Реформа сервия туллия. Период царствования Сервия Туллия – удачное начало и трагичное завершение

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы, завершив слом основ родового строя древнеримского общества.

Все свободное население Рима - и члены римских родов, и плебеи - было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии - сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1-3 разряды - тяжеловооруженной пехоты, 4-5 разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформ - деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.

Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев.

Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.

В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V в. до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничить произвол должностных лиц, которые по сохранившейся традиции были патрициями. В этих целях в 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto - правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев - издание в 451-450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с патрициями в гражданских правах - само слово "плебей", судя по дошедшему до нас изложению текста Законов, упоминается в них только один раз в связи с сохранением запрета на браки между плебеями и патрициями. Однако и этот запрет вскоре в 445 году до н.э. был отменен по Закону Канулея.

Второй этап относится к IV в. до н.э., когда плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364-337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей. В этом же веке были изданы также законы, способствовавшие консолидации плебеев и патрициев. Упомянутый Закон Лициния и Секстия ограничил размер земельного владения, которым могли владеть патриции из общественного земельного фонда, что расширило доступ плебеев к этому фонду. Законом Петелия 326 года до н.э. была отменена сохраненная Законами XII таблиц долговая кабала, от которой страдали главным образом плебеи.

Завершением борьбы плебеев за равноправие было принятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия, по которому решения плебейских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.

Большинство историков выделяют три периода развития Древнеримского государства .

  1. Царский период (VIII-VI вв. до н.э.) - время возникновения государства .
  2. Период республики (509-27 гг. до н.э.).
  3. Период империи (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.).

В середине VIII века до н.э. три племени (латины, сабины, этруски), обитавшие в долине реки Тибр, объединились в единую общину (civitas), центром которой стал город Рим.

Первоначальные жители общины именовались патрициями, а переселенцы - плебеями.

Римский царь охранял «традиции и нравы отцов», командовал войском, вершил правосудие и выполнял функции верховного жреца.

Постановления рекса действовали лишь во время его жизни. Со смертью царя исполнение их было не обязательно.

Власть рекса была пожизненной, но не наследственной. Согласно историческим свидетельствам, всего в Риме сменилось семь царей.

В качестве совещательного органа при рексе выступал Сенат (от лат. senex - старец, старейшина), первоначально включавший в свой состав всех родовых старейшин. По мере ослабления роли родовых традиций члены Сената стали назначаться рексом из представителей патрицианского сословия без учета их конкретной родовой принадлежности. Право созыва Сената и председательствование на его заседаниях принадлежало рексу.

Постановления Сената, касавшиеся наиболее важных вопросов общественного управления (объявления войны и заключения мира, предоставления гражданства , отправления религиозного культа и др.), обычно должны были приниматься рексом во внимание, но не имели для него императивного характера.

В случае смерти рекса, когда возникал период междуцарствия (interregnum), сенат избирал из своей среды 10 человек, которые по очереди, в течение 5 дней каждый, управляли государством, пока не определялась кандидатура нового рекса.

Намеченная кандидатура предварительно обсуждалась в сенате, а затем представлялась народному собранию. Решение народного собрания об избрании нового царя подлежало утверждению в сенате.

Народные собрания (комиции) являлись формой участия взрослых (способных носить оружие) полноправных граждан в решении дел общественной важности. Древнейшими видами народных собраний были собрания по куриям (comitia curiata).

Созыв народного собрания осуществлялся по инициативе рекса, который и вносил туда свои предложения; помимо воли рекса народное собрание состояться не могло.

Предложения рекса обсуждению в народных собраниях не подлежали - они либо принимались, либо отвергались путем открытой и устной подачи голосов.

Решение народного собрания (lex) имело силу закона , действие которого не было ограничено временем - оно могло быть отменено лишь другим законом, принятым по той же процедуре.

Реформы Сервия Туллия

Растущее богатство и мощь верхушки родовой знати, конфликт между патрициями и плебеями обусловили проведение предпоследним римским царем важных реформ. Сервий Туллий в середине VI века до н.э. разделил все население Рима (как патрициев, так и плебеев) на пять разрядов.

  1. В I-й разряд вошли граждане , владеющие имуществом на сумму 100 и более тыс. ассов или земельным участком свыше 20 югеров.
  2. 2й разряд - имущество на сумму 75 тыс. и более ассов или 15-20 югерами земли.
  3. 3й разряд - имущество на сумму от 50 до 75 тыс. ассов или 10-15 югерами земли.
  4. 4й разряд - имущество на сумму от 25 до 50 тыс. ассов или 5-10 югерами земли.
  5. 5й разряд - имущество от 11 до 25 тыс. ассов или менее 5 югеров земли.

Каждый имущественный разряд обязан был выставлять определенное количество военных подразделений - центурий (от лат. centum - сотня); следовательно, центурия была в первую очередь военной, но одновременно политической и податной единицей.

Первый разряд выставлял 80 центурий, второй, третий и четвертый - по 20; пятый - 30; таким образом, всего насчитывалось 170 классных центурий. С учетом внеклассных центурий (18 центурий выставляли т.н. всадники, к числу которых относились самые богатые патриции; кроме того, было 2 центурии ремесленников, 2 центурии музыкантов и 1 центурия т.н. пролетариев, т.е. лиц, принадлежавших к неимущественному и неподатному сословию) их общее количество составляло 193.

Во вновь возникших народных собраниях по центуриям (comitia centuriata) каждая центурия имела один голос.

Благодаря этому обстоятельству большинство было заранее обеспечено за наиболее состоятельными гражданами: всадники и граждане первого разряда составляли в сумме 98 центурий, т.е. уже больше половины от 193. При их единодушии мнение граждан остальных разрядов уже не имело практического значения и поэтому их голоса даже не всегда подсчитывались.

Каждые 5 лет производилась новая оценка (census) имущества граждан и осуществлялось их перераспределение по разрядам и центуриям. Вся эта работа завершалась торжественным религиозным обрядом, сопровождаемым очистительными жертвоприношениями.

Кроме того, все население (без учета патрицианского или плебейского происхождения) было разделено на территориальные округа - трибы.

Всего было учреждено 4 городских и 17 сельских триб. Во главе трибы стоял выборный староста (tribunus aerarius); его главная обязанность заключалась в сборе податей и налогов . В народных собраниях, которые стали созываться по трибам (трибутные комиции), каждая триба также имела один голос.

Борьба плебеев за равноправие

В конце VI века до н.э. в результате кризиса в Риме сложилась революционная ситуация. Распад родовой организации и становление государства ухудшили состояние многих плебеев. Беднота теряла свои наделы земли, но и родовая знать патрициев также утратила часть прежних привилегий. Усилилась централизация власти , гордые римляне были недовольны тем, что их все чаще привлекают на общественные работы - заставляют «рыть канавы и клоаки».

Царь Тарквиний Гордый больше действовал как тиран. С Сенатом он не считался, подверг репрессиям видных его членов, самолично вершил суд и расправу, творил незаконные конфискации , насилия, беззакония, злодеяния. По пути царя шли его родственники, особенно сыновья. Их кутежи, развратное поведение оскорбляли суровые нравы патрициев.

Если верить легенде, приводимой историком Титом Ливием, недовольство народа вылилось в восстание, поводом послужило преступление старшего царского сына. Обесчестив жену своего друга, дочь знатного патриция Лукрецию, наследник престола довел ее до самоубийства. Перед тем как вонзить в сердце нож, она сказала своему мужу, что осквернено только тело, душа же невинна. Секст Тарквиний - тот, кто под видом гостя пришел как враг в прошедшую ночь, насильно с оружием в руках унес отсюда наслаждение роковое и гибельное для меня. Дайте руку и слово, что это не пройдет безнаказанно прелюбодею.

Чаша терпения народа была переполнена. На следующий день восставший народ сверг царя и вместе с семьей изгнал его из пределов Рима. С 510 г. до н.э. (по Ливию) царская власть прекратилась, Рим стал республикой .

Преодолевая упорное сопротивление патрицианской знати, плебеи в борьбе за землю, за доступ в сенат, к магистратуре, в жреческие коллегии постепенно добивались ощутимых результатов. В тех случаях когда патриции наотрез отказывались удовлетворять требования плебеев, последние прибегали к крайним мерам. Они покидали Рим. Авентинский холм издревле считался у плебеев местом, где они, совершив клятвы и обряды в честь своей богини Дианы, выходили из подчинения патрициев и тем самым отказывались служить в ополчении. После этого они уходили вместе со своими семьями на священную гору. Эти отношения (сецессии) ставили патрициев в безвыходное положение. В городе начиналась паника. Известно 6 «уходов» плебеев из Рима в связи с их борьбой за свои права: в 494, 471, 449 гг. до н.э. на Авентинский холм, в 445, 342, 287 гг. до н.э. на Яникул.

Первая сецессия имела место в 494 году до н.э. Плебеи отказались выступать в военный поход и в полном вооружении удалились из Рима на священную гору. Сила ополчения ослабла. Патриции были вынуждены отступить. После первого ухода плебеи по закону Сервилия добились права избрания на своих сходках (трибутных собраниях) народного трибуна, который мог бы защищать интересы плебеев от злоупотреблений магистратов, и двух плебейских эдилов. Народный трибун получил право опротестовывать решения любого магистрата, кроме диктатора, или наложить вето.

Применяя право вето - интерцессию, плебеи получили возможность вмешиваться в дела государства. С этого момента собрания плебеев стали проводиться регулярно. По закону Люция Валерия и Марка Горация в 449 г. до н.э. личность народного трибуна провозглашалась неприкосновенной, почти священной.

В 454 г. до н.э. по закону Спурия Тарпея и Алва Атерния право консулов налагать штрафы за преступления было ограничено. По настоянию плебеев была сделана запись обычного права и составлены законы XII таблиц, что явилось весьма важной победой плебеев.

В тот же период по законам Люция Валерия и Марка Горация постановления плебейских собраний, так называемых плебисцитов, получили обязательную силу для всего народа. Гражданин, приговоренный к штрафу или смертной казни, мог апеллировать к народному собранию.

Народные трибуны провозглашались неприкосновенными. Лицо, оскорбившее народного трибуна, должно было быть предано казни, имущество виновного конфисковывалось. Тем самым плебеи добились демократизации политического устройства. Вскоре они сумели вырвать еще одну уступку у патрициев. Несмотря на протесты последних об осквернении их «благородной крови», «ниспровержении самого святого», по закону Конуэлия в 445 году до н.э. были разрешены браки между патрициями и плебеями.

По соглашению между Сенатом и Народными трибунами в 444 г. до н.э. из числа плебеев стал избираться военный трибун - заместитель консула, который наделялся обширными полномочиями: военными, административными и отчасти судебными.

В 420 г. до н.э. плебеи добились права избрания на должность квестора. Монополия патрициев на этот пост была отменена. В конце III века до н.э. до н.э. (394 г.) состоятельные плебеи добились права зачисления в центурии по разряду всадников. 400 плебеев были зачислены на службу в кавалерию на собственных лошадях (по реформе Сер- вия Туллия в разряд всадников зачисляли лишь тех, кто имел определенный земельный надел, недвижимое имущество).

Численность плебеев постоянно возрастала. Кроме основной массы крестьян, состав плебеев пополняли пилигримы, свободнорожденные вольноотпущенники, дельцы, не дотянувшиеся до всаднического сословия, мелкие самостоятельные торговцы, бывшие клиенты знатных домов. Плебеи выступали за укрепление власти народных трибунов и плебейских комиций. Все погибшие противники Сената становились героями плебса.

Плебеи вели упорную борьбу, прежде всего, за землю, за отмену жестокой долговой кабалы, за снижение ростовщических процентов. На одной из плебейских сходок говорилось, что земли хватало только для могилы. Население Рима за 60 лет (с 392 по 332 гг. до н.э.) выросло почти на 100 тыс., было образовано 8 новых триб, но патриции упорно но хотели допускать плебеев к своим общественным землям.

Ссылаясь на законы XII таблиц, патриции держали должников в своих тюрьмах, зачастую в оковах. Ростовщики брали за ссуды и займы огромные проценты, основной массе плебеев грозило полное закабаление. Возвратившись из похода, плебей заставал свое хозяйство на грани разорения. Он не имел средств для уплаты налогов , долгов. Жалования ополченцам не платили. Чашу терпения переполнила казнь знаменитого полководца Манлия, который выступил в защиту обездоленных плебеев. По указанию властей его сбросили с Тарпейской скалы. Но это не остановило плебеев.

Закон Сервилия, принятый еще в 494 г. до н.э., запрещал держать римского гражданина в оковах и заключении, продавать имущество должника, пока он находился в армии, ополчении; не разрешалось также отбирать имущество его детей и обездоливать их. Однако патриции находили способы и уловки обходить этот закон. Народные трибуны Люций Секстий и Гай Лициний целых десять лет добивались принятия законов, облегчавших участь малоземельных плебеев.

Угроза всеобщего возмущения плебеев и их сецессия подействовали. В 367 г. до н.э. верхушка патрициев сдалась. Народные трибуны Секстий и Лициний провели закон, который установил максимум земельного владения для пашни и пастбищ (500 югеров - 125 га). Оккупация, приобретение общественных земель сверх установленной нормы под угрозой штрафа категорически воспрещались. Излишки таких земель, входивших до этого в фонд патрициев, изымались. Плебеи наравне с патрициями получили доступ к общественным землям. Земельный кризис был на время приостановлен.

Должность военного трибуна от плебеев упразднялась, последние могли теперь избрать своих представителей в высшую магистратуру - один из двух консулов должен был избираться от плебеев. В тот же год плебеи впервые воспользовались этим правом. Лициний стал первым консулом от плебеев.

Положение должника смягчалось. Уплаченные проценты исключались из основной суммы долга, невыплаченная доля задолженности выплачивалась равными частями, на льготных условиях за три года. В порядке компенсации патриции изъяли из ведения консулов судебные дела и передали их претору, который избирался только из патрициев; в противовес плебейским эдилам вводилась должность курульных эдилов от патрициев.

Следует подчеркнуть, что законы Лициния и Секстия знаменуют крупную победу плебеев. Путь к демократическим реформам был открыт. С другой стороны, по закону Л. Генуция 342 г. до н.э. уже оба консула могли избираться от плебеев. Одно лицо не могло одновременно занимать две выборные должности, а магистрата разрешалось переизбирать по истечении 10-летнего срока .

Плебеи на этом не остановились. В 339 г. до н.э. по закону П. Филона еще раз подтверждалось древнее положение, по которому плебисциты имели обязательную силу. Постановления народных собраний не нуждались в утверждении Сената, как было раньше. В порядке предварительного обсуждения магистрат должен был согласовывать законопроект с сенатом и после этого мог ставить его на голосование в комициях.

Таким образом, плебеи оттеснили сенат от законодательного процесса , что было новым свидетельством демократизации политического строя. В 387 г. до н.э. плебеи получили право избирать своего консула, в 364 г. до н.э. - курульного эдила, в 356 г. до н.э. - диктатора, в 351 г. до н.э. - цензора, в 337 г. до н.э. - претора. Тем самым, патриции окончательно утратили свою монополию на занятие указанных должностей.

Важное значение имел закон Петелия и Папирия (326 г. до н.э.), который окончательно запретил закабаление свободных римских граждан. Рабами могли быть только иноплеменники. С тех пор должник за долги отвечал своим имуществом, а не телом и свободой. Римских граждан запрещалось отдавать в долговую кабалу. Самосуд кредитора над должником запрещался, споры по таким делам надлежало рассматривать в суде. Отец не мог продавать своих детей в рабство. Закабаление свободного гражданина в раба римское право начисто отрицало до конца II в. до н.э., когда была снова санкционирована самопродажа в рабство свободного, достигшего 25 лет.

Следует, однако, иметь в виду, что закон Петелия распространялся только на римских граждан и действовал в пределах этой категории жителей. Однако он не имел юридического значения для населения Италии и провинций, где римские граждане по- прежнему давали в долг жителям деньги под огромные ссудные проценты. Если должник не был в состоянии уплатить долг, он по законам XII таблиц мог попасть в рабское состояние.

По древнему праву рабы делились на две категории: к первой относились соплеменники, попавшие в долговую кабалу, ко второй - чужаки, обычные пленные. Первые (Nexus) считались свободнорожденными и юридически не признавались рабами. В положении невольника должник римлянин находился временно, до уплаты долга. Однако кредитор , хозяин мог использовать его труд по своему усмотрению и даже заключать в тюрьму. Законы XII таблиц давали господину такую санкцию. Неоплатного должника могли продать в рабство (за Тибр), его обычно приобретали этруски. Бывший римский гражданин становился полным рабом, его судьбу часто разделяли сыновья. Он уже не отличался от военнопленного или иного купленного раба.

Закон Петелия сузил возможности эксплуатации сограждан, их закабаления по причинам задолженности. Главным источником пополнения рабов стал военный плен. Агрессивность, жажда экспансии правящих кругов римской республики усилились. Римская армия и дипломатия ускорили создание федерации латинских народов. Это в свою очередь открывало возможность захвата и порабощения других стран Средиземноморья. Идеология милитаризма усиливалась. Война должна была возвышать великую славу римского народа, что было завещано предками, обеспечить верные и обильные источники доходов Рима и благосостояния союзников.

Следующим этапом борьбы за равноправие плебеев с патрициями был закон братьев Огульниев, разрешавший плебеям избираться в состав жреческих коллегий (300 г. до н.э.). В 287 г. до н.э. закон диктатора Гортензия снова провозгласил, что решения плебейских собраний (плебисциты) являются обязательными для всех граждан, включая патрициев. С тех пор плебеи получили доступ ко всем высшим должностям, включая жреческие.

В результате всех реформ сопротивление патрициев было окончательно сломлено, они признали свое поражение. Плебеи добились юридических гарантий неприкосновенности личности, сбили с патрициев спесь и высокомерие. С этого периода борьба между двумя сословиями практически закончилась. Сложилась единая гражданская община в рамках римского полиса, в котором политическое господство постепенно захватила верхушка патрициев и плебеев, получившая название нобилитета. В нее вошли 19 патрицианских и 29 именитых плебейских родов. Новое общественное устройство открывало простор для развития рабовладельческого уклада в виде т.н. «классического рабства».

8. Царский период в истории Рима. Реформы Сервия Туллия, их политическое значение.

«Царский» период (8-6 века до н. э.)

Его условно называют «царским». Легенды говорят о семи римским царях. В этих легендах много вымысла, но есть и рациональное содержание: разделение общества на знатных и незнатных, земледелие. Это период разложения родового строя, складывания государства. Отцовский патриархальный род – основная общественная единица. Таких родов насчитывалось 300. Род делится на семьи. Каждая семья ведёт своё хозяйство. По мере ослабления родовых связей значение семей возрастает, выделяются отдельные семьи. Семья – фамилиа. Патерфамилиос – отец семейства. Его власть была неограниченной, в том числе и над рабами, которые входили в состав семьи (рабов было немного, рабство было патриархальным). Каждые 10 родов объединялись в курию, 10 курий объединялись в трибы. Три трибы – популюс романос, т.е. римский род. Деление такое, по предположению некоторых историков, делалось в военных целях. Одна из точек зрения по вопросу о социальном составе римской общины. Поначалу все полноправные члены римской общины назывались «патриции» (т.е. «имеющие отцов»). Со временем (уже в «царский» период), с развитием хозяйства, с участившимися войнами происходило расслоение меду родами, внутри родов. В них выделялись знатные семьи. Только членов этих знатных семейств стали называть «патриции». Патриции противопоставляли себя всем остальным (популюс).

Незнатные (или обедневшие) роды оказывались в зависимости от этих знатных родов, искали у них помощи, покровительства. Становились клиентами (послушными) патрициев. Патриции -> патроны (покровители). Расслоение на патрициев и клиентов. Некоторые чужестранцы становятся клиентами. Клиент входил в родовую организацию патрона, обязан был следовать за ним на войну, выполнять какие-либо работы, оказывать почтение. Патрон обязан был защищать клиента (перед судом), поддерживать. В законах двенадцати таблиц «Пусть предан будет богам подземным патрон, который подведёт\даст в обиду своего клиента».

Возрастало население Рима за счёт завоевания соседних <латинских> округов, за счёт переселенцев. Они были вне 300 родов. Их стали называть плебеями (покорённое население, переселенцы в Рим). Плебеи были лично свободными, могли иметь земельную собственность, должны были нести службу, могли сами заключать сделки, моли выступать в суде самостоятельно, от своего имени. Не могли вступать в брак с патрициями, не могли участвовать в политической жизни, в управлении общины, не могли получать свою долю земли при дележе завоёванных земель. Среди плебеев тоже была имущественная дифференциация. Есть в этом обществе и рабы, но рабство неразвитое, патриархальное.

Сервий Туллий :

1. Включил плебеев в состав римского народа.

2. Всех граждан он разделил на 5 имущественных разрядов (по имущественному цензу):

А) те, кто имел доход не менее 100 000 асов

Б) Люди с имуществом в 75 000 асов

В) 50 000 асов

Г) 25 000 асов

Д) 12 500 (по некоторым сведениям 11 000) асов

Е) Пролетарии (считалось, что единственным их богатством является их потомство - proles)

Цели деления:

1) Военная. Каждый разряд должен был выставлять определённое количество центуриев (сотен)

А) 80 центурий тяжеловооружённой пехоты + 18 центурий конницы

Б, В, Г) По 20 центурий тяжеловооружённой пехоты

Д) 30 центурий легковооружённой пехоты

Е) 1 центурия (из них комплектовались слуги) (пять не вооружённых центурий: две - ремесленников, две - музыкантов ит.п. и одна из неимущих, которых называли пролетариями.)

Таким образом, всего было 193 центурии.

2) Политическая. Центурии стали не только военными, но и политическими единицами. По центуриям стали проводиться народные собрания (центуриатные комиции). К центуриатным комициям переходят функции куриатных комиций.

Привилегия знатности вытесняется привилегией богатства.

3. Деление населения по территории.

Вводится деление на 4 городские трибы и 17 сельских

Утверждается государство.

Особенность образования государства в Риме

    Борьба плебеев с патрициями ускорила процесс образования государства (вмешательство инородного элемента)

Эти реформы были определённой уступкой плебеям. Но до уравнения плебеев с патрициями было ещё далеко.

В 509 г. был изгнан седьмой рекс Тарквиний. С этого времени устанавливается республика. Она существовала до I века до н. э.

Эволюция общественного строя.

Римское общество не сразу стало рабовладельческим.

В V-IVвеках до н. э. рабство было слабо́, и лишь кIIIвеку до н. э. рабство стало сильным в результате завоеваний.

Плебеи стали добиваться общественной земли. Каждый раз после успешного похода римляне у побежденных часть земли забирали и делили её между коренными римлянами. Плебеи к ней доступа не имели. Численность плебеев возрастает → земельная пустота становится ещё более невыносимой, плебеи нередко из-за долгов попадали в рабство.

Цели плебеев:

    Добиться доступа к <общегосударственной>земле

    Добиться общих государственных должностей

В 494 г. до н. э. введена специальная должность – плебейский трибун. Он избирался на плебейских народных собраниях из числа плебеев. Эти собрания проходили по трибам. Он имел право наложить вето на постановление Сената или другого должностного лица.

В 450 г. до н. э. приняты законы XIIтаблиц. Создана комиссия из 10 человек.

445 г. до н. э. – законы Каннулея, которые разрешили браки плебеев с патрициями.

367 г. до н. э. – законы Лициния и Секстия. Они состояли из трёх частей:

1. Земельные владения патрициев на общинную землю (патер публикус) ограничивались 500 югерами земли. Излишки распределились между плебеями.

2. Смягчалось???

3. Плебеи допускались к <общим государственным должностям>

326 г. до н. э. – закон Петелия, запрещающий долговое рабство.

300 г. до н. э. допуск плебеев в состав жреческих коллегий.

287 г. до н. э. – плебейские собрания получили право принимать законы, обязательные для всех.

К третьему веку до н. э. борьба плебеев и патрициев завершилась их уравнением в правах и уничтожением вообще такого деления. На первый план выходит деление на рабов и рабовладельцев. В середине и второй половине Республики Рим становится классической рабовладельческой республикой.

Рабовладельцы:

    Нобели – крупнейшие землевладельцы и рабовладельцы.

    Всадники – торгово-денежная аристократия

Нобели всадников старались к высшим должностям не допускать.

Источники рабства: 1) войны, 2) пиратство, 3) естественный прирост (по матери), 4) торговля.

Труд рабов использовался в сельском хозяйстве, горном деле, домашнем хозяйстве.

Раб являлся вещью, с которой рабовладелец мог сделать всё что угодно.

Между рабами и рабовладельцами стоял класс мелких производителей – плебс.

В VI в. до н. э. в Риме заметно усилилось этрусское влияние.

Это находит своё отражение в сказаниях об этрусской династии Тарквиниев, к которой принадлежали последние римские цари.

Ещё в XIX в. при раскопках этрусского города Цере, откуда, по преданию, прибыл в Рим Тарквиний, была открыта гробница рода Тарквиниев и найдено много этрусских надписей.

Принимая во внимание, что как раз на VI в. падает расцвет этрусской федерации и наиболее широкое распространение её могущества, вполне обосновано предположение о том, что Рим некоторое время был подчинён этрускам.

Вскоре после этого завоевания, а возможно и в качестве реакции на него, резко обострилась борьба народа против родовой знати. Энгельс говорит о «революции, которая положила конец древнему родовому строю».

У нас нет точных данных о времени или ходе этой революции, но причина её, несомненно, коренилась в борьбе между плебеями и первоначальным населением Рима.

Отзвуки и отголоски этих событий отразились в рассказе о реформе, приписываемой предпоследнему римскому царю Сервию Туллию, который ввёл новое устройство римской общины на основе территориально-имущественного принципа.

Теперь римская городская территория делилась на 4 трибы. Эти трибы не имели ничего общего со старыми родо-племенными трибами, но были лишь территориальными округами. К ним приписывалось всё гражданское население, как патрицианское, так и плебейское, владевшее в данном округе землёй.

Таким образом, плебеи были фактически включены в состав единой с патрициями гражданской общины.

Кроме того, Сервий Туллий разделил всё мужское население Рима - патрициев и плебеев - на 5 классов. Принадлежность к тому или иному классу определялась имущественным цензом. К I классу принадлежали те, чьё имущество оценивалось в 100 тыс. асов1, ко II классу - 75 тыс. асов, к III классу - 50 тыс. асов, к IV классу- 25 тыс. асов, к V классу - 12,5 тыс. асов.

Беднейшие слои населения, неимущие, не входили ни в один из классов и получили название пролетариев (от латинского proles - потомство). Этим названием подчёркивалось, что всё их имущество и богатство состояло только в потомстве.

Реформа имела большое военное значение. Народное ополчение, т. е. римская армия, строилось теперь в зависимости от нового деления на имущественные классы. Каждый класс выставлял определённое количество центурий (сотен). I класс выставлял 80 центурий пехотинцев и 18 центурий всадников, следующие три класса - по 20 центурий пехотинцев и, наконец, V класс выставлял 30 центурий легковооружённых пехотинцев.

Кроме того, выставлялось ещё 5 нестроевых центурий, одна из них - пролетариями. Вооружение призванных также дифференцировалось в зависимости от принадлежности к тому или иному классу: представители I класса должны были или содержать коня, или являться в полном тяжёлом вооружении; для представителей последующих классов вооружение было облегчённым, а воины V класса были вооружены лишь луком и стрелами.

Реформа имела также большое политическое значение. Центурия становится теперь не только военной, но и политической единицей.

Со включением основной массы плебса в гражданскую общину народные собрания по центуриям вытесняют куриатные комиции, которые утрачивают почти всякое значение. Голосование происходит тоже по центуриям, причём каждая центурия имеет один голос.

Подлинный характер этой новой конституции ясен хотя бы из того, что больше половины из 193 центурий выставлялось I классом (80+18=98). Таким образом, I класс имел обеспеченное большинство голосов в народном собрании.

Таково основное содержание реформы, проведение которой приписывалось Сервию Туллию. Традиционный рассказ о реформе, изображая её в виде единичного акта, конечно, грешит против исторической истины.

Изменения в социально-политическом устройстве римского общества, которые традиция приписывает творческой воле одного законодателя, на самом деле - результат длительных процессов, протекавших на протяжении нескольких столетий (VI-III вв. до н. э.).

Это подтверждается тем, что в самом традиционном рассказе о так называемой реформе Сервия Туллия содержатся позднейшие напластования: так, например, указываемое вооружение классов соответствует, видимо, концу V в., расчёт имущественного ценза на асы - середине III в. и т. п.

Однако в основе традиционной версии лежит ряд достоверных фактов.

Деление населения на имущественные классы, центуриатные комиции, территориальные трибы - всё это возникло значительно раньше III в. и продолжало существовать и в более позднюю эпоху.

Эти установления явились итогом длительной борьбы плебеев. Новое общественное устройство - и в этом состоит его историческое значение - наносило сокрушительный удар прежним родовым порядкам и безраздельному господству родовой патрицианской знати.

По мере того, как шёл процесс становления рабовладельческого государства органы родового устройства модифицировались и становились органами государственной власти.

Возможно, в связи с включением плебеев в гражданскую общину а также в связи с борьбой против этрусского господства происходит падение царской власти и установление республики в Риме.

Историческая традиция приурочивает это событие к концу VI в. до н. э. (509 г.) и связывает его с изгнанием седьмого римского царя Тарквиния Гордого.

Многочисленные легенды, расцвечен, ные рассказами о героических подвигах римлян в борьбе с этрусками, пришедшими якобы на помощь Тарквинию, возможно, в какой-то мере отражают последние этапы борьбы римлян против этрусского владычества и факт распадения некогда могущественной этрусской федерации.

Реформы Сервия Туллия

Пожалуй, ни один римский деятель не вызывал столь противоречивых оценок, не пользовался такой популярностью и не обладал такой таинственностью, как шестой римский царь Сервий Туллий. Традиционные даты его правления - 578-534 гг. до н. э. По преданию, он был сыном пленницы-рабыни Окризии из городка Корникул. Этим объясняли его имя Сервий (от лат. servus - «раб») и латинское происхождение. Иные римские авторы стремились «облагородить» его, изображая мать знатной женщиной, избавленной от рабства и взятой в царский дом, где она и родила мальчика. Как бы то ни было, Сервий Туллий воспринимался потомками как царь-народолюбец Плебеи считали его своим первым заступником и чтили его память, Легенда рассказывает, что патриции составили заговор против Сервия Туллия и убили его.

Став царем после гибели Тарквиния Древнего, Сервий Туллий успешно воевал с этрусками. При нем в Риме на Авентине, где жили плебеи, был выстроен храм Дианы, любимой общелатинской богини. Этим латины признали Рим главою латинских городов. Сервий окружил Рим новыми стенами, охватившими кольцом мощных укреплений новые холмы и районы города. Эти границы сохранились вплоть до I в. н. э. Рим становится настоящим городом, а Сервий из племенного вождя превращается в царя государства (см. Маяк, 1993. С. 17). Но главным делом его жизни стала реформа римского войска и всего общественного устройства, вошедшая в историю как центуриатная реформа.

Источники сообщают, что Сервий Туллий после длительных войн с этрусками провел обширные преобразования. Прежде всего, он учредил ценз, по определению Цицерона, «установление, полезнейшее для такого государства, которому судьбой назначено стать великим» (Cic. Resp. II. 31. 38). Он произвел податную перепись населения и разделил его на пять цензовых разрядов (классов) в зависимости от величины имеющегося имущества у каждого способного носить оружие жителя (подробнее см.: Токмаков, 1998 а. С. 83-87). Изложение реформы подробно дано Ливием (I. 43-46), Дионисием Галикарнасским (IV. 16-22), Цицероном (Resp. II. 21, 38), Дионом Кассием (56.10; Zonar. 13), Авлом Геллием (N. А. VI (VII). 13).

Первый разряд включал тех, чье имущество оценивалось в 100 тыс. ассов (по Геллию - в 125 тыс. ассов). Ко второму классу относились лица, располагавшие состоянием в 75 тыс. ассов, к 3-му - 50 тыс., к 4-му - 25, и, наконец, к 5-му - обладавшие всего лишь 11 или 12,5 тыс. ассов. Граждане, не сумевшие наскрести даже такой суммы, именовались пролетариями и capite censi. Как явствует из названия, первые в качестве ценза предъявляли свое потомство (proles), а вторые оценивались просто по головам (caput).

Каждый имущественный разряд выставлял для нужд войны определенное количество центурий пехотинцев: 1-й класс формировал больше всех центурий - 80; 2-й, 3-й и 4-й - по 20, а 5-й класс - 30 центурий. Кроме того, в центуриатную систему традиция включает ряд центурий явно нестроевых, которые фактически находились вне деления на разряды. Это две центурии ремесленников, приданные 1-му или 2-му классу. В этом сведения Ливия (I. 43. 3) и Дионисия (IV. 17. 3) не совпадают. Также две центурии горнистов и трубачей (cornicines и tubicines) были добавлены к 4-му или 5-му классу. Помимо центурий пехоты, было сформировано 18 центурий конницы, которые составили особый, привилегированный корпус всадников (equites). При этом к шести сдвоенным древнейшим центуриям Тициев, Рамнов и Луцеров, учрежденным еще Ромулом и удвоенным Тарквинием Древним, были добавлены 12 новых центурий, независимых от родоплеменного принципа комплектования. Таким образом, всего по реформе Сервия Туллия было создано 193 центурии, включая отдельную центурию пролетариев, отстраненных от поенной службы.

Но источники выделяют еще одну особенность Сервианского устройства, а именно: деление центурий каждого разряда поровну по возрастам. Военнообязанные общинники от 18 до 46 лет входили в центурии юниоров (младших), а пожилые, старше 46 лет, образовывали центурии сениоров (старших). Кроме того, членам каждого разряда предписано было определенное вооружение, количество которого с уменьшением величины ценза убывало. Это определяло место пехотинцев в боевых порядках войска.

Так, воины 1-го разряда носили панцирь (lorica), шлем (galea), поножи (ocrea), круглый щит типа clipeus, а из наступательного оружия (tela) - копье (hasta) и меч (gladius или mucro).Такое полное вооружение в целом соответствует типу так называемого гоплитского cснаряжения. Располагались воины 1-го разряда в передовых рядах поиска. Воины 2-го разряда уже были освобождены от панциря, а вместо круглого гоплитского щита имели продолговатый щит типа scutum. В бою источники отводят им место во втором ряду боевых порядков. Третий разряд по сравнению со вторым не имел поножей, а 4-й носил щиты scutum, мечи и по два копья - длинную hasta и метательный дротик verrutum; Ливий отрицает наличие у них даже щита и меча (I. 43. 6). В бою 4-й разряд занимал последнюю боевую пинию. Воины же 5-го разряда вооружались только пращами и метательными камнями. Они дислоцировались вне строя в качестве вспомогательных отрядов легковооруженных.

Центурии различных разрядов были, несомненно, разной величины. Ведь еще Цицерон и Дионисий Галикарнасский обоснованно сомневались, могли ли самые богатые граждане в те времена составить целых 80 центурий по 100 человек каждая, т. е. 8 тыс. человек? Явно также, что центурии сениоров должны быть малочисленнее юниоров, так как немного людей в то время доживало до старости, Кроме того, Цицерон (Cic. Resp. И. 22. 40) определенно свидетельствует, что в каждой центурии 2-5-го классов состояло больше людей, чем во всем первом разряде.

Реформа Сервия Туллия вводила также новое территориальное деление Рима. Теперь он разделялся не по прежним трем родовым трибам, которые были объединениями курий и их сельских владений - пагов, а по территориальным трибам. Они объединяли всех жителей того или иного региона, а не только членов курий. Ливий сообщает о создании четырех городских триб и оговаривается, что они не имели никакого касательства ни к распределению по центуриям, ни к их числу (Liv. I. 43. 13). Количество сельских триб при Сервии не известно. Но по мере расширения римской территории (ager publicus) к концу IV в. до н. э. число всех триб достигло 35.

Новое разделение граждан и войска вызвало к жизни и новый тип народного собрания - по центуриям, а не по куриям, как раньше. Таким образом, превосходство в количестве центурий обеспечивало всадникам и членам 1-го разряда преимущество при решении любых политических вопросов. Это бросалось в глаза уже древним авторам и приводило их к выводу, что Сервий Туллий таким способом «перехитрил народ», предоставив ему формальные политические права, но на деле исключив народ от участия в управлении общественными делами (Liv. 1.43. 10; Dionys. IV. 20-21; VIII. 82; X. 17; Cic. Resp. II. 22.39-40).

Однако причины такого положения источники трактуют по-разному. Скажем, Дионисий (IV. 20. 2-3) рассуждает, что в куриатном собрании все были равны и беднейшие граждане имели равный голос с богатейшими, а поскольку последних было мало, все дела решали численно превосходящие их бедняки. Поэтому, по мнению Дионисия, Сервий Туллий перевел преимущество голосов от бедных к богатым, установив неравное количество центурий в имущественных классах. Тит Ливий (I. 43. 10) выражает ту же мысль более изящно: Сервий Туллий переложил с бедных на богатых военные тяготы, ибо богатых было меньше, а служить им приходилось отныне чаще вследствие распределения по большему количеству центурий. Наконец, Цицерон (Cic. Resp. II. 22. 40) проясняет суть данного нововведения, при котором, с одной стороны, никто не лишался права голоса в народном собрании, а с другой - при голосовании наиболее влиятельными оказывались те, кто был наиболее заинтересован в том, чтобы государство находилось в наилучшем состоянии.

Иными словами, политический вес членов того или иного разряда в центуриатных комициях источники напрямую связывают с их правом и одновременно обязанностью нести военную службу в общинном ополчении. Регулярность же военной службы, в свою очередь, определялась величиной ценза. Дионисий Галикарнасский (IV. 19. 3-4) дает этому стройное обоснование. Оно сводится к тому, что: 1) лучший воин тот, кто владеет собственностью, ибо он заинтересован в эффективной защите ее, а значит, и всей общины; 2) так как тот, кто чаще служит, несет и большие по сравнению с другими расходы и подвергается большей опасности, то он должен и получить наибольшее влияние в государстве; 3) наконец, все эти опасности службы компенсируются большей долей в военной добыче. Не будем забывать, что военная добыча включала главным образом не столько награбленное имущество - оно в те времена было более чем скромным, - сколько отнятую у врага треть территории, которая поступала в фонд общественной земли (ager publicus).

Изложенные вкратце данные римской письменной традиции показывают, что Сервианская конституция в том виде, в каком она зафиксирована в источниках, охватывала все стороны жизни и общественного устройства римлян и именно поэтому возникают сомнения в том, могла ли она явиться плодом деятельности одного, даже очень неординарного лица.

Наиболее беспощадной критике в науке подвергаются следующие элементы традиции: 1) денежное исчисление ценза имущественных разрядов; 2) изначальное число учрежденных Сервием 193 центурий. Иначе говоря, в конечном счете сама структура центуриатной организации. Поэтому, чтобы выяснить цель и сущность реформы, нам нужно рассмотреть аргументы «за» и «против».

Отрицание исчисления ценза в деньгах обычно опирается на уверенность в том, что экономика Рима VI-V вв. до н. э. носила исключительно натуральный характер. Действительно, археологические раскопки показывают, что так называемые «тяжелые ассы» (aesgrave) имели хождение с IV в. до н. э. (Crawford, 1976. Р. 197-200; Gj erst ad, 1972. S. 181; Ridley, P. 1975. P. 161 ff.). Но учтем, что до них употреблялись «сигнированные ассы» (aes signatum), которые и сейчас находят в археологических слоях VIII-VI вв. до н. э. Их тщательно исследовал Эмилио Перуцци в труде «Деньги в раннем Риме» (Peruzzi, Р. 1985. Р. 65 sq.; 207-228; Richard, 1978. P. 389 ff.). Сигнированные ассы представляли собой кусочки меди с отпечатками так называемой «сухой ветви» (а проще, рыбьего хребта). Есть экземпляры не только V, но даже середины VI в. до н. э. (Маяк, 1993. С. 109-110).