылся Дворец пионеров. В послевоенные годы его назвали именем Яши Гордиенко, чье имя он носит до сих пор.

Воронцовский дворец в Алупке является одним из самых посещаемых Ялтинских дворцов и единственным, который посетила я, да и то случайно. Не то, чтоб я не хотела его посмотреть, но очень не хотела делать это летом, уж слишком в это время там многолюдно.
Дворец построен в английском стиле, причём в постройке присутствуют элементы различных эпох, начиная с ранних форм и заканчивая XVI веком. Чем дальше от западных ворот, тем более поздний стиль постройки. Английский стиль сочетается с неомавританским стилем. Например, готические дымовые трубы напоминают минареты мечети. Дворец строился с 1828 по 1848 годы как летняя резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа Воронцова. Интересно, что Воронцовский дворец - одно из первых зданий в России, где для комфорта проживания были сооружены канализация и водопровод.


Главный фасад Воронцовского дворца


Дворцом владели три поколения семьи Воронцовых. С 1921 года в дворцовом комплексе функционировал музей. После Великой отечественной войны около 10 лет территория Воронцовского дворца являлась секретным объектом и здесь находилась дача для партийного руководства. Ныне это снова музей.

Воронцовский дворец находится на территории Алупкинского парка, который создавал известный ботаник и садовод Карл Антонович Кебах в течении 25 лет. Он проектировал поляны, размещал деревья, учитывая их размер. Это был вопрос принципиальный, ибо по замыслу Карла деревья не должны были загораживать шикарный вид на вершину горыАй-Петри.

Парк раскинулся на площади 40 гектар. Территориально делится на Верхний и Нижний парки. Парк устроен таким образом, что он дополняет местную природу. Здесь произрастает больше двухсот видов растений, которые были завезены из регионов Северной и Южной Америки, Средиземноморья. Стоимость разбивки парка в два раза выше строительства самого дворца. На содержание парка в 1910 ходу тратилось до 36000 рублей - огромная сумма по тем временам.


Карта Воронцовского парка

Достопримечательностью парка являются груды камней из застывшей магмы, выброшенные вулканом еще в незапамятные времена, получившие названия «Большой хаос» и «Малый хаос». Эти хаосы были тщательнейшим образом вписаны в планировку парка, через груды камней проложен десяток тропинок, образующих почти лабиринт, поставлены скамейки, устроены видовые площадки. Отдельные глыбы обвиты плющом и диким виноградом. Иногда очень сложно поверить, что находишься в парке, причем не заброшенном.

В парке построено большое количество фонтанов. Большинство из них построено по проектам В. Гунта.
Вообще в Крыму издавна есть традиция почтительного отношения к воде. Постройка фонтана, как в мусульманском Крыму, так и в российском, считалась делом достойным, и даже богоугодным. Где текла хоть какая-то струйка, ставили фонтанчик, украшали изречением из Корана или эмблемой инженерного ведомства, иногда выбивали дату. Вдоль старых дорог, в старых крымских поселениях этих старинных фонтанов сохранилось немало, многие до сих пор функционируют.

На территории парка также искусственно созданы три пруда: Верхний, Зеркальный и Лебединый. Вокруг прудов растут клены, ясени и кизил.

Для украшения дна Лебединого озера граф Воронцов заказал 20 мешков полудрагоценных камней, которые были доставлены на корабле. В солнечную погоду они создавали непередаваемую по красоте игру света.


Хозяин прогоняет уток из своих владений

Еще парочка интересных фактов о парке, если верить экскурсоводам. Воронцовский парк вырос буквально на крови, ибо почва под деревьями обильно удобрялась кровью свежеубиенных животных. За каждым деревом был закреплен отдельный садовник, который не спал, не ел, а следил за своим подопечным, холил, и лелеял.

Араукария чилийская своим названием обязана арауканам - индейцам, проживающим в Чили, для которых плоды этого дерева составляют основу рациона питания. Данному экземпляру более 130 лет. Оно плохо развивается в наших условиях. На своей родине оно вырастает в высоту до 50 метров, имеет ствол в диаметре до одного метра. В Крыму таких деревьев всего штук 5. Ветки Араукарии покрыты острыми колючками, поэтому ни мартышки, ни птицы не садятся на них.


Чилийская араукария


Сосна крымская


Фисташка туполистная


Нижний парк

Фонтан «Мария» выполнен по мотивам известного Бахчисарайского фонтана, воспетого Пушкиным. Фонтан выполнен из белого и цветного мрамора и украшен раковинами и розетками. Вода небольшими каплями падает из одной чаши в другую, образуя тихий, ровный ритм капель - «слёз».


Фонтан «Мария» (фонтан Слез)

Со стороны моря находится знаменитая львиная терраса.

Южный вход оформлен с восточной пышностью. Арабской надпись переводится как: «И нет победителя кроме Аллаха».


Коралловое дерево


Фонтан Бахчисарайский

Внутрь дворца я не пошла, уж очень не люблю стройный пробег в толпе. Может как-нибудь в другой раз побываю.


Зимний сад дворца

Во время проведения Ялтинской конференции в феврале 1945 года в Воронцовском дворце жила английская делегация во главе с У.Черчиллем. С ним связана любопытная история, которая произошла во время прогулки по парку Черчилля и Сталина. Черчилль, которому очень понравилась скульптура спящего льва, сказал, что он похож на него самого и предложил Сталину выкупить его. На это предложение Сталин ответил отказом, но предложил Черчиллю, если тот ответит на его вопрос правильно, то Сталин подарит спящего льва. «Какой палец на руке является главным?» - такой был вопрос Сталина. Черчилль ответил: «Конечно же указательный». «Неправильно» - ответил Сталин и скрутил фигуру из пальцев, которая в народе называется кукиш.


Спяший лев


Фонтан «Раковина»


Фонтан «Раковина»


Южный фасад Воронцовского дворца и Львиная терраса

Республика Крым славится своими достопримечательностями. Дворцы Крыма рады распахнуть свои двери любителям истории и не только. Это и Воронцовский дворец, Дворец графини Паниной, Дворец Дюльбер, Замок «Ласточкино гнездо», Ливадийский дворец, Массандровский дворец, Юсуповский дворец и многие другие. Предлагаем более подробно окунуться в экскурсию по Воронцовскому дворцу в Ялте.

Воронцовский дворец - история

Ялту недаром называют «витриной капиталистического общества» царской России. После того, как в 1861 году царская семья приобрела имение Ливадию поблизости от Ялты, это побережье стало моднейшим курортом для всей русской знати. Сюда стремились родственники царя - члены династии Романовых, сюда толпами ехали придворные и приближенные к императору персонажи. Иметь собственную виллу на Южном берегу Крыма стало престижно.

Благодаря разразившемуся буму Ялта, еще недавно бывшая неприметной деревушкой в несколько десятков домиков с мечетью и церквушкой, стремительно разрасталась и благоустраивалась. Земля дорожала буквально на глазах, за считанные годы было проведено газовое освещение, выросли гостиницы, доходные дома, рестораны и магазины. Каждая уважающая себя аристократическая семья проводила лето в Ялте и ее окрестностях, а за представителями знати сюда потянулись и купцы, чиновники, творческая интеллигенция.

Исторически так сложилось, что провинциальная деревня в 300 жителей, лишенная дорог, зажатая со всех сторон горами, к которой даже не могли подойти морские суда - приходилось бросать якорь в открытом море и переправляться на берег лодками, - вдруг превратилась в центр аристократической летней жизни.

Основная заслуга, бесспорно, принадлежит графу Воронцову, который в 1823 году стал генерал-губернатором Новороссии. К этой области тогда относился и Крым. Талантливый и предприимчивый граф, владеющий немалым богатством, сразу оценил потенциал южного берега и развил активную деятельность. Закипела работа: началось строительство дорог, в Ялте был устроен мол, появился удобный порт.

Именно Михаилу Семеновичу Воронцову принадлежит заслуга преобразования Ялты в престижный курорт. Именно по его предложению и настоянию царь Николай I даровал Ялте статус уездного города. И, пожалуй, мало кто в те времена сделал для развития Таврического полуострова больше, чем Воронцов.

Город Алупка, на территории которого сегодня расположен знаменитый Воронцовский дворец, давно уже стал частью Большой Ялты, как и Ливадия, Гурзуф, Симеиз и другие курортные городки и поселки.

Воронцовский Дворец-резиденция в Крыму - Экскурсия

Очарованный волшебным климатом и живописными красотами Тавриды, Воронцов решил устроить здесь свою летнюю резиденцию - представительский дворец, чтобы вывозить на отдых семью и принимать высоких гостей.

Для создания проекта был приглашен Эдвард Блор, служивший придворным архитектором у английской королевы Виктории, автор Букингемского дворца. Руководил же постройкой на месте Уильям Гунт - тоже англичанин. В качестве строительного материала было решено использовать диабаз - этот камень прочнее гранита и так же ценен, как мрамор. Диабаз брали прямо из естественных россыпей - он очень понравился Гунту своим зеленовато-серым цветом, который почти точно совпадает с окраской окрестных гор и вечнозеленых растений.

Специалисты в один голос восхищаются удивительной идеей архитектора, который догадался не спорить с капризной крымской природой, а «вписать» дворец в окружающий ландшафт. Зубцы здания почти в точности повторяют зубцы горы Ай-Петри, на фоне которой высится дворец и которую видно, по замыслу архитектора, с каждой поляны дворцового парка.

Южный фасад резиденции оформлен в мавританском стиле: глубокая ниша, от которой вниз, к морю, спускается широкая лестница, украшенная шестью великолепными мраморными львами. У нижних ступеней львы сладко спят, на середине пути - просыпаются, а верхние скульптуры уже готовы защищать дворец - они грозно привстали и, кажется, слышен их грозный царственный рык.

Северный фасад дворца выглядит совсем иначе, он выполнен в неоготическом стиле: строгие башенки, острые шпили, узкие окна-бойницы, резные карнизы... Все это великолепие так и просится на экран - где еще и снимать исторические костюмные фильмы, как не здесь, в естественных декорациях? Этим, разумеется, вовсю пользовались режиссеры еще во времена СССР: Воронцовский дворец и окружающий его парк стали участниками многих фильмов - «Три мушкетера», «Алые паруса», «Обыкновенное чудо», «Небесные ласточки»...

Сотни крепостных крестьян - каменотесов, столяров, каменщиков, лепщиков, резчиков, мебельщиков, - трудились над созданием и украшением дворца. Трудно себе представить, как в то время, работая примитивными инструментами, удалось создать такое прочное, красивое и удивительно удобное для жизни здание. Всего на строительство дворца ушло 20 лет - с 1828 по 1848 годы.

Воронцовский дворец внутри - Залы и комнаты

Несмотря на то, что весь дворцовый комплекс включает в себя полторы сотни помещений, сегодня для туристов открыты лишь несколько залов на первом этаже. Основной причиной, как уверяют экскурсоводы, является ветхость остальных комнат и прогнившие полы на втором этаже - туда, по их словам, просто опасно входить.

Но и доступные всеобщему обозрению залы настолько красивы и необычны, что полученных впечатлений хватит надолго. Кстати, экскурсия по дворцу в составе группы и в сопровождении гида обойдется вам в 300 рублей - примерно за 40 минут занимательного рассказа и прогулки по старинным комнатам.

Вестибюль встречает посетителей неповторимой атмосферой типично английского холла: камины, деревянные потолки, строгая мебель, фамильные портреты на стенах...

Китайский кабинет привлекает внимание тонкими циновками из рисовой соломки, которыми украшена верхняя часть стен, тогда как нижняя отделана добротными дубовыми панелями. Здесь же находится уникальная вещица - шкатулка для драгоценностей, покрытая десятком слоев лака. Рассказывают, что каждый слой должен был сохнуть месяцами, прежде чем можно было наносить следующий, и поэтому на изготовление такой шкатулки уходили годы. Последний же слой лака наносился только в открытом море в штилевую погоду - чтобы не испортить искусную работу ни единой пылинкой. В этом кабинете во всей красе проявился талант резчиков по дереву - тончайшей ручной резьбой украшены дверцы шкафа и рамы зеркал.


Голубая гостиная настолько прелестна, что из нее не хочется уходить. Удивительная мастерская лепнина покрывает стены и потолок: белоснежный орнамент из цветов и листьев создан вручную талантливым крепостным мастером Романом Фуртуновым, с ним гармонично сочетается белоснежный мраморный камин. В гостиной установлены золотистые уютные диванчики и мягкие кресла, в глубине - белый рояль, сквозь высокие окна льется щедрый солнечный свет...

Зимний сад поражает множеством тропических растений: большинство из них, конечно, высажены уже после эпохи Воронцовых, но вот фикус-репен, покрывающий вьющимися плетями стены, остался с тех времен. Среди мраморных скульптур выделяется «Девочка» - милое и трогательное изваяние. Очень выразительное лицо и глаза - редкость для мраморных скульптур, тончайшее кружево ночной сорочки, живая непринужденная поза... Кажется, ребенок только что вскочил из постели, бросился к фонтану или к пруду с золотыми рыбками, да так и застыл, прижимая рубашку к коленям, чтобы не забрызгать.


Совсем иные чувства вызывает Парадная столовая. Здесь все дышит величием, напоминая о средневековых рыцарских залах.


Столы покоятся на ножках в виде львиных лап, символизируя могущество сильных мира сего. То, что на первый взгляд кажется камином, на самом деле - фонтан и емкость для охлаждения бутылок с вином, а наверху расположен аленький резной балкончик для музыкантов, в обязанность которых входило услаждать слух обедающих приятной музыкой. На стенах - роскошные панно, резные серванты уставлены китайскими вазами.

Так же помпезно выглядит следующее помещение - бильярдная, украшенная полотнами голландских, немецких, итальянских художников.

Парк Воронцовского дворца

Планируя посещение Воронцовского дворца, обязательно отведите на это мероприятие хотя бы два-три часа. Сравнительно короткая экскурсия по парадным залам - далеко не все, что вас ожидает. Во-первых, при желании вы сможете осмотреть и другие помещения - например, Дом графа Шувалова или Квартиру дворецкого (за отдельную плату). А во-вторых - попав в огромный парк Воронцовского дворца, посреди которого и выстроен сам дворец, вы не пожалеете потраченного времени, поскольку бродить по нему можно хоть целый день, удивляясь фантазии и мастерству его создателей.


Верхний парк выполнен в английском стиле, подразумевающим максимальную естественность. Каждая поляна имеет здесь свое название - Солнечная, Контрастная, Каштановая... Здесь вы сможете увидеть настоящее Лебединое озеро - и сегодня по нему величественно плавают прекрасные птицы, полюбоваться водопадом, отдохнуть на удобных скамейках.


Нижний парк задуман как итальянский. В маленьком чайном домике, устроенном здесь, семья Воронцовых любила отмечать праздники. В целом же здесь царит удивительно сказочная атмосфера: каждое дерево, каждый камень - свидетель истории.

Воронцовский дворец - режим работы

Если вы собираетесь в Крым и планируете посетить Воронцовский дворец, обратите внимание на некоторые моменты.

  • С 1 апреля до 30 октября дворец и парк работают для посетителе ежедневно, все остальное время - с одним выходным, в понедельник.
  • Время работы экспозиции - с 9.00 до 17.00.

Как добраться до Воронцовского дворца

  • Чтобы благополучно добраться до Воронцовского дворца в Крыму, необходимо отправиться с ялтинского автовокзала на 27-й маршрутке, или на личном автотранспорте через центральную часть Алупки.
  • На парковую территорию - вход свободный, бесплатный.
  • На входе вам предложат проехаться по парку на электрокаре. Если вам тяжело совершать длительные пешие прогулки - соглашайтесь!
  • Обязательно понадобится удобная обувь. Парк - гармоничное продолжение дикого скального ландшафта, дорожки крутые, каменистые и местами скользкие.
  • Прихватите с собой воду, пару бутербродов или булочку: не только сами перекусите, но и лебедей покормите.
    Кстати, выдам маленький секрет: один из лебедей, Гоша, неравнодушен к свежим огурцам. Если вы угостите его лакомством, он ничего не будет иметь против селфи. В противном случае может возмутиться и ущипнуть.
  • И последнее: не соблазняйтесь сувенирами, которые здесь продаются во множестве. В другом месте Ялты вы купите то же самое в несколько раз дешевле...

Уже более ста лет одной из любимых и популярных достопримечательностей Крыма, созданных человеком, является удивительный по своей красоте Воронцовский дворец. В середине XIX века он был резиденцией знаменитого русского графа, а сегодня стал музеем, который посещают туристы не только из России и Украины, но и из стран дальнего зарубежья.История дворца

В 1828 году в Крыму, в Алупке у горы Ай-Петри начали строить резиденцию графа М. С. Воронцова – видного российского деятеля, а по совместительству генерал-губернатора Новороссийского края. Строили даже не дом или особняк, а огромный дворец из прочнейшего диабаза, который добывали неподалеку. Проект резиденции разрабатывался английским архитектором Эдвардом Блором. Англичанин в Крыму никогда не был, но прежде чем приступить к созданию проекта, по книгам и рисункам изучил рельеф горной местности.

Строительство дворца шло двадцать лет. Это была действительно грандиозная стройка, на которой трудились солдаты из саперного батальона и крепостные из Московской и Владимирской губерний. Они выполняли всю черную работу, но к резке камней их не допускали – это делали потомственные камнетесы, которые принимали участие в строительстве белокаменных московских дворцов.


Архитектура дворца

Дворец возводили постепенно, корпус за корпусом. Сначала построили столовый, потом центральный корпус и пристроили к нему бильярдную. После этого появились восточные флигели, гостевой и хозяйственные корпуса, башни дворца. Строительство завершилось оформлением Парадного двора и строительством библиотеки.

Не зря архитектор так скрупулезно изучал местный ландшафт – ему удалось расположить дворец как бы по рельефу гор и сделать его с ними как будто бы одним целым. Видишь его и понимаешь, что он находится действительно на своем месте.

Архитектор создал дворец в английском стиле, смешав сразу несколько эпох, самая поздняя из которых – XVI век. При этом элементы располагаются по хронологии – чем ближе к воротам, тем старше стиль. Здесь есть готика, есть классицизм, есть богатство Востока: арки, своды, надписи на арабском.

Стоит ли говорить о богатстве интерьеров дворца? В их оформлении использовалось дерево дорогих пород, натуральные камни, благородные металлы. Каждая комната оформлялась по-особенному, в духе определенной эпохи или страны. Например, здесь есть Ситцевая комната, Китайский кабинет, Голубая гостиная. Столовая, как в средневековом замке – ее украшают гигантские панно и богатейшая резьба по дереву.

Судьба дворца

До самой революции дворцом владели Воронцовы. Но когда сменилась власть в стране, поменялся хозяин и у знаменитого замка – его национализировали, и в 1921 году здесь открылся музей.

Во время войны отсюда не успели вывезти ценнейшие экспонаты, и они достались оккупантам. Немцы переправили в Германию коллекции живописи, старинную утварь, статуэтки и прочие вещи, которыми когда-то владели Воронцовы. Некоторые картины после войны удалось вернуть, но большинство из них осели в частных коллекциях.

Убранство Воронцовского дворца смог оценить сам Уинстон Черчилль – во время Ялтинской конференции дворец являлся его резиденцией.

С 1945 по 1955 дворец был правительственной дачей, а с 1956 года и по наше время является музеем-заповедником.

Что показывают туристам?

Осмотр дворца посетители начинают с уникального парка, который создавал еще во времена графов Воронцовых садовник-ботаник Карл Кебах. Более 25 лет на площади в 360 тысяч квадратных метров он разводил и выращивал редчайшие цветы и кустарники. Сад украшают и каменные львы, созданные специально итальянским скульптором Джовани Боннани.

Сегодня в залах дворца постоянно работают несколько экспозиций, которые рассказывают о самом дворце и о роде Воронцовых. Здесь также представлены произведения искусства, которые удалось сохранить и вернуть. Всего во дворце насчитывается 27 тысяч экспонатов, а в библиотеке, которую начинал собирать сам граф Воронцов – более 10 тысяч книг!

Материал подготовила Юлия Савоськина.

Вам также может быть интересно: