Эклектика характерные черты в архитектуре. Смотреть что такое "Эклектика (архитектура)" в других словарях. Характерные черты стиля эклектика

Попросту говоря, это сочетание разных стилей.

Чем старше становится человечество, тем сложнее даются ему поиски оригинального пути в искусстве. Так или иначе, все обречены на повторы. Искусство сочетания, диалог составляющих внутри целого, гармония противоположностей – на этом построен мир, и в умении претворить общечеловеческие принципы мировоззрения в искусстве, выстроить на базе чужого свою вселенную – вот где истинная виртуозность мастера.

Смешение разнородных стилей, идей, взглядов в нечто, не признаваемое традиционно за целостность, в научной терминологии принято обозначать термином "эклектика" .

Термин был впервые употреблен во II в. н.э. родоначальником философской школы эклектизма Потамоном. В условиях распада рабовладельческого строя эклектики видели своей целью создание нравственных норм, но ограничивались при этом соединением чужих мыслей (Платона, Аристотеля, стоиков, эпикурейцев и т.д.). Возможно, в это же время термин получает и негативный оттенок в значении – отсутствие оригинальности, подражательность, поверхностное заимствование.

Арка Септимия Севера в Риме. 203 г.

Таким образом, эклектика – это не только обозначение стиля, но и художественный метод.
Им активно пользовались, к примеру, и в период Манерьизма в Европе.

Франческо Сальвиати. Давид танцует перед священым ковчегом. 16 в.

Позднее в период неоклассицизма во второй половине XVIII в. стилевое смешение легло в основу работ итальянского архитектора, графика, теоретика Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778). В пояснениях к своим фантасмагорическим офортам Пиранези утверждал, что классический художник должен выбирать и соединять все лучшее из египетского, греческого и римского искусства. В его композициях мы видим и римские триумфальные арки, и галереи, обелиски, пирамиды, этрусские вазы, саркофаги и т.д.

В дополнение к своему методу Пиранези выдвинул идею соединения современной живописи и скульптуры с подлинными античными фрагментами в композиции зданий.
В теории искусства принято мнение, что художественный стиль возникает на основе целостности всех элементов художественного произведения. Эклектичность же препятствует сложению исторического стиля, накладывая отпечаток безвременья и безликости. Тем не менее, эпоха романтизма (XVIII–XIX вв.) с ее принципами свободного творчества положила начало эклектике как стилю. Один из вдохновителей немецких романтиков, философ А.В. Шлегель писал: «Мир велик, и в нем многое может существовать одновременно». А автор здания Большой оперы в Париже архитектор Ш. Гарнье добавлял: «В каждой эпохе – своя красота... Все, что истинно, все, что прекрасно, обязательно что-то говорит душе. Надо быть самому эклектиком, чтобы восхищаться эклектизмом».

В Большом Кремлевском дворце, построенном архитектором К.А. Тоном в 1838–1851 гг., продуманные планировка и конструкция замаскированы декорациями в «русском стиле».

Именно в этом заключается сущность эклектического метода: выбираются внешние «оболочки» стиля вне связи их с конструктивной основой.

В России термин «эклектика» в отношении стиля впервые употребил Н.В. Гоголь в статье «Об архитектуре нынешнего времени» (1831). Гоголь вопрошал архитекторов: почему бы в Петербурге не строить помимо «греческих и римских храмов» готические башни, мавританские минареты и китайские пагоды? По его мнению, «истинный эффект заключен в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте...» И мечта Гоголя была осуществлена.
Один из ранних примеров эклектической архитектуры в России – Лютеранская церковь Св. Петра на Невском проспекте в Петербурге (1832–1838), созданная А.П. Брюлловым , соединила черты романской и готической архитектуры, а также элементы классицизма.
http://arttower.ru/forum/uploads/monthly_09_2013/post-8574-1378451138.jpg

К середине XIX в. понимание эклектики меняется. Утрачивая конструктивную основу, элементы разных стилей обесценивались; отдаляясь от своих исторических прототипов, становились неузнаваемыми и похожими друг на друга.
На волне «антиэклектического движения» рождалось искусство модерна.

Архитектурная эклектика - это направление европейского зодчества в 1830-1890 гг.

Архитектурная эклектика сооружения отражается в использовании элементов стиля готика.

До 19 в. эклектизм в архитектуре проявлялся в соединении различных направлений в одном сооружении. Стиль эклектика в архитектуре в определенные исторические периоды носил разные названия: в 1830-х гг. его называли романтизмом, во второй половине 19 века - Боаз-ар (Beaux-Arts).

В 1870—90-х гг. в Москве появились здания со сложными фасадами с большим количеством декора: Государственный банк на ул. Неглинной (архитектор К.М. Быковский), 1893—1895гг., Международный торговый банк на Кузнецком мосту, (архитектор С.С. Эйбушитц), 1898 г.; Сандуновские бани (архитектор Б.В. Фрейденберг, 1894—1895 гг).

Сейчас исследователи нередко называют этот стиль "историзмом". Последнее название связано с тем, что эклектизм в архитектуре характеризовался смешением стилей из разных периодов в истории зодчества и созданием обновленных вариантов уже известных стилевых направлений. Так появились неогрек, неоготика, необарокко и так далее - каждый известный стиль мог получить обновленный, "модифицированный", вариант. Возникший стиль эклектики в архитектуре использовал разнообразные лепные украшения, сложные декоративные формы и отражал стремление представителей высшего общества к демонстрации роскоши, власти. Архитектурная эклектика в 19 в. украшала целые кварталы американских, европейских и центральных российских городов.

Международный торговый банк на Кузнецком мосту в эклектическом стиле. Архитектор С.С. Эйбушитц, 1898 г.

Мода на эклектизм в архитектуре возникла на основе поисков художниками новых идей. Исследование истории зодчества привело многих мастеров к решению создавать новое на основе старого, заимствуя уже известные приемы и сочетая их с уже существующими технологиями, а также приспосабливая сооружения к современным требованиям. То или иное направление в эклектике архитектура перенимает на уровне отдельных элементов, повторяя формы, декор, однако меняются масштабы, дизайн становится более символичным, он теряет свою первоначальную идейную направленность. Часто меняется функциональное назначение строения. Использование конкретных исторических стилей в создании эклектических сооружений нередко вызывало нарекания критиков. По мнению исследователей эклектика в архитектуре подстегнула появление модерна, а позже легла в основу современного эклектизма, основанного на ассоциативном образе, воспроизводимом владельцем дома или дизайнером. Фантазия архитекторов смешивает старое и новое, создавая необычные образы, которые, тем не менее, являются узнаваемые и позволяющие говорить об определенном направлении.

Современная эклектика объединила в одном сооружении Ренессанс, восточный и классический стиль.

Если в Древней Греции ордерная система применялась в основном в акрополях и храмах, то в "неогреке" и "неориме" ордер стал использоваться в общественных зданиях, дворцах, особняках и частных домах. Неогрек, появившись в Европе в 19 в., и до сих пор не теряет свою актуальность. Приемы архитектуры, заимствованные в Древней Греции и Древнем Риме, обрели новые масштабы, стали использоваться для создания небольших частных домов. Для создания эклектического образа сооружения используют декоративные элементы ордера: молдинги, барельефы, балясины, розетки, сандрики, карнизы. В этом направлении те элементы, которые некогда несли нагрузку: например, колонны и пилястры, модульоны, также стали декоративными.

Некоторые архитектурные элементы классического стиля в этом эклектическом сооружении являются декоративными и не несут нагрузки.

Архитектурная эклектика - неоготика - приобрела в 19 в. романтические очертания, превратившись из готики религиозных храмов, на постройку которых уходили столетия, в сказочные сооружения. В основе неоготических сооружений вертикальная направленность, высокие тонкие шпили, ажурность фасадов, башенки с фигурным декором, скульптурное оформление. Так формировался готический образ замков Баварии, делая их похожими на иллюстрации к сказке. Иначе формировалась неоготика в Северной Европе, например, в Англии, где готический стиль был признан, как национальный, несмотря на то, что вначале он зародился в центральной Европе и лишь спустя некоторое время появился в Англии. Здесь неоготика приобрела мрачноватый вид, создав замки с высокими башенками, устремленными вверх, украшенными разнообразными лепными элементами. Многое в эклектике Англии было заимствовано из строгого нормандского зодчества. Воплощенная в частных строениях неоготика лишилась своего декоративного убранства, оставив вертикальное устремление и башенки, либо принимала формы английской готики. В современном строительстве тема неоготических замков очень популярна, ассоциируясь у владельцев со средневековьем, европейскими сказками на тему рыцарей и принцесс. Нередко готическая эклектика в архитектуре выглядит как театральная декорация.

Дом-особняк в неоготическом стиле. Архитектурная энциклопедия Барановского.

Особняк в неоготическом стиле. Архитектурная энциклопедия Барановского.

Направление эклектизма в архитектуре - необарокко - в 19 в. строилось на принципах "свободной лепки" фасада, созданием выступающих и вогнутых плоскостей. При этом сохраняется симметрия расположения архитектурных элементов относительно центральной оси. Используются ордерные элементы, объединяющие этажи: пучки колонн, пилястры, которые служат декоративным целям. В это время распространены фасады, создающие впечатление динамичного движения за счет их пластичности. В некоторых случаях сочетается барокко и классицизм, и роль динамичных объектов выполняют декоративные элементы: скульптуры и лепнина (например, у архитекторов В. Лангвагена и А. Кольба). Нередко архитекторы фрагменты фасада оформлялись под барокко, например, создавали барочными ярус дома, один - два выступа, в то время как остальные части фасада оставались исполненными в классическом стиле (так работали, к примеру, архитекторы Е.П. Варгин, И.С. Гамазов, А.Ф. Занфтлебен). Небольшие дома отделывали в стиле неорококо без применения элементов ордера (работы зодчих А.К. Бруни, Г.И. Карпова, P.P. Генрихсена). Эклектика в архитектуре Петербурга, отразившаяся в сооружениях необарокко: особняк Т. П. Дылёва, особняк П. И. Демидова, доходный дом Н. П. Жеребцовой, особняк Е. М. Бутурлиной, перестроенный Дворец Белосельских-Белозерских. Современные здания в стиле необарокко перенимают традиции 19 в., в основе их дизайна - стилизация, пластика, лепнина, причем могут использоваться как традиционные материалы в отделке, так и их имитация.

Необарокко современного здания выражено в форме двухъярусной крыши сложной формы.

Стиль эклектика в архитектуре нередко строится на основе мавританского зодчества. Сама восточная культура является смесью разнообразных национальных традиций, свойственных не только для определенных народов, но и для разных географических областей и исторических периодов, поскольку история знает примеры завоеваний, поглощений и объединений разных традиций в одной культуре на какой-то промежуток времени, что затем сменялось иными подходами и методами. В одном из вариантов ближневосточной архитектуры объединялись многоярусные фасады из Ликии и Карии (юго-западный регион Малой Азии), портики из греческих храмов, которые попали в восточное зодчество в ходе слияний культур в периоды завоеваний. От финикийцев пришла в архитектуру капитель, от персов - зубчатые стены, двускатные или, напротив, плоские крыши, напоминающие террасы-ступени). В современном строении с эклектическим ближневосточным дизайном можно увидеть сочетание классики и восточного стиля, выражающееся в характерной форме окон и дверей, лепнине, ярусности, арочных террасах и галереях.

Восточные мотивы в декоре здания фармацевтического производства.

Современный эклектизм архитектуры выражается в использовании узнаваемых фрагментов, приемов того или иного стиля. Например, любое сегодняшнее сооружение, созданное в классическом стиле, эклектично, так как лишь повторяет некоторые элементы, заимствованные из ордерной системы. Сегодняшняя эклектика позволяет владельцу дома жить словно бы в разных эпохах одновременно, когда используются все современные средства для лучшего художественного выражения: инженерные, технологические, конструкционные.

Современный дом, построенный по мотивам английского стиля.

Благодаря разнообразию эклектики в архитектуре и привнесения в нее многочисленных авторских идей и элементов, это направление стало сложным, неоднородным, что характерно для современного строительства. Таким образом, архитектура, по мнению исследователей, приобретает индивидуальность. Автор текста: К. Максимов

Эклектика как архитектурный стиль, господствовала в России, как и в Европе, в период с 1830 по 1890 годы. Эклектика обычно характерна для периодов упадка в искусстве, она объединяет в себе множество различных элементов и стилей. Архитектурная эклектика 19-го века тяготела к излишней парадности, часто даже бутафорской, когда над традиционными способами организации интерьеров брали верх имитации, пышная лепка, прочие декоративные приемы.

В архитектуре эклектика разделена на два периода (1830-1860 г.г. и 1870-1890г.г.). Произведения первого периода сочетали в себе преимущественно такие исторические стили как неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский, неовизантийский, псевдорусский стили, классицизм и другие. В эклектике еще сохранился архитектурный ордер (определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, включает в себя несущие части (колонна с капителью, базой и иногда с пьедесталом) и несомые (фриз карниз). В зависимости от того, с какой целью строилось здание, могли использоваться те или иные стили. Например, эклектический стиль архитектора К. Тона применялся при строительстве храмов, но для возведения гражданских строений его не использовали. В какой-то мере все зависело и от финансовой состоятельности заказчика – единые требования отсутствовали, и чем больше средств выделялось на постройку, тем более нагруженным различными элементами могло получиться здание. Во второй половине 19 века в эклектике появились элементы таких стилей как готика, ренессанс, барокко, рококо, что в дальнейшем способствовало появлению стиля модерн.

В России выделяют "николаевский" и "александровский" этапы развития эклектики, которые указывают не столько политические обстоятельства, сколько на изменения в социально-общественной сфере. Зарождение и расцвет эклектики в России совпали с важными общественными реформами, в частности – с отменой крепостного права. В этот период теряет свое первостепенное значения храмовое строительство, уступая место гражданской архитектуре. Древний исторический центр Москвы подвергается реконструкции, город динамично меняется. Городская застройка также трансформируется, здания увеличиваются в размерах и этажности, появляется все больше банков, конторских зданий, пассажей – примет нового капиталистического времени.

Постепенно в московской эклектике выделились три основных направления. Русско-византийскую ветвь эклектики можно проследить в фасадах Большого Кремлевского Дворца, где архитектор К. Тон объединил элементы древнерусской и византийской архитектуры. На примере фасада Московского политехнического музея (архитекторы И. Монигетти и Н. Шохин) прослеживается влияние второго направления, в котором использовались характерные приемы русского деревенского декора, орнаменты вышивок и прикладного искусства. И третий стиль перекликался с московской архитектурной традицией середины 17 века, но в противовес ее «нарядности» этот стиль был вычурно-сухим (Исторический музей, архитекторы В. Шервуд и А. Семенов).

Среди выдающихся архитекторов, строивших в стиле эклектики, были такие как: М.Д. Быковский, К.А. Тон, К.М. Быковский, А.С. Каминский, Р.И. Клейн, Д.Н. Чичагов и другие.

Именно эклектика в 19 веке сформировала облик нынешней исторической части Москвы. В этом стиле застраивалась территория Китай-города, Красная и Лубянская площади. Эклектика удовлетворяла тенденциям того времени к постройке зданий большого масштаба, с выразительными эффектными фасадами, куполами, остроконечными гребнями. В период с 1870 по 1890 годы в Москве было построено множество величественных, необычных по силуэту зданий, таких как Государственный банк на Неглинной улице, Международный торговый банк на Кузнецком мосту, Сандуновские бани. При отделке интерьеров в стиле эклектики было принято сочетать не больше двух-трех исторических стиля, используя схожие по фактуре и цвету материалы.

Среди сохранившихся памятников архитектуры в стиле московской эклектики сегодня – знаменитые Сандуновские бани. Здание было спроектировано архитектором Б.В. Фрейденбергом. В 1894 году он приступил к строительству, но, не выдержав вздорного характера заказчика Н.С. Ганецкого, оставил работу, и заканчивал проект архитектор С.М. Калугин. Сандуновские бани работают и сегодня, так что есть вполне реальная возможность осмотреть здание и изнутри.

К признанным мастерам эклектики принадлежат и известные архитекторы М.Д. Быковский и А.С. Каминский. Каминским в 1873-1875 годах было построено новое здание Московской Биржи. Стиль здания можно охарактеризовать как позднюю эклектику. Биржа была построена на месте старого здания, автором которого был М.Д. Быковский. Примечательными чертами здания является классический портик, выходящий на улицу Ильинку, а также фасад, выполненный в стиле неоренессанса, обращенный в Рыбный переулок. Еще один этаж у Биржи появился в 1925 году, проект надстройки разработал И.С. Кузнецов.

Образцом эклектичности в архитектуре может служить нынешняя Большая Пироговская улица – в прошлом Большая Царицынская. Ее северная (правая) сторона была застроена зданиями, предназначавшимися для университетских клиник. Проект застройки этой части улицы разрабатывал еще один знаменитый московский архитектор – К.М. Быковский. Постройки выдержаны в стиле поздней эклектики с элементами классицизма.

Яркими примерами стиля эклектика в Москве являются также Государственный банк на Неглинной улице (К.М. Быковский), Международный торговый банк на Кузнецком мосту (С.С. Эйбушитц), Александро-Мариинское училище на Большой Ордынке (А.С. Каминский) и другие.


Эклектика в переводе с греческого означает «избранный». В архитектуре же это стало ведущим направлением европейского и русского искусства в 19 веке. Зарубежная этимология дает свое собственное название этому явлению – романтизм (во второй четверти 19 века), боз-ар (вторая половина 19 века) и историзм – в теперешней жизни. Отличается комбинацией разных «исторических» стилей, в частности неоренессанс, необарокко, неоготика, и другие. История возникновения берет свое начало с того периода, когда авангардисты в поисках нового, необычного, постоянно сталкивались с проблемой того, что всё уже создали и придумали до них. Все пришли к общему выводу о том, что при совмещении уже ранее существовавших вещей и добавления чего-то своего, можно получить интересный результат. Нынешний арт-дизайн комбинирует западное и восточное, старое и новое – арт-деко, хай-тек и этно, это говорит о том, что интерьеры нашего тысячелетия по своему стилистическому наполнению несут в себе чрезвычайно много компонентов. Именно это и называется Эклектика (по-другому - историзм) Форма, а также стиль здания в эклектике очень зависит от его предназначения. Эклектика «разностильна» в том плане, что строения одного и того же периода формируются на основе различных стилевых школах, всё зависит от функции зданий (собор, фабрика, жилой дом, общественный комплекс) и от финансовых возможностей заказчика (это может быть либо шикарный декор многоэтажных построек, либо же архитектурное решение будет достаточно «скромным» и демократичным). Это довольно сильно отличает эклектику от ампира, где принципиально важным было соблюдение единого стиля. Если говорить в целом, то сама по себе эклектика не значит обособленный стиль в искусстве, так как ее идейная основа как раз таки заключается в синтезе многих стилевых разновидностей. Довольно часто в кругу мастеров архитектурного творчества название эклектика является негативной оценкой, как направление, которое не соблюдает четких рамок. С другой стороны, следует учесть, что порой сочетание некоторых стилей, качественно воплощенных в реальность, могут сотворить неповторимые и уникальные произведения архитектуры. Эклектика характеризуется тесным переплетением технических аспектов с художественными при постройке сооружения, а также своей монументальностью и большим количеством декоративных элементов. На сегодняшний день элементы из эклектики пользуются популярностью в интерьерных оформлениях. Эклектика в интерьере подразумевает совмещение нескольких похожих стилей, например – барокко, классицизм, ампир. Это направление будет идеально подходить для тех, кто привозит множество сувениров и интерьерных объектов из различных стран. Тогда эклектика словно соединяет всё это воедино и создает единую стилевую волну в оформлении. А еще данное интерьерное решение прекрасно справится с «проблемой поколений» и позволит создать уютный уголок для каждого члена семьи, вне зависимости от вкусовых предпочтений. Важно сказать о том, что всё-таки эклектика, несмотря на то, что заимствует абсолютно разные элементы, умело их сочетает и не создает ощущение противоречивости. Этот же принцип усматривается и в гармоничности сочетания материалов, цветов и фактур. Для эклектики вполне привычно использование изобильного количества текстиля, легких изогнутых форм, этнические мотивы. Наиболее выдающимися архитекторами и дизайнерами историзма являются Жан Луи Шарль Гарнье (французский архитектор), а также Джон Нэш (британский мастер архитектурной деятельности), из отечественных – Василь Григорович Кричевский и Константин Андреевич Тон.

Опубликовано: Август 21, 2017

Эклектизм - это архитектурный стиль девятнадцатого и двадцатого веков, в котором одна произведение включает комбинацию элементов из предыдущих исторических стилей, чтобы создать что-то новое и оригинальное. В архитектуре и дизайне интерьера эти элементы могут включать в себя структурные особенности, мебель, декоративные мотивы, особый исторический орнамент, традиционные культурные мотивы или стили других стран, причём комбинация, как правило, выбирается исходя из его пригодности к проекту и общей эстетической ценности.

Резиденция митрополитов Буковины и Далмации, спроектированная Йозефом Главка, 1882 год, Черновцы, фото: Сергій Криниця (Haidamac) , лицензия Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)

История

Эклектика вступила в практику в конце 19 века, поскольку архитекторы искали стиль, который позволил бы им сохранить предыдущий исторический прецедент, но создать невиданные проекты. За счёт полного списка прошлых стилей возможность смешивать и сочетать стили позволила получить более выразительную свободу и обеспечила бесконечный источник вдохновения. В то время как другие проектировщики (называемые «возрожденцами») стремились в точности подражать прошлым стилям, эклектизм отличался, так как главной движущей силой было создание, а не ностальгия, и существовало стремление к оригинальности проектов.

Европа

Эклектическая архитектура впервые появилась в таких странах континентальной Европы, как Франция, Англия и Германия, вследствие растущего напряжения между архитекторами, иметь более выразительную свободу над своей работой. Национальная высшая школа изящных искусств в Париже, считающаяся одной из первых профессиональных архитектурных школ, обучала студентов в строгой, академической манере, вооружая их навыками и профессиональным престижем. Преподаватели в школе были одними из ведущих архитекторов во Франции, а этот новый метод обучения был настолько успешным, что привлекал студентов со всего мира. Многие выпускники продолжали становиться пионерами движения и использовали своё обучение боз-ар в качестве основы для новых эклектичных проектов.

Несмотря на то, что применение этого стиля архитектуры было широко распространено (и его можно было увидеть во многих построенных в то время мэриях), эклектика в Европе не достигла такого же уровня энтузиазма, который наблюдался в Америке, поскольку предполагалось, что наличие старой, аутентичной архитектуры, уменьшало привлекательность исторической имитации в новостройках.

Северная Америка

В конце 19 века произошли основательные перемены в американской архитектуре. Архитекторы, получившие образование в Национальной высшей школе изящных искусств в Париже, такие как Ричард Моррис Хант и Чарльз Фоллен МакКим, были ответственны за то, чтобы вернуть в Европу боз-ар, который, как говорили, был краеугольным камнем эклектической архитектуры в Америке. В период повышения благосостояния и коммерческого расцвета многие эклектичные здания были введены в эксплуатацию в крупных городах по всей стране. Стиль процветал, поскольку он вносил исторические черты, ранее встречавшиеся только в аристократической архитектуре европейских стран, таких как Великобритания и Франция, способствуя более богатому ощущению культуры и истории в Америке. В случае с Хантом и многими другими эклектичными архитекторами, его «типичная эклектичная точка зрения» позволяла ему делать стилистический выбор, основываясь на том, что подходит конкретному проекту или клиенту.

Создание небоскребов и других больших общественных пространств, таких как церкви, здания суда, мэрии, публичные библиотеки и кинотеатры, означало, что эклектичный дизайн был уже не только для членов высшего общества, но также был доступен широкой публики. В то время как некоторые из этих зданий были снесены (включая оригинальную станцию ​​в Пенсильвании и первый Мэдисон-сквер-гарден - оба в Нью-Йорке), проекты, которые сохранились из этой эпохи, всё ещё считаются одними из самых важных сооружений в Америке.

Распространение

Некоторые из самых необычных примеров эклектичного дизайна можно увидеть на борту океанских лайнеров (которые в то время были основной формой зарубежного транспорта). Шикарные интерьеры были созданы сочетанием традиционных стилей - в попытке облегчить дискомфорт нескольких месяцев за рубежом и создать иллюзию постоянного величия.

В то же время такие суда использовались для транспортировки колонистов в неразвитые районы мира. Колонизация таких районов еще больше распространила эклектическую архитектуру западного мира, поскольку недавно поселившиеся колонисты построили здания, особенностью которых обычно был римский классицизм и готические мотивы.

В меньшей степени эклектизм проявился в Азии, так как японские и китайские архитекторы, прошедшие обучение в американских школах изящных искусств, вернулись, чтобы создавать эклектичные проекты в Азии, такие как Банк Японии (1895) Кинго Тацуно.

Критикующий приём

Как стиль, который предлагал так много творческой свободы и никаких руководящих правил, риск создания неудачного дизайна был очевидным для всех. Проекты, которые не гармонично сочетали разные стили, подвергались критике со стороны профессионалов (особенно тех, кто выступал против движения).

Спад

Энтузиазм в отношении исторической имитации начал снижаться в 1930-х годах, и эклектика постепенно упразднилась в учебных планах школ дизайна, в пользу нового стиля. Переход к модернизму был знаменательным, поскольку многим он приставлялся авангардом, а новые технологии и материалы, создаваемые в то время, позволили добиться больших инноваций.

Декорирование интерьера

Подъём эклектической архитектуры вызвал потребность в специалистах по интерьеру, которые обладали навыками, пониманием и знаниями прошлых исторических стилей, чтобы создавать подходящие сопутствующие интерьеры. Это привело к появлению «декорирования интерьера» в качестве рассматриваемой профессии. Выдающимися декораторами интерьера в эту эпоху (между концом 19 и началом 20 века) были Эльси де Вулф, Роуз Камминг, Нэнси Макклелланд, Элси Кобб Уилсон, Фрэнсис Элкинс, Сури Моэм и Дороти Дрейпер. Пока клиентура этих ранних декораторов состояла исключительно из богатых семей и фирм, работы таких декораторов регулярно показывались в популярных печатных изданиях, наподобие House and Garden, House Beautiful, и Ladies Home Journal. Публикация роскошных интерьеров этих великолепных домов помогла распространить эклектичный стиль на средний класс, и менее экстравагантные имитации или объединение подобных декоративных элементов стали желательной особенностью в домашнем декоре. Эстетические предпочтения варьировались от региона к региону по всей Америке, причем испанские стили предпочитали в Калифорнии, а элементы «колониализма» были популярны в Новой Англии.

Такие издания, как Ladies" Home Journal (1900) способствовали распространению эклектики в массы.

Современный контекст

В современном обществе стили, которые были позаимствованы из многих разных культурных и исторических стилей, свободно описываются как «эклектичные», хотя ссылки на эклектическую архитектуру в литературе и средствах массовой информации обычно касаются зданий, построенных в эклектическом движении конца XIX - начала XX века.

Церковь Святого Семейства в Барселоне, спроектированная Антонио Гауди является ярким примером эклектики. Элементы готического стиля были объединены с восточными мотивами и формами, найденными в природе, что привело к характерному оригинальному зданию. Несмотря на то, что он был спроектирован в пиковый период эклектики (1883-1926), на сегодняшний день он всё ещё остается в процессе строительства, фото: Bernard Gagnon , лицензия Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)

Архитекторы-эклектики:

  • Даниел Хадсон Бёрнем
  • Александер Джэксон Дэвис
  • Антонио Гауди
  • Йозеф Главка
  • Ричард Моррис Хант
  • Чарльз Макким
  • Уильям Мид
  • Ричард Норман Шо
  • Стэнфорд Уайт

Дворец Монсеррат, - смешение нескольких архитектурных стилей - арабский, мудехар, индийский, мавританский стили и готика © www.сайт



- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарий: