Ребенку 6 месяцев развитие и питание уход. Долгожданные шесть месяцев: что должен уметь полугодовалый ребенок. Купаемся с удовольствием

Немыслимая быстрота роста и развития ребенка в первом полугодии жизни просто завораживает: вот только недавно кроха появился на свет, а уже через два - три месяца он уверенно держит головку и улыбается маме. Спустя еще месяц малыш точно различает «своих» и «чужих», пытается поймать и удержать красочную игрушку. Вот так - не по дням, а по часам - и растет ваше солнышко.

В 6 месяцев ребенок - это уже полноценный человек, у которого прослеживается характер и тип темперамента.

Но самый крутой перелом происходит в 6 месяцев - достигнув этого возраста, малыш настолько стремительно меняется и так быстро обучается, что только диву даешься. Вот о том, что умеет ребенок в 6 месяцев, мы с вами и поговорим. И начнем свою беседу с обсуждения режима питания и некоторых изменений в меню.

Педиатры, логопеды, стоматологи вот уже на протяжении нескольких десятилетий ведут споры на тему, . Некоторые считают, что это затормаживает речевое развитие, приводит к неправильному произношению звуков. Что думают по этому поводу специалисты расскажет наша статья.

Питание шестимесячного ребенка

Многолетние исследования и опыт предыдущих поколений свидетельствуют о том, что до указанного возраста грудное молоко полностью обеспечивает растущего малыша всеми необходимыми веществами: белками, жирами, углеводами, минералами и витаминами.

Но почему именно полугодовалому ребенку можно и нужно вводить первый прикорм?

Все дело в том, что к этому времени организм грудничка достигает определенного уровня развития:


Первым прикормом нужно заменить одно из дневных кормлений. И тут есть несколько хитростей:


Если вы прислушаетесь к вышеописанным советам и не будете спешить, сможете похвастать перед своими подругами здоровым и веселым ребенком, который не капризничает и кушает только полезную и вкусную пищу.

Физическое и эмоциональное развитие малыша в 6 месяцев

В 6 месяцев ребенок должен проявлять достаточно высокую физическую и эмоциональную/умственную активность.

Вот перечень основных навыков и умений, которые обычно усваивает грудничок к этому периоду:

  1. Без посторонней помощи переворачивается набок и на живот.
  2. Пытается перемещаться в пространстве - ползает.

    Ну тогда я пополз!

  3. Совершает первые попытки самостоятельно принять сидячее положение.
  4. Уверенно стоит на ровной поверхности, когда его придерживают за корпус.
  5. Самостоятельно берет руками игрушки и другие предметы, которые находятся не очень далеко от него.
  6. Может фиксировать свое внимание на определенном предмете 1 - 3 минуты.

    На этих красавиц можно смотреть бесконечно.

  7. Умеет выражать положительные и отрицательные эмоции.
  8. Если спрятать любимую игрушку, ребенок начинает ее искать, поворачиваясь во все стороны.
  9. Хорошо развиты вкусовые ощущения.
  10. Умеет есть из ложки, сжимая ее губами, хорошо пьет из чашки, которую придерживает кто-то из взрослых.
  11. Поворачивает голову к человеку, окликнувшему малыша по имени.
  12. Прислушивается к музыке, затихает, когда играет понравившаяся мелодия.

    Потише! Не видите я слушаю музыку!?

  13. Реагирует на смену выражений лица человека, который находится рядом.
  14. Увлеченно смотрит на предметы, которые двигаются.
  15. Не отпускает от себя надолго маму, так как ребенку хочется играть с кем-то, а не в одиночестве.

    Мама - мой лучший друг!

  16. Начинает произносить первые слоги - лепетать.
  17. Для этого периода характерно уменьшение длительности дневного сна. Но так как малышу необходимо систематизировать много новой информации, нельзя идти у него на поводу и уменьшать количество дневного сна: пусть ребенок спит недолго, но чаще.
  18. В среднем масса девочек в 6 месяцев равна 7,3 кг, а рост - 66 см. Мальчики в этом возрасте несколько крупнее - масса равняется 7,9 кг, а рост – 68 см.

Чтобы улыбнуться малышу необходимо задействовать 17 лицевых мышц, сделать малышу это очень непросто. Некоторые мамы видят уже через несколько дней после рождения, у других малыш не улыбается и через месяц. Каждый малыш начинает улыбаться в свое время, поэтому не стоит впадать в панику, стоит лишь немного подождать.

Некоторые молодые мамы не знают, как ребенок должен прибавлять в весе правильно и в какие сроки это должно происходить. ответит на все самые главные вопросы.

Учимся и играем в 6 месяцев

Прочитав информацию из предыдущей главы, многие мамы могут обеспокоиться из-за того, что какие-то действия малыш не выполняет: не может сидеть или плохо захватывает игрушки руками, не лепечет или весит меньше нормы.

Я строго индивидуален.

Хочу вас успокоить - все, что описано выше -это усредненная информация. Но ведь каждый ребенок индивидуален и развивается по-своему - кто-то все схватывает на лету, а кто-то не спешит. Стоит бить тревогу только в некоторых случаях:

  1. Когда кроха практически не реагирует на общение со стороны ближайших родственников, кормление, игры.
  2. Вы наблюдаете подергивание мышц лица ли конечностей.
  3. Отсутствует нормальный режим сна.

Но если со здоровьем у ребенка все хорошо, всему остальному его можно научить, потратив немного времени на развивающие игры.

Дети развиваются быстрее в компании своих сверстников.

Чтобы научить кроху хорошо держать руками игрушки, почаще вкладывайте ему в руки вначале небольшие предметы, а потом более крупные.

Старайтесь давать ребенку игрушки различной фактуры - гладкие, ребристые, сделанные из кожи, бархатистые на ощупь. Возбуждение тактильных рецепторов на ладонях способствует образованию нейронных цепочек в головном мозге - так малыш быстрее учится.

Двигательная активность будет боле интенсивной, если в процессе игры ребенку нужно будет дотянуться до предмета или человека. Игры во время купания или плаванье в ванной укрепят мышцы спины и шеи, что поможет малышу более устойчиво сидеть и легче переворачиваться. Если активные игры и бултыхание в ванной не так эффективны, как вам бы хотелось, делайте с ребенком специальные упражнения или пройдите курс массажа.

Водные процедуры и развивают, и успокаивают.

Речевое развитие ребенка в 6 месяцев легко стимулировать, подолгу разговаривая с ним. Рассказываете детям сказки, пойте песни, читайте стихи. Чем больше кроха слышит слов, тем быстрее и полнее у него сформируется словарный запас. Чтобы в будущем у ребенка не было проблем с артикуляцией, прикладываете его пальчики к своему рту - так малыш запомнит форму губ во время произношения различных слов.

Книжки с большими и яркими картинками завладеют вниманием крохи надолго.

Побольше играйте с ребенком, показывайте ему игрушки, называя их, а потом просите малыша найти ту или иную. Показывайте крохе фотографии и называйте людей на них, играйте с зеркалом, попробуйте прятаться от ребенка, но так, чтобы он с легкостью вас нашел.

В целом родители должны помнить о том, что именно от них зависит интеллектуальное и физичесокое развитие детей. Поэтому в их обязанности входят следующие действия:

  • правильно организовать ребенку режим дня,
  • подобрать оптимальное блюдо для введения первого прикорма,
  • придумать такие игры, которые не только займут кроху на какое-то время, но и обучат его чему-то новому.

Что должен делать ребёнок в шесть месяцев? Как правильно развивать полугодовалого малыша? Как выбрать хорошие игрушки, не потерявшись в огромном ассортименте детских магазинов? Такие вопросы часто волнуют молодых мам и пап, которые хотят, чтобы их ребёнок был здоров, счастлив и радовал их новыми успехами.

Рост и вес детей в полгода

До 2006 года действовали устаревшие нормы развития детей, основанные на наблюдениях за малышами на искусственном вскармливании. Поэтому не всегда стоит прислушиваться к словам бабушек о том, что ребёнок кажется худеньким, лучше свериться с новыми нормами, разработанными ВОЗ 10 лет назад.

Согласно этим параметрам, вес девочек в 6 месяцев может быть от 6,5 до 8,2 кг, а рост колеблется от 63,5 до 68 см. Аналогичные показатели у мальчиков немного выше: 7,1–8,8 кг веса; рост в пределах 65,5–69,8 см.

Если мальчик или девочка имеют рост и вес ниже или выше указанных, это не свидетельствует напрямую о проблемах со здоровьем. Однако экстремально низкие или высокие показатели могут указывать на пробелы в системе питания ребёнка или скрытый дефицит полезных веществ. Поэтому, если выявлено отличие от норм роста и веса, следует быть внимательными к состоянию малыша и провести по возможности дополнительные обследования ради исключения неприятных последствий.

Что должен уметь малыш в полгода: нормы развития

Перечислим основные навыки, овладением которых может похвастаться 6-месячный человек:

  • Умеет перекатываться с животика на спинку;
  • Осваивает переворот со спины на живот с обоих боков, при этом одна из сторон может быть ведущей
  • Лёжа на животе, выпрямляет руки и опирается на ладошки;
  • Тянется за игрушкой, пытаясь достать её;
  • Пытается перекладывать предметы из одной руки в другую;
  • Учится ползать, не поднимая живота;
  • Сидит или полусидит с опорой;
  • Опирается на ножки, когда его держат вертикально, поддерживая под мышками;
  • При попытке посадить его умеет удерживать голову на одной линии с телом.

В этом возрасте физическое развитие является определяющим для общего развития ребёнка, именно оно должно служить главным ориентиром. Освоение различных двигательных навыков больше всего отражает постепенное созревание детского мозга. Однако есть и иные критерии того, что малыш растёт и развивается правильно, в соответствии со своим возрастом. Например, такие:

  • Умение произносить отдельные гласные и согласные звуки, а также их сочетания;
  • Способность узнавать голос мамы, «комплекс оживления» (движения рук и ног, лепет, разные звуки, слежение глазами) как ответ на него;
  • Реакция на звук упавшей игрушки, хлопнувшей двери и т. д.;
  • Умение провожать глазами предмет, находящийся в движении;
  • Руки и рот участвуют в изучении предметов окружающего мира;
  • Интерес к своему и чужому отражению в зеркале;
  • Положительная реакция на игры со взрослыми («ку-ку», потешки, «дай и на»).

Не всегда все эти навыки появляются в одно время, часто развитие детей идёт нелинейно. Некоторые смышлёные груднички в 6 месяцев умеют говорить слово «мама», а учиться сидеть и ползать не спешат. Если малыш здоров и проявляет активность, не стоит пугаться отдельным проявлениям запаздывания в развитии. Но и советами специалиста – грамотного, спокойного, внимательного – пренебрегать не следует. Хотя зачастую малыш в шесть месяцев порадует родителей успехами, если с ним каждый день заниматься и с удовольствием играть.

Развитие ребёнка в 6 месяцев – в ваших руках. Ведь в это время малыш много находится с любящей и заботливой мамой, слушает её голос, наблюдает за её действиями и мимикой. Также в силах родителей стимулировать физическое, речевое и эмоциональное развитие ребёнка. Как это сделать?

Прежде всего, стоит почаще мотивировать ребёнка на самостоятельное движение. Если по каким-то причинам вы избегали класть малыша на пол, он проводил время на ручках или в шезлонге, то стоит восполнить этот пробел (обязательно освободив окружающее пространство от мелких или опасных предметов). Расположите неподалёку от малыша красивую игрушку, постучите или позвените ей, привлекая внимание юного исследователя.

Существуют несложные методики, помогающие маленьким детям освоить повороты с живота на спину и обратно. Их легко найти в сети в формате видеоуроков.

Называйте окружающие ребёнка предметы, озвучивайте свои действия и планы, зовите его по имени.

Во время бодрствования малыша находите время поиграть с ним в прятки (ку-ку), ладушки, разучите несколько потешек и пальчиковых игр. Скоро вы увидите, что некоторые из этих игр особенно нравятся сыну или дочке.

Предлагайте малышу пособирать пирамидку, покатать или побросать мячик. Давайте ребёнку простые бытовые предметы вроде кастрюлек, ложек, крышек, мягких бутылочек, бумаги. Комментируйте действия ребёнка, радуйтесь его открытиям!

Топ развивающих игрушек для малышей в 6 месяцев

  • Мячики разных размеров и фактур;
  • Пирамидка с колечками разных цветов;
  • Простая машинка, неинерционная;
  • Книжки с сюрпризами;
  • Развивающие коврики с кармашками на молнии, липучке, кнопках
  • Набор стаканчиков разных размеров;
  • Музыкальные инструменты (маракасы, бубен, барабан).

Шестой месяц жизни ребёнка – один из этапов отделения его от осуществляющего уход взрослого. То, что умеет ребёнок в 6 месяцев, уже позволяет ему самостоятельно играть в течение 5–10, а то и 15 минут. Однако не все занятия малыша радуют родителей. Например, ребёнок может раз за разом бросать игрушку на пол и звуками просить маму поднять её. Помните, что в этом нежном возрасте дети не умеют манипулировать и делать назло. Такие действия – это всего лишь потребность растущего человека в игре, взаимодействии с любящими людьми, познании мира и свойств окружающих предметов. Такие игры, несмотря на кажущуюся бессмысленность с точки зрения взрослых, способствуют детскому развитию. Наберитесь терпения, но не поощряйте неприятное для себя поведение.

Еще недавно ваш малыш был крохотным и беспомощным человечком, но время пролетело быстро и сегодня вы отмечаете его первый юбилей – полгода со дня рождения. Кроха уже достиг определенных успехов и продолжает непрерывно совершенствовать свои навыки. Так какой он, шестимесячный ребенок?

Физиологическое развитие ребенка в 6 месяцев – вес и рост малыша в полгода

За шестой месяц дети в среднем прибавляют 600-700 грамм веса и подрастают на 2-2,5 см.

Средние физиологические показатели полугодовалого малыша:

Шестимесячный малыш уже многому научился благодаря непрерывному развитию и совершенствованию его физиологических параметров.

У малыша в полгода режутся зубки

Для многих родителей период прорезывания первых зубов становится достаточно тяжелым временем. Малыш ощущает физический дискомфорт. Он капризничает, плохо спит, у него может подниматься высокая температура и нарушаться стул.

Основные симптомы, сопровождающие прорезывание зубов:

  • Повышается слюноотделение.
  • Набухают и краснеют десны.
  • Снижается аппетит, ухудшается сон.
  • Увеличивается потребность держать во рту разные предметы.
  • Повышается температура.
  • Появляется кашель и насморк.
  • Может появиться понос или запор.

У многих деток зубы могут вылезать попарно, что является для малыша еще более тяжелым испытанием.

Родители должны быть особенно внимательны к малышу, чаще брать его на руки, ласково напевать и разговаривать с крохой и отвлекать его с совместными играми.

Для облегчения симптомов, посоветовавшись с врачом, можно применять медикаментозные средства.

Слух и зрение у полугодовалого ребенка

Малыш хорошо слышит, если источник звука находится на расстоянии не более 6-6,5 метров от него. Он уже откликается на свое имя, различает голосовые интонации тех, кто с ним разговаривает. Малыш с большой радостью откликается на мамин голос. Ребенок чутко прислушивается к звукам, поворачивает голову к его источнику. Он различает шум шагов, звук открывающейся , журчание воды. Кроме того, он способен услышать шепот, легкое шуршание и другие тихие звуки.

В 6 месяцев развитие зрительных центров головного мозга полугодовалого малыша достигло значительного прогресса.

Ребенок видит предметы четче, чем раньше, следит за двигающимися предметами более быстрым и точным взглядом. Он уже хорошо различает все цвета, острота зрения улучшается. Более точная координация между глазами и руками позволяет быстро находить предмет, хватать его и тащить в ротик.

Достижения Вашего малыша в 6 месяцев

Двигательные навыки

К полугоду движения ребенка становятся более уверенными и целенаправленными.

В этом возрасте кроха:

  • Свободно переворачивается со спины на живот или на бочок и обратно
  • Отрывает тело от кровати или пола с помощи вытянутых ручек, которые ладошками опираются о поверхность
  • Делает попытки ползти , что в 6 месяцев у многих малышей достаточно хорошо получается
  • Достаточно долго , имея за спинкой точку опоры
  • Перекладывает игрушки и другие вещи из руки в руку
  • Тянется вытянутой ручкой за далеко расположенным предметом
  • Одновременно пользуется обеими руками , держа в каждой по игрушке
  • Некоторые малыши приподнимаются и пытаются встать на ножки, держась за опору.
Речь малыша Когда малыша ничего не беспокоит, он, как и раньше, подолгу гулит, а в его лепете отчетливо проскакивают согласные звуки («а-ма, ба-бя и т. п.».) В 6 месяцев активно формируются и развиваются речевые реакции ребенка . То есть, он уверенно связывает предмет с его озвученным названием.

Слушая речь взрослых, ребенок старается подражать им не только звучанием, но и интонацией. Кроху забавляют новые звуки, теперь он с удовольствием болтает, даже когда находится в комнате один . Ребенок в 6 месяцев овладевает артикуляцией языка, а звуки становятся более разнообразными.

Мелкая моторика Пальчики крохи становятся еще подвижней, он уверенно берет и удерживает в руках не только удобные для захвата игрушки, но и мелкие предметы. Малыш лучше координирует движения, пытаясь достать или поднять маленькие игрушки .
Использование жестов Малыш научился выражать свои желания с помощью жестов. Он настойчиво тянет руки, когда хочет чтобы его забрали из кроватки, указывает на предметы, которые непременно хочет заполучить. Теперь он старается копировать действия взрослых, внимательно наблюдая за ними . К примеру, если вы похлопаете в ладоши, малыш тоже начнет играть в ладушки.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев

Любознательность и стремление к познанию окружающего мира у полугодовалого ребенка не знает границ. Малышу интересно все, что его окружает – предметы, звуки, люди, события и явления. Малыш взрослеет прямо на глазах. Он уже показывает свой характер, становится более целеустремленным, проявляет настойчивость и упорство в достижениях желаемой цели.

Полугодовалый ребенок уже понимает, каким образом можно манипулировать близкими людьми, чтобы добиться желаемой цели. Это связано с осознанием того, что именно окружающие его люди являются причиной тех или иных действий.

С неодушевленными игрушками он проявляет гораздо меньшую эмоциональность, чем с людьми. В 6 месяцев ребенок способен самостоятельно занимать себя от получаса до 40-45 минут. У него уже имеются любимые игрушки и развлечения.

У ребенка совершенствуется понимание причинно-следственных связей . Пока что это освоение простых взаимосвязей – если выпустить игрушку из рук, то она упадет, если потрясти погремушку – раздастся характерный звук, если нажать на кнопочку музыкальной игрушки – зазвучит музыка, а если он захнычет, к нему подойдет мама.

В 6 месяцев ребенок не только изучает новые предметы, но и старается найти им «достойное» применение, показывая деловой подход к знакомым и незнакомым вещам.

У малыша расширяется пассивный словарный запас, он кроме своего имени понимает названия многих предметов, игрушек и действий.

Игры для ребенка шести месяцев, способствующие развитию

Занятия с детьми способствуют:

  • Расширению звуковых и зрительных образов.
  • Гармоничному развитию , как эмоциональному, так и физическому.
  • Увеличению пассивного запаса слов и получению новых знаний и навыков.
Игры Порядок действий Польза от занятия
Ладушки Берем ладошки ребенка и начинаем хлопать ими в такт известному стишку «ладушки-ладушки». При этом хлопок делаем в момент произношения первого слога в словах. Произнося фразу «полетели, полетели, на головку сели» помашите ладошками малыша и опустите их ему на голову.
  1. Развивается чувство ритма.
  2. Тренируется память.
  3. Улучшается координация движений.
  4. Укрепляется эмоциональная связь с мамой.
Звучащие

чашки

Ставим в ряд несколько чашек разного объема. Берем первую из них, подносим ближе ко рту и говорим какое-либо слово, например, имя ребенка. Повторяем действие со всеми чашками. Малыш обратит внимание, что одно и то же слово может звучать по-разному, хотя и не сможет сказать об этом . Но если вы повторите свои действия, произнося всего один слог, а потом поднесете чашки к ротику малыша, он попытается повторить слог, внимательно прислушиваясь к происходящему. Малыш знакомится со свойствами предметов и развивает слух.
Поищи игрушку Играть можно как в кроватке, так и на полу. Рядом с малышом кладем несколько игрушек и каждую накрываем кусочком ткани. Затем просим кроху поискать то, что вы спрятали. Малыш начнет стаскивать лоскутки с игрушек, проявляя огромную радость при их обнаружении . После этого отвлекаем ребенка и перепрятываем предметы так, чтобы он не заметил. Просим малыша вновь заняться поисками. При игре тренируется память, развивается наблюдательность и увеличивается подвижность ребенка.
Музыкальные бутылочки Возьмем несколько бутылочек из пластика (лучше 7 – по количеству нот) и нальем в них разное количество воды. Постучим по ним ложкой, вместе с малышом послушаем, какие звуки они издают . Пусть малыш постучит по бутылочкам самостоятельно. Он охотно будет извлекать звуки, и прислушиваться к ним. Развивается музыкальный слух ребенка.

Чтобы малыш не потерял интереса к развивающим играм, заниматься с крохой одним и тем же делом нужно не более 5-10 минут.

Физические упражнения с малышом в 6 месяцев

В дополнение к упражнениям, которые вы делали с малышом в 5 месяцев, можно добавить несколько новых.

Они должны способствовать укреплению сердечно — сосудистой системы ребенка, улучшать кровообращение, стимулировать укрепление опорно-двигательного аппарата и развивать координацию движений.

  • Сидение по-турецки . Малыша усаживают на ровную поверхность или на колени к маме. Поддерживая спинку, сгибают ножки в коленях так, чтобы стопы ребенка соприкасались. Можно слегка потереть подошвы друг о друга. После того как малыш освоится с такой позой, уменьшайте поддержку спины, чтобы малыш учился держать равновесие. Упражнение укрепляет мышцы туловища и позвоночник.
  • Низкие приседания . Малыша берут подмышки спиной к себе и ставят на ножки. Обеими руками сгибают ноги ребенка в коленях, чтобы он присел на корточки. Кроха попытается встать, после чего вновь усадите его. Следите, чтобы стопы малыша стояли ровно, не подворачиваясь внутрь или наружу. Повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет ножки и способствует освоению вертикальной позы.
  • Подъем ног . Положив ребенка на спину, ладонями обхватываем его колени, попутно выпрямляя ножки. Сначала по очереди, а потом одновременно, поднимаем ноги малыша вертикально вверх. Повторить плавными, медленными движениями 8-10 раз. Упражнение укрепляет тазобедренные мышцы и нормализует тонус ног.

Режим и питание ребенка в 6 месяцев

Режим дня полугодовалого ребенка мало чем отличается от распорядка в 5 месяцев. Единственное изменение – небольшое увеличение времени бодрствования и уменьшение сна.

Если в 4-5 месяцев детям вводился выборочно, то к 6 месяцам расширение рациона является обязательным для всех малышей.

Чтобы малыш рос здоровым и интеллектуально развитым человечком, уделяйте ему как можно больше времени. Читайте книжки, рассказывайте стихи, пойте песенки.

Рассказывайте малышу обо всем, что вызывает у него интерес. Только любовь и забота близких поможет крохе вырасти гармонично развитой личностью.

Еще одна важная веха в развитии грудного ребенка – это 6 месяц жизни. К концу первого полугодия малыш осваивает кардинально новые для него умения – начинает садиться, пытается вставать и передвигаться посредством ползания. Он активно участвует в процессе общения со взрослыми, становятся ярче его эмоции и заметнее особенности характера. Подробнее о том, что должен уметь ребенок в 6 месяцев – читайте далее в нашей статье.

Физическое развитие

Рост и вес

В среднем вес малыша в 6 месяцев составляет от 7,5 до 9 кг, а рост – 66–68 см. Но ориентироваться следует все также на ежемесячную прибавку в весе и росте: за месяц масса тела должна увеличиться на 400–600 г, а рост – на 2 см.

Окружности головы и грудной клетки

В 6 месяцев окружность головки составляет 43,5–45 см, а груди – от 45 до 46 см.

Психомоторное развитие

В 6 месяцев у детей появляются новые навыки:

Движения. К концу первого полугодия жизни большинство детей начинают садиться или активно стремятся сесть, хотя их попытки бывают пока еще не полностью успешными: садясь, малыш плохо держит спинку или быстро «заваливается» на бок. Но если ребенок сидеть еще не умеет, это считается вариантом нормы, и специально усаживать его без опоры под спинку нельзя.

К 6-месячному возрасту младенец должен уметь вставать на четвереньки и совершать попытки ползания – в основном на животе, «по-пластунски», но у некоторых малышей может отмечаться уже передвижение на четвереньках с перекрестным переставлением рук и ног. Часть детей активно осваивают такие способы передвижения, как ползание назад, или перемещение с раскачиванием, падением вперед на руки и последующим «подтягиванием» ножек. В полгода многие младенцы начинают вставать у опоры или с поддержкой.

Движения рукой становятся все четче. Ребенок целенаправленно тянется и захватывает игрушку или интересующий его предмет пальчиками и крепко удерживает его, подносит ко рту, к глазам, перекладывает из одной руки в другую, совершает другие осознанные действия с игрушками (нажимает кнопки, тянет за пружинки, крутит и перемещает колечки и фигурки по игровым центрам). Достаточно уверенно он владеет пальчиками, и может захватить мелкие предметы, например, пуговицы.

Полугодовалый малыш хорошо удерживает бутылочку с водой или смесью, может пытаться самостоятельно есть печенье или кусочки фруктов, но вот ложку или кружку с водой удержать и поднести ко рту еще не может.

Эмоции ярко окрашены и активно выражены. На смену происходящих вокруг событий ребенок реагирует сменой настроения и эмоций: плачет, смеется, улыбается, хнычет, требовательно кричит и т.д. В то же время свои желания малыш выражает не только эмоциями, но и действиями – протягивает ручки, когда хочет на руки к маме, хлопает в ладошки и подпрыгивает от радости, падает на спину и «сучит» ногами, когда сердится.

Мышление – малыш знает свое имя и откликается на него, знает названия некоторых предметов, понимает, о чем говорят (даже если этого предмета нет сейчас у него перед глазами). При произнесении названия предмета он оглядывается, пытаясь отыскать его вокруг.

Речь. Полугодовалый малыш лепечет, быстро повторяя самые разные слоги. При повторении слогов «ма», «па» или «ба» может складываться впечатление, что он произносит слово «мама» («папа» или «баба»). Однако это еще не слова, а неосознанный лепет, попытки воспроизведения речи взрослых.

Режим дня

Режим дня 6-месячного младенца существенно не меняется: он бодрствует подряд от 2 до 4 часов, а спит до 14 часов за сутки, и по-прежнему 3 раза днем. Из-за возрастающей активности дети могут плохо спать по ночам, капризничать или требовать, чтобы с ними играли. В таких случаях необходимо нормализовать режим дня, исключив подвижные и веселые игры в вечернее время и заменив их на купание, рассматривание картинок или напевание колыбельных мамой.

Нарушения ночного сна у младенца 6 месяцев могут быть обусловлены и другими причинами: прорезыванием зубов, инфекционным заболеванием, повышенной нервной возбудимостью. Если малыш очень беспокоен по ночам, и при этом днем спит не больше обычного, необходимо рассказать об этом на приеме у педиатра и детского невролога.

Другие вопросы

Питание – в 6 месяцев все дети должны получать прикормы (за исключением тех, кто страдает тяжелыми формами аллергии или заболеваниями желудочно-кишечного тракта). Введение новых блюд при нормальной переносимости продукта проводится достаточно быстро – по 1 новому продукту в 1–2 недели. Следует помнить, что введение нового прикорма не начинают в период прорезывания зубов, перед прививкой или на фоне инфекционного заболевания.

К полугоду в рацион младенца вводятся безглютеновые каши, фруктовые и овощные пюре, яичный желток, печенье, растительное масло. К концу 6 месяца начинают введение мясного пюре.

Меню малыша на грудном вскармливании в 6 месяцев выглядит примерно так:

6.00 – грудное молоко;

10.00 – каша гречневая безмолочная с ¼ желтка;

14.00 – пюре овощное с растительным маслом, грудное молоко;

18.00 – пюре фруктовое, печенье, грудное молоко;

22.00 – грудное молоко.

Как только младенец начинает сидеть, кормить его необходимо на специально выделенном месте – оптимальным вариантом станет стульчик для кормления. Пока он сидит неуверенно, под спинку ему нужно подкладывать подушку, переводя малыша в положение полулежа. Обязательно приучение к столовым приборам – тарелкам, ложкам, чашечкам и поильникам вместо привычных ранее бутылочек.

Игрушки. В 6 месяцев при выборе игрушек для ребенка большое внимание следует уделять их безопасности: младенец вполне способен снять мелкую деталь и проглотить или засунуть ее себе в нос. Для малыша в этом возрасте будут интересны различные развивающие центры, на которых можно нажимать кнопки и клавиши, крутить и перемещать детали. К 6 месяцам нужно знакомить ребенка с пирамидкой, обучая его нанизыванию колец, одновременно проговаривая их размер и цвет.

Для развития ребенка 6 месяцев следует как можно чаще разговаривать и общаться с ним. Обязательно читайте простые стишки малышу, показывайте картинки в книжках, называйте все незнакомые объекты на прогулке. Развивающие занятия (чтение, игра с пирамидкой, кубиками) не должны быть продолжительными – достаточно 3–5 минут, иначе ребенок будет уставать, его внимание станет рассеянным и он не получит никакого удовольствия от занятия.

Не забывайте и о физическом развитии и закаливании малыша: с ним нужно гулять 1–2 раза в день, если позволяет погода (допустимой считается температура в пределах от 10 градусов мороза до 30 градусов жары), в течение минимум 2 часов. Желательно проводить прогулки с ребенком на руках (можно поместить его в слинг), а в коляске во время бодрствования его следует перевозить в положении полусидя, чтобы он мог рассмотреть окружающие предметы и происходящие вокруг события.

Дома с ребенком минимум 1 раз в день нужно проводить гимнастику с элементами массажа и активные игры (упражнения на мяче и т.д.) и поддерживать его стремление ползать, для чего следует предоставить малышу возможность перемещаться по полу. Постоянное пребывание младенца в манеже, в кроватке или на диване затормаживают развитие его двигательных навыков – он должен учиться ползать и вставать на твердой поверхности. Если полы очень холодные, можно на 1–2 часа, во время занятий с ребенком, застилать их одеялом.


В этой статье:

Интенсивное физическое и эмоциональное развитие малыша к окончанию первого полугодия требует большего количества витаминов, белков, углеводов, микроэлементов, чем может дать грудное молоко или смесь. Приходит время знакомить кроху с новыми вкусами и продуктами. Прикорм ребенка 6 месяцев – шаг во взрослую жизнь, требующий внимательного и ответственного подхода. Как правильно вводить прикорм с 6 месяцев грудному ребенку? Главный принцип в этом деле - терпение и осторожность.

Основные правила введения

Чтобы новая еда в рационе пошла малышу только на пользу, необходимо знать, как правильно вводить прикорм грудничкам в 6 месяцев. Рекомендации педиатров по этому вопросу достаточно простые, но от соблюдения этих советов зависит здоровье ребенка.

Главное правило - прикорм 6-месячного ребенка можно начинать только при условии, что он совершенно здоров. Любое, даже незначительное недомогание крохи, подготовка его к вакцинации, несколько дней после нее, кишечные болезни и период восстановления являются абсолютным противопоказанием для этого.

Дети могут не понимать вкуса нового блюда. Поэтому прикорм нужно предлагают только когда малыш голоден. Дают его перед или , начиная с малого количества (1 чайной ложки), доводя за несколько недель объем еды до возрастной нормы.

При этом нужно внимательно наблюдать за реакцией крохи на новый компонент питания. Повышенное внимание уделяется кожным реакциям и стулу малыша. Если эти показатели в норме, то по завершении адаптации грудничка к первому прикорму можно ввести следующий продукт.

Последовательность, внимательность и отсутствие поспешности – второе правило успеха прикорма в шесть месяцев.

Прикорм ребенка – грудничка и искусственника – в 6 месяцев может отличаться. Малыш, который привык к смеси, легче адаптируется к новой еде. Поэтому введение в рацион грудному ребенку «взрослой» еды требует особого внимания и консультации педиатра, который определит, как правильно вводить прикорм в каждом случае.

Для прикорма подойдут продукты, изготовленные промышленным способом специально для детского питания. Но при желании мама может приготовить еду самостоятельно. При этом основное требование – чистота посуды, кухонных принадлежностей и рук. Для кормления малыша годится только свежеприготовленная еда. Любое, даже непродолжительное ее хранение приводит к утере продуктом полезных качеств и увеличивает вероятность пищевого отравления.

Одно и то же блюдо не нужно давать ребенку несколько раз в день. Меню должно быть разнообразным и сбалансированным. Новый продукт можно вводить в рацион только после того, как пройдет полная адаптация к предыдущему. Как правило, этот период составляет срок от нескольких недель до месяца.

При введении новых продуктов нужно следить за стулом и состоянием кожных покровов. Если они остаются в норме, то порцию постепенно увеличивают.

Каким должен быть прикорм в 6 месяцев?

Для большинства грудничков и некоторых малышей, питающихся смесью, прикорм начинают вводить с 6 месяцев. Основным продуктом в этом возрасте по-прежнему остается грудное молоко либо адаптированная смесь. Новая еда добавляется в меню аккуратно и постепенно заменяет кормление привычным молоком.

Последовательность продуктов в прикорме грудничка с 6 месяцев имеет важное значение. Если первым ввести , кроха может позже отказаться есть несладкое или безмолочную . Поэтому введение прикорма с 6 месяцев при грудном вскармливании так же, как и при искусственном, лучше всего начинать с каш либо овощей.

Каким будет первое «взрослое» блюдо, решает педиатр, который постоянно наблюдает за развитием ребенка и руководствуется его индивидуальными особенностями и потребностями. Например, если грудничок имеет склонность к , то врач порекомендует овощное пюре. Если же главная проблема малыша – недостаток , срыгивание, то первым прикормом для него должна стать каша.

Овощи

Овощное пюре - оптимальный вариант продукта, с которого может начинаться введение прикорма для 6-месячного ребенка. Овощи будут уместны в детском меню, особенно при проблемах крохи с пищеварением. Пюре в 6 месяцев при грудном вскармливании должно иметь в своем составе только один овощ. Во-первых, пищеварительной системе крохи будет легче справиться с нагрузкой. Во-вторых, если возникнет , то маме легко будет понять, какой из продуктов ее спровоцировал.

Сначала рацион обогащают овощами, имеющими зеленую или белую окраску. После того как ребенок привыкнет к ним, можно вводить овощи оранжевого цвета (морковь и тыкву). Позже всего малышу предлагают картофель, потому что он тяжело усваивается.

На первых порах предпочтительнее будет пюре из банок. Но если мама уверена в качестве овощей, их экологической чистоте, можно самой делать пюре для малыша. Овощи готовят на пару или тушат в малом количестве воды, после чего пюрируют блендером.

Мясо

Это тяжелый продукт, поэтому в 6 месяцев его добавляют в рацион ребенка исключительно по рекомендации врача. Как правило, такая необходимость обусловлена наличием у малыша анемии. В первую очередь предлагают индейку, кролика, курицу. Можно пробовать ягнятину, нежирную свинину, конину.

Сначала предлагают только один вид мяса на протяжении 5 дней по половине чайной ложки. Мясо измельчают, добавляют в пюре или кашу. Постепенно порцию увеличивают. Через несколько месяцев можно предлагать малышу блюда из рубленного мяса – фрикадельки и котлетки, мясное суфле на пару. Мясные бульоны ребенку до 12 месяцев не предлагают. Они создают повышенную нагрузку на его неокрепшую пищеварительную систему.

Каши

Их вводят первым продуктом прикорма при грудном вскармливании, если малыш плохо набирает вес. Можно добавить их в детское меню вторыми после овощей. Порядок введения каши аналогичен правилам прикорма овощным пюре. Сначала предлагают несколько ложечек, постепенно увеличивая количество до возрастной нормы.

Можно варить их из крупы либо покупать специальную кашу в коробках. В первую очередь в рацион грудничка включают каши, состоящие из одного вида злаков. Это может быть , и каши. Поскольку они не содержат глютен, аллергические реакции на них не возникают.

Современные правила прикорма не разрешают вводить в детское питание до года . Такая настороженность к этому продукту объясняется высоким содержанием в составе глютена, который из-за незрелости пищеварительной системы грудничка может способствовать развитию аллергических реакций. По этой же причине овсяная и каша из нескольких злаков может быть предложена малышу ближе к 12 месяцам.

Первые кашки готовят на воде, не добавляя сахара и соли. Если кроха отказывается от безмолочной каши, то правила прикорма в 6 месяцев при грудном вскармливании разрешают добавлять в готовый продукт немного материнского молока. Для искусственника можно разводить каши привычной ему адаптированной молочной смесью.

Яйца

Несколько десятилетий назад отечественные педиатры рекомендовали вводить в рацион грудничка желток куриного яйца. Сегодня начало прикорма этим продуктом рекомендуется отодвинуть до 7-8 месяцев. Куриный желток можно заменить перепелиным, который считается менее аллергенным продуктом. Первая порция желтка, сваренного вкрутую, составляет четвертинку. Его можно развести смесью или грудным молоком, добавить в овощное пюре или кашу.

Творог

Его можно давать ребенку после полугода. Но следует учесть, что хотя творог и полезен, он тяжело усваивается и создает повышенную нагрузку на почки. Поэтому многие педиатры рекомендуют знакомить малыша с ним позже.

Если врач рекомендует обогатить рацион крохи творожком, то первое знакомство начинают с половины чайной ложки. Если продукт хорошо усваивается ребенком, порцию постепенно увеличивают, доводя ее до 50 гр к году. Его дают малышу не чаще нескольких раз в неделю, не превышая рекомендуемых дозировок.

Раньше мамы готовили творожок самостоятельно либо приобретали его на молочной кухне. Сегодня можно купить готовый продукт понравившегося производителя. Если берется творожок в баночках, лучше выбирать продукт известного производителя, имеющего хорошую репутацию. Покупать творог можно только в тех местах, в которых соблюдаются сроки и условия его хранения.

Если творожок не вызвал аллергической реакции, то через месяц можно смешивать его с фруктовым пюре.

Меню

Рацион шестимесячного карапуза, питающегося адаптированной смесью, и рацион грудничка этого возраста имеют отличия.

При грудном вскармливании

Малыш, который питается исключительно маминым молоком и нормально развивается, не требует никаких новых продуктов до полугода. До этого возраста ему не нужно давать ни соков, ни фруктов, ни желтка, как это было принято раньше. Особенно это касается деток, склонных к аллергии.

Прежде чем вводить в меню ребенка новую еду, нужно обратиться к педиатру за рекомендациями, как правильно начать прикорм в 6 месяцев на грудном вскармливании. Врач поможет правильно выбрать первый продукт, наиболее подходящий крохе. Это может быть пюре из овощей либо фруктов, каша или сок.

Если знакомство малыша с первыми продуктами началось в полгода, то к окончанию шестого месяца меню грудничка может быть таким:

  • Рекомендованное число кормлений в сутки – 5.
  • В первое утреннее кормление, примерно в 6 утра, дают грудное молоко.
  • Во второе утреннее кормление, примерно в 10 утра, в дополнение к грудному молоку можно дать 30 гр пюре из фруктов.
  • В следующее дневное кормление в этом возрасте можно в полном объеме заменить молоко на овощное пюре (150 гр) с добавлением растительного масла и 60 мл фруктового сока.
  • В вечернее кормление грудное молоко дополняют 30 гр фруктового пюре.
  • На ночь крохе дают грудное молоко.

Это примерный рацион ребенка, который начал получать прикорм в 6 месяцев.

Если же прикорм был введен на месяц раньше, то суточное меню крохи будет отличаться. Первое утреннее кормление включает только грудное молоко. Второе кормление состоит из порции каши с добавлением сливочного масла и фруктового пюре. В третье кормление дают овощное пюре с растительным маслом и желтком. Можно предложить фруктовый сок. Вечером малышу можно дать молоко и немного творожка или только молоко. В последнее кормление перед ночным сном ребенку предлагают грудь.

При необходимости, например, когда ребенок не съедает рекомендованное количество «взрослой» пищи, его обязательно нужно допаивать грудным молоком. В шестимесячном возрасте оно по-прежнему остается основной едой грудничка. Прикорм не является жизненной необходимостью. Можно сказать, что на этом этапе главная цель его введения – ознакомление с новыми вкусами, выработка у ребенка определенных навыков.

Если малыш не переносит белок коровьего молока, то его дневной рацион нужно корректировать, учитывая индивидуальные особенности. Первое кормление, как и в предыдущих вариантах, состоит из грудного молока. Позже, примерно к 10 утра, можно покормить ребенка безмолочной кашей с растительным маслом и фруктовым пюре.

В обед предлагают пюре из овощей с мясом и пюре из фруктов. В следующее кормление можно приготовить блюдо, состоящее их овощей и крупы, например, кабачок с рисом или гречкой. Перед сном ребенку предлагают грудное молоко. Каждое кормление грудничка должно заканчиваться допаиванием грудным молоком.

При искусственном вскармливании

Питание шестимесячного малыша-искусственника будет отличаться от рациона ребенка на грудном вскармливании. Прикорм для него вводится примерно на месяц раньше, чтобы компенсировать недостаток питательных веществ, возникающий в отсутствие грудного молока.

Особенно остро эта проблема стоит у детей, страдающих аллергией на белок молока. Таким малышам по рекомендации педиатра можно мясо с 5 месяцев. Если мама готовит мясо сама, то для деток-аллергиков нужно его вываривать дважды. Им не нужно давать телятину и говядину. По составу белок в составе этих продуктов похож на молочный и может вызывать аллергию. Поэтому предпочтение отдают нежирной свинине, кролику, индейке и курице.

Полугодовалого малыша, который питается адаптированной смесью, рекомендуется кормить 5 раз в сутки. Первое кормление ребенка, прикорм которого начали в 4,5-5 месяцев, включает 200 мл адаптированной молочной, кисломолочной или специальной гиппоаллергенной смеси. Примерно к 10 утра малыша можно покормить кашей – однокомпонентной и безмолочной, либо с добавлением привычной молочной смеси (150 г) и 4 г сливочного масла. Кашу дополняет пюре из фруктов. Обед может состоять из пюре из овощей и яичного желтка. Малышу можно предложить фруктовый сок. В полдник будет уместен творожок с печеньем. Дополнит его привычная смесь. Перед сном малыш получает смесь.

Питание малыша в 6 месяцев, в зависимости от особенностей его развития, состояния здоровья и рекомендаций педиатра, может включать фруктовые соки, сырые, отварные и печеные фрукты, овощи, каши, творог, яичный желток, растительное масло (кукурузное, оливковое или подсолнечное) и сливочное.

Когда какое-то блюдо не пришлось по вкусу малышу, маме не стоит отчаиваться. Можно попробовать предложить его позже, после некоторого перерыва. Если поначалу у крохи нет желания пробовать новую еду, не нужно проявлять неудовольствие, а тем более ругать его. Ребенка нельзя заставлять есть, если отсутствует аппетит. Если ребенок не подружился с прикормом в полгода, никакого вреда его здоровью это не принесет. Гораздо важнее сохранить хорошее настроение. Залог удачного введения прикорма и отличного аппетита малыша впоследствии – терпение и последовательность действий мамы, спокойствие и любовь.

Полезное видео о введении прикорма