Применение новых ккм в году. Как данные будут передаваться в налоговую. Где купить онлайн кассу

Рассмотрим, как изменится в следующем году порядок применения ККТ, а также контроль со стороны налоговых органов и меры ответственности за неприменение или неправильное применение ККТ.

С 15 июля 2016 года вступили в силу поправки ( (далее — Закон № 290-ФЗ)) в Закон о ККТ (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон о ККТ)), которые вводят новые требования к порядку регистрации и использования кассовой техники, расширяют сферу ее применения, а также права налоговых органов по контролю и получению информации.

Кроме того, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые ужесточают ответственность за неприменение или неправильное применение ККТ и вводят новые виды наказаний.

Порядок применения ККТ: новые требования

Закон о ККТ теперь предъявляет более жесткие требования к контрольно-кассовой технике и порядку расчетов с покупателями (клиентами). Цель изменений — обеспечить возможность передачи через кассовый аппарат информации о расчетах (фискальных данных) в налоговые органы в режиме реального времени.

Напомним, что в 2014—2015 годах на территории ряда субъектов РФ проводился эксперимент по применению онлайн-касс (пост. Правительства РФ от 14.07.2014 № 657). Его признали удачным, и теперь полученный опыт распространяют на всю страну.

Организации и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), которые осуществляют наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг (именуемые в Законе о ККТ «пользователи» (абз. 17 ст. 1.1 Закона о ККТ)), должны будут приобрести и зарегистрировать по новым правилам кассовые аппараты, соответствующие новым требованиям (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestrkkt/), а также заключить договор на обработку фискальных данных, передаваемых через кассовый аппарат, с оператором фискальных данных — специализированной организацией, имеющей соответствующее разрешение, выданное налоговыми органами (ст. 4.4 Закона о ККТ). В функции оператора входит обработка, хранение и передача в налоговые органы информации. Его услуги платные.

Применение ККТ, не отвечающей новым требованиям, допускается до 1 июля 2017 года, а ее регистрация по старым правилам — до 1 февраля 2017 года ().

Новый порядок регистрации ККТ заключается в подаче пользователем в налоговый орган заявления о регистрации на бумажном носителе или в электронной форме через кабинет контрольно-кассовой техники на сайте ФНС России. В фискальный накопитель кассового аппарата (блок, предназначенный для защиты фискальных данных) пользователь заносит полученный от налогового органа регистрационный номер ККТ, а также сведения о себе и о ККТ и затем передает в налоговый орган отчет о регистрации, сформированный в ККТ. Особо отметим, что осуществления технической поддержки ККТ для регистрации теперь не требуется.

Изменился порядок применения БСО. Теперь это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета с покупателем, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления (абз. 5 ст. 1.1 Закона о ККТ). С 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом ().

Появились принципиальные нововведения в части информации о расчетах. Во-первых, на кассовом чеке или БСО теперь будет печататься двухмерный штриховой код (QR-код размером не менее 20 × 20 мм), содержащий в кодированном виде реквизиты проверки документа (дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) (п. 1 ст. 4 Закона о ККТ).

Во-вторых, у организаций и ИП появилась обязанность в случае предоставления покупателем (клиентом) до момента расчета абонентского номера телефона либо адреса электронной почты направлять на них сведения, идентифицирующие выданный на бумажном носителе кассовый чек или БСО (регистрационный номер кассового аппарата, сумму, дату и время расчета, фискальный признак документа), а также информацию об адресе интернет-ресурса, по которому кассовый чек или БСО может быть бесплатно получен. Причем полученный документ в распечатанном виде приравнивается к чеку или БСО, выданному кассовым аппаратом (пп. 2, 3 ст. 1.2 Закона о ККТ).

Сфера применения ККТ расширена

Перечень видов деятельности и особых обстоятельств, при которых применение ККТ не требуется (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ), практически не изменился. Однако новая редакция Закона о ККТ не предусматривает льготы, ранее предоставлявшиеся организациям и ИП, оказывающим услуги населению, плательщикам ЕНВД и ИП, применяющим патентную систему налогообложения (далее — ПСН).

Напомним, до 15 июля 2016 года от обязанности применения ККТ были освобождены организации и ИП, оказывающие услуги населению. Вместо кассового чека они могли выдавать клиенту БСО с установленными Правительством РФ реквизитами (пп. 3, 5—6 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утв. пост. Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее — Положение)). БСО изготавливались типографским способом или формировались с помощью автоматизированной системы. Если автоматизированная система по своим параметрам функционирования отвечала требованиям, предъявляемым к ККТ (пп. 11, 12 Положения; письма Минфина России от 25.11.2010 № 03-01-15/8-250, от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43, от 26.11.2008 № 03-01-15/11-362, от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303), то, по сути, организации и ИП, использующие такие системы, применяли особую разновидность ККТ. БСО, изготовленные типографским способом, обычно заполняли от руки.

Как было отмечено выше, с 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом (ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). В свою очередь, автоматизированная система для формирования БСО согласно изменениям — это ККТ, используемая для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях. Таким образом, практическая разница между выдачей кассового чека и выдачей БСО исчезла. Поэтому организация или ИП, оказывающие услуги населению, должны будут приобрести и зарегистрировать кассовый аппарат, соответствующий новым требованиям, и заключить договор на обработку фискальных данных с оператором фискальных данных.

Аналогичным образом ИП, применяющие ПСН, а также организации и ИП — плательщики ЕНВД с 1 июля 2018 года утрачивают право осуществлять наличные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Применение ККТ теперь предполагает больше ответственности

Законодатели существенным образом изменили систему наказаний в сфере применения ККТ.

Ранее Кодекс об административных правонарушениях предусматривал за все нарушения (неприменение ККТ; применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям; нарушение порядка регистрации ККТ; невыдача покупателю кассового чека) единую меру ответственности (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в прежней редакции): предупреждение либо штраф в размере 1500—2000 рублей — для граждан, 3000—4000 рублей — для должностных лиц и 30 000— 40 000 рублей — для юридических лиц.

С вступлением в силу Закона № 290-ФЗ в Кодексе об административных правонарушениях появился целый набор новых составов административных правонарушений и видов штрафов. Кроме того, размеры штрафов установлены не просто в рублях, а в сумме, кратной размеру платежа, осуществленного с нарушением.

Так, неприменение ККТ в установленных законодательством случаях влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

На должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;

На юридических лиц — от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

Повторное совершение указанных выше правонарушений в случае, если сумма расчетов составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, а в отношении ИП и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 2, 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Отметим, что ответственность физических лиц — исполнителей (то есть обычных продавцов) из статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях исключена. Наказание будут нести только должностные лица.

Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.
Отметим, что данная мера ответственности будет применяться только с 1 февраля 2017 года ().

Введена ответственность за непредставление или нарушение сроков представления информации и документов по запросам налоговых органов: предупреждение или штраф в размере от 1500 до 3000 рублей для должностных лиц и предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей для юридических лиц (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).

Установлена ответственность за ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе по его требованию: предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере 2000 рублей, на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

Правительство России выдвинуло инициативу о внесении поправок в закон, действующий с февраля 2016 года, об использовании ККТ с целью сократить число операций при расчетах за услуги и товары, которые возможно сокрыть от контролирующих инстанций. Предложение было рассмотрено. Новый закон предусматривает, как технологические изменения в кассовой технике, так и формирование иной системы учета. Главное положение - передача в режиме реального времени информации обо всех операциях. Новые кассовые аппараты с 2017 года будут работать по вновь установленным стандартам и правилам.

Каких видов деятельности закон не коснется

Замена кассовых аппаратов в 2017 году коснется не всех предпринимателей, некоторые виды деятельности освобождены от процедуры:

  • продажа печатной и сопутствующей продукции в киосках;
  • реализация лотерейных билетов и ценных бумаг;
  • продажа проездных документов в салонах общественного транспорта водителями и контроллерами;
  • снабжение питанием в общеобразовательных учреждениях школьников и сотрудников;
  • расчеты при торговле на выставках и ярмарках;
  • расчеты при осуществлении мобильной торговли с велосипедов, лотков и ручных тележек;
  • расчеты при реализации в киосках безалкогольной продукции и мороженого;
  • розничная торговля из цистерн рыбой, керосином и жидкими продовольственными товарами: квасом, растительным маслом и молоком;
  • торговля сезонными овощами и фруктами, в том числе бахчевыми культурами;
  • расчеты с населением за прием утилизированного сырья, исключением являются драгметаллы и камни, а также металлолом;
  • изготовление и ремонт ключей, металлогалантереи, обуви;
  • осуществление ухода за детьми, больными и пожилыми людьми;
  • услуги по работам в огородах и рубке дров;
  • торговля изделиями народных промыслов;
  • оказание услуг по переноске грузов на станционных узлах различного транспорта;
  • сдача в наем жилых помещений, принадлежащих ИП на праве собственности.

Для остальных предпринимателей замена кассовых аппаратов обязательна. При разовом неиспользовании техники должностным лицам грозит штраф в размере от 25 до 50% от укрытой суммы, но не менее 10 тысяч рублей. Для юридических лиц предусмотрено более жесткое наказание – от 75 до 100% штрафа от укрытой суммы, но не менее 30 тысяч рублей. При повторном нарушении установленных правил, ЮЛ и ИП могут быть отстранены от работы на срок – до 99 суток. Должностные лица будут дисквалифицироваться на срок – до 2 лет.

Как будут устанавливаться новые кассовые аппараты с 2017 года для ООО и ИП

Если предприниматель впервые регистрирует кассовый аппарат, то данные с него должны начать поступать с 1 февраля 2017 года. Все остальные обязаны присоединиться к данному стандарту с 1 июля того же года. Для работы в личном кабинете нужно приобрести специальную цифровую подпись в удостоверяющем центре, его партнере или специализированном магазине.

Как будет осуществляться процедура

Во время получения денежных средств от клиента за товар или услугу кассир пробивает товарный чек, тут же формируется информация в фискальном накопителе через электронные каналы связи. Оператор данных отправляет подтверждение о получении сведений, так операция считается учтенной. Из ОФД данные отправляются в ФНС. При любой системе налогообложения при продаже подакцизных товаров фискальный накопитель будет меняться 1 раз в 13 месяцев. При патенте, УСН и ЕНДВ – 1 раз в 3 года.

Техника должна подключаться к компьютеру, что предполагает замену программного обеспечения аппаратов. Кроме этого, новый закон предполагает изменение информации в товарном чеке. Таким образом, ПО ККТ должно уметь вносить необходимые сведения на бумажный носитель и отправлять их по электронным каналам.

Описания изменений в порядке установки, регистрации и использования кассовой техники.

- Предпосылки введения онлайн-касс.


Цель внесения изменений в порядок работы с кассовой техникой – повысить контроль над соблюдением кассовой дисциплины . Анализ учета выручки будет автоматизирован, необходимости в постоянной проверке касс отпадет.

Новый закон повышает защиту прав потребителей . Новый порядок использования ККТ предусматривает возможность покупателями получить электронные чеки, которые будут доступны в любое время, что повышает защищенность потребителей при решении конфликтных ситуаций.


- Новые правила использования ККТ.


По новому порядку кассовые аппараты должны быть подключены к Интернету. Информация обо всех чеках будет отправляться на сервер ФНС по электронным каналам связи с использованием квалифицированной цифровой подписи.

Для фиксирования, хранения и трансляции информации обо всех совершенных в течение года платежах к кассовому аппарату будут подключаться специальные блоки - фискальные накопители (ФН) . Фактически фискальные накопители заменят ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная). После перехода на онлайн-кассы ежегодно менять ЭКЛЗ будет не нужно. Однако ФН также будет требовать замены для Организация на основной системе налогообложения замена потребуется через 13 месяцев, для юр. лиц и ИП, использующих спец. режимы – 1 раз в 3 года.

Информация о кассовых чеках передаваться на сервер ФНС будет через уполномоченные компании Операторов фискальных данных (ОФД) . Задача ОФД получить информацию о новом чеке, проверить его достоверность, защитить чек фискальным признаком и отправить информацию обратно на кассу и на сервер ФНС. Передача информации будет максимально автоматизирована и не потребует от кассиров дополнительных действий.

В случае если покупатель потребует, электронный чек должен быть направлен ему в электронном виде на указанный номер телефона или электронную почту.

После перехода на новый порядок использования ККТ снимается требования обязательного заключения договоров с Центрами технического обслуживания (ЦТО).

Кроме того, регистрацию онлайн-касс теперь можно будет проводить через Интернет без личного посещения ФНС.


- Кто подпадает под действие закона о новом порядке использования онлайн-ККТ.


Применять онлайн-кассы будут обязаны даже те предприниматели, которые в настоящее время освобождены от использования касс.

В новом законе четко прописано кто может не применять ККТ, перечень лиц закрытый, «произвольному расширению» не подлежит. От использования ККТ освобождены:

    кредитными организациями, применяющими банкоматы;

    продавцами газет и журналов;

    церковными организациями;

    кондукторами и водителями, реализующими проездные билеты;

    эмитентами ценных бумаг;

    продавцами на розничных рынках, ярмарках;

    торговцами мороженым и безалкогольными разливными напитками;

    носильщиками на вокзалах и в аэропортах;

    лицами, занятыми разносной торговлей.

Ключевые даты перехода на новый порядок использования ККТ.

с сентября 2016

Организации и предприниматели могут использовать онлайн-ККТ в добровольном порядке.

Регистрация ККТ выполняется в «старом» порядке. Добровольно можно работать по новому порядку использования ККТ.

Для регистрации новых касс предусмотрен только «новый» порядок. Для работы новых касс обязательно заключение договора с ОФД и передача фискальных данных в ФНС.Кассы зарегистрированные в ФНС до 1 февраля 2017 могут работать в прежнем режиме.

Необходимо перерегистрировать все кассы, зарегистрированные до 1 февраля 2017. После этого необходимо начать применять новый порядок работы ККТ.

Обязательное применения онлайн-ККТ, включая организации и ИП на ЕНВД и патентной системе, за исключением зафиксированного в законе перечня организаций.

Штрафы за нарушение порядка использования ККТ.

Новый закон серьезно увеличил штрафы за нарушение использования ККТ. Причем новые штрафы действуют с 15 июля 2016 года . Вместо фиксированной суммы штрафа, для некоторых нарушений наказание будет завесить от размера выручки полученной с нарушением закона.


За осуществления расчетов без применения онлайн-ККТ:

      Для физ. лиц – 50 % от суммы выручки, но не менее 10 000 рублей.

      Для юр. лиц - от 75% до 100% от суммы выручки, но не менее 30 000 рублей.

За повторные нарушения:

      Для физ. лиц – дисквалификация на срок до 2 лет.

За отказ предоставить электронный чек:

      Для физ. лиц – 2 000 рублей.

      Для юр. лиц - приостановка деятельности торговой точки до 4 месяцев.

Этапы перехода на онлайн-кассы и стоимость перехода на онлайн-ККТ.

Процесс перехода на использование онлайн-ККТ отличается в зависимости от того будет использоваться новый кассовый аппарат или организация хочет оставить уже имеющийся.

- Обновление существующей ККТ.

1. Приобрести комплект модернизации ККТ и обновление кассового ПО . Большинство производителей кассовых аппаратов заявляют, что для большинства выпущенных ранее моделей кассовых аппаратов будут разработаны комплекты модернизации ККТ , которые позволят не приобретать новые кассовые аппараты, а значит несколько сэкономить. Производители пока не объявили окончательные цены. Ожидается, что комплект модернизации ККТ обойдется в 8-10 тыс. рублей .

2. Снять с учета в ФНС существующую кассу .

3. Модернизировать ККТ и установить/обновить кассовое ПО . Для модернизации ККТ потребуется «перепрошить» кассовый аппарат. Также необходимо помнить, что помимо кассового аппарата может потребоваться обновить используемое программное обеспечение. Фирма 1С оперативно поддерживает изменение законодательства в своих программах, при наличии действующего договора 1С:ИТС обновление программы будет предоставлено без дополнительной оплаты.

4. Заключить договор с Оператором фискальных данных (ОФД). Можно предположить, что таковыми станут все основные спец. операторы по предоставлению отчетности в контролирующие органы. .

5. Приобрести и установить Фискальный накопитель (ФН). Предварительно озвучиваемая стоимость ФН для одной кассы составляет 6000 рублей.

Итого стоимость перехода на онлайн кассы в случае модернизации существующего кассового аппарата обойдется 17 000 – 19 000 без дополнительных стоимости услуг.

- Приобрести новый кассовый аппарат.

1. Приобрести новый кассовый аппарат . Ожидается, что будет широкий выбор кассовых аппаратов от разных производителей, поэтому стоимость онлайн-касс не будет выше существующих моделей. Ожидаемая стоимость новой кассы от 11 000 рублей.

Остальные этапы по порядку и стоимости совпадают с вариантом модернизации существующего ККТ.

2. Заключить договор с Оператором фискальных данных (ОФД) . Можно предположить, что таковыми станут все основные спец. операторы по предоставлению отчетности в контролирующие органы. Ожидаемая стоимость годового договора на один ККТ составит порядка 3000 рублей .

3.Приобрести и установить Фискальный накопитель (ФН). Предварительно озвучиваемая стоимость ФН для одной кассы составляет 6000 рублей .

4. Зарегистрировать модернизированный ККТ по новому порядку . Регистрацию можно выполнить через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

Итого стоимость приобретения нового кассового аппарата без дополнительных услуг составляет ориентировочно от 20000 рублей.

Несмотря на единовременные затраты на покупку и регистрацию онлайн-касс, предполагается что переход на новый порядок использования ККТ позволит компаниям сэкономить в будущем:

    для организаций, которые ранее не должны были применять кассы, предполагается предоставление налогового вычета на сумму расходов понесенных на подключение ККТ в объеме до 18000 рублей.

    остальные организации смогут сэкономить на обслуживании кассовой техники. По сравнению с текущим порядком, экономия предполагается на обслуживании ЦТО и стоимости ЭКЛЗ.

Предложение по подключению онлайн-касс

    Компания 1С:Франчайзи Виктория осуществляет подключение организаций и ИП к новому порядку использования кассовой техники «под ключ».

    1С:Франчайзи Виктория:

      помогает выбрать оптимальный вариант использования касс;

      настраивает программное обеспечение для работы по новому порядку использования ККТ;

      помогает осуществить регистрацию кассовых аппаратов по «новому порядку».

Ответы на вопросы.

Что такое ОФД?

Оператор фискальных данных (ОФД) - специализированная организация уполномоченная ФНС производить сбор, проверку, передачу и хранение информации о производимых наличных расчетах.


Что такое ФН?

Фискальный накопитель (ФН) – специальный блок осуществляющий накопление и трансляцию информации о произведенных наличных платежах. Аналог ЭКЛЗ. Требует периодической замены Организация на основной системе налогообложения через 13 месяцев. Для юр. лиц и ИП, использующих спец. режимы – 1 раз в 3 года.


Что делать если пропал Интернет в магазине?

Информация о проведенных наличных расчетах должна быть передана ОФД в течение 30 календарных дней с момента формирования чека. В течение этого срока необходимо восстановить Интернет.


Что делать если в нашем населенном пункте нет Интернета?

Для магазинов, расположенных в труднодоступной и сельской местности, в которых нет Интернет предусмотрена возможность не передавать информацию ОФД, при условии предоставления покупателям расчетных документов. Перечень населенных пунктов для которых предусмотрена льгота можно уточнить в территориальных отделениях ФНС.


Можно ли отказать покупателю в предоставлении электронного чека?

По требованию покупателя, продавец обязан предоставить электронный чек. За отказ или невыполнение требования предусмотрены серьезные штрафы.

Начало следующего года станет своего рода рубежным моментом для всех, кто работает с кассовой техникой. Дело в том, что наконец-то принят закон об онлайн кассах с 2017 года (от 03.07.2016 № 290-ФЗ). С середины июля он уже действует.

О вступлении закона в силу и об переходе на онлайн кассы мы уже писали в статье « ». Однако нам на сайт присылают дополнительные вопросы. В связи с этим мы подготовили эту статью, в которой более детально рассмотрим некоторые аспекты перехода на онлайн кассы.

Отправные точки

Сразу заметим, что положения об онлайн кассах внесены в несколько законов. Начинать действовать они будут постепенно, но основной водораздел между прежним и новым порядком приходится на 1 февраля 2017 года. Чтобы вам ничего не спутать в новом законе про онлайн кассы с 2017 года , главные сроки показаны в таблице.

Ключевая дата Что можно и нельзя
До 01.02.2017 Фирмы и ИП могут регистрировать ККТ по прежним правилам.
До 01.07.2017 Действуют старые правила применения, перерегистрации и снятия ККТ с учета (при регистрации кассы до 01.02.2017).
С 01.02.2017 При подаче в ИФНС заявления на регистрацию (перерегистрацию) ККТ нужно заключить договор с оператором фискальных данных и передавать их через него в инспекцию в электронной форме (исключение – отдаленные уголки страны).
С 15.07.2016 по 01.02.2017 Заключение договора с оператором фискальных данных и об их передаче – дело добровольное.
С 01.02.2017
Инспекции не вправе регистрировать и перерегистрировать кассы, которые не передают оператору каждый чек или БСО в электронной форме с фискальным признаком (исключение – отдаленные уголки страны).
До 01.02.2017 Позиции в госреестре ККТ налоговики корректируют по старому закону.
С 01.02.2017
Нужно указывать на чеке ставку НДС, когда есть такая обязанность в силу закона
До 01.01.2017 Некоторые фирмы и ИП могут продолжать работать по прежним правилам с ККТ, которые требуют использования устройств на мобильных телефонах, смартфонах, планшетах.
Также отметим, что штрафовать за общие нарушения нового порядка и условий применения ККТ (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ) начнут с февраля 2017 года. Так что – будьте готовы. Более того: административная ответственность в этой области пополнилась аж 13-ю новыми составами!

На заметку: новый закон об онлайн кассах подразумевает, что любая ККТ снабжена онлайн элементом для «общения» с налоговиками.

Онлайн кассы для ЕНВД и ПСН

Бизнесменам на патенте, а также фирмам и ИП на «вмененке», по видам деятельности, которые подпадают под ЕНВД, разрешено вести расчеты без касс, в том числе с онлайн элементом. В этом случае действует обязательное требование: надо по требованию покупателя или клиента выдавать документ о принятии денег за работу, услугу. Правда, продлится это счастье лишь до 1 июля 2018 года. Так что, не расслабляйтесь, спецрежимники! И это не

С 2017 года в сфере наличных и безналичных расчетов с населением появится новый атрибут – онлайн кассы. Это современные аппараты, которые позволяют не просто выдавать чек покупателю на бумажном носителе, но и направлять сведения о совершенной операции в отделение налоговой инспекции в режиме реального времени. Власти ожидают, что нововведение положительно скажется на экономике страны: сократит издержки бизнеса на обслуживание ККМ, защитит права потребителей, выведет предпринимателей «из тени» и повысит доходы бюджета.

– это устройство, отпечатывающее для покупателя бумажный чек и направляющее данные о совершенной продаже в ФНС по сети Интернет. В новой схеме работы между владельцем бизнеса и налоговиками появляется дополнительное звено – оператор фискальных данных (ОФД) – коммерческая организация, располагающая кадровым составом, ПО и оборудованием для обеспечения передачи информации в электронном виде и ее хранения на облачном сервере.

Чтобы понять, что представляет собой онлайн касса, имеет смысл рассмотреть схему работы устройства. При проведении продажи ККМ передает в ОФД запрос. Посредник подтверждает его принятие и формирует фискальный признак чека, который отправляется продавцу. Это необходимое условие, без которого сделка не состоится. Планируется, что новый порядок формирования первичных документов не скажется отрицательно ни на покупателе, ни на продавце. Процедура печати станет дольше всего на 1-1,5 секунды.

Данные обо всех куплях-продажах собираются в ОФД и передаются в налоговые службы по итогам рабочего дня. Они хранятся на облачном сервере, в фискальном накопителе, входящем в состав онлайн кассы. При желании покупатель вправе получить чек в электронном формате на почтовый ящик или мобильный номер.

Чем вызвано решение ввести онлайн кассы с 2017?

Инициатива по внедрению онлайн ККТ принадлежит ФНС России. По мнению налоговиков, нововведение даст следующие положительные результаты:

  • Сокращения числа выездных проверок – налоговики будут получать всю необходимую для контроля информацию дистанционно.
  • Защита прав потребителей – бумажный чек можно потерять, выбросить, испортить, а электронный сохраняется навсегда. Это предотвратит споры между продавцом и покупателем, возникающие при обмене или возврате товара.
  • Сокращение ежегодных издержек бизнеса – планируется, что благодаря использованию современных комплектующих онлайн ККТ будет дешевле в обслуживании, чем устаревшие модели. Ожидается, что оборудование подешевеет на 30-40% в течение ближайших лет.
  • Вывод бизнеса «из тени» – предприниматели и организации, которые раньше продавали товары «из-под прилавка», будут вынуждены обеляться.
  • Рост поступлений в бюджет – «выход из тени» приведет к росту налоговых доходов. Это доказано мировым опытом введения онлайн техники.

Внедрение онлайн касс начиналось с эксперимента, инициированного ФНС три года назад. На протяжении шести месяцев в Калужской области, Татарстане, столице и Подмосковье тестировалось около 3 тыс. единиц новой техники. По результатам налоговики приняли решение о жизнеспособности и целесообразности «электронного» порядка работы.

Проблемы с онлайн кассами и мнения «против»

Помимо сторонников у реформы имеются противники, которые до сих пор надеются на отмену или отсрочку нововведения. Основные аргументы «против» – это:

  • Издержки, связанные с покупкой нового оборудования, – на приобретение онлайн кассы потребуется не менее 20 тыс. рублей, еще 3 тыс. в год будут стоить услуги ОФД.
  • Невозможность продаж при слабом интернете – если в сети случился сбой, возникли проблемы с электричеством, торговая точка не сможет принимать и обслуживать клиентов. Это потери возможной прибыли.
  • Необходимость обучения персонала – инструкция онлайн кассы вполне доступна, но для ее освоения на практике потребуется время. Это означает, что на первом этапе возможны ошибки, грозящие проблемами с ИФНС.
  • Возможность сбоев в системе – налоговики исходят из предположения, что техника всегда права. Это означает, что при некорректной работе оборудования ответственность понесет владелец бизнеса.

У экспертов и предпринимателей до сих пор возникает вопрос, для чего вводят онлайн кассы в микробизнесе. Небольшие ИП и фирмы чаще всего выбирают ЕНВД или патентную систему налогообложения. Сумма налога на этих режимах не зависит от выручки или оборотов. В этой связи внедрение новой техники выглядит бессмысленным. Для небольших торговых точек 20 тыс. рублей эквивалентны полумесячному или месячному доходу. Это серьезный удар по финансовой стабильности структуры.

Обязательное применение онлайн касс встретило неоднозначную реакцию органов власти. Известно, что проект ФНС дважды отвергался Минэкономразвития. Из-за негативной реакции общественности и экспертов было решено дать бизнесу отсрочку: внедрить новую технику не с 2016 года, как предполагалось изначально, а с 2017.

Требования к онлайн кассам

Критерии, которым должна соответствовать техника, используемая в расчетах, начиная с 2017 года, прописаны в тексте ст. 4 ФЗ-54 в последней редакции. Согласно положениям нормативного акта, к аппаратам предъявляются следующие требования:

  • указание заводского номера на корпусе;
  • наличие печатающего устройства (встроенного или внешнего);
  • наличие встроенных часов, показывающих точное время;
  • возможность установить в устройство фискальный накопитель;
  • интеграция с накопителем: возможность записывать на него данные о продажах в режиме онлайн;
  • способность создавать первичные документы в электронном виде и направлять информацию из них в ОФД;
  • способность принимать ответ от ОФД или информацию о его отсутствии;
  • печать на бумажном варианте чека двухмерного штрихкода размером не меньше чем 2 на 2 см.

Если предприниматель не знает, как выглядит онлайн касса и как определить ее технические возможности, достаточно заглянуть в реестр ККТ, составленный налоговыми службами. В нем перечислены модели аппаратов, соответствующие законодательным требованиям. Список постоянно пополняется новыми видами оборудования.

Если торговая точка ранее использовала кассу, совсем не обязательно, что ей придется приобретать новый аппарат. Необходимо уточнить у фирмы-изготовителя, реально ли привести устройство в соответствие с новыми законодательными требованиями. Это возможность сэкономить. Для сравнения: покупка новой ККМ обходится в 20 тыс. рублей, модернизация «старой» – в 7-8 тыс. руб.

Что такое фискальный накопитель?

Что значит онлайн касса? Это устройство, способное поддерживать электронный обмен данными и сохранять информацию о совершаемых продажах благодаря наличию фискального накопителя. Это современная замена ЭКЛЗ, которая выполняет следующие функции:

  • запись данных;
  • отправка сведений о продаже ОФД и получение ответа;
  • формирование фискального признака отпечатываемого первичного документа.

Разъяснения про кассы онлайн с 2017 и текст ФЗ-54 в последней редакции устанавливают список обязательных параметров фискальных накопителей:

  • наличие заводского номера на корпусе;
  • оснащение энергонезависимыми часами;
  • способность обеспечить безопасность транслируемых данных;
  • способность аутентифицировать ОФД и проверить достоверность поступающих ответов;
  • возможность создавать фискальный признак, состоящий из 10 цифр, для каждого отпечатываемого чека;
  • возможность обеспечивать считывание записанной информации.

Согласно нормам законодательства, сведения о продажах, записанные на накопителе, должны храниться не менее пяти лет с даты замены устройства на новое.

Согласно положениям ФЗ-54, электронная касса онлайн – это компьютерно-программный комплекс, обеспечивающий возможность записи и передачи данных. Такая способность обеспечивается благодаря наличию в системе фискального накопителя.

Сроки перехода на новую технику

Несмотря на то, что споры, зачем вводят онлайн кассы, не утихают, власти определили четкие сроки перехода на новую технику. Они зависят от режима налогообложения, применяемого торговой точкой.

  • Компании и ИП на УСН, ЕСХН и ОСНО обязаны пользоваться онлайн ККТ с 01.07.2017 года. С 1 февраля этого года они не могут поставить аппарат старого образца на регистрационный учет.
  • Организации и предприниматели на «вмененке» и патенте должны перейти на современные кассовые машины с 01.07.2018 года.

Если торговая точка совмещает два налоговых режима с разными сроками перехода, например, УСН и ЕНВД, она вправе вести раздельный учет и отказаться от использования кассового аппарата по «вмененным» операциям до 2018 года. При использовании принципов совместного учет касса онлайн для магазина должна быть установлена не позднее 01.07.2017 г.

Важно ! Если организация реализует подакцизные товары, она не вправе пользоваться отсрочкой независимо от типа используемого налогового режима. Это касается структур, продающих ГСМ, спиртные напитки, табак и т.д.

Кто вправе не использовать новую технику?

Согласно положениям ст. 2 54-ФЗ в редакции от 2016 года, виртуальная касса онлайн не обязательна к использованию для следующих направлений деятельности:

  • продажа печатных изданий (их доля в выручке должна составлять не менее ½);
  • реализация проездных билетиков в салоне общественного транспорта;
  • работа на бирже;
  • уход за малолетними детьми, инвалидами, пожилыми людьми;
  • продажа напитков в розлив;
  • реализация бахчевых культур в сезон;
  • ремонт обуви;
  • изготовление ключей и кожгалантереи и т.д.

Полный перечень освобожденных от нововведения направлений деятельности можно найти в тексте закона.

Облачная онлайн касса не обязательна для владельцев бизнеса в труднодоступных населенных пунктах. Это местности, куда непросто добраться на наземном транспорте, где имеются проблемы с интернет-соединением. Исчерпывающий список таких поселений определяют и публикуют на сайте местные власти.

Электронный обмен данными с налоговой инспекцией могут не устанавливать жители отдаленных регионов, поименованных в списках местных властей. Владельцам бизнеса нужно приобрести новое оборудование, но нет необходимости заключать договор с ОФД. Они должны записывать всю информацию на фискальный накопитель, а в конце его действия предоставить в «свое» отделение ИФНС.

Онлайн кассы сегодня – это обязательный, а не желательный атрибут бизнеса. Списки освобожденных от необходимости их установки хозяйствующих субъектов не подлежат расширительной трактовке. Если организация или ИП не может причислить себя ни к одному из их пунктов, она обязана привести используемое при расчетах оборудование в полное соответствие с нормами законодательства до 01.07.2017 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .