Исследовательский проект "загадочный мир стрекоз". Наша группа "стрекоза" Презентация по биологии стрекозы

Слайд 2

Характерные черты

1.Самые древние насекомые; 2.Характерен неполный тип превращения; 3.На первой паре крыльев имеется глазок – птеростигма; 4.Личинки типа наяд (имеют трахейные жабры); 5.Живут от одного года до трех лет; 6.По их поведению их можно назвать хищники – дозорники; 7.Есть выдвижная губа (маска); 8.Зимовка идет на стадии нимфы;

9.5680 видов

Слайд 3

Среда обитания

Обитают на суше, близ водоёмов. Свыше 5600 видов (5680 видов по состоянию на февраль 2008 года), большинство из которых обитает в тропиках и влажных субтропиках. В России стрекозы широко распространены по всей территории (за исключением засушливых областей), фауна насчитывает около 150 видов.

Слайд 4

Особенности строения

Большие крылья с сетчатым жилкованием у крупных стрекоз всегда распростерты в стороны, у мелких (стрелки, лютки) в покое могут складываться вдоль тела. Длинные ноги направлены вперед и усажены крепкими щетинками, причем задние ноги длиннее передних. Это помогает стрекозе ловить добычу, подлетая к ней снизу. Тонкое палочковидное брюшко во время полета выполняет роль балансира.

Слайд 5

В окраске стрекоз преобладают голубые, зеленые, желтые тона, реже встречается яркий металлический блеск.

Слайд 6

Огромные глаза. Один Глаз состоит из 28 тысяч фасеток, каждая из которых обслуживается 6 светочувствительными клетками. Ротовые органы стрекоз грызущие, нижняя губа ложковидная, поддерживающая добычу при поедании в воздухе.

Слайд 7

Стрекоза плоская

  • Слайд 8

    Красотка блестящая, самец

  • Слайд 9

    Стрекоза из Южной Азии-Риотемис разноцветный

  • Слайд 10

    Бабка металлическая

  • Слайд 11

    Значение

    Значение представителей данного отряда насекомых, в природе, определяется их хищнеческой природой поведения, красотой видового разнообразия, а также местом обитания личиночной фазы развития: cтрекозы поддерживают видовое равновесие в экосистемах не только поедая различных представителей животного мира, а также тем, что их личинки являются промежуточными хозяевами различных заболеваний (до160 видов). Своей изящной формой, а многие виды и своей окраской, стрекозы играют большую роль в эстетическом восприятии мира человеком.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Стрекозы!

    Эти хрупкие создания, являющиеся, без сомнения, украшением нашей планеты, имеют долгую и интересную историю. Стрекозы - одни из самых древних насекомых. Их предки, появившиеся на планете около 350 млн. лет назад, были настоящими гигантами. Достаточно сказать, что размах их крыльев достигал 90 см. Почти как у современных крупных птиц. Но время шло, окружающий мир изменялся. Менялись и существа, его населяющие. Сегодня размах крыльев у самых больших представителей стрекоз достигает всего 20 см. Современные стрекозы почти не похожи на своих древних родственников, и это хорошо. А то сейчас бы над нашей планетой летали чудовища - то ли птицы, то ли стрекозы.

    Зрение! При взгляде на стрекозу первое, что привлекает внимание, - глаза. Они, как нам кажется, слишком большие и не соответствуют размерам стрекозы. Но природа знает, что делает, и стрекозам такие глаза просто необходимы. Фасеточные глаза стрекоз состоят из маленьких глазков, которых насчитывается от 10 до 30 тыс. Каждый глазок работает сам по себе и изолирован от остальных пигментными клетками. С помощью верхних глазков стрекозы различают лишь черные и белые тона, поэтому, заметив насекомое перед собой, она старается не потерять его на светлом фоне неба. С этим она справляется легко благодаря верхним глазкам. Но когда стрекоза поднимается над жертвой, готовясь к нападению, ей нужно хорошо видеть насекомое на фоне земли. И тут нужны нижние глазки, с помощью которых стрекоза различает цвета. Благодаря таким необычным свойствам глаз и их строению стрекозы видят значительно лучше многих других насекомых. Они замечают добычу на расстоянии 8 м. Их глаза одновременно видят все, что происходит впереди, сзади и по бокам.

    Полёт!! Для стрекозы, кажется, не существует ни закона земного притяжения, ни закона сопротивления воздуха. Она то замирает в воздухе, то резко взмывает вверх или летит со скоростью автомобиля - 90 км/ч. Она способна летать без отдыха в течение нескольких часов. Потрясающую скорость и продолжительность полета обеспечивают четыре крыла стрекозы, причем каждая пара действует самостоятельно, но при этом удивительно слаженно. Стрекозы без труда могут совершать многокилометровые перелеты. Во время полета стрекозы производят крыльями 100-150 взмахов в секунду. С наступлением вечера стрекоза усаживается на какое-нибудь растение и отдыхает до следующего утра.

    Помощь стрекозы! Не все знают, что стрекозы помогли людям в создании реактивного самолета. Произошло это так: когда ученые изобрели реактивный двигатель и поставили его на самолет, он разваливался от сильной вибрации и большой скорости и разлетался на куски. И тут на выручку пришли энтомологи, которые объяснили конструкторам, как работают крылья стрекоз, у которых спереди имеется утолщение, гасящее вибрацию при полете.

    Загадка! В жизни стрекоз существует одно загадочное явление, до конца так и не объясненное учеными-энтомологами. Это длительные перелеты на десятки, сотни, а порой и тысячи километров. Нередко моряки видели этих насекомых над морем за сотни километров от берега. Перелеты происходят примерно раз в 6-7 лет. Стрекозы собираются в огромные стаи, представляющие собой сплошную массу шириной и высотой в несколько метров, и летят много часов подряд. Куда и зачем - неизвестно. Должно быть, именно эта неизвестность породила в народе множество примет, связанных со стрекозиными перелетами. В одних местах считалось, что появление стай стрекоз обещает всяческие невзгоды, в других, наоборот, видели в этом добрый знак. Скорее всего, эти длительные путешествия, как и у других насекомых, связаны с поиском новых мест обитани

    Питание! Стройное вытянутое тело, широкая грудь, грызущий ротовой аппарат, большие крылья и хорошо развитое зрение многое говорят о стрекозе и образе ее жизни. Стрекоза является хищником, причем очень быстрым и ловким. Маленьких насекомых стрекоза ловит зазубренными челюстями прямо на лету, а крупных - лапками. Чтобы полакомиться крупной добычей, ей приходится спускаться на землю и усаживаться на травинку или веточку. Охота стрекозы - интересное зрелище. Если в поле ее зрения попадает какое-нибудь насекомое, стрекоза на мгновение замирает в воздухе и, моментально изменив направление, бросается к добыче. Мухи - отменные летуны, и тем не менее мало кому из них удается ускользнуть от стрекозы. Охотница будет виртуозно повторять все фигуры высшего пилотажа, которые выписывает жертва, неуклонно приближаясь к ней. Очень скоро муха, несмотря на все свои ухищрения, оказывается в длинных цепких лапах стрекозы, которые та складывает на манер сачка. Процесс поедания происходит весьма стремительно, так как стрекоза необычайно прожорлива. Ее дневная добыча по весу в несколько раз превышает ее собственный вес. Жертвами стрекозы чаще всего становятся вредные для человека насекомые, например мухи. Стрекоза в состоянии съесть до 40, а то и больше мух в день. Эти цифры получены в результате опытов, произведенных в условиях неволи, когда насекомому требуется гораздо меньше еды, чем в обычной жизни. Кроме мух, рацион стрекозы составляют комары, мошки и некоторые другие летающие насекомые.

    Личинки!! Чтобы иметь более полное представление о стрекозе, нужно познакомиться с ее личинкой, которая живет в воде. Прежде чем стать взрослой, личинке стрекозы предстоит трудный и долгий путь длиной от трех месяцев до пяти лет. Взрослая стрекоза откладывает яйца в неглубокие водоемы со стоячей или слабопроточной водой, на водные растения либо во влажную прибрежную почву. Кстати, место для откладывания яиц обычно выбирает самец и защищает его от конкурентов. Развиваться личинки (которые еще называют наядами) начинают в воде. Различить их легко даже на фоне песчаного дна, хотя они имеют похожую окраску. Личинок выдают их глаза, которые такие же огромные, как и у взрослой стрекозы. Характерной особенностью личинок является и сильно развитая нижняя губа, служащая хватательным аппаратом. Они нападают на водных насекомых, но только на движущихся, что связано с особенностями зрения личинок, которое развито хуже, чем у взрослых стрекоз. Неподвижную добычу они просто не замечают. Но и это не мешает им быть очень опасными; их нападениям подвергаются личинки комаров, клопы и другие, также они могут выбирать частички пищи из илистого осадка. Личинка, достигающая в длину 5 см, съедает в день вдвое больше, чем весит сама. Случается, что в водоеме не хватает пропитания, тогда наяды начинают пожирать друг друга. Поедание себе подобных вообще широко распространено среди насекомых. В результате такого истребления себе подобных в водоеме может остаться одна упитанная и сытая личинка. Нелегко приходится наядам в засушливые периоды, когда водоемы пересыхают. На это время они зарываются в ил и пережидают засуху до появления воды. Личинки некоторых видов стрекоз во время пересыхания водоема могут дышать атмосферным воздухом. Этот процесс происходит через дыхальца, расположенные на груди. Такое удивительное приспособление позволяющее дышать и в воде, и на суше - помогает наядам выжить. Но есть личинки, у которых нет дыхальцев, и они дышат через жабры, расположенные на заднем конце тела. Если же такую личинку поймать за "хвост", она с легкостью отбрасывает жабры и начинает дышать через кишечник. Но как бы эти маленькие приспособленцы ни стремились выжить, большинство из них все-таки погибают. Из ста личинок только три становятся взрослыми. В их массовой гибели повинны многочисленные враги. И хотя наяды сами являются опасными хищниками, но и ими не отказываются полакомиться другие животные. Оставшиеся в живых повзрослевшие личинки, у которых уже имеются зачатки крыльев, наконец, расстаются с водой и выползают из нее по травинкам или веточкам. На воздухе кожа наяд постепенно высыхает, и они в последний раз линяют. Из разорвавшейся шкурки выбирается сформировавшаяся стрекоза. И с этого момента начинается ее первый полет во взрослую жизнь.

    Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому наш проект направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны. Всем интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    ПРОЕКТ: «Путешествие в мир насекомых» по мотивам басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей». Автор проекта: Мигас Т.И. воспитатель высшей категории ГБДОУ детский сад № 117 Фрунзенского района Санкт- П етербурга

    Актуальность: Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому наш проект направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны. Всем интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка.

    Цель проекта: Познавательно-исследовательская деятельность по изучению жизни насекомых во взаимосвязи с его экосистемой, а также природоохранная деятельность. Задачи проекта: - развивать познавательный интерес к миру насекомых; - гармонично формировать разные виды отношения детей в природе (познавательного, гуманного, природоохранного, эстетического); - привлечь внимание детей и родителей к значимости экологических проблем и необходимости их посильного решения; - развитие творчество детей в эколого-образовательной деятельности; - развивать интерес детей к художественным произведениям; - развивать театрализованные постановки;

    Тип проекта: познавательный, исследовательский, творческий Вид проекта: среднесрочный, групповой Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников, специалисты ДОУ Дата реализации: С14 сентября по 16 октября 2015 года

    Интеграция образовательных областей: П ознавательное развитие, Р ечевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, С оциально-коммуникативное развитие, Физическое развитие

    Работа с родителями - информационный материал для родителей: «Насекомые»; - консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых». -организация выставки совместных творческих работ детей и родителей; - пополнение журнала «Семейная копилка»

    Экскурсия в «Летний сад» к памятнику И.А. Крылову

    1 Этап - Подготовительный Определение целей и задач проектной деятельности Составление плана основного этапа. Разработка проекта Диагностика экологических знаний о насекомых детей Подбор литературных произведений о насекомых Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме. Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности Подбор музыкальных произведений по теме

    2 этап – Реализация проекта: -НОД; - Совместную деятельность педагога, детей; - Самостоятельную деятельность;

    Образовательной область «Познавательное развитие»: - НОД: «У нас в гостях Стрекоза и Муравей». -подборка иллюстраций к басне. - Познавательные беседы по теме с использованием презентации о насекомых. - Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке), рассматривание частей тела насекомых в лупу.

    Образовательная область «Речевое развитие»: - НОД: -чтение басни - разучивание басни -викторина по басне загадывание загадок разучивание считалки, потешек -д идактические игры «Узнай, чей голос?» «Кто, в каком домике живет?» «Муравейник»

    Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие»: - НОД: «Портрет любимого героя басни» -рисование; - НОД: «Любимые герои басни» - лепка; - НОД: « Герои басни» - аппликация; - совместная художественная деятельность детей и педагогов; «Герои басни» (творческие работы из различных материалов); -Разыгрывание этюдов по басням И.А.Крылова;

    Образовательная область « Социально-коммуникативное развитие»: - беседы-обсуждения о характерах и поступках героев басни И.А. Крылова; - настольные и дидактические игры; -разыгрывание сюжетов в разных видах театра; - сюжетно-ролевые игры;

    Образовательная область « Физическое развитие» Утренняя гимнастика -«Насекомые» Бодрящая гимнастика -«Жуки» Пальчиковая гимнастика - «Пчела» - «Божьи коровки» - «Трудолюбивая пчелка» Зрительная гимнастика - «Муравьи» Дыхательное упражнение - «Отправь пчелку в полет за нектаром»

    3 этап – итог проекта В ходе работы над проектом были созданы: - выставка совместных творческих работ детей и родителей; -выпуск журнала «Семейная копилка»; -спектакль «Стрекоза и Муравей» -презентация проекта;

    Результаты реализации проекта: 1. Сформированы представления о разнообразии мира насекомых, о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью. 2. Организована выставка поделок из природного и бросового материала. 3. В совместной деятельности педагогов и детей, родителей –спектакль «Стрекоза и Муравей». 4 . Проведена игра-викторина "Мир насекомых" для детей. 5. Пополнена развивающая среда по теме: «Коллекция игрушечных насекомых». 6.Закреплены навыки экологического грамотного поведения в природе.

    Благодарим за внимание


    «Диссертация» - Невнятность автореферата. Европейская традиция. В военные 1941 – 1942 гг защищалось 847 диссертаций. Отзывы. Предложенные автором новые решения. Практикум. Примеры неудач. Педагогические исследования в социокультурном контексте. Воронка причинности. Ход обсуждения в экспертном совете ВАК. Экспертиза и организация современных диссертационных исследований.

    «Требования к выпускной работе» - Новгородский региональный центр развития образования Выпускная работа слушателя курсов «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника». Разработка урока анатомии на тему: "Органы пищеварения», 9 класс. Выпускная работа должна представлять собой материал, который будет использоваться в профессиональной деятельности слушателя!!!

    «Оформление курсовой работы» - Оформление курсовой работы. Содержание курсовой работы. Оформление списка литературы. Оформление таблиц. Оформление введения. Оформление формул в курсовой работе. Информация в курсовой работе. Оформление диаграмм в курсовой работе. Оформление приложений. Оформление схем в курсовой работе. Оформление заключения курсовой работы.

    «Формы лекций» - Критерии оценки организации семинарского занятия. Семинар «Деловая игра». Семинар – дискуссия. Подготовка и проведение «Круглого стола». Семинар «Пресс-антипресс». Этапы работы. Примеры в виде кратко сформулированных проблем. Углубление и расширение знаний. Прикладная математика и информатика. Порядок проведения.

    «Подготовка магистров» - ФГОС ВПО. Государственное и муниципальное управление. Компетентностный подход. Европейская система квалификаций (ЕСК). Требования к условиям реализации ООП. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

    «Защита курсовой работы» - Структура курсовой работы. Приложения и таблицы. Методические рекомендации для студентов. План выступления студента на защите курсовой работы. Введение. Курсовая работа. Требования к представлению и оформлению. Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования. Содержание. Курсовая работа - это документ.